Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) Смысл и значение византийского церковного пения для православного богослужения 1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение – это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами апостолов, святых отцов и учителей Церкви. Просвещенные благодатью Святого Духа, они обогатили богослужение псалмами, евангельскими, апостольскими и ветхозаветными чтениями, архиерейскими и священническими молитвами, диаконскими прошениями, песнопениями, тропарями и канонами. Они создали чин службы, согласно апостольскому повелению: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ). Они постепенно определили вид и устройство православного храма, место святых икон в нём, они же ввели в богослужение и церковное пение. Поэтому мы не можем считать себя православными, если не участвуем в церковном собрании, о внимательном и благоговейном совершении которого столько заботились святые отцы. Там мы становимся одним телом, Телом Христовым, Его исповедуем и возносим моления Триединому Богу, приносим Ему свои дары, а Он преподает нам Свои Тело и Кровь, соединяется с нами, обещая даровать полноту Жизни в Своём преславном Царствии. Мы слышим слова святого пророка Давида, побуждающего нас к посещению церковных собраний: «В церквах благословите Бога» ( Пс. 67, 27 ). Исполненный божественной любви, он говорит о самом себе так: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс. 83, 3 ). И святой апостол Павел призывает не оставлять церковных собраний: «Не оставляюще собрания своего» ( Евр. 10, 25 ). Жажда благодати ведёт нас в храм Божий для участия в богослужении. В круг суточных богослужений входят: полунощница, утреня, часы, Божественная литургия, вечерня. В совокупности они представляют образ Небесного славословия и дают нам предощущение Царствия Божия. 2. Церковное пение – дело Благодати Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Архиерейское богослужение [греч. αρχιερατικ λειτουργα, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь » ( Игнатий Богоносец , сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности — зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христианского богослужения — «Апостольскому преданию» (III b.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», koh. V — haч. VI b.) и др.,— епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Mvponoмaзahuя, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. O. n. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV b., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Mvponoмaзahue; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно — ρχιερατικν. Σ. 126—139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским. В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvpoм, а мvpo освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мvpa… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни cb. мvpa, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» ( Симеон Солунский . О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Архиерейского Собора «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 1. Воздать хвалу Господу о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни в России, других странах Содружества Независимых Государств и Балтии. Благодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священный Синод за труды по руководству общецерковной деятельностью, принесшие добрый плод Пастыреначальнику Христу. 2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на настоящем Архиерейском Соборе со благодарением принять к сведению. 3. Полагать весьма полезными состоявшиеся в межсоборный период визиты Святейшего Патриарха в епархии Русской Православной Церкви, в ходе которых Его Святейшеством совершались богослужения, собиравшие большое количество верующих, проводились встречи с духовенством и мирянами, руководителями местных органов власти, военнослужащими, молодежью, интеллигенцией, представителями общественных кругов и средств массовой информации, заключенными. Просить Святейшего Патриарха продолжать в будущем посещения епархий, содействующие укреплению церковного единства, создающие возможность общения клира и паствы со своим Первоиерархом, способствующие разрешению насущных проблем на местах. 4. Выразить удовлетворение в связи с визитами Предстоятеля Русской Церкви в другие Поместные Православные Церкви, в ряд стран СНГ и дальнего зарубежья. Соборно свидетельствовать о высоком значении этих визитов и прошедших в их рамках встреч с Предстоятелями Церквей-Сестер, инославными и другими религиозными лидерами, главами государств, видными политическими и общественными деятелями. 5. С удовлетворением отметить состояние церковной жизни в стольном граде Москве, клирики и миряне которого являют добрый пример во всех областях служения Церкви. Благодарить Святейшего Патриарха за попечение о ставропигиальных монастырях и храмах, составляющих наряду со столицей Патриаршую область.

