Собор принял без возражений требования монахов, составил текст решения и за подписью всех участников собрания представил его патриарху Иоанну. 13 Патриарх, очевидно, с согласия двора, утвердил это постановление. Верные слуги Анастасия, препозит Амантий и Марин, имевший сан иллюстрия, протестовали против измены патриарха. Их поддержали несколько кубикулариев и племянник Амантия Феокрит. По свидетельству Захария и автора «Тайной истории», дело имело вид резкого протеста против измены патриарха. В кратких заметках хронистов ясно выступает политический характер этого события. Новое правительство отнеслось весьма строго к своим противникам. Заслуженный старый Амантий, друг покойного императора, кубикуларий Андрей Лавсиак были немедленно казнены в самом дворце; Феокрит был заключен в тюрьму, завален камнями и труп его брошен в море; Ардабурий и Мисаил были сосланы в Сардину. 14 Что касается Марина, то он сохранил свое видное положение и в следующем году занимал пост префекта претория. 15 Царский указ, составленный на основании соборного решения, был разослан по всему Востоку с требованием принять изложенные в нем определения. С особенным сочувствием его встретили в Палестине. В Иерусалиме 6 августа при огромном стечении монахов был торжественно обнародован царский указ и «определения четырех соборов были внесены в священные постановления», как выражается Кирилл Скифопольский в Житии св. Саввы. 16 Савва принял на себя поручение отправиться в Кесарию и Скифополь, чтобы объявить там царский указ. Иначе было в Сирии. Монахи провинции Сирии Второй стояли, как и палестинские, за Халкидонский собор, резко враждовали с Севером и обращались с жалобами к папе на обиды, которые от него терпели. 17 Но в Первой Сирии с ее центром Антиохией, столицей Востока, господствовало монофизитство, и Север пользовался там огромным авторитетом. В своих посланиях к единомышленному с ним патриарху Александрии и к другим иерархам он решительно и резко обличал Халкидонский собор. Опираясь на преданную ему паству, Север удержал за собой положение до осени 519 года и только тогда бежал в Египет, опасаясь грозившего ему ареста, который должен был произвести комит Востока Ириней. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Не только естественное чувство привязанности к родственникам руководило Ираклием в раздаче высших титулов и должностей, но и недостаток в людях, т. к. большинство родовитых и состоятельных лиц было или уничтожено, или ослаблено пытками, конфискациями имуществ, заточениями и убийствами. Так, вокруг трона мы видим родственников Ираклия. Достоинство куропалата пожаловано брату его Феодору, двоюродный брат Никита был главной опорой царства. Только Приск, зять Фоки, остался в милости при Ираклии из посторонних лиц, да и то на короткое время. С особенным вниманием он озаботился устройством судьбы своей семьи. Дочь свою Епифанию, рожденную от первой жены, он назначил августой, точно так же венчал на царство в первые годы по воцарении малолетнего сына своего Константина. Может быть, тем же мотивом укрепления собственной династии объясняется наделавший большого шума брак его с собственной племянницей Мариной, дочерью сестры Марии. Царица Марина оказалась, однако, не на высоте положения. В трудную минуту жизни Ираклия она далеко не поддержала его, как прежде Феодора Юстиниана, а, напротив, по ее внушениям Ираклий принял малодушное решение перенести свою столицу в Карфаген в 618 г., когда обстоятельства сложились в Константинополе в высшей степени неблагоприятно, и только настойчивость патриарха Сергия помешала исполнению этого решения. При вступлении Ираклия на престол политическое положение империи было отчаянное. Северные провинции империи были наводнены славянами и аварами. Ираклий сразу оценил здесь положение и принял ряд мер, имевших капитальное значение для ближайших столетий на Балканском полуострове. Он прежде всего понял, что империи не следует бесплодно тратить сил на борьбу со славянской иммиграцией; отказавшись от областей, занятых славянами, Ираклий нашел в себе довольно государственной мудрости, чтобы оставить славян в покое до того времени, пока империя не соберется с силами и не сможет начать с ними культурную и политическую борьбу. Главное внимание обращено было на Восток, где под властью Хосроя II Персидская империя обнаружила громадное напряжение и завоевательную силу, отняв у Византии на протяжении нескольких лет Сирию, Палестину и Египет и нанеся христианской империи неимоверное нравственное поражение тем, что огнепоклонники овладели Животворящим древом креста Христова. В период от 622 по 628 г. Ираклий в несколько походов на Восток достиг таких успехов, что персы отказались от своих завоеваний в Египте, Сирии и Палестине и получили такой удар, от которого никогда не оправились. Среди преемников Юстиниана Ираклий стоит выше всех.

