Одно слово Христа повергло Его врагов наземь. Когда Иуда предатель пришел с храмовой стражей в Гефсиманский сад, чтобы схватить Иисуса, всеведущий Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. И сказал им Иисус: Это Я… И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю ( Ин.18:4–6 ). Согласно традиционному толкованию древних [нехалкидонских. – Пер.], Коптской и Абиссинской, церквей, пали они на землю мертвыми. И это, без сомнения, верное изъяснение. Ведь если по слову Христова апостола Петра упали мертвыми Анания и Сапфира ( Деян.5:1–10 ), то тем скорее, по слову Христову, живые умирают, равно как и мертвые воскресают. Слова Это Я– должны были громовым эхом огласить ночную тишь, как некогда слова Яхве: Я есмь Сущий (Я есмь Тот, Кто есмь) ( Исх.3:14 ). Одним Своим словом иссушивший бесплодную смоковницу на вершине Елеонской горы, одним же словом умертвил и Своих врагов у ее подножья. [Но] только на единое мгновение, дабы дать почувствовать ничтожной человеческой саранче, что подняла [она] руку на Всемогущего. Своим же новым вопросом: Кого ищете? – Он их снова оживил, и они встали. Исцеление Малха [букв.: одноухий Малх. – Ред.]. При аресте Иисуса ревностный Петр извлек из ножен меч и отсек им ухо Малху, сопровождавшему Иуду. Христос же возвратил ухо на свое место и исцелил его, а затем сказал сии знаменательные слова: Все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф.26:52 ). Как воскрешение Лазаря укрепило во многих веру в живительную силу Христову, а иссушение смоковницы утвердило веру Апостолов в Его [карающую] силу, [способную] умерщвлять, так при [виде] исцеления отсеченного уха Малха некоторые еще больше уверовали во Христа как Уврачевателя. Седьмой урок истины. Чудеса, сотворенные благодаря Христу Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Ин.20:30–31 Невозможно нам перечислить по порядку даже все те досточудные Христовы дела, о которых упомянуто в евангельских книгах, а тем более – те, о которых в этих книгах не писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святой благословил пред собой, озеро осветилось для него, табот Михаила последовал за ним. Когда он вышел из озера, миряне, увидав, удивились и весьма изумились великому чуду, которое он сотворил силою молитвы своей святой. о) Чудо с пятью разбойниками. п) Один гран вина, напоивший в течение трех дней святого и пришедшего к нему священника. р) Был один раб у отца нашего Яфкерана-Эгзиэ, подаренный ему кем-то. Святой отпустил его на волю ради любви Божией. Он жил с ним. Возмужав, он зазнался, завел имущество и приобрел быков и красивую одежду. Его уважали, любя святого. Он делал, что хотел, и разбивал раньше, чем принести к господину своему, и был весьма горд. Если кто из мирян приходил к авве, он говорил: «это я», и властвовал над рабочими (?). Авва Яфкерана-Эгзиэ, узнав о его деяниях, повелел ученикам своим взять его имущество. Явился этот раб. Сказал ему святой: «зачем ты так делаешь без моего ведома и разрушаешь? Услыхав, этот лукавый, весьма разгневался. Святой, немного помолчав, ска- зал рабу своему: «все это ты приобрел по моей, или по своей милости?» Тот ответил: «по моей». Авва Яфкерана-Эгзиэ, услыхав это, сказал ему: «почему же ты не приобщишь меня к твоей милости?» Услыхав это, раб снова разгневался на святого. Сказал святой: «ступайте и принесите его достояние». И он раздал его нищим. О, братия, какое пресыщение и скотство объяло сего раба! Через немного дней поразил его ангел Господень, и он умер в великих страданиях 13 . с) Несколько случаев дарования детей неплодным людям. т) Смерть сеюма, бросившего жену, прибегшую к защите святого и женившегося на другой, несмотря на обещание, данное святому. у) Паки послушайте от чудес его. Был один монах, знавший давно авву Яфкерана-Эгзиэ. Он пришел к нему однажды навестить его. В то время погас огонь внутри кельи святого. Сказал блаженный: «брат возлюбленный, пойди, принеси мне огня, ради любви». Отвечал монах: «не могу, вечереет на дворе». Слушайте, братия, сие безумие! И сказал авва Яфкерана-Эгзиэ «ступай, ибо не будет прав путь твой, мне кажется».