Эти псалмы по своей тематике вполне можно было бы включить в сборник Хвалебных песен паломников ( Пс. 119– 133 ). Можно ли найти что–либо более подходящее для странников, прибывших к цели своего паломничества, чем эта песнь хвалы, в которой по принципу мозаики собраны отдельные фрагменты, отражающие последовательную поступь великого паломничества из Египта в Ханаан, и которая прославляет блага, дарованные народу, избранному Господом ( Пс. 134:4 )? Или другая песнь ( Пс. 135 ), в которой та же тема звучит как великий антифон и в которой также воздается хвала великому и всемогущему Господу и прославляются блага, дарованные Им Своему народу, и вечная милость Его? Псалом 134. Выбор Израиля: значение его для народа Псалом имеет следующую структуру: А 1 (1–4) Слава Господу, Который избирает Б 1 (5–7) Великий Господь: Творец и Владыка (семь аспектов Его величия) В (8–14) Деяния Господа В 1 (8–9) Избавление В 2 (10–12) Дары В 3 (13–14) Защита и победа Б 2 (15–18) Мертвые идолы (семь аспектов бессилия идолов) А 2 (19–21) Слава Господу, Который пребывает среди народа Своего. 1–4 Выражения рабы… стоящие и благ… сладостно вызывают ассоциации с Пс. 132:1; 133:2 . Настойчивый призыв к прославлению и многократное упоминание имени Господа – это благодарный ответ на Божественное избрание Иакова, Израиля в собственность Свою ( Исх. 19:5 ; Втор. 7:6; 14:2; 26:18 ; Мал. 3:17 ; ср.: 1Пар. 29:3 ). 5–7 Общая хвала только тогда имеет смысл, когда в ней принимает участие каждый. Паломники молятся сообща, но вклад каждого очень важен: «я познал» (т. е.: я лично знаю). В сознании язычников вся вселенная наполнена множеством богов, особенно на морях и в безднах (6). Вся же Псалтирь пронизана мыслью, что Бог – Творец всего сущего (6) и что Он контролирует даже конкретные детали изменения погодных условий (7). Превыше всех богов – не потому, что они существуют на самом деле, но потому, что им поклоняются и они заполонили умы людей ( Ис. 44:6–20 ). (См.: Пс. 94:3 .) Ст. 8–14 охватывают весь период исхода – от момента выхода из Египта (8), разгрома враждебных народов под водительством Моисея (11; Чис. 21:21 и дал.; Втор. 2:20 и дал.; 3:1 и дал.), завоевания обетованной земли под водительством Иисуса Навина (12) и, поскольку обетования Господа неизменны (13), до необозначенного точной датой грядущего, в котором Он всегда будет присутствовать среди Своего народа, верша Свой суд и милость: будет судить… и… умилосердится, т. е. в суде Своем проявит милость к Своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

(Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 окт. также совершается память Димитрия Солунского и землетрясения, но последование - только Димитрию Солунскому. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - Димитрия Солунского Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц., кроме прокимна (здесь - из Пс 115). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава, зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти Димитрия Солунского 26 окт. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено неск. песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последование. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 окт. назначается только чтение землетрясения: греч. Евангелие XI в., ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - Димитрия Солунского (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, напр., в старопечатном слав. Часослове 1491 г., изданном в Кракове. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1544) 26 окт. соединяются последования Димитрию Солунскму и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне 3 паремии: 1-я и 2-я - землетрясения, 3-я - Димитрия Солунского; назначается лития с пением стихир Димитрия Солунского; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари - Димитрия Солунского и землетрясения. На утрене - полиелей, степенна (1-й антифон 4-го гласа), прокимен (из Пс 67) и Евангелие Димитрия Солунского; каноны - Октоиха, землетрясения и Димитрия Солунского; на хвалитех поются стихиры Димитрия Солунского; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освященным маслом из лампады.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

