Обязанности казначеев простирались не только на послов азиатских, но и на русских, отправлявшихся туда. Так, в декабре 1512 г. великий князь Василий «приговорил с своею братьею» отправить в Константинополь посла поздравить султана со вступлением на престол. Этим послом был избран Михаил Иванович Алексеев. «А первую запись о поклонех и о поминке давал Михаилу казначей Юрий Дмитриевич». Сохранилось несколько свидетельств, что значение казначеев простиралось и на приезды послов других государств, не азиатских. Во время отсутствия царя из Москвы, на Казенном дворе казначей с дьяками принимали гонцев прусского магистра. Так в сентябре 1519 г., когда вел. князь был на «Волоце», приехал от прусского магистра человек его Петрок. Василий III приказал казначею Юрию Малому и дьяку м. Путятину, «чтоб велел магистрову человеку быти на Казенном дворе и туто б был» Федор Карпов и диаки Суморок и Меншей Путятины и Тр. Ильин. В 1520 г. вел. князь Василий прислал в Москву с дьяком М. Путятиным из Можайска приказание казначею Головину, чтоб «магистрову человеку пруского Степанку велел у себя быти на Казенном дворе и отпустити Степанка велел с Москвы Петру Головину да Меншему». 28 апреля 1520 г. того же прусского магистра человек Мелхер просил казначеев, чтобы они велели ему быть на Казенном дворе; при состоявшемся приеме присутствовали боярин Мих. Юрьев, Шигона Поджогин и дьяки М. Путятин и Тр. Ильин. 6 мая он же опять был на казенном дворе, причем кроме тех же лиц находились еще Григорий Федорович и казначей Юрий Малый. В июле (3 и 5) того же 1520 г. на Казенном дворе у бояр дважды был еще третий посланец магистра Юрий Клингенбек; в первый раз вел. князем велено было «сказать ему грамоту магистрову», во bmopofm раз казначею Юрию Малому дьякам М. Путятину и Тр. Ильину «учинить ему ответ против магистровы грамоты». Кроме гонцов прусского магистра, имеющиеся посольские записи говорят об отношении казначеев к польско-литовским послам. В 1519 г. казначей Юрий Малой жалуется великому князю, что от литовского посла «много нечти (нечести) ссталося вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Среди желто-зеленого, яркая, мокрая, черная, поблескивает неширокая проезжая дорога. Председатель колхоза запретил ездить автомобилям по лужайкам около домов, чтобы не портить вида села, и теперь дорога одна, ровная и аккуратная, чернеет среди опавших листьев. В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывается сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня… Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор, мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые колхозные наши поля. Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну. Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть. Вон, заслонившись лесами, дымится промышленный город Кольчугино; вон посреди чистого поля, продуваемый полевыми ветрами, одноэтажный городок Юрьев-Польский; вон выглядывает из высокой ржи бесчисленными куполами да башенками город-заповедник, город-музей, сказочный город Суздаль. Правее Суздаля, на холмах, громоздится и сам Владимир. Словно куски рафинада, сверкают издали окружившие старый город новые рабочие кварталы. Мимо Владимира широко шагают по земле причудливые мачты высоковольтной передачи. Они шагают из Куйбышева в Москву. Значит, поднявшись еще повыше, мы можем увидеть слева от нас туманное зеркало Волжского моря, перегороженное плотиной, а справа – зыбкие, как бы миражные очертания города Москвы.

