Александр Аннинский Пятый период XXXVI. Бедствия армянской церкви в первое время после возвращения католикоса в Эчмиадзин Общий характер периода. Смуты в патриаршествование Киракоса. Кат. Григорий X. Отпадение ахтамарского католикоса. Возникновение армянской патриаршей кафедры в Константинополе. Учреждение должности эчмиадзинского викария. Непристойная борьба за Эчмиадзинскую кафедру Со времени возвращения кафедры католикоса в Эчмиадзин начался новый период в истории армянской церкви, который можно охарактеризовать как период иерархических смут и самой унизительной зависимости от мусульман. Эти позорные смуты и эта унизительная зависимость были как бы наказанием Божиим армянам за многократную измену своему слову примирения с вселенскою церковью и упорное уклонение от сознаваемой истины ее учения. В тоже время эти смуты были указанием, что армянское христианское общество, враждебное православной церкви и непокорное своим лучшим пастырям и законно составленным соборам, далеко от истинной церкви Спасителя, который сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ). На кафедре св. Григория Просветителя воссели низкие честолюбцы, сами себе присвоившие честь и заботящиеся не о церкви, а об наживе, убийцы и люди насилия, борющиеся из-за власти. Вера сильно охладела, церкви пришли в упадок. Паства потеряла любовь к пастырям и к церковной дисциплине, часто восхищала себе право церковного суда и управления и дала печальное зрелище мятущегося и жестокосердого народа. Таков общий характер предлежащего периода. Смуты начались уже вскоре после избрания Киракоса. Кат. Киракос был человек «смиренный, благоразумный в совете, воздержный в словах, строгий в деле самоумерщвления и глубоко начитанный в свящ. писании». Вступив в отправление своих обязанностей, он прежде всего снял анафему с ахтамарского католикоса и со всех тех, которые сисскими католикосами были отлучены от церкви. Затем он принялся за восстановление в Эчмиадзине церквей и патриаршего дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРИЯ (Республика Болгария; болг. Република България), гос-во на Балканском п-ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел.- 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара-Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский. География. Граничит на севере с Румынией, на западе с Македонией, Сербией, на юге с Грецией и Турцией, с востока омывается Чёрным м. Население: ок. 8 млн чел. (2002). Болгары составляют 86% населения, турки - ок. 10%, цыгане - 3%. Гос. устройство: президентская республика. Основной закон - Конституция, принятая 12 июля 1991 г. Глава гос-ва - президент (избирается на 4 года всеобщим тайным голосованием). Законодательная власть принадлежит Народному собранию (240 депутатов избираются на 4 года). Для принятия новой конституции или решения вопросов об изменении формы гос. устройства предусмотрен созыв Великого Народного собрания (400 депутатов). Адм. деление страны - 9 областей; София имеет статус отдельной области. Религия Подавляющее большинство населения Б. исповедует Православие. К Болгарской Православной Церкви принадлежит 85% населения (2001). В Софии находится подворье РПЦ с храмом вмч. Пантелеимона. Римско-католическая Церковь (ок. 0,5%) представлена епархиями: Софийско-Пловдивской (кафедра в Пловдиве) и Русенской (Никопольской) (кафедра в Русе). Униатов (0,2%) представляет Софийская епархия во главе с апостолическим экзархом для верующих вост. обряда (кафедра в Софии). Католич. Церковь в Б. управляется Епископской конференцией, председателем к-рой является один из 3 епископов, избираемый на 3 года. Ок. 50 священников, 60 храмов и часовен, 10 мон-рей; католич. семинария в Пловдиве. Офиц. печатный орган газ. «Истина - Veritas». Армянская Апостольская Церковь (0,2%) представлена Болгарской епархией Эчмиадзинского Католикосата с центром в Софии. Протестантские церкви и секты (0,5%): Союз баптистских церквей Болгарии (3,5 тыс. в 2000), свидетели Иеговы, евангельские христиане, Болгарская Пятидесятническая церковь, свободные пятидесятнические церкви, церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Бога Нового Завета. Мусульман - ок. 13%. Иудеев - 0,1%. История

