Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Письмо с фронта 30.01.2009 499 Время на чтение 18 минут Это письмо было написано архиепископу Арсению (Стадницкому) игуменом Феодосием (Ганицким), будущим епископом Коломенским, священномучеником (память 20 апреля). Письмо было послано из Китая, где игумен оказался во время русско-японской войны, добровольно отправившись на фронт как священник при Евгеньевской общине сестер милосердия. Письмо не только интересно тем, что в нем описано служение священника на фронте, но и заставляет о многом задуматься. И прежде всего об отношении наших предков к войне. Современный корреспондент, особенно западного образа мыслей, живо изобразил бы нам опасности и подчеркнул бы ужасы военных действий. Игумен спокойным тоном, без всякой бравады сообщает о неразорвавшемся снаряде, упавшем между ним и медсестрой, шедшей впереди, о таком же неразорвавшемся снаряде, попавшем в санитарный поезд, о похоронах под взрывами, о болезнях, гибели врача и священника во время эвакуации, о том, что автору письма и медперсоналу пришлось бы «предаться» в руки японцев, если бы не удалось чудом эвакуироваться. Многие наши предки готовы были спокойно отдать свою жизнь за Отчество, не считая это чем-то необычным. Характерно и отношение к погибшим: отец Феодосий их всех называет героями, другого слова просто не использует. Может ли современный человек, испорченный двойными стандартами и ложью нашего времени, так сказать обо всех погибших в Афганистане или Чечне? Интересны и наблюдения за нравами и обычаями китайцев. Но особенно важны для нас описания действий военного священника, богослужений в походных условиях. Опыт этот будет, несомненно, полезен современным пастырям, окормляющим военнослужащих. «…как и подобает пастырю Христовой Церкви» Владыка Феодосий (в миру Иван Федорович Ганицкий или, по другим источникам, Ганецкий) родился в семье диакона в селе Рудой Белоцерковского уезда Киевской губернии 30 июля 1860 года. По окончании Киевской духовной семинарии Иван Ганицкий был в 1882 году назначен преподавателем закона Божия в Ак-Шенхском народном училище Перекопского уезда Таврической губернии. С 1890 года он служил бухгалтером в Казенной палате. 17 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а на следующий день - во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при Таврическом епархиальном свечном заводе, а 5 мая переведен в экономы Архиерейского дома.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки - профессиональные певцы в Др. Руси, из к-рых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об А. п. сохранились от XVI-XVII вв. Хоры А. п. были устроены по образцу хора митрополита (Патриарха) всея Руси и делились на станицы . Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего ее архиерея в церковной иерархии. Обычно хор А. п. состоял из 5-6 станиц, в 90-х гг. XVII в.- до 9. Как правило, станица состояла из 5 чел. В сер. XVI в. в хоре архиепископа Новгородского, занимавшего среди епархиальных иерархов 1-е место после митрополита Московского, в каждой станице было по 6-7 певцов. Певцы, входившие в 1-ю и 2-ю большие станицы, относились к высшей категории мастеров и назывались певчими дьяками, рядовые А. п. именовались подьяками. Отбирались А. п. из одаренных в муз. отношении местных жителей, гл. обр. из городского населения: посадских людей, ремесленников, детей духовенства. Новый певчий зачислялся в подьяки, проходил обучение и по мере совершенствования мастерства продвигался по служебной лестнице до получения звания дьяка. Иногда в А. п. попадали отставные или провинившиеся государевы и Патриаршие певчие. Главной обязанностью А. п. было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Здесь 1-я станица дьяков располагалась на правом клиросе, 2-я - на левом. Подьяки в зависимости от части службы и исполнявшегося песнопения могли петь на клиросе, в алтаре, на амвоне и т. д. Участвовали певцы и в различных действах литургических (пещном, хождении на осляти, летопровожении и др.), в поставлениях архиереев, их выходах, шествиях, поездках по епархии и в столицу, а также в погребениях высокопоставленных особ. Мастерство А. п. позволяло им петь вместе с государевым и Патриаршим хорами, а при необходимости пополнять их. Репертуар А. п. определялся прежде всего церковным уставом.

