Между тем, они то и составляли главную военную силу государства. С другой стороны, при таком свободном переходе крестьян с одного места на другое, не было возможности собирать с полной точностью и определенностью государственные подати. Эти подати разложены были в ту пору не по душам, а по волостям. И бывали случаи, что вследствие «права перехода» некоторые волости оказывались без людей и некому было платить подати. Вот почему Московские великие князья давно уже пытались ограничить крестьянское право свободного перехода от одного помещика к другому. Борис Годунов совершенно воспретил такой переход под страхом суровых взысканий в 1597 году. « Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», говорили крестьяне по этому поводу. С этого времени в течение двух с половиною веков крестьяне находились в полной зависимости от помещиков, родились и умирали крепостными, т.е. были собственностью помещика, который был не только полным хозяином их времени и труда, но и имел право продавать и покупать их с землею. Как помещик должен поступать с крестьянами, что можно было от них требовать и чего нельзя – закона на это не было, а была добрая воля помещика. А так как эта воля не у всех и не всегда оказывалась доброю, так как помещики чаще всего искали только собственной выгоды, то в их отношениях к крепостным людям открылся широкий путь к произволу, тяжелому для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния. Государи наши старались облегчить положение крепостных и оградить их от злоупотреблений со стороны помещиков. Но указы прежних Государей только ограничивали крепостное право, но не уничтожали его. Крепостной человек по прежнему был не свободен во многих отношениях: величина оброка зависела вполне от помещика; его воля определяла часто и занятия оброчного на отхожих промыслах; барщинный мужик распахивал барскую землю в таком количестве, какое назначит барин-помещик; барщинный мужик обязан был доставить на барский двор полотна, кур, яиц, ягод и других припасов столько, сколько прикажет барин; по указанию барина работал крепостной на барской фабрике или заводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Часть вторая Все плачут, Заплачем, брат, и мы. Вторая из трагических проблем жизни, постоянно волнующих Пушкина, – взаимоотношения человека с другими людьми, диалектика личного и общественного. I Если мы попытаемся выяснить, что подразумевают различные действующие лица драмы «Борис Годунов» под словом «народ», то обнаружим любопытную вещь. Борис, например, приказывая сзывать «весь наш народ на пир», имеет в виду Всех, от вельмож до нищего слепца. Для него «народ» – все, что не есть царь. Его сын, Федор, разделяет мир уже на три категории: на царя, царское семейство и – «народ», когда в сцене смерти Бориса говорит отцу: Нет, нет – живи и царствуй долговечно: Народ и мы погибли без тебя. Когда же беседуют между собой князья, то для них существуют: сначала – царь; затем – они сами, князья; и далее, в качестве третьей части всего человечества – народ. Так, в самой первой сцене: Народ отвык в нас видеть древню отрасль Воинственных властителей своих. Или – в сцене «Москва. Дом Шуйского»: Вот – Юрьев день задумал уничтожить. Не властны мы в поместиях своих... ...А легче ли народу? То есть каждый называет «народом» всю ту часть человечества, которую считает ниже себя. Но и дальше: сколько мы ни пытаемся ощутить этот таинственный «народ» через его составную часть, через личность, он всякий раз ускользает. Вот – Пимен, и «народ» уже оказывается где-то вне его, Пимен же только наблюдает, как Народ, остервенясь, волочит Безбожную предательницу-мамку. Вот – Григорий, у него во сне Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом. Но даже если опустимся на самый низ, в толпу, и приблизимся к отдельному человеку, то даже и тут «народ» исчезнет из поля зрения: Послушай! что за шум? Народ завыл, там падают, что волны... А собственно «народу» в пьесе принадлежат только десять реплик: Молчать! молчать! дьяк думный говорит; Ш-ш – слушайте! (На коленах. Вой и плач) Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь! Венец за ним! он царь! он согласился! Борис наш царь! Да здравствует Борис!