Так народ наш доселе поет в одном своем духовном стихе: Мати Божья Богородица, Скорая помощница. Теплая заступница! Заступи, спаси и помилуй Сего дому господина От огненной пожоги, От водяной потопи! Попаси же ему, Господь Бог, Хлор, Лавер лошадок, Власий коровок, Настасий овечек, Василий свинок, Мамонтий козок, Терентий курок, Зосим Соловецкий пчелок, Стаями, роями, Густыми медами У старообрядцев, равно как и православных, в домах, на стенах, привешиваются полные росписания, какой святой чем обладает в области природы и физической жизни человека. Не вдаваясь в подробное объяснение, почему, напр., Хлор-Лавёр признаются нашим народом пастырями лошадок, – Власий коровок, Настасий овечек и проч., мы ограничимся историческим объяснением религиозной санкции пчеловодства в лице Зосимы и Савватия Соловецких. Наперед нужно сказать несколько слов о значении пчеловодства или бортничества в древней Руси. Было время, когда не только земледелие и рыболовство, но, при изобилии богатых разной производительностью, большей частью еще непочатых лесов, и бортничество или пчеловодство составляло один из первых путей для колонизации и первоначальной культуры финского северовостока лесного, полудикого. В «Польской» ли земле 62 ставился город, напр. Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский или «налесах» посажались, поставлялись починки и деревни, – во всяком случае первые поселенцы их высылали слуг своих «работных людей», либо выезжали сами из города или из деревни во все четыре или пять сторон, каждый по своему промышленному уезду, «пути и ухожаю». У кого были работные люди, напр. у князей, у бояр, у церковных властей, те населяли, при своих хозяйственно-промышленных ухожаях или угодьях «работными людьми страдомые деревни», напр. при рыбных реках и озерах, «по стольничему пути», ставились деревни рыболовли 63 , «по ухожаям бобровым» – деревни бобровников 64 , при соляных озерахи варницах населялись соловарами, водоливами и дрововозами» деревни соловаров, из которых впоследствии образовались некоторые города, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Усилением Русской земли было обеспокоено не только Польско-Литовское государство. В Ливонии всячески стремились препятствовать русской торговле, русских купцов убивали и грабили. В Германии сажали в тюрьмы людей, по просьбе московского государя нанимавших мастеров для работы в России. Шведский король Густав I предлагал Польше, Дании, Ливонии и Пруссии создать коалицию против России, чтобы остановить ее усиление. На Русь запрещено было пропускать медь, свинец, олово, селитру, иностранных мастеров. Говоря современным языком, было наложено эмбарго на поставки стратегических товаров и технологий. Мало того, шведские и польские каперы грабили и топили корабли, которые везли товары на Русь, стремясь разорить и уничтожить русскую торговлю. Это означало экономическую блокаду России. Наиболее воинственно вел себя Ливонский орден. В Ливонии не только грабили и бросали в тюрьмы русских купцов, но и разоряли купеческие подворья, грабили и громили православные церкви. Ливонцы нарушали все соглашения и договоры и не желали идти на переговоры. Государь Иоанн Васильевич «за многие обиды и утеснение веры православной» разгромил и сокрушил Ливонский орден. Русские войска вернули древний Юрьев Дерпт, заняли Нарву. В войну с Русью вступила Швеция. Были разгромлены и шведские войска. Россия победоносно возвращалась на берега Балтики, в свои древние земли. Царь Иоанн Васильевич надеялся создать на Балтике свой флот. Но Римскому престолу, приложив огромные усилия, удалось создать мощную коалицию, соединив в борьбе с Москвой соперников: Польско-Литовское государство и Швецию, используя в войне с русскими ресурсы и Германии, и Венгрии. На юге России в те годы пришлось одновременно вести войну с Османской империей и Крымом. Десятилетия велись войны на три фронта с могущественными врагами, что требовало огромного напряжения. Были славные победы и тяжелые поражения. Россия выстояла в суровой борьбе, но задачу закрепиться на Балтике решить в те годы не удалось. Во время страшного лихолетья русской Смуты шведы предательски захватили Новгород. Вернув русскую власть в Кремль, освободив Москву от поляков, русские люди очистили от шведов и Новгородскую землю. Но русские владения на берегу Финского залива остались за шведами. Сбылась вековая мечта Швеции. После Столбовского мира 1617 года Россия потеряла выход к Балтийскому морю. Шведский король Густав Адольф с торжеством произнес, выступая в риксдаге: «Русские – опасные соседи: границы земли их простираются до Северного, Каспийского и Черного морей; у них могущественное дворянство, они могут выставлять в поле большое войско: а теперь этот враг без нашего позволения не может ни одного судна опустить на Балтийское море». Шведскому монарху было от чего радоваться.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/02/rossiy...

