поиск:   разделы   рассылка Пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года Источник:  Официальный сайт РПЦ МП 6 февраля 2013 года в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция, посвященная итогам завершившегося накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В.Р. Легойда: Уважаемые коллеги, разрешите вас поприветствовать и поблагодарить за внимание к нашей пресс-конференции, которая проходит сегодня здесь, в Храме Христа Спасителя, по итогам завершившего свою работу вчера вечером Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Позвольте мне представить участников нашей пресс-конференции: митрополит Волоколамский Иларион, постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры; митрополит Бориспольский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, первый викарий Киевской епархии; митрополит Рязанский и Михайловский Павел, глава редакционной группы Архиерейского Собора; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, и я, Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела. Разрешите еще раз вас поприветствовать и попросить митрополита Илариона сказать несколько вводных слов. Митрополит Иларион: Уважаемые друзья! Только что завершился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор – это высший иерархический орган управления Церковью, который решает все основные вопросы, кроме таких вопросов, как избрание Патриарха, для которого собирается Поместный Собор с участием клириков, монашествующих и мирян. Нынешний Архиерейский Собор был самым представительным за всю историю Русской Православной Церкви. Никогда еще не собиралось такое число архиереев на богослужения в Храме Христа Спасителя ни в дореволюционную эпоху, ни в новейшее время; никогда не собиралось столько архипастырей в Зале церковных соборов для обсуждения насущных проблем церковной жизни.

http://religare.ru/2_99630.html

Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1994 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 29 НОЯБРЯ — 2 ДЕКАБРЯ 1994 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев. В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

Скачать epub pdf Принадлежности архиерейской службы При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники – дикирий и трикирий, рипиды. Орлецы, жезл (посох). Дикирий и трикирий представляют собою два ручных фигурных светильника с ячейками для двух и для трех длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует собою свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. Дикирий имеет в центре между двумя свечами знамение креста. На трикирии в древности не принято было поставлять крест, так как крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божиим. Свечи, горящие в дикириях и трикириях, называются двухплетенные, трехплетенные, осеняльные, осеняльники. В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ. Право благословлять этими светильниками предоставляется иногда архимандритам некоторых монастырей. На литургии после облачения и входа в алтарь при пении “Приидите, поклонимся,” архиерей осеняет народ дикирием, который держит в левой руке, и трикирием – в правой. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке дикирий. При пении Трисвятого он осеняет Евангелие на престоле дикирием, имея его в правой руке, а затем, держа в левой руке крест, а в правой – дикирий, благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия, наконец, что все, совершаемое архиереем в церкви, происходит во имя Господне и по воле Его. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения. В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него. У древних отцов епископ назывался просветитель, или просвещающий, и подражатель Отца Светов и Истинного Света – Иисуса, имеющий благодать апостолов, которые названы были светом мира. Архиерей путеводит к свету, подражая Христу – свету мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Слово митрополита Варсонофия на заседании архиерейского совета июля 2020 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на заседании архиерейского совета 22 июля 2020 года _________ Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Последний раз мы встречались больше четырех месяцев тому назад - 13 марта. С того времени многое изменилось. Вся деятельность Церкви, как и жизнь почти всей страны, находилась в замершем состоянии. Хотел бы от вас услышать, как обстоят дела в ваших епархиях сегодня и как обстояли в период активной фазы распространения коронавирусной инфекции. Насколько мы знаем, в Ленинградской области в целом картина была лучше, чем в Санкт-Петербурге, храмы закрывались лишь в отдельных районах и на сравнительно небольшое время. У нас храмы были полностью закрыты полтора месяца - с 14 апреля по 5 июля. Люди не могли присутствовать на богослужениях в такие великие и дорогие каждому христианину дни, как Страстная седмица, Пасха, Радоница, причащаться, исповедоваться, духовно насыщаться. Всем пришлось испытать неудобства. Снизились до минимума пожертвования, необходимые для обеспечения жизни приходов: оплаты коммунальных платежей, налогов, жалования духовенству, хору, сотрудникам храмов. Это испытание поможет нам больше ценить друг друга, поскольку все нуждаются друг в друге. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, " этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации… Если пандемия обнаружила человеческую слабость, по крайней мере на сегодня, нашу неспособность бороться, то не знак ли - это свыше, чтобы мы задумались о жизни? Чтобы мы поняли: все, что используется человеком в оправдание его власти, его поведения, исполненного гордости, - все это может быть в одночасье разрушено силой Божией " . Благодаря обращению Его Святейшества в органы государственной власти, религиозным организациям на 2-й квартал этого года (апрель, май, июнь) были отменены страховые взносы в различные фонды, а также мы освобождены от транспортного и земельного налогов.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Нечто о правах священно- и церковно-служителей в отношении к богослужению Имеет ли право простой священник благословлять кого-либо из мирян, не получивших благословения архиерейского, надевать стихарь для участия в богослужении? – Могут ли употреблять стихарь стихарные причетники двоеженцы, и женившиеся на вдовах? – Может ли диакон совершать церк. службы сам один без участия и благословения священника? – Об употреблении скуфьи и камилавки. – Об употреблении черной скуфьи, получаемой от архиерея. §1. Могут ли простые священники сами, без благословения архиерейского, разрешать кому-либо из мирян и даже причетников, не посвященных в стихарь, надевать стихарь для участия в богослужении? Ответ должен быть отрицательный, потому что право носить стихарь приобретается посредством особого посвящения, которое совершается архиереем; оно состоит в пострижении посвящаемого, в облачении его в так называемую малую фелонь, и в особенном руковозложении (хиротесия) архиерейском (Сравн. Нов. Скриж. ч. III, гл. I, §§2–6). Все эти действия и обряды, совершаемые архиереем, никогда не могут быть совершаемы священниками, и потому никто из них не может и благословлять кому-либо надевать стихарь для участия в богослужении ( Тит. 1:5 ; 1Тимоф. 5:22 ). Исключение из этого могут составлять игумены пресвитеры и архимандриты, которым по древнему правилу предоставляется право поставлять чтецов в своих монастырях (VII Всел. Собор. прав. 14). Но это относится уже к практике монашеской, а к простым священникам не относится. §2. Архиереи имеют право благословлять употребление стихаря и без особенного посвящения, и даже заочно; так они дают подобное благословение иногда семинаристам для произношения проповедей, прислуживания в церкви, и т.п. Само собою разумеется, что такое благословение дается на определенный срок, по миновании которого может быть возобновляемо для тех, которые по выходе из семинарии остаются на службе в духовном звании, напр. в должности псаломщиков, или учителей училищ, и т.п. Вследствие этого, если бы кто из таковых, по соглашению, конечно, с местным настоятелем, пожелал произносить проповедь , или читать Апостол в стихаре, то священник также должен благословлять ему употребление оного, как и лицам, получившим действительное пострижение архиерейское, без всякого прекословия, по обычаю (Из принятой практики).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