http://pravenc.ru/text/76494.html

С неодинаковым, конечно, чувством вышел каждый из нас сегодня из академического храма, но думаю, не ошибусь, если скажу, что торжественно совершенное в нем архиерейское служение на всех оставило, как всегда и везде на Руси оставляет оно, совсем особенное, необычное впечатление. Правда, духовному взору молящихся и в нем представляется то же высокое зрелище земной жизни и вечери Христовой, что и в скромной службе одного священника с диаконом, но наше зрение и слух получают за ним настолько полное удовлетворение, что при недостаточно-сосредоточенном внимании к молитвам кажется, будто присутствуешь за какой-то особой службой. Все в ней от посошника-мальчика с необычным ковриком в руке до «крепчайшего» гласа протодиакона заметно действует на всех. Нарядное убранство и обильное освещение храма, часто величественного своим видом и размерами, иногда очень древнего и потому полного дорогих для каждого исторических воспоминаний, празднично настроенное и соборной молитвой объединенное всесословное множество присутствующих, одетый в дорогие одежды сонм по обычаю сановных священнослужащих с епископом – нередко глубоким старцем во главе и наконец, сама служба, всегда у нас благолепная, неспешная и «сладкопесненная», в состоянии, мне представляется, повлиять и на не очень впечатлительные, даже холодные души. Но едва ли не больше всего значат при этом одинаково внимательно наблюдаемые всеми литургические особенности с церемониальными принадлежностями архиерейского священнослужения. Высоко ставя иерарха над сослужащими и всем вообще церковным собранием, одних и особенно людей простых, на долю которых так редко выпадает у нас случай молиться за этой службой, они поражают своей новизной, внешним блеском, стройными, но порой совсем непонятными для них звуками; других увлекают своим торжественным, нередко глубоко одушевленным исполнением; для третьих – они предмет благоговейного созерцания и пожалуй, благочестивого размышления, а человека, интересующегося прошлым христианского богослужения, эти обрядовые подробности занимают еще особой, неприметной для других, но очень важной для него стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

На голову каждого епископа при богослужении ныне возлагается у нас митра 1 всюду в Чиновнике архиерейского священнослужения называемая шапкой 2 . Это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время, чем и объясняется тот весьма знаменательный факт, что все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но митро­полита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старо-печатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России о митре хранят полное молчание. Как будто бы митра даже и не считается принадлежностью епископского облачения. Исключение в этом отношении представляют чины хиротоний южно-русских литургических памятников, в которых говорится не только о митре и о возложении её на епископов при хиротонии, но даже при возведении в сан архимандрита 3 . Несмотря на все это, в практике греческой церкви издавна патриарх александрийский, а, по его примеру, позднее и некоторые другие восточные епископы стали употреблять при богослужении голов­ное украшение, которое и называлось митрой 4 . Об этом ясно говорит Симеон Солунский , писатель первой половины XV века. Отвечая на вопрос: «Почему, кроме александрийского патриарха, архиереи и священники служат с откры­той головой, и что лучше служить с непокрытой головой?», наш экзегет пишет: «С непокровенной главой все восточ­ные иерархи и священники, за исключением александрийского патриарха, совершают священнодействие не по уничижению какому либо, но по слову возвышеннейшему и особенно свя­щенному, которое богоглаголивый Павел предлагает в научение, называя главой нашей Христа, нас же членами Его, и что должно чтущим нашего Главу Христа во время молитвы иметь головы открытыми. И не только поэтому, но и потому, что на открытую голову хиротонисуемый прини­мает рукоположение, и должен, таким образом, молиться и священнодействовать, как он был рукоположен. Иерарх же в особенности, так как хиротонисуемый имеет на главе богопреданные словеса, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, касающиеся реализации задач, поставленных Архиерейским Собором 2011 года. Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года и до настоящего времени, мною были запрошены правящие Преосвященные относительно проводимой работы, а также идей и предложений, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. Исходя из предложений, высказанных архипастырями и членами Совета, в 2014 году Советом были подготовлены и затем утверждены Святейшим Патриархом поручения Синодальным отделам и комиссиям, а также рекомендации правящим архиереям. О них я, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, сообщал всем вам. В соответствии с принятыми Советом решениями, поручения были направлены также Синодальным отделам и комиссиям. Одним из основных свидетельств почитания является молитвенное поминовение новомучеников, которое совершается во время богослужения. По поручению Совета Издательство Московской Патриархии совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых и Богослужебной комиссией выработали список новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить полиелейные службы. Изданы «Богослужебные указания на 2016 год», включающие разъяснения относительно праздничных служб новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Рассматривая деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно сказать следующее. Наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Хотя большая часть храмов освящена в честь Собора новомучеников и исповедников, а не конкретных подвижников. Во многих епархиях в дни празднования памяти новомучеников совершаются полиелейные службы. В епархиях созданы экспозиции, посвященные жизни и подвигу новомучеников, устанавливаются мемориальные доски. К сожалению, практически не происходит переименование улиц и площадей в память о новомучениках. При этом ссылаются на определенные процессуальные трудности. В связи с этим, мне кажется, следует инициировать присвоение имен новомучеников тем новым улицам и площадям, которые еще не получили своих названий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4367112...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Екатеринбургские епархиальные ведомости , журнал, официальное издание Екатеринбургской епархии (недейств.) Издавался с 19 апреля 1886 по май 1917 года. В 1886 - 1896 и 1907 - 1917 годах журнал издавался еженедельно (в 1917 вышло 22 номера), в 1897 - 1906 годах - 2 раза в месяц. Журнал состоял из официального и неофициального отделов. Объем официального отдела в первое десятилетие выхода издания превышал объем неофициальной части. Помимо обычных для епархиальных изданий публикаций (манифестов, указов, сведений о наградах и благодарностях, приказов по ведомству православного исповедания, распоряжений и определений Сената, Святейшего Синода и епархиального начальства) в официальной части регулярно печатались доклады секретарей духовной консистории, правила и уставы к руководству причтом; подробнейшие отчеты о состоянии епархиальных учебных заведений, разрядные списки учеников духовно-учебных заведений и расписания экзаменов (до открытия в 1912 году Екатеринбургской духовной семинарии приводились сведения по Пермской духовной семинарии ), журналы епархиальных и окружных училищных съездов; маршруты поездок правящих архиереев для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о численности и деятельности старообрядцев в епархии; расписания проповедей в Богоявленском соборе Екатеринбурга ; ведомости движения делопроизводства в консистории; сведения о работе епархиального свечного завода; извещения училищного совета, редакции ведомостей, братств и епархиального попечительства и т. п. Кроме того, в каждом номере печатались " Епархиальные известия " , сообщавшие обо всех архиерейских богослужениях, о вакантных местах клириков, причетников и просфорниц, о переменах по службе, о производстве в чины. В 1880-90-х годах в неофициальном отделе каждого номера публиковали по 1-3 проповеди и поучения, церковно-педагогические заметки, разъяснения отдельных мест богослужения, миссионерские материалы по старообрядчеству и сектантству общего характера; почти все эти тексты были перепечатаны из других епархиальных или (реже) центральных журналов.

