Оба послания папы: и к Изяславу, и к польскому королю — напечатаны в Histor. Russiae monument. 1. 1 и 2 П. собр. р. лет. 1. 85 Карамз. 2. 84 Послание митрополита Иоанна II к папе было рассмотрено нами прежде в гл. 3. Упомянутые послания митрополита Никифора рассмотрены там же. Kulczynski. Specimen Eccles. Ruthenicae... Romae, 1733 Stilting. De convers. et fide Russ. (in Act. SS. Septembr. T. 2 Rohrbacher. Hist. de l’Eglise cathol. T. 13. Paris, 1844 Vicissitudes de l’Egl. cathol. en Pologne et en Russie. P. 13–14. Paris, 1843 О таких браках действительно говорят наши летописи (П. собр. р. лет. 1. 118, 119; 2. 14, 17, 19 Татищ. 2. 202, 210, 241 Симон в сказан. о создании К.-Печерск. церкви (Печер. Патер.). Поликарп в Сказ. о преп. Агапите (Печер. Патер. ). П. собр. р. лет. 2. 4, 10 житие преп. Феодосия в К.-Печер. Патерике. Комментарии Вероятно, Иоанн II в ноябре 1086 г. (Poppe A. Die Metropoliten und Fürsten der Kiever Rus’//Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur. S. 286). Благодаря позднейшим исследованиям Х. Гельцера и других ученых история перечней митрополий Константинопольской патриархии восстанавливается с достаточной полнотой. В редакции перечня ок. 1087 г. русская митрополия находится на 60-м месте, перед митрополией Алании. Последовательность перечисления соответствовала времени образования кафедры (ок. 990 г., во всяком случае до 997 г.) и сохранялась стабильно в последующих списках вплоть до рубежа XIII–XIV вв., когда при Андронике Палеологе номер русской митрополии в перечне понизился до 71-го (Poppe A. The Original Status of the Old-Russian Church//Acta Poloniae Historica. 1979. T. 39. P. 20–26 [перепечат. в: Poppe A. The Rise of Christian Russia. London, 1982. III]; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. С. 25–26). Ярополк Изяславич. См. о проблеме в целом: Янин В. Л. Русская княгиня Олисава—Гертруда и ее сын Ярополк//Нумизматика и эпиграфика. 1963. Т. 4. С. 142–164. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/435825/

Боголюбием и благочестием отличался внук Ярослава Мудрого, Св. кн. Ярополк – Петр Изяславич Владимиро-Волынский. Он желал себе смерти, подобной Св. кн. Бориса, и ея достиг, убитый в 1186 г. во время междоусобий. Правнук Ярославов, кн. Святослав – Святоша Давидович Черниговский, в иночестве Св. Никола († 1143), прославился высокими монашескими подвигами в Киево – Печерской обители. Св. Игорь, в схиме Гавриил Олегович, сначала кн. Черниговский, а потом вел. кн. Киевский, принял мученическую кончину от толпы неистовых киевлян в 1147 г. Тогда шла борьба за киевский престол. Противники черниговских князей выволокли Святого, тогда инока Феодоровского монастыря и, несмотря на уговоры митрополита и киевского князя, зверски убили его. Прославилась своею святостью Предслава княжна Полоцкая (правнучка сына Св. Владимира, Изяслава), в иночестве Пр. Евфросиния, преставившаяся в 1173 г. в Иерусалиме. Св. мощи ея были перенесены в Киево – Печерскую обитель и, в начале XX века, возвращены родному ей Полоцку. Из потомства Св. Владимира Ярославича Новгородского своею заботою о просвещении выделялся князь Галицкий Ярослав Осмомысл (ум. в 1187 г.). О нем же летописец пишет: «пред смертью , находясь в тяжкой болезни, он ... собрал мужей своих и всю галичскую землю, созвал все соборы, монастыри, нищих, здоровых и больных, и так говорил со слезами: «отцы, братия и дети, согрешил я больше всех, как никто другой; отцы и братия! простите и отпустите!» И приказал раздавать имение свое монастырям и нищим. Раздавалось имущество его три дня по всему Галичу. Князь Роман Смоленский († 1180), сын св. Ростислава Мстиславича, строя училища, держал при них учителей даже греческих и латинских и истощал на них все свое имение. Боязнь Бога, часто смирение, понимание, что только от Господа зависят и победы и поражения, преклонение перед волею Божьею свойственно было потомкам Св. кн. Владимира. «Божье блюденье лучше человеческого», поучал Владимир Мономах . Поэтому победы и счастливые события правлений своих князья ознаменовывали не сооружением памятников славы, а строением храмов и обителей. Духовное просвещение. Учители Церкви Русской

