Российская и армянская духовные школы подписали соглашение о сотрудничестве 28 сентября, 2011. Новостная служба 25 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургской православной духовной академией и Духовной семинарией «Геворкян» Первопрестольного Святого Эчмиадзина Армянской Апостольской Церкви. 27 сентября. ПРАВМИР — 25 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургской православной духовной академией и Духовной семинарией «Геворкян» Первопрестольного Святого Эчмиадзина Армянской Апостольской Церкви, сообщает Патриархия.ru. Подписи под документом поставили ректоры духовных школ епископ Гатчинский Амвросий и архимандрит Геворг (Сароян), сообщает сайт СПбДА. Соглашение предусматривает развитие двустороннего сотрудничества в области богословского образования, гуманитарного знания и духовного просвещения. Стороны договорились об объединении усилий в образовательной, научной, учебно-методической и информационно-издательской деятельности в интересах расширения единого гуманитарного научно-образовательного пространства. После подписания договора ректор Духовной семинарии «Геворкян» отметил, что это первое соглашение, которое подписывается со стороны ведущего духовного учебного заведения Армянской Апостольской Церкви. «Сегодняшний день знаменует еще одну веху в многовековой истории отношений между Армянской Апостольской и Русской Православной Церквами, сказал архимандрит Геворг. Свидетельством прочных отношений Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей может служить и тот факт, что многие армянские священнослужители получили образование в православных духовных академиях. В духовных заведениях Армянской Церкви изучение русского языка, культуры и истории Русской Церкви имеет важное значение». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rossijskaya-i-armyansk...

Нагорного Карабаха, а также княжество Тарон (830-966/67). Ашота I Багратуни сменил Смбат I. В нач. X в., при царе Ашоте II Багратуни, прозванном за храбрость Железным (арм. Еркат), араб. войска потерпели ряд серьезных поражений. А. прекратила всякие выплаты дани за пределы страны. Власть Багратуни продолжала крепнуть и достигла своего апогея при Гагике I (990 - ок. 1017). Кафедральный собор Эчмиадзин. IV в., перестройки V–XVII вв. Кафедральный собор Эчмиадзин. IV в., перестройки V–XVII вв. В Х - нач. XI в. А. переживала значительный экономический и культурный подъем. В этот период возникли благоприятные условия для расцвета торговли, ремесел, искусства, возрождения городской жизни. Подъем переживали как древние города - Ван, Валаршапат, Двин, Багаран, так и новые - Карс, Лори, Маназкерт, Арцн, Арчеш, Багеш (Битлис). Особого расцвета столица Багратидов Ани достигла в царствование Гагика I. Город прославился мн. архитектурными памятниками. Большое развитие получило ремесленное производство - кузнечное, оружейное, плотницкое, гончарное, каменотесное, ткацкое, прядильное, ковровое. Ани стал важнейшим центром транзитной торговли, откуда в различных направлениях шли торговые пути: на Лори и Тбилиси, на Ахалцихе и Кутаиси к Чёрному м., на Багаран и Вагаршапат, а также через Маназкерт и Багеш в Месопотамию. Одна из главных дорог связывала Ани с Византией, а через Трапезунд проходил морской торговый путь в Сев. Причерноморье. На международный рынок А. вывозила зерно (преимущественно пшеницу), крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, металлические изделия, ковры, шерсть, краски, каменную соль, вино, фрукты, а ввозила гл. обр. предметы роскоши, пряности, тонкие ткани, лекарства. Крупными культурными, ремесленными и торговыми центрами к этому времени стали города Двин, Карс, Нахчаван, Ван, Востан, Багеш, Хлат и др. Успешно стали развиваться внутренний рынок и товарно-денежные отношения. Приобрела значение и торговля с Русью: в Киеве, Новгороде и др. городах появились арм. торговые общины. Расцвет культуры в этот период получил наименование арм. возрождения, к-рое связано с именами таких крупных мыслителей X-XIII вв., как Григор Пахлавуни , Григор Нарекаци , Ованнес Саркаваг, Мхитар Гош и др. Об освободительной борьбе арм. народа против араб. завоевателей повествует знаменитый эпос о св. Давиде Сасунском . Широкую известность приобрел основанный в XI в. Анийский ун-т. Падение Багратидов. Тюрко-монг. экспансия (XI-XV вв.)

