259 Покойный Владыка Антоний, Архиепископ Казанский, сделал при этом приписку в своей рукописи такую: «Да! А ныне-то что видим?! Если кто из семинарских наставников изъявляет желание принять сан священства, то уж непременно с условием, чтобы дан был ему приход и возможно лучший, или же проситель-призванник прямо метит, чтобы кроме наставнической должности при Семинарии занять одновременно должность законоучителя в каком-либо светском заведении. А о призванничестве к монашеству воспитанников Академии вот уже десять лет и слыхом не слышно; даже и вдовые священники, поступающие в Академию, не возгревают в себе этого призвания, как особенного дара духовного. 261 В миру Андрей Казанцев, – в монашестве Евгений, бывший впоследствии Архиепископ Ярославский. Приводимые теперь слова мы берём из надгробного слова, сказанного при погребении сего Святителя бывшим Московским Протоиереем А.О. Ключаревым, ныне Амвросий, Архиепископ Харьковский. 262 В автобиографии в Бозе почившего Платона, Митрополита Московского, читаем: «Всю суету мирской жизни воображая, Платон ублажал безженную жизнь и уединённую, а оную мирскую оплакивал, а через то и борьбу плоти облегчал. Уединённая монашеская жизнь, – рассуждал он, – кроме того, что подаёт меньше случаев ко греху, много содействует и к богомыслию, и к приобретению просвещения беспрепятственным упражнением в мудрости не токмо духовной, а и мирской. Так рассуждал Платон, и потому, когда впоследствии Государыня Императрица EKATEPUHA II, избирая его, Платона, в учители к сыну своему Государю Наследнику, спросила: – «почему он избрал монашескую жизнь»? – Платон ответствовал, что «по особой любви к просвещению». На сие Императрица сказала: «да разве нельзя в мирской жизни умножать просвещение?» – «Льзя, – ответствовал Платон, – но не столь удобно, сколько в монашеской жизни, где он по всему свободен». – Сей ответ решил Императрицу в избрании его в учители». – Душеполезное Чтение 1887 г. Август, стр. 385». NB : Нужно заметить, что автобиография писана была Платоном в третьем лице. – Платон был пострижен в монашество на 21 году от рождения – 14 Августа 1758 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Госдума уже одобрила предложение местных депутатов 11 ноября. ПРАВМИР. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предлагает вернуть городу Тутаеву в Ярославской области историческое название — Романов-Борисоглебск. С таким предложением выступила ранее Ярославская областная дума, пишет «Интерфакс». Местные депутаты уверены, что переименование поспособствует «сохранению российского культурного наследия и патриотическому воспитанию молодежи». Этот город — единственный на Руси, в названии которого совмещаются имена трех русских святых — Романа, Бориса и Глеба, говорится в проекте закона. Авторы законопроекта напоминают, что город входит в состав маршрутов «Золотого кольца», которые знакомят туристов с историей и памятниками Древней Руси, и в этом смысле исконное название подходит ему больше современного. Кроме того, по словам парламентариев, местные жители активно используют историческое наименование Романов-Борисоглебск в названиях предприятий и организаций, магазинов, торговых центров и туристических агентств. Романов и Борисоглебск были основаны не позднее XIII века, а в 1822 году были слиты в один город в целях экономии. В 1918 году Романов-Борисоглебск переименовали в честь участника Гражданской войны Ильи Тутаева. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 декабря, 2015 3 февраля, 2016 10 августа, 2016 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/gorod-tutaev-vernet-se...

