Подпишитесь на наш Телеграм 27 декабря 2023 года скончался Юрий Арабов — поэт, прозаик, теоретик кино и педагог, кинорежиссер. Но более всего известный как киносценарист, наверное главный в постсоветском кинематографе — автор сценариев фильмов «Мысленный волк» Гай Германики, «Монах и бес» Досталя, «Орда» Прошкина, «Юрьев день» Серебренникова, «Господин оформитель» Тепцова и множества других, в частности, большинства фильмов Александра Сокурова. В них как раз лучше всего и видна уникальность Арабова — сценариста-философа, притом христианского философа. В память о Юрии Николаевиче мы кратко расскажем о четырех киносценариях, составляющих тетралогию о власти — вершину творчества и Сокурова, и Арабова. Сокуров описывал тетралогию в таких словах: «во всех этих фильмах я стремлюсь показать, сколь важна очеловеченная власть. И что власть — не от Бога, она — от людей» . «Молох» (смотреть, фильм, читать сценарий) Первый фильм посвящен Гитлеру. Одна линия сюжета — о дошедшей до последнего края самообожествленной власти; вторая линия раскрывает тему «Ади и Евы» — с понятными аллюзиями (история падшего человечества). Сокуров о сценарии Арабова писал так: «Не уверен, что режиссеру следует писать о сценарии Юрия Николаевича Арабова. “Мистерия горы” — произведение самодостаточное и, возможно, не нуждавшееся в экранизации. Несмотря на предварительно существовавшую режиссерскую экспликацию, сценарий получился совершенно оригинальным, является значительным развитием первоначального режиссерского замысла и открывает свое содержание и для режиссера. И все же “Мистерия горы” — произведение в первую очередь литературное со всеми соответствующими признаками. Современный читатель, достаточно знакомый с историческими фактами из жизни “героев”, возможно, подивится смелости автора — увидит психологически мотивированные, простые, в конце концов, вполне понятные человеческие отношения. Подчеркиваю: простые и понятные отношения. Нацизму только на первый взгляд предшествуют социально-политические предпосылки — важно понять, что для его возникновения необходимо появление в человеческом обществе огромного числа несчастных людей и во главе этих несчастных должен встать самый несчастный из всех несчастных — Счастливый своим несчастием человек.

http://blog.predanie.ru/article/skonchal...

ПСТГУ и Университет Аристотеля (Греция) провели совместную конференцию «Российско-греческие отношения в Османский период» 22 февраля 2015 г. 13:20 18 февраля 2015 года в город Салоники (Греция) прибыла делегация Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета во главе с ректором протоиереем Владимиром Воробьевым . В состав делегации вошли проректор ПСТГУ по научной работе протоиерей Константин Польсков, проректор по международной работе протоиерей Георгий Ореханов, заместитель декана Богословского факультета по научной работе диакон Павел Ермилов, начальник Международного отдела ПСТГУ П.А. Скопин, член Попечительского совета ПСТГУ Е.Л. Юрьев. Поездка была организована по инициативе Богословского факультета Университета им. Аристотеля (Салоники) и Фессалоникийской митрополии Элладской Православной Церкви. 19 февраля по благословению митрополита Фессалоникийского Анфима члены делегации совершили Литургию в храме святого великомученика Димитрия Солунского, который является кафедральным собором города Салоники и местом пребывания святых мощей великомученика Димитрия. Литургия совершалась на церковнославянском и греческом языках. В тот же день в актовом зале Центра истории Фессалоники состоялось торжественное открытие научной конференции «Российско-греческие отношения в Османский период», которая была организована совместными усилиями двух университетов. Конференцию открыл профессор Михаил Тритос, декан Богословского факультета. После его краткого выступления митрополит Анфим приветствовал собравшихся, подчеркнув значение братских отношений между двумя единоверными народами — греками и русскими. Митрополит пожелал, чтобы эти отношения развивались во всех направлениях, в том числе и в академической сфере. По его словам, визит делегации ПСТГУ может иметь важное значение для развития научных, учебных и культурных связей между двумя университетами. В своем приветственном слове ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев также отметил, что основой отношений между двумя богословскими факультетами должна стать общая православная вера и глубокое понимание исторических связей между Россией и Грецией, которые помогали двум странам преодолевать самые трудные испытания в разные исторические эпохи — в османский период, во время войн и гонений на веру, в периоды экономического упадка. Это возможно только благодаря несокрушимой православной вере, молитве, любви и духовному единству.

http://patriarchia.ru/db/text/3999331.ht...

