Чувство и страсть имеют не только свою мысль, но и свой язык для выражения. Этот язык исчерпывает все оттенки чувства и страсти, находит все красивые и сильные слова. Никто не умел одеть чувства в такие яркие словесные одежды, как Шекспир. И здесь он — непревзойденный мастер. Страсть у Шекспира всегда красноречива. Язык страсти, бурный и сбивчивый, убеждает, но не всегда убедителен, но всегда хватает через край. Он повторяется, блуждает и возвращается к исходному пункту. Отсюда неизбежные повторения, многословие, многоречивость, болтливость, переходящая за грани смешного. И нельзя сказать, что это — темпераментная болтливость южанина. Нет, герои Шекспира большею частью англичане, если даже действие происходит в Италии, в Древнем Риме, или Египте, что отметили Гете и Достоевский, а англичане известны своею лаконичностью. Перед страстью все равны, южане и северяне. Страсть не знает пределов и границ, и язык ее не знает меры. Характерен для Шекспира и своеобразный пафос страсти… но перейдем к примерам. Чтобы дать страсти предельное выражение, Шекспир прибегает часто к монологам. Кент («Король Лир») говорит: «Смыкайтесь мирно, усталые глаза! Что вам смотреть на этот дом стыда и бессердечия! Прощай, фортуна бодрая!» (действие 2, сц. 2). Король Лир (хватаясь за грудь) говорит: «Я чувствую — мне старая болезнь сжимает грудь, прочь, недуг злой! Не время тебе меня терзать!» (д. 2, сц. 4). Пример красноречия — знаменитый монолог Якимо в спальне спящей Иможены или монолог Постума о женщинах. Иможена говорит Пизанио, который должен ее убить по приказу: «Возьми его (меч), пронзи им чистый храм моей любви, пронзи им это сердце! Не бойся, в нем все пусто, кроме скорби! Там нет уж господина твоего, Который был сокровищем его. Свершай же свой приказ, рази!» Или дальше, после отказа Пизанио,— длинная тирада и заключительные слова: «Поскорей, прошу тебя! Барашек просит мясника! Где нож твой!» Гневные тирады слуги Тимона Афинского, Фламиния: «Пускай в котел червонцы эти бросят!» (д. 3, сц. 1) и другая тирада в доме Семпрония (там же, сц. 3). Клотен восклицает: «Меч, вылезай на кровавое дело! Фортуна, дай мне их в мои руки!» («Цимбелин» д. 4, явл. 1). Верх многоречивости — у короля Генриха и у Фальстафа («Генрих IV», чч. 1 и 2). Отметим еще к тому же натянутые остроты, преувеличенные сравнения и метафоры в речах Меркуцио («Ромео и Юлия»). Образец безвкусицы — поведение Фальстафа, который вонзает нож в сердце и бедро убитого «Горячего» , чтобы похвастаться потом, что это он убил его. Известны монологи кормилицы и монаха в «Ромео и Юлии». Монолог привратника в «Макбете» возмущает даже самых горячих поклонников Шекспира. Особенно многоречивы и красноречивы у Шекспира слуги, привратники, сторожа и солдаты. Может быть, Шекспир хотел прибавить роли малым артистам, приятелям своим по лондонской сцене?