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Борис Годунов незамедлительно, уже в ноябре 1601 г. узаконил меры против спекуляции хлебом в городах, установил твердые цены, позволил посадским общинам реквизировать закрома спекулянтов, бить их кнутом и сажать в тюрьму. Колоссальные деньги были выделены для раздачи малоимущим горожанам. Царь провел розыск хлебных запасов по всей стране и открыл для распродажи по твердым ценам царские житницы. Он даже нарушил свое обещание и казнил нескольких мошенников, портивших хлеб при выпечке. Принципиальный крепостник даже восстановил частично Юрьев день! Все было всуе. Огромные запасы хлеба у архиереев и монастырей, помещиков и вотчинников из высшей знати, неразрывно связанных с системой оптовой торговли, не мог реквизировать даже царь. " Сам патриарх, — писал свидетель событий, — имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать еще больше денег " . Хлебные спекулянты сами перешли в наступление, установив форменную блокаду городов. Царский указ от 3 ноября 1601 г. прямо говорит о заставах, которыми перекупщики во многих местах перерезали дороги, чтобы " крестьян с хлебом на торг и на яр-манку для вольные дешевые продажи " не пропустить. Москва, получившая самые большие дотации из казны деньгами и продовольствием, столица, в которой Годунов развернул щедро оплачиваемые общественные работы для малоимущих, вымирала вместе с прочими городами. За два года четыре месяца на трех московских кладбищах-скудельницах в братских могилах было похоронено 127 тысяч жертв голода. Говорили, что в то время вымерла " треть царства Московского " . Казалось, злой рок преследует патриарха Иова, превращая в проклятие для страны каждое его слово. Все происходило прямо противоположно тому, что было записано в присяге Годунову. Продолжался массовый исход населения за границы, не только к шведам, " в немцы " и Речь Посполитую, но даже в Крым к в Ногаи! С крестьянами и холопами бежали из страны, перебирались за Уральский хребет, уходили к казакам на дикие окраины разорившиеся дворяне, оголодавшие стрельцы, пушкари, горожане.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Татьяна Иванова 17 мая 2015, 14:02 Спасибо, батюшка! В Ваших статьях всегда все взвешенно, убедительно, доступно! Эля 17 мая 2015, 09:45 Отличная статья. Спасибо отец Андрей! Пишите еще. алекс 17 мая 2015, 00:19 Спаси Господи. Александр.Россия.Украина,Венгрия. иммигрант 14 мая 2015, 20:08 Дорогая Фотиния, Христосъ Воскресе! Не унывайте. Нет нам дороги унывать. Надо терпеть и молиться. На все святая воля Божия. Вы правильно все сделали. А скорби, видимо, должны быть. Без них нет спасения. Все образуется. Господь не оставит Своих. Татиана 14 мая 2015, 19:51 Христос Воскресе! Спасибо о.Андрей! Как всегда просто и убедительно!Слава Богу за всё! Всё промыслительно, Господь всех расставит и поселит каждого в самое полезное ему место. Главное сохранять святую любовь к Родине и делать добро... С поклоном- Татьяна(Латвия) Мария 14 мая 2015, 18:38 Спасибо отец Андрей! Христос Воскресе! МАРА(ит) 14 мая 2015, 15:45 Спасибо О.Андрей.Чистая правда, что мы здесь(за границей) ни кто и там чужие. вот отбыла срок 15 лет в Италии..Там ни чего не приобрела и здесь проскиталась по чужим семьям. Копейки за душой нет, а возвращаться надо. побыть с детьми хочется(наверстать упущенного) и внуков понянчить, которых видишь по скайпу. Одно радует: приблизилась к БОГУ. Дома некогда остановиться, помолиться, вспомнить о БОГЕ, забежать в ХРАМ. Бедные наши люди не могут понять, что все все это с_у_е_т_а. Татьяна-Васильевна Борачук 14 мая 2015, 10:32 Сегодня еду на Украину хоронить маму. Отец Андрей, смиренно прошу Ваших молитв перед Господом, мне очень тяжело Арина 14 мая 2015, 09:46 Мы у рек Вавилонских Сион вспоминали... " . Однако ж мало, кто вернулся тогда, еще меньше возвращается сейчас из добровольного изгнания. Спрашиваешь " зачем ехал? " , отвечают " потому что... " . Спрашиваешь " почему бы не вернуться тебе? " , ответ " а зачем? " . Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Елена 14 мая 2015, 01:05 Замечательно и утешительно! Эвели 13 мая 2015, 23:39 Замечательная статья! Очень правильно все описано. Мудро. о знанием вопроса. И по доброму. У нас обычно скатываются в осуждение эмигрантов,а тут так по-человечески они поняты. И все остальное - просто очень здорово написано.