Энколпион. Нач. XIII в. Киев. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г. Распространенной специальностью киевских ювелиров была обработка днепровского янтаря. Кроме мастерских в «городе Ярослава» и на Михайловской горе еще несколько выявлены на Подоле (ул. Ярославская, 41 (1968 г.), ул. Покровская, 5 (1975 г.), ул. Щекавицкая, 25 (1981 г.)). В них делали крестики, бусы, различные подвески, вставки для перстней. Иногда ремесленник совмещал несколько специальностей. Так, в мастерской на ул. Щекавицкой, 25 изготовляли стеклянные и янтарные изделия, а также выливали ювелирные поделки из драгоценных металлов, покрывали глазурью керамические светильники, обрабатывали железо и сталь. Интересные находки относятся к строительному делу. На ул. Ирининской обнаружен комплекс печей XI в. для обжига извести; на Старокиевской горе раскрыт комплекс печей для обжига плинфы для Десятинной ц. На подворье Софийского собора также открыта печь для обжига плинфы (Новое в археологии Киева. 1981). К. являлся крупнейшим торговым центром на Руси. Сюда прибывали купцы не только со всех концов Древнерусского гос-ва, но и из разных стран (Византия, Хазария, Скандинавия, Польша, Германия, Чехия, Венгрия, араб. Восток и т. д.). Купцы нек-рых древнерус. городов, а также иностранные имели в К. постоянные торговые колонии. У новгородцев на их торговом подворье на Подоле была Михайловская (Новгородская) божница. Во время нападения половцев на К. в 1203 г. «гости, иноземця всякого языка, затвориша в церквах и вдаша им живот, а товари з ними [с половцами] разделиша на колы». Местом торговых операций были торги, или торжища. По сообщению еп. Титмара Мерзебургского, в К. в нач. XI в. существовало 8 рынков. Два из них (Торговище на Подоле и Бабин торжок на Старокиевской горе) упоминаются в летописи. Согласно сообщению Киево-Печерского патерика, на киевских рынках можно было купить все - от простенького жен. украшения до крупных партий сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий. Иисус Христос. Фрагмент стеатитовой иконки. Сер. XII в. Византия. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Благодарнее и любопытнее социальная история думы. В продолжение столетий встречаем в ней людей, которые носят одно и то же звание бояр, думцев князя-государя; но какое разнообразие ролей и физиономий! Русский боярин X в., не то купец, не то воин, хорошо помнивший, что он – варяг, морской наездник-викинг, на славянском Днепре переименованный в витязя и не успевший еще пересесть с лодки на коня, чтобы стать степным наездником, «удалой поленицей»; киевский боярин XI–XII в., вольный товарищ своего князя и подобно ему политический бродяга, нигде не пускавший глубоких корней, не завязывавший прочных связей ни с каким местным обществом; галицкий боярин-крамольник XIII в., старавшийся прочно укрепиться в крае, став между князем и простым обывателем, держа в руках того и другого; северный великорусский боярин XIV в., служилый кочевник подобно своим южным предкам, но очутившийся среди множества князей-хозяев, столь непохожих на своих южных предков, не знавший, что делать, как стать между князем, плотно усевшимся в своей вотчине, и между подвижным, текучим населением, и наконец подобно князю принявшийся за землевладельческое хозяйство; новгородский боярин XV в., по-видимому бессильный и покорный перед вечевой сходкой, не раз ею битый и грабленный, но богатый капиталист, крепко державший в своем кулаке нити народного труда и помощью их вертевший вечевой сходкой; московский боярин XVI в., недавно переименовавшийся из удельного князя, жалевший о своем ростовском или ярославском прошлом и недовольный московским настоящим, ни политическим, ни хозяйственным, не знавший, как поладить с своим государем; наконец московский боярин XVII в., смирившийся князь или выслужившийся разночинец, отказавшийся от политических грез XVI в., покорный и преданный своему государю и широкой рукой забиравший нити крестьянского труда: такой ряд фигур проходит перед наблюдателем через боярскую думу в разных краях древней Руси и в разные века ее истории. Каждый из этих типов сообщил свой особый склад и характер боярской думе, в которой он господствовал; но каждый из них отражал в себе склад и характер общества в разных краях Руси и в разные века ее истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Завязавшаяся таким образом религиозная связь карелов с русскими, перешедшая постепенно в политическую, оказалась настолько прочной, что не могли ее уничтожить ни тяжелые и несправедливые для них порой (в конце XIII и начале XIV в.) денежные поборы новгородских наместников), ни переход нынешней Финлянской Карелии