Наконец одна из надписей на полях того же церковного устава даёт там намёк и на то, кто именно из князей Воротынских был основателем Троицкой обители; под 27 числом сентября замечено: «в сий день память творити на преставление по князи по Владимири по Ивановичи по Воротынском; корм большой и питие братии с выносом из трапезы, а милостыни из казны рубль на братию; а дано по нем на ту память в дом Живоначальной Троице село Ладыгино, да деревня Ноздринская. Для обследования же обстоятельств, при которых вероятнее могла возникнуть описываемая нами обитель, бросим беглый взгляд на историю соседственных Троицкой обители городов: Перемышля и Воротынска (от основания их до начала XVI столетия). Оба эти города принадлежали к числу городов древней области Вятичей, которая в XII веке составляла особый удел в потомстве Святослава, сына Ярослава I. Воротынск по летописям упоминается в первый раз в 1115 году, по тому поводу, что в этом году Святослав Ольгович князь Черниговский поменялся несколькими городами с племянником своим Святославом Всеволодовичем; в числе этих городов значится и Воротынск. Перемышль, хотя и упоминается гораздо позже, но, по мнению Татищева 10 , он был построен в XII веке (около 1152 года) Великим князем Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и получил свое название в честь Перемышля – Галицкого, ибо сей князь, скорбя о лишении Киевского престола, (занятого тогда племянником его Изяславом), не только новопостроенные города своего восточного суздальского удела украшал именами далекой полуденной родины, но и самим рекам любил давать название южных. Однако впоследствии Перемышль, как основанный в земле Вятичей, составлявшей коренной удел потомков мученика веры Михаила, князя черниговского, перешёл в их владение; по крайней мере известно, что в XIV столетии он уже имел своих удельных князей из рода Св. Михаила 11 . С усилением Москвы и Перемышль подпал, наравне с другими городами, верховному её владычеству. Иоанн Данилович Калита, Великий князь Московский, отправляясь к Хану Узбеку «и не зная, что Всевышний готовит ему в Орде», душевной грамотой (1332 года) распределил принадлежащие ему города между своими детьми; в числе их видим и Перемышль, который был тогда назначен им сыну своему Андрею; стало быть он в то время уже принадлежал Московскому Княжению, хотя, вероятно, и продолжал иметь своих удельных князей. От князя Андрея он перешёл во владение сыну его Владимиру Андреевичу, доблестному сподвижнику Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского в день Мамаева побоища.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

„Се аз Магнуш Краль Свейский, нареченный во святом крещении Григорий, отходя сего света пишу рукописание при своем животе: приказываю своим детем и своей братии, и всей земли Свейской: не наступайте на Русь на крестном целовании, занеже нам не пособляется. Первие сего поднялся мастер Белгер, и вшел в Неву, и срете его Великий Князь Александр Ярославич на Ижере реце, и самого прогна, а рать его поби. И потом брат мой Маскалка вшед в Неву, град постави на Охте реце, и Наместников своих посади со множеством Немец, а сам поиде за море, и пришед Великий Князь Андрей Александрович град взя, а Наместников и Немец поби. И потом было нам розмирие с Русию 40 лет, и потом за 40 лет с Великим Князем Юрием Даниловичем взяли есмы мир вечный на Неве, и землям есмы и водам учинили роздел, кому чим владети, и грамоты есмы пописали, и попечатали. И потом за 30 лет аз Магнуш Краль того не порядя, поднялся есм со всею землею Свейскою, и вшед в Неву взял град Ореховец, и Наместники своя посадил есмы во граде, и неколико воинства моего оставих, а сам есми пошед за море. И потом Новоградстие людие пришедше град свой взяли, а моих Наместников и Немец побили, которые были во граде. А аз того не порядя, за един год паки пошел к Ореховцу со всею Свейскою землею. И стрете мя весть, что Новоградцы под Ореховцем, и аз паки пошел под Копорию, и под Копориею есм нощь обнощевал. И прииде ко мне весть, яко