За вечерним богослужением в тот же день секретарь Юрьевской провинциальной канцелярии Михаил Апрянин и вышеупомянутый поручик Григорьев стояли за левым клиросом у столба. Место это в счёт складочных с горожан денег было обито красным сукном. Протопоп Н. Субботинск ий, явившись к всенощному бдению, по видимому, тоже в пьяном образе, сталь сгонять Апрянина и Григорьева с занятых ими масть, называя это место протопопским. Те не послушались и остались стоять у столба. Началось всенощное бдение. Протопоп вышел для каждения на средину церкви, остановился пред Апряниным и Григорьевым и кадил пред ними до тех пор, пока те, видя «его протопопа непристойность», не вышли из церкви. На другой день протопоп Н, Субботинский сознал, что зашёл слишком далеко и после литургии испросил прощение у воеводы. Тем не менее воевода донёс о всем случившемся преосв. Геннадию. Из консистории послали в г. Юрьев за протопопом Н. Субботинск ий пристава, но протопоп «по своей ослушности» отказался ехать с ним в Суздаль и явился лишь в ноябре месяце. На допросе Н. Субботинск ий не отрицал того, что был на колокольне и звонил в колокола 28 июня; но объяснял это желанием испробовать новоприобретённый колокол в 80 пудов. Колокольня заперта была им, по его словам, незадолго во вечернего благовеста и заперта из за того, что кто-то из звонивших раньше разбил небольшой колокол. Хотя показания Юрьевских соборных священо-церковнослужителей были неблагоприятны для Субботинского, но дело его, вероятно, по желанию еп. Геннадия, оставлено без последствий. 42 Прошло еще два года, и здоровье Юрьевского протопопа совершенно расшаталось. В феврале 1772 года Юрьевские соборные священнослужители донесли в консисторию о происшествии, которое знаменовало для Субботинского начало конца. 9-го февраля, писали они, протопоп Н. Субботинск ий призвал нас повестками к себе в дом. При входе к протопопу, мы увидали, что волосы на голове и бороде его были совершенно обрезаны. Встретив своих сослужителей и подчинённых, Субботинский прямо объявил о своём недостоинстве носить священный сан, в виду чего он и обрезал волосы, и сказал, что об этом своем недостоинстве он сам объявит Его Высокопреосвященству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давыдович попытался было уговорить к тому же и Святослава Ольговича, но понапрасну, тот отвечал: " Я крест целовал Юрию, не могу без причины встать на него " . Отказ Ольговича не помешал, однако, союзникам порешить походом против Юрия: Изяслав должен был выступить с полками черниговскими и смоленскими, которыми начальствовал Роман, сын Ростиславов; в то же время Мстислав Изяславич должен был ударить на Юрия с запада; но в тот самый день, когда Давыдович хотел двинуться к Киеву, оттуда прискакал к нему гонец с вестию: " Ступай, князь, в Киев, Юрий умер " . Это посольство от киевлян служит доказательством, что они знали о намерении союзников и были готовы к принятию Давидовича, иначе не послали бы прямо к нему с вестию о смерти Юрия и с приглашением приехать княжить у них. Изяслав, получив эту весть, заплакал и сказал: " Благословен еси, господи, что рассудил меня с ним смертию, а не кровопролитием " . 10-го мая (1157 г.) Юрий пировал у осменика Петрилы, в ночь занемог и через пять дней умер. В день похорон (16-го мая) наделалось много зла, говорит летописец: разграбили двор Юрьев Красный и другой двор его за Днепром, который он сам звал раем, также двор Василька - сына его - в городе; перебили суздальцев по городам и селам, имение их разграбили: эти действия киевлян служат ясным знаком нерасположения их к Юрию и его суздальской дружине, которую он привел с севера. Смертию Юрия кончилось третье поколение Ярославичей. Главным характером княжеских отношений в их время была, как мы видели, борьба младших дядей с племянниками от старшего брата, кончившаяся торжеством дядей, т. е. торжеством права всех родичей на старшинство; в это же время успели восстановить свое право на старшинство обе линии Святославичей - Ольговичи и Давыдовичи. Из событий в отдельных княжествах мы упоминали о деятельности Владимирка галицкого и сына его Ярослава; видели деятельность потомков Изяслава Ярославича - Юрия Ярославича и внуков Вячеслава Ярославича, причем, однако, ничего не знаем о их волостях; из потомков Давыда Игоревича встречали известия о внуке его Борисе Всеволодовиче, князе городенском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Травень). 1) Еремия-запрягальник. Посев. Поговорка: «Сей неделю до Иеремии и неделю после». 3) Тимофея и Мавры — зеленые щи. 4) Ирины-рассадницы. Сеянье капусты. 6) Иова-Горошника. Сеянье гороха. 