«Дикость ситуации» состоит также в том, продолжил он, что учебники «засекречены до сих пор». 1 апреля должны начаться занятия «по всем шести модулям», а учебники до сих пор не изданы. Он предложил объявить в мае «Юрьев день» – т.е. предоставить родителям возможность совершить «перевыбор», поскольку сейчас они выбирали «кота в мешке» – не видя учебника, не зная содержания предмета. В интервью «Благовест-инфо» он предположил, что «засекреченность» связана с тем, чтобы «не дать родителям возможности сориентироваться». Все четыре конфессиональных учебника, по его мнению, «хороши, интересны, написаны с душой», и только два – «мертворожденные». Важно донести до родителей, отметил он, что у них есть право выбора. Многие, выбирая светскую этику, думают, что это – «уроки этикета». По его мнению, в дальнейшем произойдет отток как с курса истории религий, так и с курса светской этики. Говоря о последнем, и зачитав отдельные абзацы этого учебника, он охарактеризовал его как  «совсем не детский курс», никак не подходящий для восприятия ученика 4 класса.  Что касается курса истории религий, то в отношении него протодиакон отозвался резче: «Какого черта в нашем курсе делает курс истории мировых религий?». Этот курс не имеет воспитательного значения для четвероклассников, он говорит об истории, когда у ребенка еще нет запроса к истории, и он более уместен в старших классах, и даже в университете. Говоря в целом о начинающемся эксперименте в 19 регионах РФ, он охарактеризовал его как «судорожные попытки России спасти самою себя». Россия стоит перед тремя вызовами: глобализация (как сохранить свою идентичность, оставаясь открытой страной); исламизация (задача курса – защитить российский, поволжский ислам от их богатых ближневосточных спонсоров) и «демографическая пропасть». В связи с этим цель курса - привить детям «вкус к жизни, вкус к жизни в России, вкус к жизни в многодетной семье». Однако реализация эксперимента чиновниками, подытожил он, приводит на память пословицу: «Если не можешь что-то блокировать, надо это возглавить».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Да где там! Почти никто не слышал моих воплей. Грабили деревню все кому не лень. И сейчас убивают и грабят, никого не щадя! Грабят с тех самых пор, когда Борис Годунов отменил возможность раз в году сменить хозяина-помещика. Закрепостил, и это в ту пору крестьянин Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! " Господа депутаты, знаете ли вы эту пословицу? Она была правдива на протяжении всей последующей российской истории, правдива и в наше время. Крестьянина грабили почти всегда, с малыми перерывами. Даже " ночные братья " , т.е. масоны-декабристы в своих поместьях грабили мужика-крестьянина. Декабристы даже боролись против самодержавия и православия с помощью крестьянина. Мужик стеной встал за православие, против масонов и против гнилой интеллигенции (это ленинс кое прилагательное точно подходит ко всем народным заступникам, то есть " сеятелям " дьявольской свободы в белых манишках). Но даже Ленин вкупе с Троцким и Свердловым, когда народ чуть не вышиб из-под них высокие табуреты, осадил бешеный гон либеральных коноводов к российской гибели и мировой революции. А уж на что ненавидел " опиум для народа " - русское православие. Народ во многих городах плевал в декабристов, когда их вели на каторгу. И плевал, и тут же сердобольно жалел, уж такой он и есть " россиянский " народ... Это он, русский крестьянин, отстроил города в пустынных песках, отдал последние крохи от своих детей, чтобы туркмены, таджики, чеченцы и целая сотня других малых народов плодилась и процветала. Разве смогли бы эти сто двадцать народов одни, без русских мужиков, обломать зубы Наполеону и Гитлеру? Вспомните, господа, сколько русских крестьян полегло на полях грандиозных сражений. Ведь желающих подчинить себе весь мир было много, начиная от Чингис-хана, кончая натовцами. Будучи горбачевским депутатом, членом Верховного Совета, я сидел, помню, на переднем ряду. Чуть ли не рядом с Ельциным, и однажды попросил его о встрече. Когда я сказал, о хочу побеседовать, у него повело рот куда-то в сторону... Нет, он не хотел даже думать, во-первых, о сионистах и, во-вторых, о крестьянской судьбе!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