Новоградцы на краи земли. Аз же то слышав, и бежах за море. И воста буря велия, яко во валех и парусов не знати, и потопи рати моея много на уст Неровы реки. И пошел есм в землю свою со останком рати. И от того времени наиде на нашу землю Свейскую погибель, потоп, мор, глад, и сеча между собою. У мене же самого отвял Бог ум, и седех год въ полатах прикован чепию железною, и заделан есмь был в полате. И потом прииде сын, мой Сакун из Мурманские земли, и выня мя из полаты, и введе во свою землю Мурманскую. И паки прииде на мене потоп, корабли мои и люди моя потопи ветр, а сам обретохся плавая на дне корабленем с торнцем пригвоздихся три дни и три нощи. И по Божию повелению принесе мя ветр под монастырь Святаго Спаса в Полную (залив) реку. Черноризцы же монастыря того сняша мя с доски, и внесоша мя в монастырь, и постригоша мя в чернцы и в схиму. И сотвори мя Господь жива три дни и три нощи. А все то казнил мене Бог за мое высокоумие, что есми наступал на Русь на крестном целовании. А ныне приказываю своим детем и своим братиям, не наступайте на Русь на крестном целовании; а кто наступит, на того Бог и огнь и вода, им же мене казнил, а все то сотворил мне Бог к моему спасению”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петербуржцы протестуют против проведения дискотек на территории крепости Орешек 19 июля 2007 г. 14:32 Намеченные на 28 июля и 4 августа рейв-дискотеки на территории крепости Орешек в городе Шлиссельбурге Ленинградской области вызывают возмущение местных жителей. Как сообщают организаторы предстоящих рейв-вечеринок Soundtropolis и Therapy Session, «при поездке в крепость Орешек посетителей ждет встреча с «властелинами Дарксайда». Между тем, как отмечается в заявлении местных жителей, весь остров является «огромной братской могилой»: на территории Орешка повсюду находятся места захоронений погибших защитников крепости, начиная с XIV века и заканчивая Великой Отечественной войной. Кроме того, в Орешке находятся также развалины разрушенного собора Иоанна Предтечи и колокольни. Крепость, построенная в 1323 году князем Юрием Даниловичем, внуком святого благоверного Александра Невского, находится сегодня в критическом состоянии. Орешек кропотливо восстанавливали несколько поколений реставраторов, им удалось частично укрепить старинную кладку, однако повсюду встречаются таблички с предупреждением близко не подходить из-за угрозы обвала, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на газету «Невское время». Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/271172.htm...

Скачать epub pdf 73. Дмитрий II Михайлович, прозванием Грозные Очи, князь тверской и потом великий князь владимирский сын св. Михаила Ярославича, князя тверского и великого князя владимирского, от брака с княжной Анной Дмитриевной ростовской, также признанной святою (см. 28). Родился в Твери 15 сентября 1298 г.; постриги (обряды сажания на коня) были ему 8 ноября 1301 г.; по некоторым известиям, посылался отцом к Нижнему Новгороду в 1311 г.; в отсутствие отца, находившегося в Орде, ополчался на князя Юрия (Георгия) Даниловича московского (см. 193) и выводил на берег Волги рать против новгородцев, друживших Юрию, в 1314 г.; заклинал отца не ездить в Орду в 1318 г.; наследовал отцу в Твери в 1319 г.; заключил с Юрием, уже великим князем, мир, заплатив ему 2000 рублей, впервые упоминаемых при этом случае, в 1321 г.; обманув Юрия, отсутствовавшего в Финляндию, выходил себе в Орде ханский ярлык на великокняжение в 1322 г.; отправился в Орду, где убил Юрия при первом же с ним свидании 21 ноября 1325 г.; за это убит и сам по повелению ханскому «на реце Кодракле» (теперь неизвестна) 15 сентября 1326 г. Где погребено тело его, из Орды привезенное, неизвестно. Великий князь Дмитрий Грозные Очи был женат на Марье Гедиминовне, дочери Гедимина, великого князя литовского (см. 124); детей не оставил. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

