652 А Олга емше казар, поточиша за море Царюгороду. – Из «Хожения» игумена Даниила явствует, что Олег находился в ссылке на острове Родос: «И в томъ остров был Олегь князь русскый 2 лт и 2 зим» (см. наст. изд., т. 4). В ссылке Олег тем не менее женился на знатной гречанке Феофано Музалонисе, а в 1083 г. вернулся на Русь с воинским контингентом, достаточным для того, чтобы изгнать из Тмуторокани и пленить князей Давыда и Володаря Ростиславичей. Г. Г. Литаврин предполагает, что Олегу помог император Алексей Комнин (1081–1118 гг.), обусловив при этом себе «верховные права на Тмуторокань» (История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 352). См. также: Захаров В. А. Тмуторокань и «Слово о полку Игореве»//«Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. М., 1988. С. 208–221. 654 В се же лто Давыдъ ...все имнье. – По предположению Д. С. Лихачева (Комментарии. С. 413), Давыд захватил в Олешье, торговом становище в устье Днепра, гречников – купцов, торговавших с Византией. В Л и Р ошибочно сказано – «зая грькы». 655 Дорогобуж – город в Волынском княжестве, вблизи современного города Шепетовка (Хмельницкая обл. Украины). 659 Рюрик – Рюрик Ростиславич, сын Ростислава Владимировича, последние годы княжившего в Тмуторокани (умер в 1067 г.). Рюрик княжил в Перемышле, а его братья – Володарь и Василько – впоследствии княжили в Перемышле и Теребовле (Перемышль – ныне Пшемысль на юго-востоке Польши, Теребовль – ныне Теребовля, город к югу от Тернополя на Украине). В описываемые годы Ростиславичи, вероятно, обладали лишь Перемышлем и находились в зависимости от владимиро-волынского князя Ярополка Изяславича: именно их стремление расширить свои владения, а быть может и посягательства на владимирский стол и явились причиной конфронтации с Ярополком. Вероятно, Ростиславичами же и был подослан убийца. 661 Его же прошенья не лиши ...любящим его. – Как полагает Д. С. Лихачев, «пышная некрологическая статья о Ярополке Изяславиче и необыкновенное сочувствие к нему печерского летописца отчасти объясняется тем, что Ярополк, его жена и дочь ...были крупными жертвователями в Печерский монастырь» (Комментарии. С. 414). Ярополк был женат на Кунигунде, дочери графа Оттона из Мейсена. После гибели Ярополка его жена покинула Русь вместе с дочерью (См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще, из ясных свидетельств того же Нестора, который говорит вышеприведённое, несомненно, что преподобный Феодосий не отвергали вдаянья или прилога монастырю недвижимых имений, и что их было при нём у монастыря то или другое значительное или, по крайней, мере некоторое количество. Слыша о добром житии в Печерском монастыре, собранном и устроенном преподобным Феодосием, князья и бояре, говорит Нестор, начали приходить к Феодосию, исповедуя ему грехи свои и получая от него великую пользу, и приносили ему от имений своих на утешение братии и строение монастырю, другие же давали им и сёла 1396 ; затем, он многократно говорит о сёлах монастырских при Феодосии и о находившихся в них тиунах, приставниках и слугах 1397 . Таким образом, монастыри наши начали владеть недвижимыми имениями не позднее, как со времени преподобного Феодосия 1398 . Дальнейшие наши сведения об этих недвижимых имениях монастырей за период до-монгольский, исключая тот же Печерский монастырь, весьма скудны и состоят всего из немногих отдельных известий. Что касается до Печерского монастыря, то мы не знаем всех недвижимых имений, которыми он владел в период до-монгольский, но, во всяком случае, и из того, что знаем, следует, что он был наделён ими весьма щедро. Князь Ярополк Изяславич, умерший в 1086г., отдал Печерскому монастырю «всю жизнь свою, Небльскую волость и Дерьвьскую и Лучьскую и около Киева» 1399 . Выражение «всю жизнь свою» должно понимать или так, что Ярополк отдал монастырю все свои частные недвижимые имения, которые имел, или так, что он отдал те из них, в которых были его лучшие хозяйственные заведения. В том и другом случае следует, что это был вклад, который один делал Печерский монастырь богатым. Епископ Ростовский Ефрем, по происхождению, вероятно, богатый Ростовско-Суздальский боярин, а по монашеству до архиерейства, вероятно, монах Печерский, дал монастырю подворье в Суздали «и с селы» 1400 . Неизвестная по имени дочь сейчас помянутого Ярополка