Весной 1462 г. (на «Федоровой неделе», т.е. 1-7 марта) Василий II получил известие, что «дети болярьские и иные дворяне» Василия Ярославича «хитростью коею хотеша» освободить («выняти») серпуховского князя с Углича «ис поиманиа». Подобный заговор был несколько лет тому назад, но тогда хотели освободить из «поимания» на Угличе Василия II, а во главе заговора стоял Василий Ярославич. Он окончился успехом. Теперь времена переменились. Василий II все хорошо помнил, но на этот раз он хотел, чтобы все знали — прошлое не повторится. Во главе заговора находились Владимир Давыдов, а также Парфен Бреин и Лука Евсевьев. Их и «иных многих» великий князь велел «казнити, бити и мучити, и конми волочити по всему граду и по всем торгом, а последи повеле им главы отсещи». Казни произвели на москвичей тяжелое впечатление и сами по себе, и потому, что они произведены были в Великий пост: «Множество же народа, видяще сиа, от боляр, и от купець великих, и от священников, и от простых людей, во мнозе быша ужасе и удивлении, и жалостно зрение, яко всех убо очеса бяху слез исполнени, яко николиже таковая не слышаша, ниже видеша... в русских князех бываемо, понеже бо и недостойно... кровь проливати во святыи Великий пост». Так страшными казнями завершилось время княжения Василия II. Они были предвестниками того, что принесет с собой образование единого государства тем, кто не хотел мириться с этим фактом или вызывал чем-либо другим неудовольствие державного правителя. Возможно, отдавая распоряжение о казнях, Василий II был уже болен. Во всяком случае, 27 марта он скончался от «сухотной болезни». Смерть есть смерть. И вот один из летописцев записал: «Бысть тогда в граде Москве и рыдание велико зело, плакахужеся князи и вельможи, старии и унии, богатии и убозии». Незадолго до смерти Василий II составил завещание, в котором содержались распоряжения о судьбах государства. Великим княжением, как бесспорно принадлежащим ему самому и его наследнику, Василий Васильевич благословил старшего сына, Ивана. Ему были завещаны также треть в Москве, Владимир, Переславль, Кострома, Галич с Солью Галичской, Устюг, Вятская земля, Суздаль, Нижний Новгород, Муром, Великая Соль, Юрьев Польский, Боровск, Суходол, Калуга с Алексином. В списке этих городов четко прослеживаются итоги борьбы за единовластие в Северо-Восточной Руси 20—50-х годов XV в. Великий князь отныне становился господином не только земель, «по старине» принадлежавших его семье, владельцем «примыслов», добытых в упорной борьбе его отцом, но и самого великого княжения с городами, относившимися к «короне». Ему переходили столицы бывших уделов Юрия Дмитриевича и Дмитрия Шемяки, удельная столица Василия Ярославича, часть земель Ивана Андреевича, а также Нижегородско-Суздальское княжество.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Кроме этой деятельности, княжение Ярослава важно еще в других отношениях: подобно отцу Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремится в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда. Подобно отцу, Владимиру, Ярослав следовал совету Добрыни, что народы, ходящие в сапогах, не будут охотно давать дани, и потому не любил войны с ними, а преимущественно обращал свое оружие на варваров - чудь, литву, ятвягов. Мы не знаем, какими собственно расчетами руководился Ярослав в польских отношениях; но знаем, что он, возвратив свое, принял сторону порядка и христианства, не захотел усиливать варварства и победою над Моиславом мазовецким нанес последнему сильный удар. Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства, строил города; от языческого имени его получил название Ярославль на Волге, от христианского - Юрьев (Дерпт), в земле Чудской; он огородил острожками южную границу Руси со степью; в 1031 году поселил пленных поляков по реке Роси, с следующем начал ставить здесь города.  ГЛАВА ВОСЬМАЯ ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ Значение князя. - Дружина, ее отношение к князю и к земле. - Бояре, мужи, гриди, огнищане, тиуны, отроки. - Городовые и сельские полки. - Тысяцкий. - Способы ведения войны. - Городское и сельское народонаселение. - Рабы. - Русская Правда. - Нравы эпохи. - Обычаи. - Занятие жителей. - Состояние религии. - Монашество. - Управление и материальные средства церкви. - Грамотность. - Песни. - Определение степени норманского влияния. Мы видели в начале нашего рассказа, как среди северных племен явился князь, призванный для установления наряда в земле, взволнованной родовыми усобицами; теперь предстоит нам вопрос: в каких же отношениях нашелся призванный к призвавшим, как определилось значение князя? Для решения этого вопроса мы должны обратиться к понятиям племен, призвавших власть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

