«Господи, дело рук моих поспеши и дела рук наших исправи». Господь Иисус Христос сказал: Без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15, 5 ). Господи Боже, Творче небеси и земли! Ты сотворил всю тварь разумную и неодушевленную. Ты всем управляешь Твоим благим Промыслом, управи все наши дела Твоею премудр остию и волею. Даруй нам разум и силы совершать дела, нам порученные, во славу Твою, во благо наших ближних и в свое душевное спасение. Даруй во всем полагаться на Твой спасительный Промысл, все полезное и доброе нам устрояющий. Даруй, Господи, мир и тишину душам нашим, если что делается противно нашим желаниям, даже если бы пришлось потерпеть нам скорби и огорчения. Помоги и даруй истинный разум понести их не смущенно, терпеливо, без малодушия, вручая себя Твоей воле, благой и праведной. августа 1910 г.] Укрепляйся в надежде на Господа «На Господа надежду всяк кто стяжав, вышший есть всех скорбящих» (антифон воскресный, глас 4). Кто несомненно, с полною верою уповает на хранящий Божий Промысл, тот не убоится никаких перемен, злоключений и обстоятельств, но, вверив себя всецело Божию Промыслу, что бы с ним ни случилось, бывает благодушен и терпеливо несет скорбный крест, сознавая, что так благоугодно Господу, что на это есть благая воля Божия. Обиды, болезни, смущающие томительные помыслы этот человек несет терпеливо, считая их как целительные лекарства за свои грехи, возглашая с праведным Иовом: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века ( Пс. 112, 2 ), и с благоразумным разбойником: «достойное по делом моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Иисусе, души моей Утешитель! Помыслы уныния, малодушия, боязни прогони далеко от души моей Твоею Божественною силою. августа 1910 г.] Благослови, душа моя, Господа! От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство ( Пс. 117, 5 ); и в скорби распространил мя еси ( Пс. 4,2 ). Дивны благость и милосердие Божие! Скорбящий, обремененный многими скорбями и притеснениями, по своему малодушию и немощи дошедший до совершенного отчаяния, ни в чем не находя ни утешения, ни избавления. Но милость и благость Божия, как бы истощивши все средства, со всех сторон, не только от друзей его, но даже от врагов распространяет над ним свою милость, отовсюду собирает ему утешения, радость, прогоняя далеко уныние, простирая над ним Свое милосердие, отеческое благоволение, расширяя сердце упованием на Божию милость. Зри, брат скорбящий, Божию благость, веруя, что Господь «днесь тойже и во веки» все твои скорби, печали, недоумения, смущения, болезни и обиды облегчит, утешит, отстранит и успокоит, только не оставляй на Него твоего упования. августа 1910 г.] Грех рождает скорби

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благословен Бог... Аминь. Благословенно царство... Аминь. Приидите поклонимся... 3. Приидите поклонимся... 3. Приидите поклонимся... 3. 103 пс.: Благослови, душе моя, Господа... 103 пс.: Благослови, душе моя, Господа... 103 пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне Так же. Так же. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже, 3-ды. Так же. Так же. Одновременно с псалмом чтение священником светильничных молитв. Так же. Так же. Миром Господу помолимся... Так же. Так же. Яко подобает тебе... Аминь. Так же. Так же. Блажен му ж... 1-й антифон 1 кафизмы. Стихословие 18 кафизмы всей сполна. Стихословие 18 кафизмы всей сполна. Паки и паки миром Господу помолимся... Так же. После каждого антифона 18 кафизмы – Паки и паки миром Господу помолимся... После ектении, следующей за 1 антифоном, возглас: Яко твоя держава...; за 2-м: Яко благ и человеколюбец; за 3-м: Яко ты еси Бог наш, Бог милости и спасати и тебе славу возсылаем. Яко твоя держава... Аминь. Так же. Господи, воззвах во глас стихир Триоди. Так же. Так же. Стихиры на Господи, воззвах на 10: Стихиры на Господи, воззвах на 6. Стихиры на Господи воззвах на 10: Триоди подобны дне на 4 (первая повторяется). Триоди подобны 3. Триоди самогласен 2. „ мученичен 1. „ подобны 3. Предтечи на 6. Предтечи 3. Предтечи 4. Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров... Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров... Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров. И ныне, богородичен 1, или воскресный, по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... И ныне, богородичен 1-й по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... И ныне, богородичен по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... Вход с кадильницею. Премудрость, прости. Свете тихий. Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Так же. Так же. Прокимен великий, накануне понед. 2 и 4 седм.: Дать еси достояние...; накануне понед. 3 седм.: Не отврати лица твоего... Прокимны и паремии Триоди. Так же. Три паремии Предтечи с обычными возглашениями. Три паремии Предтечи с обычными возглашениями. Так же. Сподоби. Господи.. Исполним вечернюю молитву.. Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