Изяславича, супруга Полоцко-Минского князя Глеба Всеславича вдала монастырю «пять сел и с челядью» 1401 . Если присоединить к недвижимым имениям, которыми наделён был Печерский монастырь, огромные денежные вклады, которые он получал 1402 , то, несомненно, будет следовать, что он был чрезвычайно богат. Преподобный Феодор Студит наставляет своих учеников-игуменов: «Да не копишь золота в монастыре своём, но избыток всякого вида (денег и всяких припасов) да раздаёшь нуждающимся в воротах двора твоего, как (делали) и святые отцы 1403 . Весьма мало вероятности думать, чтобы ученики преподобного Феодосия, ученика преподобного Феодора, следовали этому наставлению... После Печерского монастыря наши сведения состоят только в следующем: Преподобный Антоний Римлянин купил и приложил своему монастырю находившееся рядом с ним село Волховское 1404 с тремя семейными холопами и тоню (рыбной ловли) в Волхове 1405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Блгв. кн. Ярополк (во 2-м ряду справа). Фрагмент иконы " Все святые в земле Русской просиявшие " (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/и пролиял еси кровь твою,/якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ихже подвигом ревнуя благочестно,/Господеви взывал еси усердно:/даруй ми кончину, якоже братиям моим,/да и аз омыю грехи моя кровлю моею/и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./Темже, днесь сошедшеся в память твою,/верою и любовию славим Господа,/укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/якоже бо агнец незлобивый,/от раба заколен еси,/и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/Егоже моли, присноблажеенне,/спасти Отечество твое/и сыновом Российским спастися. Кондак, глас 3 Возсия днесь преславная память твоя,/благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./Темже, к тебе днесь притекающе,/с любовию взываем радостно:/блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/и свята селения, приимшая дух твой,/идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/не забуди нас, воспевающих тя,/но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/да избавимся от всех бед и скорбей,/инее присно память твою почитающи. Использованные материалы Редакция текста от: 13.03.2019 17:39:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22559.html

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

691 Итак блаж. Ярополк сколько был сам благочестив, столько же внушал благочестие и семье своей. Другие известия прибавляют еще, что блаж. князь не любил нетрезвости и насмешек, и любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован. 692 Так памятники церкви, начиная с преп. Нестора до степенной книги и Никоновой летописи показывают, что убиенный князь Ярополк Изяславич считался в числе угодивших Господу жизнью своею и особенно страдальческою невинною смертью. В ркп. описании святых 17 в. он также поставлен в числе святых и память его показана под 21 ноября. Страдание св. князя Михаила Ярославича тверского Князь Михаил Ярославич родился уже после смерти отца своего кн. Ярослава Ярославича, в 1272 г. 693 и потому рос сиротою. Так и первые годы жизни его были уже запечатлены скорбию. Он воспитывался умною и благочестивою материю кн. Ксениею в страхе Божием; престол князя тверского занимал старший брат Святослав, памятный церкви и отечеству тем, что княжив при жизни отца во Пскове, крестил он литовцев, скрывшихся от бед отчизны во Пскове. 694 В первый раз встречаем Михаила князем тверским в 1285 г. «Заложена была в Твери, говорит летописец, каменная церковь Козмы и Дамиана благоверным князем Михаилом и материю его Ксениею и преподобным епископом Симеоном и дали ей другое имя – св. Спас Преображение». 695 Прекрасное начало княжению новому! В том же году «литва напала на волость тверского владыки Олешню. Тверитяне, москвичи, волочане, новоторжцы, зубцовцы, ржевичи, совокупными силами пошли и накануне Спасова дня побили литву в лесу. Бог помог христианам, князя литовского Домонта убили, иных перехватали, других умертвили, всех взятых в плен отняли, иные же разбежались». 