Архив Пн В Волгоградской митрополии впервые отметили память Всех святых, в земле Волгоградской просиявших 26 июня 2023 г. 11:40 24-25 июня 2023 года в Волгограде впервые прошли торжества, посвященные празднованию Собора Волгоградских святых. День празднования, который отмечается в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, был установлен решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая с.г. (журнал 31). Торжества возглавил Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел . Всенощное бдение в кафедральном соборе благоверного князя Александра Невского г. Волгограда 24 июня совершили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, епископ Калачевский и Палласовский Иоанн, духовенство Волгоградской митрополии и священнослужители, прибывшие на торжества из других епархий. 25 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Волгоградских святых, Патриарший наместник Московской митрополии возглавил в Александро-Невском соборе служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, епископ Калачевский и Палласовский Иоанн, духовенство Волгоградской митрополии и священнослужители, прибывшие на торжества из других епархий. Специально к празднику была написана икона Собора Волгоградских святых. В храме молились губернатор Волгоградской области А.И. Бочаров, представители власти и силовых структур региона. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Марии Зимовец.

http://patriarchia.ru/db/text/6038352.ht...

Лыково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Село Лыково в XVII в. и до 1764 г. было вотчиной Козьмина Яхромского монастыря. В книгах патриаршего казённого приказа 1635 г. записано: «Церковь Христова мученика Георгия в вотчине Козьмина монастыря селе Лыкове дани 4 алтына 5 денег». Запись под 1687 г.: «В Козьмине монастыре вотчине село Лыково, от монастыря 2 версты, а в нём церковь во имя святого мученика Георгия древяна клецки, крыта тесом об одной главе, главы и шея обшиты чешуею, крест железный, олтарь круглый, в церкви царские двери сень и столпцы писаны краски ветхи, по правую руку царских дверей Спасов Образ Нерукотворен писан краски, венец на золоте». Одновременно с церковью Святого великомученика Георгия в Лыкове существовала церковь Святителя Николая Чудотворца, тоже деревянная, с деревянной же колокольней. Обе церкви стояли до 1811 г., когда по благословению преосвященного Ксенофонта заложена была ныне существующая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Георгия и Святителя Николая Чудотворца. Церкви принадлежала каменная часовня, устроенная в 1862 г. для выноса усопших.  На расстоянии в полкилометра в с. Лыково в 1863 г. была построена кладбищенская Крестовоздвиженская деревянная церковь (уничтожена в советское время).  В 1876 г. в с. Лыково была открыта земская школа. Она содержалась на капитал, оставленный бывшим владельцем села Назаревским. В 1883 г. в селе открылась церковно-приходская школа. Из книги протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». Владимир, 2005 стр. 147 13 августа 1936 г. Ивановский облисполком закрыл церковь с. Лыкове Небыловского района. Верующие сразу же опротестовали постановление облисполкома в Президиуме ВЦИК. В соответствии с законом до окончательного решения вопроса храм должен был находиться в пользовании общины; правда, прокурор запретил пользоваться колокольным звоном. 20 февраля 1938 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК в очередной раз требовала у облисполкома выслать весь материал, необходимый для утверждения закрытия (план использования, смета, фотоснимки, справка о наличии средств на переоборудование и т.д.). А уже в апреле Комиссия была ликвидирована специальным постановлением Президиума Верховного Совета СССР. Положение церкви стало более чем неопределенным. Верующие продолжали считать храм действующим, налоги уплачивали, имущество охраняли. Благодаря этому уже 11 марта 1944 г. решением СНК СССР храм официально открыли, в один день с Успенским собором во Владимире, раньше всех других церквей на Владимирщине.