начало какой-либо песни), одни из 2 тропарей, затем другой тропарь на «Бог Господь»; след. во все неподвижные праздники (а м.б. и в некоторые воскресенья, так как утреня некоторых из них тоже начинается с указания тропаря на 50-м псалме) «Непорочны» не пелись и д.б. заменялись другим псалмом. В ркп. уставе Моск. Синод. библ. 333— 391 XIV в. (л. 150 об.) есть статься под заглавие: «а се кафизмы праздником по уставу соборной церкви», указывающая по одной кафизме на важнейшие праздники и ликами свв. (такие кафизмы знают и древнейшие студийский уставы): на Р.Х. – 10-я кафизма, Крещ. 16, Преобр. 12, Воздв. 13, Возн. 7, Сош. Св. Д. 19, Усп. 17, Введ. 6, святителям и безмездникам 5, мученикам 9. М.б. эти кафизмы заменяли в праздники Непорочны. Все это можно назвать 1-ю частью утрени по древнему Софийскому уставу. От такого типа этой утрени, даваемой Патмоским списком устава (самым ранним из дошедших списков) значительно отступает первая часть утрени по Дрезденскому списку (самому позднему, но не позднее X-XI в.); на Воздвижение здесь об утрене сказано: «поется τ πρω τος (первое, 1-й антифон?) дня и антифонов 12 с каноном же (μετ κα του κανω νος), поется же и полиелей и Благословите». Что разумеется здесь под каноном, полиелеем и Благословите (песнь 3 отроков?), трудно сказать но едва ли первые два термина имеют нынешний свой смысл. Дальнейшую постоянную, если не самую центральную часть Софийской утрени составлял 50-псалом; для всех праздничных и многих воскресных утрень неизменно указывается тропарь «ες τν Ν», т.е. на 50 пс., иногда по 2 (с. 377) тропаря; тропарь пелся если не с каждым стихом псалма, то по кр. м. с несколькими; в Дрезденском списке на вышеназванной утрене для каждого из пяти первых стихов 50 пс. и Славы указан особый тропарь. Кроме 50 пс. упоминается на этой части утрени «Слава в вышних Богу» (славословие великое). — По этим отрывочным и неполным указаниям, конечно, нельзя составить цельного представления о чине вечерни и утрени с св. Софии IX в.; тем не менее, едва ли случайно неупоминание таких молитвословий, как Сподоби Господи и Ныне отпущаеши на вечерне, как начальные утренние псалмы (шестопсалмие), библейские песни и евангелие на утрени, тем более, что некоторые из этих частей не упоминаются и Симеоном Солунским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Диакон: «Востаните! Господи, благослови!» (входит в алтарь и становится позади престола лицом к священнику). Священник: Стоя пред престолом и начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней…» Хор: «Аминь». Священник: «Приидите, поклонимся…» (3) и высочайшим гласом: «Приидите, поклонимся и припадем к Нему». (Стоя перед престолом и совершая каждение. Диакон говорит эти молитвословия вместе со священником). Хор: «Благослови, душе моя Господа…» (103-й пс.). Священник и диакон в это время продолжают каждение иконостаса и всего храма по обычаю. После окончания каждения диакон затворяет Ц.В. Чтец: После пения избранных стихов 103-го пс., продолжает чтение 103-го пс. до конца. Священник в это время перед Ц.В. читает светильничные молитвы. Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Миром Господу помолимся…» (выйдя северными дверьми на амвон и сделав поклон священнику; священник, ответив поклоном, уходит в алтарь южными дверями и становится на своем месте у престола. Диакон после окончания ектении, заходит в алтарь южной дверью). Священник: «Яко подобает Тебе…» (у престола). Хор: «Аминь». Хор: «Блажен муж…» (первый антифон 1-й кафизмы на 8-й глас). Хор: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (после каждого стиха). Хор: «Слава, и ныне». «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже (3)». Диакон: «Паки и паки…» Священник: «Яко Твоя Держава…» Хор: «Аминь». (Если вечерня под воскресенье, то вся 1-я кафизма. 