Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНА [греч. Ακατερνη, Ακατερνα] († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a-31b, 32a), Мученичество BHG, N 30, в рукописи приписано некоему Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом (ταχυγρφος) и слугой Е., и Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 32). Кроме того, сохранились Похвальное слово Е. Анастасия Протасикрита (BHG, N 32b) и перевод Мученичества на араб. язык (BHO, N 26). Е. род. в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду (была дочерью некоего имп. Константина, в ранних источниках не указано, какими землями он правил). Она отличалась редкой красотой и способностями к наукам: к 18 годам изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. В 305 г. имп. Максенций (или Максимин) разослал приказ всем жителям окрестных земель собраться в Александрии для жертвоприношения языческим богам. В город стали стекаться люди, к-рые вели быков или несли птиц для жертвоприношений. Е., увидев бесчинства, происходящие на празднестве, пришла во дворец, чтобы убедить императора в ложности языческой веры. Царь был поражен ее красотой и, будучи сам не готовым к спору с ученой девой, созвал 50 искуснейших мудрецов-риторов, чтобы те убедили ее отречься от христианства. Перед диспутом, на к-рый собралось множество народа, Е. явился арх. Михаил, ободривший святую. В долгом споре дева сумела победить риторов, доказав им ничтожество языческих богов. Когда разгневанный император потребовал опровергнуть доводы Е., все философы ответили, что не имеют аргументов против истины. После поражения в споре риторы были приговорены императором к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианство. Их останки были найдены нетронутыми огнем, при виде этого чуда многие уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/189599.html

прот. Олег Корытко Глава XXIII. Ислам В начале VII в. н. э. на просторах Аравии появляется человек, проповедь и религиозная деятельность которого оказали огромное влияние на формирование религиозной картины всего мира. И сегодня имя Мухаммада с благоговением произносится его многочисленными последователями, составляющими почти 23% населения планеты 810 . В настоящее время ислам занимает второе после христианства место по количеству своих последователей. Ислам – одна из мировых авраамических религий, возникшая на территории Аравийского полуострова в VII в. в результате проповеднической деятельности Мухаммада – основателя первой общины мусульман. Ислам (араб, ’islm – «покорность», «предание себя Богу») – наименование действия, выражаемого глаголом ’aslama – «покоряться», «предать себя Богу». Человек, совершающий это действие, – muslim «покорившийся», «предавший себя Богу», – последователь ислама или мусульманин. Однокоренными (s-l-m) словами являются: salm – «здоровый», «непорочный»; salm – «мир», «благополучие»; sallama – «приветствовать», «вручать». §1 Арабы и Аравия в доисламский период Во время возникновения ислама в VII в. Аравийский полуостров (см. рис. 93) представлял собой территорию, крайне неоднородную по составу населения и религиозным традициям. Рис. 93. Аравия в VI–VII вв. На полуострове проживали многочисленные кочевые семитские племена, которые принято называть арабами (самоназвание alarab). Согласно представлениям арабского народа, он ведёт своё происхождение от библейского патриарха Авраама (араб. Ибрахим). Первый сын Авраама Исмаил, родившийся от рабыни Агари (араб. Хаджар), почитается родоначальником некоторых арабских народов. После рождения второго сына Авраама от Сарры – Исаака (см. Быт.16–21 ) – Агарь вместе с Исмаилом были изгнаны в пустыню Фаран 811 . Многочисленные потомки Исмаила заселили обширные земли от реки Евфрата до Чёрного моря и назвали свою страну Набатея 812 . По именам двенадцати сыновей Исмаила были названы и отдельные арабские племена 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБИТЫ Последователи религ. учения, основанного во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. Бабом (наст. имя - Сайид Али Мухаммад; род. 20 окт. 1819 или 9 окт. 1820, Шираз (Иран)). В возрасте 20 лет он совершил путешествие в Кербелу (Ирак), где познакомился с богословием шайхитов (шейхитов), отличавшимся критическим отношением к преданию и учением об имамах как о вратах, открывающих путь к познанию одной из сущностей Бога. Али Мухаммад обличал в проповедях офиц. шиитское духовенство. Во время паломничества в Мекку (1844) написал трактат «Бейна-ль-харамейн» (Между святынями, т. е. между Меккой и Мединой), воспринятый мн. верующими как божественное откровение. 11 июня 1844 г. Али Мухаммад провозгласил себя Бабом (араб.- дверь, врата), т. е. вратами, ведущими к познанию божественной истины, его последователи стали открыто проповедовать, что Баб - это и есть ожидаемый махди (мессия). В Ширазе в результате проповеди сторонников Баба возникли беспорядки. Губернатор города Хосейн-хан арестовал 2 проповедников бабизма, изменивших формулу призыва мусульман к молитве (азана). Вскоре на полгода посадили в ширазскую тюрьму и самого Баба. Из Шираза он был переведен в Исфахан, губернатор Манучер-хан освободил его. Однако в 1847 г. по приказу нового губернатора Баб был арестован и отправлен в крепость Маку в иран. Азербайджан. После длительного пребывания в этой крепости Баба перевели в Чехрик, а оттуда - в Тебриз. В результате короткого судебного разбирательства он был приговорен к смерти. 8 июля 1850 г. Баб был расстрелян вместе со своим учеником Али из Йезда. Труп его был сброшен в городской ров, но сторонники учения Баба достали тело и в течение 29 лет тайно хранили его в Тегеране, затем по распоряжению Бахауллы перевезли в Хайфу. Под видом реформы ислама Баб фактически основал новую религию со своими догматикой, представлениями и социальной концепцией. Согласно его учению, Бог един, и Баб - это зеркало, в к-ром Бог отражается и в к-ром каждый может его созерцать. Находясь в заключении, Баб написал свой труд «Байан» (Откровение), в к-ром провозглашал окончание эпохи господства законов, основанных на Коране и шариате. В качестве идеала он выдвигал равенство всех людей, защиту прав личности и собственности, установление священного царства Б., изгнание из него небабидов и раздел их имущества.

