Особая категория хадисов – это хадисы аль-кудси (с араб. – букв. «священный», «божественный»), которые передают слова Аллаха, не вошедшие в Коран. «Золотой век» хадисоведения наступил в VIII–IX вв., когда наука о хадисах начала активно развиваться. В это время появились так называемые «шесть сводов» хадисов, которые приобрели наибольшую известность и авторитет среди мусульман-суннитов 849 . 1 . « Аль-джами ас-сахих » имама Мухаммада аль-Бухари . Этот сборник считается самым надёжным источником. В его состав вошли только достоверные хадисы. Сборник разделён на тематические главы. 2 . « Аль-джами ас-сахих » имама Муслима . Это второй по надёжности сборник. Хадисы распределены по тематическим разделам. Похожие хадисы приводятся вместе, это помогает сравнивать их друг с другом. 3 . « Китаб ас-сунан » имама Абу Дауда . В сборник собраны хадисы, касающиеся в основном вопросов мусульманского права. Помимо высказываний пророка в сборник имама Абу Дауда вошли также высказывания ближайших сподвижников Мухаммада и их учеников. 4 . « Аль-джами ас-сахих » имама Мухаммада ат-Тирмизи . Сборник собрал хадисы, посвящённые различным сторонам исламского права. Обычно подобные сборники называют также «сунан». Потому труд имама ат-Тирмизи известен как «Сунан» ат-Тирмизи. 5 . « Китаб ас-сунан » имама Ахмада ан-Насаи . Этот сборник считается мусульманами самым авторитетным после сборников аль-Бухари и Муслима. 6 . « Китаб ас-сунан » имама Мухаммада бин Язида, более известного как ибн Маджа . Данный сборник содержит большое количество слабых хадисов, но, несмотря на это, приобрёл большую популярность у верующих. Однако авторитетность и достоверность многих хадисов вызывает немало нареканий и вопросов у мусульманских учёных. Приведём пример хадиса из сборника имама аль-Бухари. Нам рассказал Яхйа ибн Са’ид аль-Ансари, который сказал: Рассказал мне Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тайми о том, что он слышал, как ‘Алькъама ибн Ваккъас аль-Лейси говорил: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, будучи на минбаре сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Именно поэтому вопреки всем накопленным потомками Адама заблуждениям, страстям и порокам человеческие сообщества пытались сформулировать свой ответ на ключевые вопросы бытия: объяснить устройство мира, его происхождение, а также (очень часто) конечную цель его существования. Иначе говоря, центром, к которому устремлены чаяния любой, даже самой далеко отстоящей от Истины Христовой религиозной традиции, было и остается обретение подлинного бытия, жизни «с избытком» (см.: Ин. 10, 10 ). Это объясняет, почему религия имеет столь ярко выраженную заинтересованность в торжестве жизни или, рассуждая об этом с другой стороны, в преодолении смерти. Теперь нам предстоит рассмотреть верования, сформировавшиеся в разные эпохи, в среде различных народов и в разных частях мира. Однако их объединяет важная особенность: это живые традиции, пережившие множество веков и ныне существующие на Земле. К уважительному и тактичному диалогу с носителями этих религиозных взглядов призваны все мы: и авторы, и читатели данной книги. 117 Приводится по статистическому исследованию Центрального разведывательного управления США (так называемой Всемирной книге фактов ЦРУ (The World Factbook)): 118 Ислам (араб. ’islm – «покорность», «предание себя Богу») – наименование действия, выражаемого глаголом ’aslama «покоряться», «предать себя Богу». Человек, совершающий это действие, – muslim («покорившийся», «предавший себя Богу») – последователь ислама или мусульманин. Однокоренными (s-l-m) словами являются: salm – «здоровый», «непорочный»; salm – «мир», «благополучие»; sallama – «приветствовать», «вручать». 119 Согласно Корану, у Ибрахима, когда тот был в летах преклонных, родился сын Исмаил от Хаджар. Для испытания веры Ибрахиму было попущено искушение: он изгнал Хаджар вместе с новорожденным младенцем в пустыню. Вскоре у изгнанников закончилась вода, мать семь раз перебегала между двумя холмами Сафа и Марва в надежде увидеть с их вершин признаки спасения. Вскоре возле лежащего на земле младенца забил источник Замзам. Возле него Хаджар с сыном и поселились в сообществе пришедших сюда людей племени джурхум. На Руси всех мусульман ассоциировали с потомками Исмаила, отчего в средневековой славянской литературе их часто называли исмаильтянами или в соответствии с именем матери Исмаила – агарянами (см.: «Агаряне»//Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1964–1973).