696 Новому князю тверскому надлежало отправиться в орду, чтобы быть утвержденным на престоле. Но когда он был в орде: по милости к. Андрея, недостойного сына св. князя невского, татары (1287 г.) захватили Москву и готовы были опустошать владения тверского князя. Кн. Михаил на возвратном пути из орды, не зная ничего о делах Андрея, едва не попался в плен татарам в Москве, но был во время предупрежден одним священником, который указал ему безопасную дорогу к Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Турова божница – реальный Подольский храм, упомянутый в Киевской (Ипатьевской) летописи под 1146 г. Выдвигались различные предположения о происхождении ее названия: от скандинавскою имени Тур (не обязательно варяг-мученик); от Турова капища, наконец, от города Турова. Последнее вполне вероятно, так как под 1148 г. Киевская летопись упоминает на Подоле Новгородскую божницу. В отличие от Туровой, ее посвящение хорошо известно: архангелу Михаилу. Вполне вероятно, что туровцы, как и новгородцы, имели на Подоле свой торговый двор с церковью. На Подоле был храм свв. Бориса и Глеба, который можно было кратко назвать «церкви святую мученику». Н. И. Петров , обнаруживший в Синодике упоминание о ее разрушении в 1482 г. «Менгли-Гиреевым нашествием», датировал ее XIV в. Судя по развалам плинфы, найденным при раскопках на Борисоглебской улице, она была построена еще в домонгольский период. 596 Храм был восстановлен в XVI в. и просуществовал до 1790 г., когда был упразднен, и его утварь перенесена в церковь Рождества Предтечи. Вероятнее всего, Турова церковь , посвященная двум мученикам – это и есть Борисоглебский храм на Подоле. Но и предположение А.А. Шахматова о том, что агиограф имел в виду варягов-мучеников, вполне правдоподобно. Ведь их житие, выписанное из Древнейшего сюда, читается в той же 2-й редакции Пролога, что и ПрЖ-1 св. Владимира. В таком случае, это название было неофициальным. Нынешняя Петропавловская церковь на Подоле – это бывший Доминиканский костел, построенный в конце XVI в. и переданный Киевской митрополии в 1691 г. 597 В Киеве домонгольского времени церковь св. Петра была только в Дмитриевском монастыре на Горе. Она тоже была связана с Туровом, так как была построена Ярополком Изяславичем, в крещении Петром, основателем туровской княжеской династии. Там он и был погребен в 1087 г. Его потомки тоже погребались в фамильном Дмитриевском монастыре. Разумеется, на Подоле мог быть неизвестный по другим источникам храм, посвященный св. Петру, не обязательно первоверховному апостолу. А. В. Назаренко предположил, что в нем отмечали память Ярополка Святославича, убитого Владимиром. Князь, по его мнению, был христианином и носил в крещении имя Петр. 598 Однако нет никаких оснований полагать, что в Киеве существовало какое-то почитание Ярополка, даже в первой половине XI в. По предположению самого А. В. Назаренко, князь крестился в год своей гибели, и вряд ли память об этом сохранилась в Киеве (см.: Гл. 2. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1160 г. против Г. Я. собралась новая, более представительная коалиция князей. Ее возглавил владимиро-волынский кн. Мстислав Изяславич, к к-рому присоединились Ярослав и Ярополк Изяславичи, а также Владимир и Ярополк Андреевичи, Владимир Мачешич. Трехнедельная осада Турова вновь была безрезультатной. В 1161 г. Г. Я. заключил мирный договор с киевским кн. св. Ростиславом (Михаилом) Мстиславичем , чем прекратил покушения на занятое им княжество со стороны потомков киевского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича. С этого года войска Г. Я. стали участвовать в общерус. делах: в 1161 г. в числе проч. князей он отправил вместе с сыном Святополком свою рать на Слуцк, к-рый захватил его недавний противник кн. Владимир Мачешич. Поддержкой Г. Я. пользовался свт. Кирилл , поставленный, по мнению А. А. Мельникова ( Мельн i С. 26-27, 55-56), в 1159 г. на Туровскую епископскую кафедру «умоленьем князя и людей того града» ( Никольский. С. 63). В годы правления в Турове Г. Я. свт. Кирилл полемизировал с Климентом Смолятичем , переписывался с кн. Андреем Боголюбским, обличал Ростовского еп. Феодора (Феодорца) . Последнее упоминание о Г. Я. относится к нач. 1167 г., когда его сын Иоанн вместе с др. рус. князьями участвовал в походе против половцев. В 1170 г. правителем Турово-Пинской земли летопись уже называет сына Г. Я. Святополка. Г. Я. имел 5 сыновей: Святополка, Иоанна, Глеба, Ярослава, Ярополка и 2 дочерей: Малфриду, в 1166 г. вышедшую замуж за Всеволода, сына луцкого кн. Ярослава Изяславича, и