Содержание Звенигородские удельные князья с 1328 по 1570 год Звенигородские волости и села Нынешний Звенигородский уезд, его села и погосты Алфавитный список помещиков Звенигородской округи 1786 года особ мужского и женского, с означением их поместий и с показанием числа состоящих за ними в оных ревизских мужского пола душ     Московский Звенигород с волостями и со всем, «что к нему из старины потягло», упоминается впервые лишь в духовной грамоте великого князя московского Ивана Даниловича Калиты (1328–1341), которую обыкновенно относят к 1328–1331 годам. Время же основания его, как посела и города, неизвестно. Остается также неизвестным, кто из московских князей и каким путем (куплею или насилием) и от кого именно присоединил город Звенигород и город Рузу к Московскому княжеству, а чтобы раз навсегда отделаться от докучного о сем вопроса, принято считать Звенигород и Рузу куплею, примыслом князя Ивана Даниловича Калиты, причисляя их, так сказать, кстати, к числу тех городов, которые внук Калиты великий князь Дмитрий Иванович Донской в своей духовной грамоте определенно называет куплею своего деда; города эти: «Серпухов, Галич, Углич и Белоозеро». При этом заключении рассуждают так: в летописях означено ясно, что города Можайск и Коломна присоединены к Московскому княжеству князем Юрием (Георгием) Даниловичем: первый в 1303 году, будучи взят изгоном (захвачен) у удельного князя Святослава Глебовича (из князей смоленских), а второй удержан за Москвой в силу войны и победы над князем Константином Романовичем (из князей рязанских), в 1305 году. О Звенигороде же и Рузе в княжение Георгия Даниловича вовсе не упоминается; они являются впервые лишь в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты: следовательно, заключают отсюда, они приобретены им, а как о насильственном завладении ими нет речи у летописцев, стало быть эти города приобретены посредством купли. Но такое заключение, по внимательной проверке, оказывается неверным, и главным образом – относительно предполагаемого времени приобретения. Стоит только обратить внимание на географическое положение городов: Москвы, Звенигорода, Можайска и Коломны, – лежащих по течению Москвы-реки (два первые в средине, Можайск в верховьях, Коломна в устье), и на расстояние трех последних городов от срединного пункта Москвы (Звенигород в 48 верстах, Можайск в 97 верстах, Коломна в 94 верстах), дабы убедиться, что Москва, владея Можайском с 1303 года (в верховьях Москвы-реки) и Коломною (на устье р. Москвы) с 1305 года, не могла не быть в то же время владетельницею Звенигорода и Рузы, из коих первый в военном отношении долженствовал быть и тогда, как был долгое время и впоследствии, передовым постом – сторожею и караулом (названия, доселе сохранившиеся в именовании Савина монастыря – Сторожевским и окрестного села – Карауловым) Москвы со стороны Литвы и ее союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Антон Анатольевич Горский Глава вторая. Ослушник двух ханов: Юрий Данилович (1303–1325) Первым деянием нового московского князя Юрия, старшего из пяти сыновей Даниила Александровича, стал поход на Можайск. Как говорилось выше, Можайск перешел под власть Москвы, скорее всего, еще в 1291 г. После смерти Даниила смоленские князья (возможно, в союзе с Михаилом Тверским) попытались вернуть это владение; в Можайске обосновался Святослав Глебович (княживший тогда скорее всего в Ржеве, т.е. на границе с московскими и тверскими землями) 239 . Юрий с братьями занял Можайск, Святослав был взят в плен и отвезен в Москву 240 . Осенью того же года возвратился из Орды великий князь Андрей Александрович, после чего в Переяславле состоялся княжеский съезд. По его итогам Переяславль остался за Юрием, но, по-видимому, с условием, что после смерти Андрея Александровича он отойдет к его преемнику на великокняжеском столе 241 . Такой итог съезда позволяет предполагать, что Даниил Александрович попытался каким-то образом подкрепить в Орде свои притязания на Переяславль и это имело успех, хотя и ограниченный; возможно, Тохта не захотел чрезмерно усиливать Андрея. Великий князь Андрей скончался 27 июля 1304 г. 242 Если бы Даниил Московский пережил брата, он, как следующий по старшинству среди князей Северо-Восточной Руси, имел бы преимущественные права на владимирский стол. В сложившейся же ситуации старейшим был Михаил Тверской: он остался единственным внуком князя Ярослава Всеволодича. Юрий Данилович правами на великое княжение не обладал: по родовому принципу он был младше