Одним из наиболее часто обращавшихся к сочинениям Авиценны схоластов в 1-й пол. XIII в. был парижский теолог Вильгельм Овернский ( 1249); хотя он воспринимал мн. философские концепции Авиценны весьма критически, пытаясь показать их несовместимость с христ. вероучением, сама система понятий, к-рую он использовал в своих трудах, несомненно проникнута влиянием араб. философа. В трактате «О вселенной» (De universo), входящем в главное сочинение Вильгельма «Magisterium divinale» (Божественное учение), он рассматривает вопрос об И. в ходе критики с христ. позиций платоновского учения об идеях. В соответствии с рассуждением Вильгельма, Платон заблуждался, полагая что «первообразный мир» идей есть нечто существующее самостоятельно, предельный критерий всякой И.; однако учение Платона об идеях может быть принято, если связать его с христ. учением о Слове Божием: «О первообразном мире (mundus archetypus), который есть основание (ratio) и образец (exemplar) вселенной... христианское учение мыслит, что это есть Сын Божий, истинный Бог... и Он есть образец для всех истинных и благих вещей» ( Guilielmus Alvernus. De universo. 2. 1. 17//Opera omnia. Parisiis, 1674. T. 1. P. 823). При этом Бог есть не только Хранитель всех истинных идей, но и Создатель «тварной истины» вселенной: «Творец есть Истина Сам по Себе (per semetipsum) и Сам для Себя (apud semetipsum), так что вполне правильно и подобающе он именуется Первой Истиной (prima veritas)... и Он есть также Истина по отношению ко вселенной, созданной Им» (Ibid. 23//Ibid. P. 834). Согласно Вильгельму, И. как бы вложена Богом в вещи при их творении, поэтому для ее познания не нужно выходить за пределы этого мира и считать все материальное ложным, как предлагал Платон, а требуется лишь увидеть И. вещей в свете вышей божественной И. При этом процесс такого обращения к Богу как к источнику И. Вильгельм не считал чем-то сверхъестественным, но видел в нем природный способ функционирования человеческого разума (ср.: Marrone. 2001. P. 74-75). Такой божественный свет «есть сама истина, в к-рой и с помощью которой духовное и светлое бытие (т. е. умопостигаемое бытие объектов умосозерцания.- Д. С.) просвещает наш разум» ( Guilielmus Alvernus. De anima. 7. 7//Opera omnia. T. 2. P. 212).

http://pravenc.ru/text/675021.html

Мухаммед от всех этих разноречивых наставлений пришел к тому выводу, что христиане, именем которых назывались все еретики, заблуждаются, что у них есть какое-то учение о Троице, и нет определенного учения о единстве Божием. Не нужно представлять себе, что Мухаммед, как религиозный реформатор в своем отечестве, изучил все религиозные исповедания, существовавшие в Аравии, и в том числе исповедания иудеев и христиан. Правда, он был любознателен и мог слушать священное Писание у иудеев и христиан внимательно, но, как, простой араб, без привычки к систематическому мышлению, он усваивал истины иудейства и христианства поверхностно, бегло, как обыкновенно усваивает простой народ догматические положения Он представил себе, что все христиане учат о почитании трех Богов, и восстал против, них так же горячо, как и против язычников многобожников. Судя по Корану, Мухаммед рассуждал в данном случае следующим образом: не может быть многих богов, иначе они произвели бы распрю, взбунтовались бы и земля разрушилась бы; следовательно, многобожие – ложь. 63 С другой стороны, Бог богат и не нуждается в соучастника. Далее, у Бога не может быть и нет детей. 64 Почему? а) Потому, что у Него нет жены; б) Ему, как высочайшему Существу, несвойственно иметь детей. А, следовательно, говорить, что у Бога есть дети, бессмысленно. 65 Все эти доводы приводились Мухаммедом обыкновенно против идолопоклонства арабов и против учения их, что у Бога есть дочери-ангелы. Но под конец своей жизни Мухаммед тоже говорил и против христиан. По крайней мере, во многих местах Корана встречаются одни и те же выражения, в каких Мухаммед восставал, как против христианского учения о Сыне Божием, так и против языческого представления о дочерях Аллаха. Так, например, говорит он в одном месте против язычников арабов: они говорят: Милостивый имеет детей (ангелов)... Хвала Ему! Они только высокие слуги Ему. 66 Точно также говорит он и против христиан; назаряне говорят: Мессия – Сын Божий... Он только раб наш. В другом месте: смотри, не легкомыслие ли в них (язычниках) говорит: Бог родил детей? Воздадите хвалу Аллаху, отвергнувши то, что они приписывают Ему. Богу не свойственно иметь детей.... Хвала Ему. О христианах: воздадите хвалу Ему (Богу); не может быть, чтобы у него были дети. 67