Репортажи Основы религиозных культур и светской этики: первые итоги эксперимента Учебник ОПК подвергся цензуре, а родители школьников выбирали светскую этику под давлением, считает протодиакон Андрей Кураев 18.03.2010 23:23 Москва, 18 марта, Благовест-инфо. Голосование родителей в пользу курса светской этики происходило под давлением, считает автор учебного курса «Основы православной культуры», профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. На пресс-конференции в РИА Новости «Церковь и молодежь – проблемное поле» автор учебника поделился итогами своей поездки по регионам, в которых в качестве эксперимента будет преподаваться ученикам 4-5 классов новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Протодиакон выразил удивление различием  между данными независимых социологических опросов, проведенных в сентябре, согласно которым 60 % родителей «хотели бы видеть присутствие православия в школе», и показателями Министерства образования и науки, согласно которым ОПК выбрали только 20 % родителей в этих регионах. «Разрыв в три раза показывает, что эксперимент не отличается чистотой. Я уже объехал более половины 19 регионов, картина везде одна и та же, за исключением национальных республик», -- сообщил о. Андрей. В национальных республиках процент выбравших ОПК близок к проценту русского населения, и это говорит о том, что национальные области «менее подвержены давлению Москвы», в них более честно и открыто проходили выборы. В других регионах - Курганской, Пензенской областях, Красноярске – «ноль избравших православие», сообщил протодиакон. «Было давление, политический заказ одной из кремлевских башен, которым выгодно занизить рейтинг Русской Православной Церкви», - отметил он. Кроме «заказа», считает автор учебника, есть лень чиновников на уровне школ и завучей. «Дикость ситуации» состоит также в том, продолжил он, что учебники «засекречены до сих пор». 1 апреля должны начаться занятия «по всем шести модулям», а учебники до сих пор не изданы. Он предложил объявить в мае «Юрьев день» – т.е. предоставить родителям возможность совершить «перевыбор», поскольку сейчас они выбирали «кота в мешке» – не видя учебника, не зная содержания предмета. В интервью «Благовест-инфо» он предположил, что «засекреченность» связана с тем, чтобы «не дать родителям возможности сориентироваться». Все четыре конфессиональных учебника, по его мнению, «хороши, интересны, написаны с душой», и только два – «мертворожденные».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . К 300-летию Российской империи. Россия возвращается на берега Балтийского моря, авторская программа В. Саулкина 28.10.2021 22:03 Виктор Саулкин Северная война начиналась для России очень неудачно. Молниеносным ударом Карл XII выбил из войны Данию и заставил бежать из Прибалтики польские и саксонские войска короля Августа. А затем, внезапно, совершив стремительный марш, обрушился на не ожидавшие шведов русские войска, осаждавшие Нарву. Под Нарвой произошла настоящая катастрофа. Была разбита русская армия. Потеряна вся артиллерия. Армия лишилась почти всего старшего командного состава. После поражения под Нарвой государь с невиданной, сверхчеловеческой энергией принялся создавать новую русскую армию. Ценой огромных усилий всей страны новая армия, способная противостоять врагу, была создана. Прошло всего полтора года после Нарвы и Борис Петрович Шереметев уже в 1701 году в нескольких сражениях разгромил в Прибалтике корпус шведского генерала Шлиппенбаха. Русские берут штурмом Нотебург – древний новгородский Орешек. Выход к Балтике, Варяжскому морю был открыт. На третий год после нарвского разгрома русские полки вышли на берега Балтийского моря. А 16 мая в день преподобного Исаакия Далматского была заложена новая крепость и названа в честь святого покровителя русского царя первоверховного апостола Петра – Санкт-Петербург. Будущая величественная и прекрасная столица могущественной Российской империи. В 1704 году русские войска идут в Лифляндию «добывать» Дерпт и Нарву. В этот раз Нарва, мощнейшая крепость, русской армией была взята после короткого штурма. Шведской твердыней овладела новая армия, созданная за четыре прошедшие года царем Петром Алексеевичем. Древние русские города Юрьев-Дерпт и Ругодив-Нарву вернули России.

http://radonezh.ru/radio/2021/10/28/22-0...

Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Исаакия Далматского (Степановское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В селе Степановское находятся две церкви: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь-колокольня во имя Исаакия Далматского , являющиеся памятниками истории и культуры. Комплекс имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] Степановское расположено в 65 км от Москвы по Новорязанскому шоссе, в 20 км от города Бронницы. Боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев – брат царицы Анастасии Романовны (первой жены Ивана Грозного), дед первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича, отец патриарха Филарета – получил Степановское «за службу» после взятия Казани в 1552 году. Примерно тем же временем датируется каменная Благовещенская церковь в Степановском с приделами свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца, объединёнными трапезной частью. Одноглавый бесстолпный одноапсидный храм принадлежит типу «восьмерик на четверике». При новом хозяине Степановского М.Т. Лихачёве в 1680–1690-х годах церковь была перестроена в формах «московского барокко». В начале XVIII века Степановское принадлежало князю Матвею Петровичу Гагарину, на средства которого рядом с Благовещенской начали строить каменную церковь-колокольню. В 1721 году Гагарин был казнён, а Степановское перешло к барону (с 1730 года – графу) Андрею Ивановичу Остерману, который завершил строительство церкви-колокольни, посвятив её прп. Исаакию Далматскому, в день памяти которого родился Пётр I. Освящённая в 1732 году Исаакиевская церковь-колокольня, вместе с Благовещенским храмом, составляет единый ансамбль. Центричный ярусный объём Исаакиевской церкви состоит из трёхэтажного четверика, над которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик, завершённый стройным восьмериком звона и поставленным на него глухим восьмериком с куполом. Высокий храм перекрыт глухим восьмилотковым сводом. Две винтовые лестницы дают доступ к трём ярусам галерей. Фасад декорирован крупными тосканского ордера пилястрами, между которыми расположены высокие арочные проёмы. Профилированные архивольты, карнизы и балюстрады представляют пример следования архитектурным формам «аннинского барокко».

http://azbyka.ru/palomnik/Церкви_Благове...

Я и другие 16.08.2014 07:38:14 Протоиерей Андрей Ткачев Когда-то в Украине был кинематограф. В 70-х годах прошлого столетия работа кипела особенно бурно. В павильонах, помнивших Дзигу Вертова и Александра Довженко, не сквозняк гулял, яко же ныне, а сновали люди, воздух грели софиты, гримерки и монтажки гудели, как улей. И пусть художественные фильмы украинского производства на «Оскар» не номинировались, эфир все же был заполнен собственным продуктом достойного качества. Особенно хороша была анимация и документальное кино. «Врунгеля» и сегодня любо-дорого смотреть, равно, как и многое другое. Мне же вспоминается один научно-популярный фильм по социальной психологии производства 1971 года. Называется фильм «Я и другие». Режиссер – Феликс Соболев из Харькова. Психолог, ставивший эксперименты в кадре – россиянка Валерия Сергеевна Мухина. На лицо - плодотворный союз, иллюстрировавший когда-то популярный лозунг об украино-российской дружбе: «Навеки вместе». В фильме разыгрываются модели социального поведения, приводятся примеры манипуляции сознанием и влияния коллектива на личность. Очень отрезвляющее зрелище. В сети фильм есть, и пытливый зритель без особых трудов найдет его при желании. А я вам напою Карузо на кухне, как умею. Перед группой детей, сидящих кружком, стоят две пирамидки: одна белая и одна черная. Только один из детей – испытуемый. Все остальные научены говорить, что обе пирамидки белые. Вопрос: долго ли испытуемое дитё будет утверждать очевидное, и насколько голос большинства способен заставить человека назвать черное белым? Что вам сказать? Детки милые, но ужас подлинный. Очевидность сдается социальному диктату быстро. Очень скоро испытуемый ребенок называет белую пирамидку черной. Не без внутренних мучений он это делает, но делает. Причем, когда ему уже потом говорят: «Возьми черную пирамидку», он тут же безошибочно берет вещь нужного цвета. То есть он не дальтоник, и чувство реальности не утратил. Просто, как говорят грузины, скажет тебе сто человек, что ты паровоз, и ты ответишь «Ту-ту-у-у». «Вот тебе бабушка и Юрьев день» в смысле «Вот тебе, поборник свободы и демократии подлинная цена личностного выбора, и объективная реальность вместе с осмысленными действиями».

http://radonezh.ru/analytics/ya-i-drugie...