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Под этим именем, в летописях, известен только один князь Георгий (Юрий) Святославич, последний князь Смоленский из рода Мономаха. Потеряв свой удел, завоеванный Витовтом, он был наместником великого князя Василия Дмитриевича в Торжке и ум. 13 сентября 1407 года в одном пустынном монастыре Рязанской области у некоего игумена Петра. Но время, указанное в «Книге о Святых» далеко не соответствует XV веку. Преосвященный Сергий (Восток, ч. III, прим. 3, стр. 61) и вслед за ним Н.П.Барсуков (стр. 211) полагают, что под именем Георгия Святославича разумеется Георгий (Ярослав) Владимирович, великий князь ум. 1054. Но на это нет доказательств, и великий князь Ярослав не был убиен. Следовательно, упоминаемое лицо остается для нас неизвестным. 5. Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день Из рода князей Черниговских, славный победами, подвигами за отечество и христианскими добродетелями, употребил целую жизнь на примирение удельных князей и успокоение земли русской. Ум. 1125 г. 19 мая. Погребен в Киевском Софийском соборе, но могила его там неизвестна. Не канонизирован. 6. Святый князь Ярополк Изяславич, убиен бысть от слуги от Нерядца в лето 6595, а память его месяца ноября в 21 день Страстотерпец, сын великого князя Изяслава Ярославича. 22 ноября 1086 года убит слугою своим Нерядцем, погребен в Киево-Софийском соборе. Не канонизирован. Сказание о «благонравии князя Ярополка Изяславича и о убиении его» напечатано в «Степенной книге» (I, 232, 233) и помещено в Милютинских Четиях-Минеях под 22 ноября. Память местно совершается 21 ноября. 7. Святый князь Игорь Ольгович убиен бысть от Киевлян в лето 6655, а память его месяца июня в 5 день Сын Черниговского князя Олега Святославича. В 1146 году, великий князь Изяслав Мстиславич, после одержанной над Игорем победы, отослал его в Выдубицкий монастырь, а оттуда скованного в Переяславль и там заключил его в монастырь св. Иоанна. Там постриженный, Игорь, уже схимонах, жил в Киевском монастыре св. Феодора. В 1147 году киевляне, узнав об измене князей Черниговских великому князю, извлекли схимника Игоря из монастыря и убили 19 сентября. Мощи в 1150 году перенесены в Чернигов и положены в Спасском соборе. Житие и страдания напечатаны в Степенной книге. Память празднуется в день кончины. Икона Богородицы, пред которою он молился в последние минуты своей жизни, находится в Великой церкви Киево-Печерской Лавры и зовется Игоревскою. По «Иконописному Подлиннику» Игорь «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаи, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил» (Митр. Макарий, «Ист. Р. Церкви» III, 100. Описание Румянцевского Музея, стр. 611). 8. Святый князь Ростислав Мстиславич преставися в лето 6674 месяца марта в 14 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Однако собственность монастыря на участок пустой земли (гора, «яже есть над печерою»), не связанная с эксплуатацией труда крестьян, не является еще феодальной собственностью на землю, основным условием феодального способа производства. Нельзя, следовательно, рассматривать этот факт в качестве первого свидетельства феодального землевладения монастыря. Однако Печерский монастырь очень скоро получает в собственность значительные населенные земли. В конце XI – в XII b. они с разных сторон поступают в монастырь. Дочь князя Ярополка Изяславича, умершая в 1158 г., завещала в Печерский монастырь («к святей Богородици и к отцю