http://pravenc.ru/text/76104.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Отношения между Арменией и Россией должны опираться на общие фундаментальные ценности 18 марта 2010 г. 20:25 18 марта 2010 года, после подписания   совместной декларации в тронном зале главной резиденции Первопрестольного Святого Эчмиадзина , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы представителей армянских и российских СМИ. — Ваше Святейшество, спасибо, что уделили время. В Армении Вас знают не только как Патриарха Московского и всея Руси, но и как великого современного проповедника христианства, Вас любят и ценят, помнят ваши выступления по русскому телевидению. Позвольте Вам задать вопрос. В Вашем выступлении в кафедральном соборе Эчмиадзина говорилось о характерной особенности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей — приверженности древнему церковному преданию и верности христианской традиции и нравственным идеалам. Достаточно ли этого для противостояния вызовам современного мира? — Достаточно, если мы будем действительно совместно отстаивать ценности общего предания перед лицом всего мира. Если мы будем просто пребывать в этой традиции как в некоем комфортном контексте (а национальная традиция всегда создает определенный комфорт — чувствуешь себя дома, чувствуешь себя среди своих), то мы можем очень многое потерять, потому что сегодня, в условиях глобализации, эти культурные и духовные контексты сталкиваются с иными, очень сильными, хорошо организованными. Это означает, что все те люди, которые разделяют общие нравственные и духовные ценности, сегодня должны подумать о том, как они вместе могут участвовать в диалоге с другими цивилизационными и культурными моделями. Все это очень непросто, все это требует большого мужества и большого такта, но мы должны входить в такого рода диалог с остальным миром для того чтобы, с одной стороны, свидетельствовать о ценностях, которые мы сами разделяем, а с другой — говорить языком, который эти ценности делает понятными для тех, кто к нашей традиции не относится.

http://patriarchia.ru/db/text/1116999.ht...

Католикос всех армян выступил с обращением в связи с 20-летием карабахского движения 21 февраля 2008 г. 14:18 Католикос всех армян Гарегин II поздравил армянский народ с 20-летием карабахского движения. «Из Первопрестольного Святого Эчмиадзина направляем приветствие и Патриаршее благословение в связи с 20-летием Арцахского движения», — говорится в послании Католикоса, предоставленном в среду 20 февраля агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Предстоятель Армянской Церкви заявил, что армянский народ победил в начавшейся в 1988 году освободительной борьбе, не отступая перед трудностями и жертвами. «Победными являются также усилия нашего народа, направленные на строительство государственности Арцаха, обустройство и прогресс страны. Эти усилия сегодня продолжаются с неиссякаемой верой и оптимизмом в новую жизнь Арцаха, единого с Матерью-Арменией», — говорится в послании. 20 февраля 1988 года состоялась внеочередная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов, на которой было принято решение «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». Сессия фактически предопределила борьбу Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана. Принятию данного решения предшествовали аналогичные решения районных Советов. Сессия областного Совета народных депутатов состоялась в условиях активного противодействия представителей официального Баку и первого секретаря областного комитета партии Бориса Кеворкова. 21 февраля 1988 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, осуждающее действия облсовета. Политическое решение проблемы центр попытался подменить социально-экономическими мерами, что, однако, вызвало категорические протесты населения области. В конце февраля 1988 года противостояние привело к трагическим событиям в Сумгаите. Конфронтация перешла в продолжительную кровопролитную войну, завершившуюся в 1994 году перемирием. «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/366820.htm...

19 февраля 2023 года к нам приезжала вновь кафедра восточной филологии ПСТГУ, и у нас опять была студенческая конференция. Здесь должно отметить помощницу заведующего кафедрой Наталью Геннадьевну Головнину, благодаря которой удается реализовывать названные и неназванные совместные проекты. В этот раз был замысел обратить внимание на тексты на восточных языках, связанные с традицией толкования Писания. Спасибо всем, принявшим участие, особенно юным докладчицам. Когда кафедре восточно-христианской филологии и ПСТГУ исполнилось 25 лет, мы тоже приняли участие в празднике – исполняли песнопения на древнеармянском языке и читали Писание на различных восточных языках, в стихию которых наши студенты основательно погружены: или это их родной язык (например, арабский), или они совершают на нем богослужение (коптский, грузинский и др.) и т. д. Что касается продолжения работы, то вижу ее прежде всего в проведении больших конференций, которые собирали бы людей, занимающихся любыми темами, связанными с Христианским Востоком, и специальных конференций на узкие темы, где могли бы собираться специалисты одной научной области. И обязательно с участием представителей традиций. Ведь Христианский Восток – это не археология, это, как уже было сказано, живое явление до сих пор. Вы говорите, что стремитесь регулярно приглашать представителей церквей Востока в академию. Как Вы устанавливаете контакты? Это личные контакты или официальные – с научными, учебными центрами, епархиями? Есть мнение, что подлинная наука сегодня основывается в большей степени на личных контактах, чем на институциональных связях. Поиск контактов происходит в первую очередь через расширение круга знакомых как на Востоке, так и в России. Например, я несколько раз с супругой был в Армении. Сначала мы поехали туда для реализации соглашения между Московской и Эчмиадзинской духовными академиями, которое было заключено в мае 2013 года. Владыка Евгений, тогдашний наш ректор, предложил нам поехать, мы с радостью согласились, потому что на тот момент я уже занимался армянской богословской литературой. Дальше все пошло на личных связях, которые возникли во время поездки. Установились добрые отношения с преподавателями филологического факультета Ереванского университета, с сотрудниками Института древних рукописей им. Месропа Маштоца. Большое им спасибо, что принимают участие в наших конференциях и быстро откликаются на все мои личные просьбы по самым разным вопросам. Если начать поименно перечислять, то могу кого-то забыть, поэтому воздержусь. Разумеется, познакомились с преподавателями Эчмиадзинской духовной академии. Очень жаль, что у них в последние годы происходила частая смена ректоров, это очень мешает сотрудничеству.

