Евангельские сюжеты появляются в хачкарах ( Аменапркич мон-ря Ахпат). Их изготовление становится массовым, техника резьбы на хачкарах приближается по утонченности к искусству плетения кружев. Создание орнамента на плоскостях разного уровня сообщает обелиску пространственную глубину (хачкары Тудеворди в Санаине, 1184; мастера Погоса в Гошаванке, 1291; мастера Момика в Нораванке, 1308 и др.). Богоматерь с Младенцем. Рельеф гавита мон-ря Нораванк. Кон. XIII в. Богоматерь с Младенцем. Рельеф гавита мон-ря Нораванк. Кон. XIII в. Архитектура Киликийского арм. царства (1080-1375) формировалась под воздействием целого ряда влияний: Вел. А., местных визант. памятников, зодчества стран Средиземноморья и искусства греч., сир. и итал. колоний Киликии. Мощными укреплениями были оснащены столица царства Сис, города Аназарв , Адана, Корикос, крепости Одзиберд (Левонкла), Тумлуберд и др. Во мн. случаях основу этих сооружений, как и нек-рых церковных построек, составляли античные и визант. постройки (Аназарв, Паперон), купольные храмы встречались редко (Св. Софии в Сисе, 1230). Большинство церквей в крепостях являлись небольшими однонефными постройками (нек-рые в 2 этажа), располагавшимися вдоль стены, их апсиды заключались в объеме крепостной башни и лишь изредка выступали за ее пределы. С кон. XIV в. монументальное строительство в А. практически прекратилось. В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию, возводились церкви и мон-ри в Ереване и пригородах, Вагаршапате, Агулисе. Мон-ри представляли собой компактный комплекс, окруженный оборонительными стенами, с одним храмом посреди двора, жилыми и хозяйственными постройками (Мец-Анапат близ Татева (1660); Амарас в Арцахе (1667-1676); Сурб Акоп (св. Иаков) Параги в Нахчеване, Ктуц в Васпуракане, Сурб Тадеиванк (мон-рь св. Фаддея) в Артазе ; Сурб Геворг (св. Георгий) в Мугни (1664) и Хор-Вирап (1662-1695) в Айрарате и др.). Традиц. тип купольного зала встречается редко (Хор-Вирап, Шогакат в Вагаршапате), наиболее распространены трехнефные базилики, часто с одной парой столпов, а также двухстолпные и четырехстолпные крестово-купольные храмы (Мегри). Перед входом в церковь часто сооружались многоярусные колокольни (Эчмиадзин, 1654-1658). Архитектура нек-рых храмов XVII в. имеет богатое фасадное убранство в виде полихромной (шахматной или полосной) кладки (Мугни) или барельефной орнаментации и скульптуры (барабан купола Эчмиадзинского собора). В этих произведениях, продолжающих местные традиции, присутствуют элементы европ. и иран. зодчества, напр., наряду с камнем используется кирпич (Мегри, Васпуракан).

http://pravenc.ru/text/76104.html

—506— октябре 1653 года, называет Никона великим государем 576 . Сибирский архиепископ Симеон, в грамоте к воеводе Мусину-Пушкину еще в марте 1654 года, т. е. за полгода до свидания царя в Вязьме с Никоном уже называет его великим государем 577 . Целый земский собор, бывший в октябре 1653 года, в своих официальных актах титулует Никона великим государем 578 . Задолго до 21-го октября 1654 года называет Никона великим государем и сам царь. Так 23 октября 1653 года, по поводу окончательного решения объявить войну польскому королю, царь, в московском Успенском соборе, обращаясь с речью к боярам, при чем присутствовал и Никон, говорил: «мы, великий государь царь... советовав с отцем своим и богомольцем, великим государем, святейшим Никоном патриархом » 579 . Великим государем царь титулует Никона патриарха в своей грамоте от 8-го декабря 1653 года и также и во многих других еще до 21 октября 1654 года 580 . Но что главное: сам Никон в своих грамотах, еще за год слишком до 21 октября 1654 года, когда будто бы государь умолил его принять нежелательный для него титул великого государя, уже постоянно титулует себя великим государем. Так, 19 августа 1653 года; в грамоте к архимандриту Иверского монастыря Иакову, Никон пишет: «от великого государя, святейшего Никона патриарха Московского и всея Русии»..., и затем уже во всех последующих грамотах он неизменно называет себя великим государем. А таких грамот к архимандритам Иверского монастыря за 1653 год и за 1654 год до октября месяца, до нас дошло не одна, две или три, а более двадцати 581 . Даже в грамотах к царским воеводам, еще ранее 21 октября 1654 года, Никон титуловал