Ведутся археологические исследования здания подворья Толгского монастыря 3 июля 2020 г. 14:17 Исследования здания подворья Толгского монастыря, расположенного в Ярославле на площади Челюскинцев, ведет экспедиция Института археологии РАН под руководством Аси Викторовны Энговатовой. В результате этих исследований были установлены причины тяжелого технического состояния дома, построенного в 1808 году. Виной всему оказался древний ров XI века глубиной более шести метров и вал, построенные еще основателем города благоверным князем Ярославом Мудрым. На основании археологических исследований  доказано, что в XIII веке, когда фортификация на этом месте по мере роста города потеряла свое значение, ров стал заполняться разнообразными мусорными и строительными слоями, в том числе органическими остатками. В шурфах археологами был получен интересный материал, характеризующий быт жителей Ярославля, начиная с XIII века. Был найдет сланцевый крест. Подобные кресты называют корсунскими по месту производства (Корсуни). На кресте видна аккуратная дырочка, в которую продевался шнурок для ношения. Датирован крест по многочисленным аналогиям XIV веком. Другой интереснейшей находкой является обломок золотоордынской чаши XIV века. В Ярославле чаша просуществовала недолго, была разбита и один из ее обломков попал в культурный слой. Это свидетельствует о культурных и торговых связях того времени, и о статусе этого участка города, поскольку в нем проживали люди, которые пользовались подобными чашами. Еще одной удивительной и крайне показательной находкой являются мелкие обломки стеклянных браслетов домонгольского периода. Археологи по ним довольно четко определяют хронологический период, поскольку массовое производство подобных браслетов в Византии, Киеве и других южных городах практически прекратилось к концу XIII века. Судя по довольно большому количеству обломков стеклянных браслетов в культурном слое, эти украшения были крайне популярны. В нижних обводненных слоях древнего рва прекрасно сохраняются древесина, кожа, кость — уникальной находкой является целая деревянная ложка, найденная в одном из шурфов. Ее сохранность отличная и она дает представление о том, какими ложками пользовались жители Ярославля 700 лет назад. Археологами получена многочисленная коллекция обломков керамической посуды, а по составу глины и по форме венчиков специалисты с точностью устанавливают, какой посудой пользовались древние ярославцы и как она была произведена. В результате проведенных археологических работ установлено, что аварийное состояние здания Толгского подворья обусловлено его расположением на месте древних оборонительных сооружений Ярославля. Предстоит серьезная работа по инженерному укреплению фундаментов и наземных конструкций памятника архитектуры. Ярославская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 13.03.1793 10.05.1793 МИНСКАЯ 13.05.1796 07.02.1812 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 07.02.1812 28.03.1823 Иов Рогожин ВОЛЬСКАЯ 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 в/у САРАТОВСКАЯ БАКИНСКАЯ 26.09(09.10)1923 06(19)10.1923 ПЕНЗЕНСКАЯ 06(19)10.1923 13(26)11.1923 ПЯТИГОРСКАЯ 13(26)11.1923 14(27)11.1925 УСТЬ-МЕДВЕДИЦКАЯ МСТЕРСКАЯ 04(17)02.1930 Иов Сахновский ВАЛКОВСКАЯ, обн. 27.02(12.03)1925 МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ, обн. 27.02(12.03)1925 БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, обн. УМАНСКАЯ, обн. Иов Смакоуз в/у ХЕРСОНСКАЯ 29.05(11.06)1997 09(22)06.1997 ХЕРСОНСКАЯ 09(22)06.1997 17(30)04.1999 СУМСКАЯ 17(30)04.1999 07(20)04.2005 КАШИРСКАЯ 07(20)04.2005 Упр. ПАТР. ПРИХОДАМИ В КАНАДЕ 07(20)04.2005 Иов Тывонюк ЗАРАЙСКАЯ 21.12.1974 03.01.1975) 17(30)11.1988 Упр. ПАТР. ПРИХОДАМИ В КАНАДЕ 21.12.1974 03.01.1975) 06(19)07.1976 КОСТРОМСКАЯ 17(30)11.1988 31.08(13.09)1989 ЖИТОМИРСКАЯ 31.08(13.09)1989 09(22)06.1993 ОДИНЦОВСКАЯ 22.09(05.10)1994 14(27)12.1996 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 14(27)12.1996 Иоиль Возьмитянин ЛАДОЖСКАЯ 18.01.1708 17.06.1712 ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 1358(1359?) в/у ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ, нареченный 09.1521 1523(1526?) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 1523(1526?) 17.05.1535 КИЕВСКАЯ КОЛОМЕНСКАЯ ЛУЦКАЯ ЛЬВОВСКАЯ (XII в.) Св. Иона (или Иоанн) ПЕРМСКАЯ 06.06.1471 ПИНСКАЯ 02.1522 РУИССКАЯ РЯЗАНСКАЯ 23.03.1522 СМОЛЕНСКАЯ (XIII–XIV вв.) Иона (Мар-Иоанн) СУПУРГАНСКАЯ 25.03.1898 23.04.1910 ТВЕРСКАЯ 24.12.1642 Иона (нареченный) ЧЕРНИГОВСКАЯ 04.04.1499 ЯРОСЛАВСКАЯ 10.05.1574 17.08.1576 Иона Архангельский КРУТИЦКАЯ 05.1613 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 24.06.1619 Иона Баранов ВЯТСКАЯ 23.08.1674 08.10.1699 Иона Василевский (Васильевский) ТАМБОВСКАЯ 29.03.1812 26.04.1821 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 01.10.1821 05.03.1832 Иона Глезна ПОЛОЦКАЯ в/у КИЕВСКАЯ КИЕВСКАЯ 07.06.1494 Иона Гоголь ПИНСКАЯ 22.10.1595 09.10.1596 Иона Думин ВОЛОГОДСКАЯ 06.1588 ЯРОСЛАВСКАЯ Иона Зырянов АСТРАХАНСКАЯ 22.06(05.07)1964 14(27)02.1968 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 14(27)02.1968 19.05(01.06)1975 Иона Капустин ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 19.05.1846 21.11.1859 Иона Карпухин в/у АСТРАХАНСКАЯ 07(20)10.1992 11(24)10.1992

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мышкин Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.78663; 38.454883 Россия, Ярославская область, Мышкин Мышкин, Ярославская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Мышкин – административный центр Мышкинского района Ярославской области, расположен между городами Углич и Рыбинск, в 280 км от Москвы, в 100 км от Ярославля. Население - 6 тысяч человек. Субъективно Город забавный. Мыши тут повсюду – встречают, провожают, кормят, развлекают. В любом названии, будь это кафе, магазин, отель или киоск, обязательно торчат мышиные ушки. Но и кроме мышей есть на что посмотреть. Музеи неплохие, крестьянского быта, к примеру. Полдня, а то и целый день проведёте без скуки. История города [ править править код ] Как-то раз один князь после охоты прилег отдохнуть на высоком берегу Волги. Он проспал несколько часов, а разбудила его мышка, пробежав по его лицу. Князь вначале разгневался, но затем заметил подползавшую змею. Мышка спасла ему жизнь! Тогда он собрал дружину и велел построить на этом месте часовню во имя Святых Бориса и Глеба. Вокруг храма возник город и стал называться Мышкин. Такова легенда. Можно верить ей, можно не верить - все равно ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Факты же говорят о том, что люди на месте современного Мышкина жили еще в V-III тысячелетиях до нашей эры. Высокий холм на берегу Волги против устья крупной реки Юхоти был идеальным местом для древнерусского города. Материалы археологических исследований говорят о существовании на этом месте городка в XI-XIII веках. К сожалению, город простоял недолго: он пострадал в войне новгородских и суздальских князей середины XII века, а в 1238 году был полностью уничтожен татарами. Позже Мышкин был отстроен как село. В XV-XVII веках земли вокруг Мышкина принадлежали князьям Шуморовским, Ушатым, Юхоцким, Мезецким, Мстиславским, а позже - московскому Чудову монастырю. В 1551 году во владениях князей Ушатых между Мышкином и Мологой были срублены стены и башни города Свияжска, затем перевезенного вниз по Волге и ставшего опорным пунктом русских войск при взятии Казани.