Святой Юрий запасает коров (начинает пасти), Никола - коней; В Николин день выгоняют лошадей на починки, на пашницу, на ночной подножный корм; Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой; Велика милость Божия, коли в Николин день дождик польет; В Николу лягушка квачет - овес скачет; До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки». Семейские - старообрядцы Забайкалья. Бурдук - кушанье в виде жидкой каши из муки и воды. Эдиасов Л.Е. Словарь русских говоров Забайкалья. М., 1980. С. 7О. Божушка - так семейские называли и Господа Иисуса Христа и сами иконы с Его ликом. В досельную пору в ходу были сразу три календаря: гражданский, церковный, народный (крестьянский), которые по датам то сходились, то распадались. Простонародье придерживалось в основном двух календарей: церковного и народного. С принятием христианства наши поселяне постепенно стали сближать православ­ные святцы со своим обиходным, хозяйственным календарем. Анчутка беспятый - бес. (Продолжение следует) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

По собственному моему опыту, обделка земли наймом выгоднее половничества, и кроме того известны мне хлебопашественные заведения купцов Смоленской губернии Сычевского уезда, в Тульской губернии Веневского уезда и в Орловской губернии Елецкого уезда, которые дают точно те же выводы. Эти неравности происходящие от неравного народонаселения, не имеют никакого влияния на общее правило, принятое в праве обычном, и сами по себе исчезнут при совершеннейшем развитии хозяйственной жизни народной. Правило половничества или трёхдневной работы в хлебопашественных имениях, существующее с незапамятных времён, признано ещё недавно самим государством, но такое признание было не изобретением, не следствием произвольного расчёта, а только утверждением существующего уже положения или переводом его из права обычного в закон 15 . Отмена Юрьева дня Много толковали о причинах отмены Юрьева дня и приписывали её то придворным партиям, то желанию Годунова оказать покровительство мелким владельцам, чтобы найти в них опору против боярских родов. Бесстрастный и бесхитростный взгляд на историю объясняет задачу иначе. Самое время, в которое появился новый закон, даёт ключ к его смыслу. Большая половина старой Руси была захвачена Татарами-опустошителями и Литвой, которой иго было не совсем легко. Города и сёла исчезли, прежние пашни обратились в пустыню, средняя и северная Россия переполнились беглецами. При Иоанне III государство окрепло в своём живом сердце – Москве и стало снова раздвигать свои пределы. Во время Грозного новорождённая Русская сила взяла в его присутствии Татарскую Казань и богатое Финское Приволжье, без него взяла Астрахань и часть Сибири. Новые области, бесконечно-пространные и неистощимо-богатые, оставались несколько лет совершенною пустынею. Страшно было переходить в сторону новую, в соседство к неприятелю, не вполне побеждённому, да и народная предприимчивость не цветёт в такие царствования, каково было царствование Uoahha IV . При его кротком преемнике, под правлением мудрого Годунова, отдохнула Россия. Беглецы с Юга вспомнили свою старую родину; народонаселение, слишком сгустившееся на Севере, стало искать, степного приволья. Как бы ни было правомерно отношение половничества, как бы ни было оно связано с обычаем, безусловное владение землёю всё-таки выгоднее и заманчивее. Началось движение с Севера на Юг, движение мелкими общинами (ибо скватерство Северо-Американское противно духу Русскому 16 , движение быстрое, неправильное, ускользающее от всякого надзора, от всех повинностей общественных, грозящее безлюдьем прежним средоточиям государственным. Юрьев день был отменён, и ни одна партия во время безумия народного при Самозванцах, ни один правитель, какой бы он ни был, в каком бы сословии он ни искал опоры (кроме разбойнической шайки Болотникова), не думал о восстановлении прежнего свободного перехода: оно было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

М. П. Погодин, И. Д. Беляев и К. С. Аксаков указывали на то, что в XVII в. продолжается свободный переход крестьян. Н. И. Костомаров в полемике с Погодиным утверждал, что переход крестьян в Юрьев день был отменен законодательным актом, а переходили в XVII в., по его мнению, или те крестьяне, от розыска которых господа отказались, или люди, не попавшие в тягло. Полемика Погодина с Костомаровым выдвинула те условия, при которых выросло крепостное право. Другие историки, допуская существование акта, прикрепившего крестьян, указывали на то, что крепостное право могло явиться и следствием Указа 1597, т. к. правительство, в интересах государственной обороны и фиска, воспользовалось переписью 