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Чтобы у неё остатка не было». Один путешественник, в конце последнего столетия, проезжал через место древнего Вавилона и не заметил этого 802 . Ляйард, который обогатил британский музей скульптурными произведениями из Ниневии, говорит о своих открытиях между развалинами древнего Вавилона таким образом: «Они были несравненно малочисленнее и гораздо незначительнее, чем я предполагал, и не могут служить доказательством, чтобы под грудами земли и мусора скрывались остатки, которыми вознаградились бы раскопки. Не было даже возможности начертать план какого-либо строения, все, что было отрыто, состояло в безобразных сваях, в сохранившихся кое-где стенах и столбах, по которым невозможно было составить себе понятие о первоначальной форме строений, к которым они принадлежали». «Вавилон будет лужей воды». В то время как работники набрасывают на него груды, кидая мусор в кучи при отыскивании кирпичей, они трудятся более, нежели втрое над исполнением пророчеств, ибо многочисленные и глубокие рытвины составляют вместилища для вод, которые, наполняясь ежегодно от разлития Евфрата, не высыхают в продолжение целого года. Образуются также глубокие ямы оттого, что арабы роют землю, отыскивая скрытые сокровища 803 . «Сойди и сядь на прах, девица, дщерь Вавилона». Поверхность груд, в которых заключается все, что осталось от Вавилона, состоит из разобранных строений, обратившихся в пыль, и во всех древних улицах и жилищах нет в буквальном смысле ничего, на чем бы можно было присесть, кроме пыли или земли. «Откроется нагота твоя». «Наша дорога, – говорит капитан Миньян, – шла через большие массы разоренных груд на месте павшего Вавилона. И я не в состоянии передать хоть приблизительно верной идеи о той ужасной, безмолвной наготе, которая представилась моим глазам 804 . «Сиди молча, и пади во мрак». Здесь царствует между развалин безмолвие столь же глубокое, как в могиле 805 . Вавилон теперь безмолвная сцена, величественная пустыня 806 . «Не будет населена никогда и от рода в род не будет жителей в нем». По свидетельству Ровольфа оказывается, что в шестнадцатом столетии здесь не было ни одного дома 807 . А теперь глаз блуждает по бесплодной степи, в которой развалины служат почти единственным указанием, что она была некогда обитаема. «Невозможно, – присовокупляет майор Кеппель, – смотреть на эту сцену и не вспомнить в какой точности исполнились предсказания Исаии и Иеремии, и даже наружный вид Вавилона приводит к заключению, что он никогда не будет обитаем; что араб не будет здесь разбивать своей палатки; что он обратился в груды; что его города будут пустыней, сухой землей, и дикой степью 808 . Вавилон с равномерным презрением отталкивается пятой оттоманов, израильтян и сынов Измаила 809 . «Он есть необитаемая и опустошенная столица» 810 . «Он не будет обитаем, но совершенно опустошен».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

11 Thesavr. 26. ор t. 5 р. 243. Св. Дамаскин: «все предвидит Бог, но не все предопределяет; предвидит, то, что в нас есть, но не предо- пределяетъ» и проч. О православной вере 2 гл 30· 13 Неудивительно, если поздние евреи, чтобы отклонить от себя обличения христиан, усиливаются дать многим пророчествам особенное значе ние, значение неверное словам пророков. Но нельзя не удивляться тому, что особенно в последнее время между христианами протестантами явилось так много подражателей поздним евреям. Обыкновенное мнение теологов: Мессия пророк-ничего более,-как идеал счастливого царя; впрочем о сем предмете так мною у них разных и часто противоположных толков, что исчисление их могло бы наполнить целую книгу. Мы не будем спорить с людьми, а станем только изучать слова Божии о сем предмете говорят «письма о спасении мира Сыном Божиим (Муравьева), живо, с чувством благочестивым, но иногда без силы мысли 14 Schuf встречается только Иов. 9, 17 . Псал. 138, 11 ; объяснение ему в сродных диалектах. Ефиоп. saifa означает обезглавить, поразить в голову мечем; Араб, achafe означ. поражать мечем. Wenusi Pentat- Prag 1820. Подробно о сем обетовании К. Газе de protevagelio -in silloge dissertationum, s ТЬезатго theolog.