Поэтому с декабря 1859 начинается целый ряд протестов болгар уже против самого народного собрания и его постановлений. «Прежде всех принесли жалобу на собрание филиппопольские болгары. Прошения, адресованные ими Высокой Порте и патриарху, были сообщены собранию в заседании 4 декабря 1859 года. Вслед за филиппопольскими болгарами протестовали против направления собрания соплеменники их из Тырнова, Шумлы, Ески-Загры, Казанлыка и проч. Протест из Тырнова был сообщен собранию лично тырновским представителем Николаем Минчоглу. В своих протестах болгары ставили на вид Порте и патриарху, что болгарский народ был представляем в собрании весьма неравномерно с его численностью, а именно лишь тремя голосами; что собрание, отвергнув их просьбу об избрании архиереев епархиями и не постановив, чтобы в болгарские епархии были посылаемы архиереями лица болгарского происхождения, обнаружило свою несправедливость и пристрастие, и что греки устраивают дела так, чтобы болгарский народ находился и на будущее время в подчинении греческому. Тырновский представитель, сообщая протест представляемых им жителей, присовокупил, что болгары чувствуют себя весьма обиженными великою церковью, упразднившею тырновскую патриархию и охридскую автокефальную архиепископию, и горько жалуются, что греческие архиереи преследуют славяно-болгарский язык и навязывают им греческий. Он заявил еще, что болгарский народ не примет на себя обязательства участвовать в уплате долгов патриархии, прежде чем будет точно определена цифра их и прежде чем будет доказано, что они были сделаны для пользы православных христиан, подведомых вселенскому престолу 158 . Вероятно, об этом же протесте тырновских болгар сообщал архимандрит Петр в донесении своем с.-петербургскому митрополиту Григорию от 9 февраля 1860 года, относя этот протест, или повторение его, к последнему заседанию собрания. «В последнее заседание народного совета, – говорит он, – подав также новый протест тырновских болгар, которым они требуют народу исключительного права на избрание архиереев для епархий, в коих больше болгар, чем греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

76 Результат оказался противоположный целям византийской политики, всегда любившей размещать подвластных «варваров», как ей вздумается. Филиппопольские павликиане и появившиеся рядом с ними богомилы участвовали, по-видимому, в восстаниях Болгарии против византийского ига. В конце XI века – в период, которым мы занимаемся – они протягивали руку своим собратьям в Дунайской Болгарии и вместо того, чтоб охранять Балканские проходы от Печенегов, призвали этих «Скифов» против Византии, с которой они рассорились. Мы увидим, какой страшный вред они нанесли этим империи. Связи Филиппопольских манихеев с Печенегами и потом Куманами или Половцами так постоянны и прочны, что само собою наводят на некоторые соображения и догадки. Нужно припомнить, что в странах Трансоксанских, первоначальной родине турецких племен, манихеизм господствовал в широких размерах с самых первых времен своего появления (с конца III века). Арабские источники рассказывают, что когда в Персии, вслед за казнью самого Мани, начались преследования против его учеников и приверженцев, то большое число их перешло «реку Бальха» (Окс, Аму-Дарья) и поселилось во владениях Турецкого хана (князя). Впоследствии, когда Персидское царство Сассанидов было покорено Арабами-мусульманами, часть манихеев воротилась обратно на берега Евфрата и Тигра (провинция Ирак). 77 В X веке, при халифе Муктадире (908–932), манихеи снова подверглись гонению и опять искали убежища в Хорасане и Туркестане, находившихся под властью одного и того же князя (из династии Саманидов). В Самарканде собралось пятьсот человек, открыто заявивших свою принадлежность к гонимой халифом секте. Властитель Хорасана также был ревностный мусульманин; когда ему сделалось известно о появлении в его владениях последователей манихейства, он хотел всех их убить. Манихеи, однако, имели сильного покровителя в князе турецкого племени Тагазгаз, который сам исповедывал манихейское учение. Вследствие его угроз манихеизм был признан терпимым в Хорасане и Туркестане; в половине X века, по свидетельству современника, манихеи были в Самарканде, Согде и Нункате.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Престарелый Авксентий вскоре после этого (в Феврале 1865 г.) скончался, решительно отказавшись перед смертью, если верить французским известиям, примириться с патриархом (см.  