себя великим государем. Так 9-го июля 1654 года Никон пишет: «от великого государя, святей- —507— шего Никона патриарха ... на Вологду воеводе князю Ивану Тимофеевичу Ухтомскому»... Или: «благословение великого государя святейшего Никона патриарха ... в Путивль воеводе и боярину Никите Алексеевичу Зюзину... Мы, великий государь, святейший патриарх, указали» 582 ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– В экземпляре сборника армянских гражданских и духовных законов, составленного в конце XII в. армянским вартапедом Мхитаром Гошем, в экземпляре бывшем под руками Петермана, члена королевской академии в Берлине, в конце помещены след. церковные правила: 50 правил Иоанна Эзенцкого, правила св. апостолов, собранные Климентом, восемь отрывков из правил апостольских, одно правило св. Фаддея, 113 правил собора Никейского, 44 правила католикоса Нерсеса, брата Григория Просветителя. (Notice sur un Nomocanon georgien, manuscrit du Musse asiatique de l Academie Imperial des sciences, 103. Par Brosset. Balletin de l Acadimie Imperial des sciences de St.-Petersbourg. T. XIX. 4. p. 338). В библиотеке Эчмиадзинского монастыря, служащего местопребыванием армянского католикоса, сохраняются след. сборники армянских правил: 1) Законы и правила Церкви, некоторые с гражданскими законами, составленные из правил вселенских соборов и св. отцов западной, восточной и армянской церквей (в рукописи).2) Соборное духовное уложение С. Нерсеса Клаеци (рук и печ.). (Арапетова, Эчмиадз. монастырь в Журн. Мин. Вн. Д. 1844. Май. Стр. 241). В 1828 году по мирному трактату с Персиею, в пределы российской империи вошли ханства Эриванское и Нахичеванское, переименованные армянскою областью, а вместе с тем присоединена кафедра армянского патриарха – католикоса, находящаяся в Эчмиадзинском монастыре. Первою заботою русского правительства по отношению к духовным дедам армянской церкви было узнать с точностью основные законы этой церкви для составления устава об управлении ее, с сохранением по возможности всех древних постановлений и обычаев ее. Сведения собранные об этом предмете в архиве министерства иностранных дед и из разных сочинений об Армении, не удовлетворяли вполне предположенной цели. Посему главноуправляющий делами иностранных исповеданий обратился к графу Паскевичу-Эривансвому с просьбою дополнить и объяснить их, а также подробно разузнать правила, которым следовали Эчмиадзинский Синод и армянское духовенство вообще, как в то время, так и прежде, и означает, какие из этих правил наиболее уважаемы в народе и более согласны с тогдашним положением Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

1654 г. Мастер Емельян Данилов (Успенская звонница Ростовского кремля) Колокол «Баран». 1654 г. Мастер Емельян Данилов (Успенская звонница Ростовского кремля) Вершиной творчества Данилова был «Большой Успенский» К. весом 8 тыс. пудов, изготовленный в 1654 г. по указу царя Алексея Михайловича. Его отливка была осуществлена в Кремле, на Ивановской пл., возле ц. Рождества Христова. После изготовления К. «был поставлен на станках, и был в него благовест в господские праздники» (РГБ. Ф. 67. Карт. 29. Д. 57. Л. 1), но от неловкого удара в том же году он разбился. До настоящего времени не дошло ни одной работы Матвеева и единственная - Данилова: К. «Баран», отлитый в 1654 г. для ростовского Успенского собора. Мастер Пушечного двора Никифор Баранов (нач. 1600-х - 1654) в 1651 г. по просьбе Новгородского митр. Никона (Минова ; с 1652 патриарх Московский и всея Руси) выезжал в Новгород для отливки 1000-пудового благовестника для Софийского собора. Там же он изготовил 150-пудовый К., перелив его из 2 прежних - «молебенного Васильевского и Просвирницкого». Сохранился только один К. мастера, вылитый в 1650 г. для Новодевичьего мон-ря. «Большой Успенский колокол», лежащий в Московском Кремле. Рисунок из альбома А. Мейерберга «Виды и бытовыя картины России XVII в.» «Большой Успенский колокол», лежащий в Московском Кремле. Рисунок из альбома А. Мейерберга «Виды и бытовыя картины России XVII в.» Разбитый 8000-пудовый К., изготовленный Даниловым, взялся перелить молодой московский мастер Александр Григорьев сын Лелекин (ок. сер. 30-х гг. XVII в.- после 1678). Вероятно, ему доверили эту работу, поскольку все старые специалисты Пушечного двора не пережили эпидемии чумы 1654 г. Григорьева и его коллегу Федора Дмитриева (впосл. стал именоваться Ф. Моторин) спасло то, что в это время они находились в Новгороде, где переливали разбившийся 1000-пудовый благовестник Баранова для Софийского собора. Переливку К. работы мастера Данилова Григорьев производил с 12 учениками. Гигантский благовестник изготовили всего за неск.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

