Б.: в обмен на признание Киева за В. Б. Святослав Черниговский якобы получил Новгород (где посадил сына Глеба), а Всеволод Переяславский - Волынь (В. А. Кучкин). Однако более вероятным представляется, что Новгород и Волынь оказались в руках младших Ярославичей по договору со старшим братом Изяславом и несколько ранее: либо при присоединении Полоцка к Киеву в 1067 г., либо при удалении Изяслава в Польшу в авг. 1068 г. Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Заняв вторично киевский стол 2 мая 1069 г., Изяслав изгнал В. Б. из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка (Михаила) Изяславича . Тем не менее В. Б., видимо, сохранил какие-то опорные пункты в Полоцкой земле или имел поддержку среди прибалтийско-фин. племен из числа данников Новгорода, т. к. сумел в ответ организовать новое нападение на Новгород, в к-ром главную силу составляли «вожане» (фин. население буд. Водской пятины Новгородской земли). Однако 23 окт. 1069 г. он потерпел поражение от новгородского кн. Глеба, сына Святослава Ярославича, был захвачен в плен, но отпущен «Бога деля». В Полоцке, очевидно, продолжали предпочитать «своего» князя, и в 1071 г. В. Б. сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем, несмотря на новое поражение, на этот раз от сына Изяслава, блгв. кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича . Кризис «триумвирата» и назревавший конфликт между Изяславом и младшими Ярославичами заставили киевского князя искать сближения и даже брачного союза с В. Б. Неизвестно, успел ли состояться последний до нового изгнания братьями Изяслава в марте 1073 г., но в киевское княжение Святослава никаких военных действий против В.

http://pravenc.ru/text/155544.html

В 1097 г. по навету завистливого Волынского князя Давида Игоревича великий князь Святополк Изяславич обманом зазвав к себе в Киев, приказал схватить и выдать на расправу молодого, храброго, ни в чем неповинного перед ним князя Василька Теребовльского. Давид приказал выколоть Васильку глаза и посадил его во Владимире Волынском в темницу. Известие об этом злодеянии дошло до князей Владимира Мономаха и Олега Святославича и они с переяславской и черниговской дружинами подступили к Киеву, намереваясь лишить Святополка великого княжения. Однако, митрополит Николай в облачении и с крестом в руках вышел навстречу князьям и обратился к Мономаху с мольбой не творить кровопролития и не разорять стольный град. Мономах внял митрополиту и удовлетворился раскаянием Святополка и лишением Давыда его княжеского удела. В 1101г. князь Ярослав Ярополчич в нарушение соглашения, принятого на съезде в Уветичах, захватил г.Берестье (Брест). Великий князь Святополк Изяславич взял его в плен и привез в Киев на расправу. Узнав об этом митрополит Николай с игуменами Киевских монастырей упросил Святополка отпустить пленника, взяв с него у гроба Свв. Бориса и Глеба клятву. «И начали жить мирно и в братолюбстве... и была тишина великая на земле» – добавляет Летописец. Более подробных сведений о церковной деятельности митрополита Николая не сохранилось, однако уже из того, что нам известно, ясно видно, что этот святитель стремился деятельно осуществлять в общественно-политической жизни своего времени христианское миротворчество. Благодаря его трудам, в сознании русского общества укреплялось понятие о принципах православной государственности, которое начал прививать ему Св.Владимир. Это стало особенно очевидным в годы правления великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, который занял Киевский престол в 1113г., после смерти Святослава Изяславича. Митрополиты Никифор I (1104–1121) и Никита (1122–1126) Митрополит Никифор, как сообщает летопись, прибыл в Киев из Константинополя 6 декабря и был возведен на кафедру 18 декабря 1104г., в воскресенье. С самого начала своего правления этот святитель установил живую связь насельниками Киево-Печерского монастыря, который приобрел в конце XI – начале XII вв. значение центра русской духовности, хранилища святости. Печерские иноки в то время справедливо облачили великого князя Святополка Изяславича в несправедливости, жестокости и жадности, за что терпели преследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Софийском соборе, под полом его, погребены тела девяти Киевских митрополитов. Христо–Рождественская церковь На дворе Софийского собора, к