http://sedmitza.ru/lib/text/442805/

Я очень многому назидался от отца Клеопы, потому что он с детства имел скучание по Богу. И больше всего в монастыре он любил послушание и отсекание своей воли. При коммунистах, когда Румынией правил предшественник Чаушеску Георге Георгиу-Деж, отца Прокла хотели забрать в армию. В военкомате ему сказали, что если он пойдет в армию, то ему сейчас же дадут тысячу лей, и еще пообещали высокооплачиваемую работу после службы. Его спросили, сколько лет он уже в монастыре; отец Прокл ответил, что уже семь. Тогда его поставили на стол, позвали других призывников и попросили, чтобы он сказал им, что Бога нет. Отец Прокл обратился к окружившим его с такими словами: «Меня попросили сказать вам, что Бога нет. Но это не так: Бог есть!» Не успел он произнести это, как очутился лежащим на полу, и был сильно избит за свое исповедование. Когда я поступил в монастырь, то только один год пробыл в Сихастрии. И патриарх Юстиниан (Марина), который тогда был, забрал меня оттуда и отправил в монастырь Слатина. Туда отправили половину братии, чтобы открыть общежительный монастырь. Коммунисты говорили, что нет Бога, а отец Клеопа – что Бог есть. И получалось, что было как будто две партии, и за это коммунисты хотели посадить отца Клеопу. Но благой Господь так управил, что они отошли. Я многим говорил и еще скажу, что отец Клеопа был чудесным батюшкой. Вряд ли когда увижу еще такого старца. Мы все по человеческому естеству можем грешить, но таких, каким был отец Клеопа, вряд ли найдешь. Даже когда к нему приходили очень большие люди или коммунисты, которые делали это тайно, чтобы не потерять свой хлеб, они сразу же менялись, стоило ему только заговорить. Чувствовалось, что Дух Святой, Которого он имел в себе, работал через него. От него я много узнал о сердечной молитве. Тот, кто жаждет сердечной молитвы и хочет ей научиться, должен быть девственником свои умом. Потому преуспевал в духовной жизни отец Клеопа, что имел святое смирение. От него никогда не хотелось уходить. Это не только у меня было такое чувство, но и у многих отцов.