К сожалению, за последние годы люди привыкли не доверять властям, население почти утратило надежду на качественные изменения к лучшему. Во всём, что предлагает власть, народ нередко ищет какой-то потаённый смысл, который сводится к одному: «лишь бы не было хуже». Однако некоторая часть граждан старается осмыслить ситуацию в государстве, и постепенно начинает анализировать, что же на самом деле происходит с нашей страной. Вникая в суть изменений, человек, как правило, понимает, что не всё так прекрасно, как доносят до нас СМИ и декларируется наиболее агрессивной их частью – телевидением. И еще один, крайне важный и, наверное, главный посыл статьи о Больших проектах России – это проект строительства новых современных городов в Сибири, логика размещения и развития которых привязана к природным ресурсам. « Это будут города самой передовой архитектуры с развитой инфраструктурой и наукой, образованием и здравоохранением, – пишет автор, – города комфортные, привлекательные и интересные для жизни – молодёжи прежде всего». Впервые эту мысль озвучил Министр Обороны России генерал армии Сергей Шойгу , выступая в Новосибирске перед научным сообществом. Он говорил тогда о назревшей необходимости строительства в Сибири трёх-пяти научно-промышленных центров с населением от 300 тыс. до 1 млн человек. По формулировке автора статьи, советника генерала, эти города народной империи станут точками «сборки русского мира»! Звучит довольно странно и нелогично, потому что непонятно, почему «точками сборки (интересное новое слово!) Русского мира» не могут стать, например, старинные русские города, такие как: Кинешма, Юрьевец, Калязин, Юрьев Польской и многие другие прекрасные уголки нашей страны? Почему нельзя организовать «Большой проект» под названием « Возрождение малых городов России» или « Восстановление разрушенных русских деревень»? Ведь за последние тридцать лет малые города сильно обезлюдили, а тысячи деревень вообще исчезли с карты России. За два года антиковидных ограничений жители мегаполисов и городов миллионников устремились на дачи, к знакомым и близким, живущим в деревнях.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/16/vr...

Закончив разговор, я извиняюсь, что не смогу выступить по привычному приглашению владыки Корнилия в виду того, что меня срочно вызывает Патриарх. Высказываю свое недоумение одному из участников Конференции по поводу панагии для Патриарха при встрече с ним. Он в ответ: «Лучше бы не панагию, а какую-нибудь старинную реликвию, например, кусок камня из стены древнего Георгиевского собора в Юрьев-Польском». Как был, еду на прием к Патриарху – в старинном кафтане на 33 пуговицы, в полумантии с красной полосой и такой же скуфье – ведь все-таки я настоятель старообрядного прихода. Меня не раз упрекали другие единоверцы, что я на официальных мероприятиях всегда в новообрядном клобуке. Но вот настал момент «явить себя миру и Патриарху». Попросил еще, чтобы лестовку подвезли в Данилов с прихода (старообрядцы носят лестовки только на службе и при совершении домашней молитвы). В дороге звоню знакомому священнику, предупреждаю его, чтобы он не падал, озвучиваю о наместничестве в Лавре – он невольно вскрикивает. Сказал, что мог бы приобрести панагию для такого случая. У меня в голове каша. С одной стороны, горделивые мысли: «Ну вот, наконец, оценили. А что?! У меня мощное как светское, так и духовное образование, более 600 статей только на " Русской народной линии " , скоро выйдет 10-й том " Воспоминаний " и т.д, и т.п.». А с другой стороны: «Ну, куда «со свиным рылом в калашный ряд»? И, как я буду служить, проникнувшись древним благочестием до мозга костей? Конечно, буду креститься двумя перстами, ходить с лестовкой и использовать подручник, что неизбежно вызовет смущение и даже противодействие. А как я буду решать сложные административные и хозяйственные вопросы, если у меня от малейшего дуновения искушения сразу подскакивает давление и начинаются сердечные спазмы? Несколько раз в месяц я посещаю Медицинский центр, на следующей неделе мне предстоит сложная биопсия, а потом возможна и онкологическая операция. Хорош наместник с диабетом второго типа, что выражается в заметно выступающем животе. А потом, Лавра, очевидно – важный источник доходов для Патриархии, наместник должен это все гарантировать, а я в этих делах – полный профан.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/ka...