http://sobory.ru/article/?object=01889

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН ЮРЬЕВ НОС (XVI в.), государев крестовый дьяк, распевщик. Исследователи узнали о его деятельности в 1846 г., когда было открыто «Предисловие, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» - сочинение XVII в. по истории рус. церковнопевч. искусства, написанное при участии учеников московского мастера Феодора Христианина , хорошо знавшего И. Ю. Н. (см.: [Погодин М.] Вновь найденные данные для истории церковного пения в России//Москвитянин. 1846. С. 173-174; Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 21-22). Начальный этап деятельности И. Ю. Н. связан с Вел. Новгородом, где находилось уч-ще церковного пения Саввы Рогова, одного из лучших дидаскалов в Российском гос-ве той эпохи; можно полагать, что И. Ю. Н. обучался у этого мастера в кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. В документах Иосифова Волоколамского мон-ря имеются сведения о деятельности некоего «молодого» монастырского слуги (т. е. мирянина, осуществлявшего надзор за хозяйством к.-л. монастырского села в течение строго определенного срока) Ивана Носа. Возможно, И. Ю. Н. и этот монастырский служащий - одно лицо. Первое упоминание его имени в монастырских документах относится к 26 нояб. 1548 г.: казначей Лаврентий «давал ключи» слугам, в т. ч. «в село Отчищево Ивану Носу - ключ, как было за Васильем, за иконником, срок - Николин день вешней» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 28). В апр. 1549 г. среди «молодых слуг» ему выдали жалованье - ок. 40 алтын. Впосл. он назначался в разные села (Ивановское, Луковниково, Новое). Иногда ему доверяли получение жалованья для дворника и дворницы, «истобников» (Там же. Л. 28 об., 64, 79 об., 103, 139 об.). Вероятно, служба при мон-ре приносила неплохой доход. Напр., денежные вклады монастырских слуг («поминать в повседневном списке доколе монастырь стоит») составляли 90-100 р. (РГАДА. Ф. 181. Оп. 8. 141. Л. 21, 101 об. и др.). В документах Иосифова Волоколамского мон-ря буд. распевщик в последний раз упоминается в февр. 1557 г., когда в с. Новое был назначен др. слуга (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 150). В описи монастырской б-ки 1573 г. отмечен его вклад - певч. кн. «Ермолой» (Ирмологий) (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 89), но установить, когда был сделан вклад, невозможно (более ранняя опись датируется 1545).

