Максимилиан, кастелян черский и коронный надворный подскарбий 1655; женат на Елене Казановской Князь Юрий, воевода сандомирский и великий канцлер коронный, рождение 1595 † 1650; женат: 1) на Изабелле Данилович; 2) на Елисавете Фирлей (от 1-го брака сын и 3 дочери) Самуил, кастелян черский; женат на Екатерине Рлембоцкой София, за Константином Корняктовичь КОЛЕНО X: Николай Константин Юрий, женат на Александре Бельжецкой Станислав, женат на Анне Устржицкой Анна: 1) за Петром Мнишком; 2) за Станиславом Барановским Екатерина, за завихотским кастеляном Станиславом Пржерембским Антоний, женат на Ивановской Балдуин-Христофор, женат на Анне Голуховской, рождённой Зебржидовской Адам-Юрий Иероним (служил в нидерландском войске) Станислав, каноник капитула краковского Ян, мальтийский кавалер Збигнев, аббат покрживницкий Владислав, каноник капитула краковского Александр NN, за равским воеводою Яном Липским София, за перемышльским кастеляном Мартыном Красицким Екатерина, монахиня Князь Франц, женат на Екатерине Дзалынской Княжна Елена-Текла † 1686; за краковским воеводою князем Александром Любомирским Княжна Анна-Терезия, за Сигизмундом Дёнгофом Княжна Урсула-Бригитта, за коронным обозным Самуилом Калиновским Максимилиан, женат на Екатерине Томиславской Сечех (Sieçiech) КОЛЕНО XI: Антоний Александр, женат на Терезие Гошевской Эвва-Клара, за Рафаилом Вензиком Антоний Яков, женат на Терезие Вержбовской Максимилиан, женат на Теодоре Красовской Збигнев Елисавета, за Христофором Хельмским NN, за Станиславом Чижовским Николай, женат на Калинской Юрий, кастелян завихотский Иосиф, кастелян чеховский; женат 1) на Анне Шембек; 2) на Харжевской (от 1-го брака 2 сына, от 2-го брака дочь) Иосиф, женат на Витовской Збигнев КОЛЕНО XII: Иосиф, иезут † 1709 Антоний Анна, за Юрием Ланчинским Эразм-Антоний Стефан Варвара, за литовским хорунжим Войцехом Оборским Екатерина, за Войцехом Годлевским Евфросиния, за Павлом Семницким Терезия, за Мартыном Мошинским Ядвига, за Ржевуцким Збигнев, каноник латеранского капитула в Риме

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Примечания : По преданию Федоровский монастырь был построен на месте битвы московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославовича, которая произошла в 1304 году, в день памяти Феодора Стратилата. Подробнее... Храмы [ править править код ] Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) [ править править код ] Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском. Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, приблизительно в одно время с другими соборами, заложенными великим князем во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Преображенский собор в Переславле из всех построек Юрия Долгорукого сохранил наиболее близкий к первоначальному вид. Ровесники собора – высокие земляные валы - также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже. В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного обшественно-культового здания феодального города-крепости. Адрес: Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Советская, Красная пл. Проезд: Из Москвы от автовокзала (м. Щелковская) до Переславля-Залесского (прямой автобус) или транзитными автобусами на Ярославль, Кострому. Подробнее Церковь Сорока Мучеников Севастийских (Переславль-Залесский) [ править править код ] О точной дате основания прихода в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского сведений не сохранилось, но существовала церковь уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах по 1628 году написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничьих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена другая теплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 года в приходе, при этих церквах, записано 82 двора. В переписных книгах 1703 года значится при них священник отец Иоаким (Семенов), в приходе «82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен». Адрес: г. Переславль-Залесский, Ярославская область, ул. Левая Набережная, дом 165

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