http://drevo-info.ru/articles/26576.html

Глава 5. История источников церковного права на востоке после разделения восточной и западной церквей § 80. Императорские законы, как источник церковного права 828 Теократический первосвященнический характер императорской власти, задатки которого обнаружились уже при первых христианских императорах, с течением времени проявился весьма наглядно в усвоении императором внешних знаков и принадлежностей архиерейского сана. В религиозных процессиях, который совершались императорами по большим праздникам, при царских выходах в софийский храм, императоры имели на себе облачение, подобное архиерейскому (митра, саккос, омофор), благословляли народ в качестве наместников Бога на земле и принимали даже некоторое активное участие в богослужении 829 . По свидетельству Никиты Акомината, императоры считали для себя невыносимой обидой, если их не признавали людьми богоподобными по образу, героями по силе, богомудрыми как Соломон, богодухновенными руководителями, вернейшим правилом из правил, одним словом непогрешимыми судьями дел божеских и человеческих, установителями догматов и судьями, наказывающими тех, кто не соглашается с ними 830 . По свидетельству других византийских писателей 831 , император Никифор Фока обратился к епископам с указом, которым определялось, что все церковные дела подлежат императорскому одобрению или неодобрению. Дмитрий Хоматин, архиепископ болгарский, исключая из компетенции царской власти область священнодействия, говорит, что, за исключением этой области, все остальные прерогативы церковной власти представляет собою император, причем предполагается, что император действует законно и канонически 832 . Это последнее предположение, как необходимое, высказывалось и самими императорами, даже такими, которыми на самом деле издавались законы, в большей или меньшей степени, отступавшие от канонов 833 . Однако с другой стороны, высказывалось и то, что цари, по данной им власти свыше (κατ τν δεδομνην τος βασιλεσιν νωθεν κυριτητα), могут допускать исключения из всякого правила, гражданского или церковного, ибо тот, кому поручено Богом управление миром, стоит выше законов своих подданных 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Дорогие отцы и братья! Рад сегодня приветствовать всех вас на открытии первого семинара священнослужителей старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви. Это моя первая встреча с вами в таком формате в качестве председателя созданной Архиерейским Собором 2004 года при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Эта комиссия призвана, в частности, осуществлять координацию служения старообрядных приходов Русской Православной Церкви, вырабатывать предложения по концептуальным и каноническим основам их бытия и содействовать их участию в общецерковной жизни. Выполняя поручение Святейшего Патриарха и Священного Синода, я на протяжении уже нескольких лет внимательно слежу за происходящими в старообрядческом сообществе событиями. Многое мне известно из сообщений СМИ, из предоставляемых мне информационных сводок, из сообщений, звучащих на заседаниях Комиссии. С некоторыми из вас я имел возможность познакомиться непосредственно в молитвенном общении на главном нашем богослужении — Божественной литургии древним чином. Ее я регулярно совершаю в Покровском храме в Рубцове, при котором учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции , Попечительский совет которого мне поручено возглавлять Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Но сегодня наше общение принимает иное качество. Это именно первый опыт нашего непосредственного общения с духовенством или представителями старообрядных приходов. И это общение видится мне взаимополезным. С одной стороны, мне важно узнать о ваших проблемах, заботах, настроениях. С другой стороны, семинар задумывался для того, чтобы ознакомить вас с актуальными достижениями современной богословской и церковно-исторической науки, в частности, исторической литургики. Мы проводим наш семинар на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, которая уже имеет некоторый опыт проведения образовательных курсов с целью совершенствования знаний духовенства в различных областях церковной жизни. Обычно проведение таких семинаров заканчивается выдачей соответствующих свидетельств, что предусматривается и в нашем случае. Но главное – опыт живого общения, позволяющего вам корректировать точки приложения своих духовных сил, наполняя их новой живительной силой, а нам — выявлять трудности церковного служения старообрядных приходов с целью разрешения этих трудностей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5090772...