Федосью») все, чем она обладала: «по своем животе вда княгини 5 сел и с челядью, и все да и до повоя», причем она поступила так, следуя примеру своего отца, который погиб в 1086 г.: «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою, Небльскую волость и Дерьвьскую, и Лучьскую, и около Киева» 1066 . М. Д. Приселков считает, что здесь в Ипатьевской летописи сохранилась выпись из вкладной книги Печерского монастыря 1067 . Эти «волости», лежавшие в Туровской и Волынской землях в правобережье Припяти, представляли собой, очевидно, населенные земли, принадлежавшие княжескому домену, в XI b. практически феодальные владения владимиро-волынского князя. К немного более позднему времени относится приобретение Печерским монастырем сел в Суздальской земле. Во время феодальной войны Владимира Мономаха с Олегом Святославичем в 1096 г., по сообщению Повести временных лет, Олег сжег Суздаль, и в нем сохранился от пожара лишь двор Печерского монастыря с церковью, которую вместе с селами дал монастырю некий Ефрем, очевидно, киевский митрополит Eфpeм II (1092 – 1096 гг.) 1068 . Так, в 80-х годах XI b. Печерский монастырь стал феодальным собственником. Его владения не ограничивались одной киевской землей, располагаясь среди княжеских и, вероятно, боярских земель. Приведенные свидетельства касались монастырского землевладения. Однако нет оснований считать, что начальная история епископского и митрополичьего землевладения была значительно иной. Первые документы, подтверждающие епископское землевладение, относятся к первой половине XII b. Это устав князя Ростислава Мстиславича Смоленской епископии 1136 – 1137 гг., передающий ей среди других институтов два села с относящейся к ним землей, отдельные дворы и ненаселенные земли, озера и сеножати 1069 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сей торжественный союз был в одно время заключен и нарушен самым гнуснейшим злодейством, коего воспоминание должно быть оскорбительно для самого отдаленнейшего потомства. Летописец извиняет главного злодея, сказывая, что клеветники обманули его; но так обманываются одни изверги. Сей недостойный внук Ярославов, Давид Игоревич, приехав из Любеча в Киев, объявил Святополку, что Мономах и Василько Ростиславич суть их тайные враги; что первый думает завладеть престолом Великокняжеским, а второй городом Владимиром; что убиенный брат их, Ярополк Изяславич, погиб от руки Василькова наемника, который ушел к Ростиславичам; что благоразумие требует осторожности, а месть жертвы. Великий Князь содрогнулся и заплакал, вспомнив несчастную судьбу любимого брата. «Но справедливо ли сие ужасное обвинение? сказал он: да накажет тебя Бог , если обманываешь меня от зависти и злобы». Давид клялся, что ни ему в Владимире, ни Святополку в Киеве не господствовать мирно, пока жив Василько; и сын Изяславов согласился быть вероломным, подобно отцу своему. Не зная ничего; спокойный в совести, Василько ехал тогда мимо Киева, зашел помолиться в монастырь Св. Михаила, ужинал в сей Обители и ночевал в стане за городом. Святополк и Давид прислали звать его, убеждали остаться в Киеве до именин Великого Князя, то есть до Михайлова дня; но Василько, готовясь воевать с Поляками, спешил домой и не хотел исполнить Святополкова желания. «Видишь ли? – сказал Давид Великому Князю: – он презирает тебя в самой области твоей: что ж будет, когда приедет в свою? займет без сомнения Туров, Пинск и другие места, тебе принадлежащие. Вели схватить его и отдать мне, или ты вспомнишь совет мой, но поздно». Святополк вторично послал сказать Васильку, чтобы он заехал к нему хотя на минуту, обнять своих дядей и побеседовать с ними. Несчастный Князь дал слово; сел на коня и въезжал уже в город: тут встретился ему один из его усердных Отроков и с ужасом объявил о гнусном заговоре. Василько не верил. «Мы целовали