-philologiae. Amster. 1701. 15 Гофманн (Weissagung и Erfiillnng s. 77), справедливо замечает, что в означении помощи употребляется im и никогда et; он дает сей частице значение присутствия чего либо, значение слива: «вместо» и указывает на Пс. Об, 2. Суд. 17, 11 . Езек. 47, 22. Но в сем случае также непостижимы слова Евы без мысли о великом семени. Обыкновенное значение et есть указание на винительный падеж и тоже в настоящем случае требуется и действительною формою глагола. 16 У Буксторфа иудеи в своем символе исповедуют: « верую верою полною в пришествие Мессии который обещан нам изначала». В христ, чт. 1835 г. 1, 387. «Взгляд на свидетельства раввинов об Иисусе Христе " · 17 Гофманн (Weissagung и. Erfullung in А. и N. teslament, Berlin 1841 f. 97) соглашается, что первое из сих мест сильно подтверждает принимаемое здесь объяснение; о последнем говорит: «здесь гитбарех шарец и гитбарех келош аман объясняют себя взаимно; перпое означает; «желать себе такого счастия, как земля счастлива; последнее означает: желать себе счастия какое Бог истины благоволит дать». Но вот уже и нет соответствия у одного полустишия с другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«И зарастут чертоги её колючими растениями, крапива и репейник на твердынях её». Князья её «ничто», никого не осталось из знатных её; но в других обитателях нет недостатка, и она есть жилище шакалов, пристанище строусов и сов. Д-р Шо (Shaw) изобразил землю идумейскую и степь, которой она теперь составляет часть, изобилующей разнообразными «ящерицами и ехиднами», которые здесь водятся во множестве и очень докучливы 569 , а Вольней рассказывает, что арабы вообще избегают развалин городов Идумеи по причине огромных скорпионов, коими они кишат. В Петре, как замечено м-ром Кори (Cory), «скорпионы водятся в таком изобилии, что хотя и было холодно, однако мы находили их под камнями, и я не сомневаюсь, – присовокупляет он,–что их бывает здесь огромное множество в летнее время, так точно, как и змей, что явствует из показаний туземцев». «Пресмыкающиеся животные, которые водятся в развалинах Петры, по свидетельству д-ра Вильсона, столь многочисленны, что это место может быть названо жилищем драконов. Феллах, в немногие минуты, успел поймать для нас несколько десятков ящериц, хамелеонов, стоногов и скорпионов. Оно в буквальном значении слова, кишит ими» 570 . Он срисовал некоторые из них и привез и Англию. Мы видели также многие из этих ползучих гад, и один араб в Петре, к которому мы обратились с вопросом, не может ли он показать нам скорпиона, почти тотчас же принес нам одного на конце острой палочки, которой он пронзил его насквозь. Змеи, говорят, очень многочнсленны здесь летом. «Я опустошил его (Исава) наследие для шакалов пустыни. Оно есть жилище шакалов и пристанище сов». Ирби и Манглес рассказывают, что в то время, когда они и их спутники производили исследование развалин и смотрели на представляющуюся им возвышенную сцену Петры, крик «орлов, соколов и сов, которые взлетали над их головами в значительном числе, и досадуя, как казалось, на наше приближение к их уединенному жилищу, увеличивал странность этой сцены». Между тем как крик орлов, соколов н сов, которые в значительном числе летали над головами, был слышан днем одной частью путешественников, другие (Лаборд и пр.), которые следовали за ними несколько времени спустя и оставались долее на самом месте, рассказывают, что ночью «визг совы» наиболее был слышен.