Если, кто-либо из старших братий, которому поручалось наблюдение за порядком в Обители, принимался за это дело очень ревностно и горячо, и в скором времени хотел исправить многое и многих, то О. Архимандрит этого не одобрял и говорил, что подобная, хотя и благонамеренная ревность и строгость, «в человеческом разуме (смысле), а не в духе Христовом». «Сказано, говаривал он, что от Господа стопы человека исправляются ( Пс. 86:23 ). Значит, мы много брали бы на себя, если бы сами хотели исправить все немощи немощных. Наше дело, в случае надобности, напомнить о должном. Послушается нас брат, благо ему; не послушается, понудить его мы не можем, а надобно молиться за него и подождать, пока Господь коснется его сердца». Обещавший исправиться, не только из числа братства, но даже из рабочих, всегда находил у О. Архимандрита милость и полное прощение. В памяти братии сохранился один замечательный в этом отношении случай. В Обители работал печник, часто плутовавший и нехорошо исполнявший свое дело. По просьбе эконома, О. Архимандрит решился его рассчитать и отпустить навсегда; но печник усердно просил прощенья и обещал исправиться. О. Архимандрит простил его и снова нанял. Эконом, узнав об этом, приходит к О. Моисею и говорит: «Батюшка! Вы опять того печника наняли; ведь он плут, как и Вам хорошо известно. – Да ведь он бедный человек, я видел, что на нем и рубашки-то нет, а только кафтан, надобно же ему помочь, притом же он обещает исправиться. – Когда же он исправится, Батюшка, он известный негодяй. – Как, человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй! Сам ты негодяй, ступай!» Так эконом и ушел. Еще очень заметно было в О. Архимандрите искусство, как с кем из братий обращаться. Немощным он снисходил с духовным искусством, к преуспевшим в монашеской жизни был строже. Из многих примеров это доказавших, приведем один. После вечернего правила О. Архимандрит запрещал прогуливаться. Раз, идя в такое время по лесной дорожке, он увидел, что навстречу ему идут два послушника. Один из них, увидав Настоятеля, тотчас убежал, а другой спрятался близ дороги в кусты!; О. Архимандрит этого не мог не заметить, но, продолжая свой путь, подошел к кустам, стоявшим на другой стороне; дороги, как раз против того места, где спрятался послушник и долго переступал около него с ноги на ногу, не отходил далеко, но обходил эти кусты и громко разговаривал с самим собою: «Что за чудо! Или привидение это было? Ведь сам же я видел. Люди были, шли на встречу, куда же они давались? Или мне привиделось». Послушник слышал все это и сидел вблизи ни живой, ни мертвый. Но О. Архимандрит не подошел к его убежищу, а ходил только около противоположных кустов и потом ушел совсем. На другой день послушник этот пришел сам просить прощенья и получил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Так продолжалась раздача образков несколько дней. Был следующей замечательный случай: больной, тоскуя и издавая болезненные стоны, подозвал к себе келейника своего и сказал: «Спроси, что эта за женщина? Что ей нужно? Зачем она меня беспокоит?». Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред и сказал несколько слов, только чтобы успокоить больного. Но потом оказалось, что на крыльце действительно давно стояла женщина, которая, получивши образок для себя, не хотела удалиться, но настоятельно просила, чтобы ей дали другой образок для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднес его к О. Архимандриту для благословения, и вынес его по таинственному требованию, дожидавшейся крестьянке, а потом сказал больному, что женщина желала получить его благословение и теперь удовлетворена. Старец ответил: «Вот я теперь спокоен». Всех образков было роздано в эти дни более четырех тысяч. При этом не были забыты и отсутствовавшие. В эти же дни сам О. Архимандрит сделал распоряжение, чтобы некоторые из его келейных икон были разосланы на благословение и на память многим лицам, им уважаемым и благотворителям Обители. С вечера 