http://azbyka.ru/fiction/kaplya-rosy/

Швеция (см. также: Свеаланд), шведы (см. также: ёты, свей, свигии) 20, 55, 62, 123–124, 123–124, 129–130, 130, 132, 133, 139–140, 139, 143, 145–146, 145–146, 150–151, 268, 270, 283 Шлезвиг, г. и еп-во в Дании (см. также: Хедебю) 128, 128, 140, 271 Шлей, зал. на юге Ютландии 128, 140, 143 Шлухзе, населенный пункт в Швабии 189–190 Шомодьвар (Шомодь), г. в Венгрии 166 Шпре (Спрева), лев. приток Хафеля 30 Штаде, г. и гр-во на сев. Саксонии 33, 340, 341 Штаденская марка (ошибочно) 189, 190 Штайн, г. в Австрии (на Дунае, напротив Маутерна) 294, 294, 333, 335 Штайр, г. в Австрии 288 Штедедорф, имение в Сев. Саксонии 339 Штендаль, г. на вост. Саксонии 219 Штирия (Штирийская марка, Штирийское герц-во) 288, 288–290, 359 Шумава, см. Чешский лес Эгер, г. и еп-во в Венгрии, на Сред. Тисе 224, 365 Элк, р. в бассейне Нарева 317 Эльба (Лаба), р. 26, 28, 41–43, 42, 66, 74, 125, 126, 128–129, 219, 232, 235, 272, 298, 340–341 эльзасцы, насельники Эльзаса, обл. на левобережье Верх. Рейна 215 Эльсдорф, г. на сев. Саксонии 338–340, 339 Энинген, замок в Швабии 189, 189–190 Энс, г. в Австрии, при устье р. Энс 33, 288–290, 288–290, 293–294, 331, 331, 334, 334 Энс, прав, приток Дуная в Австрии 29, 29, 31–33, 290, 294, 333–334, 334 Эпир, историческая обл. на вост, побережье Адриатики 248 Эстергом, г. и архиеп-во в Венгрии 88, 290–291, 332, 332, 357, 363 Эстеръётланд (Вост. Гаутланд), обл. в Швеции 123 Эстония (Эстланд), эсты 143, 146, 146, 148, 343 эсты, как общее назв. нар. Вост. Прибалтики 143, 143 Этиль, тюркское назв. Волги (см.) 354 Эфиопия 148–149 Юж. Буг, р. 30 Юлин, см. Волин Юмна, см. Волин Юрьев, г. под Киевом, на р. Рось (ныне не существует) 59 Ютландский перешеек 128 Ютландия (Ютландский п-ов), юты 140, 141, 143, 143 Явдертим, обл. в земле печенегов 68 яковиты (как этононим) 222 Ярославское Поволжье 29 ятвяги, балтский племенной союз между Зап. Бугом и Неманом 52, 70, 85, 300, 312–313, 317–318 Alemura, обл. неустановленной локализации на польско-немецком пограничье 52 Attorozi, этноним неопределенной идентификаци 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1949 г. В. вел раскопки в Зап. Белоруссии (Древнее Гродно. М.; Л., 1954. (Мат-лы и исслед. по археологии СССР; 41)), с 1962 г. организовал раскопки в Смоленске. Совместный с П. А. Раппопортом труд по итогам этих работ был опубликован после смерти В. (Зодчество древнего Смоленска в XII-XIII вв. Л., 1979). В. обращался и к нек-рым памятникам Полоцка (Бельчицкие руины//Архит. наследство. 1956. Т. 6. С. 3-20), внес вклад в изучение археологии ранней Москвы, возглавил группу, работавшую на площадке буд. Дворца съездов в Кремле. Особую роль В. сыграл в организации охраны памятников истории и культуры Др. Руси. Он требовал юридического оформления охраны памятников (ст. «К вопросу об организации и юрид. обосновании дела охраны памятников в СССР»//Мат-лы к Всесоюз. археолог. совещанию. М., 1945). За кн. «Древнерусские города» (1945) он был обвинен в «проповеди поповщины» и снят с поста зав. сектором славяно-рус. археологии ИИМК. Во 2-й пол. 50-х гг. В. много писал о сохранении наследия Др. Руси: ст. «Об охране памятников» (газета «Правда», 30.03.1956); ее расширенный текст «В защиту памятников прошлого» (ЛГ. 1956. 23 авг.) подписали И. Э. Грабарь, М. Н. Тихомиров, Л. М. Леонов, П. Д. Корин, И. Г. Эренбург и др. Была опубликована серия статей В., собранных впосл. в кн. «Любите и охраняйте памятники древнерусского искусства» (М., 1960), где отстаивалась эстетическая ценность произведений церковного искусства. В последние годы жизни В. стал одним из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . Огромный вклад внес В. в создание методов натурного изучения памятников архитектуры (особенно церковного зодчества), обосновав необходимость развития «архитектурной археологии» в ряде специальных работ (Архит. памятник как ист. источник//Сов. арх. М.; Л., 1954. Вып. 19. С. 41-76). Всего В. было написано ок. 350 работ, в т. ч. популярных книг, посвященных древним рус. городам, напр. «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской» (М., 1958, 19744). Лит.: Вагнер Г. К. К 60-летию Н. Н. Воронина//Сов. арх. 1964. 4. с. 60-64; он же. Н. Н. Воронин//Средневековая Русь. М., 1976. с. 8-10 (список тр.); Формозов А. А. Роль Н. Н. Воронина в защите памятников культуры России//Рос. арх. 2004. с. 173-180.