Annuaire  des deux mondes 1864–65 г. кн. XIII, стр. 604). – Возвращен ли был из ссылки митрополит филиппопольский Паисий, нам остается неизвестным (в списке архиерейских престолов за 1867 г., Христ. Чт. 4868 г. 5, май, стр. 711, он упоминается в числе низложенных, но место жительства его не указано).]; после того, как упомянутые выше определения были отвергнуты болгарами, патриарх, обещавшись перед правительством созвать новый собор (Современ. Летопись Московск. Ведомостей 1866 г. стр. 28, col. 1 fin.), решился отделываться посредством обычного способа – медления. Во второй половине 1863 года неожиданным образом открылись было надежды на скорое и удовлетворительное для обеих сторон порешение спора, но, к сожалению, не только не оправдались, но окончились еще большею прежнего взаимной враждой. Не имея об этом эпизоде точных сведений, повторим недостаточно определенные известия, сообщаемые одним болгарином. Сказав об упомянутом сейчас медлении патриарха, он продолжает: «Тогда четверо знатнейших и влиятельных между греками лиц [Это были какие-то константинопольские купцы, см. болгарской газеты Время 1866 г. 37, л. 4, col. 1.], руководимые здравым смыслом и духом времени, постарались сблизиться и войти в соглашение с болгарскими депутатами. Наши депутаты с радостью и благодарностью приняли их услуги, и в какие-нибудь три-четыре заседания было достигнуто полное соглашение (это было в ноябре 1865 года, см. Современ. Летоп. 1867 г. 39,. стр. 10, col. 1); были составлены новые условия, подписанные как болгарскими депутатами, так и греческими посредниками [Эти условия напечатаны в болгарской газете Время 1866 г. 37. Они суть следующие: 1) «избрание патриарха должно совершаться на основания постановления греческо-болгарской смешанной комиссии (см. выше). 3) Для составления патриаршего синода или должны быть назначены две равные половины епархий греческих я болгарских, и от каждой половины должны быть назначаемы по три члена чрез каждые два года, или пусть назначены будут двенадцать епархий, на половину греческих и наполовину болгарских, которых митрополиты должны заседать в синоде в продолжение десяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

е. составляющие его как митрополиты, так и миряне, имея каждый по одному голосу, выбирают посредством закрытой подачи голосов троих кандидатов; 3) из этих троих кандидатов митрополиты, находящиеся в избирательном собрании (без мирян) выбирают, также посредством закрытой подачи голосов, одного, который и объявляется патриархом (новый избирательный устав см. у Пишона ibid. S. 293 sqq). По проекту комиссии 1858–60 г. отдел избирателей-мирян должны были составлять следующие члены: 1) трое главнейших светских чиновников патриархии, между которыми непременно великий логофет, 2) члены имевшего быть учрежденным при патриархии (и после действительно учрежденного) смешанного совета, 3) три архонта первого и второго класса, два высших военных чиновника и три чиновника гражданских, 4) наместник самосский или его представитель, 5) три депутата от дунайских княжеств, 6) четыре известнейших ученых, 7) пять представителей от купечества, 8) один банкир, 9) десять представителей от значительнейших ремесленных цехов, 10) два представителя от города Константинополя, 11) двадцать восемь представителей от христианских провинций, именно: кесарийской, эфесской, ираклийской, кизической, никомидийско-никейской, халкидонско-дерконской, солунской, терновской, адрианопольской, амассийской, янинской, брусской, битольской, боснийской, критской, трапезундской, ларисской, филиппопольской, серезской, смирнской, митнленской, варнской, виддииской, софийской, хиосской, скопийской, писидийской, костамоницкой (у Пишона ibid. S. 297).]. С открытым возмущением болгар нужно было что-нибудь делать, новый патриарх, произнесши, свое осуждение на епископа Илариона и на присоединившегося к народной стороне другого архиерея из болгарских урожденцев – митрополита Авксентия [Иларион и Авксентий были осуждены патриархом и объявлены лишенными архиерейства и священства сначала в конце 1860 г., потом торжественно, в присутствии многочисленного собора, 23 января 1861 г. ( Annuaire   des deux mondes 1861 г. стр. 543. Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Судьба этой просьбы была та, что от султана она передана была в патриархию с предписанием, чтобы эта последняя назначила размеры жалованья по соглашению с прибывшими депутатами, а патриархия в ответ на требование заявила о своем совершенном несогласии вообще с мыслью о назначении архиереям какого бы то ни было жалованья и твердо настаивала на сохранении прежних порядков. Но сигнал был подан, и вслед за виддинцами поднялись болгары во многих других местах; с одинаковыми жалобами на поборы и притеснения архиереев явились в Константинополь депутаты из епархий терновской (где был митрополитом Неофит, после переведенный в Солунь), филиппопольской (где был митрополитом Хризанф, – оба ненавистные болгарам не менее Паисия виддинского) и других, и при этом-то общем своем сборе, уже не довольствуясь требованием только жалованья архиереям и жалобами на их злоупотребления,  подали турецкому правительству коллективную просьбу, в которой после жалоб прямо заявило требование, чтобы вместо греческого высшего духовенства им дано было свое болгарское (см. статью покойного Даскалова «Турецкие дела» во 2-й Февральской книжке Русского Вестника 1858 г.). Все это происходило в конце 1857 г.; с 1858 г., в начале которого депутатами была подана их коллективная просьба, начинается история болгарского церковного вопроса, как вопроса открыто поставленного. Известно, что в настоящее время турецкое правительство пользуется домогательствами болгар как средством эксплуатировать в свою пользу обе враждебные стороны, – когда нужно задобрить греков, оно объявляет суровые отказы болгарам; когда нужно привлечь этих последних, оно дает строгие предписания об удовлетворении их требований константинопольской патриархии. Но, как кажется, на то обстоятельство, что возникавшая тяжба есть прежде всего дело весьма выгодное для него самого, оно обратило свое внимание не тотчас, и сначала действовало без всяких задних мыслей. Требования болгар были слишком неожиданны и слишком велики: вся райя, имеющая своим церковным главой патриарха константинопольского, с давних нор составляла в глазах правительства одну нераздельную греческую нацию, и вдруг приходилось решиться на такую немаловажную меру, как разорвать эту одну нацию и создать еще новую нацию – болгарскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Эти и подобные им события показывают наличие резкого разрыва между архиереями КПЦ, поддерживающей их верхушки фанариотов и молдав. княжеских дворов, с одной стороны, и огромным большинством правосл. населения Османской империи - с другой. Живущие в роскоши среди столичных интриг Патриархия и Фанар уже давно не пользовались должным почтением и авторитетом у простых христиан, отвыкших от подлинной пастырской заботы о них. КПЦ неожиданно столкнулась с тем, что паства не верит словам образованного клира и готова свергать патриархов, исходя из собственных представлений о Православии. «Народное православие» малограмотного большинства с его неизбежной ксенофобией готово восторжествовать над книжной культурой, древней, но погруженной в упадок, и принужденной к ложному положению приспособления к иноверной власти. Отношения между патриархами и архиереями - членами Синода в XVIII в. по-прежнему не были упорядочены и основывались лишь на личных связях и взаимных интересах. В 1726 г. патриарх Паисий II в праздник Сошествия Св. Духа на апостолов провел особую церемонию, в к-рой поклялся перед Евангелием на аналое, что не будет никогда преследовать кого-либо из находившихся в тот момент в К-поле архиереев, а те в свою очередь дали клятву не интриговать против патриарха. Однако вскоре разгорелся очередной конфликт между патриархом и митр. Феоклитом Филиппопольским; Паисий II нарушил клятву, из-за чего лишился поддержки в Синоде и через нек-рое время был низложен. В 1741 г., во время 2-го Патриаршества Паисия II, продолжавшиеся в Синоде конфликты привели к своеобразному разделению на 2 категории всех членов этого органа. По инициативе митр. Герасима Ираклийского султан Махмуд I издал фирман, согласно к-рому выборы патриарха должны были происходить с одобрения 5 митрополитов КПЦ, к-рые получали титул геронтов (старейшин): Ираклийского, Кизического, Никомидийского, Никейского и Халкидонского. В 60-х гг. XVIII в., при патриархе Самуиле I (1763-1768, 1773-1774), новыми фирманами число геронтов было расширено до 8 и было принято решение, что патриаршая печать на документах должна состоять из нескольких частей, которыми наряду с патриархом также должны владеть 4 геронта. Тем самым власть патриарха КПЦ была существенно ограничена в пользу коллегии из старших архиереев Синода. Вместе с тем внутри епископской иерархии возникла еще одна ступень. Присутствие геронтов при Патриаршем престоле значительно снижало влияние всех проч. архиереев, включая все наиболее почетные митрополичьи кафедры КПЦ: Кесарию, Эфес, Фессалонику и др. Введение института геронтов в Синоде привело к существенному изменению режима управления КПЦ и оказало существенное влияние на большинство событий в истории Церкви с кон. XVIII в. и на соборные решения, принимавшиеся Церковью в позднейший период.