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Ок. 2 лет они пытались добиться от властей признания итогов этого съезда недействительными и созыва нового съезда, но, не найдя поддержки, создали Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ), куда вошли общины, не согласные с ВСЕХБ. Председателем Совета стал Г. Крючков, а секретарем - Г. Винс. В кон. 1965 г. СЦ ЕХБ насчитывал уже ок. 10 тыс. чел. (300 общин); с 1962 г. подпольно издавались ж. «Вестник спасения» и газ. «Братский листок». 30 нояб. 1965 г. Оргкомитет опубликовал «Устав Союза церквей евангельских христиан-баптистов СССР», где важнейшими задачами Союза были названы проповедь Евангелия Иисуса Христа всем людям; достижение более высокого уровня святости и христ. благочестия всего народа Божия; достижение объединения и сплоченности всех церквей и всех верующих ЕХБ на основе чистоты и святости в единое братство ( Митрохин. С. 417). Несмотря на все попытки руководства ВСЕХБ восстановить единство, раскол продолжался. В 1964 г. «инициативники» начали кампанию «освящения», главная идея к-рой была в том, что истинный Б. должен быть отделен от жизни и ценностей «мира», вручить себя Богу всего без остатка и быть готовым пострадать так же, как Христос пострадал от своих гонителей. На собраниях общины каждый верующий должен был засвидетельствовать свое освящение публичным исповеданием грехов и покаянием, если же члены общины усматривали в нем отсутствие искренности, то последствия могли быть серьезными, вплоть до отлучения. В мае 1966 г. в Москве прошла демонстрация Б.-«инициативников» (ок. 400 чел.) перед зданием ЦК КПСС, к-рые протестовали против гонений и вмешательства во внутренние дела общин, а также требовали права на религ. обучение, признание СЦ ЕХБ и созыва нового съезда. После разгона демонстрации Хорев, Крючков и Винс были арестованы и в нояб. 1966 г. приговорены к трехлетнему тюремному заключению. Преследовались и рядовые «инициативники», к-рых обычно обвиняли в нарушении ст. 142 и 227 УК РСФСР («нарушение закона об отделении церкви от гос-ва» и «исполнение обрядов, наносящих вред верующим»). Пресвитеров часто арестовывали за тунеядство, а хозяев домов, где проводились богослужения (т. к. молельные дома имели только зарегистрированные общины), за «сопротивление милиции» или «хулиганство». В 1964 г. была создана ассоциация «Совет родственников узников евангельских христиан-баптистов», к-рую возглавила мать Г. Винса - Л. Винс. С 1971 г. «инициативники» организовали изд-во «Христианин», к-рое действовало нелегально.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Из наиболее крупных занятий новгородца можно указать с одной стороны на железное дело, с другой – на рыбный промысел. Конечно на равнинном пространстве уездов новгородского, ладожского, ореховского – трудно ожидать от новгородца железноделательной промышленности, но с другой стороны – в некоторых погостах Копорского и Ямского уездов сама природа вызывала крестьянина к этому промыслу. Железо добывалось в Водской пятине. Весьма много указаний на добывание железа мы находим напр. в Каргальском погосте Копорского уезда. Здесь железным делом занимается большая часть помещиков погоста. В волости села Кумолова, (в состав которой входили еще сц. Арбала, сц. Валгуша у моря, сц. Райково на р. Систи близко моря, д. Малая Валгуша у моря, д. Осиновая Лука на р. Систи у моря, д. Осиновый Лог, д. Осиновая Лука, д. на устье Систи, д. Петрино на устье Систи у моря, д. Спирково, дер. Бор на Систи), бывшей в поместьи за Сухими было 15 домниц, в которых выделывали железо. Руду копали в