2-й и 3-й антифоны на глас дня. После каждой «славы» ектения: «Паки и паки…» и возгласы: после второй – «Яко Благ и Человеколюбец…», после третьей – «Яко Ты еси Бог наш…» (Типикон, гл. 2). Хор: «Аминь». Хор: «Господи, воззвах…» Во время пения хором стихир на «Господи, воззвах…», священник или диакон совершают каждение так: принимает кадило от церковнослужителя, сам кладет в него ладан, благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» и кадит алтарь. Сначала кадит престол крестообразно с четырех сторон, горнее место, жертвенник, иконы по сторонам: западной, южной, северной. Выходит для каждения храма северной дверью, кадит сперва пред Ц.В., затем местные иконы – Спасителя, храмовую и далее; потом – Б.М. и за ней следующие, кадит правый и левый клирос и весь народ, затем кадит иконы стоящие по стенам храма, и ближайший народ, начиная от правого клироса. Оканчивает каждение пред Ц.В. и местными иконами Спасителя и Б.М.; затем входит в алтарь южной дверью, кадит престол спереди и отдает кадило. При служении с диаконом, каждение это совершает диакон, при чем он перед каждение клиросов входит в алтарь и кадит священника. Священномонашествующие совершают каждение в мантии, соборные и приходские иереи – в фелони.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Причастен воскресной литургии - Пс. 148:1 «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» имеет здесь тот же смысл, как хвалитны в конце утрени: в чувстве недостаточности нашей хвалы мы по окончании ее передаем дело хвалы небожителям. Воскресение же Спасителя по преимуществу такое дело, за которое Господа достойно могут восхвалить только на небе. И в земном небе, каким является алтарь, во время причастна происходит достойная настоящего неба жертва хвалы: преискреннее приобщение чрез евхаристические Дары к Самому Христу, ставшее возможным чрез искупительную смерть Христову (ср. пасхальный причастен: «Тело Христово приимите»). Кроме воскресного дня, причастен «Хвалите Господа с небес» имеют два величайшие праздника: Рождество Христово и Богоявление на главной их литургии - литургии навечерия, близкий к первому праздник Обрезания и новолетие (1 сентября).    Если минейный святой имеет причастен, - а имеют его святые с Апостолом и Евангелием, - то после воскресного поется и его причастен («и святаго, аще имать»), причем аллилуиа поется только после второго причастна (музыкальная традиция). История    Древность причастна свидетельствуется присутствием его на всех инославных литургиях.    На римской он так и называется (communio) и состоит из стиха большей частью псалмического, различного не только для различных праздников, но меняющегося и по воскресеньям, например в Нед. 3 по Пятидесятнице Пс. 17:3; этот стих читает священник пред престолом, сложив руки; но на торжественной обедне он поется хором, а древний римский чин (Ordo romanus) о пении его говорит:    «как только первосвященник (папа) начнет приобщение, тотчас stola начинает антифон на приобщение и поют, пока не приобщится весь народ, первосвященник дает знать, чтобы говорили славу, и тогда, повторивши стих, перестают».    На мозарабской литургии причастен, редко называемый так (communio), иногда называемый «для приступания» (ad accedendum), обычно (даже на Рождество Христово) имеет следующий состав:    «говорит хор: Вкусите и видите, яко благ Господь, аллилуиа 3. Стих: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. Пресвитер: Аллилуиа 3. Ст.: Избавит Господь души раб Своих и не прегрешат вси уповающий на Него (Пс. 33:9, 2, 23). Пресвитер: Аллилуиа 3. Слава. И ныне. Пресвитер: Аллилуиа».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

После возгласа великой ектении поется весь псалом 86-й «Приклони Господь ухо Твое» по стихам на оба лика с припевом к каждому стиху «Слава Тебе Боже». По иерус. ркп. поет 1 стих псалма и последний раз припев к нему после Слава и ныне — доместик. После 85 пс., по Симеону, иерей говорит малую ектению и певец (ψλτυς) после «Заступи спаси» поет «Вселенную (τν οκουμνυν), аллилуиа». Симеон Солунский ставит «вселенную» в грамматическую связь с «Заступи, спаси»; но аналогия с первым антифоном заставляет видеть в этом слове отрывок псалма, составлявшего 2-й антифон [ 14 ]. Иерусалимская рукопись не говорит об этом остатке 2-го антифона и указывает после 1-го антифона не всю малую