традициями возводилось к божественному источнику, с этим связана и его символическая функция (Bertholet. S. 9). Мистика букв во многих религиях основана на представлении, что между знаком и сотворенным миром существуют определенные отношения и абстрактная система алфавита согласуется с порядком, лежащим в основе мироздания. Так это, напр., в универсалистском мировоззрении древних китайцев, которое основано на идее о всеобщей гармонии между микрокосмом и макрокосмом, это нашло отражение в сложной письменной символике их алфавита (de Groot. S. 343). У древних греков отношение знаков письма ко Вселенной выражалось не только тем, что буквам придавалось числовое значение, но и тем, что мир представлялся приводимым к системе чисел и числовым отношениям. Алфавит понимался как набор знаков, с помощью которого — независимо от употребления этих знаков в языке — мир мог быть отражен в форме пропорциональной аналогии (Dornseiff. Das Alphabet. S. 11–14), а на мир, в свою очередь, можно было повлиять с помощью реализации магической силы, приписываемой буквам А. (о чем свидетельствуют многочисленные примеры из позднеантичной и мусульм. магии — см. Dornseiff. Das Alphabet. 35ff; Hallo. S. 166–174; Winkle). Такое мышление кроме пифагорейцев, гностиков и иудаизма (см. ниже) было присуще также хуруфиям (от араб. huruf — мн. число от harf — буква) — членам ислам. секты, возникшей в кон. XIV в. (см. ниже). В характерном для инд. традиций представлении о семенных слогах («биджас») отдельные слоги мантр (магических речений из ведических текстов) выражают сущность божества (Monier-Williams M. P. 196–202). Сила этих слогов реализуется не только в звуках, с помощью рецитации, но и при погружении в их графические формы, зафиксированные в медитационных образах (мандалах) (Bareau A. S. 186). Представление о том, что буквы алфавита являются носителями тайной, более высокой истины, было воспринято европ. культурой через позднеантичное наследие и под влиянием представлений о святости или божественном происхождении букв алфавита, характерных для религий народов Передней Азии.

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

„Хвала Тебе, о Ты, который отличен от всех Твоим величием и Твоим могуществом, который отличен от всех существ Твоим превосходством и господством, который не престаешь существовать ни в каком веке, ни в какое время, ни в каком; пространстве, ни в каком месте. Ты столько высок, что Тебя нельзя сравнивать ни с каким предметом и никто из Твоих созданий не может определить Тебя; Ты выше всякого сравнения и всякого применения; Тебя никакое описание не может коснуться и Ты не можешь быть означен никаким качеством. „Я исповедую, я верую и признаю твердо, от начала и до конца моей жизни, в глубине моего сердца и в публичном, открытом исповедании, (что Ты – Бог Дворец, Всемогущий, Единый, Единичный, который не может ни увеличиться каким-либо числом, ни умножиться наращением, ни относиться к какой-нибудь генеалогии, предполагающей предков и потомков; что Ты – Творец, неимеющий творца, виновник бытия всех тварей, не имеющий себе соперника; Могущий, над которым т одно существо не имеет власти; Победитель, против которого нет ни защиты, ни убежища, кроме Тебя же самого; верховный Судия, не подлежащий ничьему суду: Ты делаешь то, что Тебе угодно; Ты повелевает то, что Тебе нравится, по твоему высокому распоряжению; Ты превознесен славою и ее не выразит никакой звук, ни язык“. „Учение о единстве Божием, говорит Моктана, есть самое достойное, чтобы искать его: оно есть сокровище драгоценнейшее, благо превосходнейшее, какое только можно сыскать. Это плод всех богопочтений, бывших в прошедших веках; это баланс истины, которым держатся небо и земля. Чрез искреннее исповедание учения о единстве чистые души достигают до вечной награды и последнего совершенства; за ошибку же в этом исповедании души нечистые будут вечно испытывать наказание, смущение и жестокую бедность. „Совершенное знание вещи есть то, когда видят и созерцают ее своими глазами, по словам Корана: „они знают дар Божий, лотом не признают его (араб.) 18 т. е., они знают Того, о Котором здесь говорится, способом эмблемматическим, что касается до Его бытия; но они никогда не узнают, в чем состоит истинное исповедание единства, они не узнают дара, который Бог дал им, потому что умы их не могут составить себе идеи совершенного способа исповедовать Его единство, и потому что они не знают, как приличнее рассуждать о Нем, при отрицании всех атрибутов существ сотворенных и Его служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