Красных Горах (III, 500). Однако, не сказано, чтобы Сухие платили кому – н. оброк («брязгу») и поэтому позволительно думать, что в Красных Горах не вся руда принадлежала волости дворцовой, но были и частные владельцы руды. В волостке помещика Хвостова находилось 9 домниц; на 7 из них руду копают в Красных Горах (и опять брязги не платят), а на 2 домници руду копают в своей волости, в Варьевалде (III, 507). Одна домница была в поместьи Салтыка Ододурова, – «а руду копают у собя» (III, 537). В волостке же Одурова названы сельцо Удосол, деревня Горка и деревни – Боровичи. Что касается других помещиков Каргальского погоста, то все они руду копают в великого князя волостях дворцовых, почему и дают «найму» великому князю или его прикащику, с домницы или с печи, а не с количества добытой руды. В поместье Беклемишева 6 домниц, руду копают в дворцовой волости на Ковоши; найму дают с домницы по 7 денег (III, 511); в поместье К. Воронина 5 домниц, руду копают в дворцовой волости на Ковоши, найму дают прикащику с домницы по 1 гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Каргальск. Курковичи Заретцк. 732. 734 Куровичи, село Суйдовск. 691. 698. 707 Курова пустошь Замозск. Курово на рч. Кернове Курско Ястребинск. Куткуево Седенье на р. Ковоше Дятелинск. Лаканя Озеретцк. Ласуни Каргальск Лемовжа, сельцо Озеретцк. Лемовже усть на р. Луги Ястребинск. Лепково, сельцо Ратчинск. Липоша Ястребинск. Лисино, сельцо Заретцк. Литвиново на Суйде Суйдовск. Замозск. 579. 581 Ломоха на рч. Ломохе, сельцо Каргальск. Ломошка на рч. Ломошке Ястребинск. Лоп, сельцо Лосово Замозск. Луг у Копорьи Каргальск. Дятелинск. 606. 618 Суйдовск. 709. 710 Льсици, сельцо Кипенск. 647. 673. 678 Лыченица 642. 663. 673 Льеша у мон. Суйды Суйдовск. » » Ник. св. у пог., село Льешск. Льешский Григор. пог. Летошици Врудск. 835. 846 » сельцо 834. 846 Люботня, сельцо Каргальск. Люджирици Льешск. Люджерици, сельцо Ляни, сельцо Дягиленск. 681. 689 Марков Двор Ратчинск. Медвежий Конец, сельцо Дятелинск. 626. 631 Медвежья Гора на Ковоши Медуша Замозск. Межъустье Дятелинск. Моклоково Каргальск. Морозово Заретцк. Муравичи, сельцо Врудск. 839. 850. 849. 861 Мышино Ястребинск. Мышьи Горки Каргальск. На Вылазе, поч. на р. Лемовже, на у. р. Белки Озеретцк. » Горке Заретцк. » Долгой Ниве поч. Дягиленск. Елеме, на Вруде Ястребинск. На Ковоше Дятелинск. » Койдоме Каргальск. » Подоле » Порошке, на р. Ковоше Дятелинск. » Сининых Горах у моря сц. Каргальск. » Сойкиных Горах у моря, сц. » Сойкиных Горах у моря » Сойкиных Горах у моря сельцо » Сойкиных Горах » усть Врудици на Ковоше Дятелинск. » » Систи у моря Каргальск. » » Сумы, на р. Вруде Ястребинск. Нахкуево в поморье Каргальск. На Черном Ручью на р. Ковоше Дятелинск. » Черном Ручью на р. Стрельне Кипенск. Невздылицы, сельцо Замозск. Неверичи (Неревичи), сельцо Ястребинск. 764. 795 Неверовичи, сельцо Льешск. Недобылицы, сельцо Ястребинск. 765. 781. 784. 788 Непуево на р. Систи Каргальск. 505. 518 Нетково Ратчинск. Нивиша, на р. Аредежи Суйдовск. Новая Весь, сц. Кипенск. 644. 654. 664 Новзуево на низу на Ковоше Дятелинск. Носово Замозск. 579. 582

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