– А все-таки кадите? – спросил Петр Данилович. – Да, кадим фимиамом; но каждение относим к славе Божией; поступаем так в согласии с заповедью Божией. Бог говорил (Моисею: «и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения...» ( Исх. 40, 5 ). Значит, не всякое курение Богу противно. Бог запрещает лишь каждение пред идолами, как Нехуштаном. – Но ведь Езекия «истребил медного змия», а вы опять о нём вспоминаете? – спросил Петр Данилович. – Точно, мы вспоминаем о медном змее, – ответил я, – но подражая Христу. Сам Господь, в беседе с Никодимом, вспомнил про медного змея ( Ин.3:14 ) и научил нас тем с благоговением относиться к нему ( Евр. 12, 2 ). Поэтому к доказательству «от медного змея» вы, друзья, относитесь с уважением. А в силу этого доказательства веруйте, что у христиан должно быть знамя нашего спасения, которое им необходимо поднять «ради истины». – Только вопрос: где же у вас это знамя? § II. Сектанты признались, что никакого видимого знамени у них нет; Крест же Христов они не почитают знаменем Христовым. Почему не почитают, когда Писание приводит нас к тому (ср.: Мф.24:30 ; Ис.19:20 )? Они не указали. Тогда я сказал: – Прочтем еще, что пишет Апостол Павел: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13, 10 ). Спрошу я вас, друзья: какой жертвенник вы имеете? Без особого размышления Петр Данилович отвечал: – У нас жертвенник – Христос. Я спросил: – В каком же Писании Христос называется жертвенником? – В послании к Евреям, – ответил Петр Данилович. Мы открыли 9 гл. к Евреям и я прочел: Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... Христос, однажды принесши Себя в жертву.., во второй раз явится... для ожидающих Его во спасение» ( Евр.9:26,28 ). Видим из послания к Евреям, что Апостол Павел именует Христа жертвою , а не жертвенником. Я же спрашиваю вас: какой жертвенник вы имеете, в согласии с словами Апостола Павла? Штундисты молчали. Потом один из них заговорил: – Наш жертвенник на небе , – вот тот, который видел Исаия пророк ( Ис.6:6 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Среди сектантов ответ мой произвел настоящее возмущение. Они кричали, что я «исказил» Писание... Петр Данилович сказал: – Вы неправильно истолковали учение Апостола. В послании к Галатам говорится о духовном кресте, а не о рукотворенном. Я спросил: – Где же Христов Крест Апостолы называют духовным? Петр Данилович прочитал: «кто не берет Креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ). Скажите нам на милость: какой крест должны понести христиане? Я ответил: – Покорность воле Божией, терпение в страданиях, – крест духовный . Сектанты радостно зашумели: – Вот и нашли крест духовный, а вы нас утесняете! Я попросил слушателей и собеседников успокоиться и сказал: – Евангелист Матфей в 10 гл. ст. 38 говорит, правда, о духовном кресте. Но ведь там не сказано о Кресте Христовом , а говорится про наш крест: «мой, свой, твой». Этот крест духовный отличается от Креста Христова. Про Крест же Христов написано: «выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести Крест Его» ( Мф.27:32 ; Лк.23:26 ). Спрошу я вас, какой Крест понес Симон? Сектанты ответили: – Деревянный, видимый. – А вот посмотрите, какой Крест нес Спаситель наш: «и взяли Иисуса и повели. И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:16–17 ). Духовный Крест был на плечах у Христа, или деревянный , видимый? Сектанты упавшим голосом ответили: – Деревянный, видимый ... – Слушайте же и еще чтение из Евангелия: «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его...» ( Ин.19:25 ). Опять скажите: при каком кресте стояли Святые жены? Петр Данилович ответил: – При видимом, деревянном. – Итак, заключил я, – где в Писании говорится про духовный крест, – там этот крест называется нашим: «моим, своим, твоим». Где речь идет про Крест Христов, – там надобно разуметь видимый , вещественный крест, на котором Господь был распят. А значит, Апостол в послании к Галатам хвалится не духовным, а видимым крестом – как мы православные... Петр Данилович отыскал послание к Евреям и прочитал: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление...» ( Евр.12:2 ). Вот смотрите, Апостол Крест Христов называет посрамлением , – значит, духовным ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