Герман, митрополит Курский и Рыльский (Моралин Лев Геннадиевич) Дата рождения: 24 декабря 1956 г. Дата хиротонии: 28 марта 1993 г. Дата пострига: 8 марта 1984 г. День ангела: 11 июля Страна: Россия Биография: Родился 24 декабря 1956 г. в с. Ново-Языково Арзамасского района Арзамасской области. В 1975 г. окончил Арзамасское медицинское училище по специальности фельдшер. В 1975-77 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал по специальности и одновременно учился на историко-филологическом факультете Горьковского ГУ. С 1983 г. нес послушание иподиакона при Владимирском епархиальном управлении. 19 августа 1983 г. архиепископом Владимирским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона. Служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. 8 марта 1984 г. настоятелем Успенского собора архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество, 10 марта архиепископом Серапионом рукоположен во иерея. В апреле 1984 г. назначен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Ликино Судогодского р-на Владимирской обл. Заочно окончил Московскую духовную семинарию . 20 января 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1989-93 гг. — настоятель в Покровском и Никитском храмах г. Юрьев-Польского. В 1991 г. назначен благочинным приходов Юрьев-Польского и Кольчугинского округов. 23 февраля 1993 г. Священным Синодом избран епископом Якутским и Вилюйским. Хиротония состоялась 28 марта 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. С 1995 г. — епископ Якутский и Ленский. 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа. В 2000 г. заочно окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт . 17 августа 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 127 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря г. Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской пустыни пос. Свобода Золотухинского района Курской области. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 62 ) назначен главой новообразованной Курской митрополии .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198083...

Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский (Яковлев Яков Яковлевич) Дата рождения: 30 апреля 1947 г. Дата хиротонии: 19 августа 2011 г. Дата пострига: 13 апреля 1997 г. День ангела: 13 апреля Страна: Россия Биография: Родился 30 апреля 1947 г. в городе Южно-Сахалинске в семье кадрового военного, генерал-майора, участника Великой Отечественной войны. В 1952 г. был крещен в Москве, где отец обучался в академии им. Фрунзе. Затем семья проживала в местах службы отца — Прибалтике, Украине, странах дальнего зарубежья и с 1963 г. — в Новосибирске. В 1965 г. поступил в Новосибирский архитектурный институт, после окончания которого преподавал в том же институте. В 1970 г. женился. В 1975 г. принят в Союз художников России, после чего стал профессионально заниматься изобразительным искусством, участвуя во всесоюзных, республиканских и международных выставках. В 80-х годах приобщился к Церкви, помогая благоукрашать храмы Новосибирской епархии как архитектор и иконописец под руководством архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония (Будько; †2008 г.), бывшего в то время секретарем Новосибирской епархии. В 1983 г. семья переехала из Новосибирска во Владимир. 3 февраля 1992 г. супруга скончалась после тяжелой болезни. 28 марта 1992 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием был рукоположен в сан диакона, 19 апреля того же года — во священника тем же Преосвященным. 1 сентября 1992 г. назначен председателем строительно-хозяйственного отдела при Владимирском епархиальном управлении и членом епархиального совета. 1 мая 1993 г. назначен старшим священником Свято-Успенского Княгинина женского монастыря г. Владимира, 22 августа 1995 г. — секретарем Владимирского епархиального управления. 13 апреля 1997 г. пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. 12 апреля 1998 г. возведен в сан игумена. Закончил заочный сектор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. 21 декабря 2005 г. назначен наместником Александровского монастыря г. Суздаля и благочинным монастырей Суздальского округа с сохранением обязанностей секретаря епархиального управления.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198743...