http://pravenc.ru/text/200465.html

Палладий, епископ Рязанский и Шацкий (Юрьев Павел) Родился в 1721 году в селе Дуделеве Горбатовского уезда Нижегородской губернии. По окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во священника к нижегородскому кафедральному собору. Овдовев, в 1751 году он был пострижен в монашество и возведен в сан игумена Нижегородского Иоанновского монастыря. С 1752 года – игумен Николаевского Амвросиева Дудина монастыря. В 1753 году возведен в сан архимандрита Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. 18 июня 1758 года хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. С 1764 года – епископ Рязанский и Шацкий. С 1767 года – член Святейшего Синода. 20 марта 1778 года уволен на покой с правом управления Нижегородским Печерским Вознесенским монастырем. Скончался 2 декабря 1789 года. Погребен в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре в Петропавловском храме. Епископ Палладий известен своей заботой об образовании и просвещении духовенства. По его распоряжению Рязанская семинарская контора брала с учеников старших классов (риторики и философии), а с 1767 года и с учеников богословского класса подписку о том, что они по вступлении на священнослужительские места «под страхом штрафа» обязуются каждогодно сказать по три или по крайней мере по две проповеди. Его поучительные слова не отличались красноречием. Труды: Слово о созидании и разорении общества на день коронования императрицы Екатерины II. – М., 1777. Краткая хронология или показание лет от начала мира по 1776 г. по Р. X., разделенная на 7 веков по церковному штилю. – М., 1777. Духовное завещание//Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. Записки императорского археологического общества: в 14 т. – СПб., 1848–1865; 1857. – Т. 10. – С. 253–255. Поучительные слова: в 3 ч. – М., 1763. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 100. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 416, 417, 611, 618.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Глава 10. Платон, епископ Ревельский 14 января 1919 г. – день мученической кончины первого национального епископа Эстонской Церкви Платона, зверски убитого большевиками в подвале Кредитного банка в городе Юрьев. Епископ Платон, в миру Павел Петрович Кульбуш, сын псаломщика Рижской епархии, родился 13 июля 1869 г. По окончании курса Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата-магистранта богословия он был в 1894 г. определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербург. Занимая эту должность в течение 23 лет, отец Павел Кульбуш по достоинству выдвинулся в первые ряды столичного духовенства, как выдающийся пастырь и администратор. Когда в Эстонской Православной Церкви в 1917 г. возник вопрос о замещении кафедры бывшей Рижской епархии, то общий голос духовенства и мирян назвал имя о. Павла Кульбуша. Св. Синод признал желание православных эстонцев заслуживающим удовлетворения, а о. Павла достойным кандидатом на должность епископа. 13 января 1918 г. отец Павел Кульбуш (в монашестве Платон) митрополитом Петроградским Вениамином (убитым большевиками в ночь с 12 на 13 августа 1922 г.) и епископом Лужским Артемием был рукоположен в сан епископа. Вступив в управление вверенными ему православными приходами в Эстонии, владыка Платон ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты 1917 г. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Епископ Платон за время своего кратковременного святительства лично посетил 71 приход, всюду восстанавливая нарушенную церковную жизнь и словами любви и ободрения внося утешение в смятенные души верующих. Но недолго православное духовенство и народ Эстонии пользовались счастьем быть водимыми своим мудрым и благостным архипастырем. 19 декабря 1918 г. немецкие войска, оккупировавшие Эстонию во второй половине года, покинули город Тарту (бывший Юрьев), где в то время, оправляясь от перенесенной тяжелой болезни, проживал епископ Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Фото Валерия Алексеева 27 марта 2018 г. 20:05 На месте гибели космонавта Юрия Гагарина освятили здание часовни в честь вмч. Георгия Победоносца Вблизи села Новосёлово Киржачского района, где 50 лет назад 27 марта 1968 года разбился самолёт космонавта Юрия Гагарина и летчика- испытателя Владимира Серёгина, состоялось освящение здания часовни в честь вмч. Георгия Победоносца. Чин освящения возглавил архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий в сослужении духовенства епархии. Как рассказал «Журналу Московской Патриархии» благочинный храмов Киржачского округа протоиерей Димитрий Ершов: " Часовенка небольшая, внутренний размер всего 2 на 2 метра и 7 метров в высоту, от силы там помещается десять человек. В настоящее время продолжается ее внутренняя отделка и служить там еще нельзя. Тем не менее, стены внутри покрашены. С трех сторон фасада часовни имеются мозаичные полотна, посвященные святому равноапостольному великому князю Владимиру, вмч. Георгию Победоносцу и Спасу Нерукотворному " . В основание часовни заложены мощи св.Иоанна Воина. После освящения здания часовни архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий отметил, что подвиг Юрия Гагарина и Владимира Серёгина — это пример силы духа, мужества и самоотверженности, ведь оба они «положили жизнь за други своя». Пилоты могли катапультироваться и спастись, но была большая вероятность, что самолет рухнет на многолюдный село. И они приняли решение спасти других ценой собственной жизни. Владыка также отметил, что благодаря их подвигу рядом с поселком возрождается Андреевский храм. Как рассказал корремонденту " Журнала Московской Патриархии " настоятель Спасо-Андреевского храма протоиерей Владимир Шлыков, после того, как строительство закончится, в часовне будет установлен алтарь и она станет храмом-часовней. Там будут служиться не только молебны и панихиды. Но и Божественная Литургия - как минимум 4 раза в год: 27 марта, в день памяти вмч. Георгия Победоносца, святого князя Владимира и святого Иоанна Воина.

http://e-vestnik.ru/news/chasovnya_na_me...

