Приказание шаха было в точности исполнено. Одновременно с Мелкисетом представили шаху и отнятую у Мелкисета руку св. Григория Просветителя, Евангелие в богатом золотом переплете и серебряный крест. Мелкисету грозила смерть; однако благодаря заступничеству могущественных друзей он остался цел. Шах приказал отправить его, вместе с отобранными у него предметами, в Персию. Здесь он был освобожден от цепей и, пользуясь свободой, стал отправлять обязанности католикоса для находившихся в Персии армян. Давид между тем был послан в Эчмиадзин. Давиду однако житье было плохое, так как живший в Эривани персидский эмир, друг Малкисета, старался так или иначе устранить Давида и вернуть Мелкисета. Давид в этих притеснениях видел интриги Мелкисета. По жалобе Давида Мелкисет снова был заключен в оковы, а Давид снова возвращен в Персию. Шах потребовал с Мелкисета большую сумму денег. Мелкисет не мог выплатить требуемую сумму и просил сделать его снова эчмиадзинским католикосом, обещая в таком случае платить ежегодно по 100 туманов (1000 рубл.). Просьба его была удовлетворена; но сумма в 1000 рублей была так велика для разоренной патриархии, что католикос, не смотря на все свои усилия, не мог выплатить ее. Тогда шах прислал на содержание католикоса четырех вельмож своего двора с их слугами и лошадьми, и это еще больше затруднило Мелкисета. Не видя никаких средств выпутаться из беды, католикос в сопровождении своих непрошенных гостей отправился за сбором денег по разным городам и селам Армении; прибегал к насилию и к разным неблаговидным средствам; приказывал хватать ни в чем не повинных епископов, монахов, священников и светских людей, вешать их за ноги и бить палками; продавал посвящение за деньги людям недостойным, отписывал села от одного монастыря к другому, разрешал незаконные браки. Но общая бедность в Армении была такова, что, не смотря на все незаконные средства, Мелкисет не мог набрать достаточной суммы. To, что собиралось, тратилось на содержание католикоса и его спутников. Народ, подвергаемый насилиям всякого рода, возненавидел католикоса, вследствие чего сбор уменьшился еще больше.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Преемником Симеона был Гукас (1780–1800), последний католикос 18 столетия. Гукас был сам по себе человек достойный и добрый, но слабо-характерный и плохой дипломат. Он не сумел приобрести авторитет в глазах своего духовенства и снискать благосклонность персидского правительства. Низшее духовенство, корыстолюбивое быть может больше по нужде, вело между собою постоянные споры из-за доходов, интриговало среди мирян, вносило разлад в семьи своих пасомых. Опираясь на персидских чиновников, которых всегда представлялась возможность склонить на свою сторону подкупом, разные духовные лица презирали власть католикоса. Кроме такого рода неприятностей Гукасу пришлось много выстрадать от жадности персов, которые брали с него ежегодно большие суммы денег. Чтобы удовлетворить требованию персов, католикос должен был прибегать к таким мерам, от которых отвращалась его кроткая душа. При кат. Гукасе армяне сильно были заняты мыслию о восстановлении армянского царства. Мысль эта была на пути к осуществлению. В 1780 году, по представлению кн. Потемкина, имп. Екатерина изъявила согласие на восстановление армянского царства под покровительством России. Потемкин вошел в деятельные сношения по этому предмету с армянским архиепископом князем Иосифом Аргутинским–Долгоруким, с католикосом эчмиадзинским и патриархом ганзасарским. Гукас и патриарх ганзасарский, а также и многие армянские мелеки писали Потемкину, что армяне снабдят всем нужным русское войско, когда оно вступит в Армению. В Константинополе подписан был проект договора между русскими и армянами. В Мадрасе составлено было нечто вроде устава о государственных учреждениях предполагаемого армянского государства. Но в 1787 г. Ибрагим-хан, арестовав патриарха ганзасарского, захватил переписку Потемкина и начал преследовать армян. В 1796 году рескриптом гр. В. Зубову, назначенному главнокомандующим персидской экспедицией, предписано было между прочим и восстановление Армянского царства, даны были большие денежные средства и значительные войска; но смерть Екатерины помешала осуществлению плана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