впоследствии к Швеции. По необходимости в таких обстоятельствах – вынужденные изменять русским, карелы, тем не менее, не теряли своего родства с ними по вере и культуре, что и обнаружилось вполне, когда с переходом большей части Карелии по Столбовскому миру (1617) к Швеции, жители этой части территории стали переселяться вглубь России. В войну Москвы со Швецией в 1656–1661 гг. по взятии русскими войсками Сердоболя и Кексгольма, православные карелы встречали русских как своих избавителей – целовали крест Московскому Царю, снабжали его войска съестными припасами, косили сено для конницы москвичей, указывали дороги, выставили даже «даточных конных» с оружием в помощь московским войскам, а после войны, по заключении мира со Швецией, с сохранением прежних границ, установленных Столбовским миром, до 4107 православно-русских семейств бежало из приладожской Карелии в московские пределы. Таким образом, за весь XVII в. переселилось в Россию до 10000 семейств православных карел, которые размещены были русским правительством в губерниях Новгородской и Тверской и отчасти Ярославской. В великую северную войну появление русских войск в приладожской Карелии и особенно взятие ими в 1710 г. Кексгольма оказало на оставшихся в шведских владениях православных карел влияние совершенно тождественное с тем, какое произвело на них появление русских в 1656 году – они стали присягать русским и нападать на шведов и финнов. За время шведского владычества православным карелам пришлось испытать немало всякого рода и особенно религиозных притеснений, которые, однако, не могли поколебать ни их православия, ни расположения к русским. Столь характерное настроение карел по отношению к русским, их, можно сказать, историческое тяготение к России, нашедшее в конце концов удовлетворение в присоединено к России сначала приладожской Карелии, а потом – вместе с Финляндией – и остальной части Карелии, за долгое время шведского владычества уже значительно офинившейся, но не утратившей окончательно своей привязанности к России, говорит, сколь велики и жизненны интересы русского дела в этой искони русской по вере и культуре стране. Географическое положение и экономический быт Карелии

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Еще одно свидетельство на эту тему содержится в адресованном Кириллу послании патриарха Германа от 1228 г., где высказывается предостережение не посвящать в священнический сан рабов, а от епископов требуется не совершать посвящений, если предварительно не будет предъявлена вольная грамота. Князьям под угрозой отлучения запрещается вмешиваться в имущественные дела церквей и монастырей, равно как и в церковную юрисдикцию, объем которой, согласно посланию, был чрезвычайно невелик. Содержание письма было, несомненно, продиктовано патриарху Кириллом, стремившимся с помощью авторитета патриарха искоренить злоупотребления в русской церкви. Кажется, именно в это время впервые получают свое письменное оформление церковные уставы Владимира и Ярослава. Вероятно, в связи с церковной политикой Кирилла следует рассматривать также легенду на его печати: " Kipillos monachos eleo f (eo) u archiepiskopos tis m(it)popoleos Rosias " . Замечательно, что киевский митрополит титулует себя здесь " архиепископом Русской митрополии " , желая тем самым указать на свое верховенство по отношению ко всем епископам, действовавшим, согласно такому толкованию, в пределах полномочий, получаемых от митрополита. Иначе говоря, митрополит стремился свести подведомственных ему епископов до роли своих викариев (наместников). Такая политика выглядит весьма своевременной перед лицом того факта, что инвеститура со стороны князей (т. е. княжеские поставления) все больше и больше делала епископов самостоятельными церковными владыками по отношению к митрополиту, которому предоставлялось лишь рукополагать княжеских ставленников. Политическое дробление Руси также сужало сферу реальной власти киевских митрополитов. Таким образом, возникновение тенденции к κηδεμονα πντων ( " попечительству обо всех " ), которая столь характерна для церковной политики митрополита Кирилла III во второй половине XIII в., видимо, надо отнести к эпохе Кирилла II. На время правления Кирилла II приходятся посвящения следующих епископов: Митрофана , епископа во Владимире-на-Клязьме и Переяславле, 14 марта 1227 г. (во Владимире-на-Клязьме); Спиридона , архиепископа новгородского, 17 февраля 1230 г. и Кирилла (II) , епископа ростовского, ярославского и угличского, 6 апреля 1231 г. (достойно внимания, что епископы владимирские и ростовские именуются не только по местонахождению их кафедральных храмов, но и по резиденциям удельных князей).

