Мы видели, с какими догматическими воззрениями приехал Иларий на Восток Мы знаем из его биографии, что по приезде в ссылку он вращался в среде консервативно настроенных епископов Востока, которые, с одной стороны, решительно отрицали арианскую доктрину, с другой – видели в Никейском исповедании новшество, опасное по своим монархианским тенденциям, и никак не соглашались принять μοοσιος, который казался им выражением отождествления Отца и Сына. Вращаясь в этой среде, он познакомился ближе как с арианским учением, так и с воззрениями православных противников Никейского Символа. Письменным источником, по которому Иларий познакомился с учением ариан, служило письмо Ария к епископу Александру Александрийскому , посланное из Никомидии еще раньше Никомидийского собора. Иларий дважды приводит этот документ 1989 . Литературными представителями этого направления были Григорий Чудотворец и Мефодий Патарский . Но их литературная деятельность относилась ко времени, предшествующему возникновению арианства и арианским спорам, а потому и сочинения их не могли быть сильно распространены и иметь большое значение даже в среде восточных богословов, их духовных потомков и последователей, потому что и для них они были значительно устаревшими. Поэтому записанным выражением их догматических воззрений было только символическое изложение веры, провозглашенное ими на многочисленных соборах этой эпохи, созывавшихся по различным поводам. Мы не имеем данных для утверждения, что все они были известны Иларию. Но, несомненно, ему были известны и произвели на него вполне благоприятное впечатление своим по существу православным духом три формулы: (вторая) Антиохийского собора 341 г., Филиппопольского собора 347 г. и Сирмийского собора против Фотина 351 г. Эти три формулы он цитирует и подвергает анализу в своем сочинении «Liber de synodis seu de fide orientalium» (29–62) для доказательства того, что омиусиане, в пользу соединения с которыми он написал это сочинение, не случайно и не по поводу только Сирмийского исповедания 357 г. держались в своем вероизложении давней восточной традиции, которую можно проследить по вероопределениям восточных соборов, начиная с Антиохийского 341 г. Конечно, его знание учения о Сыне Божием православных противников Востока не исчерпывалось одними этими письменными документами, но восполнялось изустными беседами с представителями этого направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

23 апреля повсюду в болгарском княжестве и болгарских епархиях Македонии отслужены были торжественные благодарственные молебствия, повсюду произносились горячие речи в славу и честь юбиляра. По распоряжению министерства народного просвещения, учителя всех школ княжества имели беседы с учениками о значении настоящего юбилейного торжества. Особенной торжественностью отличались юбилейные празднества в столице княжества Софии и в Константинополе, местопребывании экзарха. 23 апреля г. София имел праздничный торжественный вид. Народное собрание, здания министерств и общественных учреждений украсились флагами. С 8 часов утра массы народа в праздничных одеждах собрались на площади перед входом в народное собрание. В 10 часов в народном собрании были на лицо министры, члены книжевного и других учёных обществ, народные представители, профессорская и учительская корпорации и другие военные и гражданские чины. С прибытием князя Фердинанда отслужен благодарственный молебен бывшим скопийским митрополитом Феодосием, викарием филиппопольской епар- —155— хии, соборне с столичным духовенством, и за тем открыто торжественное заседание. Председатель болгарского книжевного дружества Гениев в кратких словах очертил значение настоящего праздника, сообщил, что книжевное дружество единогласно избрало экзарха Иосифа I своим почётным членом, и предоставил слово члену общества Мишеву, который произнёс обширную речь о деятельности и заслугах чествуемого юбиляра. Министр-председатель Данев сообщил, что его высочество князь болгарский, в признании великих заслуг экзарха Иосифа I, препроводил к нему с особой депутацией свой портрет и высочайший рескрипт, а правительство, высоко ценя заслуги юбиляра, учреждает на вечные времена в одной из русских духовных академий стипендию имени экзарха Иосифа I для студента болгарина. Помощник ректора высшего училища сообщил, что академический совет