В авг. 1961 г. в церкви в г. Узловая Тульской обл. была организована инициативная группа по созыву съезда. «Инициативники» выразили недовольство политикой ВСЕХБ и добивались проведения всесоюзного съезда, что было не предусмотрено Положением о ВСЕХБ 1944 г. Когда неоднократные обращения во ВСЕХБ не принесли результата, инициативная группа разослала по всем общинам письма, в к-рых предлагала отделиться от ВСЕХБ. К 1965 г. к образованному «инициативниками» Совету церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ) присоединилось ок. 100 общин, вышедших из ВСЕХБ (ок. 10 тыс. чел.). Всесоюзные съезды ВСЕХБ, состоявшиеся в 1963 и 1966 гг., также не привели ни к каким результатам, хотя на съездах были отменены вызвавшие недовольство нормативные документы и лидеры ВСЕХБ покаялись в своих ошибках перед братством. СЦ ЕХБ заявил, что сотрудничать с ВСЕХБ - значит сотрудничать с атеистами. По мнению лидеров «инициативников» Г. К. Крючкова и Г. П. Винса, даже отменив принятые документы, руководители ВСЕХБ являются отлученными, т. к. не отказываются от сотрудничества с безбожным гос-вом. По данным ВСЕХБ, в СЦ ЕХБ на 1 янв. 1972 г. входили 452 незарегистрированные общины (ок. 18 тыс. чел.). ВСЕХБ провел съезды в 1969, 1974, 1979, 1985 гг., где в основном обсуждались вопросы численности братства. В 1985 г. был принят новый вариант вероучения евангельских христиан-баптистов. В документах съезда сообщалось о том, что особой заботой союза являются беседы о единении с христианами веры евангельской, братскими меннонитами внутри союза, а также с автономными христианами веры евангельской и евангельскими христианами-баптистами. В отношении «инициативников» было решено, что «их деятельность в отношении братства ВСЕХБ противоречит евангельскому учению» (Братский вестник. 1985. 3. С. 70). В докладе секретарь ВСЕХБ А. М. Бычков говорил о фактах, к-рые свидетельствуют об оживлении религ. жизни: «Многие церкви христиан веры евангельской и евангельских христиан-баптистов выходят на открытое служение. Одни входят во ВСЕХБ, другие сохраняют независимость. Это - право каждой поместной церкви» (Там же. 4. С. 18). В материалах съезда отмечалось, что с 1979 по 1985 г. на библейских курсах (открыты в 1968) обучались 369 чел., окончили 214 служителей, из них 164 с пасторской подготовкой и 50 регентов. Продолжал выходить ж. «Братский вестник» (создан в 1945). ВСЕХБ поддерживал тесные связи с международными протестант. орг-циями: Баптистским всемирным альянсом , Европейским союзом баптистов, Южной баптистской конвенцией и др. Вместе с РПЦ Союз ЕХБ принимал участие в экуменической деятельности и в работе Всемирного совета церквей . В рамках советской внешней политики руководство союза регулярно участвовало в международных миротворческих встречах.

http://pravenc.ru/text/155550.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНИЦИАТИВНИКИ (прокофьевцы, отделенцы, откольники), сторонники Совета церквей евангельских христиан-баптистов, возникшего в результате раскола среди членов Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В кон. 50-х гг. XX в. в СССР была ужесточена гос. политика в отношении религ. орг-ций. Руководство ВСЕХБ под угрозой запрета деятельности вынуждено было принять меры по ограничению активной работы. В дек. 1959 г. на пленуме ВСЕХБ по «рекомендации» Совета по религиозным культам были приняты «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», в к-ром ограничивались права баптистских общин. Совет ВСЕХБ должен был оставаться постоянным, т. е. новые члены избирались только вместо выбывших; проведение съездов поместных общин не предусматривалось; запрещалось проводить богослужения за пределами зарегистрированного молитвенного дома; вступить в общину можно было только после прохождения 3-летнего испытательного срока. В «Инструктивном письме...» пресвитерам вменялось в обязанность сдерживать «нездоровые миссионерские проявления» и «изживать нездоровую практику погони за новыми членами», «строго соблюдать законодательство