Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, равно как и сам Юрьев-Польский, явился на свет благодаря князю Юрию Долгорукому. Из летописей узнаём, что " в лето 6660 (1152) " князь Юрий " заложи и созда град во свое имя и церковь в нем постави соборную каменную во имя святого великомученика Георгия " . Судя по сохранившимся памятникам строительного усердия Юрия Долгорукого (Спасский храм в Переславле-Залесском и Борисоглебский в Кидекше), первый Георгиевский собор имел очень простую конструкцию (кубический объём, одна глава, четыре столпа) и суровую внешность. Простоял он недолго. В 1230 году внук Юрия князь Святослав Всеволодович разрушил дедову церковь, так как она, по свидетельству летописи, " обветшала и поломалася " (вполне может быть, что это свидетельство есть некая попытка оправдания, поскольку и Спасский, и Борисоглебский храмы Юрьевой постройки худо-бедно " продержались " до нашего времени). Останки первого Георгиевского собора не изучены в должной мере по сей день - вплоть до неустановленности места, на котором он стоял. Иные авторы, опираясь на данные предварительных археологических исследований и имеющиеся сведения о строительной традиции XIII веков, говорят о том, что существующий ныне собор выстроен на фундаменте своего предшественника. Другие же полагают, что старый собор находился несколько поодаль от нынешнего. Первая версия всё же более вероятна - хотя бы потому, что на протяжении всей истории христианского зодчества новые храмы старались строить там, где стояли старые, то есть на месте, уже в некотором роде освящённом и намоленном. Сломав старый Георгиевский собор, Святослав Всеволодович " Созда паки церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху - святых лики и праздники... " Именно это здание - многое претерпевшее за свою почти восьмисотлетнюю историю - является сегодня объектом приложения сил реставраторов и предметом восхищения простых смертных. С точки зрения композиции, Георгиевский собор не представляет собой чего-либо выдающегося.

http://sobory.ru/article/?object=00203

287. Анастасия Олеговна, старшая из двух дочерей Олега Иакова, в иночестве Иоакима, князя рязанского 152), от брака с Евфросинией, в иночестве Евпраксией, известной только по имени 732), жена: по первому браку – Дмитрия Васильевича, князя друцкого 670), с которым были у ней сыновья: Андрей 312) и Василий 454), князья друцкие: по второму – Корпбута – Дмитрия Ольгердовича, князя трубчевского, брянского (в летописях: дебрянского) и новгород-северского, родоначальника князей: существующих – Трубецких и Воронецких , угасших – Вишневецких, Збаражекихн Порецких , убитого при поражении литовцев Витовтовых, татарами Тимур-Кутлуя, на р. Ворскле, 12 августа 1399 г. – Никаких других сведений о ней – нет, кроме того, что от второго брака, с князем Корибутом, она имела дочь Анастасию 283), за Василием Михайловичем, князем кашинским 478). 288. Анастасия Петровна 288. Анастасия Петровна, См. Шуйская, княгиня ). 289. Анастасия Юрьевна 289. Анастасия Юрьевна, (Георгиевна), дочь Юрия (Георгия), Святославича, князя смоленского ), от брака с дочерью Олега Ивановича, князя рязанского 152), неизвестной по имени, жена Юрия (Георгия) Дмитриевича, князя звенигородского и галичского, а одно время и великого князя московского 194). – Венчана с князем Юрием в Москве, в 1400 г., и, родив ему троих сыновей: Василия Косого 496), Дмитрия Шемяку 75) и Дмитрия Красного 694), ум. в Звенигороде, в 1422 г. – Тело её погребено в Вознесенском монастыре, что в московском кремле. 290. Анастасия Ярополковна 290. Анастасия Ярополковна, дочь Ярополка – Петра Изяславича, князя туровското ), от брака с неизвестной, жена Глеба Всеславича, князя минского 610), – Род. в Турове (бывший город, теперь местечко, нозырьского уезда минской губернии), вь 1073 г.; выдана за князя Глеба около 1090 г.; прижив с ним, в течение 30-ти-летнего брака, сыновей: Ростислава, князя полоцкого ); Всеволода, князя изяславского 578), и Володаря (Владимира), князя минского 567), овдовела, 13 сентября 1118 г.; ум. неизвестно где, 3 января 1158 г. – Тело её погребено в Киево-Печерской лавре, обогащённой вкладами этой княгини, давшей туда однажды, вместе с мужем, 600 гривен серебра и 50 гривен золота, да по смерти мужа 100 гривен серебра и 50 гривен золота. Надгробница с её могилы, в головах у св. Феодосия печерского , уничтожена еще в XVII в. 291. Анастасия Ярославовна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

