Между тем они стояли вне контроля епископской власти и могли сами объявить епископа еретиком и отлучить от церкви. Незаконно-высокое положение вардапетов, помимо опасности для веры, нарушало еще единство и стройность церковного управления; ибо, стоя вне контроля епископской власти в деле церковной проповеди , они и вообще действовали вопреки воли епископов и даже присвоили себе совсем несвойственное им право поставлять приходских священников. Катол. Мелкисет, какой он ни был сам по себе, совершенно основательно восставал против новой власти в церкви, пренебрегающей не только властию епископов, но и властию католикоса. Борьба с Моисеем была для Мелкисета менее удачна, чем с Погосом. Народ слишком высоко ставил Моисея, чтобы можно было безнаказанно предпринять против этого вардапета что-нибудь решительное. Сам Моисей вел себя не так неосторожно, как Погос, и однажды даже послал Мелкисету свой вардапетский жезл, мантию и ковер, отказываясь проповедовать. He имея возможности противодействовать Моисею, Мелкисет наконец покорился необходимости видеть возле себя лице с большим авторитетом и влиянием, чем он, католикос, и даже воспользовался им, как источником доходов. При преемнике Мелкисета Исааке Моисей выдвинулся еще больше. Во время кратковременного своего правления Исаак не привлек к себе симпатий армян. В этом он отчасти виноват был сам. Получив утверждение в должности, он вообразил себя единственным католикосом в армянской церкви; стал производить сбор среди персидских армян и требовал от них повиновения себе. Между тем в Испагани еще жив был кат. Давид, который был законным главой всех проживавших в Персии армян. Эта притязательность Исаака сильно повредила ему в общественном мнении. Некоторые разбогатевшие в Персии армяне в это время начинают оказывать сильное влияние на ход церковных дел, и это особенно было невыгодно для Исаака. Эти люди обратили свои симпатии исключительно к вардапету Моисею и старались поставить его католикосом. По ходатайству одного из таких влиятельных лиц, вардапету Моисею дан был новоизобретенный титул просветителя Эчмиадзина и исключительное право восстановления его церквей. Католикос Исаак был сильно смущен этим обстоятельством, так как не без причины усматривал в назначении какого-то просветителя Эчмиадзина умаление собственного достоинства и ограничение патриаршей власти. Напрасно он хлопотал об уничтожении новой должности, – ничто не помогло: армянский народ отвернулся от Исаака. Теснимый сборщиками по случаю дани, которую он обязан был платить, он принужден был скитаться по стране за сбором подаяний, а так как народ не любил его, то эти скитания давали скудные результаты. Видя безвыходность своего положения, Исаак наконец улучил удобный случай и бежал от сопровождавших его персидских опекунов в Ван, находившийся под властью турок (1628) 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В текущем 1902 году близ Эчмиадзина были открыты развалины большой церкви, которой большие капители, лежавшие ранее в саду Духовной Академии Эчмиадзина, были изданы ранее проф. И. Стрыговским и оказались, по монограммам Нарзеса III Кафоликоса (640–661г.) «Строителя», относящимися к зданию VII века. Ныне это здание открыто под землею усердием одного местного духовного лица и, вероятно, скоро будет опубликовано, со всеми, говорят, очень богатыми находками, в нем сделанными. Пока же мы можем сказать, что это здание по плану весьма близко к храму Адриановой стои. В Бейруте на поверхности земли не сохранилось никаких древностей, и даже самой старины очень немного. Город, построенный в новейшем левантинском виде, который составляет помесь итальянской гражданской архитектуры и восточных планов дома, с внутренними двориками, не представляет ничего любопытного, даже на базаре, тогда как соседний Триполи не даром известен колоссальным базаром, многими постройками времен крестоносцев и восточным характером многих кварталов. Бесхарактерный тип новоевропейского квартала в Бейруте напоминает собою наиболее Смирну, а затем и новые кварталы всех приморских городов по берегам Средиземного моря, от Сирии до Испании включительно. Мы вышли из Бейрута с караваном в начале сентября 1891 г., направляясь через Штору на Баальбек, руинами которого интересовались, как оригиналом декоративных построек Гаурана и Заиорданья и всего греко-римского периода Палестины вообще. Превосходная шоссированная дорога, обставленная загородными виллами, плантациями тутовых дерев, виноградниками, смоковницами, часто на