Первоначально Иоанн Богослов был учеником св.Иоанна Крестителя, который однажды сказал о проходившем мимо Христе: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36). Так произошла первая встреча Иоанна со Христом. В тот день Иоанн и Андрей пошли за Иисусом, и Он беседовал с ними от полудня до самой ночи. Когда пророка Иоанна Крестителя арестовали, его ученики разошлись по домам. Согласно Евангелию от Матфея, Иоанн был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. После призвания Симона и его брата Андрея Иисус призвал Иоанна Богослова с его братом Иаковом (Мф. 4,21-22). Братья были рыбаками и в тот день чинили рыболовные сети. Оставив своего отца Зеведея в лодке, Иоанн вместе с Иаковом последовал за Христом. После своего призвания Иоанн Зеведеев в течение трех лет не расставался с Господом, неотлучно повсюду следуя за своим Божественным Учителем. Апостолу Иоанну, самому молодому ученику Иисуса, впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства. Однажды Иаков и Иоанн просили Христа позволить им низвести огонь с неба, который попалил бы самаритянскую деревню, не принявшую Его. За эту просьбу братья Зеведеевы получили от Иисуса имя «Сыновья грома» («Воанергис»); также такое имя братья получили за силу духа и за порывистый, стремительный характер. Некоторые толкователи Священного Писания считают, что этим названием Спаситель указал также и на пламенный и жертвенный характер христианской любви, проповедником которой в будущем станет апостол Иоанн Богослов. Учитель запретил им низвести огонь с неба, сказав: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55 – 56). Следующее событие, связанное с апостолом Иоанном и описанное в Евангелии, происходит на пути в Иерусалим, когда братья Зеведеевы просят Иисуса позволить им сесть справа и слева от Него во славе Его, что вызвало гнев остальных учеников. Иисус же, подозвав учеников, сказал им: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 9, 43,44). В Капернауме Иоанн говорит Иисусу Христу, что ученики видели человека, изгонявшего бесов Его именем, и запретили ему, потому что этот человек «не ходил» за нами (Мк.9,38). В ответ на слова Иоанна Господь поучает апостолов: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 39-40).

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/23/...

По вознесении Христовом он поставлен был от верховных апостолов первым епископом Иерусалимской Церкви, быв предназначен к тому Самим Господом, и по высокому своему сану сему, и по высоким духовным качествам, и по высокой жизни своей пользовался особенно высоким уважением и самих апостолов (ср. Деян. 12:17 ; Гал. 2:9 и др.), как один из столпов новооснованной Церкви Христовой, почему и председательствовал на первом, так называемом апостольском, соборе Иерусалимском (Деян. гл. 15; см. прим.). Кажется, вся его многоплодная деятельность сосредоточивалась в Иерусалиме и Палестине, и он не ходил с проповедию, подобно другим апостолам, в другие страны, а постоянно пребывал в Иерусалиме и в мирное время Церкви, и во времена неоднократных гонений на нее. Пользуясь величайшим уважением всех верующих и неверующих, он прожил в Иерусалиме до самой мученической кончины своей (вероятно ок. 64 г. по Рождестве Христовом), в обстоятельствах которой невольно выразилось все высокое уважение, какое питали к нему даже неверующие, как к мужу праведному, каковое название за ним утвердилось навсегда, как прозвание. За ним сохранилось также название меньшего, вероятно, в отличие от апостолов из двенадцати – Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева. 2. Первоначальное назначение послания и побуждения к написанию оного Послание апостола Иакова назначено было и послано двенадцати коленам, находящимся в рассеянии ( Иак. 1:1 ). Выражение: двенадцать колен есть древнее теократическое обозначение всего народа еврейского, как одного народа Божия, в отличие от прочих народов, язычников (см. прим. к Деян. 26:7 ); следовательно, послание написано к евреям. Но все содержание послания показывает, что выражение это означает собственно христиан из евреев, так как в нем раскрывается, собственно, учение христианское и читатели предполагаются верующими ему и проповеднику его – писателю послания. Впрочем, речь писателя обращается, по-видимому, нередко и к евреям вообще, то есть и к неуверовавшим еще во Христа, так как веровавшие и неверовавшие евреи довольно долго не очень отделялись одни от других и имели общие собрания, как то несомненно видно из многих мест книги Деяний апостольских, и так как апостол Иаков праведный пользовался величайшим авторитетом и среди неверовавших во Христа евреев и потому мог обращаться и к ним с властным словом в надежде, что оно будет принято и ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

