1940–1942 гг. – заместитель «Первоиерарха». 1941 г. – исполняющий обязанности «Первоиерарха», «Блаженнейший». 1941 г., 4 декабря – в Ульяновске (в эвакуации) «возведён» в сан «Святейшего и Блаженнейшего Патриарха» («интронизация» на частной квартире, с осаждением на антиминс, развёрнутый на обеденном столе, совершена «митрополитом» Виталием [Введенским] и диаконом Андреем Введенским, сыном «Патриарха»). Вскоре же это «патриаршество» было отменено самим А. И. Введенским . 1941–1946 гг. – «Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Московский и Православных Церквей в СССР». 1946 г., 8 августа – скончался вне общения с Православной Российской Церковью, завещав перед смертью свой мозг «Институту мозга». Отпевание в храме св. Пимена Великого в Сущеве возглавляет «митрополит Свердловский” Филарет [Яценко]. Умерший поминается как «раб Божий Александр» без какого-либо титулования. С его кончиной официальное и организованное обновленчество совершенно угасает. ВИССАРИОН (Зорнин Василий), епископ Симбирский. Родился в Нижегородской губ., в семье священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. 1898–1902 гг. – учился в Казанской Духовной Академии. 1899 г. – монах, иеродиакон. Пострижен в мантию, иеромонах. 1902 г., 17 августа – преподаватель богословия в Калужской духовной семинарии. 1902 г., ноябрь – Александровская миссионерская семинария. 1903 г. – преподаватель, затем инспектор и ректор Волынской духовной семинарии в сане архимандрита. 1909 г. – ректор Самарской духовной семинарии. 1913 г. – ректор Пермской духовной семинарии. Настоятель Батуринского Николаевского монастыря Черниговской епархии. 1915 г. – епархиальный миссионер Ферганской области. Настоятель собора в г. Алма-Ате. 1924 г., 17(30) сентября – хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). 1924–1924 гг. – епископ Омский и Павлодарский. 1924–1925 гг. – епископ Симбирский. 1925 г. – один из организаторов григорианского раскола (ВВЦС). 1926 г., 16(29) января – Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

У Хлебникова несколько лет тому назад, похоже, тоже наступил тот самый момент в жизни, когда он, подобно Шукшину, испытал потребность «зрительского ответа». И снял «Аритмию». А сейчас – «Снегиря», который меня не отпускает... ... Бессмысленно писать о том, что артист Икс талантливый, выдающийся, какой угодно, если у артиста Икс нет ролей, «врезающих» его в «золотой фонд», в народное сознание. Пока молодой Вячеслав Тихонов не сыграл Матвея Морозова в картине «Дело было в Пенькове», он был просто красивый молодой актёр. А после этого фильма стал любимцем страны. Что был бы Тараторкин без Раскольникова? Что был бы Солоницын без Рублёва? Что был бы Влад Дворжецкий без Хлудова? Светлой памяти Серёжа Пускепалис отлично сыграл множество ролей, но в тот самый «золотой фонд» его «врезала» роль, с которой, в сущности, началась его карьера, – выдающаяся работа в «Простых вещах» Алексея Попогребского. Замечательно органичный, точный и тонкий Максим Лагашкин и в уже имеющихся у него ролях сегодня заслуживает всяческих похвал, а вот роли той пронзительности и человеческого масштаба, которая била бы «навылет», которая сделала бы его народным любимцем, он пока ещё не получил – и тут хоть тресни... Ни у кого нет ни малейших сомнений в абсолютно уникальном даре Александра Яценко, но «номером один» он стал после хлебниковской «Аритмии» и сейчас – после «Праведника» Урсуляка. Все другие его замечательные работы не имели шанса получить того общественного признания, с которого начинается Большой Артист. Все понимали уровень Михаила Андреевича Глузского, но он так и оставался бы «известным актёром второго плана», кабы не профессор Сретенский из «Монолога», после которого о Глузском стали говорить как о Великом Актёре. Много чего переиграл за свою жизнь Машков, но взял публику он «Вором» Чухрая и «Ликвидацией» Урсуляка, без которых вся его профессиональная репутация оставалась лишь репутацией «для узкого круга». Посредственный фильм погребает под собой любую актёрскую удачу. И даже хороший фильм – всё равно погребает репутацию актёра под собой, если его роль не имеет социальной значимости.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/03/snegir...