http://pravenc.ru/text/77290.html

Еще в средние века нек-рые араб. авторы, напр. критик Г. Ибн Рушд, объясняли кажущуюся противоречивость идейного наследия Г. тем, что он обращал свои книги к разной аудитории, «будучи с ашаритами ашаритом, с суфиями - суфием, с философами - философом». Многоликость учения Г. стала причиной того, что он подвергался поношению со стороны мусульм. догматиков и ими же превозносился в качестве «довода ислама». Для последующих поколений мусульм. богословов, вплоть до современных, Г.- один из авторитетнейших мусульм. богословов. Биограф Г. Субки (XIV в.) говорил: «Если бы после Мухаммада мог быть Пророк, то это был бы, конечно, ал-Газали». Отдавая должное вкладу Г. в развитие мусульм. философии, следует избегать модернистской интерпретации взглядов средневек. теолога, к-рый, признавая значимость разума в познании истины, тем не менее настойчиво подчеркивал наличие более высокого и достоверного источника знания - заук (букв.- вкус, вкушение), мистической интуиции. Г. предпринял попытку не только критики, но и нек-рого синтеза всех известных его современникам подходов к познанию; именно ему принадлежит заслуга примирения мусульм. теологии с суфизмом и возведения последнего в ранг «Божественной науки». Средневек. Европа познакомилась с трудами Г. в сер. XII в. 1-й перевод с араб. языка на лат. был сделан Домиником Гундиссалином (при участии Иоанна Севильского) под названием «Метафизика» (Metaphysica). Перевод включал текст «Стремлений» без предисловий и комментариев, т. о., Г. предстал в глазах Альберта Великого , Фомы Аквинского и др. средневек. философов последователем Аристотеля, а не его критиком. «Метафизика» стала одним из самых популярных учебников аристотелизма и сыграла важную роль в его распространении в Европе. Соч.: logica et philosophia Algazelis Arabis/Transl.: Dominicus Gundisalvus. Venetiis, 1506; Destructio philosophorum. Venetiis, 1527; Compendium doctrinae. Lipsiae, 1839; Эликсир счастья (Кимийя ас-саада). Ташкент, 1904; Algazel " s Metaphysics: A Medieval Transl./Ed. J. T. Muckle. Toronto, 1933; Incoherence of the Philosophers/Transl. S. A. Kamali. Lahore, 1958; Избавляющий от заблуждения// Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.: С прил. избр. филос. произв. Фараби, Газали и Маймонида. М., 1960. С. 211-267; Воскрешение наук о вере: Избр. главы/Пер. с араб. В. В. Наумкина. М., 1980; Алхимия счастья/Пер. Х. Мадраимова; Избавляющий от заблуждения/Пер. А. В. Сагадеева// Аверроэс. Опровержение опровержения. К.; СПб., 1999. C. 528-590; Кимииа-йи са " адат («Эликсир счастья»). Ч. 1: " Унваны 1-4. Рукн 1/Пер. с персид., вступ. ст., коммент. и указ. А. А. Хисматулина. СПб., 2002.