12-го Ноября 1665 г. возвратился в Москву грек Стефан Юрьев и подал отчет о порученной ему миссии, что Мелетий от всех скрывался; встретившись в Мутьянах с бывшим цареградским патриархом Парфением, Мелетий утаился от него, и Стефан один пошел поздороваться с ним, так как они давно были знакомы; Парфений звал его с собою в мутьянскую землю и он пошел туда для получения похвальных о себе писем в Царьград; пробыв в Мутьянах 20 дней, пришел в Царьград и, явясь патриарху в собрании, подал ему от мутьянского воеводы письма, а на другой день пришел к патриарху тайно и объявил ему царские грамоты, увидев которые, патриарх испугался и велел подать ему в другой раз, назначив для того другой тайный дом, где и прочитал те грамоты. Стефан рассказал патриарху об иконийском, что он говорил царю, будто он послан от него патриарха, что Мелетию он, патриарх, никаких грамот не давал и если какие окажутся, то они ложны. Услышав это, патриарх встал и с волнением говорил, что он никаких поручений иконийскому не давал и не знает куда он пошел; о Мелетии же патриарху были письма, чтобы он остерегался его и не давал бы ему грамот, так как о Мелетии говорили во многих местах; патриарх допрашивал Стефана: не с ним ли он и не укрыл ли он его у себя в доме? На просьбы многих и его Стефана, чтобы послать кого-нибудь из архиереев экзархом, патриарх говорил, что нельзя ни архиерея послать, ни грамот больше писать, потому что первые грамоты отбиты были казаками и посланы к крымскому хану. Потом патриарх сказывал, что английский посол говорил ему, что те грамоты у гетмана польского, и если он, патриарх, хочет получить их, то прислал бы на выкуп их десять тысяч ефимков. Все, кто только участвовал в этом были в отчаянии, ожидая каждый день себе смерти от турок. Этот длинный разговор закончил патриарх, сказав, чтобы великий государь изволил послать послов к турецкому султану, и тогда он сам пойдет в Москву. Дело это тянулось с 28-го Января до 22-го Апреля; Стефан каждый день ходил на патриарший двор и говорил, чтобы патриарх послушал государевых грамот. Наконец патриарх согласился послать грамоты, но с тем, чтобы Стефан из Царьграда поехал в Яссы, куда обещал их прислать с архимандритом Анфимом и Иваном Кондратовым. Грамоты доставлены были в Яссы 26-го Августа, и на другой же день Стефан из Ясс выехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

9 мая – Никола Вешний. Мученик Христофор. «Раннюю пшеницу сей на Арсентия, среднюю с Николина дня, позднюю – на Пахомия (15 мая)!», «С Николы- Вешнего сади картофель!», «Велика милость Божья, коли на вешнего Николу дождик пойдет!», – гласил сельскохозяйственный опыт. У русского народа было два Николы: Никола-Вешний – с теплом да Никола- Зимний – с морозом. «Никола-зимний (6 дек.) лошадь на двор загонит, весенний – откормит (на траве)!», «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный!», «С Николы (вешнего) крепись, хоть разорвись, с Николы (зимнего) живи – не тужи!», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой!», «Пришел бы Никола, а тепло будет!» На Николу Вешнего – первое «ночное», первый выезд парней и ребят-подростков на ночную пастьбу лошадей. Егорий коров «запасает», Никола – коней. «Вешний Никола подножный корм лошадям несет!» – говорили в народе. В деревнях был обычай справлять в этот день ночной ребячий праздник. В лугах, на выгонах и на запущенном под пар поле разжигали костры; поблизости паслись «спутанные» лошади, у огня сидели кружком молодые пастухи, ели пироги, пекли картофель в золе, играли, бегали вперегонки, целую ночь вплоть до зари не смыкали глаз: «Николу праздновали». За Николой следовал Симон Зилот, 10 мая. «Кто досевает пшеницу на Зилота – выйдет как золото!» и далее (Мокей Мокрый): «Мокро на Мокея (11 мая) – жди лета еще мокрее!» На Епифан-день (12 мая) «утро в красном сарафане» (т. е. ясная утренняя заря) – к пожарному лету. В этот же день вспоминали св. патриарха Гермогена (ск. 1612), замученного польскими оккупантами за отказ признать Лжедмитрия. 