8) Зажиточные поселяне пекут пироги. Старик выходит с пирогом на дорогу угощать первого встречного. 9) Установленье дорог. Георгий с полувозом, Никола с возом. Поспеванье корма. «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой». Выгон лошадей на ночнину с празднованьем холостых ребят всего села; всю ночь игра. Пекутся для этого пироги с гречневой кашей. Приметы: с Николы еще 12 морозов остается; если не случатся все весной, то остальные исполнять до Симеона Столпника, т. е. до 1 сентября. 10) Начало сеянья пшеницы. Сей пшеницу, когда зацветет черемуха. Поговорка: «Сей рожь в золу, а пшеницу в грязь». 11) Мокия Мокрого. Если в этот день идет дождь, то все лето будет мокрое. 13) Гликерьи-комарницы. Появленье комаров. 14) Сидора-Сиверка. Холодная погода в этот день означает холодное лето. 15) Пахомия Теплого. Теплая погода предвещает теплое лето. 21) Сеять лен и садить огурцы. 25) Сеется пшеница, если погода помешала прежде. Поговорка: «Если лист на дереве полон, то и сеять полно». 29) Феодосии-колосяницы. Рожь начинает колоситься. Старики говорят: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает». 30) Змеи делаются злы. По словам поселян, они в этот день идут поездом на свою свадьбу. Примечания общие. В этом месяце почти все весенние хороводы — троицкие, семицкие. В хороводах воспевается сеянье проса, овса, ячменя, гороха и маку. Следует поименованье песней, какие поются, и описанье обрядов. В таком виде и все прочие месяцы. Если вы пожертвуете несколькими часами в неделю на составление таким образом черниговского календаря, то сим меня много, много обяжете. Не оставьте меня извещеньем о том, что делаете сами и как проводите ваше время. Я располагаю поездить по губерниям в окружностях Москвы, посетить кое-кого из знакомых и поглядеть на Русь в тех местах, где ее не знаю. Сначала хотел было сделать это в большом размере, но, увидя, что чем дальше в лес, тем больше дров, ограничиваюся малым. Месяца через два полагаю возвратиться снова в Москву. Письма же адресуйте по-прежнему. В одно время с письмом к вам пишу и к Александру . Желая от всей души всех возможных вам благ, остаюсь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

— Простите нас, пане Адоля, — сказала Степанида, когда он, расправив полы кафтана, вытянул на коленях худые длинные руки. — Пан Езус простит, — сказал Яхимовский и строго поглядел на порог. — Вы же знаете, мы не сами. Разве мы просили? Нам дали. — Но вы же не отказались… — Как же было отказаться, пане Адоля? Отдали бы еще кому. Вон Гончарикам ничего не досталось. Кажется, она сказала удачно. Яхимовский минуту молчал, наверное, не зная, как отвечать ей. Только потом произнес твердо: — Грех зариться на чужое. «Какое же это мне чужое», — невольно подумалось Степаниде. Она примолкла у порога, а он задумчиво кивал голой и желтой, как кость, головой и размышлял о чем-то или молча про себя упрекал их. Эти его слова — не о себе, а о них — отозвались тревогой в душе Степаниды. — Но ничего не сделаешь, — сказал он погодя. — Я совсем не желаю вам зла. Пусть Езус, Мария помогут вам… — Спасибо на том, — сказала Степанида почти растроганно. — А мы, пан Адоля, за вами присмотрим. Это было главное — чтобы он не затаил обиду на них, не пожелал худого, с остальным они бы как-нибудь сладили. У них была лошадь, было хозяйство, в амбаре оставили им семян, чтобы засеять яровыми две десятины, может, останется еще я ячменя на крупу или гороха на суп. Картошки в хозяйстве хватало, было две кадки сала — с осени берегли для батраков в сезон полевых работ, теперь батраков больше не будет. Они бы его прокормили, этого старика, Бог с ним! Разве они хотели ему плохого? Капризная, с холодами весна затянулась почти до пасхи, и только после нее нерешительно, запоздало начало теплеть. На юрьев день стало совсем тепло, и, встав раненько, Степанида с Петроком по стародавнему обычаю пошли в хлев. В прежние времена в этот день выгоняли скотину на пастьбу, но теперь выгонять было некуда, кроме сухой серой травы, свинухи, на пастбищах еще ничего не выросло. Петрок стоял в дверях, а Степанида огарком припасенной с грониц обходной свечи натерла корове подгрудок — от злого духа и чтобы весь год была молочной, а Петрок зажег пучок сухой евангельской травки, старательно окурил хлев, стойла коровы и лошади — так издавна было заведено на хуторе. К полудню еще потеплело. Прибрав в хате, Степанида достала освященные ветки вербы, завязала в платок кусок прибереженного с пасхи кулича. Надев что почище, они отправились на смотрины поля, которое с утра влажно парило под ласковым солнцем — ждало плуга.