232 Так в изданиях 1994–1995 гг., с. 95. В «Книге» (с. 78) это исправлено на нечто не менее странное –Кирял. Фантазер­ство Миролюбова и Асова оказывает им здесь плохую службу: в Крыму Кирилл был известен под своим мирским име­нем Константина, тогда как монашеское имя Кирилла было принято им в Риме лишь в 869 г. 235 Перевод Б. И. Яценко делает упор на семейно-нравственные отношения: «Муж, идя домой, не прав, если лишь заявля­ет о правах» (с. 150). 236 Sophocles Е. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine periods (from B. С 146 to A. D. 1100). Boston, 1870, s. v. 237 Лотман Ю. М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII–haчaлa XIX в.//Слово о полку Игореве – памятник XII века. М., 1962. С. 396–404. Место хранения гимна: Рукописное собрание РНБ, Архив Г. Р. Державина, 39. Л. 172–174. 238 В переводе А. И. Асова «Он пел, как Чегирь-звезда летела в огне драконом, сияя светом зеленым» (в его транскрипции «якъ огла онь чегирь иде овъ че-гирь угрь иже зелень», откуда идет у Асова неверная орфография в названии звезды). В переводе А. И. Сулакадзева: «Как обручь согнутой, как ветвь круглы оне, чары исчезнут, не бось ничего» (в рунах «око глва огни чегрить ово уче круга иже селнъ»). Фотоснимок рукописи А. И. Сулакадзева опубликован А. И. Асовым в кни­ге «Славянские руны» (с. 317–321). Он воспроизведен также еще в одной книге: Куликов А. А. Космическая мифология древних славян. СПб.: «Лексикон», 2001. С. 13 7–141. Эта последняя работа также преимущественно посвящена ВК. Автор колеблется: признать ли ее вполне поддельной или поддельной лишь отчасти. 241 См. Сочинения Г. Р. Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. 1872. Т. 7. С. 586–587. 242 В этом он не одинок. См., например: Юшин В. И. Русь от патриархов до апокалипсиса. М.: Фэри-В, 2001. ВК находит себе почетное место на страницах этой книги, где Св. Писание перемешано с политикой. В другом подобном труде ис­пользованы, в частности, фольклорные фантазии Ю. П. Миролюбова и А. И. Асова: «Русская Хазария. Новый взгляд на историю» (М: Метагалактика, 2001; составитель Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

2298 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 15(28)01.1944. Вторая дата – дата определения на покой (по прошению). Еще ранее, 08(21)06.1960, был освобожден от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. Это было следствием насилия власти при гонении на Церковь во времена H. С. Хрущева (митрополит Николай посильно сопротивлялся власти и даже ставил ей условия, только при выполнении которых Церковь могла бы содействовать государству в международных делах). Скончался 30.11(13.12)1961 в Боткинской больнице. Был погребен в крипте Церкви Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре при огромном стечении народа. Пользовался уважением и любовью клира и мирян Русской Православной Церкви, а также высоким авторитетом за рубежом. Его деятельность по укреплению авторитета Русской Православной Церкви во всем мире была благотворна для Церкви. Атеистические власти были поставлены перед необходимостью сотрудничества с Русской Православной Церковью во внешней политике, что позволило выдержать чудовищное давление во время хрущевской антицерковной кампании. 2303 Возведен обновленцами в «архиепископа» и назначен на «Крутицкую кафедру» сразу же по отпадении в раскол. 2304 Ранее был на покое, жил в Костроме. В феврале 1946 принес покаяние и принят в общение с Церковью как иеромонах Софроний. Хиротонисан в Московской Николо-Кузнецкой церкви Патриархом Алексием (Симанским), архиепископом Виталием (Введенским), бывшим обновленческим «митрополитом», и епископом Сергием (Лариным) (также бывшим обновленцем) и получил назначение на кафедру. См. Симбирская. 2305 По сообщению архиепископа Сергия (Ларина), титулярный обновленческий «митрополит» Крутицкий Филарет (Яценко) «...