http://azbyka.ru/palomnik/Мышкин

05.10.1851 09.12.1851 ОДЕССКАЯ 11.06.1857 02.10.1874 ЯРОСЛАВСКАЯ 02.10.1874 26.04.1876 ЖИТОМИРСКАЯ 26.04.1876 20.02.1882 ОДЕССКАЯ, паки 20.02.1882 14.11.1883 Димитрий Поспелов ТЕМНИКОВСКАЯ 25.09(08.10)1923 ВОТКИНСКАЯ 22.09(05.10)1933 ТЕМНИКОВСКАЯ, паки 14(27)06.1934 07(20)02.1936 в/у ЯРАНСКАЯ 14(27)06.1934 07(20)02.1936 СКОПИНСКАЯ 07(20)02.1936 Димитрий Рождественский ЛЕБЕДЯНСКАЯ, обн. 12(25)03.1923 27.04(10.05)1923 ПСКОВСКАЯ, обн. 27.04(10.05)1923 13(26)09.1923 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 12(25)06.1924 27.11(10.12)1924 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 27.11(10.12)1924 БАЛАХНИНСКАЯ 04.01.1887 28.10.1887 БАЛТСКАЯ 28.10.1887 13.12.1890 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 13.12.1890 02.11.1896 ТВЕРСКАЯ 02.11.1896 26.03.1905 КАЗАНСКАЯ 26.03.1905 17.03.1908 Димитрий Селезнев БЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)01.1930 04(17)09.1935 Димитрий Сеченов НИЖЕГОРОДСКАЯ 12.09.1742 09.08.1748 РЯЗАНСКАЯ 21.06.1752 22.10.1757 НОВГОРОДСКАЯ 22.10.1757 14.12.1767 Димитрий Сперовский КРЕМЕНЕЦКАЯ 02.02.1903 01.05.1904 ХЕРСОНСКАЯ 01.05.1904 25.01.1907 СУХУМСКАЯ 25.01.1907 25.07.1911 РЯЗАНСКАЯ 25.07.1911 17.06.1917 СТАРОРУССКАЯ Димитрий Сулима БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 16.07.1811 18.06.1821 КИШИНЕВСКАЯ 18.06.1821 04.08.1844 Димитрий Троицкий КАШИРСКАЯ, обн. 07(20)05.1928 ГОРЬКОВСКАЯ, обн. 09.1929 01.1930 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн. " 01.1930 СМОЛЕНСКАЯ, обн. 23.11(06.12)1934 Св. Димитрий Туптало ТОБОЛЬСКАЯ 23.03.1700 04.01.1702 ЯРОСЛАВСКАЯ 04.01.1702 28.10.1709 Димитрий Устимович (Устинович) ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 14.08.1793 01.05.1795 СМОЛЕНСКАЯ 01.05.1795 26.05.1805 Диомид Дзюбан в/у КАМЧАТСКАЯ 10(23)02.1993 13(26)12.1993 АНАДЫРСКАЯ 28.07(10.08)2000 Дионисий БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ (XI–XII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ XII– XIII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ 02.1581 13.10.1586 Дионисий ПОЛОЦКАЯ 1182(1183?) Св. Дионисий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ВСЕРОССИЙСКАЯ 15.10.1385 Дионисий ЛУЦКАЯ Дионисий СМОЛЕНСКАЯ Дионисий Балабан-Тукальский ХОЛМСКАЯ 08.1650 ЛУЦКАЯ 28.02.1658 в/у КИЕВСКАЯ 12.1657 28.02.1658 КИЕВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дончева-Петкова Л., 1985. Древнеруски кръстове-енколпиони от България//Археология. Кн. 1. София. Дубов И. В., 1987. Языческие культы населения Ярославского Поволжья IX–XIII вв. (по археологическим данным)//Генезис и развитие феодализма в России. Л. Дубов И. В., 1990. Новые источники по истории древней Руси. Л. Дуйчев И. С., 1976. К вопросу о языческих жертвоприношениях в древней Руси//Культурное наследие древней Руси. М. Дюмезиль Ж., 1986. Верховные боги индоевропейцев. М. Елизаренкова Т. Я., 1972. Древнейший памятник индийской культуры//Ригведа. Избранные гимны. М. Ефименко П. П., Третьяков П. Н., 1948. Древнерусские поселения на Дону//МИА. Жеребцов Л. Н., Конаков Н. Д., Королев К. С., 1985. Из жизни древних Коми. Сыктывкар. Жиромский Б. Б., 1958. Древнеродовое святилище Шолом//МИА. 61. Жулкус В. В., Климка Л. А., 1988. Астрономическая интерпретация исследований горы Бируте в Паланге//Историко-астрономические исследования. Вып. 20. М. Журавлев А. Ф., 1978. Охранительные обряды, связанные с падежом скота, и их географическое распространение//Славянский и балканский фольклор. М. Журжалина Н. П., 1961. Древнерусские привески-амулеты и их датировка//СА. Забашта P. M., 1987. До питания eboлюцii й фopмaльhooбpaзhoi структури мohyмehmaльhoi скульптури слов " яh-язuчhukib//VII Noдiльcьka icmopuko-kpaeзhabчa kohфepehцiя. Тези дonobiдeй. Кам " яheць-Noдiльcьk. Забелин М., 1880. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. В 4 частях. М. Зайкоуст Э., 1990. Kaмяhi шмат аб чим нам гавораць//Мастацтва Бeлapyci Т. 1. Минск. Зализняк А. А., Иванов В. В., Топоров В. Н., 1962. О возможности структурно- типологического изучения некоторых моделирующих семиотических систем//Структурно-типологические исследования. М. Замалеев А. Ф., Зац В. А., 1981. Мыслители Киевской Руси. Киев. Зверуго Я. Г., 1989. Верхнее Понеманье в IX–XIII вв. Минск. Зеленин Д. К., 1916. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг. Вып. 1. Зеленин Д. К., 1928. Древнерусская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая//Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Консекутивно-темпоральный союз толи встретился в Толковой Палее 1406 г.: Днию пламне их [по вар. – речь идет о пожарах, возникающих от летнего зноя] не вможно видти, пришедши же нощи толи ар ихъ в бываеть пред очима нашима. Пал. 1406, 19а – «а когда придет ночь, то (тогда) зарево их бывает видимо перед нашими очами». Наконец, в цитате из Ярославского евхология XIII в. функцию толи можно истолковать как пояснительную («а именно, то есть»), ср.: Соуди мн ги бе мои соудомь пощени [так в ркп.] твого толи по млсрдию твомоу. СбЯр XIII, 150 об. (сборник содержит тексты разного происхождения – однако весьма вероятно, что именно эта молитва происходит с Запада). Из приведенных данных следует ряд выводов. Простой союз толи встречается преимущественно в славянских памятниках западного происхождения или в текстах, испытавших западное (паннонское) книжное влияние. На этом основании его можно считать западнославянским регионализмом (моравизмом или паннонизмом). До сих пор для изучения старославянского синтаксиса (в частности, союза толи) явно недостаточно использовался западнославянский пенитенциал «Заповеди св. отец». Между тем материал этого сборника позволяет существенно уточнить синтаксические функции толи в древнейшем книжном (и не только книжном) славянском языке. Архаичность союза толи доказывается характерным для него соединением сочинительных и подчинительных функций – адверсативной (противительной), копулятивной, разделительной и, возможно, пояснительной (сочинительные), консекутивной (подчинительная). По этой причине ст.-слав. толи невозможно однозначно отнести ни к подчинительным, ни к сочинительным союзам (хотя сочинительность в нем определенно преобладает). В этой связи чрезвычайно любопытно почти полное совпадение функций западнославянского союза толи и древнерусского союза а, исследованного недавно А. А. Пичхадзе. Автор усматривает у союза а следующие основные функции: противительную, присоединительную, сопоставительную, соединительную, уточнительную, консекутивную, условную и изъяснительную – при этом специально подчеркивается, что употребление союза а в древнерусском языке нельзя однозначно отнести ни к сочинительному, ни к подчинительному типу связи (Пичхадзе 1999, 33). Как мы видели выше, все эти функции (кроме условной и, возможно, присоединительной) свойственны также союзу толи. Подобный параллелизм свидетельствует об архаичной синонимии (синтаксическом синкретизме) разных по происхождению союзов в позднепраславянских диалектах Запада и Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Византийское и южнославянское правовое наследие. С. 117–206. Кроме того, не позднее нач. XV в. на Руси получила известность сокращенная редакция Сербской Кормчей (так называемая Мазуринская Кормчая), составленная, вероятно, в Македонии в сер. XIV в. (Белякова Е. В. Источники Кормчей Ивана Волка Курицына//Древнерусская литература/Источниковедение. Л., 1984. С. 77–78). Пандекты и Тактикон Никона Черногорца имеют на русской почве неодинаковую судьбу. Пандекты были переведены древнерусскими книжниками не позднее XII в.: старший из известных списков — Ярославский