http://pravenc.ru/text/155270.html

Вот на таких примерах наши старцы и возрастали. Они уже и в малые свои годы были куда серьезнее, чем иные из нынешних инфантильных глубоко за сорок «ребят». Сейчас тренд такой: все молодятся, развлекаться хотят. А тогда наоборот — взрослели рано. Постники с детства Схиархимандрит Никон (Деев) Они и постниками еще по детству были. Голодали, жизнь под постоянным гнетом шла — оттого-то им так и близки опыт, письма, свидетельства новомучеников и исповедников Церкви Русской, кого нашим современникам часто и не понять. Если маленькому Валентину (имя отца Никодима до пострига) еще повезло в прифронтовом тылу Владимирской области, в Юрьев-Польске, трудиться, то Мише Постникову (будущий отец Лаврентий) довелось оккупацию пережить. Хотя рассказывал, что порою даже немцы могли проявить снисхождение, разрешая подбирать оставшиеся колоски на полях. А вот когда потом «свои» же бедных матерей, которые не знали, как им малышей накормить, нагайками на смерть на поле мерзлом забивали, — вот это было жутко! Тогда уже оставшиеся дети сами начинали прокорм себе доставать. Кто-то «на шухере» стоял, а другие зернышки да былинки собирали. Как только завидят всадника, пускались врассыпную, перепрыгивали через железнодорожные пути, прятались… Вот это та еще была война — против беззащитных зачастую уже вдов да голодных сирот. Неподалеку у них, отец Лаврентий говорил, шахты еще были, оттуда уголь везли. Землю тогда без техники да зачастую и без скота обрабатывали, сами впрягались, — а как посевная подходит, кузнецам еще плуги да бороны выковать-выправить надо: уголь требуется. Незамеченными добытчиками опять же только детвора и могла быть. Сначала сами, было, кокса насобирали, принесли, а он жар не держит. Тогда им уже взрослые объяснили, как антрацит, а то и самый лучший кузнечный уголь находить: как поезд подходит, под рессоры подлезть надо, а там и россыпи крошек. «Ручки-то у нас маленькие, — отец Лаврентий вспоминал, — много собрать не успеешь, надо еще торопиться, чтоб состав не тронулся. Кармашки набьем. А за такой мешочек уголька нам потом на вес примерно столько же пшенички отсыпали. У мамы не было другой возможности кормить нас, деток. Так самый голодный год и пережили».

http://pravoslavie.ru/130981.html

Такое выступление может вызвать совершенно дикую коллизию, опасность которой ещё не понята ни самим " оратором " , ни руководством НАТО, ни даже гражданами государств - членов альянса. Если раньше натовские солдаты воевали и умирали в том же Ираке " за демократию " , " против диктатуры " , то теперь как министры обороны, скажем, Германии, Франции или Великобритании, смогут объяснить согражданам, за что будут воевать их солдаты? За польское мясо? За грузинское вино? За украинское сало? Происходит чудовищная подмена понятий, настолько снижающая уровень международной безопасности и смыслов военных решений, что остаётся только удивляться, почему руководители и министры обороны натовских государств не указали этому господину на то, что американским сенаторам надо не только " фильтровать базар " , но и отвечать за него. Налицо низкий уровень адекватности понимания истеблишментом Запада его уже ограниченных возможностей в этом мире. Ведь очевидно, что с Россией никто воевать не может и не будет. Более того, мы перестали быть их рабами и рабами их теорий, занимаемся развитием своего национального достояния и своего национального достоинства, идя при этом корректным, демократическим путём. Грядущие годы не станут для нашей страны абсолютно мирными и спокойными. Ни одна из великих держав и цивилизаций и ни один из их альянсов не станут помогать России в решении задач её выживания и развития. Будут только мешать. Перспективы таких осложнений должны вызывать озабоченность нашего общества и руководства страны. Мы должны понимать, что эти тенденции долговременны, и чётко просчитывать алгоритмы собственных действий, чтобы не допустить снижения темпов нашего развития, снижения обороноспособности России и, безусловно, обеспечить повышение уровня жизни народа. Последний же крайне низок, в чём мне пришлось убедиться во время недавней поездки в Юрьев-Польский район Владимирской области, где наблюдал люмпенизацию, полную деградацию и явные признаки вымирания русского коренного населения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

