Т. Большаковым, сказано: «Святых апостол Ераста, Олимба, и Родиона, и Куарта и прочих… Алимб же и Иродион брадами аки Козма и Дамиан» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 47) и «…Иродиона, Агафа и Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ерма, и иже с ними. Иродион рус, брада Фролова (Флора, мч. Иллирийского.- Авт.), риза верхняя багор, испод лазорь, на плечах амфор, в руке книга, а другою перстом указывает» (Там же. С. 87); в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова: «Святых апостол от 70: Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста, Ераста, Куарта и Тертия… Родион подобием аки Иаков Зеведеев, риза санкир, испод лазорь, во омофоре, в руках книга» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180) и «…Иродиона, Агава, Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ермия. Иродион бысть епископ Неопатрский; подобием рус, образом и брадою аки Иаков Заведеов, риза апостольская санкирная, исподняя лазоревая, во омофоре, в руках книга, ноги в сандалиях» (Там же. С. 314). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) поместил следующее описание: «Типом еврей и сродник св. ап. Павла; средних лет; с небольшой продолговатой бородой, и небольшими волосами в фелони и омофоре. В хартии можно писать по житию: «Служаше святым апостолом во всем, и от них епископом поставлен. И многия от еллинов учением святым ко Христовой обрати вере»» ( Фартусов. Руководство к писанию. С. 135). Ап. Иродион. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Ап. Иродион. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Неустойчивость даты памяти святого в Синаксарях не повлияла на включение его образа в минейные циклы: И. стабильно встречается в изобразительных минеях на нояб. или апр. Одно из ранних изображений И. имеется в Минологии Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 173). В левой части миниатюры на фоне горки представлена сцена мученичества апостолов И. и Ореста, к-рым воин отсекает головы. В правой, под небесным сегментом,- фигуры молящихся апостолов Сосипатра, Тертия, Ераста и Кварта.

http://pravenc.ru/text/674095.html

В молодые годы он был призван Спасителем к апостольству. В то время, когда Господь вышел на проповедь Евангелия и проходил мимо Генисаретского озера, то увидел рыбарей, которые закидывали сети. Это были отец Иоанна Богослова Зеведей, брат Иаков и сам Иоанн. Спаситель призвал Иоанна и Иакова к высокому служению, повелев им идти за Ним. И они оставили отца своего и сети и последовали вслед за Христом. Св. Иоанну тогда было, как свидетельствует церковное предание, не более 20 лет. А в эти годы, как известно, сердце человеческое пылает горячностью. Оно проникается необычайною ревностью о Боге Вседержителе; проникается любовью к Тому, Кто говорит глаголы вечной жизни. И апостол евангелист Иоанн Богослов неотступно следует вслед за Господом нашим Иисусом Христом, воспринимая все то, что вещают уста Божий. Он был возлюбленным, именно возлюбленным учеником Спасителя, о чем сам апостол свидетельствует: «Его же любляше»,— т. е. ученик, которого любил Господь. И ап. Иоанн Богослов оправдал ту любовь, которую излил на него Господь наш Иисус Христос. Спаситель открывал ему величайшие тайны Своей Божественной жизни, Своего Божественного Промысла, когда еще жил на земле. Все важное, что совершалось в земной жизни Спасителя мира, все это был удостоен созерцать апостол Иоанн Богослов. При воскрешении дочери Иаира он присутствовал с апостолами Иаковом и Петром. На горе Фаворской он лицезрел славу преобразившегося Христа Спасителя. Он видел величайшее чудо воскрешения Господом четверодневного Лазаря. В то время, когда Господь пред Своими страданиями устанавливал великое таинство св. Евхаристии, один он, апостол-девственник, апостол любви, на которого изливалась Божественная благодать, дерзнул возлечь на перси Христовы, слушая, как бьется сердце Спасителя. Слушая то, что оно вещает, что переживает в данный момент и к чему приуготавливает Богочеловека. Один он дерзнул вопросить Христа: «Господи, кто же Тебя предаст?» И только ему одному возвестил Спаситель: «Тот, кому Я, омочив кусок хлеба в солиле, подам, тот и есть предающий Меня».