По правую сторону св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского (на Иконе Собора Святых Тверских) изображена «многоскорбная» его супруга, благоверная Великая княгиня Анна Дмитриевна (Кашинская) с преклонённой головой, в иноческом одеянии в схиме (на ней надет епитрахиль с крестом); левая рука её на груди, а правая опущена вниз. Благоверная княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, родилась, вероятно, в г. Кашине (этим городом владел её отец, и Кашин отдан был за ней, как «вено» (приданое) при замужестве её с Тверским князем Михаилом Ярославичем). Она вступила в брак 8 ноября 1294 года; венчана была Тверским епископом Андреем в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. От сего брака родились четыре сына и одна дочь Феодора (родившаяся в 1300 г.). Много скорбей выпало на долю благочестивой княгини. В 1296г. сгорел дотла великокняжеский дворец, и едва сам Великий князь и его супруга (первые заметившие пожар) спаслись. Вскоре после сего и, может быть, вследствие пережитого бедствия, сильно заболел молодой князь. Затем начались интриги московского князя Юрия из-за великокняжеского титула, коим почтён был св. Михаил Ярославич; почти беспрерывные разорения Тверского княжества от татар и князя Юрия Даниловича. Над Юрием в 1317 г. Тверской князь одержал славную победу, причём захвачена была в плен жена Юрия, – Кончака (сестра хана Узбека), скоро умершая в Твери. Кончина её была приписана отраве, и Великий князь вытребован был в Орду, где 22 ноября был убит. Великая княгиня Анна, предчувствуя печальный исход, с горькими слезами проводила Михаила Ярославича до с. Едимонова, где рассталась с супругом навсегда. На этом месте построена часовня, в народе слывущая под названием «святой часовни», в ней находится изображение св. благоверного Великого князя Михаила и его супруги и трогательная картина их прощания. Сколько слёз пролито ею о страдальческой кончине супруга, сколько было хлопот и горя по случаю упорства Московского князя Юрия разрешить перевести тело св. мученика в Тверь для почётного погребения. Рукописное житие благоверной глубоко трогательно изображает тяжёлое положение любящей супруги, влагая в её уста сильные горькие сетования: «Кто похитил наше сокровище!.. О, царство безбожных татар! Да не будет над тобою благословения Вышнего... Осиротела я с чадами, лишилась надежды, лишилась покровителя и отца... Горе мне! Лучше бы мне умереть с тобою!» Так рыдала она над гробом своего супруга. Обременённая скорбями, она, вероятно, в скором времени после сего, решилась оставить мир и переменить княжеские чертоги на убогую келью инокини.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Тогда князь великий послал за великой княгиней брата своего князя Андрея и князя Михаила Глинского, а сына своего князя Ивана велел принести до прихода великой княгини, опасаясь ее плача; а сам на груди держал крест Петра-чудотворца. Тогда были у него Михаил Юрьев и Шигона, и стряпчие его были в то время: Иван Иванович Челядин и шурин его князь Юрий Глинский. И принесли к великому князю сына его, князя Ивана, принес на руках шурин его князь Иван Глинский, а за ним пришла и няня его Аграфена, жена Василия Андреевича. Князь же великий снял с себя крест Петра-чудотворца, и приложил ко кресту сына своего, и благословил его крестом, и сказал ему: «Пусть будет на тебе милость Божия и Пречистой Богородицы и благословение Петра-чудотворца, которым он благословил прародителя нашего, великого князя Ивана Даниловича, и доныне пребывает благословение это, и пусть будет благословение Петра-чудотворца на тебе, на твоих детях и на внучатах, из рода в род, и пусть будет на тебе мое, грешного, благословение, и на твоих детях, и внучатах, из рода в род». И приказал затем князь великий Аграфене: «Чтобы ты, Аграфена, от сына моего Ивана ни на пядь не отходила!» И отпустил сына своего, великого князя Ивана. Затем пришла к нему великая княгиня Елена, едва удерживали ее брат его, князь Андрей Иванович, а с другой стороны – боярыня Елена, жена Ивана Андреевича Челядина. Великая княгиня билась и горько плакала, а слезы так и текли из ее глаз непрестанно, как из многоводного источника. Много тогда было слез, все люди плакали и рыдали. Князь же великий утешал ее, говоря ей: «Жена, перестань, не плачь! Мне легче стало, не болит у меня ничего, благодарю Бога», ведь князь великий уже не чувствовал себя. И на короткое время успокоил ее князь великий, и перестала плакать великая княгиня. И стала говорить великая княгиня:«Государь князь великий! На кого ты меня оставляешь и кому, государь, детей поручаешь?» Князь же великий – отвечая – сказал: «Я благословил сына своего Ивана государством – великим княжением, и тебе написал в своей духовной грамоте так, как писалось в прежних духовных грамотах отцов наших и прародителей, по достоянию, как и прежним великим княгиням». И стала великая княгиня бить челом о сыне – о князе Юрии, чтобы его великий князь благословил. И послал великий князь за сыном – князем Юрием, и принесли князя Юрия, еще ведь мал был князь Юрий, был ему один год. И благословил его князь великий, и дал ему крест Паисиевский, и приказал боярину своему Михаилу Юрьевичу передать тот крест сыну после смерти своей, а о наследстве ему также сказал: «Завещал ему в духовной грамоте, написал по достоянию». Великая княгиня не хотела уходить от него, но князь великий отослал ее; и простился с ней князь великий, и поцеловал ее в последний раз. Жалостно это было видеть, слез и рыдания было полно это время!