XVII в.), писал, что они «из-за своей жадности и властолюбия купили у персидского царя власть над Св. престолом Эчмиадзина». Католикос Меликсет был утвержден шахом Аббасом I с условием, чтобы он вносил в шахскую казну подать в размере 100 туманов в год. Получив власть, патриархи Меликсет и Саак за взятки рукополагали епископов и священников, которые «были до крайней степени невежественны, негодны, мерзки» и занимались «низкими и мерзкими делами». 350       «Как Христос – единственный посредник между Богом и человечеством, точно так же единственными посредниками между Христом и армянским народом были Григорий Просветитель и его преемники – католикосы». 351       «Пало мирское царство армян, и армяне подпали под власть чужеземцев, однако осталась духовная власть и имеется духовный князь армянского народа в лице патриарха всех армян – католикоса», который как раньше, так и доныне «является первым по почестям и по трону, славным и именитым, чем другие [патриархи], любимым всем народом. Он обладает большой властью, имеет право отлучать всех католикосов от Церкви и лишать сана, равно и их епископов и других лиц духовного звания, если будет законный повод и обстоятельства потребуют, между тем как другие отнюдь не могут даже касаться ни эчмиадзинского католикоса, ни духовенства, ни мирян из его области. Так установлено не только в силу его исконной, природной, собственной духовной власти как первого престола, но и на основании постановлений армянских и иноземных обществ и приказов светских царей и других ишханов (князей. – К.А.), чьи постановления и приказы сохраняются у нас в Св. престоле, как увидим далее, в своем месте». 353       «Теперь обрати внимание, в какой мере соблюдает (духовенство. – К.А.) Сиса эти правила: их католикосы рукополагают в епископы таких лиц, которые недостойны даже быть дьяконами, о которых (никто. – К.А.) не знает, кто они и каковы; часто один свергает другого и сам занимает его место – и оба рукополагают в епископы, – пишет католикос Симеон. – Вот в наше время свергнутый Гукас сидел в селе Хаджине, а Микаел – в Сисе; Гукас рукополагал (во епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведению Эчмиадзинского армяно-грегорианского Синода подлежат дела административные и судебные. К кругу деятельности Синода по части административной относится: 1) наблюдение за действиями подчиненных ему мест и лиц; 2) надзор за благоустройством подведомственных ему монастырей, церквей, семинарий и богоугодных заведений; 3) надзор за управлением церковного имущества; 4) предварительное рассмотрение дел об учреждении монастырей, церквей и семинарий и испрошение на это чрез Министра Внутренних Дел Высочайшего разрешения; 5) разрешение армянам свободных состояний вступления в духовный сан и пострижения в монашество; 6) разрешение на сложение монашества и духовного сана; 7) окончательное рассмотрение дел по просьбам о разрешении на вступление в брак; 8) наблюдение за призрением вдов и сирот духовенства; 9) ведение списков о всех армяно-грегорианских церквах, монастырях, семинариях и богоугодных заведениях, находящихся в пределах России; 10) ведение таковых же списков о духовенстве и монашестве; 11) ведение надлежащих книг всему имуществу монастырей и церквей; 12) дела о разрешении принятия магометан и язычников в христианскую веру армяно-грегорианского исповедания; 13) представление в Министерство Внутренних Дел ежегодных сведений. По части судебной разбирательству и решению Синода подлежат: 1) жалобы на членов Синода; 2) жалобы на епархиальных начальников и епархиальные консистории; 3) исследование неправильных действий членов Синода и епархиальных начальников, и 4) все производящиеся в епархиальных консисториях и поступающие в Синод по апелляции дела о браках и дела о преступлениях священно-церковно-служителей, не подлежащих светскому суду, а также тяжбы их между совою. Кроме того, армяно-грегорианский Синод, под непосредственным наблюдением патриарха-католикоса, решает окончательно все дела о догматах веры, отправлении богослужения, церковных обрядах и пр. Решения Синода по жалобам на епархиальных начальников и членов Синода, вели эти духовные лица приговариваются к какому-либо наказанию, приводятся в исполнение не иначе, как по объявлении на то чрез Министра Внутренних Дел Высочайшего повеления 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В 1879 г. М. Х. был избран духовным предводителем (прелатом) Вана; в 1880 г. открыл там сельскохозяйственное уч-ще; оказал содействие созданию арм. тайных орг-ций «Сев хач» (Черный крест) в Ване и «Паштпан айреняц» (Защитник Отечества) в Карине, целью к-рых была активизация национально-освободительного движения. Тур. правительство, связывая деятельность М. Х. с освободительной борьбой армян, в 1885 г. лишило его статуса духовного предводителя Вана и отозвало в К-поль, где он был избран председателем церковного собрания К-польского Армянского католикосата. После демонстрации, организованной армянами в к-польском арм. квартале Кумкапы (15(27) июля 1890), католикосат направил тур. правительству 2 протеста с описанием и осуждением действий властей по отношению к армянам. В ответ на это тур. диван выслал М. Х. из столицы и предписал ему отправиться в Иерусалим и более не возвращаться. 