Предисловие Древние и старинные города Северной Руси, принадлежавшие к составу Великого Княжения Юрия Долгорукого и его потомства, богаты древними Святынями и памятниками, из которых большая часть еще не описана. А между тем многие из драгоценных остатков старины приходят в совершенное разрушение (как Ростовский Кремль), или время от времени возобновляются людьми усердными, но часто неискусными, предпочитающими все новое старому. Предлагая теперь внимание читателей описать древних святынь Ростова Великого, я надеюсь сообщить вскоре сведение о древностях Переяславля-Залесского. Считаю приятным для себя долгом изъявить мою искреннюю благодарность почтенному Отцу Протоиерею Ростовского Успенского Собора, А. Т. Тихвинскому, доставившему мне многие сведения об этом древнем и величественном храме, также вид и план бывшего Архиерейского дома в Ростове и молодому любителю отечественной старины Н. Д. Панову, который сообщил мне некоторые материалы для описания Ростовских обителей и рисунки, снятые с натуры Г. Шапошниковым. Граф М. Толстой Глава I. Взгляд на историю Ростова и Ростовского Княжества В глуши дремучих лесов, между непроходимыми дебрями и болотами Севера, издревле существовал одинокий город – Ростов Великий 1 , существовал еще тогда, когда на берегах озера Каово или Неро (что ныне Ростовское озеро) и на берегах озера Клещина (где возник в последствии Переславль-Залесский), обитала Меря, народ Финского племени, о котором упоминает Иорнанд в числе народов, покоренных Готским Царем, Эрманариком, в IV веке 2 . Поступив, вместе с другими древними городами Руси, во владение Рюрика и его преемников 3 , обогащаемый укладами или данью Цареградскою при Олеге 4 , просвещенный Св. Крещением при Владимире Равноапостольном, Ростов был уделом сына его, Св. Бориса 5 , а по смерти его, в 1015 году 6 причислен к Великому княжению. Во время рассылки детей Ярославовых по уделам, отдаленный Ростов утратил свое место между старшими уделами и причислен был к области Южного-Переславля, уделу Всеволода, пятого сына Ярославова 7 . Явление, весьма естественное в нашей Истории: Князья стремились ближе к престольному Киеву, старейшему и богатейшему из городов Русских, облеченному правом старшинства над прочими уделами, домогались уделов, соседних с ним, не любили свободного Новгорода, пренебрегали Ростовом, страною бедною, дикою и суровою 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Студенты-историки прояснили организационный момент: оказывается, можно было придти на первую часть, на которой и выступал с докладом Святейший Патриарх Кирилл, а можно было прийти к двум часам, на вторую часть пленарного заседания. «Все в зале и не поместились бы», — поясняет студент-волонтер. Естественно, не обошлось без анекдотических случаев: среди людей, которых привела в актовый зал главного здания МГУ любовь к истории, оказалась барышня, которую туда же привела любовь к скандалам — некоторое время она сидела в балаклаве, глядя на выступающего Патриарха, но Патриарху, равно как и всем присутствующим, до нее дела не было. Огорченная девушка сняла балаклаву и окончательно растворилась среди присутствующих… Опровержение мифов и легенд Слухи, распространившиеся за последние пару дней в социальных сетях, о насильственном сгоне учащихся на доклад Патриарха, не только не подтверждаются, но и весьма эмоционально опровергаются и под камеру, и под диктофон, и с глазу на глаз. «Так сгоняли или не сгоняли?» — прямо спрашивали мы студентов. -Можно я без камеры отвечу на ваш вопрос? — вежливо обращается ко мне интеллигентный молодой человек. -Пожалуйста. И он отвечает без камеры. Но цитировать мы не рискнем — слишком много экспрессии было в словах молодого историка. Общий смысл — кое-кто занимается самопиаром, не щадя родной alma mater, и распространяет нелепые слухи. Большинство примерно то же говорит и на камеру. Да, действительно, на конференцию приглашали всех — но приглашают на все конференции. Да, действительно, пришли очень многие — но им вообще интересна тематика выступлений. На вопрос о скриншоте письма с призывом ко всем студентам прийти слушать Патриарха — даже не ответили, а отмахнулись: -Единичный случай. Явно кто-то из преподавателей перестарался. Патриарх — почетный доктор МГУ О том, что Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу присвоена ученая степень почетного доктора МГУ им. М.В. Ломоносова, было официально объявлено еще 25 января во время торжественного богослужения в день престольного праздника Татьянинского храма Московского государственного университета. Сегодня же В. А. Садовничий, ректор университета, вручил Патриарху диплом почетного доктора МГУ.

