Колтово. Церковь Рождества Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Ровный скат высокого окского берега, на котором располагается Колтово, почти совершенно гол. Среди древних оплывших валов стоит с виду поздний храм с полуразрушенной колокольней. Чуть ниже городища – протянувшийся вдоль Оки порядок сельских домов. А вокруг – бескрайние просторы и дали, бесконечное многообразие видов – величественный и одновременно удивительно мирный пейзаж. На этом красивом месте издавна поселились люди. В домонгольские времена здесь стоял городок Колтеск, имя которого несколько раз попало на страницы летописей. В 1146 году в нем нашел временное убежище черниговский князь Святослав Ольгович, уходивший от преследования полков Изяслава Мстиславовича и Владимира Давыдовича. Вторично Колтеск упоминается в связи со смертью здесь князя Иоанна Георгиевича, сына Георгия (Юрия) Владимировича Долгорукого. Как и большинство городов Земли вятичей, Колтеск не смог возродиться после монголо-татарского разгрома. Однако издавна обжитое место навсегда не запустело. Вокруг древних валов широко раскинулось село, а в самом городище традиционно расположилась сельская церковь. В 1764 году владелица села бригадирша М.Г.Извольская построила вместо деревянной церкви каменную – небольшое скромное по архитектуре здание с двусветным четвериком и граненым алтарем. Первоначальные формы этих частей церкви сохранились и ясно читаются до сих пор, несмотря на то, что в середине XIX века одновременно с постройкой новой трапезной и колокольни фасады их были оформлены заново. Ни до, ни после перестройки церковь Рождества Богородицы в Колтове сама по себе не принадлежала к числу значительных произведений зодчества. Памятником же является уникальным. Ибо уникальна «архитектура земли» – исторический ландшафт берегов Оки, от которого неотделима эта церковь. Силуэт ее одухотворяет пейзаж. Через него из дали времен обращена к нам весть о древнем городе, о живших за его стенами людях, славно потрудившихся над тем, чтобы обжить и украсить родную землю».

http://sobory.ru/article/?object=08550

Помнить о спасителях Отечества В преддверии Дня народного единства, который будет отмечаться в этом году в третий раз, региональная общественная организация «Русское афонское общество» обратилось к гражданам и организациям России с призывом начать сбор пожертвований на восстановление в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре часовни-усыпальницы великого сына России – князя Дмитрия Михайловича Пожарского. «Многую свою службу… ко всему Московскому государству показал» Князь Дмитрий Пожарский Под началом князя Пожарского русский народ отстоял свою государственность, независимость и территориальную целостность. После изгнания поляков был избран законный монарх, и Россия продолжила свое поступательное развитие. Примечательно, что князь Пожарский, стоя во главе победившей вооруженной и единственной тогда силы в стране, не только не узурпировал власть, а и вообще трона не добивался. Такое в истории человечества встречается крайне редко. «Ни на какую воровскую прелесть никогда не прельстился. Всегда стоял в твердом разуме. Крепко, непоколебимо, без шатаний», – это слова о нем в одной из царских грамот. Вот если бы такими были сегодня все государственные мужи России! Родился Дмитрий Михайлович Пожарский 430 лет назад, в 1577 году, в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский, – потомок князя суздальского и владимирского, а затем и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать Евфросинья Федоровна Беклемишева была из знатного старинного дворянского рода. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий – от холопа до боярина, поэтому когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, отнюдь не случайно они единодушно остановились на кандидатуре князя Пожарского. Нижний стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье и Сибирь. Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско. В феврале 1612 года был образован «Совет всея земли».