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Апостол Петр и еванг. Матфеем ( Мф.10:2 ) и Лукой ( Лк.6:14 ) в числе 12-ти Апостолов поставлен на первом месте, потому что он, как равно и брат его Андрей, прежде других были призваны к апостольскому служению ( Ин.1:41 ), почему апостолу Андрею и усвоено название Первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. „Ты Христос, Сын Бога живого!“ он первый сказал, когда Иисус Христос спросил Апостолов, за кого они почитают Его ( Мф.16:15–16 ). „Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» спрашивал Иисус Христос Петра. „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя“, отвечал Петр ( Ин.21:15 и дал. Еще чит. Деян.1:15; 2:14; 5:3 и далее). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство апостола Петра, но это неверно: он только был „первый между равными“ и никогда нигде не выставлял себя иным. Название Петр иначе Кифа значит камень. Так наименовал его Сам Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской. Иаков Зеведеев, т. е. сын Зеведея. Воанергес, еже есть (то есть) сына громова (сыны громовы). Этим названием означаются особенности характера Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подобно тому, как названием Петр (камень) означаются особенности характера Симона, т. е. что они в некотором отношении подобны грому. Эти особенности суть сила, стремительность и некоторая величавость, выражавшиеся в словах и делах их, как напр. выразились, когда Апостолы просили Господа свести с неба огонь, подобно тому, как сделал Илия, на самарян, не желавших принять к себе Господа ( Лк.9:54 . Мих.). Мк.3:18 . Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита Мк.3:19 . и Иуду Искариотского, который и предал Его. Варфоломея. Варфоломей – значит сын Фоломея; он иначе называется Нафанаилом ( Ин.1:45 ). Матфея. Матфей иначе называется Левием, также Фаддеем. Иакова Алфеева. Иаков сын Алфея был родным братом Матфея. Фаддея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В заключение хочу привести два примера, которые показывают отношение Господа нашего Иисуса Христа к Своей Матери. Эти примеры как бы уравновешивают друг друга и объясняют, как мы должны относиться к своим близким. Еще же Ему глаголющу к народом, се, Мати Его и братия Его стояху вне, ищуще глаголати Ему. Рече же некий Ему: се, Мати Твоя и братия Твоя вне стоят, хотяще глаголати Тебе. Он же отвещав рече ко глаголющему ему: кто есть мати Моя, и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се, мати Моя и братия Моя; иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати Ми есть ( Мф. 12, 46–50 ). Кажется, что Господь в тот момент отказался от Своей Матери, но это не так: она, может быть, в то время бессознательно препятствовала Ему совершать дело Его служения – проповедь. И Он Ей не повиновался, сказав, что только тот является Ему родственником (братом, сестрой и даже матерью), кто исполняет волю Божию: Иже бо аще сотворит волю Отца Моего. Братом и сестрой потому, что вместе с Ним они усыновляются Богу Отцу и становятся по благодати сынами и дщерями Божиими. А матерью в том смысле, что в душе человека, который исполняет волю Божию, появляется Господь Иисус Христос, как бы рождается внутри него самого. Обратите внимание на следующие слова: Иже бо аще сотворит волю Отца Моего,  той брат Мой, и сестра, и мати Ми есть. На тот момент Матерь Божия, молча следовавшая за братьями Спасителя, тогда еще не понимавшими, Кто Он Такой, подверглась нареканию. Господь проявил в этом совершенную беспристрастность. Но впоследствии Пресвятая Богородица всегда исполняла волю Божию и была Храмом Небесным на земле; многие люди только от одного Ее созерцания обращались к вере или укреплялись в ней. Братья Спасителя, как, например, Иаков, брат Господень, или другие Его братья по Иосифу Обручнику, мнимому Его отцу, впоследствии были первыми и ревностнейшими служителями Господа. И таким образом, исполняя волю Божию, они становились Ему братьями не столько по крови, сколько по духу. Нельзя сказать, что, например, апостол Петр должен был отречься от апостола Андрея потому, что тот был его родным братом, а Иаков по той же причине от Иоанна, – все они были едиными по духу. Но в то же время апостолы Иаков и Иоанн оставили своего отца Зеведея в лодке с наемниками, когда он чинил сеть, и последовали за Господом, нимало не думая о том, что для отца будет тяжело и даже унизительно то, что родные дети оставили его с наемными работниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И далее мы читаем: Мф.20:23 . «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим». Блаженный Иероним, объясняя слова « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься », пишет: «каким образом сыны Зеведея, – именно: Иаков и Иоанн, будут пить чашу страданий, когда [Священное] Писание повествует, что только Иаков апостол был обезглавлен Иродом, а Иоанн окончил жизнь свою естественною смертью . Но если мы будем читать церковные повествования, в которых говорится, что и он (то есть Иоанн Богослов. – О.