http://pravenc.ru/text/149669.html

РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА БИБЛИОГРАФИЯ ВЫПУСК 2 Крачковский И. Из эеиопской географической литературы. Лебедев Д. К вопросу ο коптских актах 3-го вселенскаго Ефесскаго собора и их герое архимандрите тавеннисиотов Викторе. Тураев Б. Коптский пергаментный амулет. Струве Г. Коптский папирус из коллекции проф. В.А. Тураева. Сычев Н. Анийская церковь , раскопанная в 1892 г. Гринейзен В. Египто-эллинистический ритуальный портрет и средневековые портреты Рима с „tabula circa verticem». РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА ВЫПУСК 3 Ростовцев М. Русская археология в Палестине. Болотов В.В. Об армянском церковном годе. Джавахов И. К вопросу ο времени построения грузинскаго храма в Атене по вновь обследованным эпиграфическим памятникам. Тураев Б. «Чудеса Св. Троицы», эфиопский апокрифический сборник. Кекелидзе К. Иоанн Ксифилин, продолжатель Симеона Метафраста . РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА Содержание 2-го тома ВЫПУСК 1 Марр Н. Из поездок в Сванию Пальмов Н. К сведениям о личности архидиакона Гаиоза, впоследствии архиепископа астраханского и ставропольского (†20 февр. 1821 г.) Кипшидзе И. Житие и мученичество св. Антония-Раваха Орбели И. Багаванская надпись 639 г. и другие армянские ктиторские надписи VII в. РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА ВЫПУСК 2 Марр Н. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Адонц Н. Ампелий, епископ Херсонский Кекелидзе К. Историко-агиографические отрывки Айналов Д. Произведения абиссинской живописи, собранные д-ром А.И. Кохановским Овсепян Г. Потомство Тарсаича Орбеляна и Мина-хатуны БИБЛИОГРАФИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЫПУСК 3 Марр Н. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Джавахов И. Слово св. Иоанна Златоуста «О врожденном и предопределенном добре и зле» в древнегрузинском переводе Иванов А. История монголов (Юань-ши) об асах-аланах Кекелидзе К. Житие и подвиги св. Иоанна, католикоса Урнайского Бенешевич В.Н. Грузинский великий номоканон по спискам Тифлисского Церковного Музея Марр Н. Эчмиадзинский фрагмент древнегрузинской версии Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг. [Арм. ], о-в в юго-вост. части оз. Ван, в 3 км от берега, 1912 м над уровнем моря, общая площадь 0,7 кв. км (совр. ненаселенная территория Турции). Известен как духовный центр Армении со времени св. Григория Просветителя († 325). В юго-зап. части А. сохранилось 2-3 ряда циклопической кладки построек, к-рые И. А. Орбели относит к доурартскому периоду. Мовсес Хоренаци сообщает, что в IV в. здесь находилась крепость князей (нахараров) Рштуни. В сер. VII в. крепость стала опорным пунктом в борьбе с араб. завоевателями. В X в. А.- престольный город царства Васпуракан, отстроенный Гагиком I Арцруни. В 927 г., при Католикосе Ованнесе V, он становится центром Католикосата, перемещенного из Двина, и сохраняет свой статус до вступления Анании Мокаци (946-965) на патриарший престол в Аргине. После падения Васпураканского царства (1021) А. стал резиденцией князей Арцруни, в дальнейшем упоминался в источниках как центр еп-ства и Католикосата. В 1113 г. Собор из 5 епископов, не соглашаясь с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни, выбирает Католикосом Ахтамарского еп. Давида. Собор 1114 г. в Шугре (Киликия) низложил Давида, но тот, не подчинившись решению, провозгласил отдельный Ахтамарский Католикосат, под юрисдикцией к-рого осталась часть Васпуракана. В эпоху монг. владычества на А. пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III (1434-1464), пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским (всего 14 епархий). В XVII в. между этими Католикосатами шли споры о разграничении юрисдикции, окончившиеся в кон. XVIII в. признанием главенства Эчмиадзина. В кон. XIX в. Ахтамарский Католикосат состоял из 2 епархий (302 церкви и 58 мон-рей), в 1895 г. он был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию к-польского патриархата Армянской церкви. В результате начавшихся вскоре депортаций и геноцида армян А. стал ненаселенной территорией. В наст. время посещается туристами.

