В ящике 25 находились 4 других ящика разных размеров, кожаный футляр и 2 картонки. В ящиках 25–29 были отправлены медали, а также иконы, лампады и другие церковные принадлежности с гробниц императоров Петра I, Павла I, Николая I, Александра I, Александра III, а также императриц Марии Федоровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Алексеевны и Екатерины II, многих великих князей и княгинь. Интересно нахождение в ящике 35 Чесменского флага, олицетворявшего победу русского флота над турками в 1770 г. Завоевание Крыма и выход к Черному море были мечтой Петра I, поэтому императрица Екатерина II возложила трофейный турецкий флаг именно на могилу первого русского императора. Этот факт нашел отражение, в частности, в картине немецкого художника А.-К. Гюне «Екатерина Великая возлагает чесменские трофеи на гробницу Петра I», хранящей в Эрмитаже. В ящике 29 находились предметы, снятые с гробниц великих князей Сергея Максимилиановича и Константина Константиновича, о которых сказано, что они «выданы на сохранение». Однако непонятно, были они отправлены в Москву или нет. Отдельно в описи указаны корзина с лентами, абиссинская корона, 4 маленьких ящика с церковными вещами и венок из нефрита «от Нобеля». Информации об этих предметах обнаружить не удалось. Могу предположить, что абиссинская корона могла появиться в Санкт-Петербурге в качестве подарка от абиссинского (эфиопского) императора Менелика II, установившего в 1893 г. тесные контакты с Россией. Нефритовый венок, возможно, возложил нефтепромышленник и инженер Э. Л. Нобель (1859–1932 гг.). Третий публикуемый документ – письмо настоятеля Петропавловского собора Ф. Богомолова в Художественную комиссию, написанное уже после октябрьского переворота. Оно напечатано на пишущей машинке на подлинном бланке со штампом: «МИД. Настоятель Петропавловского придворного собора. 14 октября 1918 г. 143». Поскольку бланк заполнялся при советской власти, то сокращение «МИД» и слово «придворного» на нем были забиты старым знаком параграфа. Что означает сокращение «МИД» в данном случае, осталось неясным. Возможно, имелось в виду Министерство императорского двора.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667258/

2) Корона Мономахова второго наряда. С первою она весьма сходна видом, величиною, украшениями и работою; но золотые дощечки, из коих она состоит, гладкие, а не сканные. Изустное предание, не основанное на исторических свидетельствах, приписывало ее Великой Княгине Ольге; но вероятнее она относится к 1682 году; ибо к коронации Царей Иоанна и Петра сделана против древней Мономаховой шапки другая точно такая из золота, драгими каменьями украшенная корона, 935 которая возложена была на Царя Петра I. Две золотые короны Иоанна V и Петра I, сходные с Мономаховою шапкой, украшены алмазами и увенчаны крестом на яблоке. 3) Сделанная к коронации Императрицы Екатерины корона в 1724 году отличается от древних Царских венцов своею Фигурой, сходною с Европейскими Императорскими коронами. Ее возлагал на себя при короновании Петр II в 1728 году, Февраля 25. По образцу ее сделана новая для коронования Императрицы Анны Иоанновны. От прежней короны остался один только серебряный остов, с коего сняты алмазы. В первой 2536 алмазов, 4 крупные яхонта, 17 лалов, 5 шпинаров, 1 винис и 1 хрусталь-смазень; под алмазным крестом на верху значительной величины и цены лал Водокшанский. 4) В память присоединения к России Царств Казанского, Астраханского и Сибирского здесь хранятся короны оных, украшенные драгоценными камнями и выносившиеся с прочими регалиями на подушках в чиновные дни. Корона царства Казанского, вероятно, устроена для последнего Царя его, крещенного в Москве 1553 года и, по свидетельству Маржерета, коронованного Царем Иоанном Васильевичем, который предоставил ему весь Царский титул. 936 На этой короне Царя Симеона, подобно как было и на короне Царицы Ирины Феодоровны, двенадцать золотых городков в ознаменование XII Апостолов. 