Нет, собираемся мы, а с нами собирается и народ, общество, на великое и святое дело молитвы общественной. Поэтому молиться прежде всего должны мы, первостоящие в церкви: священнослужители, чтецы и певцы. Истинная же молитва состоит в том, чтобы вместе с устами читающими или поющими молитву, возносить ум и сердце к Богу так, чтобы живо сознавать и чувствовать, что беседуем мы с Господом Вседержителем и пред Ним изливаем свою душу, обуреваемую житейскими попечениями, скорбьми и грехами. Но как часто забываем мы, что во святом храме работаем Богу и работаем Ему не за себя и для себя одних, но и для стоящего с нами народа, читаем и поем от лица всего народа. А забывая это, как часто и очень часто так торопимся мы, так читаем и поем, что ничего кроме одного гудения нельзя разобрать. Так ли работать Господеви? Это ли молитва? Такая небрежная молитва не только не приятна Господу, но и прогневляет Его, и потому наша небрежность ведет нас к гибели. Вот что о такой молитве говорит Господь словами пророка Исаии: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня ( Мф.15:8–9 ). Если же мы, первостоящие, будем обращаться к Богу только устами и почитать Его только языком, а сердце наше будет далеко от Него, то, посудите сами, чему может выучиться от нас меньшая братия? Не соблазняем ли мы такою молитвою народ? Не отталкиваем ли мы его такою небрежною молитвою и от себя, и от святого храма. Горе нам, если мы забываем, что работаем Богу и дело Божие творим с небрежением и соблазном для меньших братий! Апостол Павел говорит нам: не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 ); а пророк Иеремия говорит: проклят [человек] творяй дело Господне с небрежением ( Иер.48:10 ). Но Господь долготерпеливый и многомилостивый да избавит нас от тяжкого ответа пред судом Его праведным, да вразумит и да поможет нам работать Ему со страхом и свято дело во храме святом Его творить с благоговением на спасение себя и людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Пошел я и никого не нашел у старца. По обычаю он поучал меня о спасении души и тому, как человек может очистить себя от скверных помыслов. Я опять стыдился, не исповедался и просил его отпустить меня. Старец встал, произнес молитву, и пошел проводить меня, идя впереди меня до наружных дверей келлии, а я потихоньку шел за ним и томился помыслами: сказать ли или не сказать мне старцу? Старец зная это, замедлил отворить мне ворота, и, видя меня сильно томимого помыслами, обратился ко мне и прикоснувшись рукою моей груди, сказал: что с тобою? Ведь и я человек. Как только сказал он эти слова, мне показалось, что он раскрыл мое сердце, и я упал лицом к ногам его и просил его со слезами: говоря, помилуй меня! Он спросил опять, что с тобою? Я отвечал: ты знаешь что. – Но тебе самому должно сказать, что с тобою, возразил старец. Тогда я с трудом исповедал страсть свою. Чего же ты стыдился, сказал старец, скажи мне, разве и я не человек? Хочешь и я тебе скажу: не три ли уже года как, ты имеешь эти помыслы и, приходя сюда, не исповедаешь их? Припав к ногам его, я просил его, говоря: помилуй меня Бога ради и скажи мне, что мне делать? Иди, сказал старец, не упускай молитвы своей и ни на кого не клевещи. – Возвратившись в свою келью, я старался не упускать молитвы своей, и благодатию Христовою и молитвами старца, та страсть не смущала меня более. По прошествии года пришло мне на мысль: может быть Бог по милости Своей помиловал меня, а не ради старца. Пошел я опять к старцу, желая испытать его и поклонился ему наедине, говоря, помолись обо мне, отец мой, о том помысле, который я тебе тогда исповедал. Старец оставил меня лежать у ног его и, помолчав немного, сказал мне: встань, и имей веру. Когда я это услышал, хотел, чтобы земля поглотила меня, так мне было стыдно, и встав не мог я и взглянуть на старца, а с удивлением пошел обратно в свою келью. – Ради пользы нашей старец рассказал нам и следующее: однажды два брата пошли к авве Зинону, и каждый из них наедине исповедал ему свои помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Теперь ты уподобился ночному врану, возлюбившему тьму паче света. Уставщик О церковном чтении Чтец при Богослужении должен стоять прямо, иметь руки упущенными, читать громко, внятно, неспешно и непротяжно, а посредственно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, исполняя знаки. Нужно избегать новомодного разговорного или светского чтения и славянских слов не произносить русским наречием. (Ук. Св. Син. 28 мар. 1862 г.) О церковном пении Исполнение церковного пения хорами певчих должно быть «благопристойно, без всякой вольности и бесчинного вопля», или неестественного крика. (VI Вселенск. Собор 75). Чтецам и певцам Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом ( Пс.2:11 ). Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь ( Пс.103:33 ) Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно ( Пс.46:7–8 ). Слышите, отцы и братие, чтецы и певцы, разумейте и вместе со святым Давидом пойте Богу нашему, сотворившему небо и землю и вся яже в них, и так возлюбившему мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк веруяй в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Сему Богу пойте и молитвы, прошения, благодарения и славословия возносите разумно. Не забывайте, что на клиросе дело ваше свято, а обязанность высока и почтенна. Дело ваше свято, потому что работаете вы Господу, а Господеви работайте со страхом; обязанность ваша высока и священна, потому что состоит в том, дабы вы во псалмах и пениях духовных, своим чтением и пением проповедовали слово Божие людям-братьям, за которых принес Себя в жертву Христос, и дабы вы своими устами и языком, как бы от уст всех предстоящих и молящихся, возносили молитвы к Богу. Вот что говорит об этом Апостол, слова которого вы часто читаете: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол.3:16 ). Не забывайте, что мы, клирики, собираемся во святой храм не для того, чтобы как-нибудь в один дух отгудеть без всякого понятия положенные молитвы, псалмы и песнопения, да и считать свое дело оконченным и себя чистыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

архиепископ Ювеналий (Половцев) (21.10.1826–12.04.1904) архиепископ Ювеналий (Половцев) Архиепископ Виленский и Литовский. Духовный писатель, переводчик святоотеческой литературы. Ученик преп. Макария Оптинского. Биография В миру Половцев Иван Андреевич, родился в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его душе таились нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно " ходил пред Богом " и мечтал о скромной келье отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, - блестящего офицера, когда он после своей тяжелой болезни решительно заявил о своем намерении принять монашество. 15 марта 1847 года поступил послушником в Оптину пустынь. Ученик Оптинского старца Макария. Был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агапиту, который за 5-6 лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. 29 апреля 1855 года пострижен в монашество. 11 июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство епископа Кирилла (Наумова). 10 октября 1861 года по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской пустыни Курской епархии. 8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 года назначен наместником Александро-Невской лавры. 26 июня 1871 года уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. 21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Архиепископ Ювеналий (Половцев)     (†12/25 апреля 1904)    Архиепископ Виленский и Литовский Ювеналий (Половцев Иван Андреевич) родился 21 октября 1826 года в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Он окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его нежной душе таились такие нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно «ходил пред Богом» и мечтал о скромной келлии отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки товарищей-артиллеристов, которые иронизировали по поводу его религиозности, «предрекая» ему белый клобук.    Но даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына (блестящего офицера), когда он после тяжелой болезни решительно заявил о своем намерении принять монашество.    15 марта 1847 года в возрасте 21 года Иван поступил послушником в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 года он был пострижен в монашество с именем Ювеналий. Став учеником Оптинского старца Макария, под его руководством отец Ювеналий свыше десяти лет подвизался в смиренномудрии и послушании. Он был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агапиту, который за пять-шесть лет до возведения его в епископы в Киево-Печерской Лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре.    