5(17) мая 1892 г. в Эчмиадзине заочно М. Х. был избран католикосом ААЦ. Благодаря усилиям российских дипломатов султан Абдул-Хамид II спустя 13 месяцев после избрания М. Х. согласился снять с него бремя тур. подданства, после чего имп. Александр III по закону официально смог утвердить избрание М. Х. Из Иерусалима М. Х. отправился в Европу и затем через Россию доехал до Эчмиадзина. 26 сент. (8 окт.) 1893 г. в кафедральном соборе Эчмиадзина состоялась церемония интронизации М. Х. На посту католикоса М. Х. с прежним усердием продолжал защищать права арм. населения в Османской империи, организовывал сбор пожертвований и оказывал материальную помощь беженцам из Зап. Армении, которые переезжали в Вост. Армению и др. регионы Российской империи. В 1895 г. посетил С.-Петербург и обратился к имп. Николаю II с просьбой содействовать проведению османским правительством реформ в Зап. Армении. На страницах офиц. печатного органа Эчмиадзина ж. «Арарат» (1894. 3) под именем одного из героев Аварайрской битвы 451 г., Аршена Ереци, М. Х. выступил с речью о проблемах образования духовенства и образования вообще, затронул др. аспекты жизни духовного сословия, поднял вопросы о нежелательности разводов и повторных браков овдовевших священников. В 1896 г. М. Х. начал подготовку критического издания армянского канонического текста Свящ. Писания. Для сличения и определения лучших вариантов чтения текстов были отобраны 8-9 рукописей собрания эчмиадзинского Матенадарана имени Месропа Маштоца . В качестве пробного образца был издан 1-й печатный лист (18 страниц) начальных глав кн. Бытие. Это важное начинание было прервано в 1903 г. из-за возросшего давления имперских властей на арм. общины.

http://pravenc.ru/text/2563852.html

После окончания русско-тур. войны (1878) О. активно участвовал в разработке т. н. армянского вопроса (проблемы выживания и безопасности армян) в надежде на то, что европ. страны окажут помощь в его решении. Проповедуя в неск. кварталах К-поля, он говорил о наиболее актуальных церковных и национальных проблемах. В 1879 г. О. и 75 армян-католиков, включая видных представителей армяно-католич. общины, были приняты в ААЦ. В том же году патриарх Нерсес II возвел О. в сан архимандрита, а затем назначил проповедником в ц. св. Григория Просветителя в квартале Галата. В 1880 г. О. был избран главой Каринской епархии (где в этот период не было епископа) и переехал в г. Карин (Эрзурум). В 1881 г. он сыграл решающую роль в открытии уч-ща «Санасарян», к-рое возглавил в том же году, и принял активное участие в разработке новых учебных программ. После Берлинского конгресса (1878), на к-ром «армянский вопрос» был лишь поводом для захвата европ. державами земель ослабевшей Османской империи, в Зап. Армении начали образовываться тайные орг-ции с целью освобождения Армении от тур. ига. В этот период О. в Карине установил связи с Х. Керекцяном, руководителем орг-ции «Защитник Отечества», и всячески ему содействовал. В 1882 г. османские власти раскрыли деятельность этой группы и арестовали 72 ее члена. Несмотря на то что О. тоже оказался в числе подозреваемых, он с дозволения патриарха выступил от имени Патриархии перед султанским двором и добился того, что в 1883-1884 гг. неск. приказами султана Абдул-Хамида II были освобождены все члены орг-ции. 8 июня 1886 г. О. был рукоположен во епископа католикосом всех армян Макаром I Тегутцы, а через год назначен преподавателем эчмиадзинской семинарии «Геворкян». Со дня прибытия в Эчмиадзин О. активно занимался вопросами арм. национальной и религ. политики. Год спустя под давлением Российской империи католикос был вынужден отослать его назад в К-поль. Хотя присутствие О. в семинарии было недолгим, он оказал такое влияние на учащихся, что впервые за 14 лет после открытия семинарии 4 выпускника приняли священный сан.