http://drevo-info.ru/articles/12072.html

Но вскоре Андрей уезжает из Новгорода во Владимир, а оттуда отправляется в свой удельный Городец и затем в Орду; в то же время в Торжок (город, находившийся под совместным управлением Новгорода и великого князя) пытаются войти наместники Дмитрия. Против последнего выступают походом новгородцы в союзе с тверским (им был тогда Святослав Ярославич) и московским князьями. Войска встречаются у Дмитрова, и стороны приходят к мирному соглашению 92 . Это первое известие о самостоятельных действиях Даниила Александровича 93 . Можно ли считать, что Даниил выступил как союзник Андрея Александровича, наведшего на Северо-Восточную Русь татар? Оснований для этого нет. Московский и тверской князья выступают как особая группировка, отличная от Андрея и его союзников (ими были князья ярославский, ростовский и стародубский). Кроме того, во время татарского похода были разорены окрестности Твери, т.е. владения одного из князей данной группировки. Даниил Александрович примирился с братом Дмитрием, а тем временем Андрей, вынужденный покинуть Владимир, вновь отправился в Орду. Здесь ему была придана новая рать – на сей раз под командованием Туратемира и Алыня 94 . В условиях второго подряд вторжения Дмитрий Александрович принял решение, имевшее долгосрочные последствия: он «с своею дружиною отъеха в Орду к царю татарскому Ногою» 95 . Ногай, внук одного из младших братьев Батыя – Бувала, являлся фактически самостоятельным правителем западной части улуса Джучи – от Нижнего Дуная до Днепра (ставка его находилась в районе г. Исакчи в низовьях Дуная) 96 . Приезд к нему великого князя владимирского был, по-видимому, первым серьезным контактом с князьями Северной Руси, позволившим Ногаю начать создавать там собственную сферу влияния. В следующем (6791 – согласно северо-восточному летописанию, 6792 г. – по HIЛ) году Дмитрий вернулся на Русь. Андрей, несмотря на поддержку его новгородцами, вынужден был уступить великое княжение («съступися брату своему»). Боярин Семен Тонильевич, один из зачинщиков и руководителей обоих татарских походов против Дмитрия, был убит по его приказу в Костроме. В конце года «приде Дмитрии князь с братом своим Андреем, ратью к Новугороду и с татары и со всею Низовьскою землею, и много зла учиниша, волости пожгоша... и створиша мир; и седе Дмитрии в Новегороде на столе своемъ» 97 . Из этого сообщения прямо следует, что Дмитрий вернулся от Ногая с татарским отрядом, присутствие которого и вынудило Андрея отказаться от борьбы с братом и даже демонстрировать показное единство с ним, выступив против сочувствующего Андрею Новгорода. Ногай в то время еще не вступал в конфронтацию с сарайскими ханами; можно полагать, что за время длительного пребывания Дмитрия в его улусе Ногаю удалось, используя свое влияние при дворе Туда-Менгу (который вскоре после воцарения отошел от государственных дел 98 ), добиться подтверждения ярлыка на великое княжение, полученного Дмитрием прежде от Менгу-Тимура.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это почти середина XIII века, 1245 год. Вообще, мы с вами говорили о князьях несколько раз, может быть вскользь, пространно, что князья играли на Руси совершенно особую роль. Длинный период её, начиная с крещения и до Монгольской Руси — это Русь князей. Потом монгольский период, и до возвышения Москвы — это уже в основном Русь княжеская, в том смысле, что веру нужно было искать главным образом в представителях элиты. Князья были образованы, в отличие от простого люда, который долго ещё был лишён доступа к глубокому образованию и книжности. Князья соседствовали своими дворами с епископами, получали от них окормление на учение. Князья были строителями и созидателями церковной жизни, храмовой и монастырской, фундаторами и опекунами всех до сегодняшнего дня сохранившихся славных обителей. Часто были мучениками за Господа, за веру. Они шли первыми в бой, они должны были переживать о людях в то время, как, допустим, народ мог оставаться ещё в такой... Вы можете себе представить, что народ до сегодняшнего дня, в информационном XXI веке часто пребывает в полной тьме и полном невежестве? А что можно сказать, например, про X, XI, XII века? Т.е. если кто-то вас не научит, то вы ничего знать не будете. А кто мог учить, когда не хватало учителей по всей Руси? Допустим, Венчание. На Руси долгие столетия Венчание считалось княжеским Таинством — венчались только одни князья какое-то время, до простых людей Венчание дошло спустя столетия. Т.е. это не было таким Таинством, которое распространилось среди простого христианского люда. Князья первыми воспринимали всё богатство христианских богослужебных традиций: первыми знакомились с книгами, стояли на службах, разбирались с тем, с тем. Дочери и сыновья княжеские часто уходили в монахи, как Ефросинья Полоцкая, Ефимия Суздальская и т.д. Они уходили, становились иноками, потому что с детства получили образование. Святость часто нужно искать там, где есть образованность. Это особенно важно для XXI века, когда в простоте спасаться не получается — простоты не осталось, и вера обычно цветёт там, где есть библиотека, высшее образование, поиск хороших фундаментальных знаний — там со временем возникают, пробиваются ростки веры. Так что князья наши — это люди чрезвычайно важные: ярославские, костромские, муромские, новгородские, рязанские, тверские, московские, черниговские, суздальские, владимирские — все эти люди целые столетия являлись хранителями веры. Так вот многие из них были мучениками.

http://radonezh.ru/text/ya-mnogo-let-poz...