13 мая – Лукерьи-Комарницы: в этот день, по примете, вместе с теплым ветром налетают комары с мошкарой. Было поверье, что «комариный народ» улетает по осени – уносится на крыльях осеннего ветра – на теплые моря, где и зимует зиму, чтобы, расплодившись, вернуться в мае на Русь. 14 мая Сидор Огуречник, когда прекращались, по народным наблюдениям, до самой осени холодные ветры, прилетали на старые гнезда последние перелетные птицы – стрижи. «Пойдут Сидоры, отойдут сиверы, и ты, стриж, домой летишь!» – говорили крестьяне. 18 мая Федот Овсянник. " Придет Федот – последний дубовый листок развернет!» Если лениво распускались листья на дубах, крестьяне ожидали хорошего урожая яровых раннего сева. «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо!» – говорили в Тульской губ. «На дубу лист в пятак, быть яровому так!» «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой!» Считалось, что с этого дня принималась земля «за свой род».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Может быть, штрафовать нужно не заводы (потому что в этом случае государство штрафует само себя), а директоров. Заинтересованные в личном, своем рубле, они скорее возьмутся за дело, и реки наши облагородятся. …Милый, тихий городок Юрьев-Польский! Автомобилей мало, толкучки на улицах нет, трамваи не дребезжат; живи, наслаждаясь тишиной и покоем. Впрочем, я совсем забыл, что в центре Юрьева-Польского жить практически невозможно. Мы столкнулись с этим прискорбным обстоятельством в первый вечер. Чудо современной техники, огромный, окрашенный в серебристую краску, поднятый высоко над самыми высокими зданиями, вещал репродуктор. Трансляция велась на таком усилении, что никакие стены не в силах были остановить напор, лавину, стихию звуков. Каждое словечко, каждый оттенок в интонациях диктора различался в помещении так же четко, как если бы репродуктор висел рядом в комнате. Культура, равно как и бескультурье, может проявляться по-разному. Если в небольшом зале в столовой или в чайной включается динамик, способный наполнить своим вещанием огромную площадь так, что уж сидящим за одним столом людям нельзя переговорить между собой, то это говорит о бескультурье, несмотря на то что дело связано с достижением человеческой цивилизации – радио и несмотря на то что буфетчица победоносно поглядывает на посетителей: вот, мол, как у нас! Считается при этом, что чем громче орет радио, тем лучше. Им и невдомек, что музыка, пущенная вполголоса, не мешающая разговаривать, не назойливая, не похожая на струю из пожарного шланга, в столовой более уместна, так же как и настольные лампы вместо мертвенно-голубых цилиндров «дневного» света. Но из столовой можно уйти, а куда уйдешь из своего собственного дома, если пожарная кишка, извергающая звуки, бьет прямо в ваши окна! Сначала мы думали, что радио будет орать часов до восьми. Потом скрепя сердце перенесли этот срок на десять, но оно орало ровно до полночи, заставив нас слушать и передачу для работников сельского хозяйства, и передачу для шахтеров (то-то их много в Юрьеве-Польском!), и письма родных на Северный полюс, и хор Пятницкого, и оперетту.