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Эта жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом, тогда как с нашей – она является величанием всего домостроительства Божия. Священник обращается к народу с заключительными словами 2-го послания к Коринфянам (13:13): »Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами«. Это очень древний обычай, но, как уже указывалось выше, не все Восточные литургии в этом тождественны. Если это утвердилось в литургиях Палестино-Антиохийских (CA VIII, ап. Иакова в обеих редакциях, св. Иоанна Златоуста и св. Василия) и Месопотамских, то Александрийские литургии предпочитают этому возгласу слова: »Господь со всеми вами«. Это подтверждают эфиопские Церковные постановления, Веронский фрагмент, литургия ап. Марка, св. Кирилла Александрийского , Абиссинская литургия свв. апостолов. Если обратиться к тому, что в исторической критике текста называется «Formgeschichte» [история форм (нем.)] данного отрывка литургии, то очевидным становится параллелизм между ним и последней перикопой 2-го послания к Коринфянам, а не только его заключительным 13-м стихом 13-й главы. В самом деле: Литургия 2 Кор. гл. 13 (после возгласа «Щедротами Единороднаго Твоего Сына») " Мир всем». «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». (Исповедание веры. «Станем добре, станем со страхом...» «Милость мира, жертву хваления») «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». ст. 11. «...мирствуйте: и Бог любви и мира будет с вами». ст. 12. «Лобзайте друг друга святым лобзанием». ст. 11. «...будьте единомысленны» (по-гречески, буквально: «мудрствуйте то же или так же» «τ ατ φρονετε», что может значить: будьте единомысленны «ν μονοα»). ст. 13. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не заканчивал ли ап. Павел свое послание к Коринфянам целым евхаристическим отрывком? На это приветствие священника певцы отвечают: «И со духом твоим» ( 2Тим. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Эфиопская литургия в первый раз издана в Риме в 1548 г. Абиссинским архимандритом Петром, называвшимся по-абиссински Тесфа-Сион, с латинским переводом, сделанным его учеными сотрудниками, причем ими было дано ей и само название общей (canon universalis) по вышеуказанным причинам. Но так как этот перевод частью по недостаточному знанию переводчиками эфиопского языка, частью по незнакомству западных ученых с обрядами и богослужебной терминологией Восточной Церкви оказался не совсем правильным, то Ренодот сделал новый перевод этой литургии с эфиопского на латинский язык и издал его в своем Сборнике восточных литургий с объяснительными примечаниями 987 . Затем были и другие издания как прежнего, так и нового перевода, начиная с брюссельского 1550 г. до издания Бунзена в 1853 г. Настоящий русский перевод сделан с латинского языка при сличении упомянутых изданий. Чинопоследование общей Эфиопской литургии Собеседование (с Богом) перед началом литургии Аллилуиа. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем ( Пс. 5, 8 ). Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, потому что Ты услышал слова уст моих (см. Пс. 137, 1 ). Перед Ангелами буду петь Тебе, поклонюсь перед святым храмом Твоим (см. Пс. 137: 1–2 ). Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются ( Пс. 131, 9 ). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега ( Пс. 50, 9 ). Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня ( Пс. 50, 4 ); и от умыслов удержи раба Твоего (см. Пс. 18, 14 ). Хлеб небесный дал им; хлеб Ангельский ел человек ( Пс. 77: 24–25 ). Буду омывать в невинности руки мои и обходит жертвенник Твой, Господи ( Пс. 25, 6 ). Я обошел бы и принес бы в Его скинии жертвы славословия ( Пс. 26, 6 ) 988 . Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена ( Пс. 22, 5 ); чашу спасения прииму, и имя Господне призову ( Пс. 115, 4 ); О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! ( Пс. 117, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Я спросил: «кто ты. Господи». Он ответил: «Я – Кирик». Услыхав, я обрадовался. облобызал его и обнял его святые ноги. Он сказал мне: «ступай скорее, я постерегу для тебя, пока ты вернешься». Я тотчас встал и пошел к царскому послу. Я отвел его в сторону и наедине рассказал ему все, что тот сказал мне, и он не поверил мне и сказал: «подожду пока придет тот посол, правда ли это». Я ответил: «что мне, я сказал тебе, смотри сам». И вернулся я к своему делу и нашел отрока сидящим там и стерегущим. Он сказал мне: «пришел второй посол и возвестил ему повеление своего господина-царя; и прежде, чем ты выйдешь с обедни, возвестит тебе этот человек. Ты скажи ему: «передай твоему господину: «ты сделал, что тебе приказали, я же буду молиться за тебя Богу моему, чтобы он утвердил царство твое». Так сказав, он дал мне мир и сокрылся от меня. После этого я пошел в церковь , хваля Бога, сподобившего меня узреть святого отрока Кирика. Пока я стоял обедню, пришел ко мне этот диакон, посланный царем, и сказал мне: «брат, я в сердце считал тебя лжецом, а слово твое оказалось истинным: как ты сказал мне, пришло послание царя, моего господина: «оставь эту золотую пелену, которую я велел тебе принести». Еще и другие пелены он прислал и передал небура-эду для облачения табота Кирика. Блажен ты, ибо воистину возлюбил тебя Христос так, что ты знаешь прежде совершения. Ныне я прибегаю к молитве твоей». И сказал я ему: «не открывай людям, пока я нахожусь в сей плоти моей земной, умоляю тебя Богом живым». Когда я это сказал, он сказал мне: «возлюбленный, не сказать ли мне царю так, как ты сказал мне?» Я ответил: «если хочешь, скажи, но не называй моего имени пред ним, помня клятву, которою я заклял тебя». После этого ушел этот посол, дивясь и хваля Бога и веруя в молитву святого аввы Яфкерана-Эгзиэ: благословение его да будет на нас. Аминь. Когда подвизался святой там в те дни, когда читаются «Страстные деяния» 4 , пришел к нему Габра-Киркос с острова Кобр в день молитвы четвертка, неся табот и сосуд для священнодействия, приведя иереев и диаконов, отслужил литургию и приобщил его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 206. Там же. Григорьева С.В. (a) Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014. С. 68-70. РГИА. Ф. 797. Оп. 58. Стол 3. Отд. II. Д. 180. Л. 24. РГИА. Ф. 797. Оп. 58. Стол 3. Отд. II. Д. 180; Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 202–203; Гусарова Е.В. Эфиопские рукописи наследство экспедиции Н.И. Ашинова в Абиссинию//Сборник музея антропологии и этнографии. Кунсткамера: коллекции и хранители. Т. 62. СПб., 2016. С. 80. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 92. Д. 598. 3-е делопроизводство. Т. 1. Л. 162. Там же. Тихон (Затёкин), архим. Отец Паисий и Русская Миссия в Абиссинии//Иерусалимский вестник Императорского православного палестинского общества. 2014. 5–6. С. 20–24. Елисеев А. Отец Паисий и Русская Духовная миссия в Абиссинии//Русский паломник. 1888. 44, 45, 47. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 92. Д. 598. 3-е делопроизводство. Т. 1. Л. 132; РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 517. Л. 8–11. РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 517–518; Оп. 445. Д. 64. РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 518. Л. 17–23. См, например: Григорьева С.В. (a) Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014; Григорьева С.В. (b) Николай Иванович Ашинов: африканская эпопея «атамана вольных казаков»/Слава и забвение: Парадоксы биографики: Сб. научных статей. СПб., 2014. С. 504–523; Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 197–213; Луночкин А.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999; Полунов А.Ю. Народная монархическая инициатива в представлениях консерваторов 1880-х гг. (к истории абиссинской экспедиции Н.И. Ашинова)//Христианское чтение. 2020. 2. С. 143–152; Хренков А.В. Русские в Африке: ашиновская авантюра//Вестник Российского Гуманитарного Научного фонда. 1996. 4. С. 37–50; Хренков А.В. Эта экспедиция делает нам стыд и позор. Африканская авантюра вольных казаков//Источник. 1999. 5. С. 37–47; Jesman Cz. The Russians in Ethiopia. London, 1958; и др.