о культах». Предлагалось максимально ограничить крещение лиц в возрасте от 18 до 30 лет и не допускать на богослужение детей, а также отказаться от призывов членов общин к покаянию и т. д. В апр. 1961 г. Г. К. Крючков, пастор незарегистрированной общины г. Узловая Тульской обл., выступил с предложением о создании Инициативной группы, к-рая должна была потребовать от ВСЕХБ созыва Всесоюзного съезда ЕХБ. 10 авг. 1961 г. в Москве состоялось 1-е совещание Инициативной группы. Для ВСЕХБ были подготовлены документы, в к-рых содержалось требование не допускать гос. вмешательства в дела церкви и восстановить статус съезда как высшего органа церковного управления (Послание Президиуму ВСЕХБ и Первое послание к церкви Инициативной группы по созыву Всесоюзного съезда церкви ЕХБ). Члены Инициативной группы (получившие название «инициативники») посещали города СССР, убеждая баптистов поддержать их. В февр. 1962 г. инициативная группа образовала оргкомитет по созыву съезда. ВСЕХБ публично осудил действия И., после чего оргкомитет отлучил руководство ВСЕХБ от церкви и принял решение о создании независимого союза евангельских христиан-баптистов. В 1963 г. на совещании ВСЕХБ, преобразованном в съезд, отменили «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и директивы «Инструктивного письма старшим пресвитерам» и приняли новый устав. Однако СЦ ЕХБ этот съезд не признал и отверг возможность сотрудничества с ВСЕХБ. В 1965 г. был образован постоянно действующий руководящий орган новой церкви - Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ). В Совет вошли 11 чел., председателем стал Крючков. К 1965 г. от ВСЕХБ к СЦ ЕХБ отошло ок. 100 общин.

http://pravenc.ru/text/389599.html

По снесению со старым письмом правильной нужно признать цифру 37 1/2 (47–9 1/2=37 1/2). Однако, напечатано во всем согласно с рукописью (стр. 776 об.). 804 столб. Начинается описание поместья Ивашка-Ожоги и Федка Матфеевых детей Емельянова. Описаны земли бывшие Офимьи Горошковой и Норововых (село Хотыновичи) и Марьи Савельевой и Кузмы Грузова (сц. Коложицы). Не достает описания земель Михайловых, Крашовых и Воронкиных. В книге примечание: «в подлиннике одного или двух листов не достает» (805). В утерянных листах действительно находилось между прочим описание д. Черноковичи, из земель Гриди и Ивашка Олферьевых Михайловых (816) и сц. Котино из земель Крашовых (821). Что касается рукописи, то она лишь в одной подробности исправляет в данном месте печатное издание. Именно, – в перечислении бывших владельцев читаем: «да Ивашка, да Гриди Олферовых детей Михайлова», тогда как напечатано только «да Ивашка Олферовых детей Михайлова» (ркп. 777 стр.); не вызывают теперь недоумения и «Гридинские и Ивановские Олферовых детей Михайлова обжи» (ср. 816). 805 столб. После пропуска описывается поместье Жука: «на Жукове четверти». Кто же этот Жук? На ст. 809-м он уже назван полнее: Жук Нелединсий. В итоге его поместья «деревня, опричь вопчих дву деревень» (806). В описании же находим лишь общую дер. Черенковичи (805); очевидно, – в утерянном начале описания Жукова поместья и находились деревня НЕобщая, а потому по снесению мест книги не восстановимая и с. Неготицы (упоминаемое на 818 ст.). Владел Жук и с. Баяницы (ср. 806. 809), но при этом письме в Баяницах дворы Жуковы были пусты (806). Все земли Жука Нелединского с детьми – из обеж Ивана Васильева Малова (806. 809. ср. 818). 808 столб.: «а обеж 21, а сох 7 без трети». Количество обеж согласно с перечетом и со старым писмом («а обеж пол-третьядцать... и при старом убыло... обжи четыре» – 807 ст.). Ясно, что слово «без трети» лишнее. Однако и рукопись имеет ту же ошибку (стр. 779 об.). 823 столб. «Хутынского манастыря... за Палкою за Ивановым сыном Козлова с двема сыны»; а на ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