812 См. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 1. Гл. 12 (4)//Иосиф Флавий. Иудейские древности. М.: Феникс, 2000. 813 Далеко не всегда арабские племена назывались по имени их родоначальника. Зачастую названия племён происходили от названия тотемного животного племени, от географической области или же от имён почитаемых племенем божеств. 820 См. Ходжсон М. История ислама: исламская цивилизация от рождения до наших дней. М.: Эксмо, 2013. С. 126. 822 Хиджаз (Хеджаз) (с араб. – букв. «барьер», «преграда») – историческая область на западе Аравийского полуострова, провинция в современной Саудовской Аравии. На территории Хиджаза находятся священные для мусульман города Мекка и Медина. Центр области – город Джидда. Хиджаз – место возникновения ислама. 825 Чёрный камень имеет метеоритное происхождение. Вообще поклонение священным камням – бетилам – было широко распространено в древности, в частности в Эгейском регионе (см. гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до нашей эры. Крито-микенская цивилизация). 830 Дата высчитана арабскими учёными-хронологами, но представляется не совсем точной из-за явного стремления придать биографии Мухаммада легендарный характер. Скорее всего, это был всё-таки примерно 570 г., учитывая тот факт, что Мухаммад прожил 53 года в Мекке и лишь в 622 г. бежал в Медину. 832 Потомки Мухаммада от его дочери Фатимы живут до сих пор. Так, члены правящей династии королевства Иордании – Хашимиты – являются прямыми потомками основателя ислама. 833 Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: УММА, 2007. С. 93–94. Мусульмане любят приводить в пример данный отрывок как свидетельство о богооткровенности Корана, каждый раз обращая внимание на тот факт, что Мухаммад был неграмотным человеком и до конца своей жизни так и не научился читать и писать и, следовательно, не мог сам записать Коран. 834 По мнению Августа Мюллера, арабское название «Великий Намус» есть не что иное, как передача греческого νμος, адекватная интерпретация которого может быть дана лишь в эбионитском ключе. Скорее всего, Варака ибн Науфаль был последователем именно этой иудео-христианской секты. Подробнее см. Мюллер А. История ислама: в 2 т. М.: ACT: Астрель, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Нет ни на небесах, ни на земле ничего сокровенного, чего бы не было в ясной книге. (Коран 27:75) – вера в детерминированность бытия Подлинной причиной всего происходящего является воля Аллаха. Она предопределяет, в частности, и все человеческие желания и волевые акты, а равно и всех ангелов и джиннов. Всё в мире совершается точно так, как предопределено Аллахом, и не существует никакой возможности изменить эту цепь событий. По сути, это исламский фатализм. О нём напрямую сказано в Коране при изложении пророчества относительно возможности человеку уверовать в истину: Вы не [сможете] захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь [обитателей] миров. (Коран 81:29) – вера в перманентность Божественного творения Аллах творит мир постоянно, каждое мгновение. Сменяющие друг друга акты творения, воспринимаемые сознанием, создают иллюзию изменений, происходящих в мире, подобно тому, как кадры киноплёнки, статичные сами по себе, сменяя друг друга, создают на экране ощущение движения. В совокупности с верой в предопределённость это означает, что все человеческие поступки, слова, мысли и даже волевые импульсы являются плодами творческих действий Аллаха. Об этом прямо сказано в Коране: Аллах сотворил и вас, и то, что вы ваяете. (Коран 37:96) Проблема свободы воли разумных существ в исламской доктрине предопределения Вера мусульман в предопределение порождает серьёзный вопрос о возможности свободы воли человека, а также прочих разумных существ (ангелов, джиннов, шайтанов). В Коране содержатся также и аяты, указывающие на возможность свободного выбора: Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует. (Коран 18:29) Это обстоятельство нелегко согласуется с доктриной единого источника всех действий. Попытка решения указанной проблемы породила на рубеже VII–VIII вв. два внутриисламских философских течения . Последователи первого течения получили название джабриты (с араб. – букв. «принуждение»). Они утверждали, что свободы воли не существует. Все действия человека могут быть приписаны его разумной воле только условно, а на самом деле проистекают из его природы. В этом смысле любой поступок ничем не отличается от действий, производимых неразумными предметами: например, произрастания зерна или сияния солнца. Иначе говоря, подобно природным явлениям, все действия человека обусловлены заложенной в них волей Аллаха и не имеют сколь-либо самостоятельного значения. Человек лишь осознанно или неосознанно выполняет то, что заложено в его природу.