10 числа, начались очень тяжкие страдания, которыя продолжались двое суток. Прием посетителей прекратился, за исключением немногих. Ночью страдания увеличились. О. Игумен Антоний 59 прочитал вечерние молитвы, канон Божией Матери на исход души и окропил больного св. водою, а в самую полночь прочитал краткие молитвы к причащению. После этого больного тотчас и причастили. Однако, не смотря на жестокие страдания и изнеможение, он принимал Св. Причастие стоя и молитву «Верую Господи и исповедую – читал сам, хотя с большим усилием, и после причащения благословлял всех присутствовавших. Во время жестокой болезни цвет лица его был свеж и румян, а послее принятия Св. Таин, всякий раз, особенно светел и благообразен, выражение лица спокойно и приветливо: всем чувствовалось, что и в страданиях он был преисполнен благодати. Во все время болезни, чтение молитв, как упомянуто было выше, совершалось О.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

«Спаси Господи за святое послушание. Благодарствую», – бывало скажет, почитаемый Старец, и всякий с полным усердием готов трудиться в десятеро более. Назначая кому-либо занятие, или как говорят в монастырях, «послушание», О. Архимандрит старался обращать внимание брата, на внутренний духовный смысл поручаемого ему дела. Так, определяя одного послушника в должность будильщика 37 , О. Архимандрит сказал ему: знаешь ли ты, брат, какое это послушание? Ведь это дело ангельское. Как ангелы возбуждают людей на молитву, так и будильщик возбуждает братию. Помни же это и старайся по совести проходить такое послушание. Проникнутый духом писаний Св. Отцев подвижников, он старался исполнять их учение на самом деле. – Помня слова Св. Дорофея: «Если не хочешь впадать в раздражительность и злопамятность, то отнюдь не имей пристрастия к вещам... если какой-либо сосуд, случайно или по небрежению разобьется, или потеряется, не скорби». О. Архимандрит Моисей применял это к различным случаям в жизни. Бывало кто-либо из братии, при исполнении к... < отсутствуют страницы текста оригинала 96,97> опять повторил, что огурцы были, кажется мелки. Огородник опять стал оправдываться и старался доказать, что огурцы очень хороши. В течение двух недель, О. Архимандрит несколько раз повторял свое мнение об огурцах, так что огородник стал об этом горевать, буквально плакал, и наконец вздумал: пойду к нему объясняться. Пришел и начал так: «Батюшка, Вы на счет огурцев несколько раз мне говорили, что они мелки, а я все вам противоречил, простите Бога ради. – Только того я брат и ожидал», сказал О. Архимандрит, и успокоил и отпустил его с миром. Понятно, как сильно действовало такое терпение, соединенное с любовью; как одно слово такого Настоятеля глубоко проникало в сердце и на всю жизнь оставалось в памяти. По слову Апостольскому любы всему веру емлет ( 1Кор. 13:7 ), О. Моисей верил совести каждого и верил не на словах только, а на самом деле, и по вере его сбывалось. Если и попадались люди, которые не оправдывали его доверия, то таковые скоро обнаруживались и сами не могли оставаться в Обители, хотя бы их и не высылали; но за исключением подобных, весьма редких случаев, каждый из братства в душе чувствовал, что доверие Старца-Настоятеля, внутренно его связывало и не дозволяло ему уклоняться от добросовестного, по силам, исполнения послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Он не любил повелевать и выказывать свою власть, но всегда и везде был сам начальником и не упускал власти из своих рук. В многолюдной Обители с тремя почти стами братий и рабочих, при огромном хозяйстве, множестве самых различных послушаний, постоянных постройках, большом съезде посетителей и стечении народа, не было заметно в О. Моисее ни суетливости, ни тревоги. То же самое, в известной степени, от Настоятеля переходило и на братию. Всякий свободно, и как будто сам по себе, занимался своим делом, а между тем общий порядок не нарушался; все управлялось одною волею, подчинялось одному человеку, а