Отец Ювеналий много потрудился, принимая участие «в Божьем деле», по выражению старца Макария, то есть занимался подготовкой к печати произведений аскетической литературы и переводом с новогреческого языка на русский книги преподобного Дамаскина. Он в совершенстве владел языками — французским, немецким и английским, а приняв монашество, прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский.    11 июля 1857 года отец Ювеналий был рукоположен во иеромонаха и назначен вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) сотрудником в Иерусалимскую Духовную миссию (1857—1861).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

В конце 1880-х годов старец Амвросий благословил своего келейника о. Иосифа принимать посетителей (он начинал старчествовать). Летом 1888 года старец благословил о. Иосифа поехать к Киевским святыням. Это было заветное желание о. Иосифа, о котором он тридцать лет помалкивал. Об этом паломничестве рассказано в составленном в 1911 году шамординскими сестрами Жизнеописании преподобного. Там пишется: «Наместником Киево-Печерской Лавры в то время был архимандрит Ювеналий (Половцев) , живший перед тем на покое в Оптиной Пустыни. По приезде в Лавру о. Иосиф отправился к нему, чтобы передать поклон от старца Амвросия. Наместника не случилось дома, и келейники, привыкшие к важным и сановитым гостям своего начальника, предложили незнакомому монаху подождать в передней. Долго пришлось ему ожидать; келейники не обращали на него никакого внимания. Наконец настало время обеда и, вспомнив о своем госте, они позвали его в келейную. Там перед обедом, по заведенному обычаю, предложили ему выпить. Но о. Иосиф, никогда не бравший в рот никакого вина, наотрез отказался. Келейники стали приставать и поднимали его на смех, но кончили тем, что оставили его в покое, а сами принялись за угощение и развязно разговаривали, нисколько не стесняясь присутствия незнакомца. В это время приехал наместник, и келейник доложил, что его дожидается какой-то оптинский монах. Увидя о. Иосифа, наместник воскликнул: «Кого я вижу, – ведь это будущий старец!» – и поспешил заключить его в свои объятия и оказал ему такие знаки уважения, что оторопевшие келейники не знали что подумать. Затем наместник повел его к себе, а келейникам приказал перенести с гостиницы его вещи и приготовить для него помещение в его покоях. До самого вечера вел он беседу с своим гостем, вспоминая дорогую Оптину Когда же о. Иосиф пришел в отведенную ему комнату, то там ожидали его два келейника и кинулись ему в ноги, прося прощения за свою грубость, и умоляли не передавать о. архимандриту об их невоздержании. Кроткий о. Иосиф с улыбкою любви обнял их и успокоил».

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   О трудностях своей настоятельской деятельности в Коренной пустыни и о помощи ему Глинских собратий писал настоятелю Оптиной пустыни о. Исаакию (Антимонову): «Знаешь ли ты положение Коренной пустыни и ее жителей, в среду которых я попал?.. Хорошо тебе там при всем готовом хозяйстве распоряжаться людьми способными и честными, а мне каково было? И при всем том я никого, кроме Досифея из Оптиной, не звал, перемогался с помощью Глинских братий... Глинских я точно звал» . Благодаря трудам о. Ювеналия и помогавших ему Глинских иноков в Коренной пустыни насаждались правила истинного духовного подвижничества. В отчете о состоянии Курской епархии за 1862 год преосвященный Сергий писал: «.Лучшей обителью в епархии продолжает быть Глинская пустынь, за ней следует Коренная, в которой архимандрит Ювеналий (Половцев) с примечательным успехом проводит в жизнь братии строгие правила иноческие,., он трудится для Бога, и других учит тому же» .    За отлично-усердное исполнение обязанностей по управлению обителью 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий был назначен наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставил управление Лаврой и возвратился в Оптину пустынь, где занимался переводом богословских книг с греческого языка. 