югу от сего последнего, находится каменная церковь во имя Рождества Христова. Первоначально она представляла двухэтажное здание, в котором помещались трапеза для братии монастырской и церковь во имя св. Лазаря. В настоящий свой вид эта церковь приведена в 1823 и 1872 г. г. В ней совершаются ранние литургии. Киево–Софийский митрополитанский дом Прямо против главных западных дверей Софийского собора находится двухэтажный каменный дом, называемый митрополитанским. Он построен в 1720–1740-х годах. В нем имеется домовая церковь во имя священномуч. Макария с 1746 г., переделанная в 1840 г. Софийское духовное училище К северу от Софийского собора находится длинное каменное трехэтажное здание, построенное в 1763–1767 г. г. и прежде служившее помещением для штата митрополитанского дома. Теперь в нем помещается Киево–Софийское мужеское духовное училище с церковью домовою в честь иконы Божией Матери – Воспитательницы, устроенною в 1886 г. Златоверхий Михайловский монастырь Если выйти из Софийского собора через его колокольню, то прямо пред глазами богомольца открывается величественный, увенчанный многими золоченными куполами храм. Это – Златоверхий Михайловский монастырь. На месте нынешнего Михайловского монастыря существовал прежде монастырь, называвшийся сначала Димитриевским, по имени своего соборного храма, построенного вел. кн. Киевским Изяславом (Димитрием) Ярославичем, а потом Петровским, по имени другого соборного храма, построенного в. кн. Ярополком (Петром) Изяславичем. Оба эти храма были разрушены, вероятно, при нашествии татар. Нынешний Михайловский соборный храм монастыря был заложен вел. кн. Киевским Святополком (Михаилом) Изяславичем 11–го июня 1108 г. По имени сего храма, который от начала устроения своего был украшен золотыми главами, и самый монастырь получил название (с XIV в.) Златоверхо–Михайловского. Соборная Михайловская церковь монастыря ныне увенчивается семью позолоченными куполами. На кресте главного купола ее укреплен золотой двуглавый орел в память присоединения Малороссии и Киева к Русскому государству в 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

При назначении настоятелей мон-рей митрополит должен был считаться с желаниями их княжеских патронов. Главные киевские монастыри в XII в. были под патронатом отдельных ветвей княжеского рода, в них находились родовые усыпальницы. Однако митрополит обладал над настоятелями реальной властью. После убийства в Киеве св. кн. Игоря (Георгия) Ольговича митрополит послал для совершения похорон «игумена Онанью святого Федора». Когда печерский игум. Поликарп не последовал указаниям митрополита относительно поста по средам и пятницам в «Господские праздники», митрополит, по свидетельству Лаврентьевской летописи, его «запретил», хотя Поликарп был весьма влиятельным лицом, близким к киевскому кн. Ростиславу Мстиславичу. Высшие духовные лица во главе с митрополитом в летописных текстах обозначаются формулой «митрополит и вси игумени». Обычно такая формула употребляется при описании торжественной встречи князя, а также при характеристике иных ситуаций. Так, «митрополит и игумени» добились в 1101 г. от киевского кн. Святополка Изяславича помилования кн. Ярослава Ярополчича и приняли его присягу у гробниц святых Бориса и Глеба. В сер. XII в. они выступили против выдачи кн. Ивана Берладника его двоюродному брату галицкому кн. Ярославу Владимировичу, и их требование было удовлетворено. Для митрополичьей кафедры в XI-XII вв., как и для других епископств, главным источником содержания была десятина от разных видов княжеских доходов (так же, вероятно, снабжались первоначально храмы и первые мон-ри). Даже скупые летописные свидетельства показывают, что в XII в. церковные учреждения на территории митрополичьей области становились землевладельцами. Так, сохранились сведения о крупных вкладах кн. Ярополка Изяславича и его дочери в Киево-Печерский монастырь (см. ст. Киево-Печерская лавра ): дочь, скончавшаяся в 1158 г., дала вкладом по завещанию «5 сел и с челядью». В рассказах о войне с половцами в нач. 70-х гг. XII в. упоминаются град Полонный (Полоное) и «волости», принадлежавшие Десятинной ц.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   Иннокентий XIII 1721—1724.    Венедикт XIII 1724—1730. 250. Климент XII 1730—1740.   Венедит XIV 1740—1758.    Климент 1758—1769.    