ектению, а с «Пресвятую Пречистую». После малой ектении по Симеону «певец поет сообразно дню прокимен, который называется и последним (τελευταον) антифоном ради других антифонов, читавшихся прежде, ныне же оставленных; в субботу на вечерни (в качестве такого прокимна) говорится «Да воскреснет Бог» (νασττω Θες)». В Иерусалимской рукописи взамен этого «прокимна» указывается «Святым, иже суть на земли его, удиви Господь (т. е. пс. 15, 3), аллилуиа, Слава и ныне», может быть это «прокимен» не воскресный (хотя и взят из псалма, содержащего пророчество о воскресении Христовом, а псалом мог петься весь с этим припевом), а для обычной вечерни и приспособлен к памятям разных святых. Все эти антифоны составляют вступительную часть вечерни, за которою следует главная ее часть: пс. 140 «Господь воззвах» с припевом (πψαλμον) в одно воскресенье: «живоносное Твое востание, Господи, славим», в другое «Спасительное Твое востание, Господи, славим»; в Иерусалимской рукописи указан припев «Вечернюю жертву приносим ти, Господь, юже приими святыми Твоими и спаси ны», припев, очевидно, приспособленный (как и предыдущий прокимен) не к воскресенью, а к памяти святых. На стихе 140 псалма «Яко к тебе Господи» происходил вход «со светильниками и кадилами» (по св. Симеону), почему этот стих по Симеону произносил псалт (по Иерус.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

ангелов и отсутствие молитвенного обращения к ним и к св. угодникам Божиим. 3) Богослужения старокатоликов, имеющие местное значение К числу праздничных богослужебных собраний старокатоликов должны быть отнесены богослужения, стоящие вне круга церковного года, именно богослужения, имеющие значение только в отдельных местностях старокатолического мира. К этим богослужениям относятся: 1) день, посвящённый воспоминанию освящения храма в известной местности, и другие дни, чем-либо памятные в жизни той или другой общины; 2) дни, посвящённые памяти об открытии (общин?) для призывания Святого Духа; 3) дни, посвящённые благодарственным богослужениям; 4) дни рождения князя страны и императора германского; 5) дни молений по особым каким-либо обстоятельствам и 6) дни рукоположений. В эти дни богослужение утреннее и месса-литургия совершаются по общему уставу с изменением только тех частей, которые в дневном богослужении изменяются соответственно праздничным дням. Так, в день, посвящённый воспоминанию освящения храма той или другой общины, на утреннем богослужении вместо обычного, – соответственно времени церковного года, – «приветствия» или приглашения, провозглашается «приветствие»: «Единым сердцем и едиными устами хвалите Господа» со стихами обычного 94 псалма. Если празднование освящения храма совпадает с пасхальным временем, то к вышеприведённому «приветствию» присоединяется: «Аллилуйя». Затем следуют положенные по уставу антифоны и псалмы, чтение Священного Писания , гимн: «Соединив сердце с сердцем, ищите успокоения в сердце Божием…», проповедь и назидательные чтения, оглашения и песнь «переменная» (Wechselgesang): «Дому Твоему, о Боже, подобает святость во все его дни». Этот начатый главным певцом стих повторяют все присутствующие. Певец (продолжает): Он хорошо основан на твёрдом утёсе. Община: На все его дни. Пев. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Общ. Дому Твоему, о Боже, подобает святость на все его дни. Пев. Здесь дверь небесная. Общ. Благочестивые, войдите. В пасхальное время каждый из приведённых возгласов певца и общины заканчивается возгласом: «Аллилуйя». Затем следует «хвалебная песнь» (Lobgesang) с антифоном: «Вот там кров Божий у людей, и Бог будет обитать среди них, и они будут Его народом, а Он будет их Богом» ( Откр.21:3 ) с прибавлением в пасхальное время возгласа: «Аллилуйя». Богослужение оканчивается обычно. Литургия-месса совершается без изменений. Для «входного» назначен антифон: «Помоги нам, Господи Боже наш, и собери нас от всех народов, чтобы мы воздавали благодарение Твоему святому имени и прославлялись славою Твоею» ( Пс.105:47 ) (с прибавлением в пасхальное время: «Аллилуйя») и Псалом: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил; по ним истомилась душа моя. Телом и душою радуюсь я, торжествую о Боге живом» ( Пс.83:2–3 ). – Слава в вышних Богу… «Церковная» (дневная) молитва читается так:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