21 мая 1884 г. о. Ювеналия назначили наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. — епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии . При наречении во епископа Ювеналий произнес речь, в которой раскрыл значение монашества и его влияние на религиознонравственную жизнь народа. 3 января 1893 г. он был переведен на Курскую кафедру.    Будучи архипастырем Курской епархии, преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, почитал ее богомудрых старцев, беседовал с ними. Так, в 1893 г., осматривая Спасо-Илиодоровский скит, он обратил свое особенное внимание на о. Архиппа и посетил его келлию. На вопрос архипастыря: «Как поживаешь, старец?» отец Архипп ответил: «Боюсь мук вечных, боюсь геенны огненной, скрежета зубовного, червя неусыпаемого...» и залился слезами. Потом говорит: «Спокойно живу, враг меня не берет». — «Ты уже поборол врага», — заметил владыка и любезно простился с подвижником. На следующий год архипастырь снова заходил в келлию старца и беседовал с ним наедине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Ко всему этому держание умеренности в пище, по мере возможности. Вот главнейшие правила, исполнением которых облегчается исполнение заповедей Божиих. Вообще монаху необходимо зорко наблюдать за своею совестью и, если она в чем-либо и малом обличает, сейчас прекращать это и делать то, что угодно Господу Богу. Он да поможет Вам проходить с успехом подвиг монашеский и да удостоит некогда награды за труды Ваши на земле. Искренно благожелающий Вам Архиеп. Литовский и Виленский Ювеналий. Выписки Как обращать на путь спасения небрегущих о благочестии. Так как человек создан со свободной воле, то не хотящих и противящихся благочестию не следует привлекать насильно. Но лучше заботиться просветить их добрым советом, добрым житием и добрыми нравами. Из письма Св. Исидора Пилусиотского к Епископу Аполлонию. Наставления св. Антония Великого Когда душа передает себя Богу всею силою своею, тогда Всещедрый Бог подает ей дух истинного покаяния, и очищает ее от всех сих страстей, научая ее не следовать им, и давая силу преодолевать их и препобеждать врагов, которые не престают полагать ей препоны, стараясь посредством искушений снова похитить ее себе. И если она пребудет твердой в своем обращении и в добром повиновении Духу Святому, научающему ее покаянию, то милосердый Творец сжалится над нею, трудов ради ее, со всякой теснотою и нуждою подъемлемых – в постах долгих, бдениях частых, в поучениях в слове Божием, в непрестанной молитве, в отречении от всех мирских утех, в услужении всем от чистого сердца; в смирении и нищете духом, – если пребудет твердою во всем этом, Всещедрый, милостивым призрев на нее оком, избавит ее от всех искушений и исторгнет из рук врагов милостью Своею. (Добротолюбие 1 т. § 21). Молитва Состояние твое покажет тебе молитва твоя. Богословы говорят, что молитва есть зеркало инока. (Лествица 28 сл. 352 стр.). Слово о трезвении Исихия Иерусалимского Слишком строгим и тяжелым кажется людям – душевно безмолвствовать от всякого помысла. И воистину это претрудно и преболезненно: ибо не одним только непосвященным в тайны духовной брани до боли тяжело бестелесное заключать и удерживать в телесном доме, но и тем, которые искусились во внутренней невещественной брани. Но кто непрестанною молитвою содержит в персях Господа Иисуса, тот, по Пророку, не утрудится последуя Ему и дне человеча не пожелает ( Иер.17:16 ), ради красоты, приятности и сладости Иисуса, и врагов своих – нечистых демонов, ходящих вокруг него, не постыдится, но возглаголет к ним во вратах сердца ( Пс.126:5 ) и вспять прогонит их Иисусом. Из слова о трезвении

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Ближайшими сотрудниками преосв. Кирилла были назначены два иеромонаха из постриженников Оптиной пустыни: Леонид Кавелин 157 и Ювеналий Половцев 158 . Первый из них оставался членом миссии до 1859 г., когда был уволен из нее, по расстройству своего здоровья. Преосв. Кирилл был доволен его сотрудничеством. По крайней мере, 17 апреля 1858 г. он писал обер-прокурору Св. Синода гр. А. П. Толстому о нем следующее: «иеромонах Леонид имеет поручение изучать здешнее монашество, как человек, знающий толк в деле и весьма интересующийся делом иночества: надеюсь, что его наблюдения принесут нам впоследствии весьма много пользы, особенно