1592, в которую были занесены все крестьяне, сидевшие на владельческой земле по различным порядным, и как бы признало этих крестьян прикрепленными к земле. В. О. Ключевский совершенно отрицает прикрепление владельческих крестьян к земле и даже отмену права их выхода законодательным актом. Он выводит закрепление крестьян за владельцами из гражданских отношений, из их задолженности владельцам земли. Такие задолжавшие крестьяне, а их было огромное большинство, сближаются по своим отношениям к владельцам с кабальными холопами, которые в к. XVI в. не могли уже приобретать свободу возвращением долга по кабале. В XVII в. крестьяне дают обязательства, ограничивающие права их ухода и предоставляющие владельцу право распоряжаться в той или иной степени личностью крестьянина. Закрепощаются и крестьянские дети, жившие при отце и не несшие тягла, и попадают, как не привязанные к тяглу, в полное распоряжение владельца. Выход крестьян заменяется их вывозом, и притом с согласия прежнего владельца, а это является с течением времени, по существу, продажей их. Правительство заботилось только о том, чтобы крестьяне выполняли государственные повинности, и сделало владельца ответственным за уплату этих повинностей. В результате явилось, по мнению Ключевского, прикрепление крестьян к лицу владельца, а не к земле, на которой он сидел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покойники, которые считались нечистыми и опасными для живых. В основном это были люди, умершие насильственной смертью, особенно самоубийцы. Их не закапывали в землю, а оставляли на земле, прикрыв сучьями (подробнее об этом см.: Похоронные обряды, Семик). Залом По народным поверьям, происки нечистой силы, спутанный пучок стеблей несжатого хлеба, надломленных направо и налево и закрученных в узел вместе с золой и присыпанных у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Следствием залома бывает полный неурожай, и даже если его вырвать, все равно зерно будет легковесным, а хлеб будет быстро расходоваться, т. ч. лучше продать весь урожай и купить зерно на рынке. Единственное средство от залома – отслужить молебен с водосвятием и попросить священника вырвать залом. Развязать залом могут также опытные старики и знахари. Замет Дощатый забор с пряслами, с закладкой досок в пазы столбов. Заметуха Народное название дня памяти Федора Студита. Замок В народных представлениях предмет, используемый для защиты от вредоносного воздействия внешней среды. В качестве оберега замок фигурирует в егорьевских и свадебных обрядах, при эпидемиях и эпизоотиях, при похоронах и сокрытии клада. В Малороссии при похоронах умершего ребенка клали ему на грудь запертый замок, чтобы не умирали другие дети. Замки находят иногда в погребальных курганах. И в XIX в., чтобы смерть не могла вернуться в дом, кидали при погребении замки в могилы. При эпизоотии над губами павшей скотины запирали замок, а потом зарывали его в яму вместе с животным. Во время первого выгона скота хозяин гнал животных через ворота, в которых был заранее положен запертый замок; порой он сочетался с др. ритуальными предметами (пояс, яйцо, сковородник и др.), а иногда пояс или сковородник запирали на замок. В Смоленской губ. клали в воротах замок и ключ, чтобы волчья пасть запиралась так же крепко, как замок на ключ запирается. Замок часто фигурировал и среди тех предметов, с которыми пастух обходил стадо в Юрьев день, чтобы дикие звери не трогали его в течение лета. На свадебном сговоре клали замок под порог и запирали сразу после прихода в дом жениха, а потом кидали в реку, чтобы брак был крепким. Замки и ключи были обнаружены в древнерусских кладах XI-XIII вв., что, по-видимому, отражало практику ритуального запирания клада от похитителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В народе считали, что ведьмы способны превращаться в разных животных. Особенно они любили «скидываться» черными кошками (отсюда и приметы, связанные с ними), собаками, сороками. Могли также летать на помеле или кочерге, вылетая в печную трубу ночами на шабаш – ночные гулянки с нечистой силой. Излюбленные места таких гулянок – многочисленные «лысые горы», особенно Лысая гора под Киевом. Ведьмы злобны, вредили людям: доили чужих коров и вообще портили скот, посевы, межи и даже людей; луговые опята нередко растут по кругу, и такие круги назывались ведьмиными, т. к. ведьмы устраивали здесь пляски. Ведьмам присуще ведовство (отчего и происходит их название), знание различных зелий, средств