форм богослужения времени, к проникновению в литургию чуждых ей муз. жанров и форм. В совр. условиях Г. п. сохраняется преимущественно в монастырском богослужении Зап. Церкви и в приходах, посещаемых представителями церковной интеллигенции. Основным источником официально утвержденного Г. п. в послесоборную эпоху является Римский Градуал (Graduale Romanum), выпущенный солемскими бенедиктинцами в 1974 г. В 2005 г. вышла 1-я часть послесоборного монастырского Антифонария суточного круга. Музыкально-поэтический стиль Просодия и ритм Силлабический стиль григорианского пения: антифон «Semen cecedit» (ср.: Лк 8. 5-15) Силлабический стиль григорианского пения: антифон «Semen cecedit» (ср.: Лк 8. 5-15) Тексты Г. п. заимствованы не только из Вульгаты , но и из др., более ранних лат. переводов Библии; используются также парафразы библейского текста. Значительную роль в Г. п. играют тексты Псалтири . Ритмизированная проза лат. Библии находит в Г. п. совершенное воплощение. В григорианистике принято различать 3 основных стиля церковной монодии в целом и Г. п. в частности ( Ferretti. 1934): силлабический (1 муз. тон на слог текста), невматический (от 2 до 4-5 тонов на слог) и мелизматический (неограниченное количество тонов на слог). Невматический стиль григорианского пения: офферторий «Populum humilem» (Пс 17. 28) Невматический стиль григорианского пения: офферторий «Populum humilem» (Пс 17. 28) К силлабическому стилю относятся мн. антифоны и гимны оффиция, секвенции мессы, значительная часть мелодий Credo. В невматическом стиле поется большая часть песнопений проприя и ординария мессы, однако Kyrie eleison, градуал и «Аллилуия» принадлежат к мелизматическому стилю. Наиболее развитый мелизматический жанр - респонсории оффиция, в к-рых иногда встречаются распевы из неск. десятков тонов, приходящихся на один слог. Граница между стилями условна - речь идет лишь о преобладании определенного соотношения тонов и текста. Членение мелодий всегда строго соответствует границам между смысловыми отрезками текста.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Что вспоминается и о чем молимся мы в чтениях на часах? На часах в чтениях вспоминаются страдания Христовы, которые изображает священник своими действиями над Агнцем в алтаре во время проскомидии, и возносятся приличные этим воспоминаниям моления. Как нам должно стоять во время проскомидии? Во время ее должно внимать чтению часов и поминать имена свои и своих родных и знакомых, живых и умерших, так как в это время вынимаются из просфор части за всех православных христиан. Литургия оглашенных   Какая часть литургии называется литургиею оглашенных? Средняя. Как начинается и когда оканчивается литургия оглашенных? Литургия оглашенных начинается, когда диакон скажет: Благослови, Владыко , а священник: Благословенно царство Отца, и Сына, и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков , на что на клиросе пропоют: Аминь . Оканчивается пред херувимскою песнию, когда диакон скажет: Елицы, оглашеннии 33 , изыдите... Да никто от оглашенных 34 . Почему вторая часть литургии называется литургиею оглашенных? Потому что к слушанию ее, кроме крещенных, допускаются и оглашенные. Кто такие оглашенные? Оглашенными называются те, которые только еще приготовляются ко крещению, и их оглашают, т. е. учат, как они должны веровать и как жить после крещения. К оглашенным принадлежат и те из крещенных, которых духовный отец отлучил или не допустил до св. Причащения за какие либо тяжкие грехи. Как обыкновенно совершается литургия оглашенных? После начала, диакон на амвоне произносит великую ектению: Миром Господу помолимся , потом на клиросе поют так называемый 1-й антифон, или вместо него псалом ( Пс.102 ): Благослови, душе моя, Господа , и после малой ектении 2-й антифон, или псалом ( Пс.145 ) Хвали, душе моя, Господа , и песнь: Единородный Сыне . Затем, после малой ектении читаются так называемые: Блаженны и бывает так называемый малый вход с Евангелием . После входа поется Трисвятое : Святый Боже и прокимен ; за сим читаются Апостол 35 – во время чтения коего совершается каждение – и Евангелие 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Так Исидор назначает для вигилии только 6 псалмов и песни: именно «сначала должны произноситься (recitandi) три псалма канонические (постоянные?), затем три миссы псалмов (должно быть, псалмы с чтениями, — см. ниже у Цезария), четвертая (мисса) песней, пятая утрени; в воскресенья и праздники мучеников ради торжества прибавляются особенные (singulae) миссы» (гл 7). 