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Интерес нем. городов (впосл. членов Ганзейского союза) к освоению Вост. Прибалтики диктовался намерением получить прямой доступ к рынкам Вел. Новгорода, Полоцка, Смоленска в обход купцов с о-ва Готланд и обеспечить себе льготные условия для закупки мехов, воска и восточных товаров ( Hoffmann E. Die Anfänge des deutschen Handels im Ostseeraum//Die Hanse und der deutsche Osten. Lüneburg, 1990. S. 5-22; Селарт А. Начало городской жизни в средневек. Ливонии и Руси//Балтия в контексте сев. пространства от средневековья до 40-х гг. XX в. М., 2009. С. 84-102). Успех нем. и дат. экспансии в Вост. Прибалтике был обусловлен, с одной стороны, разобщенностью местных племенных объединений, постоянными междоусобицами, слабой организованностью, вызванной отсутствием государственности, и, с др. стороны, качественным военно-техническим оснащением крестоносцев, их относительно высокой спаянностью, военно-политическими союзами (в т. ч. с зап. и сев.-зап. рус. княжествами), строительством замков, притоком людских и материальных ресурсов из католич. Европы, определенной поддержкой Папского престола. К нач. XIII в. народы Юж. и Вост. Прибалтики были лишь незначительно интегрированы с владениями польск. Пястов в Мазовецкой земле и русскими княжествами в Сев.-Зап. и Зап. Руси. С владениями волынских, витебских, минских, полоцких и смоленских Рюриковичей, Новгородской и Псковской землями были установлены лишь вассально-даннические отношения. Ко времени формирования гос-ва ордена меченосцев в Вост. Прибалтике связи между рус. княжествами и народами Вост. Прибалтики сильно ослабли. Русские княжества первоначально не проявили особой обеспокоенности появлением немецких колонистов, но когда успехи немецкой колонизации стали угрожать сокращением размеров дани с населения Подвинья (взимал Полоцк), Латгалии и Вост. Эстонии (взимали Новгород и Псков), их отношения с ливонскими немцами ухудшились. В 1201 г. еп. Альберт I Буксгевден (епископ Ливонии в 1199-1209, 1-й епископ Рижский в 1209-1229) основал г. Ригу. В 1202 г. при посредничестве Теодериха из Трейдена (Турайды) им был организован орден меченосцев. Кроме Рижского еп-ства (с 1255 архиеп-ство) в Вост. Прибалтике были учреждены еп-ства: Леальское (1211; затем кафедра была перенесена в завоеванный в 1224 орденом меченосцев Юрьев Ливонский (Дорпат, Дерпт; ныне Тарту, Эстония)), Эзель-Викское (ныне вол. Сааре-Ляэне, Эстония) (1228) и Курляндское (1234).

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Юрьев-Польский Покров Меленки Гороховец Александров Киржач Ковров Судогда Всего по губернии и епархии: XVII. Тамбовская и Пензенская Тамбовской губернии: Кафедральный город – Тамбов Козлов Борисоглебск Моршанск Темников Кирсанов Нижний Ломов Верхний Ломов (быв.) Керенск Лебедянского окр. Шацкого окр. Итого по губернии: Саратовской губернии: Мокшанск (быв.) Сердобск Кузнецк Округа: Новохоперского Вольского Хвалынского Петровского Всего по губернии: Нижегородской губернии: Краснослободск Наровчат (быв.) Троицк (быв.) Оба в Краснослободском округе Итого по губернии: Рязанской губернии: г. Раненбург Сапожковского окр. Итого по губернии: Симбирской губернии: Писарского окр. Саранского окр. Итого по губернии: (л. 25.) Всего в епархии: XXVIII. Тверская и Кашинская Тверской губернии: Кафедральный город – Тверь Торжок Старица Зубцов Осташков Вышний Волочек Бежецк Корчев – заштатный Калязин – заштатный КрасныйХолм – заштатный Весьегоньск – заштатный (л. 18). Итого по губернии и епархии: XIX. Тобольская и Сибирская Кафедральный город – Тобольск Тюмень Туринск Березов Сургут Енисейск Туруханск Каинск Ялуторовск Курган Ачинск Всего по губернии: Колыванской губернии (бывшей): Кузнецк Красноярск Семипалатинск Колывань Всего по губернии: Пермской губернии: Екатеринбург Шадринск Верхотурье Камышлов Далматов Алапаевск В Красноуфимском окр. Кунгурском Всего по губернии: Уфимской губернии: Челяба Троицк Верхнеуральск Всего по губернии: А во всей епархии: XXX. Черниговская и Нежинская Малороссийской губернии: Кафедральный город – Чернигов Конотоп Прилуки Ромень Зеньков Полтава Кременчуг Хороль Новгород-Северский Глухов Стародуб Сосницы (л. 19). Всего в губернии и епархии:   Арх. Св. Син., д. 1799 г., 124. 