От Башни Давида можно пройти пешком к храму Гроба Господня, к греческой Православной Патриархии, к католическому Латинскому Патриархату, к францисканскому монастырю Христа Спасителя – все это оказывается совсем рядом. Армянский квартал и его евангельские святыни Справа от площади Омара начинается Армянский квартал, занимающий шестую часть территории Старого Города. Армяне были одним из первых народов, принявших христианство . Уже в первые века церковного строительства в Иерусалиме среди его участников были и христиане из Армении. Большую часть квартала занимают здания Армянской Патриархии. Войдя в ворота Патриархии, мы видим перед собой собор святых Иаковов – кафедральный храм иерусалимских армянских патриархов. В архитектуре храма прослеживаются как византийские черты, так и западные, связанные с эпохой крестоносцев. В алтаре, под престолом, покоятся мощи святого апостола Иакова Младшего, Брата Господня, за престолом стоит его кафедра – древний трон, на котором раз в году, в престольный праздник, восседает нынешний Армянский Патриарх Иерусалима, являющийся для армян преемником святого Иакова. В северном приделе, за отделанной перламутром дверью, находится украшенный престол над местом, где, по преданию, был обезглавлен апостол Иаков Старший. Среди других чтимых святынь храма – могила святителя Макария, епископа Иерусалимского, совершившего при равноапостольной Елене Воздвижение Креста Господа, и купель, в которой святитель Кирилл Иерусалимский крестил более трех тысяч человек – после знамения на небе Святого Креста 7 мая 351 г. Иаков Старший, или Зеведеев, брат евангелиста Иоанна Богослова, – один из наиболее почитаемых в сонме двенадцати апостолов. Он присутствует, вместе с Иоанном и Петром, при важнейших евангельских событиях. Он был очевидцем Преображения Господня на горе Фавор, присутствовал при воскрешении дочери Иаира в Капернауме, был с Господом в Гефсиманском саду во время моления о чаше. Первый мученик среди апостолов, он был предан смерти царем Иродом Агриппой. Как сказано в книге Деяний апостольских, в то время царь Ирод поднял руку на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом (см. Деян. 12, 1–2 ). Это произошло в Иерусалиме в 44 г. по Р.Х. Святой апостол Иаков считается покровителем Испании, где и находятся его мощи, в соборе города Сантьяго- де-Компостелла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Тест: Апостол и евангелист Матфей Святой Матфей был апостолом из двенадцати. Иногда в Евангелии его называют Левий Алфеев: блаженный Иероним подает мысль, что его простонародным именем было Матфей, а более почетным, как бы религиозным и книжным – Левий. Отца же его звали Алфей. До призвания в апостолы Матфей был мытарем, поэтому его призвание в апостолы состоялось, когда он сидел у... Тест: Апостол Иаков Алфеев В Новом Завете святой апостол Иаков Алфеев упоминается во всех списках двенадцати апостолов, причем всегда на девятом месте, однако знаем мы о нем не много. Более того, Иакова Алфеева нередко отождествляют с апостолом Иаковом Зеведеевым, а также Иаковом, братом Господним (апостолом из числа 70). Иакова Алфеева нередко называют Иаковом Меньшим (Младшим) (Мк.15:40). При этом следует... Тест: Пророк Иоанн Креститель Смотрите также тесты: Усекновение главы Иоанна Предтечи; Богоявление (Крещение Господне). 1. Кем приходился Иоанн Предтеча Иисусу Христу? 1 двоюродным братом 2 троюродным братом 3 двоюродным дядей 4 дядей Правильный ответ: Верно! Комментарий: Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы... Тест: Блгв. кн. Александр Невский 1. Отец святого благоверного великого князя Александра Невского: 1 Ярослав Ярославич 2 Ярослав Владимирович 3 Всеволод Ярославич 4 Ярослав Всеволодович Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский Комментарий: Согласно историческим источникам, Александр Невский был вторым сыном переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича. Ответить Пройти... Тест: Апостол и евангелист Лука Святой апостол и евангелист Лука был уроженцем Антиохии Сирийской. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан», а в особенности один фрагмент из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания», т. е., иудеев (Кол.4:10-15). В своих...