http://pravmir.ru/patriarx-v-moskovskom-...

319 Как понимать два кивота, не видно; но вероятнее не так, что не только на престол, но и на жертвенник, а так, что на два престола. 322 В древнейшее время евангелия хранились в скевофилакиях и в алтарь приносились только для чтения, памятником какового приноса служит малый вход на литургии. Когда они навсегда положены на престоле, остаётся неизвестным. Крест первоначально явился в алтаре в виде большого креста запрестольного, что было в древнее время, и потом уже в виде малого на-престольного, что случилось тоже неизвестно когда (Римский папа Лeb IV, 847–855 , в сочинении De cura pastorali говорит: Super altare (престол) nihil ponatur, nisi capsae cum reliquiis sanctorum... aut pyxis cum corpore domini pro infirmis, у Дюканжа Gloss. Gatinit. под словом Pyxis. В Менологии императора Василия нет на престолах евангелия, а крест не металлический, положенный, а из материи, нашитый на одежду – цитаты выше). Запрестольный крест называется иначе выносным, потому что он выносится из алтаря в крестные ходы. Напрестольный крест называется иначе воздвизальным не от воздвизания в праздник Воздвижения, а оттого, что он в противоположность кресту запрестольному стоящему есть крест лежащий и потому воздвизается, т. е. поднимается). [По уставу патриарха Алексея в неделю крестопоклонную и в день Воздвижения кресты приносятся из сосудо-хранительницы, листы 14 оборот и 78. Из этого как будто следует, что на престоле крест ещё не лежал.] 323 О сосудах этих см. Bingh. Vol. III, р. 235, Дюканж Constantinop. Christ lib. III, cap. LXII и след., p. 54 sqq., его же Gloss. Latinit. под словом Pyxis, Turris, и Graecit. под словом ρτοφριον, περιστερ. 324 Голубь, которого и доселе можно встретить висящим над престолом во многих сельских церквах, теперь, сколько знаем, уже не употребляется как сосуд для хранения даров, но именно это назначение имел он в Греции, и, следовательно, должно думать, что с этим собственно назначением перешёл и к нам в Россию. Форма башенки-церкви есть общеупотребительная в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мы должны молиться о том, чтобы это пламя никогда не перекинулось на наше Отечество, а если понадобиться нам встать на его защиту, чтобы Господь дал нам таких людей, как Пересвет и Ослябя, которые своей грудью и своей жизнью будут его защищать. Мы должны молиться о том, чтобы Господь положил конец человеческой вражде и человеческому греху, которые являются источником всякого зла и источником войны. Мы должны молиться за всех людей, которые сегодня в разных частях света подвергаются гонениям за то, что они исповедуют христианскую веру. Мы должны молиться о том, чтобы Пресвятая Богородица, которая честным Своим омофором всегда покрывала наше Отечество, покрывала Своим омофором и весь мир, всякого человека, чтобы все люди на земле жили в мире и благоденствии. Я хотел бы всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, передать благословение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с пожеланием, чтобы Господь укреплял вас в ваших трудах, благословлял на жизненном пути всех вас и ваших близких. Хотел бы вас, дорогой отец Владимир, сердечно поздравить с престольным праздником этого храма, пожелать, чтобы Господь хранил вас на многая и благая лета, укреплял в вашем высоком и ответственном служении на посту не только настоятеля этого храма, но также главного редактора Издательства Московской Патриархии, с которым я очень тесно сотрудничаю. Я хотел бы сегодня приветствовать сотрудников Издательства, которые здесь присутствуют и молятся, сотрудников " Журнала Московской Патриархии " , редакционный совет которого я возглавляю, сотрудников журнала " Богословские труды " , редакционную коллегию которого я возглавляю, и пожелать, чтобы мы все — в меру наших сил — трудились для блага нашей Церкви и нашего Отечества. На нас Господом возложена высокая и ответственная миссия — просвещать людей печатным, письменным словом. Мы должны помнить, что все мы, трудящиеся на этом поприще, несем ответственность за содержание выпускаемых нами книг и журналов. Все мы несем ответственность за те слова и за тот посыл, который передается через эту печатную продукцию нашим людям.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

