Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Впервые З. был опубликован в Италии в 1558-1560 гг., и с тех пор эта книга переиздавалась десятки раз. В 1-й пол. XX в. появляются переводы З. на франц. и англ. языки. В нач. XXI в. в Станфордском ун-те (США) был сделан 1-й научный перевод этой книги на англ. язык. Одновременно в Израиле велась работа над 1-м научно-критическим изданием оригинального арам. текста З. и его перевода на иврит. Происхождение Первоначально в иудейской традиции автором З. считался рабби Шимон бар Йохай, однако с нач. XIV в. появление З. связывают с деятельностью каббалиста Моисея Леонского (Моше бен Шем Тов де Леона), жившего в Испании во 2-й пол. XIII в. Рабби Моисей Леонский называл себя лишь переписчиком З., но отнюдь не автором. Эту проблему еще при жизни Моисея Леонского взялся разрешить др. каббалист - рабби Исаак из Акры. Прибыв в Испанию, он встретился со мн. людьми, знавшими рабби Моисея и рассказавшими ему о появлении З. Изначально у рабби Исаака было 2 версии: либо эта книга действительно имела древнее происхождение, была найдена в пещере в Палестине, затем отправлена в Испанию, попала в руки Моисея Леонского и была им отредактирована; либо же она была написана Моисеем Леонским, скрывшим свое имя под псевдонимом. Расспрашивая современников, рабби Исаак выяснил, что немало людей еще при жизни рабби Моисея безрезультатно пытались увидеть подлинник и выяснить авторство З., однако ни им, ни рабби Исааку это сделать не удалось. Вопрос о происхождении З. был вновь поднят в XV-XVII вв. евр. учеными, к-рые сделали лингвистический и текстологический анализ этого сочинения. Одним из наиболее известных трудов, опровергавшим древность З., стала книга философа и талмудиста 2-й пол. XV в. Илии Дельмедиго «Бхинат ха-дат» (Исследование религии). В XIX в. историк Г. Грец не сомневался, что автором З. был именно кастильский каббалист рабби Моисей Леонский. Крупнейший исследователь евр. мистики XX в. Г. Шолем после тщательного филологического анализа текста З. отверг бытовавшее мнение, согласно к-рому З. представляет собой средневек. компиляцию различных произведений более раннего периода. По его мнению, в относительно короткое время (основная часть З. написана в 1280-1286) рабби Моисей Леонский написал обширное эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арам. языка Вавилонского Талмуда и Таргума Акилы (Онкелоса), испан. и араб. слов, а также собственных неологизмов.

http://pravenc.ru/text/200085.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРАВВА [греч. Βαραββς], преступник, избранный толпой по наущению священников вместо Иисуса Христа, когда Понтий Пилат предложил освободить одного из узников по случаю праздника Пасхи. Хотя точная этимология имени остается предметом споров, большинство толкователей склонны считать имя Варавва греч. вариантом арам. патронимического имени     - сын аввы (отца) либо сын Аввы, если арам.  понимать как личное имя ( Abrahams. 1924. P. 201-202). Др. полагают, что В. был сыном известного раввина, поскольку слово «авва» часто использовалось при обращении к уважаемым учителям и раввинам. В некоторых лат. рукописях встречается написание имени Варавва с удвоенным «р», это дает основание для предположения, что это имя произошло от имени Бар Рабба(н) - сын учителя ( Wilkins. P. 607). В нек-рых поздних греч. рукописях Евангелия от Матфея (27. 16-17) В. назван «Иисус Варавва» (f1 и нек-рые др.). Ориген отмечает, что в его время (ок. 240 г. по Р. Х.) большинство рукописей содержали именно такую форму имени. Мн. совр. исследователи также признают, что первична именно эта полная форма имени «Варавва», позднее она была заменена переписчиками на более краткую, чтобы не прилагать личного имени Иисуса Христа к В. ( Metzger B. Textual Comment. to the Greek New Testament. Stuttg., 1975. P. 67-68). Т. о., в Евангелии от Матфея противопоставляются 2 лица, носивших одно имя - Иисус: Пилат предлагает толпе сделать выбор между Иисусом, сыном Аввы, и Иисусом, названным Мессией ( Albright, Mann. Matthew. P. 343-344). Отсутствие внебиблейских свидетельств о традиции пасхальной амнистии дало основание нек-рым исследователям утверждать, что рассказ об освобождении узника не имеет под собой исторического основания и создан самими евангелистами в апологетических целях (H. Rigg; H. Maccoby; S. Davies). Однако источники содержат достаточно много примеров того, что на основании народного решения, и именно в вост. части империи, арестованные могли быть освобождены во время языческих праздников ( Merkel. S. 309. Anm. 1-4; Merrit. P. 53-68; Colin J. Les villes libres de l " Orient gréco-romain et l " envoi au supplice par acclamations populaires. Brux., 1965. P. 109-152), так что такое освобождение и в праздник Пасхи представляется вполне достоверным.