http://azbyka.ru/test/page/7

г) Св. богодухновенное учение апостолов было запечатлено их святою кровию. Все почти апостолы Христовы окончили страдальческую жизнь свою мученически. Св. апостол Андрей первозванный, проповедывавший святое Евангелие и нашим предкам, был распят на кресте; Иаков Зеведеев был обезглавлен; Варфоломей, после жесточайших мучений, скончался от меча; Фома прободен копием; Матфей умер также мученически; Иаков Алфеев умер на кресте; Иуда Иаковлев был повешен на древе крестном и расстрелян; повешен был на кресте и Симон Кананит. Только один святый евангелист Иоанн Богослов скончался мирно, хотя при жизни и он испытал тяжкие страдания за Христа, напр., его мучили в кипящем масле, и кроме того, некоторое время его томили в заточении. Святые первоверховные апостолы – Петр и Павел также, как мы знаем уже, окончили свою жизнь мученически: апостол Петр был повешен на кресте стремглав, а ап. Павел был усечен в главу, как гражданин римский. III. Мы предложили ныне вам, братия мои, рассказ о святых апостолах Христовых для того, чтобы вы, припоминая их особенную близость ко Господу, великие болезни и труды их на пользу святой веры нашей и страдальческую их кончину, всегда воспоминали о них с горячею любовию и с святым благоговением, и старались по мере ваших сил подражать им если не в апостольской деятельности, которая не для всех назначена, то во всяком случае «в последовании за Христом» по примеру свв. апостолов. Апостолы, как мы знаем, оставивши для Христа свое занятие, оставили и те предметы, которые неразлучно были связаны с этими занятиями. Вот в этом-то и нужно нам подражать апостолам. Есть и у вас в жизни многое такое, что с свободным служением Христу совместить нельзя, что подавляет, стесняет дух наш и не дает ему возноситься к духовному и небесному. Что же это? Это, во-первых, «излишняя попечительност житейская», когда люди в мирские заботы погружаются всем существом своим – до забвения высших потребностей души, до того, что ими заняты бывают день и ночь, от них не могут освободиться и в храме, и во время молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Политическая власть Иерусалима до царя Ирода Агриппы не принимала участия в гонениях на христиан. Но в 42 г. ставший царем Ирод Агриппа, желая угодить своему народу, в 44 г. начал преследовать христиан. По его приказу был казнен Апостол Иаков Зеведеев и схвачен Апостол Петр. Но в ночь перед казнью Ангел Господень освободил Петра, который, попросив уведомить об этом Иакова и остальных братьев, покинул Иерусалим. Эта просьба Апостола Петра фактически свидетельствует о превосходстве авторитета св. Иакова среди бывших в Иерусалиме апостолов, а следовательно, о занятии им уже к 44 г. места епископа Иерусалимской Церкви. В 49 г. в Иерусалиме собрался первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из апостолов и пресвитеров, а его председателем, согласно древнему церковному преданию, был святой Иаков, брат Господень. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на язычников соблюдения ветхозаветного закона. Видя все возрастающий успех христианской проповеди , иудеи, воспользовавшись отсутствием в городе римского прокуратора Альбина, в 62 г. схватили Иакова, брата Господня, и, обвинив его в богохульстве, приговорили к смерти через побиение камнями. Спустя почти четыре года после этого в Иерусалиме вспыхнуло восстание. Римляне решили подавить его с помощью огня и меча. Христиане, воспринимавшиеся римлянами как некое ответвление иудаизма, уничтожались наравне с взбунтовавшимися иудеями. Иерусалимская община, во главе которой стоял св. Симеон, покинула город и переместилась в Пеллу – один из немногих городов, которые оставались верными римским властям на протяжении всего иудейского восстания. В 70 г. сын императора Веспасиана Тит разрушил до основания Иерусалим и храм. Церковная жизнь здесь практически угасла. На обосновавшуюся в Пелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан. Поскольку усилиями и старанием св. Симеона Иерусалимская Церковь все больше приумножалась населявшими город язычниками, очень скоро, из-за упрямства иудействующих, в христианской общине произошел конфликт. Предводителем иудействующей части христиан был Февуд, притязавший на епископский престол. Отделившись от иерусалимской общины, он образовал ряд «иудейских» ересей. Именно эти еретики при каждой возможности доносили римлянам на христиан. По их доносу в 107 г. в возрасте 120 лет был арестован и распят св. епископ Иерусалимский Симеон. По причине гонений восходившие после него на Иерусалимский престол епископы не управляли Церковью подолгу. Несмотря на то, что центр Иерусалимской общины пребывал в Пелле, ее епископы не переставали именоваться Иерусалимскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Толкование на послание к Римлянам ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Глава 1 Рим.1:1.   