http://pravenc.ru/text/161419.html

В Пизе Л. закончил «Всеобщее и последнее искусство» (Ars generalis ultima, 1308). Затем он вернулся к преподавательской деятельности в Париже. В этот период жизни часть его трудов получила офиц. признание: в декларации парижского прево от 10 февр. 1310 г. сообщалось, что 40 магистров и бакалавров Парижского ун-та прослушали курс лекций Л. по логике, содержавший изложение «Краткого искусства нахождения истины» (Ars compendiosa inveniendi veritatem, ок. 1274), и не нашли в излагаемом им учении ничего, что противоречило бы католич. вере; грамотой от 2 авг. 1310 г. кор. Филипп IV Красивый признал магистра Л. достойным уважения всех католиков; в письме канцлера Парижского ун-та Франческо Караччоли от 9 сент. 1311 г. сообщалось о правоверности сочинений Л. Л. присутствовал на Вьеннском Соборе (1311-1312). В прошении, с к-рым он обратился к Собору, Л. настаивал на запрете преподавания аверроистских доктрин в ун-тах, говорил о необходимости учреждения кафедр вост. языков, выступал с предложением нового крестового похода на Св. землю, провести к-рый он планировал объединенными силами духовно-рыцарских орденов. Собор постановил основать кафедры араб., греч., евр. и халдейского языков в ун-тах в Париже, Оксфорде, Болонье и Саламанке. В 1312-1313 гг. Л. написал соч. «О беседе ангелов» (De locutione angelorum), составил сборник из 150 проповедей, создал 3 апологетических произведения и подготовил пособие по гомилетике. Главный его труд этого периода - «О разделении христиан и сарацин» (De participatione Christianorum et Sarracenorum). В нем Л. обращается к королю Сицилии Федерико (1296-1337) с предложением начать переговоры с королем Туниса о созыве межрелигиозного Собора, на к-ром христиане могли бы дискутировать с мусульманами по вопросам веры. Л. провел при сицилийском дворе в Мессине год (май 1313 - май 1314), за это время им было написано 38 богословских сочинений. В апр. 1313 г. Л. составил завещание: с его сочинений на лат. и каталан. языках, к-рые были написаны после Вьеннского Собора, следовало сделать копии и отправить их в мон-рь картузианцев в Вовере (близ Парижа) и в Геную; часть книг Л. завещал также своему зятю, Пере де Сенменату. Предположительно летом 1314 г. он вернулся на Мальорку. В сент. Л. вновь отправился в Сев. Африку и вскоре прибыл в Тунис, завершив там работу над соч. «Искусство совета» (Ars consilii, июль 1315), написанном на араб. языке и адресованном мусульм. правителям.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