http://pravoslavie.ru/45871.html

Там говорится, что Византийский император Юстиниан I, во время своего похода против Персов, шел через Сирию. Он остановился в этом пустынном месте, чтобы его, изнывающая от жажды армия могла немного отдохнуть. Ни одного источника вокруг не было, и император понимал, что если они не найдут воду, ни о каком успехе в сражении можно и не думать. И в этот самый момент он увидел вдалеке красивую газель. Юстиниан подумал, что если начать преследовать это животное, то оно, в конце концов, устанет и приведет его к источнику с водой. Так он и сделал. Сам лично он начал загонять газель, пока та не полностью не выбилась из и не привела его на скалистый холмик, у подножья которого был родник. Внезапно животное превратилось в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы. Протянув к нему руку Она сказал: «Не стреляй в Меня, Юстиниан, но построй для меня церковь здесь на этом холме». Сказав это, Она исчезла. После своего возвращения, Юстиниан рассказал обо всем, что он видел и приказал своим подчиненным немедленно разработать план строительства церкви. Прошло некоторое время, но архитекторы так и не выполнили приказ императора. Пресвятая Богородица вновь явилась Юстиниану во сне и показала ему план женского монастыря, и сказала, что этот монастырь будет находиться под Ее защитой и покровительством. Проснувшись, Юстиниан помнил, что приступить к постройке основных зданий нужно было в то же утро. На этот раз наказ Пресвятой Богородицы был исполнен, и монастырь вскоре получил такую популярность, что он стал вторым после Иерусалима местом паломничества, куда стремились попасть монахини из Сирии, Египта и других стран. Святая икона «El Chagoura» появилась в монастыре не сразу. В конце восьмого столетия настоятельницей монастыря была почтенная Марина, которая была уважаема всеми за свою благочестивую и святую жизнь. Как-то один греческий монах-отшельник Феодор совершал паломничество из Египта в Святую Землю и остановился в монастыре для небольшого отдыха. Когда он уходил, настоятельница Марина попросила его купить в Иерусалиме драгоценную и прекрасную икону Пресвятой Богородицы. Но как только Феодор пришел в Иерусалим, он забыл эту просьбу. Во время его обратного пути его вдруг остановил незнакомый голос, который сказал: «Не забыл ли ты что в Иерусалиме? Что поручила тебе сделать настоятельница Марина?» Монах Феодор сразу же повернул обратно в Иерусалим и нашел там икону Пресвятой Богородицы. В течение его обратной дороги в монастырь он был изумлен чудесами, происходящими от Святого образа. На него лично и на караван, с которым он шел нападали разбойники и дикие звери. Но во время всех этих опасностей отшельник призывал на помощь Пресвятую Богородицу, держа в руках Ее изображение, и чудесным образом все опасности миновали их.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Памятный знак рядом с монастырём - священный образ оленя, явившего в сем образе Саму Богородицу.      Около 547 года византийский император Юстиниан I во время своего похода против персов шёл через Сирию (по другой версии, охотился в этих местах). Юстиниан остановился в пустынном месте, чтобы изнывающая от жажды армия могла немного отдохнуть. Ни одного источника вокруг не было, и император понимал, что если они не найдут воду, ни о каком успехе в сражении можно и не думать. И в этот самый момент он увидел вдалеке оленя. Юстиниан подумал, что если начать преследовать это животное, то оно в конце концов устанет и приведёт его к источнику с водой. Так он и сделал. Юстиниан начал загонять Оленя. И вот тот выбился из сил и привёл его на скалистый холм, у подножья которого был родник. Внезапно животное превратилось в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы. «Не стреляй в Меня, Юстиниан, но построй для меня на этом холме монастырь», – сказала Она, протянув к нему руку, и исчезла. Вернувшись к войску, Юстиниан рассказал своей свите обо всём, что видел. Он приказал подчинённым немедленно разработать план строительства монастыря. Прошло некоторое время, но архитекторы так и не выполнили приказ императора. Пресвятая Богородица вновь явилась Юстиниану во сне, показала ему план женского монастыря и сказала, что этот монастырь будет находиться под Её защитой и покровительством. Проснувшись, Юстиниан помнил, что приступить к постройке основных зданий нужно было в то же утро. На этот раз наказ Пресвятой Богородицы был исполнен, и монастырь вскоре получил такую популярность, что стал вторым после Иерусалима местом паломничества. Обретение чудотворной иконы      Икона Сейднайской Божией Матери (по-сирийски она называется «Chahoura», или «Chagoura», что означает «Прославленная», или «Известная»), по преданию, одна из четырёх, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. В конце VIII столетия настоятельницей монастыря была почтенная Марина, которая была уважаема всеми за свою благочестивую и святую жизнь. Как-то один греческий монах-отшельник Феодор совершал паломничество из Египта в Святую Землю и остановился в монастыре для небольшого отдыха. Когда он уходил, настоятельница Марина попросила его купить в Иерусалиме икону Пресвятой Богородицы. Но как только Феодор пришёл в Иерусалим, он забыл эту просьбу. На обратном пути его вдруг остановил незнакомый голос, который сказал: «Не забыл ли ты что в Иерусалиме? Что поручила тебе сделать настоятельница Марина?»