высшего училища провозглашает экзарха Иосифа почётным магистром права. Представитель столичного городского управления сообщил, что столичная дума решила назвать именем экзарха Иосифа одну из улиц (хаджийскую) и одну из столичных начальных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во-вторых, эти несколько геронтов, разделив между собою эфории всех епархий, большей частью, чтобы не сказать всегда, раздавали архиепископства своим любимцам и своим тварям, так что архиепископские кафедры не были более наградою за добродетели и способности, а покупались часто ценой личных услуг и доставались в удел лицам, не всегда обладающим требуемыми качествами. В-третьих, частые перемены архиереев, подчиненных эфориям, делаемые по мере их заслуг не в отношении к церкви, а скорее в отношении к своим эфорам, подавали столько же повода к порицанию и ропоту в народе, и даже между епископами, которые часто видели себя перемещенными, не будучи спрошенными. Споры имели место между самими геронтами, когда шла речь о помещении кого-либо из их тварей в какую-нибудь богатую епархию. В-четвертых, их привилегированное положение и возможность иметь постоянное местопребывание в столице и управлять по своей воле всеми делами, делали их места завидными и давали повод к притязаниям, к соперничеству, к светскому и политическому вмешательству и ко всему, что могло за сим последовать» 94, Т. I: док. 4-й). 127 Гневу патриарха подверглись Панарет филиппопольский и митрополиты-геронты Паисий ефесский и Дионисий никомидийский; они были высланы на Принцевы острова;80 летний старец Дионисий никомидийский был схвачен на улице, в то время, когда садился в экипаж, чтобы отправиться в патриархию. 128 Он лишил сана и заточил в глухие малоазийские города болгарских епископов: Илариона макариупольского и Авксентия диррахийского. 130 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись m.II; док. 97 и 98. 131 С собственоручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. II: док. 100 и 101. Подлин. наход. в деле канц. Св. Синода, 1860 г., 2 отд., 1 ст., по наст. реестру, 165. 132 С копии, хран. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. II; док. 99. Подлин. наход. в деле канц. Св. Синода, 1860 г., 2 отд., 1 ст., по наст. реестру, 165. 133 Настоящие замечания написаны митрополитом в ответе на отношение к нему обер-прокурора Св. Синода, графа А.П. Толстого, от 29 января, за 444.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В тот же день был избран новый Филиппопольский митрополит в лице Могленского митрополита Смарагда, предпочтенный сокандидатам Каллиопольскому митрополиту Панарету и архимандриту Неофиту Евангелиди. В том же заседании на кафедру Моглен и Молесха был избран протосинкелл Константин Руси, питомец Халкинской богословской школы, предпочтенный другим кандидатам – архимандритам Иоакиму Мартиниану и Поликарпу, протосинкеллу священной митрополии Елассонской 320 . В синодальном заседании 12 августа были избраны и перемещены четыре новых митрополита. На кафедру Илиополя и Фиатир, которая была объявлена вакантной вследствие канонического отречения митрополита Тарасия, священным синодом был избран Каллиопольский митрополит Панарет, предпочтенный епископам Дорофею Ардамерийскому и Иакову Христопольскому. Каллиопольскую кафедру, посредством канонического избрания, занял Адрианопольский митрополит Каллиник, предпочтенный сокандидатам епископам Анфиму Севастийскому и Афанасию Мурейскому. На митрополию Адрианопольскую священный синод возвел ( προγαγε) Елассонского митрополита Поликарпа, члена синода, сокандидатами которого при избрании были митрополиты Лука Веррийский и Иоаким Касторийский. Вследствие этого перемещения, митрополит Поликарп, по синодальному решению, выбыл из состава священного синода, членом которого он был, а для заседания в священном синоде был вызван митрополит Лера и Калимна кир Герман. Вакантную же священную митрополию Елассона и Доменика занял, но каноническому избранию, архимандрит Неофит Евангелиди, предпочтенный другим кандидатам – архимандритам Иоакиму Мартиниану и Мелетию Лукаки. Новый Елассонский митрополит окончил курс в Халкинской богословской школе и долго состоял ректором духовной школы в Кесарии Каппадокийской 321 . 