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Рубрики Коллекции Епископ Филиппопольский НИФОН: НАМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ КАК ВСЕ! 14 мин., 01.01.2008 Поделиться Когда мы говорим «Святая земля», то обычно подразумеваем земли близ Иерусалима и Вифлеема, Палестину, Иорданию, забывая про «страны Тирские и Сидонские», в которых проповедовал Сам Господь — территорию современных Сирии и Ливана. Именно там, по дороге в Дамаск произошло обращение Савла. И там, в Антиохийской Церкви последователи Христа впервые были названы христианами. Антиохийских Патриархов не раз звали на Русь для разрешения важных церковных споров. А когда турки устроили в Сирии резню, погубив десятки тысяч православных, Россия первой пришла на помощь истекающей кровью древней братской Церкви. С тех пор в Москве есть Антиохийское подворье. Уже тридцать лет его настоятелем является епископ Филиппопольский НИФОН (Сайкали). Ливанец, выпускник Московской духовной академии, он так долго живет в России, так глубоко, изнутри, знает свою многонациональную паству, что стал живым мостом любви, связывающим наши народы.СПРАВКА: Епископ Филиппопольский НИФОН (Сайкали) Представитель Патриарха Антиохийского и Всего Востока при Патриархе Московском и Всея Руси, настоятель Антиохийского подворья в Москве. Родился в городе Захле (Ливан) 4 декабря 1941 года, в 1959 году после окончания евангелического колледжа в Захле и математического факультета университета в Бейруте рукоположен в диаконский сан. В 1964 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в священники. Был секретарем митрополита Захлейского и Илиопольского Нифона (Саба). В свободное время преподавал математику и английский язык в школе Св. Анны в городе Райяк (Ливан) и десять лет исполнял обязанности Епархиального церковного судьи в городе Захле. В 1977 году в сане архимандрита назначен настоятелем подворья Антиохийской Церкви в России. В 1988 году в Дамаске (Сирия) принял епископскую хиротонию при участии митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), в то время председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Награжден орденами различных Православных Церквей: Русской, Румынской, Греческой, Болгарской, Чешской, орденом «За веру и Отечество», орденом Ливанского достоинства.

http://foma.ru/episkop-filippopolskij-ni...

Нифон, митрополит Филиппопольский (Сайкали) Дата рождения: 4 декабря 1941 г. Дата хиротонии: 13 ноября 1988 г. Страна: Сирия Биография: Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси Родился 4 декабря 1941 г. в г. Захле (Ливан). В 1959 г. после окончания евангелического колледжа в Захле и математического факультета университета в Бейруте рукоположен в диаконский сан. В 1964 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В том же году в Захлийском соборе святого Николая рукоположен во священника с возведением в сан архимандрита. Был секретарем митрополита Захлейского и Илиопольского Нифона (Саба). В свободное время преподавал математику и английский язык в школе св. Анны в г. Райяк (Ливан); 10 лет исполнял обязанности епархиального церковного судьи в г. Захле. 9 мая 1977 г. назначен представителем Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и настоятелем Антиохийского подворья. 13 ноября 1988 г. в Дамаске (Сирия) хиротонисан во епископа Филиппопольского, викария Патриарха Антиохийского, с оставлением в должности представителя при Патриархе Московском. В хиротонии участвовал председатель ОВЦС МП   митрополит Филарет (Вахромеев) . 8 октября 2009 г.  возведен в сан архиепископа. 4 июля 2014 г. возведен в сан митрополита. 7 октября 2021 г. избран членом Священного Синода Антиохийской Православной Церкви . В России под его духовной опекой живет небольшая антиохийская диаспора — сирийцы, палестинцы и ливанцы. Митрополит Нифон также духовно окормляет антиохийскую паству в Греции. Образование: 1964 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви) (Настоятель)   Награды: Церковные: Светские: E-mail: antioch@list.ru Web-caйm: www.antiochpatriarchate.org Публикации на портале Патриархия.ru Митрополит Филиппопольский Нифон: Жизнь в России для меня — постоянная школа [Интервью] Слово митрополита Филиппопольского Нифона на приеме по случаю одиннадцатой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла [Приветствия и обращения] Слово митрополита Филиппольского Нифона на торжественном приеме по случаю Дня славянской письменности и культуры и тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Приветствия и обращения] Архиепископ Филиппопольский Нифон: «Все эти годы я старался объединить восточную красоту с русской духовностью» [Интервью] Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/350826.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010