http://sedmitza.ru/lib/text/429325/

IV. Обстоятельства, по которым были получаемы от Архиерея освященные антиминсы Для более удобного указания обстоятельств, по которым были получаемы от Архиерея освященные антиминсы, рассмотрим эти обстоятельства особо, по отношению подвижных и неподвижных антиминсов. А. Подвижные антиминсы Подвижными антиминсами называются те, которые даются в походные или домовые церкви, устраняемые на определенное, известное время. Иногда на самых антиминсах было писано, что они подвижные. В Курске, в архиерейском доме, есть антиминс с надписью на нем: «для совершения службы на всяком месте 34 » В Минске, в домовой церкви при архиерейском доме, находятся антиминсы с надписями: «во храме на всяком месте владычестве его 35 »; «во храме святителя Христова Николая или на всяком месте 36 »; «при храме Сошествия Святого Духа, обители православной, Сурдецкой, подвижный 37 ». «Антиминс подвижной до церкви Стошаниной Заложения (?) Покрова Пресвятыя Богородицы 38 . В Могилеве, в ризнице кафедрального собора, есть антиминс с надписью: «во еже священнодействовати во всяком месте, идеже прилучится, также и во храме св. Богоявления обители Братской Полоцкой 39 ». В ризнице Александро-Невской Лавры находятся антиминсы, освященные Архиепископами Херсонскими, на которых в надписи сказано: «подвижно» 40 . Из таких надисей видно, что одни из антиминсов освящались во имя Господне, иные же во имя Святого или праздника Господня. Первоначальны антиминсы были подвижные. Такие антиминсы существовали во время гонений на Христову церковь от язычников и еретиков и в походных церквах Императора Константина Великого . Они употреблялись и в путешествиях на сухом пути и на кораблях 41 . Антиминсы переносились с места на место, говорит Симеон Солунский , подобно древней скинии, но имели большую, сравнительно с нею, силу; потому что на них священнодействуется живый небесный хлеб. Даются они, продолжает он, по усмотрению Архиерея и по нужде туда, где нет храма, также верным людям, отходящим в путь дальний и продолжительный, или самим царям, что бы на них можно было совершать жертву великую и таинство (гл. 126, Нов. Скр. ч. III, гл. VIII, § 10). Они водружаются на одном месте и не соединяются с храмом; потому что для них весь мир есть храм Божий (гл. 127, там же). В России поныне посылаются подвижные антиминсы в отдаленные места, где вовсе нет храмов. В 1858-м году ноября 16-го, Преосвященный Евсевий, Архиепископ Иркутский, просил у св. Синода для отдаленных мест Иркутской губернии переносных антиминсов 42 , и Святейший Синод разрешил (1858 г. декабря 22-го) «при отдаленном расстоянии некоторых селений от приходских церквей Иркутской епархии, выдавать сельским священникам подвижные антиминсы для совершения божественной литургии в молитвенных домах и часовнях» (Извлечен. из отчета по вед. дух. дел правосл. испов. за 1858 г., стр. 17). Не редко, подвижные антиминсы были даваемы и во время перестройки или поправки церкви для совершения богослужения в часовне 43 , иногда же и в доме 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А. Леднев, Е. Лукьянов Пир веры. Торжество святости глазами паломника Перед восхождением Почитание архиепископа Иоанна, святителя и чудотворца, началось ещё при его жизни. И по смерти Владыки многие по его предстательству получали от Бога исцеления и свидетельствовали о ином чудесном заступничестве Архипастыря уже торжествующей Церкви. Писались его иконы, по всему миру почиталась его святая память, а нетленные останки Владыки свидетельствуют, что душа угодника Божия пребывает чиста и непорочна в селениях праведных. Сейчас, когда время всё сокращается, увлекая верных с узкого пути на стези мира сего, прославление святителя Иоанна есть великое подкрепление изнемогающей рати Христовой, чьи ряды так стремительно пустеют. Некоторым современникам Владыки было тяжело сжиться с мыслью, что вот человек, которого они знали при жизни, ходивший среди них, теперь будет прославлен со святыми и ему будут возноситься молитвы. Русская Церковь знает и иные