По мнению Ильина, еговистами были Пифагор , Конфуций , Сократ , пророк Мухаммад , Я. Гус , Я. Бёме , Джордж Фокс и др. Хотя в работах Ильина содержатся многочисленные ссылки на Библию, читать ее И. было запрещено. Не отрицая того, что Библия «содержит определенные истины», ее текст они считают искаженным и не используют ее: «Читатель не сможет отделить истины от позднейших сатанинских дополнений». Статус сакральных текстов у И. имеют редакция Откровения св. Иоанна Богослова, выполненная Ильиным («Книга с Неба»), и его сочинения, к-рые воспроизводятся И. с сохранением дореформенной рус. орфографии. Распространение брошюр является единственным разрешенным методом проповеди: устная проповедь может привести к неверной интерпретации учения. В богослужебных встречах И., которые проходят в священный день покоя (по субботам), могут принимать участие только члены организации. Кроме Пасхи и Пятидесятницы, празднование др. христ. праздников не допускается. И. соблюдают пищевые ограничения, частично совпадающие с иудейскими: запрещено употребление свинины, зайчатины и мн. морепродуктов. Еще при жизни Ильина благодаря массовой рассылке брошюр как самим Ильиным, так и его последователями группы И. возникли в разных частях Российской империи. Центром движения в дореволюционное время был Урал, позже появились общины в Закавказье, на Сев. Кавказе и на Украине. В дореволюционное время И. подвергались преследованиям, к ним применялась адм. ссылка, в т. ч. в Ср. Азию. В кон. XIX - нач. XX в. среди русских переселенцев в отдельные части Казахстана и сев. часть Киргизии были И., к-рые обнаружили, что там они будут иметь большую религ. свободу, чем во внутренних губерниях России. В советское время движение И. оставалось подпольным, они периодически подвергались преследованиям, арестам и конфискации религ. лит-ры. Тем не менее И. никогда не прекращали распространение брошюр Ильина. В наст. время И. проживают в Ср. Азии. Точных сведений об их численности нет, поскольку организация не проходит гос. регистрацию и ее деятельность носит закрытый характер. Совр. период деятельности И. отмечен новыми формами распространения религ. лит-ры: использованием сети Интернет и деятельностью по переводу соч. Ильина на англ., нем., иврит, греч., араб. и киргиз. языки.

http://pravenc.ru/text/389463.html

2020/03/26, 21:34:43 +++Любовь-Элексир от всех болезней+++ " Ибо думаю,что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою,которая откроется в нас. " (Рим.8:18) Собор Святых Врачей Всемогущей Пресвятой Троицы,молите Её о нашем полном,всецелостном и совершенном исцелении от всех душевных и телесных болезней сего пагубного мироздания от змия лукавого.Аллилуиа!Аминь! Спаси Бог всех,кто находит и предлагает безценные исторические события из необыкновенного опыта Православных Святых минувших времён!Помимо высокоэффективных лекарств и способов исцеления земных,нам необходимо знать и применять и сокровища целебные из ларца Церковного!Особенно Таинство Соборования,которое пока остаётся Великой Тайной Бога... А когда раскроется,тогда и не так,как прежде исцеляться будут страждущие в благодатных Лучах Белого Солнца Истины!.. +Элексир(араб. камень мудрых). У средневековых мистиков и чудесный напиток,способный сохранить молодость,исцелять все болезни и даже победить смерть,неся жизнь вечную! Возможно ли такое?! Вне Бога-невозможно! Ни какие вещественные,земные,лжедуховные средства никогда не достигнут этих воистину главных богатств для всякого скороувядающего человека греха и смерти. А вот с Богом,с Его Мессианским Всеврачом Христом,с Его Чудо Крестом,с Его Пресвятой Библией,с Его Необыкновенной Православной Церковью-это вполне возможно и достижимо! Ибо все эти Святые Дары Свыше для Новых,т.е. Новозаветных Мистиков,духовных потомков и последователей ХристоРождественских Волхвов!.. Ибо все Свои совершенные Божественные,Святые Дары Бог Отец сосредоточил,сокрыл и открыл в Своём Возлюбленном Чудо Сыне,Христе,да ещё распятом на Кресте! Ибо Христос,распятый на Кресте,есть единственный Камень Мудрости,с помощью которого строится Совершенный Лазарет от всех бед! Ибо только Христос,распятый на Кресте,есть единственный Элексир Мудрости от всех болезней,старости и смерти,Который преподаётся только в Евхаристической Чаше Святых Даров от Пресвятого Бога! Ибо только Венценосный Христос,Своим Животворящим Крестом Любви, способен раздавить любой антихристов коронавирус и всё,что гнетёт и убивает человека в веках...