937 Сию корону возлагал на себя Царь Михаил Феодорович до 1627 года, когда сделан был алмазный венец. – Астраханская корона устроена для Царя Михаила Феодоровича в 1626 и 27 годах Немецкими мастерами в Приказе Золотых дел. В первой раз возложил на себя сию корону Царь в 1628 г. на отпускной аудиенции Фомы Кантакузина, Посла от Турского Царя Мурата. Чтож касается до Сибирской короны с золотым крестом, то, по всему вероятию, принадлежит не к эпохе завоевания Сибири, но к царствованию Петра I и называется в делах алтабасною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Владимир Карлович Сиверс ныне генерал от кавалерии, кавалер святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени, и командир 1-го пехотного корпуса. Герб дворян Сиверсов: щит разделён перпендикулярно на два поля: в правом, голубом, золотая шестиугольная звезда; в левом, красном поле, до половины выходящая серебряная лилия. На щите дворянская корона, на ней два строусовых пера, и на перьях золотая шестиугольная звезда. Герб Российских графов Сиверсов (Общий Российский Гербовник, часть VII, 4-й): щит разделён на четыре частя. В 1-й части, в зелёном поле, серебряная горизонтальная река, по коей плывёт корабль; во 2-й части, в голубом поле, диагональная серебряная полоса с тремя на ней красными шарами, и с двумя крестообразно положенными гофмаршальскими жезлами. В 3-й частя, в серебряном поле, диагональная голубая полоса с тремя на ней золотыми шестиугольными звёздами: над полосою два красные шара, а под нею один красный шар. В 1-й части, в золотом поле, голубой лев. Посреди герба малый щиток, с родовым гербом фамилии Сиверс (см. выше). На герб графская корона, а на ней три шлема; на среднем шлеме корона графская, на ней российский двуглавый орёл с Андреевскою цепью на шее, и с изображением святого Георгия Победоносца на груди. На правом шлеме корона дворянская, и из неё выходит голубой лев, держащий крестообразно два золотые гофмаршальские жезла, на левом шлеме корона дворянская; на ней два крыла, полукрасные, полуголубые; между крыльями серебряная лилия; над лилиею два красных шара, а над ними золотая шестиугольная звезда. Намет, справа голубой, подложенный золотом; слева красный, подложенный серебром. Щит держат два голубые льва. В гербе Римской Империи графов Сиверсов, в 1-й и в 4-й частях, в золотом поле, чёрный лев; 2-я и 3-я части во всём сходны с 2-ю и 3-ю частями герба российских графов Сиверсов, и посреди герба также щиток с родовым гербом фамилии. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Герб дворян Толей: щит разделён перпендикулярно на два поля: левое поле серебряное, и в нём диагонально течёт река, от правого верхнего угла к нижнему левому. Что же касается до правого поля, то в гербе у некоторых ветвей фамилии Толь оное золотого цвета, и в нём красный лев, вправо обращённый, с серебряною дворянскою короною на голове; в гербе же у других ветвей фамилии Толь (между прочим в гербе у графа Карла Фёдоровича Толя и у сыновей его), правое поле красное, и в нём, вправо обращённый, золотой лев, с золотою дворянскою короною на голове. На гербе дворянские: шлем и корона, из коей выходят два орлиные крыла. Намет справа серебряный, подложенный голубым; слева золотой, подложенный красным. Герб графов Толей (Общий Российский Гербовник, часть X, 15): щит разделён на четыре части двумя диагональными перекрёстными линиями. В верхнем, золотом поле, вылетающий российский двуглавый орёл, имеющий на груди голубой щиток с вензеловым изображением Имени Государя Императора Николая Павловича. В правой части, в голубом поле, золотой крест, и под ним серебряный полумесяц, рогами вниз. В левом, серебряном поле, крестообразно положены ветви: пальмовая и масличная: В нижнем, красном поле, лагерь, и всадник с подъятым мечём, скачущий вправо на белом коне. Посреди герба щиток с родовым гербом фамилии Толь (см. выше). На всём гербе графская корона, и на ней три шлема. На среднем шлеме корона графская, и на ней российский двуглавый орёл. На правом шлеме корона дворянская, из коей выходит, влево обращённый лев с подъятым хвостом, и с золотою дворянской короною на голове. На левом шлеме корона дворянская, а на ней два орлиные крыла с серебряною на них полосою. Намет красный, подложенный, справа золотом, слева серебром. Щит держат два средневековые воина с копьём в руке. Девиз: Бог моя надежда. 