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 Лев Данилович, князь Перемышльский, по желанию дяди Василия, построил монастырь святого Георгия из букового дерева. (История Карамзина, т. IV, примеч. 144). 43 Он скончался в 1289 году и погребен в соборной церкви города Владимира Волынского (История Карамзина, т. IV, примеч. 175). 44 В рукописном Житии блаженного Прокопия сказано, что он пользовался наставлениями преподобного Варлаама Хутынского. Но так как сей угодник Божий († 1193) не был современником Прокопия, то здесь, по всей вероятности, должно разуметь другого подвижника Варлаама (в миру Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 году (Новгородская летопись под 6751 годом). 45 Иоанн и Мария похоронены у Вознесенской церкви Устюга. Память их чтится там доныне. Рукописные святцы называют их святыми, но не указывают времени кончины их. 46 Преподобный Киприан, родом землевладелец Двинской стороны, основал около 1212 года Архангельский монастырь близ Устюга и провел там в подвигах более 60 лет. Он преставился 28 сентября 1276 года в обители своей. Впоследствии над могилою его построен храм и в нем устроена гробница. 47 Чудотворная икона Благовещения Божией Матери, перед которой молился святой Прокопий, перенесена в Москву при царе Иоанне и поставлена в иконостасе Успенского собора. Тяжелая серебряная, позолоченная риза устроена в 1818 году, иждивением Велико-Устюжского градского общества. 48 Местное почитание святого Прокопия началось со дня его кончины. Храм во имя его построен в Устюге в 1495-м, а всеобщее празднование его памяти в 8-й день июля утверждено Московским Собором 1547 года. – Наружность блаженного Прокопия в подлиннике описывается так: «Подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику: стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось; в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колени голы» (Буслаева «Очерки словесности и истории» Т. II, стр. 428). 50 Великий князь Димитрий Александрович скончался в 1294 году и погребен в любимом своем Переяславле-Залесском, в соборной Спасской церкви, построенной в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. Она сложена вся из белого камня и сохранила свой первобытный вид до настоящего времени. Недавно открыты в ней весьма древние фрески, может быть, современные построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Когда же святитель Максим скончался, великий князь Киевский Михаил, святой Божий человек, живший в то время во Владимире и имевший также в уделе город Тверь (а потому вошедший в историю как Михаил Тверской), пожелал, чтобы Киевским митрополитом стал его единомышленник Геронтий. И он отправляет Геронтия в Константинополь, чтобы тот принял от Патриарха Константинопольского посвящение на кафедру святителей всея Руси. Но одновременно и благочестивый галицкий князь Юрий Львович направляет в Константинополь Петра, игумена обители на Рате, и там, в Константинополе, совершается действительно Божественное избрание — Патриарх избирает не посланного великим князем Геронтия, а посланного князем Юрием будущего святителя Петра, и на него возлагаются святительские одежды. Как святитель Киевский и всея Руси, Петр возвращается на Русь и поселяется в Киеве. Это было очень рискованно, город регулярно разорялся, и митрополит всея Руси мог погибнуть. Все же целый год святитель Петр жил на исторической кафедре, но затем, как того требовало благоразумие, удалился в город Владимир-на-Клязьме под охрану великого князя и здесь совершал свое служение. А затем, несомненно по воле Божией и Его промыслу, он покидает Владимир, который был в то время столицей Руси, и отправляется в Москву. Князь Иван Данилович Калита, любивший Москву, предложил ему приехать в этот город, и, откликнувшись на эту просьбу, святитель Петр прибывает в Москву, где закладывает общерусский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — на том самом месте, где мы сейчас стоим. С этого святого храма и началась новая история Руси с центром в городе Москве. Святитель Петр не дожил до освящения собора — он вскоре скончался и был торжественно похоронен прямо здесь, в строящемся храме. А ныне его мощи пребывают вместе с нами, освящая этот престол Патриархов Московских и всея Руси. По воле Божией именно в этом соборе совершались самые выдающиеся события нашей гражданской и церковной истории. И какая же нам радость начать в 2013 году торжественные богослужения именно с Литургии у мощей святителя Петра, в день его памяти, под сводами исторического Успенского собора, который и определил Москве быть столицей!

http://patriarchia.ru/db/text/2688881.ht...