музей-заповедник, 15583 – датируется нач. XIII в. и изобилует примерами восточнославянской лексики (Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках//Сб. ОРЯС. СПб., 1874. Т. 12. Кн. 1. LV). Во 2-й пол. XIV в. на Руси получают известность две новые редакции перевода, выполненные южными славянами (Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. СПб., 1903. С. 4; Словарь книжников и книжности. Вып. 1. С. 292–294). В это же время от южных славян (через Афон) на Русь приходит и Тактикон — в 1397 г. (старший список — РНБ. F. п. I. 41.) (Соболевский. Переводная литература. С. 5, 21). О составе и истории сборника Мерило Праведное (старший список которого, вероятно тверского происхождения,— РГБ. ТСЛ. 15 — датируется 2-й пол. XIV в.) см.: Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде/Происхождение текстов. М.—Л., 1941. С. 88–95; он же. Пособие по изучению Русской Правды. М., 1953. С. 17, 28–29; 49–74; Милов Л. В. К истории древнерусского права XIII–XIV вв.//АЕ 1962. М., 1963; он же. О древнерусском переводе византийского свода законов VIII в. (Эклоги)//История СССР. 1976. 1; Вздорнов Г. И. Из истории искусства русской рукописной книги XIV в.//Древнерусское искусство/Рукописная книга. М., 1972. [Сб. 1]. С. 162–170. «Закон судный людем», сохранившийся в древнерусских рукописях в трех редакциях, относится к числу древнейших славянских юридических памятников, византийским источником которого послужил текст XVII титула Эклоги, приспособленный к условиям христианизируемого славянского общества.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

В частности, мусульмане Дагестана, Чечни и Ингушетии (за исключением ногайцев-ханафитов) относятся к шафиитскому мазхабу. Большую роль в истории исламизации Сев. Кавказа и Волго-Уральского региона сыграл суфизм. К числу религ. меньшинств России принадлежат немногочисленные общины шиитов-имамитов (иснаашаритов) на юге Дагестана (гл. обр. в Дербенте, в селах Мискинджа и Куруш) и среди мигрантов из Азербайджана и исмаилиты, представленные мигрантами из Таджикистана. На территории России действуют также немногочисленные общины сложившихся под влиянием И. синкретических религ. движений йезидов (в основном среди курдов, переселившихся из Армении в Ярославскую обл.), ахмадие и бахаитов. В силу разных обстоятельств, не последнюю роль среди к-рых сыграли идеологические запреты советского времени, состояние И. в России, особенно в кон. ХХ в., оставалось белым пятном в отечественном и зарубежном исламоведении. Источниковедческая база пока мало изучена. Мн. источники сохранились в устной, фольклорной форме или были поздно записаны и содержат тексты в т. ч. более позднего времени. Только в 90-х гг. XX в. началось систематическое изучение И. в России, были введены в оборот новые первоисточники, прежде всего на араб., тюрк. и др. вост. языках. История И. в России обычно делится как минимум на 4 (А. Б. Халидов) периода: 1) хазаро-булгарский (от появления в VII-X вв. первых мусульм. общин и гос-в до их гибели в ходе монг. завоевания 2-й четв. XIII в.); 2) ордынско-московский (от создания во 2-й трети XIII в. империи Чингисхана и выделения из нее Золотой Орды, Белой Орды и улуса Джучи до утраты в XVI-XVII вв. политической самостоятельности возникших на их месте мусульм. ханств); 3) российский (развитие мусульм. общин в составе Московского гос-ва и Российской империи до революций 1917 г. Внутри его выделяется 2 этапа: до и после офиц. признания И. в царствование Екатерины II); 4) советский и постсоветский (Ислам на территории бывш. Российской империи. М., 1998. Вып. 1. С. 20-21). От периода к периоду ареал распространения И., его формы, статус и состав верующих изменялись.