40  Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.  41  Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.  42  После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.  43  И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его  44  и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.  45  А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что  Иисус  не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду. Свернуть Известно, что святой евангелист Марк, Апостол из числа 70, во время земной жизни Христа был очень молод и попал в круг учеников потому, что к этому кругу принадлежала его мать, и в их доме происходили встречи учеников. Марк – это его латинское имя, еврейское же было Иоанн, – довольно распространенный в то время обычай и тип двойного имени, еврейского и греко-римского. Его Евангелие – самое краткое. Символ Евангелия от Марка – лев, и в Венеции, которая находится под покровительством Апостола, «с книгой лев» (Ахматова) – одно из самых распространенных изображений. Начало повествования в этом Евангелии крайне динамично, место действия сразу – Иордан, в котором крестит Предтеча, провозглашая, что за ним идет Тот, Кто будет крестить не водой, а Духом Святым. И приходит Иисус, Его крещение сопровождается знамением Троицы: Дух сходит в виде голубя, и голос с небес провозглашает Иисуса Сыном Божиим. Об искушении в пустыне у Марка сказано с предельным лаконизмом: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Речи же Спасителя начинаются с призвания Апостолов. И вот что Он говорит рыбачащим Симону – в дальнейшем первоверховному апостолу Петру – и Андрею, которого церковная традиция называет Первозванным: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Реакция их была мгновенной: просто оставили сети и «тотчас» пошли. Действительно – как просто! В античной теории текста стремительное его начало называется in medias res, буквально «(сразу) в середину дела», и вот здесь как раз тот случай: Христос начинает in medias res, говоря о том, что Его ученики должны будут ловить (=привлекать) людей. И мы просто-напросто видим, как они устремляются за Ним, буквально захваченные этой стремительностью. Чуть дальше по берегу Иоанн и Иаков вместе со своим отцом Зеведеем забрасывали сети с берега, – и они, будучи призванными Христом, оставили своего отца в лодке с работниками и устремились за Учителем, – наверное, даже из лодки выпрыгнули, а как еще?

http://foma.ru/evangelie-ot-marka-1-nach...

