Г.С. Битбунов Введение во храм Пресвятой Богородицы Латинская богослужебная практика Введения во храм Пресвятой обнаруживает чрезвычайно тесную связь с восточно-христианской традицией. Так, в Южной Италии, где проживало множество православных греков, праздник отмечался с IX века. Норманны, захватившие эти земли в XI столетии, перенесли его в Англию. Однако широкое бытование праздник получил только во второй половине XIV столетия, когда французский дворянин-крестоносец Филипп де Мезьер († 1405), канцлер титулярного короля Иерусалима Петра I Лузиньяна, обратился к римскому папе Григорию XI с предложением по примеру греков официально установить празднование Введения в Католической Церкви. Благословение было получено, но служба наделялась вотивным статусом, то есть совершалась по желанию или по обету. В течение XV века много усилий по распространению праздника во французских землях приложил король Карл V, повелевший совершать службу Введения в своей придворной часовне в Париже. В 1472 году папа Сикст IV (1471–1484) включил службу Введения в Бревиарий, впрочем, со знакомой оговоркой: как праздник «по желанию» для некоторых мест. Впоследствии папа Пий V (1566–1572) вовсе исключил праздничное последование. Но уже папа Сикст V в 1585 году сделал праздник Введения обязательным для Римо-Католической Церкви. Надо сказать, что к этому времени на Западе насчитывалось семь разных служб праздника. В настоящее время служба Введения, формуляр которой заимствован по большей части из общей службы Богородице, совершается в Католической Церкви без особой торжественности 108 . На обоих вечернях на «Величит душа моя» положен антифон «Блаженная Богородительница Мария, Дева всегдашняя, храм Господень, святилище Духа Святаго, Ты одна угодна была Господу нашему Иисусу Христу, аллилуа». На вечерне и Литургии предписана молитва: «Боже, Который восхотел, чтобы блаженная Мария Приснодева, Духа Святаго обиталище, в сегодняшний день была представлена в храм, подай, просим, чтобы Ея ходатайством мы сподобились предстать в храме славы Твоей, чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живет и царствует в единстве Духа Святаго Бог». На вечерне бывает антифон и молитва святого го ноября (Филиппа Валуа). На второй ноктурне следуют три чтения (о рождении и воспитании Пресвятой Девы) из книги св. Иоанна Дамаскина «О вере православной». На второй вечерне идет респонсорий: «Сподоби меня хвалить Тебя, Дево освященная, дай мне мужество против врагов моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

PG, t. 44, col. 1316. PG, t. 94, col. 856. PG, t. 120, col. 507-509. PG, t. 36, col. 161-164. Антифон 4-го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 С. Литургия св. Василия Великого, тайносовершительная молитва. PG t 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, col. 665-668; P. de Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361-362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108-109. PG, t. 44, col. 1116-1117. PG, t. 160, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509 [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.] Выражение, взятое из " Слова 41-го, на св. Пятидесятницу " св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.] Там же. Слово 45, 9, [Русск. пер.: Слова, вып. 1, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890, с. 47-48.] Глава IX. ДВА АСПЕКТА ЦЕРКВИ Миссия посланных в мир двух Лиц Пресвятой Троицы неодинакова, хотя Сын и Святой Дух совершают на земле одно и то же дело: Они созидают Церковь, в которой происходит соединение людей с Богом. Как мы уже говорили, Церковь есть одновременно и Тело Христа и полнота Духа Святого, " наполняющего все во всем " . Единство Тела относится к природе, " единому человеку " во Христе; полнота Духа относится к личностям, к множеству человеческих ипостасей, из которых каждая представляет собой целое, а не только его часть. Таким образом, человек по своей природе является частью, одним из членов Тела Христова, но, как личность, он также существо, содержащее в себе целое. Святой Дух, как царское помазание почивающий на человечестве Сына - Главы Церкви и сообщающий Себя каждому члену этого Тела, создает как бы многих христов, многих помазанников Божиих: это - личности человеческие на пути к обожению, стоящие рядом с Личностью Божественной. Так как Церковь есть дело и Христа и Духа Святого, то учение о ней имеет двойное обоснование: таким образом экклезиология одновременно уходит своими корнями в христологию и пневматологию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом: на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе…». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» , затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста) . Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне: Молите за ны…» с поклонами, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь висит на Древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 6-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Демонскими преклонена прилоги…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом: на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе...». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже...» , затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста) . Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклонами, «Под Твое благоутробие...» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь висит на Древе...» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 2-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Немощь и разслабление...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

В основе данного чинопоследования панихиды, как и в чи-нопоследованиях песненных вечерни, утрени и тритекти (великопостная служба третьего и шестого часов), лежит трехпсалм-ный строй, где каждый из псалмов исполнялся антифонно с определенным припевом к стихам псалма. Стихи исполнялись выборочно. Каждый антифон завершался молитвой епископа, которой, по-видимому, предшествовала малая ектения. Заканчивался чин молитвами отпуста и главопреклонной. Содержание молитв антифонов и отпуста в данном чино-последовании указывает на ночное время совершения панихиды. Более того, они носят черты глубокой древности. Так, молитва первая словами «послал еси тьму и бысть нощь, человеку делателю упокоение приносяще, зверем же искание пищи… яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» текстуально приближается к 103-му псалму. Она же выражает общие мысли с молитвой отпуста из VIII книги «Постановлений апостольских» и 7-й светильничной молитвой из современного чина вечерни 107 . Проф. М. Арранц находит в этой молитве общее с молитвой Иоцер из древнееврейской Шемы 108 . Молитва вторая словами «бодрствования телесными очами и духовными к познанию славы Твоея сподоби» напоминает вторую половину современной второй светильничной молитвы, а третья – «Неусыпающее и непрестанное славословие на небесех от бесплотных и умных сил приемляй, Боже… приими приносимое Тебе от нас в подражание небесным умам, елико мощно человеческой немощи» – напоминает первую половину четвертой светильничной молитвы. Молитва же от-пуста приближается к молитве отпуста из VIII книги «Постановлений апостольских» 109 . Вне сомнения, в данном чинопосле-довании мы имеем ночное богослужение, которое совершалось в соборных храмах под праздники. Не случайно возглавляющим здесь является епископ. Надписание перед изложением чинопоследования «Начало с Богом антифоном и молитв панихиды святых постов», по-видимому, было сделано позднее, когда панихида утратила свое первоначальное значение ночной службы и ее стали совершать только в Великом посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Приложение. Возможные схемы совершения пассии. I. Совершение пассии с акафистом. В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие. На вечерне, при пении стихиры «Тебе, одеющагося…» на «И ныне…» в конце стиховных, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несёт Евангелие. Совершается полное каждение храма. По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым. По окончании акафиста возглашается прокимен «Разделиша ризы Моя себе…», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением “И о сподобитися нам…” Перед чтением Евангелия хор поёт: «Слава Страстем Твоим, Господи». — на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107 – 114 (или только 110 – 114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63 – 69 (или только 66 – 69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108 – 111 (или только 110 – 111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58 – 62 (или только 60 – 62). После чтения Евангелия хор поёт: «Слава долготерпению Твоему, Господи» и антифон «Днесь висит на древе…». После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста. Хор поёт стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется кресту и уходит в алтарь. Затем читается «Ныне отпущаеши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера. После пения антифона «Днесь висит на древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.   II. Совершение пассии без акафиста. В пятницу вечером на великом повечерии, после «Слава в вышних Богу…» хор поёт стихиру «Тебе одеющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма. По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподобитися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поёт: «Слава Страстем Твоим, Господи!»