в 2 . Певчие: 2-ой антиф.: Пс. 26 полностью; к каждому стиху два хора: Спаси ны, Сыне Божий, поющыя. Аллилуиа. В конце: Слава Отцу. И ныне; то же. г 1 . Диакон: Паки и паки. Священник, тайно: 3-ья молитва (нач. и возглас. как Барб. 336). г 2 . 3-ий антифон: Пс. 100 ; к каждому стиху: двойное Аллилуиа. д. К стиху Пс. 100 ,6б-8: выход диакона и священника из алтаря на солею; они облачены в пурпурные облачения для напоминания о страданиях Господних; по той же причине не выносят ни свечей, ни ладана. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Священник: Благословен вход, (и т.д. как на Литургии). Диакон: мирная ектения (так, во второй раз!). Священник: молитву (начало и возглас молитвы как Барб. 336); Симеон комментирует цитирование из Пс. 90 , содержающееся в этой молитве, как подходящее к часу служения: полдень. ж. Певчие: тропарь пророчества (без дальнейших подробностей). з.к. Симеон не упоминает о прокимнах. и. Чтец, с амвона, читает пророчество. Симеон отмечает, что это чтение заменяет апостол и Евангелие Литургии, «типу» которой следует Тритоекти. л 1 . Диакон: Рцем вси. Священник, втайне: молитву сугубого (или прилежного) моления. л 2 . Диакон: Помолитеся, оглашеннии. Священник: молитву за оглашенных. л 3 . Начиная со среды середины Поста, диакон совершает прошение за тех, кто готовится ко крещению. Священник: молитву за тех же (нач. и возгл. как Барб. 336). л 4 . Диакон, как обычно: Елицы оглашеннии. Священник: 1 молитва верных (нач. как Барб. 336). Диакон: Премудрость: прости. Священник: возглас же молитвы), м. Диакон: Мирная ектения (так – в третий раз!). Священник: 2-ая молитва верных (нач. как Барб. 336). Диакон: Премудрость. Священник: возглас (той же молитвы). н 1 . Диакон: Исполним молитву нашу Господеви. и остальное. Священник: Большую молитву (нач. и возгл. как Бар. 336); Симеон добавляет краткий комментарий к тексту молитвы. н 2 . Диакон: Главы нашя. Священник: молитву главопреклонения (нач. и возгл. как Барб. 336). о. Диакон: С миром изыдем. п. Священник идет за амвон, чтобы восхвалить Бога среди всех. Диакон: Господу помолимся. Священник, смотря на восток: возглас: Благословенна слава... («молитва заамвонная» Гротт. Г β I). Этот возглас, добавляет Симеон, является началом Литии и также Вечерни (монашеской).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В богослужебных книгах, используемых в наст. время в правосл. Церкви, все чинопоследования, к-рые относятся к Б. с., представлены единым блоком (в греч. Церквах - Εχολγιον τ Μγα. Σ. 506-561; в РПЦ - Требник большой. Л. 195-227, гл. 79-88). Первым идет общее последование для молений во время Б. с. («Последование в различные литии и бдения молебнов»); далее следуют особые чины для пения во время «бездождия» (т. е. засухи), «безведрия» (нет сухой погоды - вёдра, идут сильные затяжные дожди); в «страхе труса» (при опасности землетрясения); эпидемий; также приведены отдельные молитвы на «прещение» громов и молний, против «злорастворения» ветров и морской бури. Набор чинов на случаи Б. с. заключается молитвой «на всякую литию» (на всякое моление; она же в: Требник. Ч. 2. С. 530-535). В Дополнительном Требнике (К., 1866) содержится также особое последование «во время губительного мора скотов» (Л. 90об.- 91). Последование в различные литии и бдения молебнов Используется как общее последование, в к-рое в зависимости от ситуации включаются соответствующие гимнографические и евхологические тексты из чинов на отдельные Б. с. Последование с таким заглавием и составом известно в греч. рукописях только с XVI-XVII вв. (напр., сборник из б-ки афонского мон-ря Кутлумуш - Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 948), но восходит к к-польским παννυχς; в составе рус. Требника оно появилось в ходе исправления рус. богослужебных книг по греч. образцам в сер.- 2-й пол. XVII в. Последование начинается с обычного начала, Пс 142, великой ектении, «Бог Господь» и обычных покаянных тропарей 6-го гласа; далее на 6-й глас стихословятся «со сладкопением» 3-го псалма (Пс 6 с тропарем «                      »; Пс 101 с тропарем «            »; Пс 78 с тропарем «                          »; в конце каждого из псалмов на «Слава:» прибавляется тропарь 3-го из псалмов («    »), на «И ныне:» - тропарь «                    »), перемежаемые 2 малыми ектениями и соответствующими случившемуся Б. с. молитвами. Это стихословие напоминает 3 антифона к-польской παννυχς; по стихословии поются степенны (1 антифон 4-го гласа), «Всякое дыхание» ; последование заключается Евангелием, каноном , заключительной молитвой, соответствующими Б. с., и отпустом.