крест, – сказал он, и клялися умереть друзьями; не хочу подозрением оскорбить моих родственников» – перекрестился и с малочисленною дружиною въехал в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Сверх того известно, что от Князей жалованы были монастырям не только порозжие земли, но иногда и все на оных заведения и крестьяне. Таким образом, Супруга Великого Князя Глеба Всеславича, дочь Князя Ярополка Изяславича, Княгиня Анастасия, в 1153 году завещала Киево-Печерскому монастырю деревни со всем имением 9 ; а Великий Князь Андрей Георгиевич Боголюбский, около того же времени, подарил сему монастырю даже целый город Васильков на реке Стугне со всеми окрестными его землями. Впоследствии все почти сколько-нибудь знатнейшее монастыри имели у себя вотчины и крестьян, коих жаловали им открытыми грамотами Великие и удельные Князья, Бояре и прочее вотчинники. Особенно не имевшие по себе наследников, или хотя имевшие, но ненадёжных к доброму управлению имения, сами часто со всеми своими вотчинами записывались в монастыри на вечное себе поминовение. Вклады таковые наиболее умножались во время междоусобия удельных Князей и при властительстве Татар от многих отяготительных вотчинникам налогов и взысканий со стороны тех и других. Ибо, как выше показано, Татарские Ханы не только сами не отягощали церковных имений, но и от насилия других защищали; а потому вкладчики, отдававшие вотчины свои монастырям, не им только, но паче подданным своим оказывали тем самым благодеяние. При том монастырские вотчины во все времена бывали несравненно в лучшем состоянии, нежели прочие. Потому что во-первых монастыри никогда имений своих не уменьшали ни продажей, ни разделом, а напротив того ещё приумножали покупкой и беспрестанным приниманием на свои земли охотно приходивших крестьян и разных беспристанищных, или несчастных людей; через что общее хозяйство у них не только не ослабевало, но паче взаимно подкреплялось и текло во всём успешнее, а для крестьян льготнее. Во-вторых, монастыри крестьян своих налогами не изнуряли, а всегда пользовались только по закону Ярославову 10 не больше, как половиной их работ, и самые произведения сих работ употребляли не на себя одних, но на больницы и богадельни, при всяком достаточном монастыре находившиеся, также на престарелых, на вдов и сирот своих и чужих крестьян, обыкновенно к монастырям притекавших 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кондак, гл. 2. Вышних ища и земную славу презрев, церковь Божию обагрил еси твоею кровию, за нюже и пострадал еси святе Михаиле, заколение неправедное прием веселяся: темже со ангелы предстоя Христу Богу, моли непрестанно за вся ны. Парем. (см. 4 февр. Утр. Ев. см. 9 мар. Ап. см. 14 янв. Ев. см. 23 апр.). Совершается собор его в Твери, и идеже храм его. Мучч. и с нею свв. мучеников и пострадавших за Христа в Риме около 230 г. Св. Кикилия, богатая римлянка, вышедши замуж за язычника Валериана, обратила его ко Христу и убедила жить в девстве. Свв. супруги много помогали страдающим в темницах христианам, облегчая их страдания. Примеру их следовал и брат св. Валериана, Тивуртий. За исповедание Христа все они были обезглавлены. Максим, которому поручено было совершить над ними казнь, уверовал во Христа и также скончался мученически. Муч. чтеца. Родом из Иерусалима, он был чтецом в Кесарии Палестинской, где и пострадал за Христа в 303 г. Муч. белильника. Родом из г. Парии (в Геллеспонте, на бер. Черного моря), он занимался мытьем и чисткой одежд и холстов. В гонение Декия, он добровольно исповедал себя христианином, разорвав царский указ о гонении, за что ему отрезали пальцы и после мучений усекли мечом. Пр. Агаввы Исмаильтянина, подвизавшегося в Сирии в V в. Нося железные вериги и жесткую власяницу, он 38 лет день и ночь проводил в молитве и соблюдал при этом самый строгий