Климент XIV 1769—1774.    Пий VI 1775—1799.    Пий VII 1800—1823.    Лев XII 1823-1820.    Пий VIII 1829—1830.    Григорий XVI 1831—1846. 259. Пий IX 1846— по ныне. Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи     В Новгороде:    Рюрик 862—879.    В Киеве:    Олег 879—912.    Игорь Рюрикович 912—945.    Св. Ольга 945—955.    Святослав Игоревич 955—972.    Ярополк Святославич 972—980.    Св. Владимир I Святославич 980—1015.    Святополк I Ярополкович 1015—1018.    Ярослав I Владимирович 1019—1054.    Изяслав I Ярославич 1054—1073.    Святослав II Ярославич 1043—1076.    Изяслав 1 Ярославич опять 1076—1078.    Всеволод I Ярославич 1078—1093.    Святополк II Изяславич 1093—1113.    Владимир II Всеволодович Мономах 1113—1125.    Св. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125—1132.    Ярополк II Владимирович 1132—1139.    Всеволод Олегович 1139—1146.    Св. Игорь II Олегович 1146 (около недели или двух).    Изяслав II Мстиславич 1146—1154.    Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155—1157.    Изяслав Давидович1157—1159.     В Киеве в Владимире:    Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157—1174.    Св. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159— 1167.    Мстислав II Изяславич в Киеве 1167—1169.    Владимир III Мстиславич в Киеве 1169—1172.    Михаил I Георгиевич во Владимире 1174—1176.    Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176—1212.    Роман Ростиславич в Киеве 1173—1177.    Святослав Всеволодович в Киеве 1177—1195.    Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195—1211.    Георгий II Всеволодович во Владимире 1212—1216.    Всеволод Святославич в Киеве 1212—1214.    Константин Всеволодович во Владимире 1216—1219.    Георгий II Всеволодович опять во Владимире 1219—1238.    Мстислав III Романович в Киеве 1214—1224.    Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224—1240.     Во Владимире, но жили и в других местах:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛИЦКАЯ РУСЬ историческая область на сев.-вост. склонах Карпат, в верховьях рек Днестр, Прут, Серет (совр. Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области Украины, юг Подкарпатского воеводства Польши (ист. Перемышльская земля)). Галицкое княжество Отпевание и погребение кн. Владимирка Володаревича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196 об., верх) Отпевание и погребение кн. Владимирка Володаревича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196 об., верх) К нач. X в. галицко-волынские земли были населены восточнослав. племенами волынян и хорватов, западнослав. племенем лендзян и балтским племенем ятвягов. Входили в сферу влияния киевских князей уже в 1-й пол. Х в., при князьях Олеге , затем Игоре ; в сер. Х в., в результате смуты после восстания древлян и убийства Игоря, были утрачены и окончательно оказались в составе Руси после походов киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича в посл. четв. Х в. Политическим центром этой зап. окраины Древнерусского гос-ва был основанный равноап. Владимиром г. Владимир-Волынский, до сер. XI в. являвшийся резиденцией одного из сыновей киевского князя, правившего на этих землях в качестве наместника последнего. В 80-х гг. XI в. произошло дробление галицко-волынских земель. Из владений блгв. кн. волынского Ярополка (Петра) Изяславича (1078-1086) были выделены юж. волости с центрами в Перемышле, Звенигороде (близ позднейшего Львова) и Теребовле (на р. Серет), к-рые были закреплены за потомством тмутараканского кн. Ростислава Владимировича - родоначальника 1-й ветви галицких князей - и стали основой буд. Галицкой земли. Г. Р. довольно рано обособилась от Киева, чему способствовали династические условия, благоприятствовавшие политической консолидации. На рубеже XI-XII вв. Ростиславичи - Володарь, княживший сначала в Звенигороде, а затем, после смерти в 1092 г. бездетного старшего брата Рюрика, в Перемышле, и блгв. кн. теребовльский Василий [Василько] Ростиславич - отстояли свои владения от притязаний киевского кн. Святополка (Михаила) Изяславича . В нач. 40-х гг. XII в., после смерти перемышльского кн. Ростислава Володаревича и теребовльско-галицкого кн. Иоанна Васильковича, здесь образовалось объединенное княжество со столицей в Галиче под властью звенигородского кн. Владимирка Володаревича (1125-1153).