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Таковы первые известия о Москве. Первоначальные причины её быстрого роста заключались в географическом положении города и его края. Прежде всего это положение содействовало сравнительно более ранней и густой населенности края. Москва возникла на рубеже между юго-западной днепровской и северо-восточной волжской Русью. Это был первый край, в который попадали юго-западные колонисты, перевалив за реку Угру; здесь, следовательно, они осаживалиеь в наибольшем количестве, как на первом своем привале. Бледные следы усиленного осадка колонизации в области реки Москвы находим в родословных росписях старинных боярских фамилий, которые действовали в Москве. Эти росписи начинаются обыкновенно сказанием о том, как и откуда родоначальники этих фамилий пришли служить московскому князю. Соединяя эти отдельные генеалогическия предания, мы получаем важный исторический факт: с конца XIII века, еще прежде чем город Москва начинает играть заметную роль в северной Руси, в нее со всех сторон собираются знатные служилые люди из Мурома, Нижнего, Ростова, Чернигова, даже из Киева и с Волыни. Знатные слуги шли по течению народной массы. Генеалогическия сказания боярских родословных отразили в себе лишь общее движение, господствовавшее в тогдашнем русском населении. В Москву, как центральный водоем, со всех краев Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы. Это центральное положение Москвы прикрывало ее со всех сторон от внешних врагов; внешние удары падали на соседния княжества Рязанское, Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Смоленское и редко достигали до Москвы. Благодаря такому прикрытию, Московская область стала убежищем для окрайного русского населения, всюду страдавшего от внешних нападений. В XIII и первой половине века Московское княжество было единственным краем северной Руси, свободным от таких бедствий. Вот одно из условий, содействовавших успешному его заселению. То же географическое положение Москвы заключало в себе другое условие, содействовавшее ранним промышленным её успехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

п. Чудесные возможности В. Б. видятся автору «Слова» причиной удивительного политического взлета и падения полоцкого князя: так, он «скочи ко граду Кыеву и дотчеся стружием (копьем? - А. Н.) злата стола Киевскаго», а затем «скочи от них (киевлян.- А. Н.) лютым зверем в плъночи из Бела-града, обесися сине мгле» и проч. Знаменательно отсутствие в «Слове» каких-то упреков в адрес В. Б., присутствующих в летописи, но нет и «воспевания» полоцкого князя «как общерусского героя», к-рое иногда усматривают (Б. А. Рыбаков ). В позднейших былинах, особенно о «Волхе Всеславьевиче», облик В. Б. окончательно теряет всякую реальную связь со своим историческим прототипом, превращаясь из узурпатора киевского стола в одного из сказочных защитников Киева от некоего «индейского царя», хотя волшебные способности Волха Всеславьевича, к-рый умеет «обвертываться» то «ясным соколом», то «серым волком», то «гнедым туром-золотые рога», живо напоминают В. Б. из «Слова о полку Игореве». Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 40; НПЛ (по указ.); Слово о полку Игореве/Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М., 1950; Волх Всеславьевич//Былины. Л., 1986. С. 89-94. (Б-ка поэта; Б. сер.) Лит.: Грушевський М. [С. ] Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2 (по указ.); Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. М., 1963. С. 85-98; Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв. М., 1975. С. 202-239; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 94. (САИ; Е1-47); Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в.//ВИ. 1985. 11. С. 29-33; Соловьев С. М. Соч. М., 1988. Кн. 1. Т. 1-2 (по указ.). А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/155544.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010