Павел раб Иисус Христов, зван Апостол. Правители областей и военачальники в начале своих писаний ставят именования достоинств, надмеваясь этим и по мере чина возвышая и горделивую о себе мысль, но божественный Павел именует себя извергом (1 Кор. 15:8), называет первым из грешников (1 Тим. 1:15), говорит, что недостоин он апостольства (1 Кор. 15:9); впрочем, в послании на пользу приемлющим его писание выставляет наперед именования, приданные ему под благодатию. Ибо сознав, каких достоинств сподобился пишущий, с большим тщанием и усердием принимали они сии писания. И, во-первых, называет себя Павлом, не первоначально и от родителей получив сие наименование, но удостоившись оного по призвании, как Симон наименован Петром, сыны Зеведея — сынами громовыми, Иаков — Израилем, Аврам — Авраамом. Потом именует себя рабом Иисуса Христа, Которого все неверующие называли мертвым, распятым, сыном тектоновым, тогда как Апостол рабство Ему возлюбил паче всякого царства. После сего именует себя званным, давая разуметь звание свыше, присовокупляет и именование апостола, показывая, что сподобился и оного. Ибо Господь дал сие наименование двенадцати. Но божественный Апостол придает и себе, не восхищая оное, но прияв от Самого Владыки, Который сказал ему: Иди, яко Аз во языки далече послю тя (Деян. 22:21). И сие дает видеть в последующих словах. Избран в благовестие Божие. Не сам на себя возложил я это, говорит Апостол, но от Самого Бога приял служение проповеди. Избрал же его и Отец, и Сын, и Святой Дух. И что избрал его Отец, об этом сам он извещает в Послании к Галатам: Егда же благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея и призвавый благодатию Своею явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех (Гал. 1:15—16). А что сие же самое соделал и Единородный Сын, о сем сказует также Апостол в Деяниях, что Господь явился ему во храме, повелел потщиться и выйти из Иерусалима, потому что иудеи не приимут проповеди, и присовокупил: Иди, яко Аз во языки далече послю тя (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2890...

      Такого подобного сему преимущества не получили Пророки; получили они истинно Святого Духа благодать, но участную токмо, то есть, дар пророчества, предвозвещать будущая: а на Апостолов все, все богатство Божественных Своих даров излиял Всесвятый Дух, когда Он на них сошел в виде огненных языков. Пророки видели токмо в зерцале и в гаданиях образы будущих вещей, кои видели Апостоли очевидно: в иных родех, упоминает Павел, не сказася таинство Христово сыновом человегеским, якоже ныне открыся Святым Его Апостолом в Дусе 95 . Тогда Бог показывал миру только Свою правду, яко судия, и того Своего правосудия производитель жезл давал в руки Пророков, на устрашение обличениями и наказаниями человеческого злоупорственного греха: а власти ни единого греха на земли отпустить, ниже человека в Царствие небесное, кое было преступлением Адамовым заключено, ввесть они не имели. Но когда наступила кончина оному времени, и явил Бог Божественное Свое милосердие как Отец, чрез послание Сына Своего Спасителя миру; тогда Божественного Своего милосердия все сокровище предал Он в руки Апостолов, учинивши их строительми Божественный Своея благодати, и руководителями в Царствие небесное. Они отверзли здесь на земли дверь всемирного спасения, а на небеси вход вечного блаженства. И потому Пророки были, проповедниками Ветхого Закона; а Апостоли, новыя Благодати. И так, сколь превосходишь выше Ветхого Закона Евангелие, столь превосходит и звание Пророков, звание Апостольское. Из сего понимаем, что Апостол по званию толкуется человек, носящий самое лице Сына Божия, десница Божия, уста Божия, который во устех имеет слово Божие, а в деснице носит ключи всея духовныя власти. Двенадцать таких выбрано воплотившегося Сына Божия служителей и содейственников, Симон Петр, и Андрей брат его, кои прежде были ученики Иоанновы; Иаков и Иоанн, дети Зеведеевы; Филипп, Варфоломей, Фома, Матвей мытарь, Иаков Алфеов, Леввий, прозванный Фаддей, он же называется и Иуда, который написал соборное послание; Симон Кананит, он же и Зилот; и Иуда Искариотский, на