для поисков пропавшего, приворота любимых и др. Ведьмы могли быть молодыми девушками и старухами, красавицами и уродами; в Малороссии ведьмы более добродушны, веселы и весьма привлекательны, в Великороссии – стары, уродливы, толсты, неряшливы, с большими синими носами. Единственный внешний неоспоримый признак ведьмы – маленький хвост. Ведьм, излишне докучавших людям, нередко избивали толпами и даже убивали еще в к. XIX в. Окончательное средство избавиться от ведьмы – пронзить ее осиновым колом. Севернорусская ведьма оставляет свое туловище без головы под «поганым» корытом или под корытом, в котором стирают белье, превращается в бесхвостую сороку и через печную трубу вылетает на дело. Ее специальность – вынимать плод из тела беременных женщин или домашних животных и заменять его в лучшем случае куском хлеба или сырой свинины. Вынутый плод ведьма съедает. Ведьма у малороссов сходна с севернорусской, но ее основное занятие – отнимать молоко у коров. Подоив корову один раз, на Благовещение, Пасху или Юрьев день (23 апр.), в дальнейшем только она получает от этой коровы молоко: оно течет из отверстия в бревне дома ведьмы, если отвернуть там кран. Подобным же образом ведьмы забирают в свои амбары чужой урожай, завязывая стебли злаков в узлы. По малороссийским представлениям, в ночь на Ивана Купала ведьмы летают в Киев на Лысую гору. Это сказание заимствовано из Германии; у великороссов его нет. Отправляясь в такой полет, ведьма смазывает себе тело какой-то неизвестной жидкостью, садится верхом на помело или кочергу, берет мечик, т. е. валек от мялки для конопли, и вылетает в печную трубу. У человека, увидевшего эти тайные действия, она высасывает кровь, и он умирает. Ведьма взлетает высоко в воздух, разгоняет при этом тучи и может вызвать засуху. Иногда она крадет с неба звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С ним ходил я первый раз в Гефсиманский скит, незадолго пред тем основанный верстах в двух от лавры. Не замедлил я явиться и к покровителю своему Я.И. Владыкину, в Вифанию. Он и жена его Ольга Ивановна приняли меня как близкого родного и приглашали бывать у них, как можно чаще. Осмотревшись несколько в академии и лавре, я написал в Муром к оставленному там родному семейству. В письме своём подробно описал я своё путешествие от Мурома до лавры, сообщил о своих первоначальных впечатлениях в академии и лавре и проч. —308— 1846 г. Вот что было мной писано: „По данному обещанию, спешу немедленно известить вас о своём положении; и, пользуясь свободным временем, постараюсь описать вам подробно все обстоятельства – от последнего, трогательного прощания с вами в чистом поле до настоящей минуты в уединённой келье академии. От всего сердца благодарю вас и всех добрых моих родных за то общее искреннее чувство, с каким вы отпускали меня в далёкий и, может быть, невозвратный путь. Последние минуты моего с вами пребывания так живо напечатлелись в сердце, что я долго, долго не забуду их. Простившись с вами около 7-ми час. вечера 28-го июля, в 11-ть приехал я в Булатниково, где оказал мне радушное гостеприимство знакомый священник. Здесь пробыл я не более трёх часов и отправился далее в путь. До Владимира путешествие моё совершалось обыкновенным порядком; только от непривычки ли моей к езде, или от продолжительного беспокойства ещё дома, здоровье моё так расстроилось, что я боялся далее продолжать путь: однако ж, слава Богу, опасность миновалась. Во Владимир прибыл я 30-го числа в 9-ть час. утра. Во Владимире я пробыл ровно сутки; и всё, что нужно было сделать, сделал; только не всех, кого хотелось, удалось видеть. На другой день, выехавши из Владимира, рассчитывал было непременно остановиться в Юрьеве, чтобы увидеться с Александром Ивановичем Соловьевым: но случилось не так; я должен был уступить расчётам доброго моего извозчика; а потому через Юрьев довелось проехать в глухую полночь, и утром 1-го августа пришлось остановиться в знаменитом селе Симе, где, по случаю праздника, я почёл за долг быть в церкви, и кстати посмотреть на гробницу славнейшего героя Русского – Багратиона. Тут же случилось мне неожиданно исполнить заповедь христианского братолюбия: я посетил больного своего товарища – священника, который занимает место, предлагаемое некогда мне. К вечеру того же дня приехал я в Богоспасаемый град Переяславль. Ещё за 11-ть вёрст, при ясном сиянии вечереющего солнца, раскрылась