http://azbyka.ru/fiction/znak-bedy-vasil...

И как пропало! с какою-то злою ирониею или с насмешкою, «точно шут сшутил». Взошло все густо и сильно, всклочилось так, что уже на Юрьев день (23 апреля), когда скот выгнали первый раз с образами в поле, земля была укрыта сплошною рослою зеленью, — и зелень была такая ядреная, что ею не только наедались досыта тонкогубые овцы, но и коровы прибавили от себя удоя. К Вознесеньеву дню грач в темно-синих озимых зеленях прятался, и сообразно тому «князем восходил» брошенный «в грязь» овес и поднимались из земли посеянные злаки, как вдруг в то время, когда наступила пора рассаживать на грядах выращенную в рассадниках капусту, стали слышаться жалобы, что «стало сушить». Рассаду и другие огородины «отливали водой», которую таскали на себе в худых ведрах бабы, а ребятишки в кувшинчиках; но «было не отлиться» — сушь «лубенила землю», и послышалось ужасное слово: — Сожгло!.. Тут, увидев беду, «ударились к богу», начали «звать попов и служить на полях молебны». Каждый день молебствовали и выносили образа, то на озимые хлеба, то на яровые, но засуха стояла безотменно. Стали обращаться к колдунам и знахарям — к доморощенным мастерам черной и белой магии, из которых одни «наводили» что-то наговорами и ворожбою на лист глухой крапивы и дули пылью по ветру, а другие выносили откуда-то свои обглоданные избенными прусаками иконки в лес и там перед ними шептали, обливали их водою и оставляли ночевать на дереве, — но дождя все-таки не было, и даже прекратились росы. Беда становилась неминучею… Провозглашено было «покаяние» и объявлен запрет на всякие удовольствия и радости. Веревки на вислых качелях, на улице, закинули вверх, чтобы не качалися; не позволяли девкам «водить танки » и «играть (петь) песни»; били ребят, которые играли в казанки и в свайку. Только один пастух, «косолапый Фонька», имел право «вызывать на дудке», но и его самодельная липовая дудка, вызывая коров, издавала слишком унылые и неприятные звуки: это заметили, должно быть, сами коровы и не шли на вызов косолапого Фоньки, потому что он уже давно их обманывал и выгонял их на поле, на котором им нечего было взять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Так идёт революция. А днями – погода не холодная, гуляй, манифестируй.     Брат Государя, великий князь Михаил Александрович, приехал со своей супругой Натальей Брасовой на автомобиле из Гатчины в Михайловский театр на французский спектакль. Но заметив скопленья народа на Невском и узнав о сегодняшнем убийстве пристава, под тяжёлым впечатлением отказался от театра. Просидел вечер на квартире своего секретаря Джонсона, писал письма. После спектакля подъехал к театру за женой – и уехали в Гатчину.     Увеселительные места – театры, кинематографы и лучшие рестораны, были и сегодня вечером полны, как всегда. В императорском Александринском театре показывали премьеру лермонтовского «Маскарада» в необычайно роскошной даже для императорских театров постановке, её готовили несколько лет, и дорого. В конце спектакля по особому замыслу режиссёра Мейерхольда вместо обычного занавеса опускался тюлевый чёрный прозрачный с белым венком – а за ним молча проходил скелет в треуголке. Успех был грандиозный, бенефициант Юрьев в ударе, ему много аплодировали, потом чествовали при открытом занавесе – и поднесены были ему от Государя золотой портсигар с бриллиантовым орлом, и от вдовствующей императрицы бриллиантовый орёл. Однако разъезд публики произошёл мгновенно: через четверть часа после окончания не было ни одного извозчика, ни автомобиля, площадь перед театром пуста. И город вымер.     Поздно вечером в градоначальстве выслушивались рапорты и обсуждался минувший день. Командир 1-го Донского полка Троилин решительно отрицал, что казак мог убить пристава. Полицейские чины настаивали, что именно так. Генерал Хабалов, недовольный поведением казаков в эти дни, решил во всяком случае на завтра оставить их в казармах, а на смену он ждал кавалерийские части из Красного Села и Новгорода. Да с лошадьми, целый день не поенными, кавалерия выматывалась на разгоне толп, ничего не давала. Но – что же делать? По выслушании докладов начальников военных районов все высказались за энергичное применение оружия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Старец