Марианна, монахиня Елисавета, монахиня Терезия, монахиня Магдалина, монахиня Иоанна, за калишским воеводою Матвеем Козминским Николай Теофилия, 1) за ленчицким воеводою Юрием Варжицким; 2) за Войцехом Опалинским КОЛЕНО XIII: Станислав, воевода смоленский, киевский и познанский, и кавалер белого орла † 1760; женат: 1) на Марманне Лащовской; 2) на Елене Замойской (от 1-го брака сын и дочь; от 2-го брака 4 сына и 3 дочери) София, † 1729; 1) за Адамом Смигельским; 2) за подлясским кастеляном Петром-Домиником Коссаковским Феликс, женат на Марианне Даниловичь Ксаверий, † 1731; женат на Елисавете Браницкой Антоний, женат на Шанявской NN, за минским воеводою Гильзеном Анна, за коронным надворным хорунжим Мнишком Франц-Игнатий, воевода киевский, кавалер святого Андрея и белого орла † 1788; женат: 1) на Цетнеровой, рождённой Ржечицкой; 2) на Анне Потоцкой (от 1-го брака сын; от 2-го брака сын и 4 дочери) Антонина, за коронным референдарием Северином Ржевуцким Иоанна, за воеводою равским Станиславом Яблоновским Евстафий, литовский генерал от артиллерии; женат на Канцкой Маркиан, женат на Малаховской Пелагея, за Иосифом Потоцким София, 1) за Пузиною; 2) за Калиновским Иоахим, подчаший литовский; женат на Сапега Марианна, 1) за любачевским кастеляном Тарлою; 2) за лифляндским воеводою Шембеком Анна, монахиня Теодор, воевода бельзский; женат на Сапега Варвара Элеонора, 1) за Наквасским; 2) за Потоцким Урсула, за коронным конюшим Иеронимом Велопольским Марианна, за Малаховским Игнатий, женат на Стржемецкой Иосиф, женат: 1) на Велопольской; 2) на княжне Любомирской Доминик, женат на Потоцкой Ян, женат на Шембековой Граф Александр, министр полиции в герцогстве Варшавском и кавалер белого орла; женат на Чапской NN, 1) за Соллогубом; 2) за коронным генерал от артиллерии Брюлем Николай, женат на Марианна Боржецкой NN, за Чацким КОЛЕНО XIV: Антоний, женат на Чапской Анна, за Францом Потоцким 90) Граф Иосиф, коронный крайчий, кавалер святого Андрея и белого орла † 1802; женат на Оссолинской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Устранив, таким образом, все ошибочные и бездоказательные предположения о мнимо-глубокой древности Московского Звенигорода, самое существование которого, как города, может считаться вполне достоверным лишь сначала XIV столетия, перейдем теперь к определению времени построения его соборного храма, обращающего на себя справедливое внимание любителей церковной старины в памятниках ее зодчества. Храм этот, по всей вероятности, построен одновременно с обращением Звенигорода в укрепленное место, то есть, согласно с вышесказанным, в первой четверти XIV столетия, первыми московскими князьями, скорее же всего князем Юрием (Георгием) Даниловичем (1303–1326); на эту мысль наводит нас существование в этом храме издревле придела во имя Св. великомученика Георгия, и притом надобно предполагать, что Звенигородский Успенский собор был первым из числа храмов, построенных в Московском княжестве из белого (желтоватого) тесаного камня, добываемого доселе в каменоломнях нагорного берега Москвы-реки близ Звенигорода и Хотяжи, которые впоследствии доставляли богатый материал для построения и первых московских храмов, начиная с первого Московского Успенского собора, застроенного в 1326 году и освященного в 1328 году, при великом князе Иване Даниловиче Калите. В этом отношении Московский Звенигород был для Москвы тем же, чем Боголюбов для г. Владимира, – то есть, соборный храм его служил образцом и прототипом для храмов московских. Но и допуская предположение, что Звенигородский Успенский собор мог быть построен незадолго до построения первого московского соборного храма, не следует забывать летописное свидетельство, что Звенигород вместе с Москвою был выжжен и разорен в 1382 году, в нашествие Тохтамыша, при чем и первоначальный каменный храм его едва ли мог уцелеть от разорения, а потому и построение настоящего соборного храма в Звенигороде вернее будет относиться ко времени удельного Звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича (1389–1434), второго сына великого князя Московского и всея России Дмитрия Ивановича Донского, а именно к 1390-м годам; притом же известно, что князь этот один из всех удельных Звенигородских князей проживал в Звенигороде и слыл за набожного и искусного храмоздателя. Им же созданы соборные храмы: Саввина – Сторожевского монастыря и Троицкой Сергиевой обители, в коем почивают мощи пр. Сергия. К тому же времени (к концу XIV столетия) могут быть отнесены, без всякой натяжки, и остатки фресок Звенигородского собора на столбах алтарной преграды, закрытые местными иконами иконостаса позднейших времен, из коих одна изображает явление преподобному Пахомию Ангела, в одеянии великого ангельского