подробнее... ГРУППА ГРЕЧЕСКИХ ВЕДЬМ ОСУЖДЕНА ЗА ВЫМОГАТЕЛЬСТВО В Греции, единственной в мире стране, где православие - государственная религия, существуют также " ведьмы " и " медиумы " , которые, однако, в случае слишком большого усердия, могут оказаться за решеткой. подробнее... ЦЕЛАЯ ДЕРЕВНЯ ПЕРЕШЛА ПОД КОНТРОЛЬ ЗАПРЕЩЕННОЙ В РОССИИ СЕКТЫ " АУМ СИНРИКЕ " На исторической юрьев-польской земле - родине декабристов Одоевских и князей Голициных, сегодня обосновалась запрещенная в России японская секта " АУМ Синрике " , скупив уже почти всю деревню. подробнее... В РОССИИ И НА УКРАИНЕ ДЕЙСТВУЮТ ЧЕТЫРЕ ЗАКОНСПИРИРОВАННЫХ ГРУППЫ " АУМ СИНРИКЕ " Ядро нелегально действующей в России и на Украине японской секты " АУМ Синрике " составляют сейчас четыре законспирированные группы, в которые входят примерно 200 адептов, порвавших со своими семьями и скованных жесткой дисциплиной, сообщили осведомленные источники в Токио, связанные со следственными органами. подробнее... ВПЕРВЫЕ В РОССИИ СОЗДАНА ПОЖАРНАЯ КОМАНДА ИЗ МОНАХОВ Пожарная команда из монахов создана в Раифском мужском монастыре, расположенном близ столицы Татарстана. подробнее... ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ОТКРЫВАЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В МЕККЕ Великобритания стала первым немусульманским государством, которое открывает дипломатическое представительство в исламской святыне - Мекке. подробнее... МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ ЯРМАРКА ПРОЙДЕТ В МОСКВЕ В КОНЦЕ МАРТА 20 марта в Международном фонде славянской культуры в Москве открывается VIII Международная славянская книжная ярмарка " Торжество православия " . подробнее... ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИИ СОСТОИТСЯ 28 ФЕВРАЛЯ В Москве 28 февраля состоится заседание Совета по взаимодействию c религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе главы государства. подробнее... ПРОДОЛЖАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

http://pravoslavie.ru/news/index09.htm

Действие этих сил выражалось прежде всего в экономических условиях, питавших рост города, а эти условия вытекали из географического положения его края в связи с ходом русской колонизации волжско-окского междуречья. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОСКВЫ И ЕГО ВЫГОДЫ. В ходе заселенья междуречья Оки и Верхней Волги можно заметить два направления, между которыми легче провести географическую, чем хронологическую, раздельную черту. По-видимому, раньше и усиленнее заселялись главные реки, окаймляющие междуречье. По обеим изогнутым линиям, по Верхней Волге от Ржева до Нижнего и по средней Оке от Калуги до Мурома ко времени татарского нашествия вытянулись две довольно густые цепи городов, основными звеньями которых были старинные русские поселения Ярославль, Рязань, Муром. По первой линии шел колонизационный приток с новгородского северо-запада и смоленского запада, по второй - с днепровского юго-запада и с верхнеокского юга, из страны вятичей. Вслед за окрайными речными магистралями заселялись и внутренние их притоки, прорезывающие междуречье, хотя и здесь были незапамятностаринные центры, как Ростов и Суздаль. Большая часть здешних городов возникла с половины XII в. или немного раньше. Появление города на притоке служило признаком скопления вдоль реки значительного сельского населения, нуждавшегося в укрепленном убежище. Географическое размещение внутренних городов междуречья, постройку которых можно относить к XII и XIII вв., показывает, что пришлое население осаживалось по притокам всего междуречья разбросанными полосами (идя с запада на восток: Волок Ламский, Вышгород и, может быть, Боровск на Протве, Звенигород, Москва, Клин, Дмитров, Переяславль, Юрьев Польской, Владимир, Боголюбов, Нерехта, Стародуб, Гороховец). При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками важное значение получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты сухопутного и речного сообщения. МОСКВА - УЗЛОВОЙ ПУНКТ. В этом отношении географическое положение города Москвы было особенно выгодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Общее происхождение, очевидно, имели восточнославянские волыняне и обитавшие в Померании, или Поморье, волиняне. Этноним союза племен, обитавших по берегам Черного моря от устья Дуная до устья Днепра, в соседстве с тиверцами, – «уличи» – не столь прозрачно сближается этимологически с другими этнонимами тотемического происхождения: «вильцы» и «лютичи», что значит «волки» и «лютые»; именно так назывался один из племенных союзов полабских славян, в разное время и в разных источниках известный под наименованиями велеты, вильцы и лютичи. Этимологически общее происхождение имеют этнонимы полесских дреговичей и обитавших близ Фессалоники драгувитов. А вот тесная генетическая связь полян правобережного Приднепровья и западнославянских полян, позже поляков, равно как и древлян с древанами из племенного союза ободритов, вызывает сомнение, поскольку за этим, вероятно, стоит все же ботанический характер племенных ареалов: лес или степь: полем, вероятно, называлась и лесостепь, и обширная территория, расчищенная от леса и распаханная, вроде суздальского «поля», от которого идет знаменитый топоним Юрьев-Польской. Этноним и ныне экзоним поляков «ляхи» («поляки» от «полян» и «ляхи» от «леса») представляет, вероятно, аналогию с восточнославянскими полянами и древлянами. Что касается дулебов, или, иначе, в западнославянском мире – дудлебов, то, в отличие от хорватов, ареалы которых находились в удаленных друг от друга регионах, территория, занимаемая этим племенным союзом, до прихода в Центральную Европу венгров представляла сплошной массив, протянутый с востока на запад, охватывая Прикарпатье, склоны Восточных Карпат, Паннонию и юг современной Чехии, а значит, одна их ветвь оказалась со временем включенной в восточнославянский, а другая – в западнославянский мир. Можно поэтому предположить, что дулебский диалект был особенно близок к праславянскому языку на позднем этапе его эволюции, до распадения на три говора, которые условно можно обозначить как западный, восточный и южный (балканский).