– Но ведь в Евангелии Иоанна написано: «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ), а вы Его рисуете? – воскликнул Петр Данилович. – Да, в Евангелии Иоанна сказано: «Бога не видел никто никогда»; но вы плохо делаете, что не дочитываете стиха до конца: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Все эти слова, вместе взятые, объясняют нам дело. Бога, живущего в свете неприступном, действительно, не видел никто, никогда и никак ( 1Тим. 6, 16 ). Бог – Дух не подлежит рассматриванию плотскими очами. – Но, в определенное время ( Гал. 3, 23 ), умилосердившись над людьми, Бог сошел на землю, воплотился во Христе «и от полноты Его все мы приняли благодать на благодать» ( Ин.1:16 ). Теперь люди уже не могут жаловаться, что они не видели отца. Об этом в Евангелии Иоанна читаем: «Филипп сказал Ему: Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:8–9 ). Итак, Христос истинно «явил» людям Лице Отца Своего. Мы не можем поэтому говорить, что не видели Бога, являвшегося во плоти. Мы не видели лишь Бога-Духа ( 1Тим. 6, 16 ); но о том узнаем, если будем достойны, после своей смерти. Пока же мы во плоти, – будем довольны тем откровением Существа Божия, какое нам явлено. Но по этому откровению Сам Господь, для напоминания о Себе, повелел людям сделать священные изображения кивота, херувимов и медного змея. Почему же у сектантов нет никаких изображений священных? Петр Данилович возбудился и гневно заговорил: – Что вы всё цепляетесь за кивот и херувимов? Они были до своего времени. Теперь их Господь уничтожил!.. Я ласково сказал: – Успокойтесь, Петр Данилович. Покажите от Слова Божия, где «уничтожены» кивот и херувимы. Какой-то сектант кричал: Господь «отменяет первое, чтобы постановить второе» ( Евр.10:9 ), – вот вам херувимы!.. Я заметил, что не будем торопиться, а всё разберем по порядку. Для отдыха же и взаимного назидания пропоем известные нам церковные песнопения...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

О почитании Честного Креста Христова § I. Мы сошлись на беседу с сектантами в церковной школе. Встретились, как добрые друзья: поприветствовали друг друга миром и полюбовно договорились вести речь о почитании Креста Христова . Эта беседа должна была служить продолжением нашей беседы о почитании святых икон. Петр Данилович, штундистский «старший брат», особенно настаивал, чтобы мы беседовали « именно о кресте. «Оправдайте, – говорил он, – от Слова Божия все рукотворенные вещи, какие существуют в Православной Церкви»... И вот, с Божией помощью, при довольном числе слушателей, мы открыли беседу. Я сказал: Св. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59. 6 ). Видим отсюда, что душа Псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле. В доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам Царя Давида, должны были «поднять знамя ради истины». – И пр. Исаия говорит про Спасителя людей: Он «поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ; ср.: Ис.62:10 ). Таким образом, то, о чём молил Бога Царь Давид, – должно исполниться с пришествием в мир Спасителя. Значит, у «боящихся Бога» – христиан должно быть видимое знамя, поднятое «ради истины». – Считают ли сектанты себя «боящимися Бога» и есть ли у них такое знамя Божие? Петр Данилович и сектанты молчали, соображая силу моего вопроса. Потом они оправились. Петр Данилович ответил: В Евангелии Марка написано: «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Вот какие знамения будут у верующих, а не видимое какое-либо «знамя»... Сектанты дружно поддержали своего «старшего брата». Произошел шум в училище... Когда все утихли, я ответил: – Значит, друзья мои, вы признаете, что жизнь верующих христиан должна сопровождаться разными чудесами. Спрошу я вас: какие же чудеса совершаются в вашем обществе? Кто из вас брал во руки змия – и не был ужален им; кто «изгонял бесов», «говорил» чужими языками?