http://pravoslavie.ru/953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО главное княжество Сев.-Вост. Руси в кон. 50-х гг. XII - нач. 60-х гг. XIV в. Первоначально было уделом внутри Суздальского княжества, выделенным Юрием Владимировичем Долгоруким своему 3-му сыну блгв. кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что после поражений Юрия Долгорукого под Киевом и Переяславлем Русским в 1151 г. Андрей оставил отца и братьев «и иде в свою волость Володимерю». Очевидно, Владимир-на-Клязьме был центром его владений в Суздальской земле. Наделение кн. Андрея Владимирской «волостью» произошло, вероятнее всего, ок. лета 1149 г., когда от киевского кн. Изяслава Мстиславича в Суздаль вернулся старший сын Юрия Долгорукого Ростислав, за год до этого не получивший от него «части» в Суздальской земле, а потому ушедший к противнику отца в Киев. После возвращения Ростислава Юрий, по-видимому, чтобы не ссориться с сыновьями, выделил им владения в Сев.-Вост. Руси, в их числе и Владимир - кн. Андрею. Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Владимир и административно подчинявшаяся ему территория оставались за кн. Андреем и позднее. В 1155 г., окончательно разойдясь с отцом из-за его стремления закрепиться в Киеве и вообще в Юж. Руси, Андрей покинул киевский пригород Вышгород и ушел во Владимир. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич наследовал отцовские суздальские владения, но своей княжеской столицей он вместо Суздаля сделал Владимир. Так образовалось обширное Владимирское княжество, при Андрее Боголюбском ставшее единственным во всей Сев.-Вост. Руси. Оно было монолитным, поскольку Андрей изгнал большинство братьев и племянников, а оставшиеся с ним братья Ярослав, Святослав и Борис собственных владений во Владимирском княжестве не имели. Стремясь в своей политике единовластия опереться на Церковь, Андрей Боголюбский безуспешно пытался отделить Владимирское княжество от митрополии всея Руси и поставить во Владимире особого митрополита, а на Ростовской кафедре, единственной в то время в Сев.-Вост. Руси, иметь послушного своей воле епископа.

http://pravenc.ru/text/154987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ (между 1120 и 1125 - 29 или 30.06.1174, Боголюбово под Владимиром-на-Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых), кн. владимиро-суздальский (1157-1174), 2-й или 3-й сын ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро–Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в. (Л. 125 об.) Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро–Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в. (Л. 125 об.) А. Ю. Б. был одной из ключевых политических фигур на Руси в 60-70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Всеволодовича Мономаха ), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Эта позиция А. Ю. Б. отчетливо проявилась уже во время вооруженной борьбы его отца за киевский стол против своего племянника волынского кн. Изяслава Мстиславича в 1149-1154 гг., в к-рой А. Ю. Б. выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149), но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов А. Ю. Б. служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел выделенным ему отцом владениям на юге Руси (в частности, Вышгороду), причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (см. Борис и Глеб ) и хранившийся в Вышгородском жен. мон-ре Богородичный образ, к-рый под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского гос-ва. Видимо, это снискало А. Ю. Б. популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода (см. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо ) занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир.

http://pravenc.ru/text/115338.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ЮРЬЕВИЧ Большое Гнездо (19.10.1154, Дмитров - 15.04.1212, Владимир), вел. кн. владимирский (с 20 июня 1176), младший сын кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого от 2-го брака (по не подтверждаемому надежными данными предположению, с визант. царевной). На р. Яхроме, где Юрий Долгорукий находился в полюдье во время рождения сына, князь заложил г. Дмитров, названный в честь новорожденного. Торжественная встреча жителями и духовенством Владимира князей Михаила и Всеволода Юрьевичей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 220) Торжественная встреча жителями и духовенством Владимира князей Михаила и Всеволода Юрьевичей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 220) После смерти Юрия Долгорукого, владевшего в конце жизни Киевом (нач. 1155-15.05.1157), в Суздальской земле при поддержке ростовцев и суздальцев вокняжился старший брат В. Ю.- блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский (вопреки воле их отца, предназначавшего этот стол младшим сыновьям - блгв. кн. Михаилу (Михалку) Юрьевичу и В. Ю.). В 1161 г. кн. Андрей Юрьевич изгнал Ростовского еп. Леона , 2-ю семью отца и его «передних» бояр, а также племянников Мстислава и Ярополка Ростиславичей из своих владений. В. Ю. вместе с матерью и старшими братьями Мстиславом и Васильком уехал в Византию, где имп. Мануил I Комнин дал Мстиславу и Васильку во владение 4 города на Дунае и «волость Отскалана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, 521; Т. 25. С. 72). В 1168 г. В. Ю. вновь был на Руси, зимой 1168/69 г. участвовал в походе на Киев, организованном кн. Андреем Боголюбским. рус. князья при поддержке половцев захватили город, были ограблены Софийский собор, Десятинная ц., мн. киевские мон-ри. Зимой 1170/71 г. В. Ю. вместе с братом Михаилом, действуя по повелению своего старшего брата Глеба Юрьевича, правившего тогда в Киеве, с помощью берендеев и торков одержал победу на р. Буг над напавшими на Киевское княжество половцами. В 1173 г. торческий кн. Михаил (к-рый управлял Киевом по воле кн. Андрея Боголюбского) поставил В. Ю. и Ярополка Ростиславича наместниками в Киев. Однако через 5 недель они были захвачены в плен кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем и его братьями. После переговоров Ростиславичи выпустили В. Ю., и в том же году он участвовал в новом походе на Киевское княжество, к-рое вновь организовал Андрей Боголюбский. Вместе с новгород-северским кн. Игорем Святославичем (героем «Слова о полку Игореве») В. Ю. бился против рати блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго под Вышгородом, а затем участвовал в неудачной 10-недельной осаде города.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН I († 1159, Чернигов), свт. (пам. 5 июня), митр. Киевский (1155-1159), визант. богослов. Предположительно избрание и поставление К. произошли по просьбе кн. Юрия Владимировича Долгорукого , захватившего киевский стол в марте 1155 г. До этого Киевскую кафедру занимал (с перерывом с авг. 1149 по апр. 1151) митр. Климент Смолятич , избранный в 1147 г. в Киеве Собором рус. епископов по инициативе кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , противника Юрия, и признанный не всеми рус. иерархами. Поставление К. в митрополита Киевского осенью 1155 г. совершил К-польский патриарх Константин IV Хлиарин . До отъезда в Киев К. принял участие в соборных заседаниях в К-поле, созванных визант. имп. Мануилом I Комнином и посвященных словам иерейской молитвы, к-рая читается во время Херувимской песни («Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый»): следует ли трактовать эти слова так, что Жертва приносится Св. Троице или только Богу Отцу. 26 янв. 1156 г. на заседании Патриаршего Синода К. выступил с речью о евхаристической Жертве, приносимой Нераздельной Троице. В принятых соборных постановлениях нашло отражение мнение Киевского митрополита, что «Животворящая Жертва и вначале, и во все время доныне приносилась не одному безначальному Отцу Единородного, но и Самому вочеловечившемуся Слову и Св. Духу - Богу, в троичности Лиц участвующему в Жертве» (PG. 140. Col. 148-153; Успенский Ф. И. Очерки по истории визант. образованности. История крестовых походов. М., 20012. С. 178-179). По мнению А. Поппе , избрание на Киевскую кафедру «опытного богослова, который, по его собственным словам, был знаком с Русью еще до своего поставления, свидетельствует об озабоченности в Константинополе возможностью раскола» на Руси ( Поппе. 1996. С. 456). Поставление свт. Константина в митрополита Киевского патриархом Константинопольским Константином IV. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 104)

http://pravenc.ru/text/2057012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ правосл. епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях (в XIV в. с перерывами митрополия). Сер. XII-XIII в. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Впервые епархия с центром в г. Галиче на верхнем Днестре упоминается в Киевской летописи под 1156/57 г. в связи с поставлением на Галицкую кафедру еп. Космы. Это известие не сохранилось в той редакции Киевского летописного свода 1198 г., к-рая дошла в составе Ипатьевской летописи, но оно донесено Московским великокняжеским сводом 1479 г. Не доверять ему нет оснований, т. к. еп. Косма чуть позже, под 1165 г., назван и в Ипатьевской летописи как глава посольства в К-поль, отправленного галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. Точное время открытия Г. е. неизвестно. В списке рус. епархий, составленном примерно в 60-х гг. XII в., при имп. Мануиле I Комнине , Г. е. (греч. Γαλτσα) значится на последнем, 11-м, месте, после Смоленской епархии , учрежденной в 1136 г. По одной этой причине нельзя согласиться с догадками об основании Г. е. в кон. X или 1-й пол. XI в., при киевских князьях равноап. Владимире (Василии) Святославиче или Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром ( Макарий. История РЦ). В пределах 1136-1156 гг. датировку можно уточнить путем умозаключений. Возникновение Г. е. нельзя относить ко времени ранее 40-х гг. XII в., когда Галич становится столицей обширного и сильного княжества в результате объединения кн. Владимирком Володаревичем Перемышльской, Звенигородской и Теребовльско-Галицкой волостей, т. е. всех земель своих ближайших родственников Ростиславичей (потомков Ростислава, сына блгв. кн. новгородского Владимира Ярославича и старшего внука Ярослава Мудрого). До этого времени Галич входил в состав сравнительно небольших владений кн. Иоанна Васильковича, сына блгв. кн. теребовльского Василия Ростиславича . Следов., в расчет могут приниматься только 2 возможности. Во-первых, между 1141 и 1144 гг., когда Владимирко Галицкий выступал союзником киевского кн. Всеволода Ольговича (1139-1146), пока оба имели общего противника в лице волынского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Др. возможной датой является 1156 г., когда на Русь прибыл новый митр. Константин I , т. к. в период святительства митр. Климента Смолятича (1147-1155) такой шаг был бы необъясним, ведь Владимирко был главным союзником суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого - соперника, занявшего в 1146 г. киевский стол Изяслава, по воле к-рого и был поставлен на митрополию Климент. 1-й т. зр. придерживается Я. Н. Щапов , 2-й - А. В. Поппе , Е. Е. Голубинский допускал обе.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Иван Дмитриевич Беляев был славянофилом, сторонником общинного быта славян и признавал, что поземельная община возникла в далеком прошлом. В незаконченных «Рассказах из русской истории» (опубликовано только неполных 4 тома) Беляев дал опыт изложения русской истории согласно славянофильской теории. Первый том содержит одиннадцать рассказов: Русская земля; Первые князья из племени варягов-руси; Русская земля при первых варяжских князьях; Владимир и Ярослав; Русская земля при Владимире и Ярославле; Сыновья Ярослава; Русская земля при Ярославичах; Внуки и правнуки Ярослава; Русская земля при внуках и правнуках Ярослава; Суздальщина; Русская земля во время Суздальщины. Второй том посвящен Великому Новгороду и содержит одиннадцать рассказов: Новгородские владения; Новгородское общество; Новгородская церковь; Новгородское правительство; Новгород от прибытия Рюрика до кончины Юрия Владимировича Долгорукова, князя Суздальского; Борьба Новгорода с детьми Юрия Суздальского – с князьями Андреем Боголюбским и братом его Всеволодом; Борьба Новгорода с князем Ярославом Всеволодовичем; Новгород в первые 60 лет владычества татар над Россией; Борьба Новгорода с Тверскими и Московскими князьями; Борьба новгородцев за владения, и постепенное разложение новгородского общества; Падение Великого Новгорода. Третий том посвящен Пскову и псковской земле. В нем десять рассказов: Страна; Люди в псковской земле; Церковь в Пскове; Власти; Псков – пригород Новгорода Великого; Псков приобретает значительную самостоятельность, хотя и продолжает быть новгородским пригородом; Псков – младший брат Новгорода; Псков под опекою Москвы; Постоянное стеснение самостоятельности Пскова и его падение; Промышленность в Новгороде и Пскове. Четвертый том посвящен истории Полоцка, или Северо-Западной Руси, от древнейших времен до Люблинской унии. Автор успел издать только первую часть, где говорится о строе жизни Полоцка и Великого княжества литовского. Здесь четыре рассказа: Страна; Люди; Церковь; Власть. Данный труд профессора Ивана Дмитриевича Беляева пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Разсказы из русской истории : сочинение Ивана Беляева. - Москва : в Университетской тип., 1861-./Кн. 1. - 1861. - 396 с.; Кн. 2: История Новгорода Великаго отъ древнейших временъ до падения. - 1864. - 628, VIII, с.; Кн. 3: История города Пскова и Псковской земли. - 1867. - 443, VI, с.; Кн. 4, ч. 1: История Полотска, или северо-западной Руси, от древнейших времен до Люблинской унии. - 1872. - 456, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/r...