Анну, ставшую 2-й женой киевского кн. Рюрика (Василия) Ростиславича . О высоком авторитете Г. Я. свидетельствует «Слово от жития святого Феодосия Печерского», под 3-м мая включенное во 2-ю редакцию Пролога. В «Слове» киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич упоминается как «прадед благовернаго, нищелюбиваго и милостиваго князя Георгия» (ГИМ. Син. 246. Л. 87, 2-я пол. XIV в.). В др. проложном сказании - «Слове о Мартине мнисе, иже бе в Турове» (27 июня) - рассказывается о том, что мон. Мартин принял явившихся ему и облегчивших его страдания св. князей Бориса и Глеба за слуг пинского кн. Ярослава - сына Г. Я. (Прилуцкий Пролог - РНБ. СПбДА. A.I.264. Т. 2. Л. 166, 1-я четв. XV в.). Как старший среди потомков вел. кн. Изяслава Ярославича, Г. Я. являлся ктитором и обладателем прав на киевский во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-рь , а как единственный наследник (внук) вел. кн. Святополка (Михаила) Изяславича - на Златоверхий киевский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , в к-ром были похоронены его дети - туровские князья Святополк (1190) и Глеб (1195). Еще в нач. XVI в. Успенский собор Турова получал подтверждения на владения, данные ему первыми туровскими князьями, в т. ч., по-видимому, Г. Я.

http://pravenc.ru/text/164469.html

Об этом говорят свидетельства о деятельности митрополитов в XI—XII вв., представлявших интересы их князей. Так, по сообщению Титмара, «архиепископ этого города» (Киева) с почетом встречал короля Болеслава в 1018 г. в Софийском соборе («монастыре святой Софии»), а затем Болеслав посылал «упомя-нутого архиепископа» к Ярославу для переговоров об обмене захваченными членами княжеской семьи . В 1097 г. после ослепления Василька Ростиславича киевляне послали митрополита Николая вместе с княгиней-вдовой Всеволода к Владимиру Моно-маху-(ее пасынку) со словами: «Молимся, княже, тебе и братома твоима... » — и они «молистася ему и поведаста молбу кыян» , т. е. передали просьбы и требования тех, кто их послал. В 1140 г., когда Всеволод Ольгович пришел с полками на Киев, занимавший ртолицу Вячеслав «выела к нему митрополита», который должен был передать предложение князя решить спор за Киев без боя уступкой его Всеволоду . В 1136 г., когда во время конфликта Ярополка и Всеволода Ольговича из-за Чернигова «слаша межи собою слы (послы. — Я.Щ.) и не могоша уладити», был послан митрополит Михаил, который носил от одного присутствовавшего князя к другому крест для целования — принесения клятвы в принятии условий мирного соглашения об отказе Ярополка от Чернигова . В 1154 г. епископ каневский Демьян во время отсутствия в Киеве митрополита был послан киевлянами к Изялаву Черниговскому с приглашением на киевское княжение . Использование митрополитов и епископов в качестве послов встречается в политической жизни русских княжеств неоднократно . Особое положение древнерусского духовенства и его религиозно-политические функции позволяли ему использовать свои возможности для решения конфликтов между князьями, князьями и городами и другими средствами, которыми располагало оно одно. Так, когда в 1101 г. князь Ярослав Ярополчич в нарушение решений Витичевского съезда князей овладел Берестьем, а великий князь киевский Святополк Изяславич его арестовал и привез в Киев, митрополит Николай вместе с игуменами киевских монастырей упросил Святополка его отпустить, взяв клятву утроба Бориса и Глеба не вести больше политической деятельности. Однако Ярослав нарушил клятву, вновь был схвачен обманом и умер в заточении. Нет сведений, чтобы киевское духовенство и на этот раз участвовало в решении его судьбы . Как только что было показано, отсутствие митрополита в Киеве не прекращало этой деятельности духовенства и без него — крестоцелование князя Мстислава Владимировича было снято собором киевских попов, созванным по инициативе игумена Андреевского монастыря Григория, что позволило сохранить в распределении княжеских столов статус-кво и избежать новой военной усобицы с участием, половцев . Здесь городская церковная организация действует в совпадающих интересах населения столицы и киевского князя в целях предотвращения новых конфликтов и вторжения кочевников . Вопрос об участии епископов в феодальных представительных учреждениях

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