коего место посвящен после Матфей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Андрей, брат Петра, проповедал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, как передали предки наши, скифам, согдианам и саккам. Проповедал он и в Севастополе великом, где находится лагерь Апсара и река Фазис; здесь живут внутренние ефиопы. Он погребен в ахайском городе Патрах, быв распят на кресте Егеем, начальником едессян. Иаков, сын Зеведея, проповедал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа двенадцати коленам, находившимся в рассеянии. Он усечен мечем от Ирода четверовластника иудейского. Филипп апостол проповедал Евангелие Господа Иисуса в Фригии, а погребен славно, с дочерьми, в Иераполе. Варфоломей апостол проповедал Евангелие Христово индийцам, называемым счастливыми, и предал им Евангелие от Матфея. Он почил в Алване, городе великой Армении. Фома апостол, как говорит предание, проповедал Евангелие Господа парфянам, мидянам, персам, карманам, ирканам, бактрийцам и магам. Он почил в индийском городе Каламине. Симон кананит, называющийся также Иудою, брат Иакова епископа, получивший и жребий епископства после кончины Иакова праведного, прожил сто двадцать лет. Он почил, быв распят на кресте при царе Траяне, когда воздвигнуто было великое гонение. Матфий, один из числа семидесяти, сопричтен к одиннадцати апостолам на место Иуды Искариота, сделавшегося предателем. Он проповедал Евангелие во внешней Эфиопии, где находятся лагерь Апсара и пристань Исса, людям диким. Здесь же и почил он и погребен и находится до настоящего времени. Тимофей, епископ Эфеса, поставленный блаженным Павлом, происходил из язычников, не от обрезания. О нем многое свидетельствует Павел, внушая сохранить доброе исповедание данного ему дарования; он и сохранил его там с честью. Тит, епископ Крита, проповедал Евангелие Христово здесь и на окрестных островах. Здесь же, т. е. в Крите, он и почил и погребен. Крискент проповедал Евангелие в Галлии и здесь же погребен. Евнух Кандакии, царицы эфиопской, проповедал Евангелие Господне в Аравии, называемой счастливою, и на острове Тапроване, на Чермном море. Есть предание, что он здесь же и скончался мученически и погребен с честью. Сказания о св. апостоле Андрее Первозванном

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Единственный Евангелист, бывший на Фаворе с преобразившимся Христом – Иоанн Богослов – не написал о произошедшем ни слова. Возможно, и не сказал. Скорее всего, как потерял дар речи на Фаворе, так и не смог свои переживания той минуты сформулировать. Только поэтически намекнул в Прологе своего Евангелия: «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). Однако он не зря вошел в историю с именами «Богослов» и «Апостол Любви» — он свидетельствовал о своем Возлюбленном Учителе самой своей жизнью, долгой, многотрудной, таинственной, исполненной горячим ожиданием встречи с Ним. Мы ведь помним предание об упокоении Иоанна – он просил своих учеников закрыть его в могиле еще живым, а позже его тела в гробнице не нашли. Потому и не нашли, что Иоанн при жизни увидел Царствие Небесное, и проникся им так, что смерти даже его тело на растерзание не осталось. Вот и первый урок: свидетельство жизни. Если жизнь пронизана преображенским светом, как бы банально ни звучало – можно даже ничего конкретного не говорить. Брат Иоанна, Иаков Зеведеев, тоже бывший на Фаворе, скорее всего, просто не успел рассказать о произошедшем – он был первым мучеником из двенадцати апостолов, убит в 44 г., Евангелия же писались уже во второй половине I века. Интересно, кто из двух братьев Воаннергес («Сыновья грома», — как звал Спаситель Иакова и Иоанна) оказался по правую, а кто по левую руку Господа? Один мученически погиб первым, другой пережил пытки и ссылки и почил самым последним – чашу, которую Он пил, испили, крещение, которым Он крестился, крестились – а что же дальше? Вопрос риторический. «Дальше» и «раньше» — уже не имеет значения. В Иакове тоже раскрылось то явление Царства, которое он увидел на Фаворе, и апостол отныне принадлежал ему. Даже основная его апостольская деятельность – уже посмертная. По преданию, он успел прийти с проповедью в Испанию, но своим небесным покровителем испанцы стали его считать лишь во времена Реконкисты, в IX веке, когда были обретены его чудесным образом сохранившиеся нетленными мощи. Так что и этот апостол, вкусивший Вечной Жизни, можно сказать, не заметил смерти. По крайней мере, она не смогла ему помешать просвещать и свидетельствовать о Христе.