не только Михаила Тверского, своего двоюродного дяди, но и сына Андрея Александровича Михаила – своего двоюродного брата, а по отчинному даже в перспективе не имел оснований претендовать на Владимир, так как Даниил, его отец, великим княжением не владел. Ранее были случаи, когда князь, не являвшийся «старейшим» среди потомков Ярослава Всеволодича, оспаривал великое княжение. Но во всех случаях это был второй по старшинству князь (имевший к тому же права на великое княжение «по отчине»): с Ярославом Ярославичем (1264–1271) боролся его младший брат Василий, с Василием (1272–1276) его старший племянник Дмитрий Александрович, с Дмитрием (1277–1294) его младший брат Айдрей, с Андреем – младший из Александровичей Даниил. Другие князья, независимо от того, насколько сильны они были, в борьбу за великое княжение не вступали. Теперь же Юрий нарушил традицию, предъявив претензии на великокняжеский стол 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алфавитно-справочный перечень удельных князей русских и членов царствующего дома Романовых. Половина первая. А-И Источник 206. Агафия Владимировна 206. Агафия Владимировна, младшая из трех дочерей Владимира II – Василия Всеволодовича Мовомаха, вел. ин. киевского и всей Руси от второго брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Христиной Инговной, королевной шведской 188), жена Всеволодка (Всеволода) Давидовича, князя городейского 570). – О времени и месте её рождения, – сведений нет; выдана за Всеволодка, в 1116 г.; прижив с вин, в течение 25-ти летнего брака, сыновей: Бориса, князя городенского 394), Глеба, князя переяславского 608), Мстислава, князя Городенского ); и дочерей, неизвестных ио имени: Всеволодковну старшую 571) – за Владимиром Давидовичем, князем черниговским 541), а по его смерти, за Башкордом, ханом половецким; Всеволодковну младшую 572) за Юрием (Георгием) Ярославичем, князем туровским ), овдовела 1 февраля 1142 г. Ничего больше о ней неизвестно. 207. Агафия Константиновна 207. Агафия константиновна, дочь, по видимому единственная, Константина Васильевича, князя ростовского (М ), от брака с Фетинией (Аи), дочерью Ивана Даниловича Калиты, вел. кн. московского (Л° 97), вторая жена Любарта-Федора Гедиминовича, князя Волынского.– Летопись именует ее однажды, отмечая, что она выдана замуж, в 1350 г. – Никаких других сведений о ней нет. По родословным же оказывается, чтоеяединствениыйсын,князь Дмитрий, был отцом двух сыновей, Александра и Михаила, родоначальников всех угасших и существующих ветвей фамилии князей Сангушек. 208. Агафия Ростиславовна 208. Агафия Ростиславовна, вторая жена Олега Святославича, князя новгород-северского ), дочь Ростислава-Михаила Мстиславича вел. кн. киевского 67), от брака с неизвестною (быть может, с дочерью Всеволода II Ольговича,, вел. кн. киевского, 57). О времени и месте её рождения – сведений нет; вышла за князя Олега, в Киеве. 19 июня 1165 г.; вместе с мужем, угощала, своего отца, в Чечерске, и вскоре же лишилась его, в 1167 г,; прижив, в течение 15-ти летнего брака, одного сына, Святослава-Бориса, князя рыльского ), овдовела, 18 января 1180 г. – Дальнейших известий о ней нет. 209. Аграфена (Агриппина)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

При поновлении иконостаса в Московском Успенском Соборе, за ним оказалась каменная стенка во всю ширину алтаря, расписанная фресками. В нижнем ряду, по обе стороны царских дверей, шли изображения преподобных, выше их – изображения праздников, а на самом верху разные живописи позднейшего времени. Сама по себе эта стенка не представляет ничего особенного: отделять алтарь от церкви глухой каменной стеной, было очень принято в архитектуре каменных церквей московского периода, и это делалось, конечно, в интересах технических. Довольно указать на Троицкий собор в Сергиевой Лавре, где алтарь загорожен каменной стеной, которая доходит почти что до сводов и служит для них опорой. Эта стена современна стройке собора, что доказывается одинаковой кладкой ее с наружными стенами, а Троицкий собор построен 1422 г. Подобная же стена находится в Савино – Звенигородском монастыре, главный собор которого построен по одному плану с Троицким собором Звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. (С.