сделался январем следующего, по нашему нынешнему счислению, нового 1654 года от Рождества Христова. Принимая все это во внимание, следует рукописное сказание XVIII в. Об иконе Спасителя исправить в том смысле, что первое чудо от этой иконы свершилось не в 1654, а в 1653 году. Таким же именно образом следует исправить в рукописи и другие хронологические даты. В противном случае опять возникнет масса недоумений. В рукописи, напр., чудеса излагаются в таком порядке: в ноябре 7162 г. записано 4 чуда, в декабре 10 чудес, в январе – 1 чудо, в феврале – 4 чуда, в марте – 7 чудес, в апреле – 2 чуда, в мае – 1 чудо и в июне – 3 чуда. Все эти чудеса совершились в течение одного 7162 г. от сотворения мира, или, по нашему летосчислению, в период времени с ноября 1653 г. по июнь 1654г. Между тем, сибирский писатель XVIII в., впав однажды в ошибку, допустил подобные же ошибки и в дальнейших рассказах о чудесах от иконы Спасителя, считая январь 7162 г., вопреки всяким вычислениям, январем не 1654, а уже 1655 года, и утверждая, что все вообще, записанные им чудеса, совершились между ноябрем 1654 и июнем 1655 года. С содержанием этого рукописного сказания об иконе Спасителя читатели Тобольских Епархиальных Ведомостей отчасти знакомы. В 1883 г. прот. Скосырев поместил это сказание при своей статье о Тобольском кафедральном Софийско-Успенском соборе Но тогда это сказание, по независящим от прот. Скосырева обстоятельствам, было издано крайне неудовлетворительно. Во-первых, оно было помещено в примечании, как памятник, якобы не имеющий серьезного значения; во-вторых – оно было напечатано не в полном его виде, а с значительными сокращениями; из 32 чудес было изложено только 19; наконец, в-третьих – текст его на страницах Епархиальных Новостей тогда был значительно изменен против подлинника, отчасти передан буквальными словами рукописи, отчасти же переделан на современную русскую речь. В виду предстоящего в ноябре сего 1903 года 250-летия со времени прославления иконы Спасителя, весьма желательно, чтобы этот единственный литературный памятник, касающийся старинной Тобольской святыни, был снова издан в свете, но только уже без всяких изменений, переделок и сокращений. Свящ. А. Юрьевский 1 В нынешнем 1903 году Попечительством о нуждах кафедрального собора предположено этот киот вызолотить вновь. 2 Здесь можно кстати сделать небольшую заметку частного характера относительно слов «ноября 14 в среду». В 1654 году 14-ое ноября приходилось не в среду, а во вторник. В предыдущем же году т.е. в 1653 оно приходилось даже не в понедельник. Это неправильное показание дня недели может быть объяснено, конечно, разными догадками: или день недели указывает автором наобум, или же дело было не 14 ноября, а в другое число. Читать далее Источник: Юрьевский Ю., свящ. Икона Всемилостивого Спаса, что в Тобольском кафедральном соборе, и сказание о бывших от неё чудесах//Тобольские епархиальные ведомости (Отд. неофиц.). 1903. 14. С. 331–342. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было 09.08.2008 3485 Время на чтение 30 минут В 1686 году Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви издали Томос о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха. Обстоятельства издания этого документа и по сей день вызывают споры как среди ученых, так и среди церковных и политических деятелей. Как же все было на самом деле? 8 января 1654 в Переяславле гетман Богдан Хмельницкий и казацкая старшина присягнули на верность московскому царю, положив тем самым начало процессу вхождения Украины в состав Московского государства. Столь существенная перемена в политической жизни Украины не могла не отразиться и на положении православной Киевской митрополии. Киевские митрополиты в 1654-1685 гг Напомним, что к моменту заключения Переяславского договора Московская Церковь уже более двух столетий существовала как