скорые прославления: менее 10 лет прошло от кончины до прославления святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, преп. Кирилл Белозерский был прославлен через 13 лет по преставлении своём, преп. Антоний Сийский – через 23 года; можно назвать имена и других скоропрославленных угодников Божиих как на Руси, так и вне её пределов. В 1992 году на Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви обсуждался вопрос о подготовлении к прославлению святителя Иоанна, а на проходившем в мае 1993 года Архиерейском Соборе было определено совершить прославление 19 июня/2 июля 1994 года в Сан-Франциско – в день 28-й годовщины честного преставления праведника Божия. В Западно-Американской епархии был создан Организационный комитет. Ему предстояло решить: как разместить всё духовенство в алтаре, где найти места для облачения священнослужителей, как организовать порядок за богослужением (кто будет следить за свечами, например) и вне храма, как заказать необходимое количество просфор, осуществить питание паломников, трапезу после торжества, как дать всем паломникам возможность участвовать в богослужении. Поэтому уже с осени прошлого года собрания комитета, организовавшего также торжества прославления святителей Иннокентия и Николая, проходили еженедельно. Комитетом были разосланы по Зарубежью обращения о сборе пожертвований на устроение раки и сени для честных мощей святителя Иоанна. Проект их был исполнен прот. Стефаном Сабельником, им же вместе с иереем Георгием Куртовым и диаконом Виталием Кичаковым осуществлена резьба по дереву для раки и сени. Иконы для сени написали архим. Алексий (Розентул), иеромонах Андрей (Эрастов), Иаков Ференс и В. В. Красовский. Архиепископом Антонием Сан-Францисским была подготовлена служба Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Архиепископ Пятигорский Феофилакт: «Свобода от страха дает силу любить» 29 грудня 2017 р. 15:35 Настоятель Успенского Бештаугорского Второ-Афонского монастыря  архиепископ Пятигорский Феофилакт  дал интервью порталу «Монастырский вестник». — Ваше Высокопреосвященство, будучи архиепископом, Вы являетесь и настоятелем Успенского Бештаугорского Второ-Афонского монастыря. Трудно ли совмещать эти два служения? — Мне бы хотелось не совмещать их, а жить своим служением, и я делаю все для того, чтобы быть монахом, находиться в монастыре и нести послушание, которое Церковь доверила епископу. У меня был опыт жизни вне монастыря, когда по благословению архиерея пришлось строить храм и основывать общину, в том месте, где ее никогда не было, начинать все с нуля. Приходилось исполнять и административные послушания, и тогда моим монастырем была семинария, где я жил. А когда я был назначен в восстановленную  Пятигорскую епархию , воспользовался счастливой возможностью жить в монастыре, и это было долгожданное и по сей день для меня очень радостное решение. Я обрел дом, и, знаете, все остальные житейские вопросы: где строить архиерейский дом и прочие, были как-то очень быстро решены. В монастыре есть игуменский дом, есть возможность совершать богослужения в домовом храме, там же можно проводить приемы и встречи, в которых мне, как архиерею и священноархимандриту, приходится принимать участие. — Освященный  Архиерейский Собор  утвердил принятое  Межсоборным присутствием   Положение о монастырях и монашествующих . Когда документ проходил стадию обсуждения, в сетевых дискуссиях часто поднимался вопрос взаимоотношений архиерея с монастырями епархии. Что, на Ваш взгляд, необходимо делать архиерею, чтобы монашеская жизнь развивалась? — Да, в монастырях нашей епархии мы тоже обсуждали этот документ, читали комментарии на площадках Присутствия, знакомились с отзывами архиереев. Вопрос взаимоотношений архиерея с игуменом и у нас очень живо обсуждался. Если говорить о положительной стороне дела, то мы видим хорошие примеры развития монастырей в епархиях, когда архиерей заинтересован в этом. Только ему надо стараться самому быть примером для монашествующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5090801...