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=3114...

епископ г. Ашмунейн Севир ибн аль-Мукаффа (X в.) написал после смерти Е. сочинение под названием «Книга Соборов». Со стороны несториан опровержение Е. предпринял Илия бар Шинайя (X-XI вв.) в «Книге доказательства истины веры». С защитой несториан и яковитов также выступил мусульм. автор Ахмад ибн Таймия, стремившийся опровергнуть доводы Е. и показать, что учение мелькитов является еще более противоречивым. Содержащийся в «Истории» Е. вставной трактат против еретиков (Ibid. P. 161-176) встречается также в сочинении, известном под названием «Книга доказательства во оправдание веры» (          ), к-рое рукописная традиция ошибочно связывает с именем свт. Афанасия I Великого. На основании тождества пассажей в «Истории» и «Книге доказательства...» Г. Граф ( Graf. 1911. S. 227-244) предположил, что последняя также написана Е., выдвинув следующие аргументы: «Книга доказательства...» изначально составлена на араб. языке; ее автором является мелькит; сочинение не могло быть написано позже 944 г. Полностью соглашаясь с этими аргументами, Ж. Насралла ( Nasrallah. Histoire. P. 32-34) отметил, что в среде арабоязычных интеллектуалов-христиан при всей известности Е. как писателя данное сочинение считалось анонимным. Т. о., соответствующий фрагмент из «Истории» Е. следует скорее считать вставкой, сделанной ее позднейшим продолжателем. Местом написания этого сочинения, вероятнее всего, являлся один из мон-рей Палестины, чем могут объясняться детальное знание автором топографии Св. земли и Юж. Сирии и нек-рая близость «Книги доказательства...» к «Точному изложению православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Ранее приписывавшееся Е. повествование о событиях на Сицилии в 827-965 гг., к-рое следует за его «Историей» в кембриджской рукописи и известно по этой причине как «Кембриджская хроника», принадлежит не Е., а некоему арабоязычному компилятору XI в., опиравшемуся на греч. источники. Изд. и пер.: Eutychii aegyptii, patriarchae orthodoxorum Alexandrini Ecclesiae suae Origines. L., 1642; Abraham Ecchellensis.