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Вся комната хорошо освещена, и пол её в центральной своей части ниже, нежели боковые её стороны, которые составляли возвышенное сиденье или диван с обеих сторон. Центральная часть составляет площадь в двадцать восемь с половиной футов длиной и в двадцать два фута шириной, возвышение образует три стороны параллелограмма, правильно высеченные и возвышающиеся, по крайней мере, двумя футами и восемью дюймами над полом, со ступенькой или сиденьем на несколько дюймов ниже, высеченной кругом вдоль всех сторон. Все исполнено совершенно правильно. Вид пещеры походит несравненно более на жилище, чем на могилу. Возле неё есть другая комната, подобным же образом устроенная и снабженная такими же скамейками в двадцать три фута длиной и в двадцать два шириной, и с боковой при ней комнатой с окном. В обеих есть отверстия для запоров к дверям. Возле них есть кругообразное углубление, по-видимому, печка; В том же выступе скалы третья комната, с двумя отверстиями или окнами, имеет около девятнадцати квадратных футов, и четвертая, при основании соединяющей лестницы, имеет двадцать с половиной футов длины и восемнадцать футов четыре дюйма ширины. (По близости кругом есть еще и другие.) Ни в одной из этих комнат нет никаких углублений для мертвых, как в тех, которые употребляются для могил. Сверх этой группы комнат, которые составили бы недурное помещение для государя Эдома, есть комната с двумя окнами, имеющая шестнадцать футов девять дюймов в длину и пятнадцать с половиной в ширину, такой же точно постройки, с углублением в центре и с возвышением вдоль трех сторон с ступенькой или сиденьем между ними, и все это так хорошо приспособлено к той цели, для которой она,–в чем писателю и нельзя было сомневаться, когда он увидел ее, – была действительно назначена, что в то время, когда он делал эти замечание на самом месте, один араб, который ему помогал в измерениях, сел на сиденье, а другой, который внес ящерицу около фута длиной, и утомившись, как казалось, отыскивая каких-то животных, растянулся во всю длину свою на голом и непокрытом подушками диване, между тем как писатель стоял возле сидящего слуги, держа в руке своей линейку, служащую для измерений, и записную книжку.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Притча, объясняющая неопределенное положение идолопоклонников. Магомед не бессмертен. Предостережение тем, кои против Бога, и обетование награды любящим истину. Магомед не боялся борьбы с идолами мекканцев, коих бессилие он доказывал всегда. Куран есть руководитель, но пророк принуждает всех следовать ему. Человеческие души уносятся от сонных людей к Богу, а когда проспятся, то снова возвращаются в тела, кои они одушевляют. С Богом не должно быть пререканий. Учение о Едином Боге приводит в трепет идолопоклонников. Молитва к Богу соединена с разлучением от них. Неверные достойны сожаления в страшный день суда. Неблагодарность человека возмутительна бывает для Бога. Мекканцы научились быть осторожными, в виду печальной судьбы их предшественников. Увещание к покаянию. Спасение для человека Богобоязненного. Бог есть творец и контролер всего. Описание последнего дня судного. Все души, подобно стадам овец, одни посылаются в рай, другие – в ад. Сура XL. Верующий. (Мекка): атрибуты Бога. Магомед старается ободрить верующих примерами судьбы других народов, враждебных к своим пророкам. Ангел молитвы за верующих. Отчаяние идолопоклонников в аду. Терроры последнего дня судного. Бог есть всеведающий и праведный судья. Следы предшествующих народов своими памятниками поучают других народов. История Моисея и фараона; последний старается склонить Моисея на свою сторону, но тайна веры не позволяет отвечать сожалением на то; фараон поручает Гаману построить башню на горе в честь Бога Моисеева. Бог спасает верующего, и фараон уничтожает свои предприятия, основанные на волхованиях. Взаимное мучение осужденного. Увещание к терпению и молитве. Увещание к примирению чрез Бога и в Боге. Грядущий хур (нол). Единство Божие, подкрепляемое и Его бесчисленными атрибутами. Идолопоклонников ожидают ужасы ада. Магомед увещевает убегать оного. Вьючный скот и вкушение мяса рогатого скота суть знаки Божьего Провидения. Примеры народов, погибших и отвернувшихся от апостолов. Сура XLI. Мелочи (Detailed). (Мекка): Мекканцы призываются к вере в Куран. Творение неба и земли. Предостережение от жребия, постигшего Ада и Тамуда. Кожа неверных послужит свидетельством против них в день судный. Наказание отвергающих Куран. Ангелы снисходят с небес для подкрепления верующих. Правило для обращения от злого пути к доброму. Необходимость обращения к Богу при искушении от диавола. Против почитания солнца и луны. Ангелы молятся к Богу, тогда как идолопоклонники отвращаются. Орошение земли дождем есть Божье знамение благоволения. Куран