http://pravenc.ru/text/Варавву.html

[Эдесское царство; греч. Οσροην, Οσδροην, Ορροην; сир.  ,      ], историческая область в Сев. Месопотамии (юго-восток совр. Турции и север совр. Сирии), эллинистическое царство (2-я пол. II в. до Р. Х.- сер. III в. по Р. Х.), первое известное гос-во, в к-ром на рубеже II и III вв. христианство получило офиц. покровительство властей. На западе граница О. проходила по р. Евфрат, на востоке достигала р. Тигр. Столица О.- Эдесса (сир. Урхай; ныне Шанлыурфа, Турция). Основными жителями О. были арамеи, говорившие на восточноарам. диалекте Эдессы, к-рый не позднее III в. по Р. Х. стал основой классического сир. языка; греческое и латинское население составляло в О. меньшинство. Древнейшим городом на территории О. был Харран (Карры; сир.  ; греч. Κρραι; лат. Carrhae; близ совр. дер. Алтынбашак, Турция), вероятно, тождественный библейскому Харрану . В VI-II вв. О. последовательно входила в состав гос-ва Ахеменидов , империи Александра Великого и державы Селевкидов. При распаде последней возник ряд полунезависимых арам. гос-в, особую роль среди которых играли О. и Адиабена . О., ставшая отдельным гос-вом в 132 г. до Р. Х., находилась на стыке Софенского и Коммагенского царств, Вел. Армении, а также новообразованной Парфянской империи. В О. утвердилась династия семит. происхождения, к-рую принято называть династией Авгарей, поскольку это имя, наряду с именем Ману, было наиболее распространено среди ее представителей ( Shah î d. 1984. P. 3-8; Segal. 1985). В 64-63 гг. до Р. Х. селевкидская Сирия была завоевана римлянами и преобразована в провинцию. О. и Адиабена стали буферными гос-вами на границе римской и парфянской сфер влияния. Цари Адиабены занимали антирим. позицию, О. стала союзницей римлян и форпостом для их походов против Парфии. В I в. по Р. Х. Коммагена была присоединена к Римской империи, Евфрат стал пограничной рекой между Римом, с одной стороны, и О., Адиабеной и Софеной - с другой. В это время на престоле О. находился царь Авгарь V бар Ману Уккама (4 г. до Р. Х.- 7 г. по Р. Х., 13-50 гг. по Р. Х.), с именем к-рого раннехрист. предание связало неск. апокрифов, повествующих о начале проповеди христианства в О., в т. ч. «Переписку Авгаря с Иисусом Христом». Эти апокрифы содержат значительное число анахронизмов. В действительности христианство приобрело в О. статус покровительствуемой религии в правление Авгаря VIII бар Ману (177-212), за столетие до легализации христиан в Римской империи ( Segal. 1970. P. 70). Вероятно, Авгарь VIII, желавший утвердить самостоятельность О., выбрал христианство как религию, в равной степени удаленную от Римской и Парфянской империй (подробнее см. в статьях Авгарь , Аддай ).

http://pravenc.ru/text/2581647.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАХАНА [арам.  - священник], имя неск. законоучителей Вавилонии эпохи составления Талмуда . На основании литературных свидетельств принято считать, что имя К. носили 6 авторитетных талмудистов III-V вв. ( амораи ), хотя не всегда возможно понять, о каком именно учителе речь идет в каждом конкретном случае. В трактате «Санхедрин» (36б) говорится о К., к-рый вместе с равом Асси был учеником Рава (рав Абба Ариха, ум. ок. 248). В Иерусалимском Талмуде приводится рассказ о встрече К. с палестинскими учителями рабби Шимоном бен Лакишем и рабби Йохананом бар Наппахой (Рош ха-Шана. 4. 1 (Л. 59б)). Среди учеников Рава был и др. К. Он тоже совершил путешествие в Палестину, где общался с Йохананом бар Наппахой и Шимоном бен Лакишем. Предположение о том, что у Рава было 2 ученика по имени К., сделано средневек. исследователями Талмуда из школы Раши (тосафистами) с целью привести в соответствие талмудические сведения о К. ( Friedman. 2002. P. 251). С одной стороны, К. предстает как авторитетный учитель, который получил известность еще до того, как стал учеником Рава (в трактате «Назир» Вавилонского Талмуда (19а) сказано, что К. и Асси не имели необходимости в галахических выводах Рава, а нуждались только в традиции, принесенной им из Палестины; об Асси, соученике К., сказано, что Рав не хотел проходить в дверь перед ним, не считая себя более достойным (Бава Кама. 80а); согласно трактату «Халла» Иерусалимского Талмуда (10 (Л. 57c)) рабби Хошайя, учитель рабби Йоханана, названный «отцом Мишны», желает узнать мнение К. по одному из вопросов). С др. стороны, как в Иерусалимском, так и в Вавилонском Талмуде содержатся рассказы о К. как о молодом ученике Рава, безусловно имеющем более низкий статус (К. стремился найти пример для подражания во всех действиях своего учителя и с этой целью даже прятался у него в доме (Берахот. 22а)), как о вспыльчивом и неуверенном в себе юноше, который сомневался, остаться ли ему в палестинской школе или вернуться в Вавилонию, и задавал по этому поводу иносказательный вопрос рабби Йоханану (Иерусалимский Талмуд. Берахот. 2. 8 (Л. 5c)).

http://pravenc.ru/text/1683947.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010