http://pravoslavie.ru/79268.html

ASVe, Fondo Collegio, Lettere Principi, Russia (1655–1796) – фильца 13. Это единственные, известные на сегодняшний день бумаги Лихуда на итальянском языке, которым он, судя по запискам, владел блестяще. Мария Ди Сальво сличала почерк записок с латинским рукописями Иоанникия, хранящимися в архиве РГБ, и сделала однозначный вывод, что это его автографы. Хотя Б. Л. Фонкич на примере рукописей, хранящихся в русских архивах, доказал несостоятельность мнения М. Нистазопулу и А. Карафанасиса о том, что Лихуды оставили малое число автографов ( ΚαραθανσηςΑ.Ο Ελληνικς κσμος στα Βαλκνια… Σ. 304), эти записки, написанные по-итальянски, могут считаться уникальными (Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV – начале XVIII в. М., 2003. С. 345, примеч. 21). На них и на миссии Лихуда вообще останавливается в своем диссертационном исследовании Н. Б. Карданова ( Карданова Н. Б. Дипломатические послания Петра Великого дожам Венецианской Республики: Тематика, Жанр, Стиль, Эпистолярный этикет. Дис. … д-ра филол. наук. М., 2013. С. 166–212). Шмурло Е. Ф. Отчет о двух командировках в Россию и за границу…; он же. Отчет о заграничной командировке осенью 1897 г. Юрьев, 1898; Ди Сальво М. Указ. соч. P. 211–226. Шмурло Е. Ф. Отчет о двух командировках в Россию и за границу… С. 249–253; Ди Сальво М. Указ. соч. P. 222–225. ASVe, Fondo Collegio, Lettere Principi, фильца 13, 24. См.: Шмурло Е. Ф.Отчет о двух командировках в Россию и за границу… С. 129 и 250. Текст записки: «1688. 23 Giugno. Venuto nell’eccellentissimo Collegio il sacromonaco Ioannicio Licudi dalla Ceffalonia, che disse haver da esponere per parte delli serenissimi czari di Moscovia, entrò con una lettera de czari medesimi elevata in mano, che diede a me, segretario, subito entrato prima di fare le solite riverenze, et al loco solito espose in conformità dell’espositione che poi mandò, et è la seguente. Rispose l’eccellentissimo signor Gir. Barbarigo, Vice-dose: sentimo volontieri l’imprese generose, che sono per intraprendere li serenissimi czari e preghiamo Dio, che voglia secondare con altrettanta felicità le loro grandi rissolutioni in gloria del Suo santissimo nome, acciò più facile riesca d’abbattere il comune nemico, havendosi piacere dopo si lunga peregrinatione del vostro felice ritorno. Con che il sacromonaco fatte le solite riverenze partì, e la lettera de czari, che consegnò, è la seguente».

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Григорий. Не хочу. Мисаил. Вольному воля… Варлаам. А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку… Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ. Григорий. Пей да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь, и я порой складно говорить умею. Варлаам. А что мне про себя разуметь? Мисаил. Оставь его, отец Варлаам. Варлаам. Да что он за постник? Сам же к нам навязался в товарищи, неведомо кто, неведомо откуда, – да еще и спесивится; может быть, кобылу нюхал… (Пьет и поет: Молодой чернец постригся.) Григорий (хозяйке). Куда ведет эта дорога? Хозяйка. В Литву, мой кормилец, к Луёвым горам. Григорий. А далече ли до Луёвых гор? Хозяйка. Недалече, к вечеру можно бы туда поспеть, кабы не заставы царские да сторожевые приставы. Григорий. Как, заставы! что это значит? Хозяйка. Кто-то бежал из Москвы, а велено всех задерживать да осматривать. Григорий (про себя). Вот тебе, бабушка, Юрьев день. Варлаам. Эй, товарищ! да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка, дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим. Мисаил. Складно сказано, отец Варлаам… Григорий. Да кого ж им надобно? Кто бежал из Москвы? Хозяйка. А господь его ведает, вор ли, разбойник – только здесь и добрым людям нынче прохода нет – а что из того будет? ничего; ни лысого беса не поймают: будто в Литву нет и другого пути, как столбовая дорога! Вот хоть отсюда свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякий мальчишка доведет до Луёвых гор. От этих приставов только и толку, что притесняют прохожих да обирают нас бедных. (Слышен шум). Что там еще? ах, вот они, проклятые! дозором идут. Григорий. Хозяйка! нет ли в избе другого угла? Хозяйка. Нету, родимый. Рада бы сама спрятаться. Только слава, что дозором ходят, а подавай им и вина, и хлеба, и неведомо чего – чтоб им издохнуть, окаянным! чтоб им…

http://predanie.ru/book/221008-evgeniy-o...