http://pravenc.ru/text/77218.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / екзарх прийняв Церкви для друку 9 лютого 2017 р. 19:28 8 февраля 2017 года митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, принял делегацию Армянской Апостольской Церкви во главе с ректором Эчмиадзинской духовной семинарии архимандритом Гарегином (Амбарцумяном). Встреча состоялась в Минском епархиальном управлении . Со стороны Белорусской Православной Церкви в ней принял участие архимандрит Сергий (Брич), управляющий делами Минской экзархии. Архимандрит Гарегин передал митрополиту Павлу приветствие от имени Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II и преподнес в дар Патриаршему экзарху панагию. Митрополит Павел передал Его Святейшеству иллюстрированный альбом о Белоруссии. Всем гостям были вручены памятные подарки. Стороны обсудили вопросы межконфессионального и межкультурного диалога. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою екзарх робочим Смоленську У Христа Спасителя пройшла робота читань, Митрополит взяв участь у читань та дорослих» У рамках читань присвячений розвитку сучасних у (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з Поздравление Католикоса Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации та звернення] центр «Книжкова палата в м. Москви та музей «Тапан» розпочинають В ЗЦАД представниками та Церкви Представник ВЗЦЗ взяв участь у Католикосу Нерсесу Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами заклади – екзархат – Апостольська Церква –   новини Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Представник Церкви Сходу направив Кирилу у зв " язку з в «Крокус перше у 2024 з Ради з об " при Церкви до Оновлено склади Церкви у з з Маланкарською Церквою та у з з Церквою До прибула Церкви перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4801213...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католикос всех армян Геворг VI (Чеорекчян; 2.12.1868, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону - 9.05.1954, мон-рь Эчмиадзин), Верховный Патриарх и Католикос всех армян с 22 июня 1945 г. Род. в семье слесаря, учился в Нахичевано-Бессарабской ДС (с 1876), а в 1879-1889 гг.- в Эчмиадзинской ДА. 17 июля 1889 г. принял монашество и вскоре был посвящен в сан архидиакона. Пользуясь поддержкой Католикоса Макара I, в 1890-1894 гг. Г. учился в Лейпцигском ун-те на фак-тах теологии и философии; одновременно в Лейпциге окончил консерваторию по классу композиции. С 1894 по 1913 г. преподавал историю Церкви, этику и музыку в Нахичевано-Бессарабской ДС. В июне 1913 г. Г. был призван католикосом Геворгом V в Эчмиадзин, посвящен во архимандрита и назначен викарием Нор-Нахичеванской епархии Армянской Церкви. Во время первой мировой войны был членом Комитета братской помощи беженцам, с 1915 г. спасавшимся от резни в Османской империи; с 1916 г. Г.- председатель этого комитета. 17 мая того же года стал членом Свящ. Синода Армянской Апостольской Церкви, переехал в Эчмиадзин. В 1917 г. рукоположен во епископа. В 1921-1927 гг. Г.- экзарх ААЦ в Грузии. После преобразования в 1924 г. Свящ. Синода ААЦ в Верховный Духовный Совет Г. стал его членом. В 1926 г. возведен в сан архиепископа. В 1931 г. Г. выдвигался на выборах на пост Католикоса всех армян, но не был избран. В 1937 г. католикос Хорен I назначил Г. своим заместителем - Местоблюстителем Первосвятительского престола св. Георгия. После трагической кончины католикоса Хорена I Г. в 1938-1945 гг. руководил делами Армянской Церкви; с апр. 1941 г. носил титул Генерального викария Эчмиадзинского Католикосата, утвержденный Национальным церковным собранием. В годы второй мировой войны среди арм. диаспоры католикос организовал сбор пожертвований на создание танковых колонн «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян» (1944). В апр. 1945 г., во время встречи с И.

http://pravenc.ru/text/161829.html

Армянская Апостольская Церковь 16 березня 2010 р. 14:21 Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей. Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн. верующих. Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1999 года — Гарегин II Нерсесян ). Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых КатоликосатаЭчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления. Эчмиадзинский Католикосат В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане (в настоящее время не замещена), России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210604...

Армянская Апостольская Церковь Описание: Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей. Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн верующих. Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых КатоликосатаЭчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления. Эчмиадзинский Католикосат В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане, России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.

http://patriarchia.ru/db/text/1114932.ht...