25 ноября в патриаршем храме состоялось каноническое голосование для избрания митрополита Никомидийского, в следствии отречения знаменитого Филофея Вриения от этой кафедры. Преемником ученого иерарха был избран Фессалоникский митрополит Александр, сокандидатами которого были митрополиты Константий Трапезунтский и Ириней Кассандрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Отпадшие от православия болгары публично обличают его, и вызываются юридически доказать, что он был с ними в соумышлении. IV. Какой далее может быть путь болгарского дела? Теперь более прежнего не время писать что-либо от Святейшего Синода к вселенскому патриарху, или посылать российского епископа. Осуждение Илариона произнесено высшими иерархами и довольно многочисленным собором; оно должно быть неприкосновенно для иерархов других областей. Дальнейшего действования вселенского патриарха нельзя предвидеть, и потому нельзя определить, что может быть нужно и возможно со стороны российского духовенства. V. Не может ли случиться, что к Илариону и Авксентиию присоединятся филиппопольский митрополит (о котором уже есть сведение, что он пристал к болгарскому движению, хотя и грек 252 ) и еще несколько епископов болгарских епархий, и составят соборище, и издадут протест против соборного определения и к ним приложат никуда до сих пор неприложенную терпимость гатти-гумаюна? В таком случае разделение и нестроение может продолжиться. VI. Против сего есть надежда в том, что осуждение Илариона произнесено довольно сильным собором, и потому может сделать сильное впечатление на болгарский народ и уничтожит его сочувствие к Илариону, отлученному от православной церкви. Сия надежда могла бы быть подкреплена, если бы Илариона не умедлили, по обычаю патриаршему, удалить из Константинополя в Афон и на его место поставили благонамеренного, держащегося церковного единства, епископа из болгар, и в то же время с твердым обнадежением провозгласили свободу болгарского языка в церкви и в училищах и обязательность болгарского языка в болгарских архиереях. VII. Или ринется Иларион в западную унию? Можно надеяться, что западные постыдятся так торжественно отлученного Восточною церковию принять в достоинстве епископа, и что Иларион не найдет выгодным присоединиться к Западной церкви, в качестве мирянина. VIII. Таковы вероятные воззрения с точки осуждения Илариона. Чтобы судить вернее, надобно видеть, кто в Константинополе и в Болгарии, услышав удар грома, обнаружит страх, и кто останется, без внимания к нему, занятым своими мыслями и намерениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При таких обстоятельствах нельзя не опасаться, что если предложены будут условия примирения, умеренно благоприятные для болгар, они не будут угодны грекам, а если предложат условия, угодные грекам, они не будут удовлетворительны для болгар. IV. После стольких между греками и болгарами споров, совещаний, попыток сближения, нет достаточной известности, чего та и другая сторона держится твердо, и чего менее твердо; и потому нет надежного основания даже для догадочного составления согласительных условий. V. России вверяют свое примирение болгары только филиппопольские. Положим, что Россия предложила филиппопольским болгарам способ примирения с патриархом, и они согласились. Но возможно ли сие частное примирение, когда дело касается организации всей церкви, именно, состава патриаршего синода, в котором болгары требуют определенного числа мест для своих архиереев? А можно ли надеяться, что филиппопольским болгарам последуют и другие, и особенно константинопольские, более сильные и более имеющие влияния на прочих? В высшей степени вероятна неудача. Но. конечно, не должно идти на встречу неудаче. VI. Кажется, у греков уже есть мысль, что Россия не беспристрастна, и более расположена к болгарам, нежели к ним. Мысль сия получит подкрепление, если предложится проект условия примирения, который грекам не понравится. Призываемые к миротворству должны остеречься, чтобы, чрез старание доставить мир другим, не приобрести неприязни себе. VII. Задача не так сокращенна, чтобы ее можно было понять и решить по краткой телеграмме. Кто предлагает средство мира? Духовенство, или народ, или оба вместе? Как значительно число согласных на сие, и их влияние на прочих? Можно ли надеяться, что требующие теперь условий мира, по предъявлении сих условий, твердо будут их держаться, и явятся не в бессильном числе? Доколе нет никакого ответа на сии вопросы, дотоле нельзя сделать никакого шага по телеграмме. VIII. Какое же по сему делу, в настоящем его положении, может быть мнение? – Кажется, следующее: 1) требовать дополнительных сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