   Ср. также: Рождественский С. Сельское население Московского государства в XVI-XVII вв., в: Русская история в очерках. Изд. М. Довнар-Запольского. 3 (1912). С. 41—44.    Ср. примеч. 503, а также следующие работы: Одинец Д. Потеря права перехода владельческими крестьянами Московского государства, в: Сборник в честь П. Н. Милюкова. Paris, 1929; Михайлов П. Институт старожильства и крепостное право, в: ЖМНП. 1912. 1; он же. К вопросу о происхождении земельного старожильства. Там же. 1910. 6.    ААЭ. 1. 48; ДАИ. 1. 198. О роли Юрьева дня в русском крестьянском календаре см.: Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси, в: Записки Географического общества по отделу этнографии. 1 (1877). С. 325.    АИ. 1. 59; ААЭ. 1. 64, 83.    Об отступлениях от него на практике см., например: АЮ. 186 и 290.    Стоглав (Казанское изд. 1862). С. 412—414; АИ. 1. 165; ААЭ. 1. 257.    ААЭ. 1. 234 (по уездам Важскому и Шенкурскому, 1552); АИ. 1. 193 (по Троицкому монастырю в Астрахани, 1575); Дьяконов. Очерки (1898). 6 (по Богородицкому монастырю в Свияжске, 1576). Материал по этому вопросу содержится также в писцовых книгах XVI в. Ср.: Неволин. О пятинах и погостах. С. 167.    Дебольский. Ук. соч., в: ЖМНП. 1895. 1. С. 99; Греков. Юрьев день. С. 78; он же. Очерки хозяйства Новгородского Софийского Дома, в: ЛЗАК. 34 (1927). С. 113; Одинец. Ук. соч. С. 205.    РИБ. 14. С. 135. По XVII в. у нас масса документов о таких тяжбах: АИ. 3. 286 (1621). 160 (1629); ААЭ. 3. 141 (1623); РИБ. 35. 263 (1616). Ср. также: Дьяконов. Очерки (1898). С. 52—59.    Этот указ ранее ошибочно считался началом окончательного прикрепления крестьян к земле и крепостного права. Указ не сохранился и восстановлен на основе позднейших документов. Ср.: Владимирский-Буданов. Ук. соч. С. 139.    Там же. С. 139; Рождественский. Ук. соч., в: Русская история в очерках. 3. С. 63. Определения 1597 г. были в последующие годы подтверждены и дополнены новыми указами: от 28 ноября 1601 г., от 1 февраля 1606 г. и от 9 марта 1607 г. Владимирский-Буданов. Там же. С. 139 и след.; Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 342—344; Дьяконов. Очерки (1898). С. 49.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нам сейчас, да и Европе с США далеко до таких возможностей. Вчера, 8 февраля, получил второй компонент прививки. Процедура уже превратилась в рутинную, в моей поликлинике было записано 150 человек на день, во всех поликлиниках Санкт-Петербурга прививок полно, значит, государство смогло добиться организации процесса. Всё происходит быстро, 5-10 минут, несмотря на большое количество людей. Сегодня чувствую себя не сказать, чтобы хорошо, — головная боль, температура 37,2, как и в прошлый раз. К вечеру, думаю, всё пройдёт, а завтра буду полностью здоров. Родион Николаевич Юрьев , юрист, специалист по квантовой физике, многодетный отец, Санкт-Петербург Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 224. Извинение Дорогие друзья, прошу прощения, что отвечаю не всем и не своевременно, просто нет времени. Поэтому, если кого-то задел тем, что не ответил, то не со зла, просто не заметил или не успел. 223. Ответ на 220, Андрей Карпов: Ув. Андрей Владимирович, ну Вы как тонкий аналитик понимаете, что явление нужно назвать. Оно, конечно сложное, в нем есть такие взвешенные и аккуратные в выражениях люди как Вы, протод. Владимир Василик и др. А есть совершенно безбашенные, как Гундаров, или наши православные агитаторы из " Царского креста " . Ну не нравится Вам диссиденты, пусть будет ковид-скептики. Но только применительно к таким как Вы, а остальные диссиденты))) Я уже ответил Олегу В. в чем, на мой взгляд, основа такого диссидентства - в шизофренической идее, что Путин хочет уморить народ. Причём аргументы используются ну самые что ни на есть нечистоплотные, а вроде люди стоят за правду. Вы напираете на то, что вакцина не проверена. Но так и время чрезвычайное. Люди умирают. Вакцинация может, если не предотвратить болезнь, то облегчить ее протекание. Звучит обвинение, что ставят эксперимент на народе. Но это обвинение обоюдоострое. Противники ведь тоже предлагают поставить эксперимент: давайте подождём, проверим получше каковы будут последствия, а потом будет вакцинировать. Это ведь тоже эксперимент.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/09/sd...