в общение с Моск. Патриархией пытался вступить, но Патриархом Алексием (Симанским) ... ему в этом категорически отказано. Будучи обновленческим Свердловским митрополитом, путем обмана и подложных документов в 1943 г. служил в Православных храмах. В 1947 г. путем обмана архиерейски действовал за богослужением в Одессе. Великий мошенник, старый плут и экспроприатор...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После обеда быстро прощаюсь, чтобы не утомлять больного. Провожает меня до дверей – и в дверях обнимает, трижды целует, а я целую его руку: чудесную тонкую руку, руку пианиста, артиста, гения, теперь – слабую и жалкую, бормочу что-то нечленораздельное, чувствуя комок, подступивший к горлу. Он снова меня целует и бледные губы шепчут: «В последний раз!». Он умер 25 июля 1946 года в жаркий летний полдень. За несколько дней до смерти был новый последний уже удар. Он был в сознании до самой последней минуты и смотрел прямо перед собой блестящими, осмысленными глазами. «Хотите причаститься?» – спросил священник, о. Иоанн Попов . «Хочу», – твердо ответил он – и до последней минуты все смотрел куда-то вдаль, как бы всматриваясь в наступающую новую жизнь. 26 июля я видел его мертвого. На смертном одре он снова помолодел, – и теперь был почти таким, каким был в последние годы. Белый подрясник, епитрахиль и малый омофор (он еще не был облачен), густые, черные ресницы и печать тихого раздумья на челе, – такое лицо у него было во время наших вечерних волжских прогулок, во время задушевных дружеских бесед. Я поцеловал его мертвое лицо, а потом долго стоял около смертного одра и думал и, помню, мелькнуло у меня в голове определение: «Романтик в рясе! Романтик!..» Серая, скучная прозаическая жизнь никогда не удовлетворяла его, – все яркое, необычное, прекрасное привлекало. И он хотел, чтобы жизнь была яркой, необычной, красивой. Его похороны состоялись в воскресенье 28 июля 1946 г. в Пименовском храме. Служили два архиерея – митрополит Филарет Яценко и архиепископ Алексий Курилев и 12 заштатных священников. Желая воздать последнюю почесть покойному, я облачился в этот день (в первый и последний раз после Ульяновска) в диаконский стихарь и стоял с рипидой у гроба во время отпевания. А потом я нес гроб, – гроб с телом покойного внесли через царские двери и алтарь и затем трижды обнесли вокруг храма Он погребен на Калитниковском кладбище, за алтарной стеной, в одной могиле с Зинаидой Сав-вишной – своей горячо любимой матерью...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в 1946 г. остатки обновленчества фактически прекратили существование. Лишь архиепископ Александр (Щербаков) и митрополит Филарет (Яценко) еще несколько лет не сдавались. Первый приезжал из Казахстана, где он жил, в Москву, просил в Совете по делам религиозных культов зарегистрировать общину в г. Джамбуле, открыть там молитвенный дом, а его самого признать первоиерархом, главой обновленчества. После неоднократных отказов в 1948 г. он был принят в юрисдикцию Московской Патриархии в сане протоиерея. Митрополит Филарет не раз подавал прошения о принятии его в сане епископа, но получал отказы. Так и не покаявшись, он до середины 1950-х гг. считал себя заместителем первоиерарха и продолжателем дела обновленчества, однако не имел ни одного прихода 528 . К середине 1940-х гг. исчезло и другое церковное течение, отколовшееся от Патриархии – григорианство. Начало войны застало его в состоянии глубокого упадка. В октябре 1941 г. после переезда в Ульяновск Местоблюстителя Сергия (Страгородского) остававшаяся там небольшая кладбищенская григорианская церковь перешла в его юрисдикцию. 