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

graec. 23) возмущается безнравственностью язычников, их любовью к зрелищам «безбожных и преступных действий». Тертуллиан в своем апологетическом сочинении пишет о «суеверии» и «безбожии» язычников (Ad nationes I 10) и высмеивает их религ. представления. Мч. Иустину, к-рый писал, что «все безбожны одни в глазах других; потому что не одно то же почитают» (I Apol. 24), принадлежит важное теоретическое положение, высказанное им, по-видимому, впервые в раннехрист. лит-ре, позволяющее объяснить, почему безбожием в мире именуют не только отрицание Бога вообще, но и веру в др., неистинных богов. Свт. Афанасий Великий в «Слове о воплощении Бога Слова» пишет, что Спаситель пришел на землю ради обновления человека, когда «идолобесие и безбожие овладели вселенною, и сокрыто стало ведение о Боге…» (De incarn. Verbi 14), а в «Слове против язычников» изобличает «языческое и идольское безбожие» (Or. contr. gent. 46), усматривая его в созданных язычниками нелепых, противоречивых представлениях о богах и формах их почитания. Блж. Августин в соч. «Об истинной религии» подвергает критике заблуждения манихеев и язычников, противопоставляет их воззрениям христианство, истинную религию; в соч. «О граде Божием» осуждает демоническое мировоззрение язычников, их многобожие и антропоморфные представления о жизни богов. III. Средние века Для философской мысли ср. веков А. не характерен. В эту эпоху философия рассматривалась в качестве ancilla theologiae («служанки богословия»), и независимо от того, толковалась ли эта роль для богословия и философии в положительном или отрицательном смысле, бесспорно, что связь христ. богословия и философии исключала в теоретической области саму возможность сомнения в существовании Бога. Теория «двойственной истины», получившая известность в араб. аристотелизме и признанная лишь нек-рыми из схоластов (П. Абеляр и др.), способствовала размежеванию богословия и философии, а затем и их противопоставлению, но не вела непосредственно к А. Еретические учения, отпадавшие от христианства и сопровождавшие его в течение всей истории, хотя в пылу борьбы иногда и назывались атеистическими, а их представители - атеистами (безбожниками), на самом деле таковыми не являлись.