имеет свое подтверждение в Писании. Он открыт на иноземном языке, неизвестном у всего народа, поэтому непонимающего содержащегося учения, зато пророк поучает, чтобы араб знал основательно свой язык и на нем – Откровение. Св. Писание Моисеево подвергается во многом спору и сомнению. Бог – всемогущ. Лживые боги не помогут ничуть идолопоклонникам в день воскресения. Неблагодарность человека к Богу – возмутительна. Богу достаточно свидетельства истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБИТЫ Последователи религ. учения, основанного во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. Бабом (наст. имя - Сайид Али Мухаммад; род. 20 окт. 1819 или 9 окт. 1820, Шираз (Иран)). В возрасте 20 лет он совершил путешествие в Кербелу (Ирак), где познакомился с богословием шайхитов (шейхитов), отличавшимся критическим отношением к преданию и учением об имамах как о вратах, открывающих путь к познанию одной из сущностей Бога. Али Мухаммад обличал в проповедях офиц. шиитское духовенство. Во время паломничества в Мекку (1844) написал трактат «Бейна-ль-харамейн» (Между святынями, т. е. между Меккой и Мединой), воспринятый мн. верующими как божественное откровение. 11 июня 1844 г. Али Мухаммад провозгласил себя Бабом (араб.- дверь, врата), т. е. вратами, ведущими к познанию божественной истины, его последователи стали открыто проповедовать, что Баб - это и есть ожидаемый махди (мессия). В Ширазе в результате проповеди сторонников Баба возникли беспорядки. Губернатор города Хосейн-хан арестовал 2 проповедников бабизма, изменивших формулу призыва мусульман к молитве (азана). Вскоре на полгода посадили в ширазскую тюрьму и самого Баба. Из Шираза он был переведен в Исфахан, губернатор Манучер-хан освободил его. Однако в 1847 г. по приказу нового губернатора Баб был арестован и отправлен в крепость Маку в иран. Азербайджан. После длительного пребывания в этой крепости Баба перевели в Чехрик, а оттуда - в Тебриз. В результате короткого судебного разбирательства он был приговорен к смерти. 8 июля 1850 г. Баб был расстрелян вместе со своим учеником Али из Йезда. Труп его был сброшен в городской ров, но сторонники учения Баба достали тело и в течение 29 лет тайно хранили его в Тегеране, затем по распоряжению Бахауллы перевезли в Хайфу. Под видом реформы ислама Баб фактически основал новую религию со своими догматикой, представлениями и социальной концепцией. Согласно его учению, Бог един, и Баб - это зеркало, в к-ром Бог отражается и в к-ром каждый может его созерцать. Находясь в заключении, Баб написал свой труд «Байан» (Откровение), в к-ром провозглашал окончание эпохи господства законов, основанных на Коране и шариате. В качестве идеала он выдвигал равенство всех людей, защиту прав личности и собственности, установление священного царства Б., изгнание из него небабидов и раздел их имущества.

http://pravenc.ru/text/77290.html

Синтез. Синтез до сих пор в большом почете – и не только в Европе, но и в России, даром что мы вот уже сколько лет надрываемся, хотим освободиться от «духовного гнета» Запада. Как доходит дело до синтеза – все за него горой, без разницы в направлениях. Всем кажется, что синтез всегда уместен, о чем бы ни шла речь. Не только Спенсер, когда он вздумал в свою систему синтетической философии включить и самые загадочные явления человеческой жизни, искал обобщающих идей, – теперь нетрудно встретить верующих философов, которые ведут свои исследования по методу Спенсера. Начинают с фетишизма и доходят до самых развитых религий. По их мнению, уже дикарь, поклоняющийся деревянному болвану, быку или змее, «верит», и в его вере можно уже in nuce найти истинную веру. Мне десяток раз приходилось в самых различных книгах, даже с решительным imprimatur, наталкиваться на такого рода утверждения, – да и не только мне: всякий, конечно, наталкивался, кто читал книги. И добро бы Спенсер – для него религия была одним из многих подлежащих изучению и объяснению естественных социальных явлений. Для него и дикарь, секущий своего идола, чтоб вырвать у него содействие, и араб или турок, рвущийся в бой в уверенности, что если ему удастся убить много гяуров, то он попадет в рай, где будут сады, фонтаны и гурии, и пророк Исаия, и апостол Павел, – все верующие