16 октября 1799 года синодский доклад от 27 сентября Высочайше утвержден. Рассматривая утвержденный доклад и громадное делопроизводство по установлению территориального соответствия епархий с губерниями, по перемене названий самих епархий для большего однообразия с названием губерний, в которых они находились, на основании Высочайшего указа от 31 июля 1799 г., легко заметить, что вопрос о территориальном переустройстве русских епархий теперь был поставлен едва-ли ни шире, чем после указа 6-го мая 1788 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По взятии же Великого Нова града в девятое лето, по тверском во второе лето... – Т. е. в 1487 г.: Новгород потерял самостоятельность в 1478 г., а Тверь – в 1485 г. 486 ...посла воевод своих на Казанъское царство... – Речь идет о походе 1487 г., результатом которого явилось установление протектората над Казанским ханством. 487 И срете их казанский царь Алехам старый... – Алехам (Алегам, Ильган), хан Али, сын казанского хана Ибрагима, внук Махмутека. Правил в Казани с перерывами с 1479 по 1487 г., несколько раз уступая престол своему брату Мухаммед-Эмину. В 1487 г. был разбит на р. Свияге Иваном III. 18 мая русские начали осаду Казани, завершившуюся взятием города. 488 ...и яша матерь его и царицу его, и дву братей его, и к Москве их сведоша. – Али-хан был сыном первой жены Ибрагима – Фатимы. Вместе с ним в плен были взяты два его брата: Худай-Кул и Мелик-Тагир (Малекдар). 489 Другий же царевичь оста жив: того же изведе ис темницы и крести его, и даде за него дщерь свою. – Царевич Худай-Кул (Кудалгу) получил при крещении имя Петр (1505). В 1506 г. женился на дочери Василия III Евдокии. 490 И посади на Казани... Махмет-Аминя Ибеговича, приехавшего ис Казани к Москве... служити великому князю. – Хан Мухаммед-Эмин, сын хана Ибрагима от второй жены Нур-Султан, был воспитан при дворе Ивана III, куда он попал в 1479 г. десятилетним мальчиком после неудавшейся попытки русской группировки в Казани посадить его на ханский престол вместо брата Али. В 1485 г. занял ханский престол, но продержался на нем только несколько месяцев. Борьба между Али-ханом и Мухаммед-Эмином продолжалась до 1487 г. В 1487 г. после взятия Казани русскими войсками был снова возведен на престол Иваном III и процарствовал до 1518 г., лишь на несколько лет (с 1496 по 1502 г.) уступив престол своему брату Абдул-Латыфу. ...з братом своим Ибделятифом... – Мать Абдул-Латыфа Нур-Султан после смерти хана Ибрагима (1478) вышла замуж за крымского хана Менгли-Гирея, и малолетний Абдул-Латыф вместе с нею переехал в Крым ко двору своего отчима. В 1496 г. был возведен на казанский престол вместо Мухаммед-Эмина, бежавшего в Москву от сибирского хана Мамука, временно захватившего власть в Казани. В 1502 г. Абдул-Латыф по приказу Ивана VIU был арестован и сослан на Белоозеро. Менгли-Гирей неоднократно возбуждал перед русским правительством вопрос об освобождении своего пасынка. Однако Абдул-Латыф был освобожден только через шесть лет – уже при Василии III – и получил в управление г. Юрьев-Польской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шетерин Василий, царский певчий, 1573 г. Шетюков Юрий, посадский человек, 1623 г., Гороховец Шехирев Григорий, торговый вологжанин, 1638 г. Шешел , крестьянин, конец XV в., Новгород Шешко , крестьянин, 1495 г., Новгород Шешковский Космак [см. Космак], царский конюх, 1573 г. Шешляков Ломак [см. Ломак], пушкарь, 1630 (1639? – С. В.) г., Рязань Шешулин Семен, крестьянин, 1627 г., Курмыш Шешунов Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1620 г., Курмыш Шешурка Данило, посадский человек, 1567 г., Устюжна Шея Василий Михайлович Морозов [см. Мороз], первая половина XV в.; от него – Шеины [см. Батат]; Константин Дмитриевич Шея Зернов [см. Зерно], боярин, умер в начале XV в. Шиба Иван, крестьянин, 1614 г., Соль Вычегодская Шибай Семен Фомич Скрипицын [см. Скрипица], 1525 г., Переяславль Шибай – 1) драчун, буян, 2) барышник, кулак Шибайлов Некрас [см. Некрас] Матвеевич, 1531 г., Кашин Шибан, Шибанов : Шибан Коптев [см. Копть], крестьянин, 1579 г., Шуя; кн. Иван Андреевич Шибан Долгорукий [см. Долгорукий], 1570–1578 гг.; Осип Шибан и Данило Шихман Ермолаевичи Касаткины [см. Шихман, Касатка], стремянные конюхи царя Федора, 1584 г.; Василий Шибанов, слуга кн. Курбского, казнен в 1564 г. Шибнев Иван, посадский человек, 1660 г., Пошехонье; Некрас [см. Некрас] Шибнев, царский конюх, 1573 г. Шибра см. Щибра Шиволгин Иван Михайлов, посадский человек, 1646 г., Казань Шигаев Купря, крестьянин, 1627 г., Белев; Семен Петрович, 1610 г., Белев Шигалей Семен, крестьянин, 1585 г., Псков Шигаль Иван, слуга Шереметевых, 1587 г. Шигоня Иван Юрьевич Поджогин Зайцев [см. Поджога, Заяц], думный дворянин вел. кн. Василия Ивановича, 1517–1533 гг. Шило, Шилов : Иван Васильевич Шило Кучецкий [см. Кучецкий], умер около 1485 г.; кн. Андрей Юрьевич Шило Шелешпанский, 1495 г.; Иван Иванович Шилов, 1500 г., Новгород; Яков Шилов, бортник, 1530 г., Рязань Шиловские , землевладельцы, XVI в. и позже, Рязань. Фамилия от села Шилова на Оке Шиловцев Русин [см. Русин], казнен в опричнине Шилохвостов Иван Кузьмин, крестьянин, 1525 г., Юрьев Польский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Надежда Прохорова 25 необычных храмов «Золотого кольца России» Купол в форме богатырского шлема и царские врата в виде театральной сцены Туристическому маршруту «Золотое кольцо России» исполнилось пятьдесят лет. Сегодня путешествие по старинным русским городам – это уже классика туризма. А история «Золотого кольца» началась в 1967 году: искусствовед и журналист Юрий Бычков объехал на своем «москвиче» древнерусские города, заключив свой маршрут в кольцо. После он написал серию путевых заметок в газету «Советская культура» и назвал ее «Золотое кольцо». Так появился знаменитый маршрут. Впав в задумчивость, бродил по Москве. Погода стояла контрастная пяти солнечным дням недавнего путешествия – небо заволокло серой пеленой. Поднял глаза ввысь, и взгляд мой встретил тающий в призрачной вышине, золотящийся сквозь завесу мороси медленно опускающейся с небес дождевой пыли купол колокольни Ивана Великого. Как током ударило: «Золотое!» Тотчас связалось это «золотое» с дорогой. Выходило – «Золотое кольцо». Юрий Бычков Сначала маршрут включал восемь городов – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Позже к ним присоединились (но до сих пор это дискуссионный вопрос) Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кидекша, Москва, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Рыбинск, Тутаев, Углич, Юрьев-Польский, Шуя, Касимов и Калуга. И каждый город – это уникальная история, народные промыслы и архитектурные ансамбли церквей и монастырей, благодаря которым кольцо и стало «золотым». «Правмир» отмечает юбилей самого популярного туристического маршрута страны. На нашей карте вы найдете не только известные храмы, но и те памятники архитектуры, к которым туристы еще не проложили широкую дорогу. © Pravmir.Ru 2017 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/creative/25-neobyichny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010