искусственно образованных террасах, подымается на Ливан, где и прекращается, уступая место полнейшему бездорожью. Местечко Алей служит для Бейрута летним горным пунктом, для нас часовым отдыхом, а местом нашей остановки на ночлег Аин-Софар на высоте прибрежного Ливанского кряжа, деревня, с обильным колодцем. Спустившись вниз, среди чудных, далеких видов на Анти-Ливан и его глубокие долины, приходим в Штору, живое местечко, с европейскими плантациями, садами, шумным горным потоком, и оттуда через какой-либо час в Муаллах, большую деревню, с монастырем Иезуитов, с многочисленными виноградниками по склонам гор, производящими лучшее вино в Сирии. Это место вековой культуры, в плодороднейшей долине у подножия красноватых холмов, с красивыми ущельями, отовсюду сбегающими вниз, покрыто руинами, древними и позднейшими, которые было бы интересно расследовать путем настоящих раскопок. Здесь и доселе масса полей пшеницы, ячменя, маиса, плантации всяких овощей и фруктов, и богатство привлекало сюда постоянную смену различных завоевателей и владетелей. В 10 мин. по дороге к Баальбеку показывают так называемую гробницу Ноя, – поздняя мечеть с пристройкою на древнем, быть может, еще помнящем римлян, основании, позднейшего тюрбе, длиною, пожалуй, до 7–8 саж. 61

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

ст., примеч. К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994; Minassian M. Cours intensif d " arménien ancien . Genève, 1994; Esbroeck M. van. Ein Jahrtausend armenischer antichalkedonischer Literatur//Annuarium historiae conciliorum. 1998. T. 30. P. 146-184; Garsonan N. L " Église arménienne et le grand schisme d " Orient. Louvain, 1999. (CSCO; 574, Subs. 100); Мурадян П. М. Идея конфессиональной толерантности и межнационального согласия в армянской книжности XII-XIII вв.//ХВ. 1999. Вып. 1 (7). С. 359-373; Shirinian M. E., Muradian G. The Armenian Collection of the Ecclesiastical Canons//Там же. С. 124-154. А. В. Муравьёв Искусство рукописной книги Оклад Евангелия. XV в. Татев (Золотая кладовая Эчмиадзинского Католикосата) Оклад Евангелия. XV в. Татев (Золотая кладовая Эчмиадзинского Католикосата) Начало арм. рукописной книги восходит ко времени создания Месропом Маштоцем в нач. V в. арм. алфавита. В этот период определяются образцы письма, композиция текста, виды книг. Арм. рукописи назывались матьян и гирк (кодекс и книга), каковыми и являлись по своему виду. Исключение составляют рукописные талисманы хмаил в виде свитка (самые ранние XV в.). Известны мастерские по выработке пергамена в Гладзоре, Татеве, Ромкле. Арм. пергамен - преимущественно тонкий, мягкий и светлый - ценен тем, что полировался с обеих сторон и хорошо удерживал краску. Встречается также бархатистый по типу зап., с очень мелкими «порами». Сшитые тетради одевались в деревянные пластины, к-рые обтягивались тисненой кожей, бархатом или помещались в оклады из слоновой кости, серебра и золота. Книги с окладами хранились в кожаных и матерчатых чехлах. Металлические оклады инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями, самоцветами, цветными стеклами и пастой с применением чеканки, филиграни, зерни и чернения. Сохранилось ок. 30 тыс. арм. рукописей, хранящихся в различных собраниях мира, наиболее значительные из них: Ин-т древних рукописей им. Месропа Маштоца Матенадаран в Ереване (14 тыс.); б-ка Армянского Патриархата в Иерусалиме (более 4 тыс.); б-ка конгрегации мхитаристов в Венеции (ок.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Фото: Михаил Егиков/ТАСС Ереван, 25 ноября. Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II провел в воскресенье 22 ноября траурную литургию по погибшим в ходе обострения конфликта вокруг Нагорного Карабаха, на которой призвал армянский народ к единству. На литургии, которая прошла в святом Эчмиадзине, присутствовали премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент республики Армен Саркисян, передает корреспондент ТАСС . «В эти тяжелые дни политики и государственные деятели должны нести двойную ответственность. Все групповые и индивидуальные интересы должны отступать перед высшими интересами Родины. Нам сейчас нужно единство как никогда. Поэтому мы призываем всех избежать любых действий, которые могут вызывать вражду и ненависть», – сказал Гарегин II. В воскресенье в Армении был объявлен общенациональный траур. Литургия прошла в Эчмиадзине по погибшим в защиту родины. Ситуация вокруг Нагорного Карабаха обострилась 27 сентября, на спорной территории начались активные бои. Баку и Ереван оспаривают принадлежность региона с февраля 1988 года, когда он объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. Во время вооруженного конфликта 1992-1994 годов Азербайджан утратил контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. 