http://pravenc.ru/text/76760.html

Наиболее крупные общины нусайрийа существуют в Сирии, где последователи этого учения на протяжении нескольких десятилетий занимают высшие государственные посты. Общины алавитов проживают также в Турции и Ливане. Друзы (араб. durz) – этно-конфессиональная группа, отделившаяся от шиитского ислама в XI в. Название движению дано по имени Мухаммада ад-Дарази (ум. в 1019 г.) – известного проповедника. Но сами друзы с большой неприязнью относятся к этому человеку, почитая его предателем. В качестве самоназвания друзы используют слово «муваххидун», что можно было бы перевести как «исповедующие единобожие». В 996–1021 г. в Египте правил шиитский халиф Абу Али Мансур ибн аль-Азиз аль-Хаким Биамриллах, отметившийся рядом значимых социально-политических и религиозных реформ. Его сподвижник ад-Дарази объявил своего халифа воплощением самого Аллаха. Однако друзы убеждены в том, что ад-Дарази распространял эти идеи вопреки воле монарха. Кроме того, ряд мусульманских общин отказывались верить в смерть указанного халифа и полагали, что он ушёл «в сокрытие» 887 , и ожидали его возвращения. Именно в этой среде и сформировалось движение друзов. Друзы считают суннизм и шиизм подготовительными формами для исповедания подлинного единобожия. Они убеждены, что все события, происходящие на Земле, содержат в себе закодированную информацию о небесных тайнах, открыть которые могут лишь особо просвещённые. Кроме того, их вероучение включает в себя доктрину реинкарнации. При этом считается, что общее число друзов на Земле всегда неизменно, в связи с чем каждый умерший член общины вновь родится в этот мир после смерти. Данная концепция служит, в частности, объяснением закрытости их структуры и отсутствия миссионерства: друзом невозможно стать, им нужно родиться. Подобные убеждения внушают воинам бесстрашие перед лицом самых грозных опасностей, включая смертельные. Поэтому друзы почитаются бесстрашными воинами во многих странах. Например, в израильской армии друзы часто занимают весьма высокие посты.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Исламская традиция приписывает Аллаху 99 имён, которые в совокупности называются аль-асма аль-хусна (с араб. – букв. «прекрасные имена»). В мусульманской среде считается похвальным упоминание имён Аллаха и призывание Его. 2) Вера в ангелов Вера в ангелов предполагает убеждённость в существовании созданных из света Аллахом ангелов. В зависимости от вменяемых им обязанностей ангелы разделены по классам. Они не обладают способностью к творчеству и половыми различиями. Обитают на небесах, но по повелению Аллаха могут нисходить на землю и общаться с людьми. В Коране имеется следующее славословие Создателю мира: Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями. (Коран 35:1) В рамках исламской традиции некоторые ангельские сущности выделяются особо, поскольку им принадлежит особая роль в замысле Творца. Так, существуют ангелы исполинских размеров, носящие трон Аллаха, ангелы-писцы, приставленные к каждому человеку для фиксации всех совершаемых им дел, ангелы-истязатели покойников о совершенных поступках, ангелы смерти, ангелы – хранители гор и т. п. Поимённо известны следующие ангелы: – Джабраиль (Джибрил) – отражённый в исламе образ библейского архангела Гавриила. Служит посыльным и доверенным лицом Аллаха; – Микаил – ответственный за рост и продуцирование растений; – Исрафил – возвещатель грядущего Суда, для чего ему надлежит в своё время вострубить в рог. Поскольку только Аллах достоин поклонения, мусульмане не должны поклоняться и молиться ангелам. Нельзя просить ангелов о помощи и заступничестве. Однако им надлежит оказывать уважение. Кроме ангелов, имеющих световую природу, творениями Аллаха являются ещё джинны , созданные из пламени. Джинны, подобно людям, отличаются половым диморфизмом и могут склонять как к добру, так и ко злу. Одним из таковых был Иблис (вероятно, от греч. διβολος ) – исламский сатана, о котором в Коране прямо сказано: «Он был из джиннов» (Коран 18:50). Иблис решился служить Аллаху, но в момент испытания не устоял: отказался по требованию Создателя поклониться человеку (Адаму), мотивировав это тем, что Адам создан из глины, а сам Иблис – из огня.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Друзы отвергают пищевые запреты традиционного ислама. Однако могут соблюдать его установления, руководствуясь соображениями личной безопасности и пользы единоверцев. Для этого используется такия (с араб. – букв. «мысленная оговорка»), позволяющая скрывать подлинное содержание своей веры за фасадом внешних атрибутов чужой. Внутри общины также существует несколько степеней посвящения, распространяющихся как на мужчин, так и на женщин: джуххал («неведущие»), куккал («вразумленные») и аджавид («совершенные»). Число последних ограничено, и только им доступна полнота религиозных знаний. По тем же причинам, что и у алавитов, более подробное научное изучение доктрин и религиозной практики друзов весьма затруднительно. Крупные поселения друзов имеются в Израиле, Ливане, Сирии и Иордании. Ахмадийа (кадиани) – направление ислама, возникшее в XIX веке и связанное с именем Мирзы Гулама Ахмада из Кадиана, от которого и получило оба своих названия. Основатель традиции жил на севере Индии и скончался в 1908 г., оставив после себя множество трудов (80). В своих трудах он предпринял попытку синтезировать элементы мусульманского, христианского и индуистского мировоззрений. Учение получилось крайне синкретичным. Ахмад из Кадиана считал себя последним пророком, посланным Аллахом для объединения всех перечисленных выше религий. Вследствие этого объектами хаджа для его последователей наряду с Меккой, Мединой и Иерусалимом стали места жизни основателя традиции (г. Кадиан, Индия), а также город Сринагар (штат Кашмир, Индия), где, как убеждены ахмадийа, погребён Иисус Христос . Адепты ахмадийа верят в то, что после смерти души людей сразу наделяются новыми телами, посредством которых они вкушают мучения или блаженство. При этом считается, что процесс духовного совершенствования продолжается и после смерти. Соответственно, отрицается и вечность мучений. Способность внутреннего изменения означает одновременно и возможность любому грешнику через покаяние обрести блаженство уже по ту сторону вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