http://pravoslavie.ru/120087.html

Эклога стремилась теснее скрепить узы семейные и многими постановлениями, и особенно тем способом, который был принят для решения вопроса о наследствах. На основании правил нового законодательства если покойник, умерший без завещания, не оставил наследников по прямой линии, то его отец и мать одни наследуют его имущество, тогда как прежде побочные (collateraux) в этом случае призывались к наследству совокупно с восходящими. В этом можно признать то глубокое чувство приличия, которое имел законодатель реформы. Он хотел избежать всяких поводов к процессу между родителями и их детьми. Он также не хотел уменьшить тех надежд, которые всегда хорошо сохранять детям в отношении родителей. Не менее замечательно постановление Эклоги, находящееся во втором члене II-ro титула; оно предписывает относительно совершения брачного обряда, чтобы брачующиеся были христианами; оно таким образом уничтожает всякое препятствие к браку между лицами различных исповеданий (de communions differentes). Правда, уже Юстиниан ограничился воспрещением брака между христианами и евреями. Но позднее церковь формально воспретила союзы между еретиками и правоверными. Лев воротился к совершенному равенству христиан перед законом гражданским, не смотря на препятствия со стороны канонического права, и тем дал новое доказательство либеральных принципов, его одушевлявших. Мы ограничимся этим кратким анализом постановлений Эклоги... Странная вещь – слава мира сего! Тогда как кодекс и пандекты дали своим авторам бессмертную славу, тогда как самые нападения, целью которых были Юстиниан и Трибониан, содействовали большему их прославлению, – кто говорил до сих пор о Льве, как об отличном законодателе? Кто знал назад тому несколько лет, имена авторов Эклоги – министра юстиции Никиты, консулов Марина и Нонна? Их дело имело только эфемерное существование (une duree ephemere); но теперь, когда их принципы приняты гражданским законодательством наиболее передовых наций, пришел наконец час воздать почтение гению этих людей, которые, назад тому тысячу лет, боролись для того, чтобы освятить доктрины, только в наши дни восторжествовавшие...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Троицы был основан господарем Александру II Мирчей (1568-1577) и его супругой Екатериной в благодарность за победу в битве с господарем Винтилэ (май 1574), произошедшей на этом месте. Изначально задумывался как митрополичья церковь. Во время войны господаря Михая Храброго с турками Бухарест в 1595 г. был занят Синаном-пашой, к-рый возвел вокруг мон-ря военные укрепления. Отступая, турки уничтожили не только укрепления, но и сам монастырь. В 1614 г. господарь Раду IX Михня начал восстановление монастыря по плану его первоначальной застройки. Кафоликон был расписан при его сыне, господаре Александру V Коконуле (Князьке) (1623-1627). В 1625 г. мон-рь стал преклоненным афонскому Иверскому монастырю . Обитель была одной из самых богатых в Бухаресте, однако греч. администрация не вкладывала средства в ее ремонт и благоустройство. Данные обстоятельства, а также ряд землетрясений привели мон-рь в тяжелое состояние. Во время работ по модернизации Бухареста (с 1875) кафоликон, колокольня и часть келий были сохранены. С 1839 г. в мон-ре действовали Бухарестская ДС, Французский лицей, а после установления коммунистического режима - партийная школа. В 1960 г. мон-рь был закрыт. Реставрационные работы проводились в 1969-1974 гг., в 1979 г. церковь была освящена и расписана архим. Софианом (Богиу). В нартексе сохранились росписи румынского живописца Георге Тэтэреску (1886-1957). В мон-ре похоронен румын. патриарх Юстиниан (Марина) . В 1998 г. мон-рь был открыт. В общине 10 монахов, настоятель - архим. Нектарий (Софеля). В 13,5 км от Бухареста находится мон-рь Черника , он упоминается в документах с 1608 г., был основан ворником Черники Изворанулом. В 1781 г. настоятелем Черники стал игум. Георгий, ученик прп. Паисия (Величковского), к-рый возродил здесь монашество и поднял мон-рь из руин. Следующим настоятелем Черники был свт. Каллиник Черникский, его чудотворные мощи хранятся в мон-ре. Др. бухарестский мон-рь, Антим , с кафоликоном в честь Воскресения всех святых был основан сщмч.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