июля 1-го. Суббота. Служба в храме Воскресения. На Сионе. В обители Св. Саввы. Подобно перво-христианам, сегодняшний день мы начали с вечера, отправившись после 8 часов в храм Гроба Господня, который, вскоре после нашего прихода, турецкая стража заперла на замок. Провести ночь в храме Гроба Господня – значит выслушать богослужение, которое здесь, по примеру перво-христианской церкви, совершается всегда по ночам. И многие из нас уже не одну ночь провели в храме Гроба Господня, присутствуя за богослужением. Сегодня же в храме Гроба Господня мы собрались все вместе, так как Преосвященный намерен был совершить богослужение, за которым, по существующему благочестивому обычаю паломников, мы приготовились причаститься Св. Христовых Тайн. Едва лишь мы вошли в храм, как поджидавшая нас турецкая стража закрыла его двери и храм сразу погрузился в полумрак, сообщивший ему какое то особенно-таинственное величие. Трепетные тени мерцавших лампад побежали во все стороны по обширному храму. Здесь уже было много народу. Слух о том, что в храме Гроба Господня будет совершать богослужение русский Архиерей явление крайне редкое здесь – быстро разнесся по Иерусалиму и его окрестностям, а потому в храме сегодня собрались не только все русские паломники, проживающие в Иерусалиме, но многие и из местных жителей, и из ближайших окрестностей Иерусалима. По заведенному издавна порядку, православное богослужение в храме Гроба Господня начинается обыкновенно всенощным бдением, которое совершается после 9 часов на Голгофе; литургия же начинается ровно в 12 часов ночи на Гробе Господнем. Так было и сегодня. Около 9 часов из приемной настоятеля Свято-гробского Братства, о. Евфимия, мы поднялись на Голгофу. О. Анастасий и о. архидиакон облачились в священные одежды, несколько отличающиеся покроем от наших, и у престола, поставленного над Голгофской скалой, с благословения Владыки, начали богослужение. Народ стоял здесь же рядом с священнодействующими, тесным кольцом окружая их. С правой стороны на архиерейском месте стал один из присутствовавших в храме митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Документы Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года 23.01.2009 23:28 ЖУРНАЛ 1 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о составе рабочих органов Архиерейского и Поместного Соборов. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить состав секретариата, а также мандатной, счетной и редакционной комиссий Архиерейского и Поместного Соборов и представить его на рассмотрение Соборов. ЖУРНАЛ 2 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола, Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о предложении Комиссии относительно формы молитвенного поминовения на богослужениях новоизбранного 16-го Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания его на Поместном соборе до патриаршей интронизации 1 февраля 2009 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить следующие тексты прошений молитвенного поминовения новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания Предстоятеля Церкви  до дня его интронизации: На великой ектении: О Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Господу помолимся. На сугубой ектении: Еще молимся о Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и о всей во Христе братии нашей. На Великом входе: Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (или Преосвященнейшаго) Митрополита (Архиепископа или Епископа) имярек, избраннаго и нареченнаго Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем… 2. Возносить данные прошения на богослужениях во всех храмах Русской Православной Церкви от времени избрания до совершения интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 10 (23) Священномученики Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский, и Иоанн Скадовский Священномученик Прокопий (в миру Петр Семенович Титов) родился 25 декабря 1877 года в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска, которую окончил в 1897 году. В 1901 году Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского Духовного училища; на этой должности он пробыл несколько месяцев. 21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий, 23-го – рукоположен в сан иеромонаха. После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме. Школа состояла из четырех классов, и в нее после предварительных экзаменов принимались мальчики от двена­дцати до пятнадцати лет, окончившие одноклассную школу. Задача шко­лы состояла в том, чтобы за четыре года дать все необходимые сведения для учи­теля одноклассной школы. Преподавательский коллектив шко­лы состо­ял из заведующего и законоучителя, должность которых исполнял иеро­мо­нах Прокопий, священника-законоучителя, семи учителей и эконома. Уча­щихся было около ста пятидесяти человек. Томская церковно-учительская школа в соответствии с решением Святейшего Синода должна бы­ла го­то­вить учителей для Томской, Омской, Тобольской и Енисейской епархий. Одним из главных элементов религиозно-нравственного воспитания учеников было участие в богослужениях; они посещали все воскресные и праздничные богослужения при архиерейском доме, участвуя в церковном пении и чтении. Ученики двух старших классов, изучающие церковный устав, поочередно посещали будничные богослужения. По воскресным дням в школе устраивались религиозно-нравственные чтения, в которых принимали участие не только учителя, но и наиболее способные ученики. При церковно-учительской школе существовала воскресная школа, которой также руководил иеромонах Прокопий.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