прот. О.К.). Каждое его слово соответствует записи в Хранимой Скрижали – небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во Вселенной. Аллах вкладывал Коран в уста Мухаммада, и принято говорить, что откровения были ниспосланы Пророку» 841 . Итак, по убеждению последователей Мухаммада, Коран является неизменным и несотворённым словом Аллаха. Логика здесь довольно проста: если Аллах является единственным несотворённым объектом, существующим вне времени и пространства, то и все его мысли и слова, будучи его вечными атрибутами, являются несотворёнными. Соответственно, и Коран, подобно Аллаху, вечен и неизменен по форме и содержанию. Данное положение вызывало немало споров даже среди самих мусульман, не говоря уже о критике со стороны инаковерующих. В VII–IX вв. в лоне ислама появляется движение мутазилитов (с араб. – букв. «обособившиеся», «отделившиеся»), которые, придерживаясь строгого монотеизма (таухид), отвергали вечность атрибута речи. По их убеждению, придание Корану статуса несотворённости ставит его в один ряд с Аллахом, то есть наделяет свойствами Бога. А это, в свою очередь, равнозначно многобожию (ширк). Идеи мутазилитов были живы вплоть до XIII в. Но в исламе всё же возобладала иная точка зрения, считающая Коран неизменным и вечным атрибутом Аллаха. Специфика чтения Корана Другой аспект, на который стоит обратить внимание: несотворённым и вечным для мусульманской традиции является лишь Коран на арабском языке. Ислам закрепляет за арабским языком особый статус: статус сакрального языка, языка Божественного откровения. Подтверждение этому находим в следующих коранических строках: Воистину, Мы ниспослали его (т. е. священное писание. – Примеч. прот. О.К.) в виде Корана на арабском языке в надежде, что вы поймёте [его содержание]. (Коран 12:2) Только Коран на языке оригинала передаёт всю полноту и глубину смыслов, заложенных в тексте, а потому любые, даже дословные переводы не могут считаться совершенно точными и абсолютно адекватными.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

К нормативно-правовым источникам шариата можно отнести также фетву . Так называется разъяснение по какому-либо вопросу, даваемое официальным лицом (муфтием) либо знатоком веры (факихом, улемом). При этом фетва не должна противоречить Корану, Сунне и иджме. Обычно она представляет собой текст, содержащий постановку проблемы, обоснование вывода и само решение. В силу того что фетвы должны сами основываться на перечисленных выше источниках, некоторые правоведы исключают их из числа источников мусульманского права. Регламентация поведения мусульман Шариат выработал специальную градацию поступков мусульманина. В соответствии с ней любое действие может быть отнесено к одному из следующих разрядов: 1. обязательные (фард, ваджиб); 2 . желательные , или одобряемые (суннат, мандуб, мустахабб); 3 . нейтральные , или дозволенные (мубах, джаиз); 4 . нежелательные , или порицаемые (макрух); 5 . запрещенные (харам, мазхур). Обрядовые предписания ислама также регулируются шариатом. Это касается в том числе и матримониальных норм. В частности, брак (никах) невозможен с немусульманином/немусульманкой без обращения его/её в ислам. Однако может быть сделано исключение в отношении невест, принадлежащим к иудейской или христианской вере. Свойственная исламу практика полигамии (многожёнства) ограничивает максимально возможное количество жён четырьмя. Шариат настаивает на необходимости равного отношения ко всем жёнам со стороны мужа, а также определяет порядок развода. Шариатом определяется также совершение похоронных обрядов. Умершего предписывается хоронить в тот же день до заката солнца, завернув в саван и сориентировав его тело в соответствии с киблой. Обряд инициации – обрезания – регламентируется шариатом в отношении мальчиков, а в некоторых мусульманских странах (Египет, Йемен, Оман, Саудовская Аравия, Судан и др.) применяется и по отношению к девочкам. Различные школы исламского права В разных регионах исламского мира сформировались различные правовые школы, именуемые мазхабами (с араб. – букв. «направление»). Исторически оформились четыре основных суннитских мазхаба:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