все решения по делам, чаще всего встречающимся, и по разным соглашениям, а также определить нормы наказаний, соответствующие проступкам». Предисловие заканчивается следующими словами: «Всячески желая положить предел злому стяжанию, мы решили давать жалованье из нашего казначейства славнейшему квестору и писцам и всем служащим по судебным делам с тем, чтобы они уже ничего не брали с подсудимых». Как можно видеть из предисловия, исаврийским царям пришлось считаться почти с такими же трудностями, с какими имели дело сотрудники Юстиниана: обилие и разнообразие рукописей с переводами и толкованиями законов и невозможность согласования их для обыкновенного судьи и для юриста. Хотя в греческом подлиннике не названы ученые-законоведы, которым была поручена работа, но в переводной Кормчей сообщены имена патрикия и квестора Никиты, ипата Марина и др. По своему содержанию «Эклога» состоит из 18 отделов, или титулов, из коих каждый заключает несколько положений, связанных между собой по содержанию. Главная основа, или подкладка, всех правовых норм есть закон Юстиниана, но, кроме того, внесены сюда дополнения, происходящие из исаврийского периода, и разного рода редакционные изменения, касающиеся даже основ права. Именно, здесь внесено много и такого, что противоречит началам Юстинианова права и что заимствовано из практики и из обычного права. Главное значение «Эклоги» нужно признать в том, что с нее начинается новый период в истории права и что в ней усматривается новый и живой элемент права, заимствованный из современности. Некоторые из постановлений «Эклоги» были отменены законодательством македонских царей. Из неотмененных прежде всего нужно отметить 17-й титул, содержащий в себе систему уголовного права о наказаниях. Характерным признаком ее служит обилие телесных, в особенности членовредительных, наказаний, которыми так обильны византийская придворная история и уголовная практика. Сюда относится отсечение руки, выкалывание глаз, урезание языка или носа, розги и палочные удары.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Столпник Даниил, по совету Акакия, сошел со своего столпа и принял участие в народном протесте против Василиска. 151 Народное движение кончилось для Василиска катастрофой. Бережливый Анастасий, которого Юстиниан обвинял в рагса subtilitas, 152 в первые годы своего царствования был, по-видимому, не особенно щедр на налоговые льготы для духовенства. В его царствование имели место случаи, когда и церковные земли подвергались πιβολ. Но церковники с величайшей энергией выступали на защиту своих привилегий, причем в качестве ходатаев использовались знаменитые «подвижники», вожди монашества, которые зачастую в глазах правительства и общества имели гораздо больший вес, чем церковные иерархи. В житии Саввы Освященного сообщается, что знаменитый палестинский игумен Савва явился к Анастасию с просьбой облегчить тяжелую подать (κουφσαι), наложенную на храм Воскресения и на владельцев (κττορες) в Иерусалиме. 