Воспоминания о встречах с Патриархами Сергием и Алексием Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 1 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 С 1938 года я учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу скрипки. В то же самое время я приходил молиться по воскресным дням и в большие церковные праздники в храм святого Илии Пророка, что в Обыденском переулке, где время от времени исповедовался у отца Александра Толгского — настоятеля этого храма. Положение духовенства в то время было крайне тяжелым. Действующих храмов было очень мало. Большинство храмов было осквернено и разрушено, а духовенство репрессировано. Епархиальные архиереи собирались в Москве для решения своей участи и служили в разных храмах Москвы. Когда началась Великая Отечественная война, отношение властей к Церкви изменилось к лучшему, и из тюрем и ссылок стало возвращаться духовенство. В то время в храме святого Илии Обыденского служил Калужский епископ Питирим (Свиридов), в будущем — митрополит Крутицкий и Коломенский. Однажды я стоял в храме и молился незадолго до начала Литургии. Готовилась встреча епископа. Старший иподьякон заметил меня в толпе молящихся и пригласил впервые в моей жизни быть жезлоносцем, то есть держать архиерейский жезл во время службы. Мне было тогда 13 лет. Через некоторое время друг моего отца, Анатолия Васильевича Ведерникова 1 , бывшего тогда преподавателем русского языка в разных учреждениях Москвы, Алексей Иванович Георгиевский — будущий профессор Литургики в Московской Духовной академии, живший на Преображенской площади и посещавший находившийся там храм, рассказал моему отцу, что в этом храме служит Рязанский епископ Алексий (Сергеев), и есть нужда в помощи во время богослужения. И я некоторое время ему прислуживал: меня облачали в стихарь, и я держал архиерейский чиновник во время Литургии и всегда с радостью и благоговением исполнял все, что мне поручал старший иподьякон. Все это было во время войны в течение 1941 года. В Москве тогда были бомбежки, голод и холод. Мы с отцом, когда объявлялась воздушная тревога, бежали в метро и ночевали на рельсах. В квартире не было отопления, и нам приходилось ночевать у друзей, где было хоть немного теплее. А ввиду голода некоторую помощь в питании нам оказывал епископ Алексий (Серге­ев) и моя крестная — Ольга Алексеевна со своей сестрой.

http://pravmir.ru/vospominaniya-o-vstrec...

Епископ Тихон (Доровских) ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  28 января 2011 г. Состоялась хиротония архимандрита Тихона (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского 5 января Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением был хиротонисан архимандрит Тихон (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Преосвященный епископ Тихон! Ныне, в неделю по Богоявлении, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя соборными молитвами через возложение рук ты сопричтен к сонму епископов Русской Православной Церкви. Свершилась твоя Пятидесятница, на тебя снизошла благодать Всесвятого Духа, ты получил апостольский дар вкупе с великой ответственностью, по слову апостола, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Уповая на непрестанное действие Промысла Божия и на помощь Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, верь, что Его сила будет совершаться и через твою немощь. В соответствии с древней традицией в эти священные минуты, обращаясь к тебе со словом назидания, хочу помочь тебе советом, указать путь к достижению единого на потребу (ср.: Лк. 10, 42). Предлежащие тебе труды на ниве Христовой требуют не только напряжения телесных и душевных сил, применения всех способностей и дарований, но прежде всего твердой веры, духовного горения, молитвенного подвига. Сердцевина архиерейского служения — жертвенная любовь и крестоношение. Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим, и тем более не для того, чтобы пусто превозноситься. Памятны тебе всегда да будут слова святителя Тихона Задонского, имя которого ты получил в монашестве: «Сан или честь для христианина есть иго наложенное, которое должно носить во славу Божию и пользу ближнего». За годы твоего служения на посту секретаря Южно-Сахалинской епархии в качестве ближайшего помощника правящего епископа Даниила ты приобрел немалый опыт и столь важный для архиерея навык церковно-административной работы.