http://bogoslov.ru/article/6195355

Оно весьма велико и зимой наводняется, а летом пересыхает, и тогда образуются в нем толстые слои соли. Азвиты отправляются туда с солдатами в числе 10, 15 и 20 тысяч, потому что иногда нападали на них кочевники. Вырубив куски соли и обделав их в виде продолговатых и четвероугольных брусков толстых, они нагружают их на верблюдов и везут домой. А от них эти бруски развозятся по всей Абиссинии и заменяют собой разменные деньги. Во время дороговизны за десять брусков соли можно купить пшеницы на целый год для малого семейства 192 . Этот же самый игумен был у меня 4 апреля и за чашкой чая поведал вот какие вести. Когда абиссинский царь Хайлю (Михаил) назад тому 16 лет скончался, сын его и наследник престола по имени Каса остался очень мал. Его воспитывал дядя. Во время малолетства его главные правители пяти областей абиссинских, и в числе их рас-Али, сделались независимы от верховной власти и, когда Каса вырос, женился на дочери раса-Али и принял в свои руки бразды правления, не захотели подчиняться ему. Однако абиссинский митрополит абу Саляме четырех из них склонил к повиновению. Остался непокорным один рас-Али. Тогда Каса собрал 3000 лучших воинов, которые, когда метят в глаз, не попадут в лоб, и разбил его в первом сражении. Это случилось в начале нынешнего года. Рас-Али просил было военной помощи у своих родственников-магометан. Но они отказались помогать ему, если он не сделается магометанином. Каса овладел тремя соседними с Абиссинией островами на Красном море, которые были в руках мусульман. Он еще молод, но умен, добр и справедлив. Абиссинцы весьма рады тому, что ему удалось восстановить у них единодержавие. Каса недавно письмом просил египетского пашу Аббаса, чтобы он признал приятеля моего Кирилла патриархом коптов и абиссинцев. В абиссинский порт Масуа на Красном море не заходят английские пароходы: туда из аравийской Джидды приплывают только парусные судна арабские. Кончена моя памятка о абиссинцах. Начинается Третий отдел дневника об училищах и типографии Февраль, 7, воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Некоторые жития абиссинских святых по рукописям бывшей коллекции d " Abbadie: Яфкерана-Эгзиэ. Фаддей Бартарваский. Самуил Вальдебский. Такла-Хаварьят Источник Поступление в Парижскую Bibliotheque Nationale коллекции эфиопских рукописей, собранной пок. d’Abbadie, по времени совпало с выходом в свет вашей диссертации «Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии». Мы сочли обязанностью при первой возможности привлечь к изучению богатый агиологический материал этой коллекции, до тех пор бывший недоступным для ученых, и в силу этой печальной причины не принятый нами в соображение при составлении книги. Летом 1903 года, во время пребывания в Париже, мы приготовили копии почти со всех житий национальных абиссинских святых, имевшихся лишь в одной коллекции d’Abbadie, а также познакомились с житиями, хотя и известными в других собраниях, но представленными во вновь приобретенной редакциями, отличными от тех, которыми мы пользовались во время составления диссертации. Разработка этого богатого материала, при других срочных занятиях, потребовала значительного количества времени, и только теперь мы находим возможным напечатать предлагаемую статью, посвященную четырем агиологическим памятникам из числа изученных нами. Считаем не лишним сообщить, что четыре других жития: Иареда сладкопевца, Пантелеймона, Бацалота-Микаэля и Гонория одновременно с нами были предметом изучения со стороны Conti Rossini и изданы им с латинским переводом в т. XVII, 1 и ХХ, 1 издаваемого о. Chabot «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium», a в т. XXIII, 1 той же серии напечатано наше издание житий Фере-Микаэля и Зара-Абрехама. Обо всех этих агиологических памятниках мы своевременно поместили обширные заметки в библиографической части «Византийского Временника», где также нами печатались отчеты и о других изданиях в области эфиопской агиографии. Яфкерана-Эгзиэ Житие преподобного Яфкерана-Эгзиэ пока известно в единственной рукописи в бывшей коллекции d’Abbadie 56. Оно занимает 43 ¼ листа большого формата, написано прекрасным почерком века XVI–XVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Для хранения имущества