Если скудны известия о верховном апостоле Петре, то еще скуднее они о других апостолах. Пробыв в Иерусалиме до иерусалимского собора, они затем, как орлы крылатые, разлетелись по всем направлениям с проповедью Евангелия, и о деятельности их не сохранилось никаких письменных памятников, так как она запечатлевалась только на сердцах тех, которые принимали ее. Вследствие этого о них сохранились лишь неясные отголоски в предании. По свидетельству предания, ап. Андрей избрал поприщем своей апостольской деятельности берега Черного моря, так называемую Скифию. Берега этого моря были усеяны богатыми греческими колониями, находившимися в постоянных сношениях с северными народами, от которых сырые материалы, привозившиеся из глубины страны, сплавлялись по морю в Малую Азию и Грецию. Причиной, почему он избрал поприщем своей апо­стольской деятельности эту именно страну, могло быть то, что он сам находился в ближних сношениях с греками, как показывает и самое его греческое имя, и потому мог более рассчитывать на успех. По позднейшему преданию, он не огра­ничивался и берегами Черного моря, а отправился и вглубь самой страны, и там на Киевских горах, водрузив крест, он произнес свое великое пророчество о том, что благодать Божия воссияет на этих горах и возникнет великий город. Апостол Андрей потерпел мученическую кончину в г. Патрах, в Ахаии, будучи распять на особого рода кресте (х), кото­рый известен под названием Андреевского. Св. Иаков, брат Господень, по смерти Иакова Зеведеева, был епископом Иерусалимской церкви и отличался та­кою строгостью жизни, что пользовался великим уважением да­же иудеев, так что ему дозволен был вход во святилище, хотя это право предоставлялось только священникам. Он потерпел мученическую кончину в самом Иерусалиме, и главным виновником его смерти был первосвященник Анна (Ганан) Младший, последний из сыновей первосвященника Анны, упоминаемого в Евангелии. Ненависть ко Христу и христианам уже привела дом Анны к обагрению своих преступных рук кровию Христа и первомученика св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Однако возвратимся из области приблизительных мнений в область конкретных данных. Итак, Андрей становится одним из последователей Христа. Как сообщается в Мк. 3:13-19, со временем вокруг Господа Иисуса выкристаллизовывается группа наиболее близких и преданных учеников, из числа которых он избирает Двенадцать. В этом последнем действии эгзегеты видят, прежде всего, пророческий акт, посредством которого Господь символически учреждал Новый эсхатологический Израиль, состоящий из людей принявших Его Весть. Двенадцать же становились ядром этого нового сообщества Бога и одной из главных функций было свидетельствовать перед Израилем о начале эры обновления народа, открывающейся служением Христовым (ср. Мф. 10:5-7). Собственно из такого понимания своего призвания исходили иерусалимские апостолы, которые ограничивали себя (по крайней мере, в первые два десятилетия; за исключением Петра) проповедью среди иудеев Палестины. Как видно, это вполне может быть оцениваемо в качестве еще одного аргумента в пользу утверждения внутрипалестинской направленности служения апостола Андрея. Андрей фигурирует также в сцене беседы Господа с учениками на Елеонской горе (Мк. 13). Он участвует в этой беседе вместе с Петром и братьями Зеведеевыми. При этом интересно отметить, что Андрей помещен последним в списке четырех упомянутых учеников. Такой порядок дублирует тот, что воспроизводится евангелистом Марком в списке Двенадцати в третьей главе. Если сопоставить последний со списками Двенадцати в других двух синоптических евангелиях, где Андрей стоит вторым после Петра, то можно резонно допустить, что последовательность Евангелия от Марка связана с изначальным церковным преданием о том, что Петр, Иаков и Иоанн Зеведеевых пользовались большим, чем остальные (в том числе и Андрей) авторитетом как в иерусалимской и ряде палестинских, так и в сирийских общинах (может быть, более конкретно в антиохийской, членом которой предположительно был автор первого евангелия). Это же подтверждают данные книги Деяний Апостолов, где, кроме всего прочего, евангелист Лука в 1:13 (список одиннадцати апостолов) поменял и последовательность первых четырех учеников, поставив Андрея, как и Марк в обоих своих списках, на четвертое место. В тех же Деяниях, как уже отмечалось выше, в ряде повествований видна особая роль в жизни иерусалимской и палестинских общин Петра, Иакова и Иоанна.

http://patriarchia.ru/db/text/963854.htm...