человек этот только ходил везде и смотрел, говорил мало, и часто как будто не замечал того, что было перед глазами. Дело в том, что О. Архимандрит Моисей, как сам все исполнял по совести, так и братий направлял к тому, чтобы всякий из них делал свое дело без стеснения, по совести. Никому не дозволял он уклоняться в своеволие, но с другой стороны, всякому благоразумно предоставлял достаточную свободу. Зная, что каждый, занимаясь каким-либо делом, приобретает в нем навык и опытность, и что сверх того большею частью нельзя предвидеть, что может встретиться при исполнении того или другого поручения. О. Архимандрит, отдавая приказания, не любил входить в мелочи и тем связывать подчиненных. Главнейшее, что нужно скажет, а остальное предоставлял собственному их соображению и обстоятельствам. Если же кто добивался наперед получить подробное приказание на все, то он обыкновенно говаривал: «Да уж там само дело укажет». И что же? Встречались часто, при исполнении порученного дела, непредвиденные обстоятельства, и посланный, не будучи связан подробною инструкцию, мог действовать, как признавал за лучшее, по крайнему своему разумению, а в душе был рад, что не получил приказания, которого добивался, но по обстоятельствам не мог бы и исполнить. За всякий труд, понесенный в пользу Обители и братства, О. Моисей был всегда признателен, и потрудившихся, умел утешить и ободрить выражением своей благодарности и отеческою приветливостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

По возвращении моем, до своего жилища, когда письмо Вашего Преосвяшенства вручил я О. Афанасию и братиям, сожительствующим со мною, все подробно объяснил, какие можно иметь выгоды душевныя и безопасность в уединенной жизни при обители, под покровительством Вашего Преосвященства, они все то, приняли с радостью и объявили себя со мною совершенно согласными. И так, когда воля Вашего Преосвященства о принятии нас на уединенную жизнь есть такова же, как благоволили объявить, то я нижайший с братьями моими теперь, единодушно возложившись на волю и промысл Отца небесного, осмеливаюсь решительно припасть к Святительским стопам Вашим и всеусерднейше просить, с истинною преданностью, благоволите, Преосвященнейший Владыко, принять нас в Ваше Архипастырское милостивое покровительство и на назначенном месте дозволить заняться благодетелю нашему Димитрию Васильевичу Брюзгину нужным приготовлением для скита. Мы располагаемся отсюда выбраться по просухе, как только удобно будет ехать; между тем желательно осведомиться о воле Вашего Преосвященства в рассуждении решимости нашей; о чем соблаговолите, Милостивейший Архипастырь, приказать уведомить нас. Предал себя навсегда Вашей Архипастырской воле и святейшим молитвам, имею счастье быть. Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь, Ваш всенижайший и покорнейший послушник, недостойный инок Моисей, вкупе с братьями. 1-го Апреля 1821 года Пустынь. Ваше Высокопреподобие, Всепречестнейший Батюшка Отец Игумен Даниил! Благословите! Пользовавшись отеческим приятствованием Вашим, побужден изъявить Вашему Высокопреподобию мою чувствительнейшую благодарность, и притом донести о себе, что привлекаем, будучи Архипастырскою благосклонностью и Вашею и Отца Вассиана любовью, сердечно соглашался на перемещение, под покровительство Его Преосвященства и Ваше, в назначаемый при обители вашей скиток; но, не видавшись со старцами здешними и с сожительствующими со мною братьями, не мог совершенно решиться, теперь же, по свидании моем с ними, находя их со мною согласными, решаюсь совершенно оставить здешнее место, и возложившись на Божий Промысл, поступить по воле Его Преосвященства в назначенный ските; о чем я нижайший и имел дерзновение на сей же почте отнестись к Архипастырю письмом, на которое ежели последуете, Его Преосвященства благоволение, то должен по просухе отправиться отсюда; между тем, предал себя навсегда Вашим святым молитвам и отеческой христоподражательной любви, о которой