B X–XIIbekax прибалтийские земли фактически входили в состав Русского государства. В 1030-м Ярослав Мудрый основывает здесь город Юрьев, а земли, населенные племенем эстов, принадлежат Руси. Латгальские земли входят частично в Полоцкое княжество, а частично принадлежат Пскову. К Галицко-Волынскому княжеству относятся земли будущей Литвы. Ослабление Русского государства в результате татаро-монгольского ига привело к тому, что многие прибалтийские территории оказались захваченными немецкими оккупантами, осуществлявшими геноцид местного населения. Одновременно в 1240-м возникло Великое княжество Литовское, языческая знать которого по культуре и вере была ниже народа, управляемого ею. Это искусственное и нежизнеспособное государственное образование не имело даже собственного государственного языка и использовало русский. Впоследствии оно было поглощено Польшей. На несколько веков Прибалтика оказалась под немецкой и польской оккупацией. B XVIbeke Россия начинает борьбу за возвращение прибалтийских земель. B XVIIIbeke все они полностью вернулись в состав Русского государства, став одной из самых процветающих частей Российской империи. Во время Первой мировой войны германский генштаб разработал план отторжения Прибалтики от России и присоединения ее к Германии. Промежуточным этапом стало создание на прибалтийских землях марионеточных республик (Эстонии, Латвии и Литвы), возглавляемых германскими агентами и политическими авантюристами. Терновый мой венец Эти марионеточные прозападные режимы просуществовали два десятилетия и без особой борьбы пали в 1940-м. Прибалтика вернулась в состав России, которая защитила ее в 1941–45-м от гитлеровского режима, планировавшего полное выселение с этих земель всех живших здесь прибалтийских народностей и присоединение их земель к Третьему рейху. В начале 70-х годов, в последнюю мою поездку в эти места, меня поразили рассказы очевидцев о том, что в некоторых латышских хуторах молодежь чествовала как героев бывших местных эсэсовцев и солдат, воевавших в германской армии.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/26/...