Скачать epub pdf 142. Михалко (Михаил) I Юрьевич, великий князь владимиро-суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, великого князя киевского, от первого или второго брака, не известно. О годе и месте его рождения сведений нет; удален из земли суздальской князем Андреем Боголюбским, братом своим, около 1162 г.; живя в южной Руси (как полагает Татищев, в Городце, ныне г. Остер Черниговской губернии), участвовал в походе Мстислава II Изяславича, великого князя киевского, на землю половецкую за р. Орел, в 1168 г.; по взятии Киева приступом войска ми Андрея Боголюбского и наименовании Глеба Юрьевича князем переяславским получил на свою долю город Торческ (бывший за р. Стугной близ Киева) и отразил грозный набег половцев, причем сам изранен, в 1169 г.; с торками и берендеями защитил от половцев же Переяславль в 1170 г.; назначенный братом своим Андреем, по смерти Глеба, в Киев, послал туда младшего брата Всеволода, жившего при нем, а сам остался в Торческе, в 1172 г.; осажденный в Торческе Ростиславичами, сыновьями бывшего великого князя киевского, заключил с ними отдельный мир, доставивший ему Переяславль, но чрез несколько месяцев вступил с войсками Андрея в Киев в 1173 г.; по смерти Андрея сел было на княжение владимирское, но, видя усобицу, уехал в Чернигов в 1174 г.; отсюда, призванный владимирцами, отправился в землю суздальскую, там разбил князя Ярополка Ростиславича владимирского, своего племянника, и занял стол владимирский 15 июня 1175 г.; признанный потом в достоинстве великокняжеском суздальцами и ростовцами, умер во Владимире (по другим известиям, в Городце волжском Нижегородской губернии) 20 июня 1176 г. Тело его погребено во владимирском Успенском соборе. Великий князь Михалко был женат: по одним сказаниям – на Февронье, неизвестной родом (см. 186), по другим – на дочери Святослава Ольговича, князя черниговского, неизвестной именем. Из детей великого князя Михалко сказаниями упоминаются сын Борис, погребенный в московском Успенском соборе, и дочь Елена, за Владимиром Святославичем, князем черниговским. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 20. Андрей I Юрьевич (Георгиевич), великий князь владимирский и всей Руси, сопричтенный православной церковью к лику святых, а в народе известный под прозванием Боголюбский сын Юрия I (Георгия) Владимировича Долгорукого, великого князя суздальского и всей Руси, от первого брака с княжной половецкой, дочерью Аэпы. Родился, надо полагать, в Суздале около 1110 г. Во время войны князя Юрия с великим князем Изяславом II Мстиславичем киевским ходил на Рязань и выгнал оттуда князя Ростислава, союзника Изяславова, в 1147 г.; по занятии Юрием Киева посажен на удел в Вышгороде, под Киевом, в 1149 г.; в походе отца на Волынь чуть не погиб под Луцком 6 февраля; ненадолго примирил враждующих, храбро отстоял Переяслав и получил от отца, вторично овладевшего Киевом, Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопицу в 1150 г.; обострожась в Пересопице (ныне местечко Ровенского уезда Волынской губернии), бился с Изяславом под Киевом в 1151 г. и под Черниговом в 1152 г.; по окончательном вокняжении Юрия на столе киевском вторично посажен на удел в Вышгороде, но немедленно, с семьей и вышгородской иконой Богоматери (ныне Владимирская в московском Успенском соборе), ушел к Суздалю в 1155 г.; там на берегу р. Клязьмы заложил каменный город Боголюбов (ныне монастырь в 11 верстах от г. Владимира) в 1156 г.; по смерти Юрия в Киеве провозглашен князем земли суздальской в 1157 г.; заложил в г. Владимире каменный собор Успения в 1158 г.; подчинил себе Новгород в 1160 г.; заставил своих братьев удалиться из земли суздальской в Грецию в 1162 г.; лично ходил на болгар волжских и взял у них славный город Бряхимов в 1164 г.; недовольный действиями нового великого князя киевского Мстислава II Изяславича, послал против него сильную рать, которая, взяв Киев «на щит», т. е. приступом, 8 марта, утвердила за князем суздальским достоинство великого князя всей Руси в 1169 г.; еще сильнейшая рать, отправленная Андреем на новгородцев, друживших Мстиславу, наголову разбита под Новгородом 27 октября 1170 г., что не помешало Андрею снова подчинить себе Новгород в 1171 г.; после неудачного похода сына Андреева, Мстислава, на болгар камских в 1172 г., рать великокняжеская возвратилась ни с чем из-под Вышгорода киевского, куда не впустил ее князь Мстислав Ростиславич в 1173 г.; но Андрей не успел наказать врагов, быв изменнически убит своими приближенными в Боголюбове 29 июня 1174 г. Мощи его, перенесенные из главного храма владимирского Успенского собора в придел св. Андрея, с 1768 г. находятся открытыми в серебряной раке, сооруженной в 1820 г. Св. великий князь Андрей Боголюбский был женат на дочери боярина Кучко, по преданию, Иулитте Степановне (см. 183). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010