Конечно, дика и глупа ситуация с журналистом «Медузы» Иваном Голуновым (см. материал об этом: ) 6 июня, когда его нагло и цинично задержали в самом центре Москвы и во время задержания подбросили наркотики – «синтетику» типа «соли», а дома у него во время обыска, что нереально в принципе, «нашли» абсолютно другой группы, другого социального класса наркотик – кокаин. Ни отпечатков, ни опубликованных видеозаписей оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) типа многомесячного наблюдения за его встречами с продавцами/покупателям отравы, ни показаний свидетелей такого сбыта, ни обнаруженных сведений о переписке, связанной с незаконным оборотом наркотиков, либо фото закладок наркоты, адресов, геолокации в его смартфоне, всяческих гаджетов, мессенджерах, через которые он осуществлял выход в «Интернет» и общался с внешним миром – НИ-ЧЕ-ГО. Суд, домашний арест, невероятная, невообразимая шумиха в либеральных СМИ и либеральном же клане т.н. политического «истэблишмента», комментарии ни много, ни мало, «целого» пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова буквально через несколько дней после задержания, громогласные всхлипывания о том, что ещё толком то и не произошло (арест, СИЗО, уголовное дело) «Коммерсанта», «Ведомостей» и «РБК» с пустой первой полосой «Мы – Иван Голунов» и сдался сам министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев. Сразу. Без боя. Без проверок и размышлений. Хотя бы какой-то видимости расследования казуса. Уволил при этом почему-то не задерживавших Голунова сотрудников и не начальника той дежурной части и того оперативно-розыскного отдела, которому они подчинялись, а сразу начальника всего УВД по ЗАО г. Москвы и начальника УКОН г. Москвы, предложив Президенту убрать их со своих постов. Что и было сделано в кратчайшие сроки. Причём эти генералы смогут спокойно занять любую должность статусную в другом подразделении МВД – они ушли без соответствующих записей в личном деле… Насколько всё это разумно и не ослабило ли защиту столицы от вредоносных преступных элементов в целом и в масштабах Западного административного округа Престольной? Вопрос для экспертного сообщества остался на повестке дня весьма неоднозначным и болезненным. Как и сама фигура Ивана Голунова.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози: на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Чуть если повернуться Арсению больше, то можно краем увидеть на левой, бабьей, стороне, в тесноте престольной, как стоит и молится Катёна. Такая тихоня проворная, чистенькая, так истово глядит на Богородицу да быстро кладёт поклоны поясные, вниз легко и вверх легко, лишь платочек взлетает хвостиком. И по виду её свято-весёлому, по готовности к поклонам, никогда не сказать и в думке не представить, чтобы были у неё когда-то грешные мысли прежде, в той же баньке или до ней, или чтоб сейчас она таила их на будущее. Пел что положено с хором Арсений, а про себя хвалил: слава Тебе, Господи, какую жёнку Ты мне послал, – и видом, и справой, и норовом хороша ты, моя жёнка, лучше не надо! А потом валил народ из церкви, с холма рассыпаясь, – к угощениям. Кроме праздников в Каменке раньше никогда хмельного не пили, иначе ты не мужик и не хозяин. С войны отняли и казёнку – однако без хмельного не остались: брагу, пиво и всегда варили, а тут научились из зерна гнать перегон, ещё крепче водки, – на воздым подымает, такое весельство. Теперь громахонов, скажи, семь появилось в Каменке, и такую взяли моду: выставлять их на скамьях перед воротами или в раскрытом окне, для общей забавы, вперебой гармошкам. А перед пожарной, где земля хорошо утолочена, молодёжь танцовала. И песни пели во всё горло, чтоб аж драло, с холма на холм. А после престольного веселья всегда дрались парни, от разных деревень, вовлекая и взрослых мужиков. Ныне – веселья заметно поменьше, а драки, напреть, и без престола. В сём году драка была чуть не насмерть между пьяными рекрутами, нашими и волхонскими, не дождутся вишь немца, еле разняли урядник со стражником, пускали и воду из пожарной машины. И ещё развелось – озорство крайнее, какого раньше не слыхивали. Восемнадцатилетний Мишка Руль, сын почтенного отца, собрал компанию парней и шкодили зло, как никогда не ведено: воровали домашнюю птицу, затыкали трубы печные, и мужицкие сады обламывали – дело нестаточное, яблоки грабастать принято было всегда лишь у помещика. И ни на чём как след не пойманы, и