К. Смирнов. Истор. Опис. Саввина Сторож. монаст. изд. 3. с. 133 пр. 19). Стенки эти были не одинаковой величины: в одних церквах выше, в других ниже, но во всяком случай не были низенькими перегородками, а закрывали алтарь на значительную высоту. Летописи ничего не сказали о времени устройства и виде этой преграды в Успенском соборе, но не может быт сомнения, что она современна кладке собора при Аристотеле, и не была чем-нибудь новым в тогдашней архитектуре. Будь это последнее, летописи, конечно, не пропустили бы случая упомянуть о ней: отметили же они особенности нового собора в сравнении с прежним его устройством, не забыв упомянут о лишней паре столбов, поставленных Фиоравенти, о крытой каменной паперти и о латынском крыже, высеченном над горним местом. Позднейшие описи собора также молчат о ней и занимаются перечнем поясов или тябл иконостаса: видно, что в то время она уже была потеряна из виду и закрыта иконостасом. Что же касается фресок, то и они не составляли тайны, по крайней мере, для занимавшихся московскими древностями. Уже покойный Снегирев в своем описании Успенского собора сделал следующее замечание: «фрески и лики святых, говорит он, обнаружились в 1812 году, когда святотатственные руки сдвинули с места образа иконостаса». Потом на них натолкнулись при поновлении живописи в 52 году, но, к сожалению, без всякой пользы для науки и, по-видимому, без всякой мысли об их археологическом значении. Теперешняя комиссия по реставрации Успенского собора впервые вывела их на свет Божий и подвергла внимательному осмотру. Ей обязаны мы точными снимками с этой замечательной стенописи и обеспечением ее дальнейшей будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Прохор, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Трифон) († 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени. В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В 1314–1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери. В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием. В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича. 14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь. Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон. О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа «нача своима рукама сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, «и очищати место оное и готовити древа на церковь , тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители». Явленная икона прославилась многими чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Кон. XIII в. (первые годы XIV в.?) - 1322, Новгород), кн. новгородский, сын (по-видимому, младший) блгв. кн. Даниила Александровича . После смерти отца по обычаю тех времен он получил удел в Московском княжестве, но какой именно, неизвестно. А. Д. впервые упоминается в нач. 1315 г., когда он вместе со своим старшим братом московским кн. Юрием Даниловичем приехал в Вел. Новгород. За год до этого Юрий отобрал Новгород у своего соперника - вел. кн. владимирского св. Михаила Ярославича Тверского, находившегося в то время в Орде. В 1315 г. в Орду был вызван и Юрий. Чтобы сохранить Новгород за собой, Юрий перед отъездом к хану оставил А. Д. в Новгороде в качестве князя (не наместника, как часто утверждается в лит-ре). В кон. 1315 г. из Орды на Русь с сильным татар. войском вернулся Михаил Тверской и начал борьбу за подчинение себе Новгорода. А. Д. и новгородцы, собрав значительные силы, выехали в Торжок, ближайшую к тверским владениям новгородскую крепость. В нач. февр. 1316 г. под стенами Торжка появился Михаил Ярославич, потребовавший выдачи А. Д., московского наместника Федора Ржевского и новгородцев - противников Твери. Получив отказ, Михаил начал сражение и 10 февр. одержал полную победу. А. Д. был захвачен в плен и содержался в Твери как заложник, за к-рого был назначен выкуп. Сколько он пробыл в плену, точно неизвестно. Часть новгородцев, попавших в плен вместе с А. Д., была выкуплена уже в 1316 г. Однако Юрий вернулся из Орды только летом 1317 г., поэтому возможно, что А. Д. получил свободу не ранее 1317 г. Впрочем, нек-рые относительно поздние новгородские летописи сохранили известие, что А. Д. был отпущен из Твери только после соглашения между Москвой, Новгородом и Тверью в февр. 1318 г., хотя сам текст соглашения об этом ничего не говорит. В 1319 г. Юрий Данилович, ставший к тому времени вел. князем владимирским, вновь прислал в Новгород вместо себя А. Д., и последний, видимо, до конца своих дней княжил в Новгороде. Перед кончиной А. Д. принял постриг, похоронен в ц. Спаса на Нередице, близ Городища - резиденции новгородских князей. По-видимому, существовало местное почитание А. Д., поскольку Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) включил А. Д. в свой Месяцеслов под 18 янв.