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В артистическом кабаре „Привал комедиантов“, сменившем „Бродячую собаку“, Любовь Дмитриевна каждый вечер за скудное вознаграждение читает „Двенадцать“. Блок переносит и это унижение: и без того приходится продавать книги и вещи и ходить обедать в столовку Музыкальной драмы. Осенью Александра Андреевна с мужем находят квартиру в том же доме, где живут Блоки. Мария Андреевна Бекетова снимает комнату по другой лестнице. До смерти поэта вся семья живет вместе. Зимой Блок с увлечением подготовляет материалы для издания Гейне. „Весь день читал Любе Гейне по-немецки — и помолодел“ („Записная книжка“, 8 декабря). Последние заметки 1918 года в „Записной книжке“: „…на границе отчаянья“, 10 декабря. „Ночные сны такие, что на границе отчаянья и безумия. Сколько людей свихнулось в наши дни. Ко всему — жестокий мороз“. 12 декабря. „Отчего я сегодня ночью так обливался слезами в снах о Шахматове?“ 31 декабря. „Мороз. Какие-то мешки несут прохожие. Почти полный мрак. Какой-то старик кричит, умирая от голоду. Светит одна ясная и большая звезда“. Мы вспоминаем пророческие стихи 1910 года: О, если б знали, дети, вы, Холод и мрак грядущих дней! С большим трудом освободившись от ТЕО, Блок через два месяца закабаляется другому „театральному ведомству“. 26 апреля 1919 года, по настоянию жены Горького, М. Ф. Андреевой, он берет на себя обязанности председателя в режиссерском управлении Большого театра. Режиссер А. Н. Лаврентьев, управляющий театром Гришин, талантливые актеры Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов и В. В. Максимов, декораторы А. Н. Бенуа и Щуко работают с вдохновением; они окружают поэта любовью и вниманием, и первое время он с увлечением отдается своей новой деятельности: ведет заседания, читает пьесы, пишет статьи, сочиняет речи. В статье „Большой драматический театр в будущем сезоне“[ Блок говорит о „великой сокровищнице старого классического и романтического искусства“, утверждает, что Большой театр должен быть театром „высокой драмы, высокой трагедии и высокой комедии“, предостерегает от „модернистических“ опытов и исканий и в заключение пишет: „Мы должны быть ритмичными и верными музыке, потому что великая задача сегодняшнего дня — напоить и пронизать жизнь музыкой, сделать ее ритмической, спаянной, острой“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

Никогда еще Российские Князья не одерживали такой знаменитой победы над варварами. Урособа и 19 других Ханов пали в сражении. Одного из них, именем Бельдюза, привели к Святополку: сей пленник хотел откупиться серебром, золотом и конями. Святополк велел отвести его к Владимиру, который сказал ему: «Ты не учил детей своих и товарищей бояться клятвопреступления. Сколько раз вы обещали мир и губили Христиан? Да будет же кровь твоя на главе твоей! » Бельдюза рассекли на части. Победители взяли в добычу множество скота, вельблюдов, коней; освободили невольников и в числе пленных захватили Торков и Печенегов, которые служили Половцам. Увенчанный славою Мономах, призывая Россиян к торжеству и веселию, хвалил их мужество, но всего более славил Небо. «Сей день (говорил он) есть праздник для отечества. Всевышний избавил от врагов землю Русскую: они лежат у ног наших! Сокрушены главы змия, и мы обогатилися достоянием неверных». В надежде, что Половцы не дерзнут уже беспокоить Россию, Святополк старался загладить следы их прежних опустошений и возобновил город Юрьев, ими сожженный, на берегу Роси. К несчастию, сии мирные попечения о гражданском благосостоянии Государства не могли тогда иметь успеха: княжение Святополка, от начала до конца, представляет цепь ратных действий. Россия была станом воинским, и звук оружия не давал успокоиться ее жителям. 1104 г. Ярослав Святославич, брат Олегов и Давидов, был побежден Мордвою в губернии Тамбовской или Нижегородской, где сей народ обитал издревле в соседстве с Казанскими Болгарами. – Следуя примеру отцев своих, Великий Князь и Мономах вооружились против наследников Всеславовых, которые независимо господствовали в Полоцкой области. Путята, Воевода Святополков, Олег и Ярополк, сын Владимиров, ходили осаждать Глеба Всеславича в Минске. Родной брат Глебов, Давид, находился с ними: вероятно, что он держал их сторону. Но войско соединенно возвратилось без успеха. – 1106 г. Всеславичи, избавленные от сей опасности, хотели покорить Семигалию. Нестор называет ее жителей данниками России: быть может, что они прежде зависели от Князей Полоцких и вздумали тогда отложиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010