От дворцов до изрытых холмов, от улиц до длинных рядов каменных груд, от трона всемирного до сидения в пыли, от шума могучего Вавилона до мертвой тишины, воцарившейся над могилой, до которой он низведен; от огромных хранилищ, где накоплялись сокровища со всех стран мира, и от тюрьмы плененных иудеев, в которой они, не будучи отпущены на родину, служили в тяжком рабстве,– до того Вавилона, который, ограбив многие народы, был сам взят и с ним вместе все его богатства, и которому не оставлено ничего; – от обширной столицы, дворцов и славы царств, куда стекалось множество народа, до страшного, всеми избегаемого места, в котором нет, обитателей, где от поколения до поколения никто не бывает, где даже сын степи, араб, не разбивает своей палатки, и где пастух не пасет своих овец; – от несметных, сокровищ, скрытых богатств, до места добывания кирпичей и непокрытой наготы; от множества народов и великих царей с морских берегов земли, которые так часто шли на Вавилон, до работников, которые до сих пор еще выбрасывают из развалин его груды камней и увеличивают в них число прудов; – от огромного искусственного озера, имеющего многие мили в окружности, посредством коего ежегодное возвышение Евфрата было удерживаемо в известных границах, до этих луж воды, в несколько ярдов в окружности, вырытых работниками и наполняемых рекой; – от золотой статуи в сорок футов вышиной, которая стояла на вершине храма Вила, до изображений богов, которых изломанные куски валяются по земле и смешаны с прахом; – от блестящих и роскошных пиршеств монархов вавилонских, шума виолы, пышности Бальтазара и безбожных пиров тысячи вельмож, пьющих из золотых сосудов, взятых с Сиона, до крика диких зверей, ползания гадких тварей, коими их опустошенные дома и веселые дворцы преисполнены, и до местопребывания драконов и ядовитых пресмыкающихся; – от арки над аркой, и террасы над террасой, поддерживающие висячие сады Вавилона, которые возвышались наподобие горы, до камней пропасти, открытой для взора; – от дворцов государей, которые мечтали в гордости своего сердца вознестись превыше звезд Бога, до груд камней, низринутых на землю, просверленных как одежда убиенного и попираемых ногами как, остов; – от широких стен Вавилона, которые Кир окружил войском, тщетно отыскивая место где бы соединенные народы могли влезть на стены или открыть себе путь оружием, до ровного места, где ничего не осталось, что могло бы воспрепятствовать движению червей, и, наконец, – от великого Вавилона, чуда света, до падшего Вавилона, удивления всех проходящих мимо; – все эти крайности, как они ни поразительны, и каковы бы ни были действующие причины, произведшие их, однако ж, по настоящий час, во всей этой в высшей степени чудесной истории Вавилона нет ни одного факта, который не вполне соответствовал бы ясному и точному предсказанию, между тем как они все вместе доказывают ниспосланное Всемогущим на Вавилон разрушение!!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

«Диалектика» предваряется посланием, адресованным сводному брату И. Д. св. Косме, еп. Маюмскому, в котором автор помимо прочего излагает план всей трилогии. Речь идет о трехчастной программе, предполагающей, во-первых, изложение того, «что есть самого лучшего у эллинских мудрецов», т. е. у греч. философов; во-вторых, описание истории и содержания «вздорных учений», т. е. ересей; и, в-третьих, «раскрытие истины», т. е. изложение правосл. учения. Именно такой программе следуют совр. издания и переводы «Источника знания». В рукописной традиции эта программа засвидетельствована слабо: полностью она осуществлена только в одной из рукописей; в тех случаях, когда все 3 трактата объединяются в сборник, они, как правило, располагаются в ином порядке; имеются рукописи, содержащие только 2 из 3 трактатов (см.: Kotter. 1969-1988. Bd. 4. S. 3). Т. о., остается неизвестным, является ли осуществление плана, заявленного И. Д. в послании к свт. Косме Маюмскому, делом самого автора или же это творчество позднейшего переписчика. Сочинение сохранилось в 2 редакциях: в первоначальной краткой (50 глав) и в созданной на ее основе пространной (67 или 68 глав),- к-рые различаются не только количеством глав, но и разделением текста по главам и порядком их следования. Обе редакции принадлежат самому И. Д. ( Richter. 1964. S. 55, 232-235, 274 sqq.). В рукописной традиции известны смешанные варианты, а также соединение «Диалектики» с «Точным изложением православной веры» со сплошной нумерацией глав. По всей вероятности, именно о таком тексте упоминается в древнейшем свидетельстве о «Диалектике» - в полемическом трактате монофизитского патриарха Илии (706-728), где автор, приводя по-сирийски выдержки из «Диалектики», утверждает, что цитирует сочинение И. Д. «150 глав» (см.: Van Roey. 1944): такое количество глав могло дать соединение краткой редакции «Диалектики» и «Точного изложения православной веры». Рукописная традиция греч. текста «Диалектики» обширна (см.: Kotter. 1959. S. 6-92). Важными свидетельствами являются также цитаты в сочинениях др. авторов и древние переводы на сир. (VIII в., только 4 выдержки; см.: Van Roey. 1944), араб. (X в.), арм. (X в.), груз. (XI в.) и древнеболг. (ок. 1073) языки (см.: Kotter. 1969-1988. Bd. 1. S. 38-39).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010