Однажды Мишка помогал хуторянам по хозяйству, и в том момент, когда он с несколькими из них был в молельной комнате, одной из работавших там женщин, вдруг стало плохо. Она тихо охнула, схватилась за сердце и со стоном опустилась на пол, враз побелев и перестав подавать признаки жизни. Остальные кинулись к ней и вынесли в сени, где свежего воздуха было больше. И на несколько минут Мишка остался в молельной комнате сам. Он оглянулся вокруг, убедившись, что рядом действительно никого нет, и любопытство взяло верх. Он подошел к таинственному и образу и, озираясь на приоткрытую входную дверь, быстро одернул покрывало… К его удивлению, это был вовсе не иконописный образ, какие он привык видеть в храмах и перед какими молились верующие. На дубовой доске, почерневшей, почти истлевшей от времени, был изображен некий лабиринт, по которому вереницей шли монахи-схимники. На их пути были некие препятствия, изображенные в виде странных символов. Те отшельники, кто преодолевал их, шли дальше, а их скорбный путь заканчивался светом, где сиял образ Небесного Царства, ждавших в свои селения неутомимых подвижников и праведников мрачного подземелья. Весь лабиринт, по которому шли неведомые монахи, был похож на закрученную вправо спираль, состоящую из трех кругов с боковыми «карманами» и ответвлениями, обозначенными знаками, больше похожими на кресты, что сохранились по местам на заброшенных погостах. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», – чуть не присвистнул от удивления Мишка, ожидавший увидеть тут что угодно, только не запутанную схему какого-то лабиринта. Он тут же задернул покрывало и выровнял складки, чтобы ни у кого не возникло подозрения, что он дерзнул заглянуть в святая святых «погорельцев». И впрямь, едва он успел отойти в сторону, как в комнату ворвался сам Кормчий – Василий, гневно сверкнув на Мишку недобрым взглядом. – Почему тут? – крикнул он, глядя то на Мишку, то на неприкасаемый закрытый образ. – Потому что сами позвали помогать, – спокойно ответил Мишка. – Коль нет во мне нужды, то я пойду.

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

Ср. также: Рождественский С. Сельское население Московского государства в XVI–XVII вв., в: Русская история в очерках. Изд. М. Довнар-Запольского. 3 (1912). С. 41–44. Ср. примеч. 503, а также следующие работы: Одинец Д. Потеря права перехода владельческими крестьянами Московского государства, в: Сборник в честь П. Н. Милюкова. Paris, 1929; Михайлов П. Институт старожильства и крепостное право, в: ЖМНП. 1912. 1; он же. К вопросу о происхождении земельного старожильства. Там же. 1910. 6. ААЭ. 1. 48; ДАИ. 1. 198. О роли Юрьева дня в русском крестьянском календаре см.: Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси, в: Записки Географического общества по отделу этнографии. 1 (1877). С. 325. АИ. 1. 59; ААЭ. 1. 64, 83. Об отступлениях от него на практике см., например: АЮ. 186 и 290. Стоглав (Казанское изд. 1862). С. 412–414; АИ. 1. 165; ААЭ. 1. 257. ААЭ. 1. 234 (по уездам Важскому и Шенкурскому, 1552); АИ. 1. 193 (по Троицкому монастырю в Астрахани, 1575); Дьяконов. Очерки (1898). 6 (по Богородицкому монастырю в Свияжске, 1576). Материал по этому вопросу содержится также в писцовых книгах XVI в. Ср.: Неволин. О пятинах и погостах. С. 167. Дебольский. Ук. соч., в: ЖМНП. 1895. 1. С. 99; Греков. Юрьев день. С. 78; он же. Очерки хозяйства Новгородского Софийского Дома, в: ЛЗАК. 34 (1927). С. 113; Одинец. Ук. соч. С. 205. РИБ. 14. С. 135. По XVII в. у нас масса документов о таких тяжбах: АИ. 3. 286 (1621). 160 (1629); ААЭ. 3. 141 (1623); РИБ. 35. 263 (1616). Ср. также: Дьяконов. Очерки (1898). С. 52–59. Этот указ ранее ошибочно считался началом окончательного прикрепления крестьян к земле и крепостного права. Указ не сохранился и восстановлен на основе позднейших документов. Ср.: Владимирский-Буданов. Ук. соч. С. 139. Там же. С. 139; Рождественский. Ук. соч., в: Русская история в очерках. 3. С. 63. Определения 1597 г. были в последующие годы подтверждены и дополнены новыми указами: от 28 ноября 1601 г., от 1 февраля 1606 г. и от 9 марта 1607 г. Владимирский-Буданов. Там же. С. 139 и след.; Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 342–344; Дьяконов. Очерки (1898). С. 49.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010