153 Сборщики налогов и синодики в Палестине, не будучи в состоянии собрать 100 литр золота с неимущих плательщиков, решили разложить эту недоимку на иерусалимских налогоплательщиков сообразно силам каждого. При распределении этих 100 литр были составлены списки (περισσοπραχταν πεγρφησαν) подлежащих обложению. В эти списки попали и храм Воскресения, и другие церковные объекты. Савва с величайшей настойчивостью добивался снятия этой надбавки. Ему почти удалось уже добиться согласия императора: «Император, – рассказывается в житии, – уступая мольбе и святости просителя, послал за префектом претория Зотиком и приказал вычеркнуть указанную надбавку из скриния провинции Палестины». Однако, когда это уже было решено, надежды церковников расстроил «неправосуднейший» Марин, правая рука Анастасия, «по попустительству божию управлявший государственными делами». Он прибежал к императору и отклонил его от намеченного решения указанием на то, «что в святом городе живут несториане и евреи, недостойные императорских милостей». Вмешательство Марина привело в ярость Савву, который в присутствии императора обрушился на Марина с градом упреков и угроз. «Тогда во святых отец наш Савва, – рассказывает житие, – исполнившись поистине святого духа, сказал Марину: «Перестань отклонять императора от благих намерений, прекрати войну против святых божьих церквей, откажись от корыстолюбия и низости и позаботься о себе. Если меня не послушаешь, то скоро наведешь много зла на императора и всю империю, и будешь лишен всего, и дом твой будет сожжен огнем». Разгневанный Савва просил императора отпустить его в Палестину. Ему не удалось добиться отмены «надбавки», но Анастасий смягчил его гнев, вручив ему 2 тысячи солидов на нужды его монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 Анафора (греч. ναφορ  – возношение) – Евхаристический канон, являющийся основной частью Литургии и начинающийся после пения Символа веры . Здесь – антидор (греч. ντδωρον – вместо Даров) – часть богослужебной просфоры. 29 Речь идет о событиях 1947 г., когда румынский король Михай I (род. в 1921 г.) был смещен с трона, и 30 декабря 1947 г. Румыния была провозглашена Народной республикой. В стране утвердилось безраздельное господство Коммунистической партии, принявшей официальное название Румынской рабочей партии, и фактически была установлена коммунистическая диктатура. 30 Патриарх Юстиниан Марина (1901–1977) окормлял Румынскую Православную Церковь с 1948 по 1977 г. В 1924 г. был рукоположен в сан священника, в 1929 г. окончил Богословский факультет Бухарестского университета. В 1945 г. был хиротонисан во епископа – викария митрополии Молдовы и Сучавы. В 1941 г. он возведен в сан митрополита. Патриарх Юстиниан известен своими незаурядными организаторскими способностями. Во всех областях церковной жизни он ввел строгую дисциплину и порядок. Ему принадлежат одиннадцатитомный труд «Социальный Апостолат. Примеры и наставления для духовенства», а также «Толкование Евангелия и воскресные беседы». С 1949 г. состоял почетным членом Московской, а с 1966 г. – Ленинградской Духовных Академий. 32 Александр III Лэпушняну – господарь Молдавского княжества с 1552 по 1561 г. и с 1564 до 1568 г. 34 Секуритате (рум. – безопасность), официальное название «Департамент государственной безопасности» ‚ сочетавший функции спецслужбы и политической полиции. 35 Дед Мартин – в румынском фольклоре – медведь, аналогично Михаилу Топтыгину в русском. – Перев. 36 Арад – административный центр на западе Румынии в регионе Трансильвания, недалеко от границы с Венгрией. 37 Святитель Иосиф Новый в юном возрасте принял монашеский постриг в монастыре Пантократор на Святой Горе Афон и всю жизнь провел в монашеских подвигах. Уже в преклонном возрасте он был призван на митрополичью кафедру Тимишоары и Баната. Упокоился в 1656 г. в монастыре Фарос, располагавшемся на границе Румынии и Сербии. В скором времени на месте его погребения стали совершаться многочисленные чудеса. Память святителя Иосифа Нового в Румынской Церкви совершается 15 сентября (нов. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010