предварительно Ваше Высокопреподобие всеусерднейше прошу, и с истинною моею к Вам преданностью и высокопочитанием имею счастье остаться, Вашего Высокопреподобия всенижайший послушник, недостойный инок Моисей с братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Как древодел, или зодчий, каждым из орудий своего искусства пользуется по своему хотению, и орудие не отрекается удовлетворить той потребности, на какую употребляет его художник, но уступает руке действующего им: так и подвижник должен, как орудие художника, содействовать к совершению духовного здания, покоряться во всем, в чем служение его признает полезным наставник, чтобы не воспрепятствовать совершению духовного дела, не приложив своего труда. И как орудие не избирает само для себя, что должно ему делать, в пособие искусству: так надобно и подвижнику не самому для себя избирать работу, но распоряжение собою уступать благоразумию и домостроительству художника. Ибо разумно настоятельствующий умеет в точности изведывать нравы, страсти и душевные стремления каждого и соглашать с этим свое распоряжение каждым. Посему никак не должно противиться его приказаниям, но быть уверену, что всего труднее знать и врачевать себя самого; потому что людям прирождено самолюбие, и каждый, по пристрастию к самому себе, превращает истинный суд. Но удобнее может познавать и врачевать нас другой; потому что судящего о других страсть самолюбия не затрудняет в истинном распознавании. Св. Исаия говорил: «что ни делаешь, делай то по совету отцов твоих, и спокойно проведешь все время жизни твоей» (Рус. Доброт. стр. 315). Открывай помыслы свои отцам своим – да покрыет тебя благодать Божия (стр. 292). Борющие тебя помыслы – все – не стыдись открывать старцу твоему, если желаешь найти утешительное облегчение: ибо о том человеке и радуются демоны, который скрывает свои помыслы, худые ли то или хорошие (Стр. 266). Сердце твое наклоняй к тому, чтобы оно охотно повиновалось отцам твоим, и благодать Божия вселится в тебя (Стр. 292). Открывай болезни свои (душевные) отцам твоим, чтобы испытать помощь от советов их (Стр. 387). Ничему так не радуются диаволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовного своего наставника (Стр. 393). Когда будешь спрашивать старца о помыслах своих, открывай их свободно, как есть, тому, в ком ты уверен, что он сохранит тайны твои (стр. 390–391).

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

После молитвы, пишет тот же святый Феодор 135 , поспешим на рукоделие наше, и будем молиться, чтобы весь день провести в добрых делах; пусть каждый пойдет к своему делу, а если потребует надобность, то и все вместе; и там занимайтесь делом при пении псалмов с молитвою, благими размышлениями; будет ли то полевая работа, или возделывание винограда, или приготовление пищи, или другое какое-либо послушание, будем совершать оные в определенные часы с хранением совести и с пением псалмов 136 . Будьте внимательны к послушаниям своим, не будьте в работе небрежны и не портите потребных вещей; будет ли το телега, или бурав, или письменная трость, у иного топор, у другого блюдо, и у кого, что случится. Ибо из-за этого случается погубить день и время потребное для дел духовных, мы тратим на дела ничтожные 137 . Посему умоляю и поучаю вас всегда, пусть каждый из вас, сколько возможно будет тщателен к послушанию, в котором находится, дабы много трудясь, быть многоплодным и духовно и чувственно. Ибо одно познается чрез другое, т. е. кто тщателен в телесном, тот тщателен и в душевном, как и напротив: кто нерадив в телесном, тот и по душе бесплоден. Божественное Писание, говорит Василий Великий 138 , повелевает работать, приводить тело в движение и больше подкреплять немощь других, нежели самому иметь нужду в опоре чужой руки, но нимало не велит истощать и расслаблять тела неумеренными изнурениями 139 . Сам Спаситель в первом возрасте, повинуясь родителям, кротко и благопокорно переносил с ними всякий телесный труд, потому что они были