12 июля 1943 г., еще до избрания Патриарха, принес покаяние епископ Фотий (Тапиро), он был принят в звании монаха, но затем поставлен на Краснодарскую кафедру. Вскоре после этого покаялись последние три григорианских епископа: Гермоген (Кузьмин), Иосиф (Вырыпаев) и Феодосии (Григорович). Двое первых были приняты в сане архимандритов, а Феодосии – в сане иеромонаха 529 . Хотя обновленчество и григорианство так же, как и Московская Патриархия, с началом Великой Отечественной войны заняли патриотическую позицию, к этому времени они уже фактически изжили себя. Экстремальные условия, в которых была страна, лишь наглядно выявили этот факт. Первые признаки начала стихийного процесса возвращения раскольнических приходов и духовенства в Патриаршую Церковь появились в конце 1941–1942 гг. Ликвидация обновленческого и григорианского движения сопровождалась давлением на них государственных органов. Советское руководство, прежде всего из прагматических соображений, осенью 1943 г. сделало окончательный выбор в пользу Московской Патриархии. Его диктовала И. Сталину политическая ситуация в СССР и за рубежом. Кроме того, Патриаршая Церковь была кровно заинтересована в ликвидации расколов. И государственные органы, изменив в 1943 г. курс своей религиозной политики, не могли не учитывать это, полностью перестав поддерживать уже не интересовавшие их (в значительной степени созданные ими же в 1920-е гг.) церковные движения. К середине 1940-х гг. и обновленчество, и григорианство практически полностью исчезли. §5. Религиозная политика советского государства в годы войны

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

08(21)05.1959 Иоасаф Лелюхин 19.09(02.10)1961 30.12.1961(12.01.1962) 03(16)11.1962 03(16)11.1962 07(20)11.1962 17(30)03.1964 04(17)02.1969 07(20)03.1969 07(20)07.1969 05(18)04.1973 05(18)04.1973 18(31)05.1973 18(31)05.1973 23.06(06.07)1989 23.06(06.07)1989 09(22)06.1993 Никанор Юхимюк 09(22)06.1993 14(27)08.1995 Варфоломей Ващук 14(27)08.1995 17(30)04.1999 17(30)04.1999 07(20)04.2005 Иов Смакоуз СУМСКАЯ, обн. Основана в 1925 г. Харьковское викариатство. Упразднена 1935 г. 21.05(03.06)1925 Иоасаф 21.05(03.06)1925 Филарет Яценко 01(14)06.1926 28.05(10.06)1935 Супурганская Основана 25.03.1898 (на основе Православной Русской духовной миссии среди персидских несториан в Урмии; местопребывание – в селении Супурган, Иран). 25.03.1898 23.04.1910 23.04.1910 (1917) Сурожская Основана 27.09(10.10)1962. Местопребывание – в г. Лондон. Титулярная. Именование – по г. Судак (Крым, в древнерусских документах – Сурож). Викарные кафедры: Цюрихская, Керченская, Сергиевская. 27.09(10.10)1962 17(30)07.2003 17(30)07.2003 26.04(09.05)2006 26.04(09.05)2006 23.09(06.10)2006 23.09(06.10)2006 Сухиничская Основана в 1929 г. Именование – по г. Сухиничи (Смоленская область). Смоленское викариатство. Упразднена в 1931 г. 07(20)11.1929 24.01(06.02.)1930 11(24)12.1930 30.08(12.09)1931 Александр Раевский Сухумская Основана 15.04.1851. Начало Православной иерархии в Абхазии положено еще в первые века Христианства. Известно, что епископ Севастопольский (Никопский, Пицундский) присутствовал на IV Вселенском Халкидонском Соборе 451 г., а св. муч. Ипатий. епископ Гагрский, – еще на I Вселенском Соборе 325 г. Затем, после некоторого перерыва, она вновь возродилась в 536 г, когда в древней Пицунде (Никопсис, Анакопия) была основана епископская кафедра, возвышенная в 541 г. в архиепископию, подчиненную Константинопольскому Патриарху (первым Никопсийским епископом по возобновлении кафедры был блаженный Евфратий). С 840 г. никопские архиепископы именовались Бичвинтскими (Битзинскими) и Абхазскими, а с 1050 г. усвоили себе некоторые права автокефалии. В 1390 г., по разделении Грузинского царства, Бичвинтские архиепископы провозгласили себя автокефальными, каковыми и были признаны Константинопольским и проч. восточными Патриархами. Кафедра католикосов находилась в Пицундском Успенском Соборе, построенном в 541 г. В 1657 г. кафедра была перенесена в Гелат, с 1795 г. прекратилась (причислена к митрополии Цагерской). Кроме нее, существовала еще Драндская митрополия (с кафедрой в Драндском монастыре). Известны также викариатства: Анакопийское (Севастопольское, Севастийское), Гагрское (упоминаемое в IV в.), Боддийское (в Самурзакани, недалеко от Окуми, Мингрелия), Моквское (несколько севернее г. Очамчиры), Илорийское, Челекское (Челетское) (Н.