пост. Св. праведного воина, болгарина. Родом болгарин, он с детства проводил жизнь в подвигах благочестия. Есть предание, что он убил молитвой страшного змея, обитавшего в одном озере и похищавшего людей. Скончался он в своем отечественном г. Потуке, в 866 г. Мощи его впоследствии были перенесены в Тернов, а в начале XIX в. – в Валахию. Убиение благоверного Ярополка – Петра Изяславича, князя Владимироволынского. Сын Изяслава и правнук св. Владимира, св. Петр, отличавшийся необыкновенной кротостью, смирением и благочестием, был коварно убит, по проискам князей Ростиславичей, в 1086 г. Он погребен в Киево-Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

255 ...наченшю Михаилу цесарьствовати... – Византийский император Михаил III вступил на престол в 842, а не в 852 г. 256 ...от Адама ...лт 542. – В этой хронологической выкладке упоминаются библейские персонажи: первый человек Адам, праотец Авраам, Моисей, возглавивший «исход» евреев из Египта, а также исторические деятели и события: цари Израильско-Иудейского царства Давид (1004–965 гг. до н. э.) и его сын Соломон (965–928 гг. до н. э.), завоевание Иерусалима Навуходоносором (597 г. до н. э.), Александр Македонский (336–323 гг. до н. э.), римский император Константин Великий (306–337 гг.), Михаил III, византийский император (842–867 гг.). Как видим, расчеты источника (им был, как полагают, «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора) весьма неточны. 257 ...до смерти Святополчи лт 60. – Святополк Изяславич умер в 1113 г. Следовательно, эта часть ПВЛ не могла быть написана ранее этого времени. В И ошибочно «Ярополчи» вместо «Святополчи». 258 Цесарь же крести ...съ болгары. – Принятие христианства болгарским царем Борисом датируется 865–866 гг. Ошибка летописца (858 вместо 866 г.) объясняется, вероятно, следованием за болгарским источником, в котором летоисчисление велось по «александрийской системе», отличавшейся от принятой в Византии и на Руси на 8 лет. См.: Зыков Э. Г. Известия о Болгарии в «Повести временных лет» и их источник//ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. С. 49. 259 ...на всхъ, кривичахъ. – В этом и других случаях переписчики поняли этноним «весь» (вепсы) как местоимение. 260 ...по бл и вверици.... – Это чтение вызывало споры: идет ли речь о «бл» и «вверице», т. е. о серебряной монете и беличьей шкуре, или же их следует читать «по блй вверице» – т. е. по зимней шкурке белки. Обоснование первого варианта см.: Лихачев. Комментарии. С. 233. 261 Сице бо звахутъ ты варягы ...тако и си. – В науке не прекращаются споры о том, насколько соответствует действительности объяснение летописца, что «русь» – это название одного из скандинавских народов. См., например: Горский А. А. Проблема происхождения названия русь в современной советской историографии//История СССР. 1989. N 3. С. 131–136. См. также: Трубачев О. Н. Русь, Россия//Русская речь. 1987. 3. С. 131–134.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Всех известных мощей почивают в Печерской Лавре 119. На гробницы этих угодников, кроме тех, кои находятся в затворах, дарованы от императриц Анны Иоанновны и Екатерины II богатые покровы для праздничных дней. – 15 и 16). При настоятельских кельях две церкви: Святителей Михаила, митрополита Киевского, и Митрофана, епископа Воронежского, в недавнем времени устроенные. В Киево-Печерской обители приняли иночество: в XI веке св. Исаия, бывший потом епископом в Ростове, и св. Никита, впоследствии епископ Новгородский; а в XIV веке – преподобный Стефан Махрищский. Между погребенными здесь замечательны: отец св. Варлаама Печерского и друг Препод. Феодосия, Ян Вышатич, воевода Киевский; Мария, мать св. Варлаама (близ мощей св. Феодосия); князь Минский Глеб, сын Всеслава Брячиславича, построивший Петропавловскую трапезную церковь ; супруга его, княгиня