Власть священнодействия Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Богослужение Священнослужебная власть Церкви (potestas ministerii) обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение. Формы богопочитания могут быть различны; различия в обрядах допускаются, но обряд должен строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. В Русской Православной Церкви с конца XVIII в. существует единоверие: в единоверческих храмах богослужение совершается по церковным книгам дониконовской печати с соблюдением дониконовской обрядности. Однако всякие изменения в богослужение вносятся законной церковной властью. Самовольное изменение обрядов, принятых Церковью, представляет собой противоправное действие, угрожающее расколом. В соответствии со 116-м правилом Карфагенского Собора произвол в богослужении запрещается: «Поставлено и сие: да совершаются всеми утвержденныя на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не приносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны.» Таким образом, предполагается уставность богослужения. Наша Церковь ныне совершает богослужения по заимствованному ею на Христианском Востоке Иерусалимскому Уставу. В случае необходимости новые обряды или новые праздники вводятся по постановлению законной церковной власти (в настоящее время у нас - Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха и Священного Синода). Богослужения совершать могут лишь священные лица: епископы и пресвитеры. Как гласит 6-е правило Гангрского Собора, «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет, и, презирая Церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, да будет под клятвою.» Диаконы и церковнослужители помогают епископу и пресвитеру в совершении богослужения. Согласно 15-му правилу Лаодикийского Собора, устанавливается такой порядок: «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих; не должно иным некоторым пети в церкви.» Зонара в толковании на это правило писал: «Отцы Собора желают, чтобы в церквах было соблюдено благочиние, почему и сказали, что не должно в церквах петь каждому, кто хочет, но каноническим певцам, т.е. определенным в клир, рукоположенным в каждую церковь, поющим по книгам.» О том, что только посвященным лицам дозволяется читать с амвона, говорится и в 14-м правиле VII Вселенского Собора: «Понеже видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископскаго рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами, то повелеваем отныне сему не быти.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432446/

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 4 – Богослужение Совершение богослужения, то есть служения Богу, – это главное, для чего создан храм, для чего люди приходят в церковь . Служением Богу, в узком смысле, может быть названо служение человека словом и действием, которые предназначены только Богу. Богослужение совершают только священнослужители, в нем могут участвовать и миряне, имеющие благословение на каждое конкретное чтение или пение. Все православные христиане, посещая церковь , храм Божий, участвуют в богослужении молитвой. УСТАВ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ. Православное богослужение состоит в совершении Таинств, чинопоследований, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Совершают богослужение не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определенному порядку, уставу, принятому в Церкви. Устав богослужения излагается в книге, которая называется Типикон , что в переводе с греческого и значит “устав”. Порядок совершения богослужений изложен в Служебнике и Требнике , которые содержат последовательность всего, что читает, возглашает и пропевает священник или диакон. Для архиерейской службы составлен Чиновник . Для чтецов составлены другие книги. Следованная Псалтирь содержит последовательность служб суточного круга: вечерни, утрени, часов и других. Для этой же цели составлен Часослов . Для певцов и чтецов составлены: Октоих – службы недельного круга (например, воскресные, понедельничные и т. д.); Минея – службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца (более 25 томов). Триодь Постная – службы Великого поста. Триодь Цветная – службы Пасхи и всех пасхальных дней, включая Троицу. Кроме того, есть Ирмологий , Стихирарь , Праздничная и Общая Минея и другие. Для мирян, которые желают следить за богослужением, издана брошюра “Всенощное бдение и литургия”. Хотя в ней нет всех изменяющихся текстов, основные молитвы и песнопения в ней все же имеются. Виды богослужений – 9-й час, вечерня , повечерие , полунощница, утреня , 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия – составляют суточный круг богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010