» на р. Вруде Ястребинск. Речане Дятелинск. 625. 629 Речица, сельцо Кипенск. 640. 658. 659. 662. 666. 668. 667 Свинковичи Замозск. Сеглица (д. или сц.) Ястребинск. 784. 789 Сеглици, сельцо Врудск. Сельцо, дерев. у г. Копорьи Каргальск. Замозск. Середнее Чюдля Дятелинск. Симанова Каргальск. 527. 533. 545 Сипино на Ковоши в поморье Дятелинск. Систь на р. Систи село Ратчинск. Скорятино у Копорьи Каргальск. Скробовичи, сельцо Заретцк. Слипино за рекою Ястребинск. » на р. Врудице Слопец Смедово, сельцо Замозск. Сменово, » Суйдовск. Смердовичи, сельцо Врудск. Смолиговичи, село Ястребинск. Смыково Вздылитцк. Сорошкино, сельцо Врудск. Сосницы Озеретцк. 712. 725. 726 Спасско на р. Луге Ястребинск. Спирково Каргальск. Спицын Конец Замозск. Стаиша, село Дягиленск. Стаиша Вздылитцк. Старая Весь сц. Кипенск. 642. 664 Старица на р. Луге Ястребинск. Стеблово Ратчинск. Стороннее, поч. на Луге Ястребинск. Стрельна на р. Стрельне у моря Кипенск. Стрельна на р. Стрельне над мор. Стрельно у моря Стрельна на усть Стрельны у моря Стрельна на р. Стрельне у моря Стрельна на р. Стр. у моря Стрельна на р. Стрельне Стромление, село Каргальск. Суйда, село Суйдовск. 697. 701. 711 Суйдовский пог. Суйжела Замозск. Сумско, сельцо Ястребинск. Сяглици Ратчинск. Тарасьи, на Беле Поле, на Лемовже Озеретцк. Твердятино на р. Луге Ястребинск. Теребушка в Беседе, сельцо 763. 790 Терпеличи, сельцо Врудск. Техутицы, сельцо Суйдовск. Тресковичи, сельцо Врудск. Труфаново на Ковоше Дятелинск. Тешковичи Замозск. 583. 596 Тютицы, село Ратчинск. 568. 569 Удосол (Врудосол), сельцо Каргальск. 496. 535. 549 Урмизно на р. Систи, сельцо Уста, сельцо Заретцк. Устеж на р. Аредежи Суйдовск. » другой на Аредежи, ниже Суйдовск. Устьверести Ястребинск. Ушья Весь, село Льешск. 797. 802 Фалелеево у Копорьи Каргальск. Хвостец Суйдовск. 705. 710 Ходгостици, сельцо Дягиленск. Ходковичи Кипенск. 650. 653. 672 Ходобжа на рч. Кернове Каргальск. » ж, на рч. Кернове Холопья Весь, сельцо Вздылитцк. Хотковичи Сучья Горка в син. к. Кипенск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Но он на ней не женится — Это страсть, а не любовь. — В сцене встречи двух соперниц звучат мотивы драмы Шиллера „Коварство и любовь“ (д. 4, сц. 6 и 7 — встреча леди Мильфорд и Луизы Миллер). См.: Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959. С. 408. Для Достоевского в данном случае могла иметь значение и другая шиллеровская сцена — встреча Елизаветы и Марии Стюарт из „Марии Стюарт“ (1800; д. 3, сц. 4). См.: Чижевский Д. Шиллер в России//Новый журнал. 1956. Т. 45. С. 111. Достоевский, безусловно, помнил и вариации на ту же шиллеровскую тему Н. А. Полевого (1796–1846) в романе „Аббаддонна“ (1834) — встреча Элеоноры и Генриетты Шульце. 175 —  Кошелек или жизнь! — В переводе „Разбойников“ M. M. Достоевского, как и в оригинале, эти слова даны по-французски: „La bourse ou la vie!“ (Шиллер. Драматические соч. в пер. рус. писателей. Т. 3. С. 24). 176 Инфернальница (лат. infernalis — адский) — роковая, демоническая женщина. 177 Тут целое открытие всех четырех стран света, пяти то есть! — Митя путает страны (север, юг, восток, запад) и части света, которых в XIX b. насчитывали пять: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия. Антарктида, хотя и была открыта в 20-х годах прошлого столетия, вплоть до начала ХХ в. особой частью света не считалась. 