автокефальная. С 1589 года она получила статус Патриархата и, таким образом, по чести приблизилась к древним Восточным Православным Церквам. Киевская же митрополия продолжала оставаться автономной в составе Константинопольского Патриархата. При этом после падения Византийской империи (1453) степень церковной зависимости Киева от Константинополя становится все менее значительной. Это дает основания украинским историкам утверждать, что " Украинская Церковь лишь номинально зависела от Церкви Цареградской, но фактически она была независимой " Договор 1654 года не предполагал изменений канонического статуса Киевской митрополии. В статьях, составленных в марте 1654 года, которые оформили новые взаимоотношения между Московским царством и Украиной, лишь одно положение касалось Православной Церкви. Статьи подтверждали и гарантировали сохранение в будущем имущественных прав украинского Следует помнить, что в 1654 году в состав Московского государства вошла далеко не вся территория современной Украины. Большинство епархий Киевской митрополии остались тогда на территории Польского королевства. К моменту созыва Переяславской Рады в состав митрополии, кроме самой Киевской епархии, входили также епархии Луцкая, Львовская, Могилевская, Перемышльская, Полоцкая и Черниговская. Лишь Киевская и Черниговская кафедры оказались на территории, контролируемой Москвой. Остальные епархиальные центры остались в Польше, находившейся в состоянии войны с Московской державой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Всех книг предназначено было по описи к взятию из монастырей 2672 книги, главным образом славянских. Но как известно, патриарх Никон , приступая к делу исправления церковных книг, постановил себе правилом – при исправлении их справляться с греческими книгами, а не с добрыми только переводами славянскими, как было у нас доселе. Решив исправлять книги так, патриарх Никон сам – по своей инициативе – послал еще до московского собора, бывшего в 1654 году, и значит не вследствие решения соборного – послал старца Арсения Суханова , келаря Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря! 2 , на восток и именно – на Афон для покупки главным образом греческих книг. Не сохранилось известий о том, когда старец Арсений Суханов отправился на восток для покупки книг; несомненно только то, что он выехал из Москвы еще до собора 1654 года, потому что 4 февраля 1654 года он был уже в Яссах и прислал оттуда государю царю Алексею Михайловичу отписку, собор же 1654 г. раньше последних чисел января месяца быть не мог никоим образом. На основании этой отписки можно предполагать, что из Москвы Арсений отправился еще в начале января месяца 1654 (7162) года [полагая на проезд от Москвы до Ясс 20–25 дней] 3 . Старец Арсений Суханов отпущен быль царем Алексеем Михайловичем, как говорится в предисловии к служебнику, изданному в 1655 году, – «со многою милостынею»; но как велика была эта милостыня, составитель предисловия не говорит. Нет прямых указаний и в других документах того времени, но косвенные найти можно. В 1658 году (7166) июля 31 д. окольничими Родионом Стрешневым и Дуровым была описана домовая казна патриарха Никона , оставшаяся в Москве после удаления патриарха в Воскресенский монастырь. В числе этой домовой казны значатся и книги; и им – также, как и прочим вещам – была составлена «переписная книга». Эта-то переписная книга отчасти и поможет нам в решении нашего вопроса. В ней находятся в двух местах указания по вопросу о размере милостыни. В первом месте читаем: «под церковью трех святителей Петра, Алексея, Ионы московских чудотворцев, книги писмянные и печатные на греческом языке, а покупал те книги великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца на денежную казну и на соболи старец Арсений Суханов , а по указу великаго государя царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца, те книги отданы патриаршу боярину Борису Нелединскому, да дьяком Ивану Кокошилову, да Ивану Калитину; а по указу великаго государя Борису Нелединскому с товарищи велено те книги послать в Воскресенский монастырь, к великому господину к бывшему Никону патриарху ».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