Петра, он вместе с другими учениками Господа сделался постоянным последователем Его ( Лк. 5:1–10 ). Вероятно, Зеведей в это время умер, ибо и Саломия, матерь Иоанна, с этого времени сделалась постоянной последовательницей Господа. Иоанн в это время имел, как полагают, около 20 лет, но ещё не был женат. Предание говорит, что он остался девственником до самой смерти. Синоптики (евангелисты первых трёх евангелий) мало рассказывают в своих евангелиях собственно о личности Иоанна (ещё менее рассказывает о себе сам Иоанн в своём евангелии, в скромной сдержанности не называя себя по имени даже там, где он говорит о себе). Это объясняется тем, что он был человек созерцательной природы, человек более наблюдавший, обдумывавший и переживавший в себе всё, происходившее вокруг него, чем действовавший, подобно ап. Петру. Он был человек кроткий, тихий и нежный, говорит Иоанн Златоуст (Беседы на ев. Ин. ХХХ ). Избранный в число 12 апостолов, притом в число трёх приближённейших (Пётр, Иаков и Иоанн) и удостоенный вместе с последними быть свидетелем величайших чудес и событий в жизни Христа, он сделался любимейшим учеником Его, к которому и Господь оказывал нежнейшую привязанность, на что апостол указывает в своём евангелии, несколько раз называя себя „учеником, которого любил Иисус» ( Ин. 13:23; 19:26, 20:2; 21:7, 29 ). Ап. Пётр соответственно своему характеру был другом – поборником Господа, ап. Иоанн сделался другом Господа, которому дано было знать задушевные мысли Его. Любящее внимание ап. Иоанна ко Христу было столь глубоко, что он и в самой старости своей сохранил ясную память до точности о всём, что, где и когда делал и, в особенности, что говорил Господь, и в своём евангелии он оставил нам преимущественно внутреннюю картину жизни Господа, один из всех евангелистов сохранив и передав нам многие возвышеннейшие беседы Его. Но сначала ап. Иоанн, как и все апостолы, в своих представлениях о Лице Господа и в своей любви к Нему был несовершенным, и нужно было долгое воспитательное воздействие на него Господа, чтобы сделать из него апостола Богослова и апостола любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Серьезное принятие слова Божия приводит ниневитян к перемене жизни. Для них речь идет не о том, чтобы слушать слово Божие с благоговением и вниманием, просто размышляя о нем. Речь идет о том, чтобы действовать согласно его требованиям. Слово Божие требовательно. Разве сегодняшняя наша Россия — не Ниневия? Подобное благовестие мы слышим и в Евангелии. Здесь ответ на Ваш вопрос о немощи нашей Церкви в просвещении народа. (Неслучайно это Евангелие читается в праздник всех русских святых). Услышав зов Спасителя, будущие апостолы совершенно меняют свою жизнь. «Они (Симон и Андрей) тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним». Иаков и Иоанн, брат его, делают то же самое: «Они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним». Мы читаем эти страницы Евангелия как повествование о чуде, о героях, которые достигли всего без какого-либо усилия. Но для Симона и Андрея, для Иакова и Иоанна решение принять серьезно Божественный зов было трудным. Оно означало полную перемену жизни. Невозможно воспринять слово Божие, не меняя ничего в своей жизни. Это Евангельское благовестие обращено и к сегодняшнему дню. Поэтому мы должны спросить себя: что делаем мы конкретно со словом Божиим, которое мы слышим, по крайней мере, в храме за богослужением из воскресенья в воскресенье? В течение многих лет мы ходим в храм, но восприняли ли мы серьезно слово, которое было возвещено нам и объяснено? Скажем точнее: можем ли мы назвать случаи, когда мы что-то изменили в нашей жизни благодаря услышанному слову Божию? «Время коротко», — пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам. Потому не завтра, а уже сегодня мы должны отказаться от всего, что является искусственным и бесполезным в нашей жизни, и сосредоточиться на существенном. То, что сделали жители Ниневии, то, что сделали первые ученики Христовы. Разумеется, чтобы так поступить, для них требовалась особая благодать. Но разве мы испытываем недостаток этой благодати? Сегодня Бог не менее щедр, чем вчера. Будем умолять Его о даре этой благодати, чтобы мы были не только добрыми слушателями, но делателями Слова. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», — говорит Христос (Мф. 7, 21).