http://pravoslavie.ru/153877.html

Ведь мы вышли в поход как раз в то время, когда в деревне начали сказываться результаты государственных мер и постановлений. Забегая вперед, следует сказать, что в каждой деревне мы видели новые скотные дворы, свинарники, овчарники, зерносклады… В каждом, даже очень слабом колхозе (скоро попадется нам такой) чувствовалось оживление, вывозился на поля накопленный за десятилетия навоз, больше доили коровы. Я представил себе такое. Допустим, через сто лет возьмет историк современные нам газеты и начнет выписывать из них только сводки по надою молока в колхозах. Так вот, только по этим сводкам (не зная других событий) он должен будет заключить, что в жизни страны около 1953—1954 годов произошло что-то такое, от чего коровы (по всей стране) начали давать больше молока. Мы нарочно не пропустили ни одной деревни и везде спрашивали, так ли это? Да, это было так. …Развернув карту, мы увидели, что от Головина нет в глубину Ополья, куда мы стремились, никаких дорог и дорожек, а дороги от него идут на город Покров, то есть назад, почти к тому месту, от которого мы вышли. В нескольких сантиметрах от Головина заманчиво маячило село Жары. Но пространство между этими селами было залито ровной зеленой краской, и только тонюсенькая голубая ниточка некой речки Кучебжи прорезала лесной массив. А между тем, глядя на карту, было ясно, что Жары для нас – ключ к Ополью, что там мы попадаем на проселки, ведущие к городу Кольчугину, а там не за горами и Юрьев-Польский – «столица» Владимирского ополья. Это был путь в глубину, тогда как, возвратившись в Покров, мы вышли бы снова на автостраду Москва – Горький, то есть вынырнули бы на поверхность, не успев окунуться. Вот почему, несмотря на то что головинский председатель сулил до Покрова автомобиль, мы решили форсировать лесное пространство и обязательно выйти к Жарам. – Не советую, – качал головой председатель. – До Маховой сторожки еще кое-как доберетесь. А там обязательно заплутаетесь. Нет до Жаров дороги, для нас это неезжая сторона. Зайдете сейчас в лес, ну есть тропа, заросшая, но есть. Потом пойдут тропы вправо, влево, что будете делать? Если же выйти на Кучебжу и продираться до Жаров ее берегом, то это тяжело, потому что продираться придется через кусты, через малинник, через крапиву, через болота. Река к тому же виляет, путь удлинится втрое. Лошаденку я бы вам дал, но на лошади и вовсе не проехать. В иных местах топь не пустит.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