257. Александр Петрович, царевич, сын царя (впоследствии император) Петра I Алексеевича 158), от первого брака с Евдокией Федоровной Лопухиной, в иночестве Еленой 80). – Род, в подмосковном селе Преображенском, 23 октября, и крещен в московском Чудове монастыре 1 ноября 1691 г.; ум. в Москве 14 мая 1692 т. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. 258. Александр Святославич 258. Александр Святославич, прозванием Дяшек , князь смоленский, третий из шести сыновей Святослава Ивановича, князя смоленского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он лишился отца в 1386 г.: оставил сына Михаила, прозванием Зьяло, не бывшого уже удельным; и считается родоначальником угасших князей Дашковых. 258. Александр Семенович 258. Александр Семенович, удельный князь чернятинский, племени князей тверских, младший из трех сыновей Семена Ивановича, князя чернятинского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил во второй половине XV в., быть может, видел окончательное присоединение Твери к Москве, в 1482 г., и оставил сыновей, Андрея и Ивана, князей Чернятинских, уже не удельных. 259. Александр Юрьевич (Георгиевич) 259. Александр Юрьевич (Георгиевич), прозванием Нетша единственный сын Юрия (Георгия) Константиновича, князя смоленского ), от брака с неизвестной, но своей бабке, со стороны отца, Евдокии Александровне 707), родной правнук св. Александра Невского 12). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, жил в первой половине XIV в.. князем не писался и оставил сыновей, прозванием Нетшиных: Ивана, родоначальника старшей ветви угасших дворян Петшиных ; Дмитрия, родоначальника дворян Дмитриевых-Мамоновых, Внуковых , и угасших Даниловых ; Семена, родоначальника младшей ветви угасших дворян Петшяных . 260. Александр Юрьевич (Георгиевич) 260. Александр Юрьевич (Георгиевич), из племени князей Святополков, происходящих несомненно от св. равноапостольного князя Владимира 54), младший сын князя Юрия (Георгия) Михайловича Свя-тополка ). – В начале XV в. поселился в местечке Четвертне, на р. Стыри, в нынешней волынской губернии, основал тут православный монастырь и сделался родоначальником князей Святополков-Четвертинских или, как писались они прежде князей Святополков на Четвертне-Четвертинских (ksiazeta Swiatopelk na Czetwertni Czetwertynski). 261. Александр Федорович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Если показания Ивана Сабурова отвечают исторической правде, в таком случае нужно предположить, что Соломония действительно использовала заговоры как средство для того, чтобы зачать ребенка. В современном сознании образ не только святых людей, но даже простых священнослужителей, очень легко рушится при малейшем намеке на грех, ими совершенный: «Как же батюшка может так себя вести?», «Какой же он святой, ведь он делал то-то и то-то?» - такие голоса слышатся часто. Однако, это именно либеральный, искаженный взгляд на рассматриваемый предмет. Примеры израильской, византийской, русской, и любой другой истории говорят о том, что как это не банально звучит - служители Церкви Христовой тоже люди, со своими грехами и слабостями. Что же удивительного в том, что они иногда падали? Ведь главное не упасть, а суметь подняться. Ученик и духовное чадо афонских и оптинских старцев Константин Николаевич Леонтьев (в последствии сам - инок Климент) очень верно понял это: «Многие из святых, многие из мучеников, быть может, хитрили в минуты падения; они были люди; считать святых безгрешными - грех. Апостол Петр схитрил от страха и отрекся от Христа на мгновение» . Это нужно четко понимать, прежде чем выносить свое суждение по поводу свидетельства о том, что Соломония - будущая преподобная София Суздальская, - призывала на помощь знахарок. ДЕЛО О ЮРИИ-ЦАРЕВИЧЕ За пределами России неслыханный прецедент развода князя с супругой был воспринят сугубо практично - как информационный повод, который можно использовать в борьбе с Россией. В 1526 году из Суздаля в Москву пришла ошеломляющая новость - в монастыре великая княгиня родила сына - Георгия (Юрия, это одно и тоже имя). Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал, что возникла молва, - Соломония скоро разрешится. «Этот слух подтвердили две почтенные женщины, супруги первых советников, казнохранителя Георгия Малого (Юрия Дмитриевича Траханиота. - Е.-Л. М.) и Якова Мазура (постельничего Якова Ивановича Мансурова. - Е.-Л. М.)», и уверяли, что они слышали из уст самой Соломонии. Желая узнать дело с достоверностью, великий князь послал в Суздаль «советника Федора Рака (дьяк Третьяк Михайлович Раков. - Е.-Л. М.) и некоего секретаря Потата (дьяк Григорий Никитич Меньшой Путятин. - Е.-Л. М.), поручив им тщательно расследовать правдивость этого слуха... Она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребенка... Некоторые же упорно отрицали что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Главным украшением архитектурного комплекса на Свято-Юрьевской горе является конечно же собор Святого Юра архитекторов Бернарда Меретина, Мартина Урбанека и Себастьяна Фесингера. Планировка основания храма представляет собой форму греческого равностороннего креста с правильной подкупольной окружностью по центру. Купол держится на высоких арках. Особенностью храма считают расположение алтарной части на запад, а не на восток, как в большинстве православных храмах. Высота собора - 56 м, длина - 42 м. К величественному зданию собора ведёт двухмаршевая лестница с баллюстрадой, на которой находятся фигурки путти (не ангелы, а т.н. младенцы, которые сплошь встрчаются в католических храмах, построенных в стиле барокко). Кроме того, вдоль лестницы очень много красивых фонарей. Под лестницей есть пещера, в ней - Св. Онуфрий, символизирующий отшельников, некогда живших здесь. Главный фасад украшен пилястрами ионического ордера, пилонную арку которого венчает конная статуя Юрия (Георгия) Змееборца, визуально поддерживаемая святыми Афанасием и Львом (дань фундаторам Атанасию и Льву Шептицким) - произведение величайшего скульптора той эпохи - Иоганна Георга Пинзеля (1707-1761). Доминантой богатого внутреннего убранства собора является алтарная часть, где композиции " Христос Архиерей " , " Распятие " , " Тайная вечеря " , кисти Юрия Радивиловского, обрамляют статуи первосвятителей Аарона и Мелхиседека, созданные скульптором Клеменсом Ксаверием Фесингером. В монастырском ансамбле Святоюрской горы выделяется также колокольня 1828 года, построенная архитектором И. Гаеком. Она была сооружена после сноса деревянной колокольни, украшавшей тогда всё монастырское подворье с момента строительства храма, которая представляла четырёхколонную каркасную конструкцию с шестью колоколами. Единственным уцелевшим напоминанием о старой деревянной церкви стал сохранившийся медный колокол " Дмитрий " , отлитый Яковом Скоры в 1341 году. Он находится в рабочем состоянии и до сих пор является древнейшим на Украине. Новая колокольная башня, расположившаяся с северо-запада от Святоюрского собора, была выстроена на средства Галицкого религиозного фонда в виде четырёхъярусного строения, которое венчал кардинальский крест (в честь первого кардинала, митрополита Михаила Левицкого (1816-1858). А свой нынешний вид квадратная в плане колокольня приобрела уже после реконструкции 1865 года, уменьшившая количество ярусов до трёх и максимально приблизив стиль её архитектуры к остальным зданиям ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=29365