http://pravenc.ru/text/187574.html

Философия средних веков также была разделена на 3 эпохи: от IX до XIII в. (от Алкуина до Амальрика Бенского и Давида Динантского ); с XIII по XIV в. (философия араб., иудейская и главные учители схоластики от Александра Гэльского до Иоанна Дунса Скота и Р. Бэкона ); с XIV по XV в. (поздние реалисты и номиналисты; мистики И. Таулер , Фома Кемпийский , Ж. Жерсон и др.). Новая философия в свою очередь делилась: на философию XV-XVI вв., где больше внимания было уделено Дж. Бруно , от Р. Декарта до Канта, с весьма поверхностным толкованием Декарта (Ч. 3. С. 105-120); от Канта до «наших дней». Изложение сложнейшей философии Канта, к-рому было посвящено более всего страниц (Ч. 4. С. 64-90), для своего времени было вполне удовлетворительным. Рассматривались основные вопросы теоретической философии, учение о чувственности, о разуме и об уме, о синтезе, о «самостоятельной бытности» (вещи в себе) и об антиномиях, проблемы практической философии - учение о самозаконии воли, свободе и нравственном законе. Далее Г. излагал проблему «я и не-я» в философии И. Г. Фихте (Там же. С. 90-104), в общих чертах кратко - первую систему Ф. В. Й. Шеллинга и весьма пространно, но без глубокого знания и понимания - философию Г. В. Ф. Гегеля (С. 113-139). Г. утверждал, что Гегель в основание системы «полагает следующее начало: все рациональное реально и все реальное рационально» (С. 116), и видел это начало в «абсолютной идее», к-рая осуществляет себя в природе и истории в виде ее прогресса в нравственности, религии и философии. Завершалась история философии Г. главами о франц. философах В. Кузене и аббате Л. Ботене. Подводя итоги истории философии, Г. отмечал, что мировой разум, к к-рому приходит каждая философская система, понимаемый отвлеченно, является всего лишь «частным произведением» человеческой мысли (С. 171). Только в христ. учении и вере находят разрешение самые сложные вопросы философии. Описывая состояние совр. человечества, Г. возлагал надежды на «новое откровение духа» и полагал, что «философия, служившая в последнее время орудием к отвращению человека от Бога, послужит теперь средством к привлечению его к Богу» (С. 179). В заключении Г. писал: «Проходя историю философии всех времен и народов, мы заметили, что ум человеческий сам собою не может во всем свете постигнуть истину… Такая немощь нашей высшей душевной силы ясно показывает нам состояние нашего повреждения и живо заставляет нас чувствовать нужду в высшем откровении, содержащем благотворнейшие истины для нашего познания и спасительнейшие правила для нашей деятельности» (С. 192).

http://pravenc.ru/text/161289.html

На близость исламской и иудаистской традиций указывает и то, что ислам, в отличие от христианства, настаивает на абсолютной трансцендентности Бога, отрицая таким образом возможность боговоплощения. Под влиянием иудаизма в исламе было сформировано представление и о том, что Бог может открывать человеку Себя и Свою волю не только через пророков и посланников, но и при посредстве Писания. Важнейшим сходством двух традиций можно назвать и то, что, как и в иудаизме, в исламе тесно взаимосвязаны закон и религиозные нормы. Ислам регламентирует практически все сферы жизни человека и общества (политические, экономические, социальные, правовые отношения). Как и иудаизм, ислам сформировался на основе письменного закона (Корана), который дополняют нормы, возникшие из устного священного предания (Сунны). В исламе, как и в иудаизме после разрушения Второго Храма в 70 г., нет чёткой иерархии духовных лидеров. Роль профессиональных богословов и знатоков веры отводится факихам и улемам, которых можно было бы сравнить с раввинами в иудаизме. Влияние иудаизма можно усмотреть и в формировании ряда мусульманских ритуальных практик. Это, в частности, относится к пищевому запрету на употребление свинины, крови, падали и жертвенного мяса, предназначенного для языческих богов. Местные политеистические культы Большая часть арабов придерживалась всё же политеистических верований и поклонялась звёздам и камням-идолам. В разных аравийских городах существовали свои святилища. Но главная святыня доисламской Аравии располагалась в районе Хиджаз 822 , в городе Мекке. Здесь находилась Кааба (с араб. – букв. «куб») – святилище кубической формы, в котором было собрано около 360 идолов от всех племён, населяющих полуостров. Арабы верили в существование добрых и злых духов – джинов и шайтанов, которые играли роль посредников между богами и людьми. Эти духи внушали человеку те или иные мысли, толкали на совершение определённых поступков. К обычным людям, как считалось, духи приходят лишь иногда, но есть особые люди – аррафы (букв. «провидцы») и кахины (букв. «прорицатели») 823 , через которых духи могут общаться с остальными. К аррафам и кахинам люди обращались, если хотели узнать своё будущее, найти потерянную вещь, понять смысл увиденного сна. Аррафы и кахины были в каждом арабском племени. Святилище Мекки

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010