178 „ Алексей Федорович — пишу вам от всех секретно…“ — Письмо Lise Алеше некоторыми своими мотивами перекликается с „Письмом Татьяны к Онегину“ в „Евгении Онегине“ (1825–1830). Характер этой героини Пушкина Достоевский достаточно подробно анализирует в речи о Пушкине (1880). 179 Соборование — церковный обряд, совершаемый перед смертью, смысл которого заключается в испрашивании прощения и отпущении грехов. 180 Просвира (греч. προσφορ — приношение) — белый хлебец, употребляемый в православном богослужении. 181 Обдорский монашек повергся ниц пред блаженным и попросил благословения. — Хочешь, чтоб и я пред тобой, монах, ниц упал? — проговорил отец Ферапонт. — Восстани! — Сходный эпизод рассказывает Парфений. Войдя в келью к оптинскому старцу Леониду, Парфений тотчас пал на колени. „Потом старец возгласил: «А ты, афонский отец, нечто пал на колена? Или ты хочешь, чтобы и я стал на колена?““ (Парфений. Сказание… Ч. 1. С. 277). 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Трагедия была окончена 7 ноября 1825 г. В рукописи трагедия была озаглавлена: «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве» (у Пушкина было несколько вариантов этого названия). При окончательной обработке Пушкин уничтожил деление на три части, исключил две сцены (ч. I, сц. 6 и ч. II, сц. 4) и переставил сцены 3 и 4 третьей части. Главным источником сведений, на основании которых написан «Борис Годунов», была «История государства Российского» Карамзина. Пушкин вполне доверял истинности фактов, сообщенных Карамзиным, хотя и отказывался от его религиозно-монархического истолкования событий. Лишь немногие эпизоды трагедии основаны на источниках, не отразившихся в рассказе Карамзина (например, описание смерти царя Федора, рассказ об исцелении слепца). Некоторые эпизоды и лица вообще не основаны на исторических данных: так, в истории не упоминаются ни Афанасий Пушкин, ни молодой Курбский. Отказавшись от системы «намеков» и «применений», Пушкин тем не менее не скрыл своего отношения к событиям. В трагедии подчеркнута роль народа, «народного мнения», «народного суда», хотя народ и представлен колеблющимся, легко поддающимся внушению. Пушкин писал в иносказательной форме П. А. Вяземскому сразу после окончания трагедии: «Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию – навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!». По приезде в Москву в 1826 г. Пушкин читал трагедию друзьям (10 сентября у Соболевского, 29 сентября у Вяземского, 12 октября у Веневитиновых). Бенкендорф, узнав об этих чтениях, затребовал у Пушкина рукопись трагедии (письмом 22 ноября, которое Пушкин получил в Михайловском). Трагедия была передана на рассмотрение Ф. Булгарину, который написал отзыв о ней и сделал из нее выписки. Записка Булгарина была представлена Николаю I, который наложил на нее резолюцию: «Я считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если б с нужным очищением переделал комедию свою в историческую повесть или роман наподобие Вальтер Скотта». Резолюция эта, подсказанная замечаниями Булгарина, была сообщена Пушкину 14 декабря 1826 г. В ответ на нее Пушкин отказался переделать свое произведение, и потому отпала возможность его напечатать. Из трагедии в печати появились только отрывки: сцена в келье – в журнале «Московский вестник» (1 января 1827 г.), «Граница литовская» – в альманахе «Северные цветы» на 1828 г. (22 декабря 1827 г.) и две первые сцены трагедии – в альманахе «Денница» на 1830 г. (9 января 1830 г.).

http://predanie.ru/book/221008-evgeniy-o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010