С.) был во время мучений опущен в котел кипящего масла и оттуда вышел, как победитель на ристалище, для принятия венца Христова и потом был сослан на остров Патмос, то увидим, что Иоанн не имел недостатка в мужестве для перенесения мучений и что он испил чашу исповедания: ее испили и три отрока в печи огненной, хотя гонитель и не пролил крови » 152 . То есть гонения бывают различные и многообразные. Разве не является мученицей пожилая христианка, когда во время ее молитвенного правила внуки погромче включают бесовскую музыку; разве не страдалец за Христа мужчина-христианин, которого за отказ воровать на работе презирают и гнобят товарищи по труду; разве не мученик мальчик-христианин, который в школе отказывается снять крест с груди и продолжает молиться перед едою в школьной столовой; разве не страдалица за веру девушка, которая, несмотря на сильную привязанность, отказывается встречаться с юношей, отрицающим истину Евангелия; разве не исповедник священник, который, несмотря на прессинг и агрессию, соблюдает тайну исповеди, когда ее из него буквально вышибают; разве не исповедник школьник в лагере отдыха, отказавшийся в среду и пятницу (постные дни), посещать дискотеку; а разве не страстотерпец наркоман, выбросивший наркотики Христа ради, несмотря на мучительные ломки? Сказано: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том…» ( 1Кор.15:31 ). То есть умираю для греха, чтобы жить для праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Послание написано, вероятно, ранее образования больших христианских церквей из язычников вследствие деятельности ап. Павла, прежде чем обнаружились в связи с вопросом, следует ли требовать от христиан из язычников исполнение обрядового закона Моисеева, такие отношения между иудео-христианами и христианами из язычников, который были рассмотрены апостолами на иерусалимском соборе 51 г. В своём послании ап. Иаков ещё не указывает на таковые отношения, что он, вероятно, сделал бы, как председательствовавший на апостольском соборе и как составитель послания от лица всех апостолов и пресвитеров, бывших на нём, и всей иерусалимской церкви ( Деян. 15:23 ) 6 . Но оно было написано, вероятно, не ранее 44 г., года смерти Иакова, брата Иоанна, сына Зеведеева: апостол уже не имел нужды после 44 г. отличать и действительно, в надписании послания ничем не отличает себя от другого Иакова, старшего, теперь уже умершего. Таким образом, оно было написано, вероятно, между 44–51 годами, и есть самое раннее из новозаветных писаний. Так как предание говорит, что ап. Иаков, брат Господа, до самой смерти оставался в Иерусалиме, то вероятно и послание своё он написал также из Иерусалима. 5. Подлинность послания Послание ап. Иакова принадлежит к посланиям, ещё очень рано названным соборными (Евсевий. Ц. И. V, 18: IV, 23; Климент Ал. Strom. IV, 15 § 99). Правда, соборные послания были написаны не по личным отношениям апостолов к читателям их посланий (за исключением 2-го и 3-го послания ап. Иоанна, причисленных также к соборным) и не к отдельным каким-либо церквам, так что они могли бы потом быть преимущественно хранительницами их, и со своими именами сделаться свидетельницами их происхождения от апостолов. Но подлинность послания ап. Иакова утверждается свидетельством 1-го соборного послания ап. Петра, которое, несомненно, имеет много указаний на послание ап. Иакова и таким образом предполагает знакомство ап. Петра с ним, как с существовавшим ранее. В святоотеческой литературе послание имеет сравнительно мало свидетельств о своей подлинности, но оно было известно Клименту, еп. Римскому († 101), Ерме (в конце 1-го или начале 2-го века, написавшему „Пастырь»), Иринею, еп. Лионскому († 202) и Ипполиту, еп. Порта Римского († 252 г.), Оригену († 254), имеется в Сирийском переводе Пешито (2-го века); Евсевий причисляет его к спорным (ντιλεγμενα), но сам принимает его за подлинное (Кн. 2, 23). Подлинность его защищал