Д. Иерархия... С. 199).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре 1943 года у Введенского родилась дочь. Он выхлопотал себе пропуск в Ульяновск, где до того времени находилась его семья, и уехал туда в надежде на скорое возвращение и активизацию усилий по спасению обновленческой церкви. Совет продолжал наблюдать за ситуацией, сложившейся в обновленческой среде. Карпов регулярно информировал Молотова о ходе распада обновленчества. При встрече в январе 1944 года председатель совета сообщил о переходе обновленческих приходов и иерархов в Патриаршую церковь в Ленинградской, Московской, Тульской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Средней Азии. По его словам, обновленчество переживало глубокий кризис, но вместе с тем его интересовало, следует ли проводить «специальные мероприятия», прежде всего в Краснодарском и Ставропольском краях, остававшихся «оплотами обновленчества». Думается, что одно из «специальных мероприятий» как раз и было связано с пребыванием А. Введенского в Ульяновске. При попытке вернуться в Москву уже на ульяновском железнодорожном вокзале при проверке документов произошла заминка: пропуск на въезд в Москву был признан недействительным, и Введенскому пришлось больше запланированного времени оставаться в Ульяновске. Каждый день он звонил в Москву и из разговоров с архиепископом Андреем (Расторгуевым) узнавал все новые удручающие известия: московские храмы один за другим отходили от обновленчества и возвращались в Патриаршую церковь . Не лучше обстояли дела и в провинции, в Средней Азии, на Кубани и Северном Кавказе. Когда вопрос о проезде в Москву был улажен и Введенский вернулся в столицу, его ожидали нерадостные известия: в Москве верными ему остались всего два епископа – митрополит Виталий (Введенский) и митрополит Северно-Уральский Филарет (Яценко). Фактически распались все обновленческие епархии, да и в самой Москве действовал только один обновленческий храм. В феврале 1944 года Введенский по собственной инициативе пришел в совет на встречу с Карповым. Он ставил вопрос о предоставлении ему одного из недействующих в Москве культовых зданий или возвращении Воскресенского храма в Сокольниках, о перемещении епископов и назначении новых епископов на обновленческие кафедры. Ответ Карпова был уже стандартным: здания передаются по просьбам верующих, а таковых от обновленческих общин не поступало, а назначение епископов в регионы СССР, где нет действующих обновленческих общин, недопустимо 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

82 Черная Л.А. Прение живота и смерти в интерпретации святителя Димитрия Ростовского //Ростовский Архиерейский дом и русская художественная культура второй половины XVII века: материалы конференции, 21–23 сентября 2005 г. Ростов, 2006. С. 305–317. 83 Боголюбов К. Л. «Внешнее учение» и литературная деятельность: О трех юго-западнорусских книжниках XVII–XVIII вв.: Димитрий Савич, Иоанн Величковский, Паисий Величковский //Филевские чтения. Вып. 9. М., 1994. С. 177–202. 86 Виденеева А. Е. К истории посвящений храмов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря//СРМ. 1991. Вып. 1. С. 74–119; Она же. Свт. Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский монастырь//Учемский сборник. Мышкин, 2001. Вып. 3. С. 43–48; Она же. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004 (по указ.); Виденеева А., Грудцына Н. Митрополит Димитрий на Ростовской кафедре//Звезда от Киева воссиявшая. С.65–80. 87 Белоненко М. А., Енин Г. П. «Диариуш» Димитрия Ростовского //Исследование памятников письменной культуры в собраниях и архивах Отдела рукописей и редких книг: Воспоминания и дневники. Л., 1987. С. 7– 21; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1989. С. 261–264; Росовецкая Т. Н. Лаврские издания «Книги житий святых» Димитрия Туптало и их распространение на Украине в 1-й пол. XVIII в.