11 В письме Дионисия Ареопагита к Поликарпу описывается чудесное затмение солнца, которое Дионисий наблюдал вместе со своим учеником Аполлофаном в египетском городе Гелиополе (Солнечном граде, по славянскому переводу), и дается понять, что это было то затмение, которое происходило во время крестных мучений Христа. 13 Солнечное затмение, о котором пишет здесь Аввакум, случилось 2 августа 1654 (от сотворения мира – 7162) года, во время страшной эпидемии чумы. Аввакум ошибочно сообщает ниже, что это произошло «недели за две» до Петрова дня (29 июня), в то время как в действительности затмение состоялось за две недели перед другим праздником – днем Успения Богородицы (15 авгу­ста). Этого затмения Аввакум, находившийся летом 1654 г. в сибирской ссылке (см. примеч. и сам наблюдать не мог, так как Тобольск, место его тогдашнего пребывания, не входил в зону видимости затмения 2 августа 1654 г.; потому Аввакум и ссылается тут на архиепископа Симеона Сибирского, отлу­чавшегося как раз в 1654 г. из Тобольска в Москву (см. примеч. что тот на пути своем в столицу был свидетелем этого затмения и, вернувшись в Тобо­льск, конечно же, рассказывал о нем своему окружению; отсюда и хронологи­ческая неточность в сообщении Аввакума. 14 Архиепископ Тобольский и Сибирский Симеон являлся пострижеником Макариева Желтоводского монастыря и, вполне вероятно, был знакомцем Аввакума еще по нижегородскому периоду его жизни. До 1651 г. он был игуме­ном Пафнутьева Боровского монастыря, а в 1651 г. его хиротонисали в Сибир­ского епископа. Очень вероятно, что Симеон входил в кружок ревнителей бла­гочестия. Во время своей сибирской ссылки Аввакум находился в непосредственном подчинении Симеону по линии церковного управления; в Тобольске Симеон оказывал прямую поддержку Аввакуму и защищал его от нападок вра­гов. Но Симеон участвовал в церковном соборе 1654 г., утвердившем Никонову реформу; с 1664 по 1667 г. он занимал должность старшего справщика церков­ных книг на Московском печатном дворе. Последние годы жизни Симеон про­вел на покое в Макарьевском Желтоводском монастыре, умер же в Москве, в Чудовом монастыре, не известно точно, в котором году, но после 1675-го.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

Далее автор приводит описание произошедших событий с точки зрения протопопа Аввакума и его сподвижников с момента смерти патриарха Иосифа. Все происходит с точностью до наоборот Диссертант обращается внимание, что Иван Неронов еще в 1654 г., т. е. до выпуска служебников никоновской печати, заявил о явлении в мир Антихриста. Жребий был брошен. 3. Собор марта или апреля 1654 г. Новый собор, 1654 г., определил, что царь является источником гражданского и церковного права, только он имеет право созывать соборы и утверждать постановления. Кроме того, указывалось, что чин богослужения имеет силу догмата Несмотря на то, что славянский текст Символа веры , где было несколько разночтений, в т. ч. слово «истинный», был одобрен Стоглавым собором, следовало исправить русские книги по греческим оригиналам (в деяниях собора указывалось, что книги правятся по старым русским и греческим образцам). В реальности, Собор 1654 г. одобрил «исправление» русских книг согласно новым греческим печатным изданиям. О результатах поездки Арсения Суханова утверждалось, что он привез много древних священных книг, в т. ч., возрастом 1000 лет (явная неправда). Отцы собора во главе Никоном остереглись утверждать, что новые греческие книги венецианской печати правильнее русских. Про происхождение греческих книг, использованных для справы, вообще не упоминалось. Никон, мордовский крестьянин по происхождению, вообще не знал греческого языка, поэтому не мог авторитетно судить о качестве греческих изданий. 1654 г. Никон посылает послание патриарху Паисию Константинопольскому с вопрошанием о мелких обрядовых деталях и обвиняет протопопа Ивана Неронова и епископа Павла Коломенского в непослушании законной церковной власти. Никон заверяет, что его главная цель – добиться единочиния с греками. 4. Поездка патриарха Макария Антиохийского в Москву В феврале 1655 г. патриарх Макарий Антиохийский прибыв в Москву за дарами русского царя, встретился при дворе с митрополитом Даниилом Сербским, прибывшим с той же целью. Патр. Макарий, араб по происхождению, заявлял, что греки приняли священные обряды непосредственно от Апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010