9 ноября президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян подписали совместное заявление о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе с 00:00 мск 10 ноября. Военные подразделения Азербайджана и Армении остановились на занимаемых позициях, а в регионе развернуты силы российских миротворцев. При этом оппозиция в Армении считает, что подписанный Пашиняном документ по сути является капитуляцией. Они также называют премьера ответственным за внутренние экономические и социальные проблемы республики и требуют его отставки. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Антиохийским монофизитским патриархом Петром из еретических побуждений вставке «Распныйся за ны».- Троицкий. С. 203-210) и 13) чтение священником молитвы Трисвятого (заимствованной из визант. литургии); 14) прошения диакона, похожие на визант. великую ектению (к-рая в X-XI вв., во время активного заимствования армянами к-польских обычаев, тоже следовала за Трисвятым); 15) возглас диакона «Помилуй нас, Господи Боже наш» и молитва священника (=визант. молитве сугубой ектении); 16) чтения (читаются лицом к народу, их порядок: а) чтение из ВЗ; б) чтение Апостола; в) пение псалма с припевом «Аллилуия» (ср. Аллилуиарий , Прокимен ); г) возглашение диакона: « » [Алэлуиа Орт‘и] (греч. λληλοα, ρθο (    )); д) преподание мира и неск. возгласов перед чтением Евангелия; е) чтение Евангелия, оно сопровождается каждением); 17) чтение Символа веры Никейского Собора (с заключительными анафематизмами), неск. измененного ( Winkler. Armenian Anaphoras and Creeds. P. 43-55); 18) прошения диакона (в частности, прошение о даровании «Ангела мира» - см. ст. « Ангел-хранитель », разд. «Гимнография»); 19) преподание мира; 20) молитва главопреклонения; 21) отпуст оглашенных. Согласно Тафту, части 1, 2 (в воскресные дни), 6, 8, 9, 13, 14, 15 являются заимствованиями из к-польской (визант.) практики, 18, 19, 20 - из иерусалимской ( Taft. The Armenian. P. 188-192). Потир. 1623 г. Эдирне (Музей собора Эчмиадзин) Потир. 1623 г. Эдирне (Музей собора Эчмиадзин) Порядок литургии верных ( (?) · . P. 170-207; СДЛ. Т. 2. С. 196-234; Raes. P. 84, 92, 100, 110; Taft. The Armenian. P. 192-194): 1) пение 3 гимнов: «Тело Господне и Кровь Спасителя суть пред нами» (по указанию Тафта, текст этого гимна заимствован из вост.-сир. обряда ; этот и следующий гимны - след древней иерусалимской практики); «агиологии» - изменяемого гимна (в это время все в храме встают на колени); «Мы, таинственно изображающие херувимов» (=визант. херувимская песнь ); 2) диакон уходит к жертвеннику за дарами, священник читает молитву «Никто из связанных» (=визант.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Ереван, 29 января, Благовест-инфо. В Армении отметили День армии и 16-летие Вооруженных сил независимой республики. По случаю праздника Католикос всех армян Гарегин II высшей наградой ААЦ – орденом «Сурб Нерсес Шнорали» отметил заместителей министра обороны Армении, генерал-лейтенантов Алика Мирзабекяна и Гургена Мелконяна, а также министра обороны Нагорно-карабахской республики, генерал-лейтенанта Мовсеса Акопяна. Церемония награждения прошла в кафедральном соборе Первопрестольного Эчмиадзина. На праздничной литургии присутствовал высший офицерский состав Вооруженных сил Армении во главе с министром обороны Микаэлом Арутюняном. Обращаясь к присутствующим, член монастырской братии Святого Эчмиадзина, епископ Анушаван Жамкочян подчеркнул, что «все победы совершаются с верой в бессмертие, верой в воскрешение, где духовным или моральным сверхоружием, также остается вера». В своем напутствии он вновь озвучил имена исторических героев победивших в битвах при Аварайре, Сардарапате и Арцахе. «Христианская вера помогала нам победить врага, и она же теперь помогает жить с миром», – сказал епископ. Свое благословение на церемонии дал также глава войскового духовенства Вооруженных сил Армении архимандрит Вртанес Абрамян, напомнивший, что по армянским традициям военнослужащие дают военную присягу у врат церкви. «Эта традиция дает нам силы сражаться и веру в победу», – подчеркнул архимандрит. Высшее духовенство Армении посетило также Пантеон погибших героев Карабахской войны «Ераблур», воздав дань уважения воинам, погибшим в арцахской войне. После заупокойной службы в церкви на «Ераблур» архимандрит сказал: «Мужество и стойкость питали вас верой в освобождение, а защита Родины – это и есть часть вашей веры». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Это древнее здание — тоже часть нашей истории, часть нашего народа. А значит, его нужно беречь и сохранять, несмотря ни на что. Такова наша позиция. Жаль только, что не все ее разделяют. Так, несколько лет назад в Нахичевани (автономная республика в составе Азербайджана — «НИ» ) были уничтожены уникальные памятники христианской культуры — древние каменные кресты-хачкары IX века. Всего погибло десять тысяч хачкаров. Два года назад армянское кладбище в Старой Джульфе было превращено в азербайджанский военный полигон. Тогда чудом уцелели всего несколько хачкаров, которые сейчас находятся в Армении. — Давайте поговорим о реликвии, которую все же удалось спасти. В Эчмиадзине хранится легендарное копье, которым легионер Гай Кассий пронзил грудь распятого Христа. Однако еще как минимум три города — Вена, Рим и Краков — заявляют о том, что истинное копье хранится именно у них. Планируете ли вы провести экспертизу, чтобы доказать подлинность копья, хранящегося в Армении? — Некоторое время назад был показан исследовательский фильм по одному из международных каналов, где была сделана попытка установить истину, понять, какое из четырех копий подлинное. Именно эта передача и создала атмосферу сомнений. Для нас приведенные в фильме аргументы против подлинности копья не являются весомыми. Мы не имеем официальных документов, доказывающих древность этой реликвии, но целый ряд косвенных признаков говорит в нашу пользу. В любом случае никаких экспертиз проводить мы не собираемся. Для ученых это, возможно, и важно, но не для верующих.Мы верим, что это копье соприкоснулось с чудом, им был пронзен Христос. И этого достаточно. Хотелось бы отметить, что «копье судьбы», как мы его называем, — не музейный экспонат. Оно используется в церковных ритуалах: именно этой реликвией мы освящаем святое миро, которым мажем нашим чадам лоб и грудь при крещении. Насколько нам известно, другие копья не имеют практического применения. — Вы в Эчмиадзине более 40 лет, пришли туда учиться в семинарии 14-летним мальчиком. Какой был для вашей Церкви самый трудный период за это время?

http://patriarchia.ru/db/text/339117.htm...

Письменность, развивавшаяся в ср. века на основе арм. алфавита, представлена почти всеми жанрами, существовавшими в традиции античной лит-ры, унаследованной Византией. Особый раздел составило каноническое право. Переводы с греч. и сир. существенно обогатили лексику, уже в этот период была возможность передачи тонкостей богословской мысли на арм. языке. Средневек. авторы принадлежали, как правило, к духовенству. Переписчиками, иллюстраторами, заказчиками рукописных книг были обычно лица духовного звания. Рукописи первых веков распространения арм. письменности почти не сохранились, однако есть все основания думать, что уже в самый ранний период письмо как таковое и книжная живопись достигли высокого уровня. Хачкар. 1602 г. Джуга (Эчмиадзинский мон-рь) Хачкар. 1602 г. Джуга (Эчмиадзинский мон-рь) Богатые и разнообразные строительные традиции Армении нашли яркое выражение в церковной архитектуре, ее классические образцы достигли совершенства к VII в. Ранним временем датируется появление хачкаров (каменных стел с изображением креста), к-рые распространились по всей Армении (подробнее см. разд. «Архитектура» в ст. « Армения »). Вплоть до эпохи Нового времени культурное развитие армян было так или иначе связано с Церковью. Определенный слой среди черного духовенства составляли вардапеты, ученые монахи, к-рые со временем стали получать звание после прохождения соответствующего экзамена. Очагами культуры и образованности являлись в первую очередь мон-ри со своими б-ками и школами различного уровня. В условиях многовекового иноземного владычества именно мон-ри сохраняли культурное наследие ААЦ, непрерывно умножая его. Появлению мон-рей предшествовал длительный период, когда удаление от мирской жизни носило характер отшельничества. При этом отшельники поддерживали связи друг с другом, с семьей. Образы анахоретов появляются уже в самых ранних памятниках арм. лит-ры. Общежительное монашество (киновия) начало утверждаться в Армении не ранее V-VI вв. В V в. христ. народам Кавказа пришлось бороться с попытками Ирана насадить зороастризм как в Армении, так и в соседних Иверии (Вост.