чувствовал ее состояние и больше ни о чем не спрашивал. В душе он сосредоточенно молился за Ольгу, пытаясь найти то средство, которое растопило б ее сердце, помогло извергнуть оттуда неподъемный спуд нераскаянного греха. – Завтра прощеное воскресенье, – так же тихо сказал он. – Это особый день. Как мы будем просить прощения друг у друга, такою же мерою и Господь простит нам прегрешения наши. Постарайся понять эту великую тайну. В ней ключ к нашему спасению… Ольга возвратилась в свою комнатку духовно разбитой и растерянной. Старец отпустил ее, не прочитав разрешительной молитвы, отпустил так, словно Ольгин рассказ был лишь подготовкой к настоящей исповеди. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, – грустно усмехнулась Ольга, открыв первую попавшуюся под руки книгу. – Правду сказала Нинкина бабка: «Кайся – не кайся, в рай не совайся». Не таким, как я, райские двери открываются. Приехала сюда только людей смешить. Возомнила из себя кающуюся Марию Магдалину». Ольга облокотилась на спинку старой кровати и попыталась собраться с мыслями. «Ну и о чем ты будешь говорить, в чем будешь просить прощения перед этими совершенно незнакомыми и чужими тебе людьми? Расскажи им, скольких мужиков за свою жизнь поимела, со сколькими переспала. Да расскажи, скольких соблазнила, оставила с носом. Да не забудь рассказать о своей лагерной жизни, ведь многие про зэков лишь в книжках читали да по телевизору в сериалах видели. А тут живая, тепленькая, прямо с лагерных «шконок»! Ой, как им это будет интересно! Представляешь, какими глазами уставятся на тебя девчонки, которым ты втирала байки про красивую жизнь: круизы, рестораны, валюту, иномарки… Как им захочется плюнуть тебе в рожу после всего, что они про тебя узнают!» Ольга отвернулась к стене и зажмурила глаза, готовая сгореть от стыда, представляя себе такое покаяние. – Вот и пусть плюнут! – со злостью прошептала она самой себе. – Пусть тебя с позором вышвырнут из монастыря и посмеются вслед! Пусть!.. Ольга уже ни о чем другом не могла думать.

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

– Куда, куда? – испытующе исподлобья посмотрел на Лобова, одобрит ли. – В Москву решил отправить, на сельхозвыставку. Дал по сто рублей, грузовик, сутки времени. Пусть посмотрят, ведь они и правда достойны. Молока в этом году на девятьсот литров каждая корова больше дала. Впоследствии мы долго старались узнать, почему был отменен День животноводов. По слухам, получилась заминка с планом, и стало, дескать, не до праздников. Передовые животноводы, то есть женщины, толпившиеся перед правлением, расселись по местам, и грузовик скрылся за поворотом. Сразу стало тихо и безлюдно. Ваняткин повел нас вдоль улицы села, и вскоре мы вошли в просторную избу. Осталось загадкой, когда председатель, от которого мы не отходили ни на шаг, успел распорядиться. На столе стояло блюдо с огурцами, блюдо с картошкой, а также лежала охапка сочного зеленого лука. Бутылки в деревнях принято держать на полу, доставая одну за другой по мере надобности. Там, где можно было ожидать рюмочки, зловеще поблескивали в сумеречном свете тонкостенные чайные стаканы. И секретарь райкома и председатель должны были вечером же уехать во Владимир на двухдневное совещание. Уезжая, они велели нам обязательно дождаться их приезда: «Два дня вас не устроят, а здесь вы будете как дома, а в Юрьев мы вас потом на „Победе“ за тридцать минут доставим!..» День десятый Я проснулся оттого, что хотелось пить. Белесый сумрак наполнял избу. За перегородкой храпели. Наверно, та глуховатая старуха, что вечером стелила постель. Сирень в палисаднике и фикусы в горнице мешали раннему утру хлынуть в окна. Окна были закрыты. Мы сами закрыли их с вечера, чтобы не налетели комары. Жажда лучше всего помогла вспомнить вчерашний вечер. Стол был прибран. Ни ужасных стаканов, ни огурцов, ни луку. Большая крынка стояла посреди стола на белой скатерти. В крынке было молоко. На переменках с Розой мы выпили ее до конца. Храп за перегородкой усилился. Было ясно, что больше нам не уснуть. Мы переглянулись и в глазах друг у друга прочитали одно и то же решение. Я положил на стол деньги за молоко и ночлег. Через горницу шли на цыпочках, через сени – скорым шагом, с крыльца – бегом.