Основываясь на этом материале, мы можем уверенно говорить о том, что сын Василия III и монахини Софии Юрий Васильевич был назван в честь своего двоюродного деда – Юрия Васильевича Молодого. Царевич Юрий прожил недолго, и к 1533 году его уже не было в живых, что позволило Василию III назвать так своего второго сына от Елены Глинской. Тем самым, Юрий Васильевич Молодой (1533–1563) получал не только имя Юрия Васильевича Старшего (1526 – ок.1533), но и его права на великокняжеский стол. Как видите, генеалогические и ономастические исследования дают нам дополнительные указания на некоторые факты биографии сына Соломонии. Что еще мы имеем? У великих князей (и не только у них) существовал обычай давать обет – построить храм или монастырь в честь рождения сына. Причем делалось это необязательно в год рождения ребенка. Так, в 1531 году Василий III построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, которая была посвящена рождению у него сына Ивана в 1530 году. Не построил ли Василий III храм в честь рождения своего первенца – сына Соломонии? Действительно, в Воскресенской летописи мы находим упоминание об этом: в апреле 1527 года у Фроловских ворот Московского Кремля была поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца . Здесь была помещена знаменитая скульптура святого Георгия (работы Ермолина), которая с 1464 года находилась на Фроловской (ныне Спасской) башне Кремля. Через несколько дней – 7 мая 1526 года – Суздальский Покровский монастырь, в котором жила преподобная София, получил в подарок село Павловское Суздальского уезда: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми Пречистые Покрова святые Богородицы игуменью Ульянею и всех сестр, что есми их пожаловал, дал есми им в дом Пречистые Покрова в Суждале, свое село Павловское с деревнями и с починки…» А через несколько месяцев после этого, 19 сентября, сама монахиня София была пожалована селом: «Се яз князь великий Василий Иванович всеа Русии. Пожаловал есми старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским з деревнями и с починки, со всем с тем, что к тому селу и к деревнямъ и к починком истари потягло до ее живота, а после ее живота ино то село Высшеславское в дом пречистые Покрову святые Богородицы игуменье Ульяне и к всем сестрам. Или по ней иная игуменья будет в том манастыре у Покрова Святей Богородици, в прок им».