http://bogoslov.ru/article/6191683

После Елеазара католикосом сделался Нагапет (1691–1705), «человек добрый и добродетельной жизни». Он много заботился о церковном порядке, устроил много церквей и монастырей, внимательно следил за поведением духовенства и строго наказывал за всякий проступок. Современный летописец находит его в этом последнем отношении слишком суровым; говорит, что за всякое упущение он приказывал виновных вешать публично и наказывать палками и отдавал в руки светских правителей для взыскания штрафа; брил волосы и бороду за малейший проступок, заковывал в цепи и чрез это навел страх на все духовенство 291 . Этот же летописец замечает, что при Нагапете и его предместнике древние обычаи и установления католикосов были изменены как в самом Эчмиадзине, так во всех монастырях. Католикос Нагапет был склонен к союзу с латинянами. В 1695 году он писал папе Иннокентию XII, заявляя «самое покорное подчинение главе римской церкви и прося папу не верить никаким слухам относительно армянской церкви, кроме того, что основано на неопровержимых доказательствах». Вскоре после письма к папе Нагапет был свергнут с кафедры. Дело было так: некоторые монахи, недовольные строгостью Нагапета, писали к главному вардапету в Испагани и Джульфе Стефану: «католикос ниспроверг все наши законы и обычаи и хочет управлять без канонов, не сообразуясь с писанными законами.» Они просили Стефана прибыть в Эчмиадзин и быть католикосом. Стефан конечно согласился и выхлопотал себе утверждение у персов. Назначенный им викарием Александр отправился наперед в Эчмиадзин, чтобы изгнать оттуда Нагапета, и успел это сделать. Стефан, хотя и был посвящен в Эривани в католикосы, однако не мог применить свое новое звание в практике, так как многочисленные приверженцы Нагапета не хотели признать нового католикоса. К тому-же Стефан обнаружил такой несносный характер, что отталкивал и своих приверженцев. Чрез 10 месяцев после низложения Нагапета Стефан был схвачен духовенством и отправлен в заточение, где и умер. Восстановленный на кафедре Нагапет не прекратил своих отношений к папе. Вскоре после своего восстановления он получил от Иннокентия письмо, в котором папа с своей стороны выражал уважение к армянской церкви и убеждал не обращать внимания на то, что дошло бы до него нелестного ο римско-католической вере. После этого Нагапет вторично писал папе, выражая ему снова свою покорность. Константинопольский арм. патр. Ефрем выступил с резкими обличениями против Нагапета, говоря, что заявлениями покорности папе уничтожается независимость арм. церкви. Обличения Ефрема, не помешали Нагапету преспокойно сидеть в Эчмиадзине, но сам Ефрем, вероятно за свою ненависть к латинской церкви, был свергнут с патриаршества и заменен Мелкисетом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Католикос Гарегин II возглавил панихиду по погибшим в ходе беспорядков в Ереване 3 марта 2008 г. 10:15 В воскресенье, по окончании Литургии, в Первопрестольном Святом Эчмиадзине была совершена панихида по невинно погибшим в результате столкновений 1 марта в Ереване. Богослужение возглавил Католикос всех армян Гарегин II , в сослужении конгрегатов Святого Эчмиадзина. По официальным данным Минздрава Армении, в общей сложности в ходе беспорядков в Ереване в субботу и в ночь на воскресенье пострадали 131 человек, из которых восемь погибли от огнестрельных ранений. Из пострадавших — 72 военнослужащих, остальные гражданские лица. Как сообщили в воскресенье агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина, Католикос вознес молитву к Богу об упокоении душ погибших, попросив у Господа мира армянскому народу, чтобы нация продолжала свой добрый путь в этом мире, строя мирную и безопасную, благополучную и процветающую в любви Родину. «В нашей национальной жизни нет более высокой и большой цели, чем солидарность нации, мирная жизнь, стабильность страны и безопаность Родины. К сожалению, мы не смогли это благоразумие довести до сыновей нашего народа и удержать их от неразумных шагов», — сказала Католикос. Гарегин II поручил главами епархий посетить семьи погибших и, по возможности, оказать им помощь. В субботу утром полиция Армении разогнала митинг сторонников кандидата от оппозиции, бывшего президента Армении Тер-Петросяна на площади Свободы в центре Еревана. После разгона митинга в тот же день его участники переместились к посольству Франции близ мэрии Еревана. Согласно сообщению полиции, к вечеру ситуация стала неуправляемой, и толпа приступила к разгрому и грабежу расположенных поблизости частных и государственных объектов. Только после введения в Ереване с 1 марта указом президента чрезвычайного положения сотрудники правоохранительных органов и армии оттеснили погромщиков и прекратили массовые беспорядки. Чрезвычайное положение в Ереване введено сроком на 20 дней в соответствии с пунктом 6 параграфа 14 статьи 55 (угроза безопасности государства и населения) Конституции Армении. «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/372781.htm...