1-й неизвестный назначает 6, 5, или 4 псалма: «ночные молитвы в ноябре-феврале имеют антифонов 12, псалмов 6, чтений 3; в марте, апреле, сентябре и октябре антифонов 10, псалмов 5, чтений 3; в мае-августе антифонов 8, псалмов 4, чтений 2» (гл. 1). Цезарий Арльский: с Пасхи до октября 18 пс., 2 чтения, гимн и capitellum (маленькое чтение), а с октября до Пасхи к этой ноктурне присоединяется еще другая тоже из 18 псалмов, 2 чтений и гимна [ 51 ]. Воскресная вигилия отличается тем, что чтения бывают из Евангелия: 1-ое о воскресении, 2-ое — недели, 3 — о воскресении, 4 — недели. Похоже и Аврелиан: «ежедневно наноктурнах прежде всего произносится просто (directaneus — одним хором) Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей; затем 18 псалмов, три маленьких антифона, два чтения апостола или пророков, (гимн) и capitellum; по исполнении ноктурн говорите утреню; так с Пасхи до октября; с октября же должно присоединять другие ноктурны: пс. Помилуй мя Боже, помилуй мя, 18 псалмов, 2 чтения из пророков или Соломона, гимн… и затем, так как ночи увеличиваются, делайте по книге 3 миссы (чтения); после 2 первых чтений молитва; после третьего антифон, респонсорий, антифон и опять чтение (capitellum?). Колумбан, насколько можно понять темный текст его правила (гл. 7), для зимних вигилий (от осеннего равноденствия до февраля) назначает 36 псалмов с 12 антифонами, а для летних 24 псалма с 8 антифонами; по субботам же и воскресеньям от ноября до февраля 75 псалмов с 25 антифонами; с февраля до мая это число уменьшается каждую неделю на 2 псалма с 1 антифоном, так что в начала мая получается 36 псалмов (в будни тогда только 24) и такое число остается для субботней и воскресной вигилии до июля; отсюда же оно опять увеличивается еженедельно на 3 псалма, пока к ноябрю не достигнет снова 75 псалмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В псалом 87 вставлены 12 и 13 стихи из пс. 70-го. В стихираре софийской библиотеки 96 в 14 псалом вставлены 4 и 10 стихи псалма 15-го. Если пересмотреть указанные псалмы в последовательном порядке, то нельзя не заметить, что их содержание довольно ясно отображает собою древний чин св. страстей до его переделки в X веке. Так, думается, 4-й антифон — Господи кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою, прямо имеет в виду процессии на Елеон. 14-й антифон (пс. 98) повторяющимся дважды стихом — Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ног Его (ст. 5; ст. 9: в горе святей Его), по-видимому, указываете на Голгофу, перед которой бдение заканчивалось. Прочие псалмы точно соответствуют содержанию евангелия, между которыми они пелись: 40, 35 и 51 говорят о предателе Иуде, остальные — вообще о врагах Христовых, — их совещание (2), вражде ко Христу (34), о взятии ими Господа (16 и 7) и т. д., и только два псалма (68 и 21) говорят о страданиях Его. Если теперь от псалмов обратиться к находящимся при них песнопениям, то нельзя не заметить, что между последними наблюдается некоторая двойственность: тропари идут своим порядком, а седальны — своим. Последнее почти в точности соответствуют содержанию антифонных псалмов: первые три (На вечери, Кий тя образ, О како Иуда) говорят об Иуде и предательстве, 4-й (Егда предстал еси) — о суде пред первосвященниками и Пилатом и отчасти — о распятии, и лишь 5-й прямо относится к страстям. Что же касается тропарей, то некоторые из них по своему содержанию, т. ск., забегают вперед и говорят о том, о чем в примыкающих к ним евангелиях еще не говорится. Например, в 6-м антифоне второй тропарь начинается словами — Днесь ко кресту пригвоздиша иудеи Господа, тогда как даже по нынешнему исправленному чину в это время положены евангелия о взятии Христа и о суде над Ним. В антифоне 9-м стоит тропарь — Даша в снедь мою желчь, а следующее 4-е евангелие повествует еще только об осуждении Христа и т. д. Затем, сравнивая количество тропарей в отдельных антифонах, нельзя не заметить, что оно сильно варьирует: есть антифоны всего лишь с двумя тропарями (без богородичнов, например, 10-й), есть антифоны с 3-мя, а один (3-й) даже с 6-ю тропарями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(А. Введение) Глава 345: Асматики аколоуфиа или Песненное последование