бл. Иероним (Catal. с. 3). В 397 г. собор Карфагенский внёс его в канон. – Св. Дидим Александрийский написал на него краткое толкование (enarratio. in. ер. Iac. I Petri. I Ioh. Maxim, bibliot. vet. patrum t. IV); св. И. Златоуст – изъяснительные замечания (Migne. Patr. curs. compl. t. 64, col. 1039–1052). Истолковательное изложение послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Блаженны от канона апостола песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию: Апостол Деяний, зачало 29. Аллилуйя, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи,/ибо истину Твою в Церкви святых. Евангелие от Иоанна, зачало 67. Причастен: Во всю землю изыде вещание их: Молитва О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых, подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления в страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, пролияти слезу покаяния, да плачемся горько деяний наших в веце сем. И аще твою слезу, в покаяние излиянную, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения в буести нашей ежечаснаго от Христа отречения. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в онь же имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия неумытный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвергни вопля нашего и стенаний к тебе о заступлении нас пред Христом, да выну славим Его милосердие к нам со Отцем и Святым Духом. Аминь. Поклонение честным веригам святого апостола Петра Около 42 года по Рождестве Христовом иудейский царь Ирод Агриппа I (внук Ирода Великого) ополчился на святых Апостолов – проповедников веры Христовой. По его приказу был обезглавлен в Иерусалиме апостол Иаков Зеведеев, а вслед за этим заключен в темницу апостол Петр, которому также угрожала смертная казнь. Апостол Петр был скован железными веригами и накануне суда спал в темнице между двумя воинами. Ангел, посланный Господом, разбудил апостола и повелел ему встать; оковы апостола при этом упали на землю, и Ангел вывел его из тюрьмы ( Деян. 12, 1 – 11 ). (Царь Ирод Агриппа умер вскоре после этого от тяжкой болезни.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол Петр был распят вниз головой Один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн занимался рыбной ловлей. К моменту начала служения Христа Петр был женат и проживал в Капернауме – именно там, «в доме Петровом», его теща была чудесно исцелена от горячки. Петра впервые привел к Иисусу его брат Андрей, который, как и Иоанн, сын Зеведеев, принадлежал к числу последователей Иоанна Крестителя. (От Христа Симон получил новое имя, по-арамейски звучащее «Кефа» – камень, скала, которое указывало на его место в Церкви. В Новом Завете это имя чаще встречается в переводе на греческий – «petros», откуда образовано латинское Petrus и русское Петр.) Тремя днями позже он присутствовал вместе с другими учениками на брачном пиру в Кане, где Христос сотворил свое первое принародное чудо. Петр сопровождал Христа и его учеников в Иерусалим, а затем – через Самарию – назад в Галилею, где на короткое время возвратился к ремеслу рыбака, пока он и его брат не были призваны Иисусом оставить свои сети и сделаться «ловцами человеков». Начиная с этого момента, евангелисты изображают Петра как постоянного спутника Христа, занимающего особое положение среди других учеников, его имя фигурирует первым в различных перечнях 12 апостолов.Петру было свойственно мужество, что проявилось, когда он, выхватив меч, отрубил ухо воину в Гефсиманском саду. Он же и наиболее глубоко из всех апостолов «пал» – трижды отрекся от Христа. Но в то же время Петр был и первым из апостолов, кому Христос явился после своего Воскресения. В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса, обратив этой проповедью около трех тысяч человек. А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо «во имя Иисуса Христа Назорея». Он крестил центуриона Корнилия в Кесарии, положив начало вступления в Церковь многочисленных язычников. В 49 году апостол Петр возвратился в Иерусалим, где сыграл ключевую роль на Соборе, после которого он возобновил свои миссионерские походы и обосновался в Риме. Там апостол Петр был казнен между 64 и 68. По свидетельству Оригена, Петр по его собственной просьбе был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь Собора св. Петра. Примечательно, что считая себя преемниками апостола Петра, ни одни из римских пап до наших дней не решился на то, чтобы взять его имя.

http://pravmir.ru/vse-raspinavshie-xrist...