Юрьев-Польский. Введенский Никоновский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм 2. Церковь Николая Чудотворца Другие постройки: 3. кельи 4. дровяной сарай и холодный туалет Карта и ближайшие объекты С этим монастырем не все просто. В реестре памятников г. Юрьева-Польского по ул. Краснооктябрьской (бывшей Никольской) значится ансамбль из двух церквей, Никольской 1666 г. и Введенской 1763-67 гг. Еще до появления Введенского монастыря на его месте стояла приходская деревянная церковь во имя  св. Алексия. Время основания монастыря неизвестно, но деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая упоминается в окладных патриарших книгах 1628 г. Упразднили церковь в 1666 г., когда возвели первую каменную церковь монастыря во имя преподобного Никона, Радонежского чудотворца, поэтому в документах она именовалась то Никоновской, то Никольской. Название Никоновской церковь получила не случайно. На месте монастыря стоял дом родителей преподобного Никона, сподвижника преподобного Сергия Радонежского. Юрьевская Никоновская церковь уцелела во время пожара 1710 г., в котором погибли деревянная церковь Николая Чудотворца и старейшая из монастырских - соборная деревянная Введения Пресвятой Богородицы. В 1763-1766 гг. церковь отстроена вновь, пятиглавая. В 1811-1826 гг. вместо отдельной колокольни построена новая - каменная, в четыре яруса. Под ней находились святые ворота. Введенский монастырь был небольшой и неудобный, со всех сторон окруженный строениями градских обывателей. Монастырь женский. Количество населениц от 62 в 1727 г. до 15 в 1764 г. Жизнь круто изменилась в июньский день 1871 г., когда вспыхнул пожар. Более монастырь не восстанавливался. Церкви со временем восстановили. В настоящее время на этом месте восстанавливается мужской Свято-Введенский Никоновский монастырь, собравший в своем названии все выше перечисленное. Постоянного поселения в монастыре нет. На двери расписание занятий. До 1871 г. при Введенско-Николаевской церкви существовал третьеклассный женский монастырь; время основания его неизвестно, но в начале XVII ст. он уже существовал и монастырская церковь св.

http://sobory.ru/article/?object=00769

В день памяти свв. апп. Петра и Павла Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 12 июля 2015 г. 16:32 12 июля 2015 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в  соборе свв. апп. Петра и Павла  в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Николая (Кривенко)  во епископа Северобайкальского и Сосново-Озерского ( Бурятская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий ;  митрополит Рижский и всея Латвии Александр ;  митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий ;  митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий ;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Александро-Невской лавры ;  епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан ;  епископ Касимовский и Сасовский Дионисий ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ;  епископ Славгородский и Каменский Всеволод ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления;  архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря , ответственный секретарь  Патриаршего совета по культуре ; архимандрит Александр (Федоров), настоятель Петропавловского собора;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; духовенство  Санкт-Петербургской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/4157300.ht...