http://bogoslov.ru/article/5771426

452 Хомяков, цит. соч., § 9. 453 Никейский символ веры. 454 Антифон 4-го гласа воскресной службы. 455 Святой Дионисий, О церковной иерархии , гл. III, col. 424 С. 456 11-е правило Сардикийского, 80-е Трулльского собора, 21-е Эльвирского собора предписывают отлучать тех, кто не участвует в евхаристическом причащении в течение трех недель. Согласно 2-му правилу Антиохийского собора, тот, кто приходит слушать Священное Писание, но не причащается, нарушает порядок и должен быть отлучен. 457 Святой Григорий Нисский, святой Киприан и другие святые отцы настаивают на ежедневном причащении. Святой Василий советует причащаться, по крайней мере, четыре раза в неделю. Святой Амвросий утверждает: “Принимай ежедневно то, что полезно для этого дня. Живи таким образом, чтобы оказаться достойным этого. Тот, кто оказывается недостойным принимать причастие ежедневно, будет таким и для причащения раз в год”. См.: Лот-Бородина, “О евхаристии”, в: Вестник , 41; Б. Сове, “Евхаристия”, в: Живое Предание , 1937; М., 1997. 458 Le Repas du Seigneur , Ed. Orthodoxie et Actualité, Paris 1952. 459 Ср. Деян.1:15, 1:1; тот же смысл раскрывается у святого Игнатия: Послание к Ефесянам 13:1; Послание к Магнезийцам 7:1. 460 “Апостол Петр и Римский епископ”, в: Православная мысль , X, 1955. 461 Даже у некоторых протестантских богословов встречается эта неизбежно скрыто-римская концепция. С другой стороны, одностороннее учение о всеобщем священстве делает из каждого мирянина несовершенного клирика. Недавние споры о рукоположении женщин выявили радикальный клерикализм, в своем роде скрытый папизм... Католико-протестантский конфликт неразрешим, поскольку он выявляет одни и те же категории мышления, восходящие к схоластическому средневековью. 462 P.G. 32, 108–109. 463 Григорий Нисский, Письма , 2, P.G. 46, 1012–1013. 464 Святой Игнатий, Послание к Смирнянам , VIII, 2. 465 Святой Ириней, Против ересей , II, XXIV, 1. 466 Против ересей , IV, 18, 5. Об учении святого Иринея см.: Renz, Die Geschichte des Messopfer Begriffes , 1901.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе…». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» , затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста) . Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне: Молите за ны…» с поклонами, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь висит на Древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 6-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и прп. Феофилакта, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недуговавшую, Пресвятая, люте...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-21/

 Φουντολης. παντσεις, τ. Δ´. Σ. 41. В то же время печатные богослужебные книги явно подразумевали, что на литургии поются изобразительные, по крайней мере, в недели. В Евхологиях указания о малом входе неизменно начинаются с фразы: «Певаему же третиему антифону от певцев, или блаженнам, аще есть неделя» (см., к примеру, ЕВХ Н. Гликевс 1729. С. 33; ЕВХ Афин. 1927 (ред. Н. Пападопулос). С. 35 и др.). А в изданиях «Божественных литургий» читаем: «Певаему Слава Отцу блаженн, или антифонов» (БЛ С. Юлис 19... С. 47), «И поется третий антифон, или блаженны» (БЛ «Феникс» 1888 (под набл. Е. Пердикариса). С. 42) и т. п. Брошюра «Последование чтеца» до конца XIX b. приводила для воскресных дней изобразительные псалмы (полностью) и блаженны. (Преемник этой брошюры, «Карманный сборник чтеца» («γκλπιον το ναγνστου»), приводит их до сегодняшнего дня. Ниже, однако, замечается, что «ныне поётся от певцов сей первый антифон со избранними стихами из