//Книга в России: Век Просвещения. Л., 1990. С. 58–59; Поплавная В. А. Рукописный сб. 1-й четв. XVIII в. из собр. св. Димитрия Ростовского //Книга в России: Из истории духовного просвещения: Научные труды. СПб., 1993. С. 65–71; Минеева С. В. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в составе «Книги Житий Святых» Димитрия Ростовского (проблема источников)//Филевские чтения 1994. Вып. 9. С. 53–74; Яценко Б.И. Дмитрий Ростовский и «Слово о полку Игореве»//Рус. Лит. 1996. Белоненко В. С. История и личность: (Новые материалы для изучения творчества свт. Димитрия Ростовского )//Русь и южные славяне: Сборник статей. СПб., 1998; Белоненко В.С. Об истории культурных взаимосвязей народов Восточной Европы в 17–18 вв. Люди и книги//Белорусский сборник вып. 1. СПБ., 1998; С. 438–448; Марченко О. Произведения св. Димитрия Ростовского в фондах изданий старопечатных, редких и ценных книг Государственной исторической библиотеки//Там же. С. 101–102; Игумнова Н. Д. Рукопись «Келейный летописец» Димитрия Ростовского в фонде Зональной научной библиотеки Иркутского государственного университета//V Макушинские чтения: Тезисы докладов. Новосиб., 2000. С. 42–44; Гладкова О. В. «Житие Евстафия Плакиды» в редакции св. Димитрия Ростовского //V Научые чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2001. С. 110–121; Коробейникова Л. Н. Житие Галактиона и Епистимии в составе Четиих-Миней Димитрия Ростовского //Там же. С. 122–137; она же.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2212 Ольденбург Сергей Федорович (1863–1934), востоковед-индолог, организатор науки, обществен­но-политический деятель; магистр санскритской словесности; адъюнкт (1900), непременный секре­тарь Петербургской АН – АН СССР (1904–1929). 2214 Яценко Екатерина Николаевна (1890 – не ранее 1938), родилась 9 ноября 1890 г. (ст. ст.) в семье офицера-поручика (в годы Первой мировой войны генерал-майора артиллерии) Н. И. Яценко. Учи­лась в Гельсингфорсе, затем в Мариинской гимназии Э. П. Шаффе в Петербурге, которую закончила с серебряной медалью (1907), получив диплом домашней наставницы с правом преподавания русско­го языка и арифметики (1908). В 1908 г. поступила на историко-филологический факультет ВЖК, училась на отделении русской филологии в подгруппе русской литературы, но была исключена по болезни в 1912 г., повторно поступила на ВЖК в 1913 г. и в январе 1914 г. была вновь отчислена из состава курсисток, так и не закончив учебы. В годы первой мировой войны – сестра милосердия. В 1915 г. познакомилась с Η. П. Кондаковым и вошла в круг его учеников. Спутница Кондакова с весны 1917 г. События октября 1917 г. застали их на юге России, так что Кондаков и Яценко оказались отрезанными от Петрограда. Е. Н. Яценко, став ангелом-хранителем академика, делила с ним все жизненные трудности в Ялте и Одессе (1917–1920), Софии (1920–1922) и Праге (1922–1925). 26 апреля 1919 г. Д. В. Айналов писал С. А. Жебелеву из Симферополя: «Проездом через Одессу я виделся с Η. П. Кондаковым... При Н[икодиме] П[авловиче] состоит курсистка, которая его бережет и кормит» (ПФА РАН. Ф. 729. Оп. 2. Д. 1. Л. 152). И. А. Бунин, описывая бегство из Одессы 24 января/6 февраля 1920 г., писал о своих спутниках: «Нас было четверо: с нами был знаменитый русский ученый Никодим Павлович Кондаков , грузный старик лет семидесяти пяти, и молодая женщина, быв­шая секретарем его и почти нянькой» (см.: Бунин И. А. Из воспоминаний «Третий Толстой»//Собр. соч.: В 9 т. М., 1967. Т. 9. С. 437). После смерти Η. П. Кондакова, вероятно в 1927 г., Е. Н. Яценко уехала из Праги в Ниццу, жила во Франции, с 1931 г. ученый член Археологического института им. Η. П. Кондакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010