– Да, да, Колочка. – Да нет же, Колокша! А река эта, Колокша, рыбой, говорят, полна. Тут уж я не только что краснел – провалиться готов был на этом месте. «Колочка! Сам ты Колочка! Ну ладно, что в Камешках не бывал, а тут не знаешь, что Юрьев-Польский на той же Колокше стоит, что течет в шести верстах от твоего родного порога. Да и до Юрьева самого едва ли тридцать верст. А ведь не был вот, не видал, не знаешь. По разным Заполярьям, Балканам да Адриатическим морям разъезжаешь, а родная земля совсем в забросе. Другие люди тебе о ее красоте рассказывают». Так постепенно возникла и росла хорошая ревность, а вместе с тем осознавался моральный долг перед Владимирской землей, красивее которой (это всегда я знал твердо) нет на свете, потому что нет земли роднее ее. Тогда и пришло непреодолимое желание увидеть ее всю как можно подробнее и ближе. Совпало так, что к этому времени через один пустячок понял я вдруг настоящую цену экзотики. Дело было за чтением Брема. Мудрый природоиспытатель описывал некоего зверька, водящегося в американских прериях. Говорилось, между прочим, что мясо этого зверька отличается необыкновенно нежным вкусом, что некоторые европейцы пересекают океан и терпят лишения только ради того, чтобы добыть оного зверька и вкусить его ароматного мяса. Тут, признаюсь, и у меня текли слюнки и поднималось чувство жалости к самому себе за то, что вот помрешь, а так и не попробуешь необыкновенной дичины. «Обжаренное в углях или же тушенное в духовке, – безжалостно продолжала книга, – мясо это, несомненно, является лакомством и, по утверждению особо тонких гастрономов, вкусом своим, нежностью и питательностью не уступает даже телятине». Телятина – слово грубоватое, и, казалось бы, трудно от него перекинуться в эстетический план, но так всколыхнулось все во мне, такое напало прозрение, что не показалось грубым подумать: «Конечно! Правильно! И пальма-то сама или там какая-нибудь чинара постольку и красива, поскольку красотой своей не уступает даже березе». Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… Уже не поражала нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Рассказ о личностях князей Святослава Всеволодовича и Дмитрия Святославича можно найти уже в трудах В. Н. Татищева основанных на сообщениях русских а также и в некоторых исследованиях современных авторов, как, например, А. Астайкина, М. Родиной, С. Хламова и других 3; 6]. Основным источником же является Протокол вскрытия гробниц юрьевских князей, опубликованный в местной газете «Юрьевские известия» в номере от 14 марта 1919 Этот документ, не давая каких-либо оценок происходившему, зафиксировал и описал указанное событие, а именно – вскрытие княжеских усыпальниц. Поэтому, исходя из изложенных в Протоколе фактов, можно сделать целый ряд определённых выводов, подробнее на которых остановимся несколько позже. Прежде чем обратиться к вскрытию княжеских захоронений и ответить на вопрос: зачем это было нужно новой Советской власти, рассмотрим биографические данные князей Святослава и Дмитрия, а также выясним их место в истории средневековой Руси. Итак, первый из князей — Святослав Всеволодович – был предпоследним сыном Великого князя Владимиро-Суздальского Всеволода III Большое Гнездо. Родился он 27 марта 1196 года, о чём в Лаврентьевской летописи имеется такая запись: «Родился у благоверного и христолюбиваго князя Всеволода Георгиевича сын и наречён бысть в святом крещении Уже с раннего детства маленький княжич стал приобщаться к государственной жизни. В возрасте четырёх лет – в 1200 году – отец отправляет Святослава княжить в Об этом событии рассказывает и В. Н. Татищев. Оказывается, что в то время новгородцы возненавидели своего князя Ярослава, выслали его из пределов города и отправили к великому князю Всеволоду делегацию в составе архиепископа Макария и посадника Мирошки, чтобы просить прислать в Новгород в качестве князя своего сына. Всеволод согласился, но при этом потребовал от новгородцев, чтобы впредь в Новгороде княжили лишь его дети. «И новгородцы, — рассказывает Татищев в своей «Истории российской», — утвердя это общей клятвой, прислали за подписанием и печатию. Тогда Всеволод отпустил к ним сына своего Святослава… котораго новгородцы приняли с честию и радостию великою» 166 с.].

http://sobory.ru/article/?object=58740

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010