В последних годах минувшего столетия Нерсес, возвратившись в Армению, застал католикоса при последнем издыхании. По смерти его и Иосифа, из дома князей Аргутинских, который был назначен в северной столице нашей, возникли смуты от соперничества двух католикосов. Даниил цареградский избран был общим голосом народа, а Давида Тифлисского насильственно поставил сардарь Эриванский. Нерсес терпел некоторое время заключение темничное, вместе с Даниилом, но был вызван в Россию, архиепископом Ефремом, будущим католикосом, и возвратился в Эчмиадзин тогда только, когда, по влиянию нашего правительства, низложен был Давид и Даниил утвердился на кафедре армянской. Год спустя скончался благочестивый пастырь и все бремя правительственное пало на рамена Нерсеса. Пользуясь особенным расположением Аббаса Мирзы, не смотря на происки Давида, шесть лет управлял он делами церковными, доколе не приехал в Эчмиадзин новый католикос. Ефрем, избранный ради своего благочестия, был, однако, человек слабый по характеру. Нерсес, видя, что люди не благонамеренные начали иметь влияние и что ему самому угрожала опасность, от тайных покушений на его жизнь, просил удалиться из Эчмиадзина и был назначен архиепископом в Тифлис. Там завел он училище, собственными средствами, по любви своей к образованию духовному, и когда наступила година военная, участвовал в походах князя Паскевича, под Эриванью, как уже однажды находился в стане русских при князе Цицианове. Посланный в 1829 году в Кишинев, в сан архиепископа всех армян, проживающих в России, Нерсес избран был, после смерти католикоса Иоаннеса, главою церкви армянской, общим голосом всех её сынов, рассеянных по Востоку. Патриарх приказал отвести мне, на все время моего пребывания в обители, свои зимние покои и, пригласив к трапезе, познакомил меня с членами Синода Эчмиадзинского и другими там живущими епископами; прием их был столь же приветлив, как и патриарший; но взаимное незнание языка препятствовало нам беседовать между собою. Напротив того, как отрадна была для меня беседа с самим патриархом, хотя он и несвободно владел языком русским. Он ловил слова и угадывал заранее смысл речи, не понимая быть может в подробности каждого выражения, и сам умел верно выразить собственную мысль, хотя нельзя было составить полной речи из его усеченных слов. Огненными глазами договаривал он то, чего не могли выразить уста, и тут я понял, как много участвует в беседе выражение лица и взора, в которых отражается тайная мысль человека. Мы проводили в разговорах целые вечера и многое напечатлелось в моей памяти, ибо я старался узнать все, что относилось до внутреннего и внешнего быта церкви армянской. При первом моем посещении, оставался я только два дня в Эчмиадзине, потому что спешил осмотреть окрестные обители и Арарат, доколе еще благоприятствовала осенняя погода.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Католикос всех армян Гарегин II поздравил военных с Днем армии 29 января 2008 г. 20:19 28 января в Армении отметили День армии и 16-летие Вооруженных сил независимой республики. По случаю праздника высшей наградой Армянской Церкви — орденом «Сурб Нерсес Шнорали» — Католикос всех армян Гарегин II отметил заместителей министра обороны Армении, генерал-лейтенантов Алика Мирзабекяна и Гургена Мелконяна, а также министра обороны Нагорно-Карабахской Республики генерал-лейтенанта Мовсеса Акопяна. Церемония награждения прошла в кафедральном соборе Первопрестольного Эчмиадзина. На праздничной литургии присутствовал высший офицерский состав Вооруженных сил Армении во главе с министром обороны Микаэлом Арутюняном. Обращаясь к присутствующим, член монастырской братии Святого Эчмиадзина епископ Анушаван Жамкочян подчеркнул, что «все победы совершаются с верой в бессмертие, верой в воскресение, где духовным или моральным сверхоружием также остается вера». В своем напутствии он вновь озвучил имена героев, победивших в битвах при Аварайре, Сардарапате и в Арцахе. «Христианская вера помогала нам победить врага, и она же теперь помогает жить с миром», — сказал епископ. Благословение воинам преподал также глава войскового духовенства Вооруженных сил Армении архимандрит Вртанес Абрамян, напомнивший, что по армянским традициям военнослужащие дают военную присягу у врат церкви. «Эта традиция дает нам силы сражаться и веру в победу», — подчеркнул архимандрит. Высшее духовенство Армении посетило также Пантеон погибших героев Карабахской войны «Ераблур», воздав дань уважения воинам, погибшим в арцахской войне. После заупокойной службы в церкви на «Ераблур» архимандрит сказал: «Мужество и стойкость питали вас верой в освобождение, а защита Родины — это и есть часть вашей веры». Формирование армянской армии проходило в 1988-1992 годы, когда в условиях активизации карабахского движения и обострения армяно-азербайджанских отношений стал актуальным вопрос обеспечения безопасности населения Армении и Карабаха. Эту трудную миссию взяли на себя первые добровольческие отряды, однако было очевидно, что вопросы охраны границ и обеспечения безопасности населения требуют государственного подхода. В сентябре 1990 года Верховный Совет Армении принял решение о создании «Специального полка» в структуре МВД, состоящего из 26 рот, сформированных в Ереване и районах республики. 4 мая 1991 года по решению правительства был создан комитет обороны. Аналогичная структура уже действовала в Нагорном Карабахе. Это облегчило координацию оборонных мероприятий в Армении и Нагорном Карабахе. Однако Днем создания армянской армии считается 28 января 1992 года, когда правительство Армении приняло решение «О министерстве обороны Республики Армения», и был опубликован первый приказ министра обороны. «Благовест-инфо»/«Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/357929.htm...