Анастасия, дочь Ярополка Изяславича; Княжна Евпраксия, дочь В. К. Всеволода I; княгиня Иулиания (в иноч. Марина), супруга В. К. Олгерда Литовского; митрополиты Киевские: Петр (Могила) , Варлаам (Ясинский) и Варлаам же (Ильницкий); известный архимандрит Печерский Иннокентий (Гизель); митрополит Белградский Иустин (Базилевич); Василий Леонтьевич Кочубей, знаменитый страдалец, казненный безвинно за донос на Гетмана Мазепу, и славнейший русский полководец, граф Петр Александрович Румянцов-Задунайский; близ могилы этого героя (в Успенском соборе) воздвигнут сыном его, государственным канцлером графом Николаем Петровичем, великолепный памятник. Тут же лежит тело основателя лаврской типографии, гетмана Великого Княжества Литовского, князя Константина Ивановича Острожского, над которым также находятся памятник. ЗЛАТОВЕРХОМИХАЙЛОВСКИЙ, муж. 1 класса, в Киеве; находится под управлением Викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, который с 1799 года имеет здесь титул Священноархимандрита. – Гора, на которой монастырь этот существует, называлась в древности чертовым беремищем потому, что здесь, по соседству идола Перунова, совершались языческие требища. Тут, в 989 году, св. Михаил, первый митрополит Киевский, устроил для иноков обитель и небольшую деревянную церковь во имя своего Ангела, Архистратига Михаила, которая и была тогда его кафедральной. В начале XII века, В. К. Святополк II (Михаил) Изяславич, распространил Михайловский монастырь и соорудил в нем каменные здания. Потом, в XVII веке, обитель эта была дважды возобновляема: в начале века – митрополитом Иовом (Борецким) и в конце – митрополитом же Иоасафом (Кроковским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Здесь 3 каменные церкви: 1) Николая Чудотворца, с тремя приделами, построенная весьма великолепно гетманом Мазепою в 1690 году, она обращена в недавнем времени, именно в 1831 году, в Военный Собор. 2) Покрова Богородицы. 3) Успения Божией Матери, под колокольнею. БОГОРОДИЦКИЙ, на КЛОВЕ, называемый также и СТЕФАНЕЧЬ, муж. бывший в древности в Киеве, близ Печерской обители. Он основан был св. Стефаном, учеником св. Феодосия, около 1078 года, и имел тогда церковь , устроенную по образцу Влахернской, что в Константинополе. При нашествии на Киев половецкого хана Боняка, 1096, монастырь этот с прочими сожжен; по возобновлении, он еще существовал, несколько времени и именовался Ветхим, а в последствии уничтожен. – От этой обители осталась ныне одна церковь Рождества Богородицы, находящаяся при дальних пещерах (см. Киево-Печерская Лавра). ДИМИТРИЕВСКИЙ, муж. существовавший некогда в Киеве, близ Печерской обители. Основан в 1062 году В. К. Изяславом 1 (Димитрием) и уничтожен весьма давно. Здесь находились церкви: 1) Соб. Великомученика Димитрия, и 2) Апостолов Петра и Павла, построенная в 1085 году сыном В. К. Изяслава, Ярополком (Петром) Изяславичем, который в этой церкви и погребен. В этой обители был первым игуменом св. Варлаам Печерский; а после его св. Исаия, хиротонисанный потом во Епископа в Ростов. АНДРЕЕВСКИЙ, или ЯНЧИН, женский, в Киеве. Основан был около 1086 года Великим Князем Всеволодом 1 Ярославичем. Здешняя Соб. церковь Апостола Андрея Первозванного, построена Всеволодом 1 в 1086 и освящена митрополитом Иоанном в 1088 году. В этом храме, доныне существующем, почивают под спудом мощи княжны Анны (Янки), дочери Всеволода I, принявшей здесь иночество и основавшей при обители училище для девиц. Тут же погребены: княгиня Анна, вторая супруга Всеволода I, мачеха Преп. Анны; князь Владимир Андреевич Дорогобужский и Пересопницкий, внук Мономахов, и В. К. Ярополк II Владимирович, которого гробницу перенесла в 1145 году супруга его, княгиня Елена, из придела в главный храм и поставила рядом с гробницей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010