При архиерейском служении епископ вместо солиста читает стихи изначального антифона, а хор исполняет припев. В обычной литургии это псалмопение совершенно исчезло. 447 Мы не знаем причины, но возможно это было вызвано сокращением времени, необходимого для шествия с дарами. Мы рассмотрим это ниже. Заключение Если связать все нити свидетельств воедино, – хотя некоторые из них мы едва можем нащупать, – то следующая гипотеза покажется весьма разумной для объяснения истории гимна Великого входа. Данная песнь некогда была настоящим антифонным псалмом, который, по-видимому, развивался следующим образом: 1 . На первой стадии его истории антифон включал Пс.23:710Пс.117 :26a?) с аллилуйей в качестве припева. 2 . Во второй половине VI в. к аллилуйе были добавлены Херувимская и другие тропари, а псалмопение стало исполняться в типичной константинопольской манере: тройной тропарь полностью воспевался дважды в начале антифона; затем после стихов псалма и славословия повторялся только акротелевтий или завершающий стих (в данном случае аллилуйя); заканчивалось все финальным повторением всего тропаря псалмопевцами и снова людьми (перисси). 3 . Небольшие храмы не могли позволить себе содержать полный штат диаконов, солистов, псалмопевцев, и в результате стихи псалма стали читаться священником и диаконом, как можно заметить по армянской версии Херувикона со стихами, или в начальном псалме пасхального богослужения в славянской традиции. 4 . Как мы покажем в главе VI, отказ от традиционной скевофилакии в пользу трапезы протесиса (жертвенника) возле престола уменьшил время, необходимое для прохождения шествия с дарами, и неизбежно привел к сокращению сопровождающего песнопения. Постепенно тропарь освобождается от стихов псалма. Ко времени Типикона Великой Церкви X в. псалом окончательно исчез, и только трижды повторяемый тропарь на Пасху все еще напоминает о древней манере антифонного пения. Эта гипотеза основана на следующих фактах: 1 . На основе сравнения с другими литургиями и с двумя параллельными антифонными гимнами в византийской литургии, можно априорно утверждать, что гимн Великого входа было некогда антифонным псалмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В ГИМ, Син. 598 в число дополнительных молитв, помимо Д1 и Д3, входят Д2 и особая молитва в чине обручения; кроме того, в этой рукописи имеется и ряд других изменений: пение стихов Пс. 8 во время шествия в конце чина венчания заменено более сложным по структуре антифоном со стихами Пс. 127 ; священническое благословение после молитвы на снятие венцов опущено; текст молитвы К1 переработан. Поэтому мы полагаем, что ГИМ, Син. 598 является свидетелем первой правки ранней славянской версии чинов обручения и венчания, в ходе которой к тем были прибавлены две дополнительные молитвы (одна, обручения, в дальнейшем не прижилась, а другая, венчания, получила широкое распространение), а заключительная часть чина венчания была видоизменена. Следующим этапом правки стало включение службы чтений в состав чина венчания. Этот этап отражен в НБКМ 960 и ГИМ, Хлуд. 121. Помимо Д1 и Д3, здесь уже имеются как молитва Д2, так и тот же антифон в конце чина венчания, что и в ГИМ, Син. 598 78 . Кроме того, заключительная молитва чина венчания в НБКМ 960 (та, что содержит прошение о тех, кто держал венцы над головами молодоженов) текстологически связана с дополнительной молитвой чина обручения из ГИМ, Син. 598. Наконец, заключительным – если остановиться на материале XIV в. – этапом редактирования чина венчания стало перемещение службы чтений из начальной части чина в центральную. Этому соответствуют рукописи РНБ, Q.n.I.24; НБС, Дечан. 67 и НБС, Дечан. 69. Чин венчания, согласно этим рукописям, содержит дополнительные молитвы, а шествие в конце чина венчания сопровождается пением того же антифона, что и в ГИМ, Син. 598 79 . Рукопись ГИМ, Син. 601, как было показано, находится в стороне от выявленной нами линии развития славянских версий чинов обручения и венчания в эпоху до рубежа XIV–XV вв. Очевидно, она содержит совершенно новый перевод, который должен был следовать новым константинопольским стандартам середины – 2-й половины XIV в. Эти стандарты могли влиять и на списки, следовавшие более старой традиции: так, в НБС, Дечан. 69 отсутствует (сознательно опущена?) молитва Д1, а в РНБ, Q.n.I.24 нет молитвы Д3 и появляется молитва К2.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010