http://pravenc.ru/text/76990.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Картина служит иллюстрацией текста известного историка, автора «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, где повествуется о мученической смерти князя Михаила Тверского в 1317 году. Первая четверть XIV века была едва ли не самым трагичным периодом в истории России. Только отчаянные усилия великого князя Михаила Ярославовича Тверского смогли спасти страну от распада и последующего уничтожения. Великий Князь первым начал объединять Русь, он также первым вышел на открытое столкновение с Ордой и был приговорён к смерти. Зная о грядущей участи, он не стал спасаться бегством. Стремясь не допустить карательного похода Орды на Тверскую землю, он смиренно отправился к монгольскому хану Узбеку и принял мученическую смерть «за други своя», за Отечество. Враги вырезали Михаилу сердце. Этим злодеянием убийцы опозорили себя навеки, а Михаил Тверской был причислен к лику православных святых. Описание На картине показан тот момент, когда князь, зная, что его ждет неминуемая смерть, стал к ней готовится как это полагалось правоверному христианину. Отстояв заутреню, он наугад открыл Псалтирь и прочитал там следующие слова: «Сердце моё смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». И действительно сердце князя было исполнено страха. Открыв Псалтырь во второй раз, он прочитал следующее: «Возверзи на Господа печаль твою. Кто даст ми криле яко голубине? И полещу и почию». И, тогда как будто камень свалился с его души: уповая на Господа, он был готов принять смерть. На полотне мы видим, как князь, преклонив колена, обняв бросившегося к нему в объятия сына, обратил свой взор к священнику. На шее Михаила уже замкнута деревянная колода. Сзади него уже приготовил меч палач, чтобы исполнить смертный приговор. Он приподнимает полог огромного шатра, лицо его искажено ненавистью к русскому князю, рядом с которым священник и диакон, напутствующие его перед кончиной. Священник перстом указывает на раскрытую Псалтирь, правая рука приподнята, лицо его исполнено глубочайшей скорби и удивлением при виде стойкости князя.  А в его шатёр уже вломились убийцы, подосланные предателем князем Юрием Даниловичем и его другом Кавгадыем. В этот момент полог шатра разверзся и явился с неба Ангел Господень с крестом. Это видение открылось лишь верующим, татары его не замечают.

http://azbyka.ru/art/naputstvie-velikogo...