Программа проведения XI Всемирного Русского Народного Собора «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7 марта 2007 года) 2 березня 2007 р. 16:38 5 марта 2007 года, первый день работы Первое пленарное заседание 11.00-12.30. Торжественное открытие в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Вступительное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; приветствия Собору. 12.30-13.00. Перерыв. Второе пленарное заседание 13.00-14.30. Выступления участников и гостей Собора. 14.30-15.30. Обед. Третье пленарное заседание 15.30-17.00. Выступления участников и гостей Собора. 17.15-17.30. Перерыв. Четвертое пленарное заседание 17.30-19.00. Выступления участников и гостей Собора. Второй день работы 6 марта 2007 года 10.00 – 18.00. Работа секций:   1. Природные ресурсы — путь к богатству или бедности? Перспективы экономического развития России. Руководитель: заместитель главы ВРНС, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Место проведения: конференц-зал гостиницы «Даниловская». Проезд: станция метро «Тульская», Большой Староданиловский переулок, дом 5 (рядом со Свято-Даниловым монастырем). 2. Люди: духовный, научный, образовательный и производственный потенциал страны - источник ее силы, могущества и процветания. Руководители: Председатель — Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко; Сопредседатели — архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных академии и семинарии; Евгений Леонидович Юрьев, председатель Общественного совета Центрального федерального округа; Владимир Яковлевич Шатохин, член Бюро Президиума ВРНС, генерал-лейтенант, профессор, первый вице-президент Объединения высших офицеров России. Место проведения: зал лектория Государственного исторического музея. Проезд: станции метро «Охотный ряд», «Площадь революции», Красная площадь, дом 1/2. 3. Бедность в России. Духовные и материальные причины, борьба с бедностью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204627...

Враки про кубанские казаки Подлинная память стёрлась, на Валааме умерли массово свезённые туда т. Сталиным безногие и безрукие, без орденов и квартир, подлинные ветераны. Завели бутафорных, из освобождённых партработников семидесятых. 21 июня, 2012 Подлинная память стёрлась, на Валааме умерли массово свезённые туда т. Сталиным безногие и безрукие, без орденов и квартир, подлинные ветераны. Завели бутафорных, из освобождённых партработников семидесятых. Отклик на фильм «Служу Советскому Союзу» публициста Никиты Кривошеина. Никита Игоревич родился 6 июля 1934 г. в Париже. В 1947 г. вместе с родителями выехал в СССР. Окончил Московский институт иностранных языков. В 1957 г. был арестован КГБ в Москве за статью, опубликованную в «Le Monde» после вторжения советских войск в Венгрию. Осуждён по статье 58 (ч. 10) и отбывал срок в мордовских лагерях. После освобождения работал переводчиком в Москве. В 1971 г. был вынужден вернуться во Францию. Синхронный переводчик в ЮНЕСКО, ООН, Совете Европы. Один из главных персонажей документального фильма об эмиграции «Не будем проклинать изгнание» (1997, Москва. Авторы: В. Костиков, М. Демуров, В. Эпштейн). «Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство», «Мир входящему», стоило Комитету по делам кинематографии объявить Юрьев день поколению авторов помнящих войну вживую, как в шестидесятые были сняты правдиво-блестящие фильмы о состоянии войны: и ужасы по Гойе, и про хороших людей – по Ремарку. Но подлинная память стёрлась, на Валааме умерли массово свезённые туда т. Сталиным безногие и безрукие, без орденов и квартир, подлинные ветераны. Завели бутафорных, из освобождённых партработников семидесятых. Вера в светлое будущее и в Труд, Мир, Май велела долго жить ещё при Леониде Ильиче: заменный продукт искали недолго – был выработан квазиязыческий, насыщенный новой мифологией, с обрядами и своим искусством культ Великой Отечественной Войны. А гимназистам, не читавшим «В окопах Сталинграда» или «Мертвым не больно», ни разу не слыхавших мотивов «Жди меня» или «Лили Марлен», предложили молиться на опереточных ветеранов и возлагать венки на скульптурные поделки Манизера, Вучетича и Церетели.

http://pravmir.ru/vraki-pro-kubanskie-ka...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010