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / екзарх прийняв Церкви для друку 9 лютого 2017 р. 19:28 8 февраля 2017 года митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, принял делегацию Армянской Апостольской Церкви во главе с ректором Эчмиадзинской духовной семинарии архимандритом Гарегином (Амбарцумяном). Встреча состоялась в Минском епархиальном управлении . Со стороны Белорусской Православной Церкви в ней принял участие архимандрит Сергий (Брич), управляющий делами Минской экзархии. Архимандрит Гарегин передал митрополиту Павлу приветствие от имени Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II и преподнес в дар Патриаршему экзарху панагию. Митрополит Павел передал Его Святейшеству иллюстрированный альбом о Белоруссии. Всем гостям были вручены памятные подарки. Стороны обсудили вопросы межконфессионального и межкультурного диалога. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою екзарх робочим Смоленську У Христа Спасителя пройшла робота читань, Митрополит взяв участь у читань та дорослих» У рамках читань присвячений розвитку сучасних у (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з Поздравление Католикоса Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации та звернення] центр «Книжкова палата в м. Москви та музей «Тапан» розпочинають В ЗЦАД представниками та Церкви Представник ВЗЦЗ взяв участь у Католикосу Нерсесу Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами заклади – екзархат – Апостольська Церква –   новини Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Представник Церкви Сходу направив Кирилу у зв " язку з в «Крокус перше у 2024 з Ради з об " при Церкви до Оновлено склади Церкви у з з Маланкарською Церквою та у з з Церквою До прибула Церкви перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4801213...

В другой зале устланной персидскими коврами, которая служила приемною, стоял на возвышении резной трон патриарха, присланный ему из Индии, а на стенах, расписанных арабесками, изображены были в кругах все разнообразные страдания просветителя Армении. Покамест рассматривал я восточное убранство сих покоев, я не слыхал как, но мягким коврам, кто-то подошел сзади; положив руку ко мне на шею, он дружески пригнул мою голову себе на грудь, это был сам патриарх Нерсес. «Здравствуй любезный, сказал он мне с свойственною ему приветливостью, вспомни где мы виделись с тобою и где ты теперь. – Под вашею отеческою сенью, отвечал я, и радуюсь, что сдержал данное слово, посетить вас, в первопрестольной обители вашей». Ласковый прием патриарха, в краю отдаленном и чуждом, был мне особенно приятен. Я имел счастье познакомиться с ним, за два года пред тем в Петербурге, когда он только что поднялся с болезненного одра необычайно исцеленный, и мало по малу оживал. Мы вспомнили обстоятельства того времени, и видно было, что он с удовольствием чувствовал себя в своем престольном Эчмиадзине, во главе отечественной церкви, пламенно им любимой и, в свою очередь, глубоко уважающей своего верховного пастыря. Впрочем, управление церковью армянскою, не есть вещь новая для патриарха Нерсеса. Он был к этому приготовлен с юного возраста, и даже ему как бы указано было его высокое назначение. Местом его рождения было селение Аштарак за 20 верст от обители Эчмиадзинской, откуда уже произошел один из католикосов, носивших имя Нерсеса, особенно счастливое в летописях армянской церкви. Прозвание Аштаракского усвоено было второму Нерсесу, чтобы отличить его от трех других: первого или Великого, Строителя и Благодатного. Нынешний Нерсес пятый по счислению иерархическому. Один опытный старец, руководивший его в молодости, как бы по тайному внушению, переименовал его Нерсесом, говоря, что и он, будучи родом из Аштарака, будет великим строителем; с самых юных лет, по чрезвычайным своим способностям, он уже был употребляем в делах церковных католикосом Лукою, и послан им в Смирну и Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XL. Католикосы Иаков IV и Елеазар. Вследствие такого предложения дань с патриархии возросла до 140 т. пиастров в год. Однако местоблюстители не долго арендовали патриархию: явился монах Фома, который изъявил визирю готовность платить ежегодно по 400 т. пиастров, если только его назначат патриархом. Визирь конечно не отказался от такого увеличения государственного дохода, и Фома сделался патриархом против желания паствы. Ловкий спекулянт знал, как увеличить доходы патриархии. Опираясь на то, что он поставлен патриархом по распоряжению султана, он потребовал от армянского иерусалимского патриарха подчинения своему авторитету. Но враги Фомы никак не могли вынести присутствие его на патриаршей кафедре. He имея возможности ни учинить над ним какое-либо насилие, так как его охраняла турецкая стража, ни подкупить в свою