http://pravoslavie.ru/58468.html

Юрия Долгорукого в Залесской земле возникали новые укрепленные города и храмы, во Владимире западнее двора Мономаха был устроен новый великокняжеский двор с дворцовой ц. вмч. Георгия (достроена в 1157). Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Старший сын кн. Юрия, кн. Андрей Боголюбский, в 1155 г. покинул данный ему отцом в удел Вышгород и обосновался во Владимире. Он перенес и поставил в построенном им Успенском соборе икону Богородицы, ставшую позднее известной как Владимирская икона Божией Матери. В его правление Владимир стал одним из крупнейших городов Сев.-Вост. Руси. Кн. Андрей обновил Мономаховы валы и возвел новые стены («город заложил больший»). Теперь Владимир состоял из 3 частей: Печерний (Средний) город, в к-ром находился Успенский собор; Новый (с XVII в. Земляной), где были княжеский двор и церкви Спаса Преображения (1164; сгорела в 1778; отстроена в посл. четв. XVIII в.) и вмч. Георгия (1152 или 1156-1157), посад, или Ветчаный город, также опоясанный валами (сохр. остатки Зачатьевского вала в районе ул. Б. Нижегородской - см.: СПАМИР. С. 153). Кн. Андрей стремился превратить небольшой укрепленный город в пышную столицу, к-рая самим расположением, названием местностей и храмов была подобна Киеву: княжеская «гора» господствует над низменным «подолом» вост. части, к западу от посада, подобно киевскому Печерску, на самом высоком холме сверкают белокаменные стены и золотые главы храма Успения Пресв. Богородицы - «десятинной» церкви, буд. кафедры епископа. Величием и красотой архитектуры и внутреннего убранства собор стремились уподобить главным киевским храмам - соборам Св. Софии и Успения Пресв. Богородицы в Киево-Печерской лавре. Так же как в Киеве и К-поле (с воспоминанием о св. граде Иерусалиме), в наружных стенах были поставлены ворота: Золотые, Серебряные, Медные и Иринины. До наст. времени Золотые ворота (XII в.) с надвратной ц.

http://pravenc.ru/text/154964.html

При монастыре школа с общежитием, богадельня, больница для братии и приходящих. В монастыре погребены князья и княгини Новгорода и другие. К монастырю приписан Перынский скит, в 1 версте от него, в 4 верстах от Новгорода, при истоке реки Волхова из озера Ильменя; здесь находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским епископом Иоакимом в 995 году на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386 году, в 1764 году был упразднен, а в 1828 году восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Храм во имя Рождества Богородицы — каменный, греческой архитектуры X века, не раз возобновлявшийся. Ежегодно 8 сентября совершается в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, то есть один раз в год, в скит допускаются женщины. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы, которую оживляют небольшие каменные храмы южных окрестностей города. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в. В архимандритском корпусе Юрьева монастыря находится Новгородское епархиальное духовное училище. Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь. Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр».