http://pravenc.ru/text/77782.html

   Хвалитными псалмами с их стихирами, таким образом, в бдение вводится опять, а в утреню впервые, стихирный напев гласа, после господства в службе сначала тропарно-седального, а затем канонного. Этим бдение в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах, стиховны и литийные), образуя священный круг бесконечности. Перебрав множество различных напевов того же гласа (стихирный, тропарный, седальный, антифонный, напев прокимна, канонный, кондакарный, светильный), бдение опять вступает в первый напев из этого длинного ряда, простейший из всех, и этою своею простотою, строгою и величественною, наиболее, может быть, отвечающий христианскому вкусу молящихся. Это возвращение к стихирному напеву вызывается еще и естественным понижением молитвенного восторга после того подъема его, какого этот восторг достиг в каноне («приидите, руками восплещим», «слово отрыгну»). Это понижение идет далее, чрез тихий напев великого славословия, в спокойную молитву двух ектений и, наконец, в простое чтение 1 часа. История употребления    По Студийско-Алексиевскому (а может быть, и по древнему Иерусалимскому) уставу хвалитные псалмы имели припевы после каждого стиха, именно следующие (в скобках варианты со Студ. уст. Часослова СПб. Софийск. б. XIII b.): 148 пс. включительно до 6 ст.: «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) ст.: «Дадите славу Богу», 12 (136): «Тому (Тебе) подобает (песнь Богу?)»; 149 пс. с 1 ст.: «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; 150 пс. с 1 ст.: «Сыне Божий помилуй нас», на 3 (и 4): «Слава подавъшюму (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Старообр. «Часовник» не указывает никаких припевов к хвалитным псалмам. По римскому чину пс. 148—150 имеют пред собою антифон «Аллилуиа» (1 раз) и после себя «Слава Отцу. Аллилуиа 3», между же собою не отделяются, в противоположность другим псалмам, «Слава Отцу»; по мозарабскому чину они имеют пред собою: «Lauda, Хвалите Господа с небес, Аллилуиа 2. Хвалите Его в вышних. Аллилуиа 2» и славословие тоже в конце лишь 3-го псалма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в., в день предпразднства служба происходит с теми же особенностями, что отмечены и в Студийско-Алексиевском Типиконе. Вечером в среду праздничная вечерня со входом и паремиями, на паннихис повторяется канон предпразднства. На утрене поется «Бог Господь» с тропарем праздника, стихословятся 2 кафизмы Псалтири, полиелей, степенна 4-го гласа (1-й антифон), прокимен из Пс 46, Евангелие Мк 16. 9-20, после Евангелия сразу указан Пс 50. На каноне отменяется стихословие библейских песен; в конце утрени поется великое славословие . Служба на литургии такая же, как предписывается в Студийско-Алексиевском Типиконе. Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Софии в Охриде (Македония). 40-е гг. XI в. Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Софии в Охриде (Македония). 40-е гг. XI в. На вечерне в день праздника поется только последование В. Г. (если нет памяти великого святого), отменяется стихословие Псалтири, бывает вход, поется прокимен из Пс 113; на утрене в пятницу 6-й седмицы по Пасхе также отменяется стихословие Псалтири, поется канон праздника и святого с библейскими песнями. На литургии пятницы повторяются праздничные антифоны и чтения В. Г. В др. будние дни попразднства соединяются последования праздника, дневного святого и Октоиха; на литургии - изобразительные антифоны (на блаженнах - 9-я песнь из трипеснца дня, кроме субботы 6-й седмицы, когда поется 9-я песнь канона В. Г. 4-го гласа), прокимен, аллилуиарий и причастен - В. Г. (в среду и четверг 7-й седмицы поются прокимен и аллилуиарий дня, только причастен - праздника). В пятницу 7-й седмицы по Пасхе, день отдания В. Г., поется только последование праздника без входа на вечерне и полиелея и великого славословия на утрене; на литургии - изобразительные антифоны (на блаженнах - 9-я песнь трипеснца дня), прокимен и аллилуиарий - В. Г., чтения - дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 584-592). В афоно-италийских редакциях Студийского устава богослужение праздничного цикла В. Г. описывается сходно с Евергетидским уставом. На утрене праздника рядовое стихословие Псалтири заменяется особыми праздничными антифонами из стихов Пс 46, 56, 22 и 23 (такие антифоны составляют особенность афоно-италийских редакций устава). Для праздничной литургии могут указываться как изобразительные, так и праздничные антифоны.