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Алавиты (с араб. al-’Alawiyn – букв. «сторонники Али») – радикальное течение ислама, отколовшееся от шиитов Северной Сирии в X в., именуемое также нусайрийа по имени основателя Мухаммада бен Нусайра ан-Нумайри (ум. в 883 г.). Кроме общей для всех мусульман священной книги – Корана – алавиты имеют отдельный сакральный текст «Китаб аль-Маджму», по стилю подражающий Корану и состоящий из 16 сур. В шиитскую доктрину об имамах как особых богоизбранных лицах, непогрешимо ведущих мусульман к обретению вечного блаженства, алавиты добавили триадологические идеи, осмысляя их в духе христианского гностицизма. Так, признается существование трёх эманаций Божества – Смысл (мана), Имя (исм) и Врата (баб), – которые периодически воплощаются в пророках (ветхозаветных). Последними «троическими» воплощениями почитаются Мухаммад, Али и Салман ал-Фариси (соратник Мухаммада и один и первых неарабов, принявших ислам, – вероятно, был персом). Указанные лица, таким образом, приобретают божественный статус. Вместе с тем исповедуется догмат о переселении душ, что, впрочем, относится только к представителям мужского пола. Ритуалистика алавитов существенно отличается от общеисламской. В частности, при сохранении пищевого запрета на свинину они употребляют вино. Кроме того, отмечаются отдельные христианские праздники (в том числе Пасха) и почитаются некоторые христианские праведники. На протяжении веков алавиты подвергались серьёзным преследованиям как со стороны суннитов, так и со стороны шиитов. Это отчасти объясняет тот факт, что общины алавитов крайне замкнуты и даже эндогамны. Более того, внутри общин существует две степени доступа к знаниям. Соответственно, члены общины именуются амма («простые») и хасса («особые»). Последние обладают полнотой сведений о нормах веры, но это знание доступно далеко не всем (в частности, это воспрещено женщинам). Все вышеперечисленное значительно затрудняет изучение данного религиозного феномена, поскольку исследователи вынуждены пользоваться только косвенными сведениями или свидетельствами ренегатов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Тем, которые ступили на прямой путь, Он приумножил наставления свои и даровал им благочестие. (Коран 47:15–17) Сады, где пребывают праведники, вечно тенистые, здесь нет палящего солнца и мучительного холода. Посреди пышной растительности находятся удобные, роскошно оформленные ложа. Пищей для обитателей рая служат прекрасные плоды деревьев и обитающие в их кронах птицы, а питием – источники, текущие непортящейся водой, молоком, мёдом и вином (!). Любопытно, что последний продукт категорически запрещён для мусульман в земной жизни, однако о загробной жизни праведников прямо сказано, что «их будут поить выдержанным вином» (Коран 83:25). Особым возданием будут служить вечно юные, черноокие девы – хур (с араб. – букв. «белые») 855 , которых не касался ни человек, ни джинн. В некоторых местах Корана о них говорится как о супругах, наследующих блаженство вместе со своими мужьями: Войдите в рай счастливыми – вы и ваши супруги. (Коран 43:70) Чувственный характер обетованных наслаждений довольно рано вызвал стремление к символическому их осмыслению. В результате возникло представление, доминирующее в современном исламе суннитского толка, о том, что главным источником грядущего блаженства будет созерцание лица Аллаха. Это, в свою очередь, породило вопрос о возможности созерцать непосредственно Божество лицом к лицу. В конце концов устоялось мнение, что обитатели рая будут способны созерцать Аллаха, однако не уточняется, в каких формах. Про мучения, испытываемые в качестве воздания после смерти грешниками, указано, что они вызываются пылающим огнём и продуктами его нагрева (кипяток, смола), о чём многократно говорится в различных местах Корана 856 . Именно поэтому основное наименования ада – джаханнам. Однако существуют и иные виды мук, например суровый холод. Адские обители