тогда, когда Господу благоугодно будет положить правительству на мысль озаботиться судьбою наших русских обителей» 159 . Иером. Ювеналий оставался членом миссии до 14 апр. 1861 г., когда был уволен из нее также по расстроенному здоровью. Он был, как можно видеть из того же письма преосвящ. Кирилла к гр. А. П. Толстому от 17 апреля 1858 г., ближайшим помощником преосв. Кирилла в ведении письменных сношений миссии и начальник ее был совершенно доволен его сотрудничеством. Место иером. Леонида впоследствии занял иеромонах Вениамин, о назначении которого в миссию ходатайствовал в 1860 году преосв. Кирилл; а кто был преемником иеромонаха Ювеналия, – не имеем сведений. Обязанности иеродиаконов миссии за время управления ею преосв. Кирилла исполняли: Евкарпий, Христофор, назначенные при самом образовании миссии, и Анастасий, о которых упоминает преосв. Кирилл в своем письме к кн. А. Н. Горчакову от 16 ноября 1860 г. В числе певчих, которые были набраны из среды студентов академии и семинарии петербургских упоминаются в равных деловых бумагах преосв. Кирилла г.г. Лаппо, Якимовский и Крылов. Мы выше видели, что уже в самом докладе министра иностранных дел Государю Императору, утвержденном 23 марта 1857 года, намечались некоторые черты будущей деятельности иерусалимской миссии. При отправлении же этой последней на Восток, ей была вручена особая инструкция, весьма подробно (хотя, как увидим, и не во всем ясно и точно) определявшая цель и задачи деятельности миссии. По смыслу этой инструкции, русская миссия в Иерусалиме, находившаяся под управлением преосв. Кирилла, должна была:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Графиня Мария Александровна Панина послала Вам (через Наталью Петровну Киреевскую) четки из оливкового дерева, привезенные из Иерусалима и освященные на Гробе Господне. Я от себя осмелился приложить хромолитографический снимок иконы Божией Матери (Иерусалимския) и, припадая к ногам Вашим, прошу перед пречистым образом Владычицы помолиться, чтобы Господь дал мне память моих грехов, покаяние и смирение и чтобы я был в самом деле, а не только на словах христианином. Прошу Вашего отеческого благословения, поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. Сегодня в университете предварительно решается участь моей диссертации. Москва, 15 ноября 1857 г. 3 93 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! Два твоих письма я получил (от 12-го и 15-го ноября), сердечно радуюсь, что дело твое о диссертации подвинулось вперед, дай Бог , чтобы она была окончена с пользою для тебя. Благодарю тебя за поздравление меня со днем моего рождения и за усердие твое. Образ Иерусалимской Божией Матери получен мною исправно. Братца твоего Альберта Карловича благодарю за поздравление меня и прошу тебя передать ему мое приветствие. Пишешь, что желал бы побывать у нас в пустыни вместе с братом, мы очень будем рады и с любовью примем обоих Вас. 14 ноября отправились в дальний путь иерусалимские миссионеры наши о. Ювеналий Половцев , Леонид Кавелин и Александр. Первые два получили наперсные золотые кресты, привезенные им Преосвященным Кириллом Наумовым , они виделись с ним в Калуге, служили с ним и пробыли три дня. Испрашиваю на тебя мир и благословение Божие, остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. Прошу поблагодарить от меня за четки почтеннейшую госпожу Марью Александровну. Я к ней недавно писал. 19 ноября 1857 г. 4 94 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! В самый день Ваших именин пишу к Вам и нездоровый – с вчерашнего у меня лихорадка, – и очень озабоченный. На днях у меня был с другом и кумом моим Борисом Алмазовым разговор о вольности и чести, я погорячился, он сказал оскорбительные для меня слова, так мы и поссорились. До сих пор я ожидал, что он образумится, впрочем, я готов и сам сделать первый шаг к примирению и написать ему. И Наталья Петровна на меня как будто сердится. Желал бы я и с ней объясниться. Я заслужил, и мне оно, верно, полезно, чтобы обо мне имели дурное мнение. С другой стороны, мне тяжело будет, если разорвутся отношения с людьми близкими по духу. Простите меня, милостивый батюшка, и помолитесь обо мне грешном, соблазняющем только других своим поведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010