получено от Отцов. Все «кафолические церкви вселенной» (все соборы империи – наш перевод) соблюдали его сначала, и особенно великие церкви Константинополя, Антиохии и Фессалоники: та единственная сохранила его до сих пор. Глава 346: Об употреблении фимиама в Храме Иерусалимском. Глава 347: Об употреблении фимиама у византийцев. Он употребляется в начале Литургии и монашеской Вечерни. (Б. Песненная Вечерня) 1 . – Иерей перед престолом: Благословено царство Отца и Сына. 2 . – Иерей: « Еириника» (мирная ектения). Заступи, спаси. Певчие: И услыши мя. Слава Тебе, Боже. (Симеон объясняет сложную технику: как певчие поют перед концем ектении последние слова первого стиха антифона следующего за возгласом, вместе с припевом 597 ). Иерей: Пресвятую, пречистую. И велегласно славословит: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Пс. 85 целиком, один стих каждый хор. К каждому стиху: Слава Тебе, Боже. Иерей: 1-ую молитву из светильничных, содержащую смысл псалма (начало молитвы 3 . – Остальные молитвы также содержат смысл псалмов антифонов. 598 Ныне по небрежности антифоны не поются на Вечерне ежедневно – только на Утрене – вне Вел. Поста; поются шесть антифонов или одна кафизма 599 ; (поются) и в субботу вечером, но только в Св. Софии (Фессалоникийской) и только Пс. 1 (вероятно 1-ый антифон: Пс. 1 и 2. Припев: Аллилуиа) из-за недовольства ленивых. Иерей: Паки, паки. Заступи. Певчий: Вселенную. Аллилуиа. Иерей: Пресвятую, пречистую. Славословля : Яко Твоя держава. 4 . – Прокимен, также называемый «телеутаион» антифоном из-за других антифонов, которые раньше пелись и теперь пропускаются. По воскресеньям стих: Да воскреснет Бог ( Пс. 67, 2 : см. «телеутаион» Афины 2061 в субботу вечером, с. 281). Слава. И ныне. 5 . – И сразу: Пс. 140 с «упопсалмом»; Живоносное Твое (См. с. 283) исполняемое одным «воскресеньем» (хор недели В, по Афины 2061); другое: Спасительное Твое (см. с. 281: хор недели А). На стих: Яко к Тебе, Господи 600 84 ( Пс. 140,8 ), иерей, или иереи, с диаконами, прешествуемые светильниками и кадилом, совершают обычный вход. Иерей, или иереи, поклонившись, читают вечернюю молитву входа (начало и возглас молитвы Выпрямляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Что вы миро слезами сострадания,/о ученицы, разбавляете?»/ — Ангел, блистающий в гробнице, к мироносицам взывал,/ — «осмотрите вы гробницу и познайте,/что воскрес Спаситель из гроба!» Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Рано утром поспешили/мироносицы ко гробу Твоему с рыданиями./Но предстал пред ними Ангел и возгласил:/«Кончилось время рыдания, не плачьте/но о воскресении Апостолам возвестите». Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Жены–мироносицы, с миром пришедшие/ко гробу Твоему, Спаситель, рыдали,/тогда как Ангел им возглашал:/«Что вы к мертвым Живого причисляете?/Ведь как Бог воскрес Он из гроба». Слава, Троичен: Поклонимся Отцу,/и Его Сыну, и Святому Духу,/святой Троице во едином существе,/с Серафимами взывая:/«Свят, Свят, Свят Ты, Господи». И ныне, Богородичен: Жизни Подателя родив,/Ты, Дева, от греха Адама избавила,/Еве же радость вместо скорби подала;/от жизни отпавшего к ней же направил/из Тебя воплотившийся Бог и Человек. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Диакон: Снова и снова: Священник возглашает: Ибо благословенно имя Твоё и прославлено Царство Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Далее в воскресенье ипакои и антифоны степенны гласа. В праздники — седальны и 1 антифон 4 гласа: Степенна, первый антифон 4–го гласа С юности моей воюют со мною многие страсти;/но Сам защити и спаси меня,/Спаситель мой. Ненавидящие Сион, устыдитесь Господа:/ибо вы будете иссушены,/как трава огнем. Слава, и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется/и очищением возвышается,/в священной тайне просветляется Троическим Единством. Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас (такой–то): Прокимны воскресные Глас 1 Ныне восстану, — говорит Господь,/ — явлю в Себе спасение, ясно возвещу о нём. Стих: Слова Господа — слова чистые. Пс 11:6б,7а Глас 2 Пробудись, Господи, Боже мой, по велению, которое Ты заповедал;/и собрание народов окружит Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Спаси нас, Сын Божий, вознесшийся во славе,/поющих Тебе: Аллилуия. Стих 4: Яко се царие земстии собрашася,/снидошася вкупе. Спаси нас, Сыне Божий, вознесыйся во славе,/поющия Ти: Аллилуиа. Спаси нас, Сын Божий, вознесшийся во славе,/поющих Тебе: Аллилуия. Слава, и ныне:  Единородный Сыне: Слава, и ныне:  Единородный Сын: Антифон 3, псалом 48, глас 4: Антифон 3, глас 4 Стих 1: Услышите сия вси языцы,/внушите вси живущии по вселенней. Тропарь, глас 4: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/радость сотворивый учеником,/обетованием Святаго Духа,/извещенным им бывшим благословением,/яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Тропарь, глас 4 Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш,/радости исполнив учеников/обещанием Святого Духа,/по утверждении их благословением,/в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира. Стих 2: Земнороднии же и сынове человечестии,/вкупе богат и убог. Тропарь:  Вознеслся еси: Тропарь:  Вознесся Ты во славе: Стих 3: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Тропарь:  Вознеслся еси: Тропарь:  Вознесся Ты во славе: Стих 4: Приклоню в притчу ухо мое,/отверзу во псалтири ганание мое. Тропарь:  Вознеслся еси: Тропарь:  Вознесся Ты во славе: Входный: Взыде Бог в воскликновении,/Господь во гласе трубне. Тропарь:  Вознеслся еси: Тропарь:  Вознесся Ты во славе: Слава, и ныне, кондак самогласен, глас 6: Слава, и ныне, кондак, глас 6 Еже о нас исполнив смотрение,/и яже на земли соединив Небесным,/вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/никакоже отлучаяся,/но пребывая неотступный,/и вопия любящим Тя:/Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Исполнив весь замысел о нашем спасении,/и то что на земле соединив с небесным,/вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,/совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно/и взывая любящим Тебя:/“Я – с вами и никто – против вас!” Таже Трисвятое. Трисвятое. Прокимен, глас 7: Вознесися на небеса Боже,/и по всей земли слава Твоя. Стих: Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Прокимен, глас 7 Вознесись на небеса, Боже,/и по всей земле – слава Твоя!  Стих: Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей.    Пс 56:12, 8

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozneseni...

Пение каждого стиха антифона сопровождается пением «аллилуиа» по одним распевам (знаменному и греческому) по 1-жды, по другим (киевскому) по 3-жды. После 1 антифона – малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся 32 , и возглас: Яко твоя держава 33 . Лик: Аминь. 2-й антифон полагается петь на глас дня. После него – малая ектения и возглас: Яко благ и человеколюбец... 34 . Лик: Аминь. 3-й антифон полагается петь также на глас дня. Βо время пения 3-го антифона диакон, сделав поклон предстоятелю, вместе с чередным священником входит во св. алтарь; здесь он берет свой стихарь и орарь, принимает от священника благословение, целует у него правую руку, облачается 35 и произносит последнюю малую ектению. Священник говорить возглас: Яко ты еси Бог наш, и тебе славу возсылаем... 36 . Лик: Аминь. Канонах сказывает глас, на который должно петь 140 пс.: Господ, воззвах к тебе...., и именно тот глас, который имеют стихиры Октоиха, в воскресные дни поемые прежде других стихир, также положенных в эти дни 37 . 1-й лик поет: Господи, возвах к тебе, услыши мя, услыши мя, Господи. Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя, Господи. Когда начнут петь Господи, воззвах, тогда иерей или диакон (яко обычай есть: 2 гл. Типик.) кадит 38 . 2-й лик поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою; воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим... и т. д. до конца 140 псалма так, как напечатано в Часослове. За сим так же 141 псалом: Гласом моим ко Господу воззвах... и т. д. до стиха: Изведи из темницы душу мою, над которым в Часослове напечатано: «Стихиры на 10» Стихи 141 псалма: Изведи из темницы душу мою... и Мене ждут праведницы...., а после них стихи 129 и 116 псалмов, также напечатанные в Часослове, поются вместе со стихирами на Господи, воззвах таким образом: канонах сказывает первую половину стиха, говорить, напр.: Изведи из темницы душу мою, а клирики поют вторую, напр.: Исповедатися имени твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