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  15 сентября 2011 г. Книжная справа в XXI веке Проект документа Межсоборного присутствия «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века», вынесенный на всеобщее обсуждение на официальном сайте Межсоборного присутствия и ряде других интернет-ресурсов, собрал значительное число комментариев. При этом интерес большинства участников дискуссии вызвал не столько текст документа, сколько сам факт его появления. Словесные битвы развернулись главным образом вокруг вопроса о принципиальной возможности новой справы богослужебных книг. Проект документа выдержан в крайне осторожных тонах. Это легко понять, ведь для многих чад Русской Православной Церкви исправление богослужебных текстов прочно связано с болезненными событиями нашей церковной истории — от трагедии раскола XVII века, через редактирование текстов на рубеже XIX–XX веков — и до бурной полемики вокруг переводческой деятельности авторов под руководством священника Георгия Кочеткова в 1990-е годы. Уже в начальных строках проекта Межсоборного присутствия церковнославянский язык назван неотъемлемой частью богослужебной традиции Русской Православной Церкви, общекультурной ценностью, которую следует беречь и хранить. Эта же мысль не раз повторяется в тексте документа. Церковнославянский язык называется основным языком богослужения Русской Православной Церкви, а организация работы по его широкому изучению — важной задачей, которая стоит сегодня перед церковным сообществом. Документ подчеркивает усилия священноначалия, которое, начиная с первых веков после крещения Руси, придавало большое значение развитию и совершенствованию богослужебного языка. Приведены исторические примеры, связывающие внимание, которое уделяется сегодня проблеме понятности священных текстов для верующих со всем предыдущим периодом развития церковнославянского языка. Авторы проекта отмечают, что вопросы о редактировании богослужебных текстов неоднократно поднимались и в новейший период истории Русской Православной Церкви. В частности, речь идет о постановлениях Архиерейских Соборов 1994 и 2000 годов, указывающих на необходимость усилий по упорядочиванию богослужебной практики. Более того, есть решение Юбилейного Собора 2000 года о создании особой литургической комиссии при Священном Синоде, отличной от Богослужебной комиссии, для продолжения трудов по «редактированию богослужебных текстов с целью облегчения их восприятия молящимися».

http://e-vestnik.ru/society/redaktirovan...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Матушка и батюшка Рассказ 26.03.2021 3179 Время на чтение 7 минут Храм решили строить поближе к дороге, хотя пустырь между двумя городскими микрорайонами позволял не считаться с расстоянием. - Матушка, может быть, чуть подальше от остановки? – изначально не соглашался отец Федор, хотя прекрасно понимал, что для переубеждения супруги, аргументов у него недостаточно. Даже предложение о клумбах с цветами перед папертью было отвергнуто. - По бокам посадим и цветы, и сирень с деревьями, а перед воротами - ничего, что бы сразу прихожане, вышли из маршрутки и в храм, - рассуждала матушка. И не только рассуждала, она еще умудрилась в городском отделе архитектуры доказать, что проект надо изменить, церковный двор удлинить, по северной стороне расширить и кроме котлована под храм, второй фундамент для воскресной школы и просфорни выкопать. Архитекторы головами покачали, языками поцокали, но отразить напор священнической жены не смогли, как и не сумели толком понять, что такое «по благословению», «с Божьей помощью» и «не искушайте меня». Проект передали на доработку, разработку, перерегистрацию и актуализацию «в связи с новыми реалиями». Нужно заметить, что кроме неугомонной активности в делах строительных, матушка еще успевала молиться, постится, организовывать семейное благополучие и, кроме батюшки и дочек, ухаживать за домашним, зловредным котом заморского происхождения. Время скоротечно, ежедневные богослужения и заботы приходские его ускоряют, а прихожане украшают, поэтому с годами, хотя в сутках, как и всегда, 24 часа, расстояния между Рождеством-Пасхой-Троицей и Покровом уменьшаются. Отец Федор с матушкой это прекрасно понимали, сил и молитв не жалели и вскоре основание будущего храма было готово. Пригласили правящего архиерея, первый камень заложить и строительство храма благословить. Архиерейская служба – дело радостное и благодатное, но хлопотное, большого внимания требующее, тем более, что кроме прихожан и окрестных священников, городское начальство на молебен пожаловало.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/26/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010