отец с Мишкой Рулём ничего поделать не мог, ждал армии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Уцелевшие метрики азацкого Успенского храма начинаются с 1742 года и оканчиваются 1810 годом. Азацкое городище – памятник существовавшего здесь города времён дотатарских. Нынешний вид Городища – такой: от Псельского кряжа гор отделён неглубокою лощиною обширный холм, к северо-востоку выдавшийся округленным углом; с востока, к реке он обрывист, к северу отлог, но довольно крут, с запада и юга примыкает к кряжу гор, отделяясь помянутою лощиною. Середина холма – выпукла. Со сторон, которыми холм примыкает к горам, городище обрезано рвом, и по краям рва ещё видны остатки бывшего вала. Почва на средине холма состоит из огромных камней. Внутреннее пространство Городища – в 50 саженей ширины. – Открытый вид на восток и северо-восток, где видны с городища Лебедин, Межирич, Михайловка. Поныне ещё есть в народе пословица: «кто перейдёт Курган и Азак, тот добрый казак». Это значит, что Азацкое Городище было некогда пристанищем шайки удальцов, промышлявших грабежами и разбоями. Невдали от городища в глубоком яру, который и теперь покрыт лесом, есть место, известное поныне под именем погреба; здесь по народному известию удальцы скрывали добычи грабежа. Окрестности Городища горы над Пслом и нынешние луга по берегу Псла некогда были покрыты самыми дремучими лесами, что составляло безопасность для удальцев. Такою невыгодною известностью Азацкое Городище пользовалось, конечно, в тот промежуточный период времени, когда страна, опустошённая Татарами, оставалась недоступною для правильного населения по причине рыскавших по ней по временам татарских шаек. Названием своим Азак указывает на связь с историею Половцев: известен половецкий князь Асуп, убитый Русскими в 1103 году. В нынешнем курганском храме хранятся: общая минея Московской печати 1680 года, евангелие Московской печати 1697 года, с надписью: «сия книга престольное евангелие попа Данилия Лебединского уезду села Кургана, а дал цены коп 10 с подзолотым, 1704 года». По этим памятникам можно быть уверенным, что в 1700 году был храм в Кургане.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В пересечении связей, образующих крестную форму, делается специальный пенал размером не более 10 сантиметров для вложения в него частиц Святых мощей мучеников при архиерейском освящении Престола и Храма. Пенал должен иметь легко (на ощупь) открывающуюся и закрывающуюся вертикальную крышку, чтобы после облачения и обвязки вервью Престола на ощупь вложить мощи и закрыть пенал. При этом либо с восточной стороны пенала, либо на самом пенале сверху устанавливается Крест высотой 15–20 сантиметров. После установления и укрепления престольного стола в неподвижном состоянии (замурование с помощью цемента ножек в пол алтаря) крышка будущего Престола устанавливается на свое место и по углам ее делаются гнезда (просверливаются углубления до 10 сантиметров) для гвоздей, которыми затем будет скреплена крышка с основанием стола. В доске, покрывающей Престол, предусматриваются углубления для шляпки гвоздей, чтобы затем запечатать (залить) расплавленным воском место углубления гвоздей. Для этого приготавливаются четыре гвоздя (желательно кованые) и четыре камня (размером до 10 см); при освящении Престола гвозди будут забиты этими камнями, и камни затем будут положены под Престол. Для освящения Престола готовится специальные воскомастика, вода и губки для натирания и обмывания Престола; растапливается воск для запечатания мест вбивания гвоздей и приготавливается также весь комплект облачения для Престола. После надевания срачицы на освященный Престол, его обвязывают цельной (без узлов) вервью по особой крестообразной схеме так, что с каждой стороны образуется как бы начертание Андреевского Креста; поэтому необходимо заготовить вервь длиной не менее 30 метров, в зависимости от размеров Престола. Если имеется возможность, то до установления основания Престола под будущим Престолом устраивается сухой колодец. Для этого, если между полом и поверхностью земли нет пустого пространства, под Престолом вынимается грунт до одного метра ниже уровня пола. Образовавшийся «колодец» засыпается до уровня пола чистым песком (желательно просеянным и промытым), без лишних примесей, особенно органического происхождения. В этот колодец будет сливаться