люди праведные и благочестивые, но бедные и не в обилии снабженные необходимым для жизни, чему свидетелями ясли, послужившие честному рождеству, а потому, как вероятно, занимались непрестанными телесными трудами, снискивая себе тем необходимое на потребности. Иисус же бе повинуяся има, как говорит Писание ( Лк. 2:51 ), без сомнения, показывал благопокорность и в перенесении с ними трудов. С продолжением времени, оказывая Владычния и Божеския благодеяния, избрав уже учеников и, преднамереваясь проповедать Царствие Небесное, не от других потребовал Себе служения, лежа в одном углу и нежа тело Свое, но то путешествует и всегда пеший, и служит ученикам, как Сам говорил: Аз посреде вас есмь, яко служай ( Лк. 22:27 ) и: якоже Сын Человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити ( Мф. 20:28 ), то умывает ноги ученикам, а потом надолго простирает Свое поучение и неленостно переходит с одного места на другое, и все это совершает для нашего спасения. Однажды только, и то на короткое время, употребляет подъяремное животное, впрочем, не для упокоения тела, но чтобы запечатлеть делами Своими пророчество ( Мф. 21:5 ) 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

«Ибо, как говорят отцы, крайности с той и с другой стороны равно вредны, и излишество поста и пресыщение чрева, чрезмерность бдения и продолжительность сна и прочие излишества. Мы знаем некоторых непобежденных чревоугодием, но низложенных безмерным постом, и впавших в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. – Неумеренное воздержание вреднее пресыщения потому, что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя (стр. 196). Впрочем, общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание сытости. Кто не соблюдает одинаковой меры – то чрезмерно постится, то пресыщается – тот вредит как молитве, так и целомудрию: молитве потому, что от неядения не может быть бодрым в молитве, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто и часто молиться, а целомудрию – потому, что огонь плотской похоти, который возжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжается даже и во время строгого поста (стр. 198). Посему умеренность, по мнению отцов, состоит в том, чтобы ежедневно употреблять столько пищи, чтобы после вкушения всегда чувствовать голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии, и не попустит человеку вдаться ни в чрезмерный пост, ни в пресыщение, подавляющее дух (стр. 198)». «Пост, пишет тот же св. Кассиан, приводя слова Египетского старца аввы Феона 48 , относится к числу средних добрых дел. Он не есть сам по себе благо, или сам по себе необходим; он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, так, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа; но пост иногда обращается даже в погибель души, если не благовременно соблюдается. Надобно стараться, чтобы те добродетели, которые составляют истинное добро, были приобретаемы постом, а не для поста должны быть совершаемы действия тех добродетелей. Итак, для того полезно сокрушение плоти, для того к нему должно быть присоединяемо врачевство воздержания от пищи, чтобы чрез него мы могли достигнуть любви, в которой заключается неизменное и без всякого исключения времени постоянное добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Бог знает сердце молящихся. Поэтому говоришь: какую нужду имеет Бог в нашем прошении? Разве не знает Он в чем имеем нужду? – Посему какая нужда в прошении? – Бог знает, что нам нужно и все телесное щедро дает в наслаждение наше, будучи благ, дождит на праведные и на неправедные, и солнце сияет на злыя и благия, еще прежде прошений наших ( Мф. 5:45 ). Но веры, заслуг добродетели, Царства Небесного, если не будешь просить с трудом и многим терпением, не получишь, потому что должно прежде пожелать, а пожелав искать действительно в вере и терпении, употребив со своей стороны все, так чтобы ни в чем не осуждала собственная совесть, будто бы просишь или нерадиво, или лениво; и тогда уже