Заботился Алексий о пожилом батюшке с больными ногами. Однажды увидел, как тот, с трудом передвигая ноги, несет к умывальнику грязную кастрюлю. Тут же нашел келейника и провел «воспитательную работу»: – Ты что, малой?! Щас в лоб получишь! Ну-ка иди мой кастрюлю! Часто обрабатывал батюшке больные ноги. Принесет гостинчик и приступает к лечению: – Сейчас, батянечка, мы все сделаем, раз-раз-раз... Батюшка что-то рассказывает, а Алексий обрабатывает раны и с улыбкой без всякого раздражения слушает его, даже если тот что-то говорит не по делу: – Что вы говорите, батюшка?! Да? Да-да-да... В бытность послушником он помогал старенькому и больному иеродиакону Софронию, но особенно много заботился о нем в последний год жизни. Потом и похоронил его, после кончины накануне летней памяти Преподобного Сергия в 2001 году. Отец Софроний выделялся среди братии яркими, необычными чертами характера. Правда, из-за его молчаливости это не сразу бросалось в глаза. Весьма своеобразными были у него отношения с отцом Алексием. Чтобы лучше их понять, надо немного рассказать о жизни самого отца Софрония, смерть которого приоткрыла некоторые тайны его монашеской жизни, о чем мало кто знал. Отец Софроний и Алексий являлись как бы противоположностью друг друга: высокий, общительный и живой отец Алексий, а отец Софроний, наоборот, маленького роста, молчаливый, суровый и грубоватый. Но при всем несходстве внешности и характера было немало общего в духовном облике этих двух монахов. Иеродиакон Софроний (Кузин) Родился отец Софроний 19 сентября 1922 года в семье рабочего. В крещении получил имя Сергей. Детство его прошло в селе Дунаевка Юрьев-Польского района Владимирской губернии. Окончил четыре класса начальной школы. Побывал в детдоме – мать умерла, отец погиб на фронте. В конце первого года войны его призвали в армию минометчиком, но на передовой побывать не пришлось – попал на Забайкальский фронт. Нательный крест не снял, хотя угрожали и называли предателем. Рассказывал: «За время войны я не сделал ни одного выстрела, не мог стрелять». Когда же в его присутствии насильник стал хвастать тем, что растлил невинную девушку, отец Софроний его чуть было не застрелил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Али и в Америке кукуруза растет? – Растет… – А у нас, гляди, не привьется. – Не скажи. Табак-ат поначалу, помнишь, как уродился, три центнера с га, а теперь сколько?.. Пятьдесят семь. То-то и оно. Всяко дело поначалу нелегко дается. – Очень уж много сразу велят. Да на самой жирной земле. Конечно, если весь колхоз на нее бросить, все удобрения, весь навоз, все машины да ничем другим не заниматься, вырастить можно, однако в копеечку влетит. А нужно иметь расчет, во сколько чего обходится. Городских к нам гоняют. Тоже небось от дела оторваны, а деньги получат. Значит, и те деньги на кукурузу лягут. Поменьше бы да исподволь, – с надеждой посмотрели на нас колхозники, – глядишь, лучше бы освоение-то пошло. Мужика отпугнуть недолго. А ежели душа у него к чему не ляжет, то шабаш! Он, конечно, промолчит, но и толку не добьешься. А что не растет – не беда. Табак-ат тоже не рос, ан и вырос. Серега закончил свой этюд. Земля снова медленно двинулась нам навстречу. Она была красива. Ровную, как натянутая скатерть, зеленую луговину выхватил из тени прорвавшийся сквозь облако солнечный прожектор. Луг светился ярко и весело. Казалось, от него-то и светло вокруг. Несколькими крутыми петлями лежала на лугу река. Было странно, что она течет на таком ровном месте. Между петлями реки бродили тоже освещенные солнцем игрушечные коровы. Фоном для картины был пригорок, выгнутый в дугу и заросший лесом. Черный, затемненный лес обрамлял нежную зелень светящегося луга. Перед деревней на поле работали колхозницы. Издали по движениям колхозниц мы старались угадать, что они делают, – полют, мотыжат, поливают… Движения их не были похожи ни на одну из полевых работ, какую можно бы предположить здесь, во Владимирском ополье. Село называлось Глотовом. В Юрьев-Польском музее нам советовали обязательно зайти в это село, а зачем – не сказали: сами увидите, а если не увидите, то нечего вам и по земле ходить. Теперь мы медленно шли вдоль села, озираясь по сторонам. Озираться пришлось недолго. Ночью мимо яркого костра, не заметив его, пройти было бы легче.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Юрьев-Польский. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова , Спаса Преображения Год постройки:1760. Адрес: Юрьев-Польский, ул. 1-го Мая, д. 35 (между ул. 1-го Мая и Шибанкова) Координаты: 56.501056, 39.681623 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Воскресенская церковь, давшая название одной из главных улиц Юрьева-Польского, сейчас скрыта от глаз и перестроена до неузнаваемости. Построена она была на средства жителей города в 1760 году. По всей вероятности, позднее перестраивалась, так как внешне ее стиль − классицизм. Церковь была двухэтажной, с массивными портиками по четыре колонны, с высокими фронтонами. В нижнем этаже с приделом Преображения Господня до 1826 года проводились зимние богослужения, в верхнем Воскресенском храме – летние. В 1826 году рядом была построена «теплая» Варваринская церковь (не сохранилась). В советское время храм был закрыт и перестроен, разрушена его колокольня. Сейчас в нем находится детский дом. Источник информации Сайт города Юрьев-Польский 30 августа 1930 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК постановил вернуть верующим Воскресенский собор в Юрьев-Польском, а 6 февраля 1931 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК, заслушав ходатайство Ивановского облисполкома о пересмотре постановления Президиума ВЦИК от 30.08.-30 г. о возвращении верующим Воскресенского собора в Юрьев-Польском, постановила: «В изменение постановления от 30.08.-30 г. собор ликвидировать. Поручить Прокурору ИПО привлечь к строжайшей ответственности работников Юрьев-Польского райисполкома за допущенное ими изъятие собора из пользования верующих и переоборудование вопреки запрещения ВЦИК». (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 9. Л. 5)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 52-53 Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 10 мая 1930 года. § 37.

http://sobory.ru/article/?object=17350

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010