2. Праздничные антифоны. Праздничные антифоны поются на литургии в двунадесятые Господские праздники. Они составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с особыми припевами: к каждому стиху 1-го антифона поется «Мо­литвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев 2-го антифона особый у каждого праздника («Спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа» 70 ). Для 3-го антифона припевом служит тропарь данного праздника. Находятся праздничные антифоны в Апостоле и последованиях служб соответствующих праздников в Минее и Триоди. 3. Антифоны Псалтири. Первая кафисма Псалтири, разделяемая, как и прочие, на три славы, именуется антифоном. Это объясняется тем, что по Уставу на полиелейных богослужениях и всенощных бдениях вся кафисма или первая ее слава (первый антифон) поются антифонно, то есть попеременно на два лика. 4. Степенные антифоны. Эти антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени и представляют собой подобие степенных псалмов (то есть Пс. 119–133 ), или «песней степеней». Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов всего 8 (по числу гласов), и текст их находится в Октоихе. Каждый антифон любого гласа состоит из трех частей, кроме 8-го, где имеются четыре части. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенному антифону присоединено в конце прославление Святаго Духа. §2.12. Полиелей Полиелей – техническое выражение нашего богослужебного Устава, применяемое к двум псалмам (134 и 135), которые поются на торжественной праздничной утрене после кафисм и седальнов и перед пением величания, чтением праздничного или воскресного Евангелия. Греческий термин πολυλεος состоит из двух слов (πολ – «много», λεος – «милость») и означает «много милости». Названы эти псалмы так из-за частого повторения в 135-м псалме фразы: «…яко в век милость Его», а также потому, что в них говорится о тех великих милостях, которые Бог посылал израильскому народу во время исхода из Египта и странствования по пустыне. По Уставу полиелей поется только в великие, бденные и полиелейные праздники, а также в строго определенные воскресные дни, хотя в приходских церквах полиелей поют на всякой воскресной утрене. §2.13. Непорочны

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Прокимном» назывался тот стих псалма, который читался перед самым началом псалма и который повторялся на каждый стих данного псалма. «Антифон» – это тоже псалом, но на его стихи поется не особый стих из самого псалма, но более или менее короткий тропарь, не связанный с текстом псалма, напр.: «Спаси ны, Сыне Божий» или «Аллилуйа». Антифон всегда заканчивается через «Слава. И ныне», прокимен же никогда не оканчивается таким образом. Древние типиконы называют прокимном стихи Литургии Преждеосвященных: «Да исправится молитва моя» или «Бог Господь и явися нам». Причастен на Литургии можно, наоборот, отнести к антифонам: на первый стих псалма поется «Аллилуйа», в конце его есть «И во веки веков» и «Да исполнятся», а перед этим – псаломный стих: «Спаси, Господи, люди Твоя» ( Пс. 27, 9 ) и «Видехом свет истины». Само «Тело Христово приимите» – тропарь на стихи исчезнувшего псалма. Таким образом, можно сказать, что все песнопения, относящиеся к причащению, – это остатки исчезнувших антифонов. Больше единства сохраняет пасхальный причастен, а также причастен на Преждеосвященных. Матеос предполагает, что прокимен перед Апостолом – это псалом между чтением Паремии, существовавшей на Литургии до VII века (по толкованию Максима Исповедника ) и чтением Апостола. Матеос считает, что прокимен может быть только между чтениями. Мы этого утверждения не принимаем. Так, могут быть чтения без предварительного и без промежуточного прокименов и наоборот: бывают прокимены без чтения вообще, как, например, на ежедневной обычной Вечерне (см. мою диссертацию, Тритоекти, с. 32). По нашему мнению, прокимен – это самый древний вступительный псалом перед чтениями или перед ектенией, как на Вечерне. В одних случаях прокимен находится перед чтением и после чтения: например, в Тритоекти. В других он находится перед 1-ым чтением, между двумя чтениями и после 2-го чтения. Мы видели, что в Великую Субботу в Св. Софии входной псалом 31 заменял прокимен перед Литургией. «Аллилуйа» перед Евангелием не входит ни в категорию антифона, ни в категорию прокимна. Его следует считать особым жанром. У студитов «Аллилуарии» пелись на разнообразные распевы. Имелось 9 образцов на каждый из 8 гласов... (см. мое издание Мессинского Типикона Спаса). 4–2–5. Чтения

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010