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Моя мама, Полегаева Людмила Ивановна умерла 27/11/21, примерно в 16.00 Утром этого же дня она сделала себе прививку от коронавируса Ей нельзя было это делать, но ее вынудили и заставили. Кто понесёт за это ответственность? У мамы поднялась температура, так же она жаловалась на давление, боли в спине и внизу живота. Думала, что песок или камни в почках. Позже стала себя хуже чувствовать. 21/11/21 вызвала первую скорую помощь с желанием госпитализации. Собрала вещи. В госпитализации ей отказали. Сказали, что у них указание брать только больных ковидом или людей с прививками. 25/11/21 вызвала еще раз скорую, т.к. начала задыхаться. Бригада померила сатурацию, было 50. Но тоже забрать ее отказали. Сказали, что вам нужна плановая госпитализация, вызывайте участкового врача. 26/11/21 мама вызывала участкового врача. Доктор сказала, что может дать направление на госпитализацию только при наличии прививки. Рекомендовала сделать это прям на следующий день и уверила, что даже в выходные прививки делают. Этому врачу можно работать с людьми? Человек лежит с температурой, с давлением, с сатурацией 50, с непонятными болями в спине и она отправляет на прививку. В этот же день мама звонила на горячую линию Минздрава Краснодарского края и оставила жалобу, что ей не оказывают медицинскую помощь. Заявление зафиксировано. 27/11/21 утром мама сделала прививку. У нее предварительно не мерили температуру, давление и т.д. Даже не интересовались ее самочувствием. В 16.00 мама умерла... У меня вопросы: Действительно нельзя госпитализировать человека в таком состоянии без прививки? Почему ни одна бригада не сделали экспресс тест? Почему нельзя было лечь в больницу с анализом на антитела или пцр? Патологоанатом написал в справке: другие ишемические болезни сердца. Но это не правда. Три года назад маме сделали операцию на сердце и оно было " починено " При личной встрече доктор сказал, что шрам от операции на сердце есть, значит причина смерти-сердце.... 471. Ответ на 470, Родион Николаевич Юрьев:

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/29/et...

Егория зимний - хранитель скота, повелитель волков, ибо о ту пору рыскают волки, ища добычу, и надо молиться от волчьей напасти Егорию Храброму; Что у волка в зубах, тот при Егорьевых дарах - хоть и заслонишься от волков молитвой Егорию Храброму, но в сей день святой и волкам подсобляет находить добычу, поскольку их повелитель. О Егории Зимнем былинщики пели ст а рину: Въехал Егория в леса дремучи, Встретились Егорию волки прискучи, Где волк, где два: «Собирайтесь вы, волки! Будьте вы мои собаки, Готовьтесь для страшныя драки...» С Юрия Холодного (Егория Зимнего) вершились хозяйские сделки, шел найм работников, делались расчеты, мужики при этом рассуждали: Слово с Юрия холодного до Юрия теплого; Мужик болит и сохнет по Юрьев день. День Егория Летнего обрядово богаче, нежели день Егория Вешнего... Крестьяне считали, что Егорию Храброму даны ключи от неба и земли, и он отпирает небо, давая волю солнцу и звездам силу. В народе также полагали, что Егорий-вешний отпирает росу. Юрий, вставай рано - отмыкай землю, Выпускай росу на теплое лето, На буйное жито - На ядренистое, на колосистое. На Егория Вешнего девицы умывались утренней росой или катались по росной траве, чтобы стать пригожими, как утренняя зорька, чистыми, как юрьева роса; парни же купались в росе с надеждой быть сильными и здоровыми, как юрьева роса. А приметливые старики говорили: Юрия росу отпустил; Юрьева роса от сглаза, от семи недугов; Гони животину на Юрьеву росу; На Юрия роса - не надо коням и овса - сытна, целительна росная трава; На Егория роса - будут добрые проса. Святой Георгий у русских крестьян - покровитель пастухов и домашнего скота, отчего святого звали и Егорья-скотопас. «В этот праздник по весне в некоторых местностях закликали весну, так как этот день был сроком хозяйственных условий и временем выгона скота. О Егорьевом дне жила приговорка: «В поле стадо гонять и Егорья окликать». Есть и такое Егорьево окликание: Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали, Макарья величали. Егорий ты наш храбрый,

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/28/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010