предназначается отдельное здание, устроенное попрочнее. Там хозяева прячут дорогие ткани, кубки, накопленное золото и серебро. Богачом считается тот, кто имеет мешок золота. Когда подоспеет время обеда, все господа рассаживаются на земле вокруг большой корзины с хлебами. Читается всеми в полголоса молитва: «отче наш», которой предшествует импровизованная молитва старшего члена семьи. Этот обычай соблюдается всеми. Между тем слуга выкладывает в корзину поверх хлебов густую похлебку. В иных домах вместо корзины устраивается настоящий стол, только низенький, приземистый. На столе пред каждым человеком возвышается несколько хлебов, сложенных один на другой. Сверху кладутся белые хлебы, а снизу как бы в основание первых – несколько черных. Слуга обходит стол с горшком похлебки и собственною горстью разделяет её на всех. После того, как барин принимается есть верхний хлеб, слуга уже спешит положить похлебки на следующий, потом на третий и т. д. до тех пор, пока не последует со стороны господина заявление: «неальфеллигим» – я не желаю. На —105— обильной абиссинской трапезе подается несколько похлебок, играющих роль отдельных блюд: похлебка из семян тефа, сваренных с мелкими кусками говядины, похлебка из кабака, из дагуса и т. д. После похлебок обыкновенно едят сырое бычачье мясо – «брондо». От бычачьей ноги или целой грудины, подносимых слугой, всякий отрезывает себе желаемую часть, которую съедает с перцем и разными горькими травами. В заключение в качестве десерта подается сметана, наперченная до красна и подправленная душистыми специями. Из напитков абиссинцы особенно любят свой национальный «теч». Он хранится внутри дома в бочонке, вкопанном в землю. Сквозь льняную покрышку течь из бочонка нацеживается в кубки. Подавая кубок господину, слуга тут же подставляет свою горсть и получает в неё немного питья. Кубки бывают разной формы, но более употребительная – это форма нашего графина. Пьянства за абиссинской трапезой не бывает, да и вообще оно неизвестно еще в Абиссинии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Когда ныгус выступал в поход, его царский шатер раскидывали по средине стана. Вокруг царя располагались в своих ставках его воители («бояре, «’az-mam‘», aзмaчь). Самые низшие из них стояли слева от царя («левый боярин» – «grâ-’azinât»), следующие по рангу занимали свои посты справа от царя («qan«-’azmât» – «правый боярин»), а впереди, у двери царской, разбивали свои ставки «первые шпаги» Абиссинии, прославленные бойцы ее. «У двери боярин» – по-тыграйски «dag- »azmâti», по-амхарски «dad«-’azmât’», дадж-азмач или сокращенно даджач. Даджач есть полный генерал (генерал-адъютант) абиссинской армии и в тоже время губернатор одной или нескольких губерний («земель»), словом «воевода» в древне-русском смысле слова. Даджач имеет право употреблять столько литавр (nagarit), сколько «земель» под его «воеводством». В. 255; Br. II, 760. III, 284. 296. 305. IV, 38; Isenberg, I, 13. – Ниже, чем даджач, по рангу генерал, командующий авангардом. Он haзыbaemcя фum-abpapu («fim-’awrari» от корней корней «fit» νπιον,лицевая сторона, перед, впереди, и »warara» orpaбuл), – титул, который буквально значит: впереди грабежом заведующий, отдающий распоряжение впереди грабит. Это показывает, как принято в Абиссинии вести войны. – Самый высший ранг в абиссинской армии занимает рас (râs, буквально голова), фельдмаршал. Этот титул ныгусы часто жаловали своим быхт-вадад, т. е. министрам двора, которые вместе с тем были и первыми министрами государства. – Блатен-гета (букв. господин пажей) – один из придворных сановников. –Баджыронд – командир одного из гвардейских полков и начальник части дворца, данному полку присвоенной. – В.196. 283 296; Вг. Ш. 354; Ludolf, hist., 2, 12, 26–39; Dillmann, Zar’a-Jacob, 11. 31. – Верховный суд в Абиссинии составляется ир «властей» (inakuânynt, ρχοντες, judices), т. e. высших государственных сановников, и 8 постоянных членов (wanbar) т. е. 4 liqâwynt и 4 ’azâz " ot’. – Ликавынт (ед. ч. liq, cmapшuй, сокращенное из lyhiq,cmapeц), сенаторы, и азажоч (ед. ч. ’azâz’, aзaж om корня ’azaza, npukaзaл,=распорядитель), младшие судьи, – звания наследственные в известных фамилиях, но назначение зависит от ныгуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010