http://sobory.ru/article/?object=00164

В 1152 году князь Юрий Долгорукий закладывает на берегу реки Колокши крепость, вокруг которой вскоре вырастает древнейший из городов русской земли - Юрьев-Польский. Одновременно с закладкой крепости Юрий Долгорукий строит в новом поселении первый белокаменный собор в честь Георгия Победоносца, своего покровителя. В 1230 году по указу внука Юрия Долгорукого — Святослава обветшавший Георгиевский храм был разобран и за четыре года на его месте выстроен новый собор, освященный также в честь Георгия Победоносца. Храм пережил нашествия татаро-монголов и хотя во время них город Юрьев был неоднократно сожжен, Георгиевский храм не пострадал. В плане храм представляет собой приземистый куб с четырехскатной кровлей и тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны, увенчанный массивной луковичной главой. Самым поразительным в Георгиевском соборе является его уникальная белокаменная резьба, которой сверху донизу украшены стены храма . Одних только скульптурных рельефов 450, и это не считая просто камней с орнаментами и узорами. Северный портал храма украшает рельефное изображение святого Георгия Победоносца. На южных стенах храма просматриваются композиции: «Троица», «Преображение». Наиболее интересной является композиция «Распятие» или «Святославов крест», который сейчас хранится внутри собора и почитается верующими как чудотворный. Советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Н.Н. Воронин, посвятивший себя изучению древних городов Владимирской земли пишет о Георгиевском соборе: “После белоснежных зданий Владимира XII века нас удивляет его серо-зеленоватый, серебристо-желтый цвет, словно века наложили свою суровую патину на его стены. ... нас поражает причудливый хаос скульптур. Стены как бы вымощены ими. Звери и чудища, святые и ангелы, обрывки фантастических каменных гирлянд, схваченных пастями львиных масок, и обломки тончайших узоров образуют загадочную мозаику. Она кажется гигантским каменным ребусом, напряженной тайной, властно приковывающей нашу мысль " . 

http://sobory.ru/article/?object=00203

Альба. Церковь Георгия Победоносца. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1790. В 1908 г. пристроена колокольня. Адрес: РБ, Брестская обл., Ивацевичский р-н, д.Альба Координаты: 52.75588, 25.022435 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1692 г. построен храм на средства прихожан. В 1908 г. произведен капитальный ремонт и была пристроена к храму колокольня. В клировой ведомости церкви за 1931 г. говорится, что во время 1-й Мировой войны храм был сильно поврежден. В 1964 г. храм был закрыт и до 1989 г. не действовал. В 1991 г. после капитального ремонта храм был освящен Преосвященнейшим Стефаном епископом Пинским и Лунинецким. В интерьере церкви главным украшением является барочный иконостас с царскими воротами. Все иконы писаны в конце ХХ века. Церковь Св. Георгия (Юрия) стоит на кладбище между деревнями Иодчики и Альба. Сооружена она была в 1790 году из брусьев на кирпичном фундаменте. В нач. ХХ века перестроена. Как мы видим, это прямоугольный в плане храм. Его основной объём и пятигранный алтарный сруб накрыты общей двускатной крышей с вальмами над алтарной частью. Апсида увенчана главкой на шестигранном барабане. С западной стороны к основному объёму примыкает срубная четвериковая башня-колокольня, встроенная в него на половину своей ширины. Колокольня завершена шатровой крышей на которую водружена главка с крестом. С западной стороны пристроено небольшое входное крыльцо на двух столбах-опорах. На фасадах можно видеть арочные световые оконные проёмы. Стены горизонтально обшиты досками и выкрашены в приятный синий цвет. Основной зальный объём имеет сводчатое перекрытие. Хоры раскрыты в пространство главного помещения сложным по конфигурации проёмом. Алтарная часть от зала для молящихся отделена резным иконостасом. Церковь в деревне Альба относится к переходному от двухсрубного к трёхсрубному типу храма. В ней отразилась тенденция использования в деревянном зодчестве форм монументальной каменной архитектуры. Из книги-путеводителя: " От Беловежской Пущи до Полесских болот " . - Минск, УП " РИФТУР " , 2013 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11009

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010