Сын Изяслава молился в святых местах Рима. Благосклонно принятый папой, русский князь просил его помощи и, если верить словам папского послания, смиренно молил, чтобы папа властью святого Петра утвердил его на княжении, даже будто дал присягу быть верным Римскому престолу, то есть признал и мирскую и духовную власть папы над Русью (едва ли можно решительно отрицать это грустное происшествие — обращение русского великого князя к Римскому папе и готовность признать власть последнего над государством и даже над Церковью Русской. Но оно бросает тень на великого кн. Изяслава, а не на сына его, который явился лишь послом от своего отца и делал то, что ему было поручено. Притом же неизвестно, который из двух сыновей Изяслава был у Римского первосвященника — Ярополк или Святополк (Мстислав Изяславич умер ранее). Наконец, из этого обращения к папе ничего не вышло для распространения его власти над Русью: Русь осталась православной и вовсе независимой от Рима). Сверх того, князь жаловался папе на хищничество польского короля, исповедовавшего римскую веру, и почтительно просил, чтобы папа своей духовной властью побудил короля Болеслава возвратить Изяславу ограбленные у него сокровища. Папа исполнил последнюю просьбу и в послании своем к королю заклинал его именем Божиим возвратить русскому князю похищенное имение. Но вмешательство папы в русские дела не принесло изгнанному князю пользы, хотя польский король и решил помогать ему. Более года Изяслав должен был оставаться за границами родной земли и вернул себе Киевский стол в силу договора с братом. В самом конце 1075 года умер в Киеве Святослав, оставивши великое княжение брату своему Всеволоду, который вступил на Киевский стол 1 января 1076 г. Но Всеволод вскоре примирился с старшим братом своим Изяславом, который, впрочем, шел тогда на Русь с поляками, и добровольно уступил ему великокняжеский престол. Изяслав в третий раз сел в Киеве 15 июля 1076 года. Скоро благоверный князь Ярополк получил от отца своего в управление город Вышгород.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В истории формирования Печерского монастыря как феодального собственника в течение второй половины XI в., т. е. еще в начале его длительного существования, выделяется несколько процессов, которые очень близки по времени, но представляют разные в политэкономическом значении стадии этого формирования. На примере одного Печерского монастыря, внимание к которому со стороны авторов повестей и летописцев позволило зафиксировать важные подробности, можно проследить своеобразный онтогенез — процесс зарождения и развития феодальной собственности церковной организации путем передачи ей государственных земель, княжеского села или других источников. Собственность монастыря на участок пустой земли или пашни без крестьян, сидящих на ней, не является еще феодальной собственностью на землю, основным условием производства соответствующей эпохи. Но летописное свидетельство 1158 г. говорит о передаче монастырю земель, имевших другое значение: князь Ярополк Изяславич, строитель церкви Петра в Дмитриевском монастыре своего отца, передал Печерскому монастырю принадлежащие ему три волости в Волынской земле, с которых он собирал дани, и земли под Киевом . Это произошло, скорее всего, между 1078 и 1087 гг., когда Ярополк погиб. И. Я. Фроянов с основанием видит в указанном акте передачу кормления, т. е. права сбора доходов от этих волостей, от князя к монастырю . Таков первый этап перехода от ранней, государственной формы феодальной эксплуатации земель с сидящим на нем населением к частнофеодальной форме, предполагающей организацию в соответствующих волостях монастырских дворов для управления ими и сбора доходов. Однако трудно согласиться с Фрояновым в оценке этого акта как только возможности (подчеркнуто им) эволюции земли в феодальную собственность . Если княжескую собственность XI в. на земли считать не первобытнообщинной собственностью, а ранней малоразвитой еще феодальной собственностью в централизованной, государственной форме, то и переход ее в виде кормления в собственность монастыря не изменяет ее существа, наращивая ее феодальное качество: историческое развитие киевского региона не знает другой возможности такой эволюции, как только в указанном направлении.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010