д. Вообще и Иеремия не особенно светел (Транос) выходит из-под пера митрополита Монемвасийского. Собственно единственное лицо, заслуживающее всякой похвалы – по разумению нашего автора – это сам он. В своем историческом труде, описывая рассматриваемые нами времена, Иерофей без малейшей церемонии называет себя человеком «весьма хорошим, ученым и просвещенным». Удивительный писатель! Дальше, он многократно указывает: что ни скажет сам он при каком-нибудь случае, являясь действующим лицом, или что ни сделает – все это было чрезвычайно умно, кстати, дельно и таким признаваемо было другими. Главная фигура разбираемой части истории Иерофея – без сомнения сам Иерофей. Вот каков историк Иерофей Монемвасийский. При таких особенностях рассматриваемой части труда этого писателя нужна великая осторожность, чтобы не дал нам Иерофей вместо хлеба камень. Самым благоразумным делом было бы и вовсе не пользоваться Иерофеем при изучении вышеуказанных четырех патриархов; но беда в том, что о многом из этой эпохи митрополит Монемвасийский – единственный источник, а потому игнорировать его невозможно. Сумеем ли мы воспользоваться Иерофеем, избежав допускаемой им фальши и преувеличений – решение этого вопроса следует предоставить другим. Наша забота главным образом будет обращена на то, чтобы как можно поменьше одолжаться Иерофею. (Воспользуемся случаем сделать здесь следующее замечание. Ученый Сата, доказывая принадлежность рассматриваемой нами «Истории Дорофея» Иерофею (см. «Обзор источников») выпустил из внимания одно место в этом труде, окончательно решающее вопрос в том смысле, как решает его Сата. Автор «истории» раз говорит, что Иерофея Монемвасийского и Феолипта Филиппопольского обвинили в преступлении «против султанского величества», и описывая затем судебный процесс, он же выражается так: «мы же (μες) сказали» по поводу указанного обвинения, – выражается очевидно, отожествляя себя с Иерофеем (σελ. 451. Παραρτ., 13). Сата почему-то не пользуется этим сильным аргументом). 461 А не при храме Хризопиги, как иногда утверждают (проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Об утверждении экстраординарного профессора Василия Соколова в звании ординарного профессора и доцента Ивана Попова в звании экстраординарного профессора внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Сент. 19. В Совет Московской Дух. Ака- —249— демии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 16 сентября за 5214: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 14 июня сего года 12223, по ходатайству Вашего Преосвященства о командировании экстраординарного профессора Московской Духовной Академии по кафедре введения в круг богословских наук Глаголева заграницу для ученых занятий по предмету преподаваемых им наук, сроком на один год, с отпуском, сверх получаемого им по службе содержания, единовременного пособия из Синодальных сумм. Приказали: Признавая изъясненное ходатайство Вашего Преосвященства заслуживающими уважения, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской Духовной Академии командировать экстраординарного профессора оной Глаголева с научною целью за границу, сроком на один год, с сохранением получаемого им по должности экстраординарного профессора содержания и, независимо от сего, назначить ему, Глаголеву, в пособие на путевые издержки и содержание заграницею шестьсот рублей из источника по усмотрению Хозяйственного Управления, с утверждения г. Синодального Обер-Прокурора; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Содержание указа Святейшего Синода сообщить (и сообщено) экстраординарному профессору Сергею Глаголеву и выдать ему необходимые для поездки за границу документы. III. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Авг. 28 В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 24 августа за 4651: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующих Синод имели суждение по ходатайствам: настоятеля Константинопольского подворья в Москве архимандрита Иакова и французского подданного Ивана Повольни о принятии окончивших курс учения в Филиппопольской гимназии турецкого подданного – греческого уроженца Георгия Кириакидиса и в сербско-православной Новосадской гимназии австро-венгерского подданного Бра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синода бывший скопийский митрополит и управляющий ловченской епархией Максим и брегальницкий епископ, управляющий филиппопольской епархией Анфим для производства выпускных экзаменов окончившим богословское училище ученикам. Вместе с тем вышеназванным архипастырям поручено было от Св. Синода всесторонне изучить условия, в кои поставлено училище (и пансион при нем) в Самокове. 27 июня в воскресенье происходила торжественная, в присутствии множества народа, раздача училищных свидетельств окончившим в этом году ученикам. После молитвословия, митрополит Максим произнес высоконазидательную речь к ученикам, после чего роздал свидетельства, а ученики произнесли несколько декламаций. Всего выдержали выпускной экзамен 80 учеников. 2716 Приемные и дополнительные экзамены в самоковском училище начались с 25 августа. В первый класс предположено было принять 35 человек, из них 30 стипендиатов и 5 своекоштных с платою по 480 левов в год. Стипендиаты обязаны поступать – по достижении определенного законом возраста – в духовное звание или возвратить потраченную на них сумму. Все ученики должны носить однообразную —476— священническую одежду. Вновь поступающие должны иметь не более 18 лет от роду. 2717 27 июня 1899 года по случаю окончания учебного года происходит торжественный акт в константинопольской духовной семинарии под председательством болгарского экзарха Иосифа I, в присутствии высших чиновников экзархии, болгарского дипломатического агентства и многочисленной публики. Из прочитанного ректором г. Кандиларовым извлечения из годичного отчета видно, что 1898–1899 учебный год был шестым со времени открытия семинарии (открыта 25 сент. 1892 г.), так что ныне семинария дает первый свой выпуск – из 7 семинаристов. Учебные занятия начались 16 сентября 1898 года с 88 семинаристов (21 в I кл., 17 в II, 20 в III, 14 в IV, 9 в V и 7 в VI). Учителями были: 4 духовных лица (архим. Иоанникий 2718 ), о. Кирилл, о. Протасий и русский диакон Николай Махров, который бесплатно преподавал нотное пение), и гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главнейше это были павликиане и богомилы. Правда, в Синодике не названы по именам эти ереси, но те положения, которые в нем приводятся, несомненно заимствованы из метафизических построений павликиан и богомилов. Так как и большинство статей Синодика, происшедших при Мануиле Комнине, имеют связь с означенными метафизическими построениями, то нам необходимо остановиться на выяснении этого элемента, частью философского, частью богословского который занимает такое важное место в изучаемом памятнике. Имея, далее, в виду, что богомильство в XII веке преобладает над всеми другими ересями и что ему суждено было прочно организоваться на Балканском полуострове, мы склонны думать, что те же самые дуалистические элементы, которые заметны в XI веке, будут давать себя знать и в последующих частях Синодика, до самого конца развития сохранившихся редакций его 137 . В XI веке система дуализма сосредоточена была в учении павликиан. Особенное значение эта секта приобрела в глазах правительства в X веке, когда И. Цимисхий переселил павликиан массами в Филиппопольскую область. Царь Алексей Комнин обратил внимание на политическое значение павликиан, которые не всегда были ему верны во время борьбы его с Гвискаром на Балканском полуострове, и вознамерился истребить еретиков. Но в то же время в этой области развивается другое учение, имеющее связь с павликианством, – богомильское, которое продолжает действовать во весь период существования Византийской империи. Сущность учения павликиан и богомилов по отношению к мирозданию заключается в следующем. Бог есть творец высшего мира и не имеет власти в нашем земном мире, который создан злым началом, богом сего мира, безраздельно господствующим над ним. Этот демиург создан из мрака и огня, зло существует от вечности в материи или δλη, из которой и развилось в самосознающую личность. Как видимый мир, так и человеческое тело есть произведение злого бога, но душа человеческая создана добрым началом и заключена как бы в темницу в чуждое ей по происхождению тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010