вода, использованная для мытья Священных Сосудов и других священных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они останавливались в больших селах в надежде поживиться во время престольного праздника, стекались на городские кладбища в ожидании богатых похорон, толпились у домов знатных людей в дни их именин или свадеб. И. Г. Прыжов, изучавший эту сторону русской жизни в XIX в., писал о количестве нищих в России так: «Крестьяне казенные и господские, как говорится, «из мира нейдут». Вот идет по деревне нищий и просит: «Дайте Христа ради!» А ему отвечают с привычной усмешкой над своей участью: «Сами семерых послали, не знаем, что принесут». По его словам, нищих было полно и в городах: «Войдемте в московский город, в московские городские ряды, старинный притон нищих. Ряды битком набиты нищими, которые с раннего утра до позднего вечера снуют там взад и вперед, не давая ни прохода, ни покоя ни покупателям, ни торговцам. Это какая-то саранча, вылетающая ежедневно из разных дальних и ближних закоулков столицы и облипающая каждого встречного». Наряду с людьми, нищенствующими по объективным обстоятельствам, в России было множество профессиональных нищих, называвшихся промышленниками. Они обосновывались в больших городах или странствовали по стране и были вполне довольны своим образом жизни, сравнительно много зарабатывая благодаря профессиональному опыту, часто полученному в наследство от родителей. Каждый из них имел своего рода «специальность», которая его кормила. Самым распространенным типом профессиональных нищих были «мамаки» – женщины, побиравшиеся с маленькими детьми, украденными или взятыми напрокат у бедной семьи. Дети-калеки, золотушные, рахитичные вызывали жалость у добросердечных людей, обеспечивая нищенке неплохой доход. Удачливая «мамака» зарабатывала на них до 3 руб. в день, в то время как девушка, работавшая на фабрике, получала в среднем ок. 50 коп. в день. Второй довольно выгодной «специальностью» профессиональных нищих был сбор денег якобы на восстановление дома после пожара. Мнимые погорельцы работали «семьей»: мужчина, женщина и множество маленьких детей. Они обходили деревни, вызывая сочувствие крестьян, хорошо знающих, что значит остаться без крова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Как я провел лето Летние впечатления учащихся средней школы. Тихомирова Ирина, 8 класс Этим летом я впервые побывала в Херсонесе. В первый раз мы были там одни, так сказать обзорно, второй раз – с экскурсией, в третий раз мы ходили на представление в Античный театр. И, наконец. В четвертый раз мы были в соборе святого равноапостольного князя Владимира в день престольного праздника. Народу в храме было очень много  и стоять приходилось буквально на одной ноге. К тому же было ужасно жарко и сосредоточиться на молитве в такой обстановке было довольно сложно. Думаю, для многих выстоявших там всю службу это было своеобразным «боевым крещением». После службы вся толпа побежала к морю, что было довольно предсказуемо, так как после службы в сорокоградусную жару никто особо свежим и отдохнувшим не выглядел. Возле храма после службы начался концерт, на который остались только самые стойкие (ну или уже искупавшиеся), в общем – не мы. В Античном театре можно было почувствовать себя жителем древнего Херсонеса, с той только разницей, что среди зрителей были и женщины (причем преимущественно) и представление шло всего два часа, вместо положенных двадцати двух. Спектакль на который мы ходили назывался «Забыть Герострата», трагикомедия в постановке Григория Горина. Замечаний к представлению у меня нет: актеры спектакля сыграли хорошо, проблема поднята насущная, несмотря на то, что действие спектакля происходит в глубокой древности. К сожалению, на еще одно представление нам попасть не удалось, и с «Эдипом» мы так и не познакомились.  На этом наши походы в Херсонес прекратились, впрочем, как и пребывание в Севастополе, в котором мне, к слову только Херсонес и понравился. Вот то ли дело Ялта, но это уже совсем другая история.   Кирилл Зориков, 9 класс Очерк о прошедших веселых днях Лето – это самое веселое время года. И я провел его весело. Лето началось с поездке к бабушке в Санкт-Петербург. Там посещал дворцы и музеи, культурно проводил время.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/334...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010