http://pravenc.ru/text/161541.html

В Католической и в Греческих Православных Церквях память Архангела Гавриила отмечалась 26 марта. Однако в 1921 году папа Римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Архангела Гавриила отмечается в один день с Архангелами Михаилом и Рафаилом – 29 сентября. Архангел Гавриил вместе с Архангелом Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католической традиции Архангел Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п. Кроме христианской традиции, Архангела Гавриила также почитают в иудаизме и исламе. В Древней Руси Архангел Гавриил считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 года сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою Святыя Богородицы и архангела Гавриила». Об этой же церкви митрополит Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ Онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с Тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»». Почитание Архангела Гавриила достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресвятой Богородицы. Так, еще в конце XII века Новгородский архиепископ Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде, на Хревковой улице. Придел во имя Архангела Гавриила имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х годах XVI века церковь во имя Архангела Гавриила, как небесного покровителя великого князя Василия III, была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя Архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704–1707 года на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня). Многие русские князья носили в крещении имя Гавриила: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович († 1253), Василий III Иоаннович († 1533). Иконография Архангела Гавриила

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Почитание Г. достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресв. Богородицы. Так, еще в кон. XII в. Новгородский архиеп. Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ГИМ. Син. 330. Л. 281 об.). Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Г., был построен в 1413 г. в Новгороде, на Хревкове ул. (ПСРЛ. М., 2000p. Т. 3. С. 404). Придел во имя Г. имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х гг. XVI в. ц. во имя Г. как небесного покровителя вел. кн. Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском мон-ре ( Баталов А . Л . Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 38, 153, 189, 378). K 1551 г. относится 1-е упоминание о ц. во имя арх. Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704-1707 на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня). Мн. рус. князья носили в крещении имя Г.: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович († 1253), Василий III Иоаннович († 1533). Гимнография В древней (до X в.) иерусалимской богослужебной традиции память архангелов Михаила и Г. совершалась 14 нояб. Согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., сохранившемуся в груз. переводе ( Tarchnishvili . Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 62; [Pars. 2.] P. 51), 14 нояб. пели тропарь 4-го гласа «Множество архангелов», прокимен 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа из Пс 103. В иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) на память архангелов приводится полное гимнографическое последование ( Метревели . Иадгари. С. 321-327). Эта традиция сохранилась в Александрийской Церкви, где память архангелов Михаила и Г. может совершаться 12, 13 или 14 нояб. 8 нояб., 26 марта и 13 июля стали в к-польской традиции основными днями почитания Г. Акцент в богослужении 8 нояб. делается на прославлении арх. Михаила (см. подробнее ст. Михаил, арх. ), но в гимнографическом последовании этого дня, к-рое фиксируется уже в студийских литургических памятниках, нек-рые песнопения посвящены Г.- стихиры, канон (отдельные тропари).