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Впервые за 100 лет… На Леушинском подворье состоялось первое после революции архиерейское богослужение 24.05.2016 685 Время на чтение 5 минут 21 мая, в день памяти святого Апостола Иоанна Богослова, в храме Иоанна Богослова на историческом Леушинском подворье состоялось историческое событие – первая после революции архиерейская служба. На престольный праздник храм впервые посетил глава Санкт-Петербургской епархии митрополит Варсонофий. Об этом в полной мере историческом событии корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова побеседовала с настоятелем храма Апостола Иоанна Богослова, директором мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиереем Геннадием Беловоловым . Начать надо с того, что в храме Леушинского подворья я служу 16 лет, и все это время идет реставрация. Этот процесс имеет свою специфику, так как в здании долгое время располагался областной психдиспансер, под нужды которого все помещения были перестроены: келии переделаны в кабинеты врачей и процедурные, храм разделен двумя межэтажными перекрытиями. Реставрация в историческом центре города - дело дорогостоящее и хлопотное: стройматериалы складировать негде, стоимость вывоза мусора делает его золотым. Наш храм является памятником архитектуры федерального значения, но никогда ни единой копейки на его реставрацию от государства мы не получали. Восстанавливаем храм своими силами. Ремонт идет медленнее, чем хотелось бы. Снаружи храм обновлен, заново перекрыт центральный купол, установлен крест, но внутри предстоит большая работа. Самое главное - нет иконостаса, его создание требует астрономических по нашим меркам сумм. В силу этих причин, казалось мне, в нашем храме не скоро может состояться архиерейская служба. И вдруг я узнаю о желании митрополита Варсонофия послужить в нашем храме. Это известие, переданное мне за неделю до визита владыки, стало для меня полной неожиданностью. Но нас несколько успокоили, сказав, что правящий архиерей любит бывать в строящихся храмах, наблюдать, как идет реконструкция. На мои возражения, что в храме нет иконостаса, было передано благословение владыки служить по пасхальному чину, то есть с открытыми Царскими вратами, если бы они у нас были.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Добро в конечном счете победит " 22.10.2004 487 Время на чтение 11 минут На минувшей неделе редакцию " Труда " впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его визит был приурочен к десятилетию постоянного раздела " Лампада " в нашей газете. Патриарха сопровождал руководитель Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " С. Кравец. Выступление перед журналистами в " Труде " стало первым публичным словом Патриарха после закончившегося накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С этой темы и началась беседа, которую вел главный редактор " Труда " А.Потапов. - Ваше Святейшество, чем, на ваш взгляд, особенно примечателен Архиерейский Собор 2004 года? Что из его итогов вы бы выделили в первую очередь? - Это первый Архиерейский Собор, который состоялся уже в новом веке, в третьем тысячелетии. Предыдущий, 2000 года, носил все же юбилейный характер. А этот Собор был сугубо деловым и рассматривал самые насущные для нас вопросы: как жить Русской Православной Церкви, как осуществлять церковную деятельность в нынешних условиях. Учитывая роль и авторитет Церкви в сегодняшней жизни, надо признать, что значение этого события велико и для всего общества. Очень важно, что наш Собор прошел в обстановке взаимопонимания, доброго сотрудничества и свободной дискуссии. Мы дали оценку трудам православного возрождения за четыре с лишним года и определили свои приоритеты на будущее. На Соборе были причтены к лику общецерковных святых подвижники, уже почитаемые в российских регионах. Принят целый ряд документов по внутренней и внешней жизни Церкви. В том числе временное положение о церковном судопроизводстве, которое существенно облегчит епархиальную жизнь. Стоит выделить и решения, касающиеся развития диалога со старообрядчеством и Зарубежной Церковью. - Ну а когда все-таки можно ждать окончательного решения о воссоединении с Русской Зарубежной Церковью? Это, видимо, будет уже делом следующего Архиерейского Собора? - Мы заслушали на Соборе, как осуществляется переговорный процесс. Важным его этапом был визит в Россию в мае этого года официальной делегации во главе с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. Причем значимость этих встреч заключалась не только в протокольной части, но и, что называется, в человеческой. В ходе визита представители Зарубежной Церкви присутствовали на трех патриарших богослужениях и молились на них, так что, можно сказать, наши молитвенные отношения уже восстановлены. И сами эти богослужения оказались весьма знаменательны. Мы ведь, естественно, не подгоняли к приезду делегации Зарубежной Церкви ни освящение храма в честь тысячелетия крещения Руси, ни службу на Бутовском полигоне, где поминалась память новомучеников российских. Так совпало. Но совпало промыслительно. А на богослужении в праздник Вознесения Господня глава Зарубежной Церкви митрополит Лавр говорил мне: " Какие у вас храмы! Как много у вас в храмах народа!.. "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010