Методы борьбы с применением силы не имеют оправдания, говорится в заявлении 18 июля. ПРАВМИР. Католикос всех армян Гарегин II и конгрегация Святого Эчмиадзина выразили глубокую обеспокоенность в связи с событиями, связанными с захватом здания полиции в Ереване. Католикос всех армян Гарегин II и конгрегаты Эчмиадзинского монастыря выступили с призывом к захватчикам быть рассудительными во избежание нового кровопролития. Методы борьбы с применением силы не имеют оправдания, говорится в заявлении, распространенном пресс-канцелярией Первопрестольного Святого Эчмиадзина (духовный центр Армянской Апостольской церкви). «Единство, общенациональная солидарность, сплоченность являются жизненно необходимыми для сохранения неприступности границ и крепости и стабильности нашей государственности», — цитирует агентство «Спутник» это заявление. Католикос всех армян Гарегин II и конгрегация Святого Эчмиадзина призвали совершивших вооруженное нападение людей к решению ситуации исключительно мирным путем во избежание новых потерь. Духовные лица выражают свое сожаление по поводу смерти одного сотрудника полиции и ранения нескольких человек, в том числе среди нападавших, а также наличия заложников. Глава Армянской Апостольской церкви поручил духовному советнику полиции архиепископу Аракелу Карамяну быть в постоянной связи с правоохранителями, непосредственно следить за развитием событий и периодически докладывать о ситуации. Рано утром в воскресенье 17 июля вооруженная группа людей ворвалась на территорию полка ППС полиции в районе Эребуни столицы Армении. Примерно 30 человек, протаранив ворота грузовиком «КрАЗ», ворвались на территорию полицейского ППС, взяли в заложники находившихся там полицейских и захватили оружейный склад. При захвате был убит полковник полиции, ранения получили еще трое полицейских. Несколько человек удерживаются в заложниках. Вооруженная группа требует освобождения содержащегося под арестом участника карабахского конфликта, лидера радикального оппозиционного Фронта общественного спасения «Новая Армения» Жирайра Сефиляна, обвиняемого в незаконном приобретении и хранении оружия. Представители властей ведут переговоры с членами вооруженной группы.

http://pravmir.ru/armyanskaya-tserkov-pr...

Новости В Эчмиадзине прошло заупокойное богослужение по погибшим в Сирии армянам и другим христианам 04.09.2012 11:05 Ереван, 4 сентября, Благовест-инфо. В кафедральном соборе эчмиадзинского монастыря были отслужены поминальная литургия и панихида по погибшим в результате военных действий в Сирии армянам и другим христианам. Службу возглавил Католикос всех армян Гарегин II. В нем принимали участие также временный поверенный в делах Сирии в Республике Армения, уполномоченный министр Маамун аль-Харири, представители армянской общины Сирии, паломники.  Как сообщает пресс-канцелярия Первопрестольного Эчмиадзина,  после богослужения Гарегин II принял Маамуна аль-Харири. В ходе встречи Католикос говорил о богатой истории мирного и солидарного сосуществования разных религий и культур в Сирии, с удовлетворением отметил братскую заботу, с которой власти и народ Сирии относились к армянскому народу, в частности, в дни геноцида в Османской Турции в 1915 году. В то же время, выразив свою обеспокоенность по поводу ситуации в Сирии, Гарегин II подчеркнул важность установления мира, внутриполитической стабильности и общественной солидарности в стране. Он также выразил надежду, что с Божьей помощью сирийский народ преодолеет трудности и вернется к естественному ходу жизни. За последние несколько дней вследствие столкновений, происходящих между оппозицией и правительственными войсками Сирии, погибло более десятка армян. В результате взрыва, произошедшего в христианском районе Дамаска Джарамана  3-го сентября  погибла армянка Лусабер Якубян. О ее гибели подтвердил МИД Армении. Также, согласно информации Дамасской епархии Армянской Апостольской Церкви, 31 августа из зоны конфликта были вынесены тела троих убитых 28 августа армян. Между тем, армяне в Сирии селились с древнейших времен. Армянская община Сирии главным образом пополнилась за счет спасшихся от геноцида 1915 года в Османской империи, а затем и беженцев из Киликии. По информации армянской диаспоры Сирии, сегодня в стране проживает около 70 тысяч армян, из них в Алеппо - около 25-30 тысяч. Армянская Апостольская Церковь в Сирии имеет две епархии - Берийскую с резиденцией в церкви Сорока мучеников в Алеппо и Дамасскую с резиденцией епископа, назначаемого Эчмиадзином, в церкви Святого Саркиса в сирийской столице. В вопросе организации национальной жизни армянам Сирии предоставлены большие возможности. Им дано право преподавать армянский язык и вероучение на родном языке.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010