люди. Такой синтез, конечно, очень полезен, и даже кажется научным, ибо упрощает задачу: можно уже объяснять не Исаию или Павла, которых не так-то легко объяснить, а дикаря или турка, психология которого лежит на ладони или, во всяком случае, кажется элементарной и несложной. Но для чего мог понадобиться такой синтез верующему человеку? Стоит только присмотреться, и станет совершенно очевидно, что фетишизм дикаря не имеет ровно ничего общего с верой. Он убежден, что идол, если его посечь, испугается и поможет ему завтра затравить кабана! Но ведь так же верит грубый человек в знахаря или культурный – в непогрешимость материализма! Или обманутый муж – в добродетель своей жены, наивный помещик – в честность управляющего! Но разве все эти веры обманутых людей, положившихся на слова близких или высоко над ними поставленных лиц, имеют хоть что-нибудь общее с верой? Случайно они называются одним общим именем, подобно тому как, употребляя выражение Спинозы, называются одним общим именем и созвездие Пса, и пес – лающее животное. Хотят широких обобщений и ради них охотно отказываются от истины, ибо несомненно, что человек, который верой считает то, что равно находится и в фетишизме, и в Псалмах, может быть, и придумает очень понятную и убедительную аргументацию, но уж наверное потеряет из виду то, ради чего он пустился в путь. 14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Последователи И. А. называли его «Величайший учитель» (аш-шайх ал-акбар) и «сын Платона» (Ибн Афлатун). Садр ад-Дин аль-Кунави, приемный сын И. А., состоял в переписке с шиитским философом Насираддином Туси, дружил с Саадуддином Хамуйехом и Джелаладдином Руми. Сложилась традиция сопровождать текст «Мекканских откровений» стихотворениями Джелаладдина Руми и комментировать его мистическую поэзию «Маснави» текстами И. А. Доктрина «вахдат ал-вуджуд» была чрезвычайно популярной в Османской империи и со временем приобрела статус ортодоксии. Об этом свидетельствует фатва шейху-ль-ислама (1534), к-рая начинается словами: «Тот, кто отказывается признать Ибна Араби... становится еретиком». Документ «Древо Нумана» («Шаджара ал-Нуманийа»), авторство которого приписывали И. А. и называли «язык истины» (лисан ал-хакика), пользовался в Османской империи не меньшей популярностью, чем пророчества Нострадамуса в Европе. Османские чиновники ссылались на этот текст, напр. при дипломатических переговорах. После смерти И. А. ближайшие ученики и последователи, отвечая потребностям эпохи, дали его воззрениям философскую интерпретацию, игнорируя то, что выходило за рамки их мировоззренческих установок. В итоге оригинальные воззрения И. А. уступили место рационалистическим переработкам, к-рые создавались комментаторами на протяжении следующих веков. К нач. XVIII в. полемика вокруг имени И. А. постепенно пошла на спад. У большинства критиков отсутствовал серьезный анализ положений его учения, мн. их сочинения были написаны в весьма язвительном тоне, но содержали наблюдения, к-рые могли дать представление о духовной жизни той эпохи, когда они были созданы, но не проясняли сути учения И. А. Чаще всего объектом критики становились присущие И. А. методы символико-аллегорического толкования текста Корана, как правило вырванные из контекста. Нек-рые богословы «оправдывали» И. А., указывая, что его сочинения являются продуктом болезненного сознания, на к-рое повлияли непосильные аскетические упражнения. Оппонентом И. А. и его ученика поэта Афиф ад-дина ат-Тилимсани (ум. в 1291) был также араб. историк Ибн Халдун, подчеркивавший социальную опасность не контролируемого общиной экстатического суфизма и связь учения И. А. с исмаилитским эзотеризмом и «крайним» шиизмом. Он считал И. А. и его последователей замаскированными исмаилитскими проповедниками, представлявшими угрозу суннитской общине. Доверяя авторитету Ибн Халдуна, нек-рые исследователи до сих пор считают, что И. А. симпатизировал исмаилизму и «крайнему» шиизму, хотя в текстах И. А. неизменно предстает как убежденный суннит. Под впечатлением многовековых богословских споров о творениях И. А. оказались и совр. мусульм. ученые, к-рые, как и прежде, разделились на 2 лагеря.

http://pravenc.ru/text/200421.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010