Но долго таившаяся внутри ярость, вырвалась наружу, когда Стефан в духе и силе беспощадно обличал иудейское ослепление. Он был побит камнями ( Деян. 6. 7 ), первый христианский мученик, по вознесении Христа в 35 или 30 году, и его смерть была знаком ко всеобщему преследованию христианского общества ( Деян. 8, 1 и д.), против которого тогда преимущественно пред всеми неистовствовал Савл. Спустя несколько лет (ок. 44 г.) Ирод Агриппа, заискивая расположение иудеев, снова начал проливать христианскую кровь. Апостол Иаков, сын Зеведеев, брат Иоанна, был тогда обезглавлен, а Петр избег такой же участи только при содействии Ангела Господня ( Деян. 14 ). В это особенно время, избегая гонения в Иерусалиме, Евангелие начало распространяться и вне его, прежде всего ( Деян. 8 ) преимущественно трудами Петра и Иоанна в Самарии. – До сих пор все вообще Апостолы действовали исключительно среди Израиля, хотя Апостол иудеев Петр, во время пребывания своего в Иоппии, по возвращении из Самарии ( Деян. 10 ), получил от Бога откровение о принятии в церковь верующих язычников посредством крещения без соблюдения ими иудейского закона. Теперь и Петр удалился на время из Иерусалима, и с этих-то пор христианство все глубже и глубже начало пускать корни в мире языческом. Но преимущественно Апостолом языков, призванным для просвещения христианскою верою тех народов, среди которых главным образом нашло себе доступ Евангелие, отвергнутое большинством иудеев, был Павел, по непосредственному распоряжению Божию причтенный из гонителей к лику Апостолов 72 . II. Ап. Павел Павел, прежде Савл, родился ( Деян. 22:3 ) в Тарсе, главном городе Киликии, тогдашнем центре цветущей греческой науки 73 . Он, происходил от природных иудеев из колена Вениаминова ( Фил. 3, 5 . 2Кор. 11:22 ), имевших право римского гражданства ( Деян. 16, 37. 22:25 ). Еще в ранней молодости прибыл он в Иерусалим в школу происходившего также из колена Вениаминова фарисея (тогдашнего председателя Синедриона) Гамалиила ( Деян. 22:3 ), умеренность которого впрочем не перешла к Павлу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Среди тех, кто слушал говорившего с лодки Христа, были рыбак Зеведей и два его сына — Иаков и Иоанн, которые на берегу разбирали и чинили сети. Но вот народ стал потихоньку расходиться, и тогда Христос совершил для Симона чисто «рыбацкое» чудо. Он показал, куда следует забросить невод, чтобы поймать много рыбы. И действительно, улов оказался таким большим, что сети не выдерживали. Изумленный Симон позвал на подмогу других рыбаков, и лодка Зеведея тоже доверху наполнилась рыбой. После этого Иисус позвал следовать за Собой Симона и его брата Андрея — и они стали Его первыми учениками. Затем Христос подошел к лодке, где Иоанн с братом чинили сети, и сказал таинственные слова: Я сделаю вас ловцами человеков ... (Мф. 4: 19). И оба брата Зеведеевы, оставив сети, улов и всю свою прежнюю жизнь, тоже пошли за Иисусом. С этого мгновения Иоанн Зеведвев три года будет повсюду следовать за своим любимым «равви». Он тоже оказался среди Его избранных двенадцати учеников, навсегда избрал для себя девственный образ жизни. И быть может, ему, чья душа была мало привязана к обыденному, даже легче других было понять, что Христос пришел для того, чтобы связать земное и небесное, показать людям путь в Царствие Небесное. Не случайно символическим изображением евангелиста Иоанна Богослова стал орел — символ высокого парения его чувств и мыслей. В Евангелии от Иоанна часто встречается загадочное лицо: один из учеников... которого любил Иисус (Ин. 13: 23), и другой ученик, которого любил Иисус (Ин. 20: 2). По этому поводу велось много дискуссий, но теперь уже почти никто не сомневается: апостол и евангелист Иоанн из скромности так писал о самом себе. И выходит, что тот, который написал сие (Ин. 21: 24) Евангелие, был единственным, кто остался в Гефсиманском саду, когда Христа взяли под стражу и все другие апостолы в страхе разбежались. Еще три раза не пропел петух — как апостол Петр отрекся от Христа, сказав, что не был с Ним знаком, в чем будет раскаиваться до конца жизни. Но во дворе первосвященника находился еще один молчаливый Его ученик. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет (Ин. 18: 15–17).

http://pravoslavie.ru/70857.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010