196 Фамилия Долен угасла в остзейских губерниях, но существует в губерниях великороссийских, под именами: Левашовых, Свечиных и Яхонтовых. Один из членов фамилии Долен выехал из Лифляндии в Тверь, в четырнадцатом веке, и под именем Василия Ивановича Дола, находился боярином у Великого Князя Александра Михайловича Тверского. От него произошли; Левашовы, Свечины, Яхонотовы, и угасшие фамилии Туровых и Сокмышевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Туринская Конгрегация Сан-Сальваторе возникла в нач. XVII в. благодаря усилиям Алессандро да Чева, к-рый с 1592 г. занимал должность прокуратора ордена, в 1596 г. был назначен настоятелем мон-ря Санта-Мария-ди-Поццо-Страда (ныне территория Турина) с правом расширять его и основывать новые отшельнические скиты в Пьемонте. В 1609 г. в Турине был основан монастырь Сан-Сальваторе, который впосл. стал центром пьемонтских К. Влиятельное положение, к-рое К. заняли в Пьемонте, и союз с герцогами Савойскими способствовали разрыву с мон-рем Камальдоли. В 1634 г. решением папы Римского Урбана VIII пьемонтские обители К. были включены в Конгрегацию Монте-Корона. Впрочем, при подчинении общему с Монте-Корона уставу в регионе действовал особый капитул К., а главой пьемонтских монастырей оставался приор мон-ря Сан-Сальваторе. В 1626 г. от Туринской конгрегации К. отделилась конгрегация с центром в мон-ре Нотр-Дам-де-Консоласьон близ сел. Бутеон в Лионском архиеп-стве. У ее истоков стоял франц. католич. пресв. Бонифас д " Антуан, к-рый получил от франц. кор. Людовика XIII разрешение основать обитель по уставу К. Римская курия одобрила создание новой конгрегации в 1634 г., формально включив ее, как и Конгрегацию Сан-Сальваторе, в состав камальдульской Конгрегации Монте-Корона. В новую конгрегацию изначально входили 4 франц. обители; они имели право собирать собственный капитул, к-рый избирал главу конгрегации. Впосл. под контроль К. перешли еще 4 мон-ря, а центром конгрегации стал монастырь близ замка Гробуа, рядом с Парижем. В кон. XVII - нач. XVIII в. среди монахов Конгрегации Нотр-Дам-де-Консоласьон распространение получил янсенизм . На генеральном капитуле ордена 1727 г. янсенисты подверглись гонениям. В 1770 г. Конгрегация Нотр-Дам-де-Консоласьон прекратила существование. В 1810 г. монашеские ордены в Италии были распущены по приказу имп. Наполеона Бонапарта (это решение отменил в 1815 Венский конгресс). В 1866 г. в Итальянском королевстве было принято решение о закрытии монастырей и конфискации их имущества в пользу гос-ва. К. были изгнаны из главной обители в Камальдоли и смогли вернуться туда лишь в 1873 г., когда им было дозволено арендовать помещения мон-ря. В это же время был оставлен мон-рь Монте-Корона (в 1981 передан монахиням Вифлеемской монашеской конгрегации Успения и св. Бруно).

http://pravenc.ru/text/1320187.html

В нижней части белый мех; от левого нижнего угла к верхнему правому углу золотая волнистая полоса и на ней два конейные железа. Посреди герба золотой щиток с российским двуглавым орлом, имеющем на груди вензель Императора Павла I. На гербе корона графская, а на ней три серебряные шлема, обложенные золотом: на среднем шлеме корона графская и на ней сидит двуглавый орёл; на боковых шлемах короны дворянские, и на правом голова серебряного медведя, а на левом голова чёрного соболя. Намет справа красный, подложенный серебром; слева голубой, подложенный золотом. Щит держат два чёрные соболя. Герб графа Григория Александровича Строгонова и младших сыновей его (Общий Российский Гербовник, часть X, 12-й): сходен с вышеописанным, только на золотой полосе не два, а четыре железа копейных и посреди герба не золотой, а голубой щиток с российским двуглавым орлом, имеющим на груди голубой же щиток с вензелем Государя Императора Николая Павловича. На щите графская корона, и на ней три серебряные шлема; из коих на среднем корона графская, и на ней российский двуглавый орёл, а на боковых шлемах короны дворянские, и на них согбенные в серебряных латах руки: рука на правом шлеме держит золотой крест, а на левом шлеме шпагу. Намет справа серебряный, подложенный голубым; слева золотой, подложенный красным. Щит держат два соболя. Девиз: ferram opes patriae, sibi nomen. 186 Говорят, будто потомство Афанасия и Владимира Строгоновых ныне в северо-восточных губерниях. 187 Существует предание, что предок Луки Спиридоновича Строгонова участвовал, значительною суммою, в выкупе из татарского плена Великого князя Василия Васильевича Тёмного, в 1438 году. 188 До того времени, Пётр Великий пожаловал баронское достоинство лишь вице-канцлеру П. П. Щафирову и тайному советнику А. И. Остерману. В указе коллегии иностранных дел в герольдмейстерскую канцелярию, сказано: «в коллегии иностранных дел получен Е. И. В. Указ из Правительствующего Сената, марта от 6 дня, в котором изображено: что Е. И. В. пожаловал, и на челобитной изволил подписать собственною рукою: Александра Строгонова с братьями в бароны, и на тот чин дать им диплом из иностранной коллегии».