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В такие эпохи церковь неизбежно нуждается во внешнем авторитете, который, при более развитом сознании народа, становится не только ненужным, но положительно вредным. В этом отношении церковь нашла в древней России твердую поддержку в сочувствии и содействии княжеской власти. И это содействие, благодаря раздроблению княжеской власти. И это содействии, благодаря раздроблению рода Ярославова и образованию системы уделов (нет худа без добра, по русской пословице), сопутствовало и поддерживало ее деятельность на всем обширном пространстве нашего отечества. «Каждый князь, как справедливо говорит г. Калачев, как скоро он искренно проникнут всеобъемлющим духом христианской веры. стремится отдельно к осуществлению великой цели вполне утвердить ее в своей области, а вследствие этого весьма естественно приходит в ближайшее соотношение с ее органами – духовенством и влиянием его более или менее сознательно пользуется для улучшения юридического быта своих подданных, как в их взаимных отношениях между собой, так и в применении их отношений к своей власти. Таковы именно были: Святослав Ярославич, сын его Глеб и племянник Ярополк Изяславич, Владимир Мономах , сын его Ярополк, Андрей Боголюбский и множество других. И вот, при таковом общем стремлении всех князей древней Руси, согласных между собой, или враждующих, быстро на всем ее пространстве, осуществляется одни и те же явления, которые повсеместно возводят духовенство но степень одного из важнейших органов юридической деятельности в различных сферах общественного быта, и плоды этой деятельности передают не только тогдашнему законодательству, но и отражают их через все историческое развитие нашего отечества до нашего времени» 9 . Для нашей цели имеет более важности другая сторона отношений между государственной и церковной властью именно: то значительное участие, какое добровольно предоставляли наши князья духовенству в делах государственных, в законодательстве и управлении. Через это нам становится понятно, какое могущественное влияние должна была оказывать церковь на юридический быт наших предков и какую важную роль должен был играть при этом Византийский церковно-гражданский элемент, принесенный к нам духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Польск. кор. Болеслав II Смелый, стараясь ослабить герм. влияние в Польше, Венгрии и Чехии, использовал теократические амбиции Г. и вел враждебную Генриху IV политику. Направленные Г. в Польшу легаты осуществили реформу церковно-адм. управления (увеличение числа епископских кафедр, образование новых деканатов и др.). Непосредственные контакты папы с польск. королем были довольно редки и в основном связаны с делом киевского вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . Изгнанный из Киева своими братьями св. блг. кн. Святославом (Николаем) и Всеволодом (Андреем) Ярославичами (22 марта 1073), Изяслав вместе с семьей, дружиной и казной перебрался в Польшу, где просил военной помощи у своего тестя польск. кор. Болеслава. Однако польск. король заключил в Сутейске мирный договор с правившим в Киеве кн. Святославом и забрал часть вывезенной Изяславом из Киева казны, вынудив его удалиться из Польши. После безуспешных попыток Изяслава получить помощь от кор. Генриха IV он послал в Рим своего сына св. кн. мч. Ярополка (Гавриила) Изяславича для переговоров с Г. о содействии в возвращении киевского стола. 17 апр. 1075 г. Г. направил Изяславу буллу (Reg. Ep. II, 74), в к-рой сообщал, что Ярополк получил «Русское королевство» из папских рук как дар св. Петра (dono Sancti Petri per manus nostras vellet obtinere), после того как он принес присягу верности св. Петру, Главе Апостолов (eidem Beato Petro Apostolorum Principi debita fidelitate exhibita). Т. о., Г. «передал» Ярополку Изяславичу власть над Русской землей, опираясь на согласие его отца (вероятно, имея в виду совместное владение Русью Изяславом и Ярополком). В булле от 20 апр. 1075 г., направленной кор. Болеславу II Смелому, папа потребовал возвращения отнятого у Изяслава имущества. Претворение в жизнь договора Г. и кн. Ярополка означало бы превращение Руси в лен, а киевских князей - в вассалов Римских пап; в то же время достоверных сведений о реальных планах Г. в отношении Руси не имеется. В 1076 г., после смерти кн. Святослава, Изяславу удалось вернуться на Русь с помощью войск кор. Болеслава II Смелого. 15 июля 1077 г. Изяслав в 3-й раз занял киевский стол, но 3 окт. 1078 г. он погиб в сражении при Нежатиной Ниве под Черниговом. Его сын Ярополк унаследовал Владимиро-Волынское княжество, но в правление своего дяди вел. кн. Всеволода Ярославича большой политической роли не играл.

http://pravenc.ru/text/166757.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010