http://pravenc.ru/text/155108.html

   Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы).    Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить - подле его бесспорной умилительности - за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится.    Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13).    - В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. - аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» (Пс. 118:1), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. - ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 - 16 и 17—32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1 Тим. 1:17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8:19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы). Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить – подле его бесспорной умилительности – за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится. Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13). – В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. – аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» ( Пс. 118:1 ), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. – ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 – 16 и 17–32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1Тим. 1, 17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8, 19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Хотя рукопись названа Антифонарием, ее состав очень сложный. Вероятно, в основе лежат отдельные libelli, литургические книжицы, ранее использовавшиеся независимо друг от друга. Видимо, по этой причине в сборник попали тексты, предназначенные как для оффиция, так и для мессы. Выделяется 4 больших блока. 1-й блок - Гимнарий с библейскими песнями (Fol. 1-6: Песнь Моисея из Втор 32 (Audite caeli), гимн Илария (Hymnum dicat), гимн апостолов (Precamur patrem); Fol. 6v и 10r: Песнь Захарии (Benedictus); Fol. 7-9v: вставные листы с Песнью прор. Моисея из Исх 15 (Cantemus) и Песнью вавилонских отроков (Benedicite); Fol. 10-13: гимн на воскресный день (Te Deum), гимн на причащение священников (Sancti venite), гимн на благословение свечи (Ignis creator igneus), гимн в середине ночи (Mediae noctis tempus est), гимн на память мучеников (или в субботу на утрене) (Sacratissimi martyres), гимн на воскресной утрене (Spiritus divinae lucis gloriae), гимн св. Патрикию (Audite omnes amantes), гимн св. Комгаллу (Recordemur justitiae), гимн св. Камулаку (Audite bonum exemplum)). 2-й блок - Коллектарий (Fol. 17v - 22v: коллекты дневных часов; Fol. 22v - 29r: коллекты к библейским песням на воскресной утрене; Fol. 30-31r: приложение (Бангорский гимн (Versiculi Familiae Benchuir)), экзорцизм (super hominem qui habet diabolum), коллекта утрени о мучениках). 3-й блок - Антифонарий (Fol. 31r - 33r: антифон для 2-го часа на Рождество Христово (на Пс 89), группы антифонов к библейским песням Cantemus и Benedicite, на Пс 148-150, 4 антифона на память мучеников, 3 воскресных антифона и 1 будничный для 2-го часа (на Пс 89), 7 причастных антифонов). 4-й блок - приложение (Fol. 33r - 36v: Gloria in excelsis (с пасхальным эмболизмом), коллекты для служб суточного круга, дополнения к Te Deum, коллекта на благословение свечи, гимн на память аббатов Бангорского мон-ря). Структура данной компиляции такова, что ее затруднительно использовать в богослужении без привлечения иных книг. Т. о., широко распространенное мнение о том, что Бангорский Антифонарий является типичным образцом книги К. о. и отражает базовый вариант ирл. оффиция, является ошибочным. Данный памятник скорее представляет собой начальный этап формирования книги для одного из вариантов монашеского оффиция. Поэтому при реконструкции К. о. его следует использовать с оговорками.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Кажется, что эрозия гимна Великого входа началась скорее в Константинополе, чем в Иерусалиме. Лееб уже отметил, что кодекс Stavrou 43 всегда приводит стих псалма (хотя только один) для родного иерусалимского песнопения ες τ για [святых даров], но никогда не предоставляет его для песнопения вместо Херувикона, часть которого, как мы думаем, была константинопольского происхождения. 442 Точно так же грузинская ПРЕЖД IX в. по кодексу Graz Georg. 4 (985 г.) все еще дает полный антифон для песнопения обряда умовения рук, но для гимна Sanctificatorum указывает только «Ныне силы небесные» без псалмодии. Так как Лееб исправил версию Тархнишвили, мы приводим его реконструкцию: Они должны воспеть Lotionem manuum [cantus], который исполняется каждое воскресенье: Благословлю Господа на всякое время ( Пс.33:2 ); он должен сказать, и это должно следовать [или: он должен продолжать] – люди поют –: Ангельские силы восклицают непрестанно славными гласами, взывая: Свят, свят [Господь] Саваоф. Небо и земля полны славы Его. Благословлю Господа на всякое время до избави мя ( Пс.33; 25 ). То же самое: Ангельские силы. Приступите к нему до иже уповает нань ( Пс.33:69 ). И они должны продолжить с Sanctificatorum [cantus]: Глас 2: Ныне силы небесные... 443 Как предположил Лееб, исчезновение псалмодии в гимне Sanctificatorum [святых даров] произошло из-за близости этого песнопения к антифону чина умовения рук. 444 Это вполне возможно. Тем более, что из константинопольского обихода, откуда скорее всего произошел гимн «Ныне силы небесные», псалмодия уже исчезла. Когда это произошло? Мы уже отметили, что псалмодия все еще была в обиходе, хотя и в состоянии упадка в том момент, когда в армянскую литургию пришел Херувикон. Очень трудно выстроить цепь доказательств, основанную на данной традиции, потому что армянский обряд – девственная земля литургики, почти не затронутая авторитетными научными исследованиями. Но присутствие многочисленных византийских элементов – а именно, молитвы антифона в энарксисе, Херувимской, молитвы «Никтоже достоин» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010