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Монастырское предание утверждает, будто бы это та самая икона (копия с подлинной), которая, как известно, была прислана в 1664 году от Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей, в Курский Знаменский монастырь 28 27; это предание весьма вероятно, ибо в Знаменском монастыре нет иконы, к которой бы относилось упоминаемое событие. Эта икона, в отсутствие из обители Чудотворной, ставится на её место. Другая копия с Чудотворной иконы в сребропозлащенной, ризе, также местами украшена жемчугом, а корона в венце разноцветными камнями. 2) Церковь теплая каменная во имя всех Святых, домового расположения в корпусе, который из внутри монастыря двухэтажный, а со вне трёхэтажный; под церковью братская трапеза и кухня; корпус крыт весь железом. Над крышей небольшой глухой трибун также обит железом с главкою и крестом. По мысли Преосвященного Сергия, нынешний настоятель о. Архимандрит Ювеналий, намеревается заменить этот трибун другим осьмигранным одинакового стиля с теми, которые украшают Соборную церковь , что придаёт всем церковным зданиям одинаковый характер. Длина церкви 39, ширина 19 ¼ арш. Потолок поддерживается двумя рядами круглых деревянных колонн (всех 10-ть). Местные иконы живописные. Клиросы закрыты высокими старыми киотами; из них в правом образ Казанской Божией Матери, вышиною 6, шириной 6 ¼ вершков, в сребропозлащенном окладе с венцами и корона украшена жемчугом, по углам 4 жёлтых камня обделаны стразами, и на ризе в разных местах между жемчугом простые разноцветные камушки. За левым клиросом вторая копия с чудотворной иконы Знамения Божией Матери, риза серебрёная с позолотой местами убрана жемчугом, венец и корона украшены разными камнями. С правой стороны в ряд с настоящим небольшой придел во имя Святой Троицы 29 28, освящен в 1832 году ноября 23 дня Преосвященным Илиодором. 3) Сходы: к нижней церкви во имя Живоносного Источника, построенной, на месте явления чудотворной иконы, ведут с монастырского двора или верхней площади, каменные крытые галлереи или сходы; эти величественные сходы, незабвенный памятник трудов о. Архимандрита Паисия, украшая обитель, придают ей совершенно отличный от других и вид, и характер, напоминая сходы в Киевские пещеры, или здания некоторых прибрежных Афонских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Это — атрибут исключительно важного значения. Корона есть символ славы, а вместе и прославления. Короны имеются на некоторых богоматерних иконах в изображениях Божией Матери и Младенца или на иконе Господа Вседержителя. И подобная же корона царственного увенчания и прославления свойственна и Предтече (она, конечно, отличается от венцов мученических, которыми украшаются изображения мучеников, а также венцов царей, напр. Давида). В западной иконографии мотив увенчания Богоматери короной (le couronnement de la Vierge) получил особенное развитие, но и в Православии он не является необычным (напр., на иконе Божией Матери, именуемой «Достойно есть», корона дер–жима руками ангелов, и над нею благословляющий Бог–Отец). В некоторых иконах Софии, Премудрости Божией, таковую же корону имеют не только Богоматерь и Предтеча, но и сам огненный ангел, сидящий на престоле. Это совместное с Богоматерию увенчание содержит указание на особое и исключительное прославление Предтечи в каком–то смысле наряду с Богоматерию. Этим отнюдь не устраняется существующее между ними различие, но указуется некое сходство в их положении и состоянии. Это вводит нас в само существо учения о Деисисе. Здесь надо, с одной стороны, принять во всем догматическом значении факт, открываемый Церковью через икону. Для церковного Предания не предписано никаких предустановленных форм, — Дух Св., живущий в Церкви, дышит, где хочет, и в этом смысле равнозначными, как источник Свящ. Предания, являются и церковный канон, и Святоотеческое Писание, и литургический текст, и икона. Все это — и притом не в отдельности, а в живой и органической целостности — и выражает церковную истину. Итак, по свидетельству иконы Деисиса, Предтеча и Богоматерь находятся в наибольшей и непосредственной близости ко Христу, большей, нежели все святые и даже ангелы. Это явствует из порядка иконостасного «чина». Нет никакой преграды между Христом и предстоящими Ему в Деисисе. И это не только в Деисисе, но и в иконе Страшного Суда. Здесь Он также находится в предстоянии Предтечи и Богоматери, и это есть как бы частный случай