http://moral.ru/dom_1_2014/

После сошествия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы св. апостол Иаков проповедовал Евангелие в разных странах, в том числе, по свидетельству некоторых, в Испании. Когда потом он вернулся в Иерусалим, то был страшен, как гром небесный, для неверующих иудеев. Св. Иаков своей деятельностью оправдал название «сын грома», данное ему Господом при избрании в апостолы. Ничего не боясь, смело и открыто Иаков проповедовал, что Христос – истинный Мессия, Спаситель мира. Он обезоруживал Божественным Писанием фарисеев и книжников и строго укорял их за неверие и жестокосердие. Не в состоянии будучи сами противопоставить что-либо словам апостола, они наняли за деньги одного философа-волхва по имени Гермоген, чтобы он вступил с Иаковом в спор и посрамил его. Гермоген был человек очень самостоятельный и высокомерный и хвастался иудеям, что Иаков не одолеет не только его, но даже и его ученика. Надеясь на свои познания и силу, он действительно послал к св. Иакову своего ученика Филита. Филит вступил было в прения с апостолом, но не мог сопротивляться премудрости Духа Святого, говорившего устами апостола; он сделался как бы нем и не говорил ничего на слова апостола. В таком состоянии слушая св. Иакова, Филит познал истину и умилился душой. Возвратись к учителю, Филит сказал ему, что учение Иакова, убедительное само по себе, подтверждается и чудесами и что нет никакой возможности оспорить это учение. Убежденный в истинности учения св. апостола, Филит советовал и учителю своему сделаться учеником Иакова. Но гордый Гермоген продолжал коснеть в своем высокомерии. Волхвованием он призвал нечистых духов и велел им держать Филита на одном месте, чтобы он не мог двинуться с места. «Посмотрю, как-то освободит тебя твой Иаков», – сказал он Филиту. Тогда Филит тайно от Гермогена известил св. Иакова о своем положении. Св. апостол прислал ему полотенце, чтобы он взял его в руки и произнес слова псалма: «Господь разрешает узников, Господь восставляет согбенных» ( Пс.145:7–8 ). Филит сделал, что велел апостол, и нечистые духи тотчас же оставили своего узника. Тогда Филит посмеялся над своим гордым учителем, а сам пришел к св. Иакову и в скором времени принял от него Св. Крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филит пришел и беседовал со святым Апостолом Иаковом, но будучи не в состоянии противиться премудрости Духа Святого, которой был преисполнен Апостол, молчал, как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражения Апостолу. Познав истину, Филит смирился и, возвратившись к своему учителю-волхву, возвестил ему, что нельзя преодолеть Иакова, который подтверждает слова свои даже чудесами. При сем Филит советовал учителю своему оставить свое мудрование и волхвование и сделаться самому учеником Иакова. Но гордый Гермоген своими чарами призвал бесов и повелел им держать Филита на одном месте связанным так, чтобы он не мог сдвинуться с места, и сказал при этом: – Посмотрю, как избавит тебя твой Иаков. Филит же послал тайно к Апостолу известие о том, что он чарами Гермогена связан бесами. Узнав о сем, Апостол послал к нему свое полотенце, сказав, чтобы он взял посланое к нему полотенце и произнес такие слова: «Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных» ( Пс.145:7–8 ). Лишь только Филит произнес эти слова, тотчас освободился от невидимых уз, ибо бесы устрашившись полотенца Апостолова и силы произнесенных слов, оставили Филита и убежали от него. Тогда Филит, посмеясь над Гермогеном, пришел к святому Иакову и, наученный им святой вере, крестился. Гермоген же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов, служивших ему, привести к нему связанными Иакова и Филита. Но когда бесы приблизились к тому жилищу, в котором обитал святой Иаков с Филитом, тотчас Ангел Господень, по повелению Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, стал их мучить. Бесы же вслух всех восклицали, будучи мучимы силою Божиею: – Иаков, Апостол Христов, будь милосердым к нам, ибо мы, по повелению Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем. Святой Иаков сказал бесам: – Ангел Божий, связавший вас, да разрешит вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда. Тотчас бесы, разрешенные от уз, пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение ока поставили связанным пред Апостолом и просили Апостола, чтобы он позволил им отомстить свои обиды на Гермогене.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, что мы знаем об Иоанне Богослове из Евангелий? Как и его брат Иаков, он был сыном рыбака по имени Зеведей. Иисус призвал братьев, проходя мимо лодки, где они чинили сети после ловли рыбы, то есть занимались самым обычным для рыбаков повседневным трудом. Он призвал их, и они пошли, оставив и лодку, и отца, и сети, требовавшие починки. Казалось бы, неужели нельзя было закончить хоть это дело, не оставлять отца одного? Но это явно было не в их характере: если они что-то выбирали для себя, то сразу и навсегда. Потому и было у них среди апостолов прозвание «Воанергес» — «сыновья грома», причём назвал их так Сам Иисус. Быстрые и решительные, как молния, они не были склонны к компромиссам. Однажды, например, Иисуса с апостолами неласково встретили в одном самарянском селении. «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?» — так обратились они к Учителю. Заметим, что они даже не Его Самого попросили истребить непокорных, они были уверены в собственных силах, вдохновляясь примером пророка Илии. Нужно было только позволение, и Учитель его не дал, потому что Он пришёл не губить, а спасать людей. В другой раз они же вдвоём, к негодованию прочих учеников, попросили Иисуса посадить их по правую и по левую руку от Него, когда Он воскреснет. Это был очень неподходящий момент для такой просьбы: только что Он предсказал апостолам, что в Иерусалиме Его ждут предательство и мучительная смерть, а затем Он воскреснет. Но сыновья Зеведея услышали только про воскресение: так это же замечательно! Их Учитель победит смерть и воцарится в Израиле, а может быть, и во всём мире — как будет хорошо стать при Нём первым и вторым заместителем, занять самые важные места! Но Учитель не рассердился, а ответил им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Конечно, они согласились — и вряд ли понимали при этом сами, какие дают обязательства… Речь шла о чаше страданий и насильственной смерти, а вовсе не только о победе. Но даже и такая готовность ещё никому ничего не обещала: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано», — добавил Он. В Царствии Небесном нет никаких гарантий, никаких заранее утверждённых списков и отдельных дверей для важных персон. Туда приходят не для того, чтобы занять почётное место, а чтобы быть с Тем, Кого любят.

http://pravmir.ru/apostol-ioann/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010