охраняются ангельской стражей, специально для этого к ним приставленной. Натуралистическое описание рая и не менее фактурное описание ада привело к появлению символической экзегезы соответствующих коранических стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Неслучайно в некоторых переводах священного писания мусульман на другие языки после слова «Коран» стоит специальное пояснение: «перевод смыслов». Согласно представлениям последователей Мухаммада, любой перевод священного текста Корана является в некотором смысле его интерпретацией. В связи с этим во время мусульманских богослужений Коран читается исключительно по-арабски. О некоторых особенностях арабского языка Арабский язык принадлежит к семье семитских языков, к которой помимо арабского относятся также иврит, арамейский, ассирийский, мальтийский, амхарский и некоторые др. Все языки данной семьи имеют свою выраженную особенность строя. Слово в них имеет консонантный, то есть состоящий из согласных букв, корень слова. Этот корень содержит в себе семантическое значение слова, но не может существовать автономно. Все грамматические отношения и словообразование осуществляются и выражаются гласными, которые «разбавляют» двух-, трёх- или четырёхбуквенный консонантный корень слова. Гласные в арабском языке могут быть долгими и краткими. Для долгих гласных (а, у, и) существуют отдельные буквы. Для обозначения кратких гласных используются специальные значки – огласовки, которые ставятся над или под согласным. Обычно значки огласовок, за исключением сакральных и учебных текстов, а также в поэзии, на письме не ставятся. Например, корень К-Т-Б выражает идею письма. Так, при постановке гласных получается парадигма: h6 Ка-Та-Ба он писал h6 Ки-Та-Б ун книга h6 ма-КТа-Бат ун библиотека h6 аК-Ту-Бу я пишу h6 Ку-Ту-Б ун книги h6 ма-КТу-Б ун судьба, написанное Различая лишь три гласных звука, арабский язык вместе с тем располагает множеством их оттенков, которые зависят в том числе и от говора человека. В настоящее время арабский язык считают родным от 250 до 300 млн человек. Носители арабского языка проживают в Северной Африке, на Ближнем Востоке, составляют арабские диаспоры в европейских странах. Чтение Корана является одной из форм богопочитания. А рецитация (чтение) отдельных частей или всего священного текста целиком в ритуальных целях называется кираáт (араб, qira’at – букв.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Немалым авторитетом на севере Аравии пользовалась и «пророчица» Саджах из Месопотамии. Были и другие менее известные наби. Но в целом можно сказать, что «пророки» не были экзотикой для доисламского арабского мира. В этом смысле появление фигуры Мухаммада на религиозном горизонте Аравии не представляется чем-то совсем уникальным. Он был далеко не первым и не единственным, кто в то время боролся за звание «пророка для всех арабов». §3 Мухаммад – посланник Аллаха и основатель ислама Исторические источники о жизни Мухаммада Описание жизни и проповеднической деятельности Мухаммада зафиксировано как в мусульманских, так и в немусульманских источниках. Немусульманские источники представляют собой, как правило, полемические тексты, принадлежащие перу христианских авторов. Их историческая достоверность и беспристрастность вызывают немало вопросов у взыскательного читателя. Мусульманские источники сведений о жизни Мухаммада также не всегда надёжны. Связано это с тем, что даже самые ранние из них появились намного позднее времени жизни основателя ислама. Первая биография Мухаммада была составлена ибн Исхаком лишь через 130 лет после смерти пророка. К сожалению историков, она сохранилась лишь в отрывках и пересказах других авторов. Современная мусульманская традиция опирается на « Жизнеописание пророка Мухаммада », составленное ибн Хишамом в IX в. Таким образом, наиболее раннее и авторитетное из дошедших до нашего времени свидетельств появилось спустя почти два столетия после смерти основателя ислама. Отдельные эпизоды из жизни Мухаммада, его поступки и слова, сказанные в определённых обстоятельствах, собраны также в сборниках хадисов. Наиболее ранний из них – «аль-Джами» – составлен Абдаллахом бин Вахбом спустя 130 лет после смерти Мухаммада. Из ранних общепризнанных сборников следует отметить «Аль-джами ас-сахих» имама аль-Бухари, а также «Аль-джами ас-сахих» имама Муслима. Хадис (с араб. – букв. «новость», «предание», «рассказ») – краткий рассказ с описанием ситуации из жизни Мухаммада, задающий верующим образец для подражания, а также восприятия различных религиозно- правовых вопросов с позиций ислама. Происхождение Мухаммада