Деисиса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Итак, газета, издаваемая на средства самой Церкви, газета, поглощающая около миллиона сумм, собираемых с церквей, проповедует, что есть «только два великих праведных слова: Бог и народ», ставит народ рядом с Богом, а редакция не хочет заметить этого кощунства, не хочет знать, что ведь это пишется для народа, что народ поймет это буквально и... пожалуй, «обоготворит» себя, оправдываясь церковной газетой... Творится что-то неладное в головах руководителей этой газеты... Ведь уж кому другому простительно, вроде того же В. Лашнюкова, но не профессорам Духовной академии, не взглянуть хотя бы на наши архиерейские панагии, на кресты архимандритов, увенчанных тоже коронами: что же, и тут выражается мысль, что «корона выше Бога», а стало быть, и мы, носящие сии священные предметы на своей груди, – кощунники и идолопоклонники? Мало того: многие иконы Матери Божией, иконы чудотворные, увенчаны коронами: и это, стало быть, значит, что Царь выше Матери Божией? А иконы Спасителя, Господа Вседержителя, иконы очень древние (например, в Пскове), тоже увенчанные короной, тоже дают мысль, будто Царь выше Христа? Так, что ли, В. Лашнюков? И вы, г. профессор Татлинов, согласны с ним? Да уж не вычеркнуть ли и у апостола Павла именование Господа Царем царствующих? Не поправить ли Иоанна Богослова, который в Апокалипсисе также называет Господа Иисуса Христа Царем, не пересмотреть ли всю Библию и исправить все места, где Бог именуется Царем?.. Увы, в желании перевоспитать народ в его понятиях забывают, что и на крестах, и на панагиях, и на иконах – всюду корона означает просто славу и величие, подобающее тому, кто изображен на сих предметах, – то же, что ореол или сияние вокруг главы, а вовсе не царскую власть... Профессора-то духовных академий должны бы это знать. Должны бы знать, что надо поосторожнее ставить рядом и такие слова, как «Бог и народ», и прилагать к ним одни и те же слова определительные. Да если бы даже и Царь снял с себя корону и возложил бы ее на крест, это только означало бы, что он считает себя недостойным той славы, какую означает корона, а вовсе не то, что он «выше Бога». Он отдал бы Богу то, что ему дано было, по верованию Церкви, от Бога...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

– Михаил Иванович Потёмкин, стольник при Царе Алексее Михайловиче, имел сына Василия Михайловича и внука статского советника Якова Васильевича, который от брака с Дарьею Яковлевною Повало-Швейковскою имел двух сыновей: Алексея и Ивана. Иван Яковлевич служил полковником и женат был на княжне Елисавете Васильевне Туркистановой, а Алексей Яковлевич служил генерал-майором, потом егермейстером, и от брака с княжною Екатериною Богдановною Друцкою-Соколинскою имел двух сыновей: Якова и Ивана. Иван Алексеевич был тайным советником и посланником в Риме († 1850); а Яков Алексеевич (рождение 1781 † 1831), командир Семёновского полка в войну отечественную; потом генерал-лейтенант, генерал-адъютант, генерал-губернатор киевский, волынский и подольский и святого Александра Невского, кавалер, муж благороднейших качеств, всеми любимый и уважаемый, женат был три раза: на Варваре Ивановне Сафоновой, на Варваре Дмитриевне Бахметевой, и на Ольге Фёдоровне Брискорн (в последствии супруга генерал-адъютанта барона Егора Фёдоровича Мейендорфа ); оставил двух сыновей и дочь: а) Алексей Яковлевич женат на графине Толстой; б) Александр Яковлевич († 18..) женат был на девице Нарышкиной; в) София Яковлевна за бароном Эдуардом Александровичем Вольфом. Герб дворян Потёмкиных 171 (Общий Российский Гербовник, часть II, 66-й): в красном поле, из облак выходящая рука в золотых латах с подъятым мечём. На щите дворянские: шлем и корона, на коей согбенная рука в золотых латах с подъятым мечём. Намет красный, подложенный золотом. 169 Фамилия Потемпских (Potempski) существовала в Польша ещё в восемнадцатом веке, но существует-ли ныне – нам неизвестно? Она приписана к гербу Одрованз: в красном поле белая стрела, острием вверх, а под стрелою подкова. На щите дворянские: шлем и корона с девятью павлиньими перьями, среди коих положены теже стрела с подковою, с обращением стрелы влево. 170 Он приписан был к гербу погоня 4 (Pogonia 4): в золотом поле выходящая из облака рука в латах, с подъятым мечём; на щите дворянские: шлем и корона, на коей согбенная подобная же рука с подъятым мечём.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010