Скачать epub pdf 139. Михаил II Ярославич, князь тверской и потом великий князь владимирский сын Ярослава III Ярославича, князя тверского и великого князя владимирского, от второго брака с Ксенией Юрьевной (Георгиевной), княжной тарусской (см. 113), причтенной православною церковью к лику святых. Родился в г. Твери уже по смерти отца осенью 1272 г.; заложил в Твери, на месте Космодемьянской церкви, нынешний Спасо-Преображенский собор, в 1285 г., а совершенно отстроил и освятил его в 1290 г.; воевал с великим князем Андреем Александровичем (см. 19) и принудил его заключить мирный договор в Кашине в 1292 г.; ездил в Орду и одними приготовлениями к сильному отпору спас Тверь от нашествия татар Дюденевых в 1293 г.; посредничеством своим прекратил усобицу сыновей Невского, Дмитрия и Андрея, в 1294 г.; защитил Переславль от покушений Андреевых и укрепился договором с новгородцами в 1295 г.; срубил «город» (укрепление). в Зубцове в 1297 г.; чуть не погиб с княгиней своей в пожаре тверского дворца, а потом был отчаянно болен в 1298 г.; присутствовал на дмитровском съезде князей, но «не докончал» (не умирился) ни с Переславлем, ни с Москвой, в 1301 г.; явился миротворцем на переславльском съезде князей в 1303 г.; по смерти великого князя Андрея поехал в Орду судиться с племянником, князем Юрием Даниловичем московским, и в его отсутствие наместники тверские выгнаны из Новгорода, а рать тверская разбита под Переславлем-Залесским в 1304 г.; возвратившись из Орды с ярлыком на великокняжение, приступал безуспешно к Москве Юриевой в 1305 г.; сел на стол новгородский 6 июля, но отбит из-под Москвы Юриевой 25 августа 1308 г.; занял войском хлебный Торжок и тем смирил бушевавший Новгород в 1312 г.; с 500 гривен, уплаченными новгородцами, отправился в Орду вместе с св. Петром, митрополитом московским , в 1313 г.; возвратившись из Орды, разбил новгородцев 10 февраля под Торжком, но при вторичном наступлении к Новгороду едва не погиб со всей ратью в дремучих лесах новгородских в 1316 г.; отвергнул мирные предложения новгородцев и воевал с Москвой в 1317 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . В 1323 году новгородцы, возглавляемые великим князем Юрием Даниловичем, построили в истоке Невы, на Ореховом острове, крепость, названную " Град Ореховец " или " Орешек " . Из посадов, примыкавших к этой крепости, позднее вырос город, сменивший три названия: Нотебург, Шлиссельбург и Петрокрепость (и опять Шлиссельбург). Орешек - место сосредоточения древней боевой доблести и славы, место, наполненное трагическими воспоминаниями о многочисленных войнах, осадах и штурмах, о героическом ратном труде наших предков. Ныне туристы, которые прибывают на остров, получают возможность ознакомиться с крепостью, воссозданной в том виде, который был ей придан зодчими великого князя Ивана III в конце XV - начале XVI столетия. Радиопрограмма подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/03/22/20-0...

В 1301 году, в ходе продолжающейся усобицы, Московское княжество вступило в столкновение с соседней Рязанью. Даниил Александрович предпринял весьма рискованный шаг: он внезапно напал на удел Константина Романовича Рязанского. Московское войско одержало победу над объединенными рязанско-татарскими силами. Бояре предали Константина, и он попал в плен к московскому князю. Много татар перебили в сражении. Для мелкого и небогатого удельного князя это было проявлением неслыханной смелости, даже открытым вызовом ханской власти. Удивительно, что карательного похода ордынцев не последовало. В итоге проведенной военной операции к Московскому княжеству был присоединен важный в стратегическом отношении город Коломна вместе с землями по нижнему течению реки Москвы. Даниил Александрович держал пленного рязанского князя в чести, даже хотел заключить с ним вечный мир, закрепить его крестным целованием по обычаю того времени и отпустить в Рязань. Но непрекращавшиеся княжеские распри помешали ему сделать это, а после его смерти его старший сын Юрий Данилович убил пленника. Он же послужил причиной мученической кончины тверского князя Михаила Ярославича. Будучи поставлен перед выбором: ехать на верную смерть в Орду, настроенную против него Юрием, или остаться дома и навлечь на Тверь карательную экспедицию татар, князь рассудил так: “По крайней мере буду доволен, если хотя смерть моя успокоит отечество”. Он попрощался с родней, дал последние наставления сыновьям и отправился в Орду. По приговору ханского суда он был жестоко избит, а затем у него, еще живого, вырезали сердце. Людям, принесшим весть о приближении убийц, он сказал: “Ведаю для чего”. Это были последние слова человека, принявшего смерть во имя прекращения татарских нашествий и междоусобной розни. В 1301 году междоусобица вновь обострилась. В городе Дмитрове был созван очередной княжеский съезд, на котором Даниилу Александровичу удалось заключить мир со своим братом Андреем. Но зато его племянник и двоюродный брат разъехались врагами. Союз распался. Все последующие княжеские сборы ознаменовались ожесточенной борьбой князей. В это время святитель Серапион Владимирский увещевал князей: “Даже язычники, божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих”.

http://e-vestnik.ru/history/daniil_mosko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010