получишь, если угодно сие Богу. Ибо Он лучше тебя знает, что полезно тебе. И, может быть, имея целью сделать тебя усердным пред Ним, для того медлит даровать, чтобы ты и узнал, что такое дар Божий, и со страхом хранил данное. Ибо все, что приобретает кто-нибудь со многим трудом, старается он сохранить, чтобы, потеряв это, не потерять и многого труда своего, и, отринув благодать Божию, не соделаться недостойным вечной жизни. Какую пользу принесло Соломону, что он скоро получил дар мудрости и утратил оный? Посему не малодушествуй, если не скоро получаешь просимое. Ибо если бы благий Господь видел, что ты, скоро получив дар, не утратишь его; то готов был бы даровать оный и прежде твоего прошения, а теперь из попечительности о тебе делает это. Ибо если, принявший талант и сохранивший его в целости, осужден за то, что не пустил его в оборот, то не тем ли паче осужден будет утративший его? Посему, зная это, получаем ли скорее или медленнее, пребудем благодарными Господу, потому что все, что ни делает Владыка, домостроительствует ради нашего спасения; только мы да не будем из малодушия прекращать прошения. Ибо Господь для того и сказал притчу о вдовице, которая своею неотступностью преклонила беззаконного судию, чтобы и мы, ради своей неотступности, получали по прошениям своим. В этом выказываются и вера наша, и любовь к Богу, когда, и не скоро получая, пребываем благодарными Ему. Будем же всегда благодарить Его, чтоб быть нам достойными сподобиться вечных благ Его 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

И какое зло праздность, нужно ли говорить о сем, когда Апостол ясно повелевает не делающему даже и не есть ( 2Сол. 3:10 ). Поэтому, сколько необходимо каждому ежедневное вкушение пищи, столь же необходимо и дело по мере сил. Ибо не напрасно Соломон написал в похвалу: брашна же леностного не яде ( Притч. 31:27 ); и еще Апостол пишет о самом себе: ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе ( 2Сол. 3:8 ), хотя, блоговествуя Евангелие, имел он право жить от Евангелия. И Господь сочетал леность с лукавством, сказав: лукавый рабе и ленивый ( Мф. 25:26 ). Но и премудрый Соломон не только хвалит занимающегося делом за упомянутое выше, но и обличает ленивого сравнением с самыми малыми животными говоря: иди ко мравию, о лениве ( Притч. 6:6 ). Посему надобно бояться, чтобы и нам в день суда не сказано было то же самое, потому что Давший нам силы заниматься делом потребует и делания соразмерного с силами. Почему сказано: ему же предаша множайше, множайше истяжут от него ( Лк. 12:48 ) 148 . Но каждому надобно быть внимательным к своей работе, заботиться о ней с любовию и неленостною тщательностью, с внимательным попечением, как бы назирал Сам Бог , совершать ее неукоризненно, чтобы всегда иметь дерзновение сказать: ce, яко очи раб в руку господий своих, тако очи наши ко Господу Богу нашему ( Пс. 122:2 ), а не надобно перебегать от одного дела к другому, потому что природа наша неспособна вдруг успевать во многих занятиях; трудолюбиво заняться одною работою полезнее, чем слегка касаться многих дел. Развлечение многими занятиями и перехождение от одного дела к другому, кроме того, что не приводит к окончанию дел, еще или обличает в давнем непостоянстве нрава, или производит оное, если не было прежде его 149 . А кто поспешает к совершенству, тому свойственно заниматься рукоделием день и ночь, да имать подаяти требующему ( Еф. 4:28 ) 150 . Также и св. Ефрем Сирин пишет: после молитвы, братия, будем радеть о доброте рукоделия, потому что будет нам награда, если сделаем дело без обмана. Ибо кто нерадит о деле по пронырству, или по самолюбию, или по сребролюбию, тому будет сказано написанное: по делом руку их даждь им ( Пс. 27:4 ), а кто работает по чистой совести, желая угодить Богу, а не людям, тот сподобится услышать оный благословенный глас: добре рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего ( Мф. 25:21 ) 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010