образа (схимы), а другая – беседу пустынника Варлаама (в образе купца) с Индейским царевичем Иоасафом. Характер букв на хартиях, держимых в руках Ангела и Варлаама, подтверждает наше предположение о написании этих фресок не ранее конца XIV столетия, то есть, современно обновлению или построению Звенигородского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Михаил Тверской, занимавший Владимирский стол, принял Петра враждебно и даже через своего Тверского епископа завел против Петра судебное дело с привлечением епископа представителя патриарха Вселенского. Судебный Собор оправдал Петра, но после этого, ясно, Петру не сиделось в земле Михаила. Он постоянно обходит все свои земли, в том числе Волынь и Галичину, что, по-видимому, и мирит Галицкого князя с тем, что у него нет своего митрополита. Однако Петр в Галицко-Волынском княжестве не задерживается, поскольку к тому времени Галичина уже входит в сферу влияния католической польской короны. Сближается он с Московским князем Юрием Даниловичем, защищавшим его на суде. В маленькой Москве он проживает подолгу, там же и умирает уже при Иване Калите в 1326 г., за два года до получения Иваном великокняжеского ярлыка, и при этом завещает похоронить себя в Москве. Так, став через два года держателем Владимирского великого княжения, Москва обеспечила себе символическое право стать и юридической великокняжеской столицей мощами и завещанием законного и выдающегося Митрополита всея Руси. Тем временем германские тевтонские рыцари, захватив литовско-язычную Пруссию и частично уничтожив коренных жителей, частично крестив насильно и германизировав, начали продвигаться в юго-западную Литву Жмудь. Это заставило остальных литовцев объединиться вокруг талантливого национального вождя князя Гедимина, образовав единое воинственно-агрессивное княжество, компенсировавшее свои западные потери территориальным распространением в земли бывшей Киевской Руси. В 30-х гг. XIV века Литва захватила всю Белоруссию, Киевщину и большую часть Волыни и Подолии, а Польша Галичину, западную Волынь и западную часть Подолии. В течение XIV века Литва оставалась языческой, но ее княжеский род и часть аристократии постепенно крестились в православие. Официальным языком был русско-славянский и оставался таковым почти до конца XVI века. Более 80 процентов ее населения было западнорусским по национальности и православным по вероисповеданию до самой Брестской унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собственно говоря, определившая всю последующую историю Руси роль Александра Ярославича вполне «наглядно» и, в сущности, неоспоримо выразилась в том, что именно его прямые потомки оказались, в конечном счете, во главе исторического движения Руси,- несмотря на все нелегкие препятствия. Дело в том, что с точки зрения тогдашнего порядка престолонаследия судьба потомства Александра сложилась очень неблагоприятно. После его кончины Русью правили, как и полагалось, его младшие братья Ярослав и, затем, Василий (до его смерти в 1276-м году). Далее, власть законно перешла к сыновьям Александра - князьям Дмитрию и, затем, Андрею. Однако ко времени кончины Андрея Александровича в 1304 году ни у него, ни у умершего ранее, в 1294 году, Дмитрия не осталось наследников,- их сыновья скончались в юном возрасте... И «династия» Александра Невского в 1304 году как бы бесповоротно пресеклась. Хотя имелись налицо пятеро его внуков - Юрий, Иван и малолетние Борис, Александр и Афанасий Даниловичи,- все они были сыновьями самого младшего сына Александра, Даниила, который до своей кончины, свершившейся в 1303 году (то есть раньше смерти Андрея), правил еще не столь уж значительным тогда Московским княжеством и, скончавшись раньше своих старших братьев, не «успел» занять великокняжеский престол. И, согласно традиции, его сыновья не имели прав на великое княжение Владимирское. Великим князем Владимирским в 1305 году стал тверской (Тверь была в то время намного более значительным городом, чем Москва князь Михаил - сын одного из младших братьев Александра Невского, Ярослава Ярославича, который - в отличие от Даниила - побывал великим князем. Правители Твери еще с 1280-х годов именовались «великие князья Тверские» (правда, статус «великих князей Владимирских» был гораздо выше), а правители Москвы стали зваться «великими князьями Московскими» только с 1328 года). Но внук Александра Невского, князь Московский Юрий Данилович, не был согласен с таким решением - надо думать, именно как потомок, наследник своего великого деда. И между Михаилом Тверским (а после его гибели - его сыном Дмитрием) и, с другой стороны, Юрием Московским началась долгая и упорная борьба за верховную власть.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010