изобразительных», и печатаются антифоны. См. КСЧ 2000. С. 85–96.) Это показывает, как далеко богослужебная практика может отходить бт указаний богослужебных книг. Лишь в элладских «Иератиконах», которые в большой степени отражают детали богослужебной практики, можно найти косвенное доказательство того, что указание об изобразительных на самом деле не исполняется. В них существует примечание, что, когда нет великого праздника, вместо антифонов поются изобразительные. Чуть ниже, однако, помещено разъяснение, из которого следует, что второй антифон, с припевом «Спаси ны, Сыне Божий...», поется на каждой литургии: «Таже лики поют попеременно вторый антифон со припевом: Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (егда есть неделя, или дни Пасхи, во святых дивен сый, аще есть служение вседневное, или иное что, согласно празднику) поющия Ти: Аллилуиа» (см., например, ИЕР 2000. С. 107–108). ИЕР 2002 удаляет примечание об изобразительных и прямо объявляет: «И поют первый антифон... И поют вторый антифон... И поют третий антифон» (С. 111–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

788 Канон Богородич. 8 гласа: 3-й троп. 7-й песни. Естество человеческое стало сильным потому, что в нас, по словам Дамаскина, боголепно воссияла пребожественная сила Иисусова Божества. Канон воскр. 8 гласа: 2-й троп. 8 песни. 797 Только при чистоте души и помощию Духа Святого «прозрится всякая святыня» (2-й антифон 3 гласа) и постигается великое таинство домостроительства Божия, непостижимого никакою силою ума. Homilia in Sabbatum sanctum. Μ. P. t. 96, col. 601 В. 798 Канон воскресный 5 гласа: 3-й троп. 3-й песни: 3-й антиф. 2 гласа: канон Богородич. 7 гласа: 3-й троп. 7 песни. По другому выражению церковного песнописца, Христос привел нас «от нощи неведения» к Светоначальнику – Отцу Своему. Канон воскресн. 2 гласа: 1-й троп. 5-й песни. 806 Канон Богородич. 6 г–ласа: 1-й троп. 3-й песни; ср. канон воскресн. 7 гласа: 3-й троп. 8 песни. 807 2-я стихира на стиховне 8 гласа. По учению Дамаскина, страсти разделяются на телесные и душевные. De fide orth. I. II, с. 22. Μ. Ρ. t. 94, col. 940 CD. Русск. перев. стр. 94. 814 De tide orth. I. I, c. 12. M. P. t. 94, col. 845 А. Русск. перев. стр. 23; канон Богородич. 7 гласа: 1-й троп. 3 песни: канон крестовоскр. 3–го гласа: 1-й троп. 1-й песни. 816 Канон на Пятидесят.: 1-й троп. 5-й песни: ср. Expositio in epist. ad. Corinth. И. M. P. t. 95, col. 724 B. 817 De fide orth. I. IV, c. 13. ,M. P. t. 94, col. 1137 ВС. Русск. перев. стр. 219; ср. De imagin. or. III. ibid. col. 1348 С. Русск. перев. стр. 109. 820 Ibid. 1. II. с. 12, col. 924 А. Русск. перев, стр. 80; De imagin. or. Ill, ibid. col. 1348 А. Русск. перев. стр. 108. 823 De imagin. or. I. M. P. t. 94, col. 1249 А. Русск. перев. стр. 15. По–истине Дамаскин является златоструйным песнописцем, когда, изображая это превознесение Христом человека, говорит: «Христос обожает мя, воплощайся, Христос мя возносит, смиряяся, Христос безстрастна мя соделовает, стражда». Канон крестовоскр. 1 гласа: 1 тр. 1 песни. 824 De imagin. or. III. M. P. t. 94, col. 1348 В Русск. перев. стр. 108. «Ибо Ангелы, – пишет в объяснение своей мысли св. Отец, – со страхом и трепетом предстоят ему (т.е. человеку), во Христе возседающему на престоле славы, и будут в страхе предстоять на суде» (ср. Ефес.2:6 : 1Кор.6:2–3 и др.). Ангелы не названы в Писании восседающими вместе (с Богом) и общниками божественной славы. Ибо «вси они суть служебнии дуси, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение» ( Евр.1:14 ). Ibid. col. 1348 ВС.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010