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вот таким образом исправлено у нас православных древнее Богоустановленное богослужение. Разберитесь сами: ваше исправление ни в одной части не идёт против Слова Божия. А потому, как не боитесь вы восставать против святых икон? Пётр Данилович махнул рукой. Он сказал: – Наговорили вы много, да всё от своей головы! В Евангелиях нигде не указано, что христианам нужны иконы. Я возразил: – Неправду вы говорите. Если бы священные изображения не нужны были людям, – апостол Павел не ходил бы в Иерусалим – молиться в храм, где по всем стенам были разные изображения херувимов ( Деян.22:17 ; Иез.41:17–19 ). – То все древние изображения, а чтобы у христиан была рукотворенная святыня, – этого не откуда не видно! – заметил Пётр Данилович. V. По глазам людей было заметно, что они утомились беседой. Мы объявили перерыв. Народ вышел освежиться. Оставшиеся запели церковные песнопения. Потом, когда люди собрались и отдохнули, я сказал: – Рассмотрим же, братия, правда-ли, что в новом завете совсем нет указания, что у христиан будет рукотворенная святыня! Ап. Павел в послании к Солунянам говорит: когда „откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога“ ( 2Фес.2:3–4 ст.). Из этого пророчества апостола явствует, что до конца мира у верующих людей будет „называемый Богом“. Не Бог в собственном смысле: Он живёт везде; а «называемый Богом», – видимый предмет, как ковчег в ветхом завете ( 1Цар.4:7 ; ср. Чис.10:35–36 ). Этот предмет, „называемый Богом“, апостол именует „святыней“, с которой поведёт борьбу антихрист. – Ясно отсюда, что во все времена, даже до пришествия Христова, у христиан будет рукотворенная святыня, – святыня видимая, которую и пренебрежёт антихрист. Какие же именно святыни будут у верующих? Ответ на этот вопрос намечается в Слове Божием, В Откровении Иоанна Богослова написано, что явившийся в конце веков антихрист повелит людям сделать „образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет покланяться образу зверя“ ( Откр.13:14,15 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот таким образом исправлено у нас православных древнее Богоустановленное богослужение. Разберитесь сами: наше исправление ни в одной части не идет против Слова Божия. А потому, как не боитесь вы восставать против святых икон? Петр Данилович махнул рукой. Он сказал: – Наговорили вы много, да всё от своей головы. В Евангелиях нигде не указано, что христианам нужны иконы. И возразил: – Неправду вы говорите. Если бы священные изображения не нужны были людям, – Апостол Павел не ходил бы в Иерусалим – молиться в храме, где по всем стенам были резные изображения херувимов ( Деян. 22, 17 ; ср.: Иез. 41, 17–19 ). – То всё древние изображения, а чтобы у христиан была рукотворенная святыня, – этого ниоткуда не видно, – заметил Петр Данилович. § V. По глазам людей было заметно, что они утомились беседой. Мы объявили перерыв. Народ вышел освежиться. Оставшиеся запели церковные песнопения. Потом, когда люди собрались и отдохнули, я сказал: – Рассмотрим же, братия, правда ли, что в Новом Завете совсем нет указания, что у христиан будет рукотворенная святыня ? Ап. Павел в послании к Солунянам говорит: когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2, 3–4 ). – Из этого пророчества Апостола явствует, что до конца мира у верующих людей будет «называемый Богом». Не Бог в собственном смысле: Он живет везде; а, называемый Богом, – видимый предмет , как ковчег к Ветхом Завете ( 1Цар.4:5–7 ; ср.: Числ.10:35–36 ). Этот предмет, «называемый Богом», Апостол именует «святынею», с которой поведет борьбу антихрист. – Ясно отсюда, что во все времена, даже до пришествия Христова, у христиан будет рукотворенная святыня, – святыня видимая, которую и пренебрежет антихрист. Какие же именно святыни будут у верующих? Ответ на этот вопрос намечается в Слове Божием. В Откровении Иоанна Богослова написано, что явившийся в конце веков антихрист повелел людям сделать «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010