Скачать epub pdf 47. Василий V Иванович Шуйский, царь и великий князь всей Руси прямой потомок в восьмом колене Дмитрия III Константиновича, великого князя владимирского (см. 72), сын боярина князя Ивана Андреевича Шуйского, убитого в деле близ Лоде, в Эстонии, в 1573 г. Родился по одним известиям в 1547, по другим – в 1552 г.; был дружкой жениха на седьмой свадьбе царя Ивана IV Грозного в 1580 г.; стоял на Оке против хана крымского в 1581 и 1583 гг.; считался с прочими князьями Шуйскими виновным и возмущении московской черни против князя Вельского, ознаменовавшем самые первые дни правления царя Федора I Ивановича, но пожалован саном боярским в день коронования этого государя 51 мая 1584 г.; в числе прочих князей Шуйских примирился с Борисом Годуновым, шурином царским и правителем государства, в I585 г.; находился в скопе желавших бить челом царю Федору о разводе его с неплодной царицей Ириной и сослан в Буйгород в 1587 г.; назначенный главным следователем по делу о смерти царевича Дмитрия, приехал в Углич 19 мая, а возвратился в Москву 21 июня 1591 г.; по воцарении Бориса Годунова начальствовал правою рукою в блестящей военной прогулке царя к Серпухову против хана крымского в 1598 г; посланный быть вторым предводителем рати против так называемого Лжедмитрия, участвовал в поражении его 21 января у Добрынич, осаждал с своим первым, князем Мстиславским, Кромы, не трогая Путивль, главный притон врага Борисова, и был отозван преемником Борисовым, царем Федором II, в Москву, где, как пишут, пробовал уговаривать народ в день низложения Федора 1 июня, а по воцарении так называемого Лжедмитрия дерзнул обличать его в самозванстве, за что приговорен к смерти и уже взведен на лобное место, но помилован и только удален в свои галицкие поместья в 1605 г.; явясь оттуда снова в Москву по милостивому призыву того же так называемого Лжедмитрия, был очевидцем его жалкой смерти 17 мая; сам избран в цари 19 мая; короновался 1 июня, взнес на себе в Архангельский собор раку с мощами св. Дмитрия царевича, доставленную из Углича, 3 июня; немедленно начал борьбу с бунтовщиками: князем Шаховским, князем Телятевским и слугой последнего Болотниковым, шедшими от Путивля к Москве; узнал о разбитии ими царской рати в 50 верстах от Москвы; увидел стан их под Москвою в октябре, но утешился разбитием Болотникова под Калугой в декабре 1606 г.; издав знаменитый указ 7 марта, окончательно запрещавший крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день), сам в июне выступил к Туле, которую взял 10 октября 1607 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Града Юрьева Польскаго Святыя 391. Святый и благоверный князь Святослав во святом крещении нареченный Гавриил Всеволодович Юрьевский чудотворец, преставися в лето 6700 месяца февраля в 3 день Святослав Всеволодович, во святом крещении Гавриил, великий князь Владимирский, сын Всеволода III Юрьевича, именуемого «Большое Гнездо» вел. кн. Владимирского, – родился в г. Владимире на Клязьме 27 марта 1196 года и в малолетстве назначен был своим отцом на княжение в Новгороде (в 1199 г.). По смерти отца, получил в 1212 г. в удел г. Юрьев-Польский, а после битвы с Татарами на р. Сити, занял в 1238 г. стол в Суздале. Ум. 3 ферваля 1253 г. в н. Юрьеве-Польском и погребен в сооруженном им Юрьевском Георгиевском соборе, где и доныне мощи его почивают под спудом, в стене собора. Памятниками благочесия благоверного князя доныне сохранились в городе Юрьеве-Польском: 1) Георгиевский собор и 2) Святославов крест, составленный из 5 плит белого камня, мерою в вышину 2 арш. 6 вершк., а в поперечнике 3 арш. 1 верш. (Владимир. епарх. ведом. 1884 г., 16 и 17). Не канонизирован (Сергий, III, прим. 3, стр. 68). 392. Святый благоверный князь Димитрий Святославичь во иноцех преставися в лето 6700 Сын предыдущего, уцелел в числе прочих князей после нашествия Батыя в 1237–38 гг., сопровождал вел. кн. Александра Ярославича (Невского) в походе против бунтовавшего в 1255 году Великого Новгорода. Провладев Юрьевом 16 лет и приняв пред кончиною своею схиму от Ростовского епископа св. Игнатия, ум. в 1269 году в присутствии князя Глеба Ростовского и матери его княгини Марии Михайловны. Нетленные мощи князя-схимника почивают рядом с мощами отца его в Юрьеве, в юго-западном углу теплого Троицкого собора, где их показывают в склепе. (Влад. епарх. вед. за 1884 г. 16 и 17). Не канонизирован. 393. Преподобный отец Козма игумен Успенскаго монастыря, Яхренский иже бысть в Шахматицех Юрьевский чудотворец, преставися в лето 7000 месяца февраля в 18 день Воспитывался у одного боярина, в селе; боярин, полюбив его за кротость, научил его грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010