пользу турецкое правительство, они наконец возбудили против Фомы весь народ. Однажды целой большой толпой они явились к турецким властям и заявили, что константинопольские армяне не могут подчиняться Фоме, так как он – франк и шпион. Явились и свидетели, доказывавшие основательность обвинения 285 . Фома и его диакон были арестованы и заключены в тюрьму. Тогда константинопольская паства предала Фому анафеме и написала акт, что она не желает более иметь его своим главою. Этот акт был скреплен прибывшим в Константинополь иерусалимским патриархом Аствацатуром и представлен конст-му паше с требованием смерти Фоме. Паша уступил требованию армян, и Фома без суда и следствия и без ведома покровителя своего, визиря, был отравлен в тюрьме. Злоба константинопольских армян к Фоме не удовлетворилась его смертию. Подкупивши стражу, армяне достали труп патриарха и устроили над ним самый низкий и непристойный триумф. Они топтали труп ногами, плевали на него и подвергали его другим разным поруганиям; наконец лишили его христианского погребения, бросив вместо того в море (1658) 286 . В этом преступлении принимали деятельное участие Елеазар, бывший конст. патриарх, который потом сделался иерусалимским патриархом, а наконец и эчмиадзинским католикосом, и монах Мартир, вскоре патриарх константинопольский. Смуты однако продолжались. Продажность турецких чиновников делала возможным достижение патриаршества для всякого проходимца. За следующие 22 года католикосства Иакова сменилось в Константинополе 12 патриархов. За год до смерти Иакова к–им патриархом сделался уже булочник Саркис (1679). На патриаршество смотрели не как на высшую священную степень, а как на выгодную должность; поэтому всякий старался проникнуть в овчий двор константинопольской армянской церкви не прямо дверьми, – так как это было для многих невозможно, – a через забор.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Первым из глав М. считался правосл. К-польский патриарх. Его адм. власть после падения Мамлюкского султаната формально распространилась на Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты, хотя 2 последних до кон. XVII в. существовали вполне автономно. Под непосредственную юрисдикцию К-польского патриарха перешла паства упраздненных Печского Патриархата (1766) и Охридской архиепископии (1767). Процессы эллинизации, сопротивления ей и обратной национализации Поместных Православных Церквей стали основной парадигмой их истории в османский период. Гораздо более гетерогенным образованием являлся арм. М., в к-рый были включены все христиане, не признававшие греко-правосл. традицию: монофизиты, несториане, католики и др. Поскольку резиденция Эчмиадзинского католикоса располагалась во владениях враждебной османам Сефевидской державы, был создан арм. К-польский Патриархат, к-рому административно подчинялись Киликийский (Сисский), Ахтамарский и Иерусалимский престолы Армянской Апостольской Церкви. За состояние дел в каждом из М. официально отвечал его глава (миллет-баши), статус которого приравнивался к статусу трехбунчужного паши. Он был членом имперского совета (диван-и хумаюн) и утверждался самим султаном. Обладая правом с согласия мусульманских властей назначать и смещать церковных иерархов, миллет-баши в свою очередь не мог править, игнорируя волю и интересы духовных и светских лидеров своей общины. Соответственно продолжительность пребывания главы М. на посту зависела от того, как долго ему удавалось пользоваться поддержкой влиятельной части паствы и не давать оснований османам усомниться в своей лояльности. Из 159 К-польских патриархов времен османского правления 6 были казнены, 27 отреклись от престола, 105 были смещены и только 21 мирно скончался в патриаршем сане. Система М. позволяла гос-ву контролировать иноверные общины через их религ. институты. Церковные иерархи наделялись существенными адм., фискальными и судебными прерогативами, позволявшими им применять практически любые меры принуждения и наказания своих «духовных чад». В то же время они несли перед Высокой Портой ответственность за лояльность единоверцев, а также за бесперебойную выплату ими налогов. Административные и судебные полномочия наряду с духовным авторитетом религиозных лидеров общин служили основой функционирования своеобразной, не имевшей территориальных границ «теократической автономии», обеспечивавшей османским властям эффективное управление иноверными подданными, в какой бы части империи те ни проживали.

http://pravenc.ru/text/2563216.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010