http://pravenc.ru/text/76124.html

О Вардане и войне Армянской/Пер.: И. А. Орбели. Ереван, 1971; Смбат Спарапет. Судебник Смбата Спарапета Гундстабля 1265 г./Пер.: А. Г. Сукиасян. Ереван, 1971; Маттеос Урхаеци. Хроника/Пер., предисл.: Г. М. Бартикян. Ереван, 1973 (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер.: Ш. В. Смбатян. Ереван, 1984; Ованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986; Степанос Орбелян. История Сюника. Ереван, 1986 (на арм. яз.); Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер.: Г. Саркисян. Ереван, 1990; Книга посланий. Иерусалим, 1994 (на арм. яз.); Анания Мокаци. Письма//Арменоведческие исследования/Ред.: П. Акобян. Эчмиадзин, 1998. Кн. 2. С. 92–152 (на арм. яз.); Lament on Edessa by Nerses Šnorhali/Transl., annot. by Theo M. Van Lint//East and West in the Crusader States: Context-Contacts-Confrontations, II: Acta of Congress held at Hernen Castle in May 1997/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven, 1999. P. 49–105. (OLA; 92); Анания Сананеци/Подгот. к изд.: А. Кеосеян. Эчмиадзин, 2000. (Теолог. тексты и исслед.; 1) (на арм. яз.); груз.: Церковные док-ты Зап. Грузии/Ред.: С. Какабадзе. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); Исторические док-ты Имеретинского царства и Гурийско-Одишского княжества, 1466–1700 гг. Тбилиси, 1958. Т. 1/Ред.: Ш. Бурджанадзе (на груз. яз.); Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин — о том, в каких книгах об этом упоминается/Ред.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 74–137; араб.: Abu Nar Yahy ibn Harr al-Takrt. The Thirty-first Chapter of the Book Entitled the Lamp that Guides to Salvation/Ed. W. Cureton. L., 1865; Zayat H., é d. Vie du patriarche melkite d’Antioche Christophore († 967) par le protospathaire Ibrahm b. Yuhanna: Document inédit du X siècle//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1952. T. 2. Р. 11–38, 333–366; Ibn at -Tiyib. Fiqh an-Nas rnya=Das Recht der Christenheit/Hrsg., übers.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Армяне почитают рябых скворцов, как истребителей саранчи. Предусматривая появление саранчи в известный год, армяне ставят на полях столбы, а на них сосуды с водой. Когда появляется саранча, то рябые скворцы инстинктивно бросаются на неё и бьют до изнеможения; если поблизости есть вода, то рябые скворцы пьют её, отдыхают и снова бросаются на саранчу и тем спасают от неё посевы. Архимандрит Герман в донесении своем имеет тенденцию суровых мер против армянского почитания скворцов и запрещения им привозить воду из Эчмиадзина. Но Преосвященный Игнатий, при отношении от 12 июля 1861 г., за 2213, сообщил записку Архимандрита Германа Ставропольскому гражданскому губернатору П.А. Брянчанинову, брату своему, на рассмотрение и для распоряжения, чтобы изложенное в записке не могло послужить вредным разглашением армян православным жителям г. Кизляра. Губернатор П.А. Брянчанинов, от 16 июля 1861 г., за 129, собственноручно писанным отношением уведомил Преосвященного Игнатия, что привозка воды из Эчмиадзина, есть священный обряд Армяно- грегорианской Церкви, соединенный с постом, молитвами, сохранением чистоты и другими подвигами обрядовыми, которые при веротерпимости, составляющей основной закон государства, составляют неотъемлемое право жителей Армяно-Грегорианского исповедания. Что касается до скворцов, истребляющих саранчу и будто бы привлекаемых перенесением Эчмиадзинской воды, то это поверье, которое действительно существовало между армянами, само собой должно упасть, когда, как говорит о. Герман, оно не оправдалось в действительности. На отношении П.А. Брянчанинова Преосвященный Игнатий положил резолюцию от 18 июля 1861 г., за 1167: «В Консисторию. Приложить к делам, без всякого по сему обстоятельству дальнейшего действования». Тем и закончилось дело о скворцах. 379 Ходатайство об открытии в Ставрополе духовной семинарии возбуждено было еще Преосвященным Иеремией –17 дек. 1843 г.. Но ходатайству этому дан был лишь при оказанной поддержке его со стороны начальника Кавк. области, генерал-лейтенанта Гурко и потом наместника Кавказа князя М.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010