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мекканское святилище принадлежало одному из самых влиятельных арабских племён – курайшитам . Они заручились поддержкой всех племён, проживающих на пути маршрутов к святилищу, дабы во время паломничеств обеспечить порядок и безопасность желающих поклониться святыням Каабы. Так лидеры курайшитов способствовали религиозному единению арабских племён, проживающих на полуострове. В Каабе были собраны священные идолы всех родов и кланов. Таким образом, здесь происходило соединение нескольких культов в один большой ритуальный конгломерат. Мекка названа в Коране «Матерью городов» 824 . В этот город стекались представители многочисленных кланов практически со всего Аравийского полуострова. Они приносили с собой собственные идолы и фетиши, приобщаясь к общей святыне арабского мира. Несмотря на обилие предметов мекканского культа, настоящим «хозяином» Каабы почитался бог-создатель Аллах. У него не было собственного культа. Его роль, скорее, сводилась к гарантии соглашений между арабскими племенами и мекканскими кланами, а также защите паломников, держащих путь к Каабе. О лексеме « Аллах » Лексема «Аллах» (араб. allhu – «Бог») в современном арабском языке однозначно воспринимается как имя собственное и непроизводное. На этом настаивали и многие авторитетные арабские филологи, в частности Фирузабади (1329–1415) – выдающийся средневековый лексикограф, автор наиболее известного толкового словаря арабского языка «ал-Камус ал-Мухит». Вместе с тем среди некоторых учёных бытует мнение о том, что ’allhu является историческим результатом слияния определённого артикля ’al- и арабского слова ’ilhun, что буквально означает «бог». В то же время в системе арабского языка существует четкое контекстное распределение в употреблении лексем ’allhu и ’ilhun, а также их словоформ. Как пишет известный отечественный арабист В.В. Лебедев, «арабская языковая система не рассматривает начальные сегменты ’al– лексемы ’allhu как определённый артикль ’al. Однако слово ’allhu – Бог имеет грамматическое значение определённости».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Апеллируя к кораническим строкам, суфии считали Аллаха началом и внутренней сущностью всех вещей в мире: Он – и первый, и последний, явный и сокровенный. (Коран 57:3) Трактуя данный аят, суфии утверждали, что зерна Божественного содержатся во всём. Суфийские пантеистические идеи 879 о всепроникающем присутствии Бога нередко вызывали шквал критики со стороны ортодоксально настроенных мусульман, считавших данную идею ничем иным, как проявлением тяжелейшего в исламе греха – ширка, то есть многобожия. Отдельно следует сказать о такой форме богопочитания у суфиев, как зикр . Зикр (с араб. – букв. «упоминание», «память») представляет собой особую духовную практику суфиев, заключающуюся в молитвенном поминании имени Аллаха молча (про себя) или вслух. Основанием для появления данной практики стали коранические строки: О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером. (Коран 33:41) Зикр, как утверждают мистики, – это первый шаг на пути любви, ведь как влюбленному человеку естественно и приятно вспоминать имя своей любимой, так и ищущему Божественной любви нравится повторять Божественное имя. Со временем зикр стал довольно сложным обрядом, для участия в котором суфий должен был сначала овладеть особыми ритмизованными движениями, освоить определённый набор поз и научиться использовать специальную психофизическую технику контроля дыхания. По замечанию профессора Е.А. Торчинова, всё это должно было служить «достижению сосредоточения сознания и соотнесённости движений тела с мысленным или речевым повторением формулы зикра (аналог мантр индийских традиций), при этом надо было при задержке дыхания усилием воли как бы направлять формулу в определённые участки тела» 880 . Концепция святости в суфизме Одной из особенностей суфизма является наличие в нём концепции святости (вилайа). Вали (святой) – это идеальный суфий по представлениям исламских мистиков. Он характеризуется безупречным поведением, образцовым нравственным обликом, великодушием, милосердием и исключительной покорностью Богу. К святости, разумеется, призван каждый мистик.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010