http://pravmir.ru/prazdnik-svidetelstva-...

Они забросили сеть и рыбы достали столько, что сеть стала прорываться, им пришлось позвать своих товарищей – скорее всего это были Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, их друзья, тоже будущие апостолы, и другие рыбаки, имен которых мы не знаем. Они стали доставать эту рыбу, и ее было столько, что их лодки чуть не утонули, – такой богатый улов. Возможно, такого улова у них не было никогда, даже в самые счастливые и благоприятные дни. И вот Петр, видя это чудо, склонился перед Христом и в страхе и ужасе сказал Ему: «Выйди от меня, Господи, я человек грешный», – он понял, что перед ним стоит не просто человек и не просто учитель, что это Сын Божий. И он, как человек верующий, знающий предание, человек, сердце которого было открыто к Богу, понимал, что близость Божества для человека грешного – это страшно, это опасно, и он просит Христа отойти от него, потому что признаёт свою греховность. Но Господь ему отвечает: «Не бойся, Петр, отныне ты будешь ловцом человеков». И тогда эти рыбаки вытащили лодки на берег с таким вот богатым уловом, который был для них великим богатством, – может быть, они даже могли за счет этого улова целый год прожить. Они все это бросили – и улов, и лодки свои на берегу – и последовали за Христом, стали Его учениками. В этой, казалось бы, простой истории столько уроков для нас. Во-первых, урок смирения, который нам показывает апостол Петр, а апостол Петр для нас еще и пример потому, что все мы без исключения ученики Христовы, призванные к апостольскому служению. Не просто молиться Богу и просить Его помочь как-то в наших делах, просить о нашем здоровье, о нашей семейной жизни, но мы призваны служить Богу, мы призваны быть ловцами человеков – каждый согласно своему таланту и умению. Это не значит, что надо взобраться тут же на трибуну и всех учить жить, как делают некоторые, и получается очень глупо и не приносит никакого плода. Тем не менее все мы призваны быть апостолами, все мы призваны своей личной жизнью показать, что такое быть христианином, что такое принимать внутрь себя Бога; показать, как меняется человек, как он внутренним светом духовным светится и дела его приносят добрый плод, мир, любовь, согласие, силу какую дают.

http://pravoslavie.ru/134863.html

Первая страница истории Святого Престола во многом скрыта мраком из-за скудости современных ей источников, а сохранившиеся сведения нередко противоречат друг другу; особенно это касается первых Римских пап. Однако следует отметить, что об истории первых веков Римской кафедры известно, хотя и мало, но все же значительно больше, чем о епископах других Церквей, и только Римская Церковь имеет установленную непрерывную последовательность епископов со времени апостолов. Хронология многих понтификатов этого периода не является точно установленной и приводится в соответствии с общепринятой в настоящее время, по Annuario Pontificio, 1993 г. Св. Петр (S. Petrus) † 64 или 67 г. После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Св. Духа, то есть тогда, когда возникла христианская Церковь , Петр находился в Иерусалиме, а затем, согласно «Деяниям Апостолов», отправился вместе с апостолом Иоанном в Самарию, для утверждения в вере самарян. После этого, св. Петр, проповедуя и совершая чудеса, появился на финикийском берегу – в Лидде, Иоппии и Кесарии. Потом апостол возвратился в Иерусалим, где во время гонения, поднятого Иродом-Агриппою, жертвой которого стал Иаков Зеведеев, был посажен в тюрьму. Освобожденный чудесным образом, он снова покинул Иерусалим, куда вернулся к Апостольскому собору. Здесь книга «Деяний» упоминает об апостоле Петре последний раз. О св. Петре в своих посланиях несколько раз говорит апостол Павел. В «Послании к Галатам» он сообщает, что ходил в Иерусалим видеться с апостолом Петром через три года после своего обращения, а потом встречал Петра в Иерусалиме во время Апостольского собора ( Гал.1:18; 2:1–10 ). После этого, Павел встретил его в Антиохии ( Гал.2:11 ), когда тот совершал путешествие, благовествуя Евангелие, в сопровождении своей жены ( 1Кор.9:5 ). На этом заканчиваются сведения о Петре и в посланиях апостола Павла. Сам св. Петр в «Первом Послании» говорит о своем пребывании в Риме, называя его, согласно раннехристианской традиции, Вавилоном: «Приветствует вас избранная, подобно вам, Церковь в Вавилоне, и Марк, сын мой» ( 1Пет.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010