Губернский город Во дворе Сарапульской слободы Вятской Итого: VIII. Иркутской епархии В Иркутске Губернский город 18 – 251 В Нерчинске Иркутской В Якутске 72 – 230 В Селенгинске 50 – 180 В Удинске, в пригороде 36 – 300 В Киренском монастыре 60 – 560 В Нижнекамчатском остроге 86 – 790 В Барлуцкой слободе 50 – 452 В Нерчинском заводе 42 – 164 Итого: IX. Казанской епархии Казанская десятина, г. Казань Казанской Дворцовая слобода Рыбная Пригород Старошемшинск Дворцовое село Елабуга Вятской Город Уржум Пригород Малмыж Болгары при заштатном монастыре Город Свияжск Казанской Город Чебоксары                Город Царевококшайск Город Царевосанчурск Вятской Город Симбирск Симбирской Город Сызрань Город Самара  Город Корсунь Дворцовое село Малыковка Город Оренбург Оренбургской 80 – 500 Город Ставрополь Симбирской 10 – 122 Город Спасск Казанской 15 – 120 Пригород Сергиевск Итого: X. Коломенской епархии В городе Туле Губернский город В городе Серепухове Московской В городе Алексине Тульской В городе Епифани Итого: XI. Костромской епархии В Нерехте Костромской В Судиславе В Любиме Ярославской В Галицком Костромской 10 – 300 Итого: XII. Крутицкой епархии В г. Можайске Московской В г. Боровске Калужской В Малоярославце В Покровском Добром монастыре г. Лихвина В Перемышле В Серпейске В Мещовске В Козельске В Тарусе В Масальске В с. Адамовском В Загородской примосковской десятине, в с. Ангелове Московской В Белеве Тульской Итого: XIII. Могилевской епархии (Белорусской) В г. Мстиславе Могилевской В Орше (Оршаве) В м. Гомеле В м. Кричеве Итого: XIV. Московской епархии В Калуге, в Лаврентьевском монастыре Калужской В Звенигороде Московской При Троицкой лавре В Хатунской десятине Итого: XV. Нижегородской епархии В г. Алатыре Симбирской В с. Норецком В с. Саранске   Пензенской 10 – 170 В г. Курмыше Симбирской В г. Балахне Нижегородской В с. Лыскове В с. Мурашкине В с. Павловском 40 – 130 В с. Вирганском 45 – 350 В с. Терюшевском В с. Катунском В с. Мануловском Итого: XVI. Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Порою наблюдается взаимозависимость между текстами протоколов АРК и некоторых итоговых документов к «церковным» по становлениям Политбюро. Так, решение АРК об условиях освобождения патриарха из-под ареста в качестве выписки из протокола этой Комиссии за подписью Ярославского было прислано в Политбюро Сталину как инициативный документ. Рассмотрев его, Политбюро на своем заседании утвердило предложенные Ярославским условия, включая основные положения «покаянных» патриарших посланий. Во исполнение этого постановления высшего партийного органа Ярославский к следующему заседанию Политбюро прислал копию заявления патриарха в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 г., текст которого содержательно, а порой дословно, совпадал с решением АРК. То же самое, согласно проведенному текстологическому анализу, можно сказать и о двух других «покаянных» документах патриарха: о воззваниях к духовенству и верующим Русской церкви от 28 июня и от 1 июля 1923 года. При систематизации исследуемых в данной главе «церковных» документов делопроизводства Политбюро определяющую роль играли штампы и пометы о принадлежности, регистрационные штампы Бюро Секретариата, входящие и исходящие номера и т. п. Однако для материалов высших партийных органов XIII созыва входящие и исходящие номера утратили свое главенствующее значение, т.к. в секретное делопроизводство ЦК РКП (б) были введены новые карточки-бланки для фиксации постановлений. В них вместо графы «Материалы за появилась графа «Кем отправлены (подпись)». Для сверхсекретных «церковных» постановлений Политбюро (а их было утверждено в рассматриваемый период два – о заявлении патриарха в Верховный Суд РСФСР и об его интервью заграничным корреспондентам) все перечисленные выше формальные приемы определения взаимосвязей между документами не применялись, т. к. никаких штампов и помет о принадлежности, регистрационных штампов, входящих и исходящих номеров на них проставлено не было. Поэтому особую значимость при анализе этих постановлений приобрели содержание, даты их рассмотрения, особенности делопроизводственного оформления, месторасположение в тематических делах, документное окружение и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010