«К концу III b. о наличии христианской общины в Армении знали христианские сообщества других городов Римской империи. Количество христиан было так велико, что в 301 г. христианство без особых усилий стало государственной религией Армении» . Путь к принятию христианства лежал через тернистую стезю войн и отстаивания своей веры перед южными завоевателями — Сасанидами. Они пришли к власти в 226 году в результате переворота в Персии, насаждали свою власть и религию в Армении. Армянский царь Традт (Тиридат) одержал победу над Сасанидами и благодаря его исцелению по молитвам верующего армянина Григория Просветителя Трдат не только сам стал христианином, но и сделал свою страну христианской. Не без кровавых распрей христианство изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями. Григорий, получив епископство в Каппадокии, занимался распространением христианства, разрушая языческие капища и созидая церкви. Армянский историк V b. Агатангелос в своей «истории Армении» сохранил рассказ о происхождении храма св. Эчмиадзин. Сошедший Христос в окружении ангелов явился Григорию и привел его к языческому капищу Сандаромета (в Вагаршапате). «От Его удара золотым молотом возникает алтарь в ореоле огненного креста. На этом месте, указанном Господом, св. Григорий в 303 г. воздвиг храм, ставший кафедральным. Впоследствии, дабы увековечить память о чудесном видении св. Григория, храм был назван Эчмиадзин, что означает “сошел Единородный”» . Параллельно с религиозным возрождением на территории Армении велась политическая и идеологическая война с Сасанидами. В IV b. с переменным успехом армяне при поддержке Византии вели войну с персами. В результате Армения была разделена между Персией, Византией и Албанией, ставшей вассалом Персии. С византийской Арменией связана деятельность миссионера, переводчика, педагога Месропа Маштоца (361–440 гг.), создателя азбуки для армян, грузин и албанцев. В персидской Армении постепенно насаждалась зороастрийская религия персов. Мир с персами гарантировал религиозную свободу. А религиозная свобода — исповедание христианства — влекла к духовному единению с Византией, что не нравилось персам. В любом случае политическая подчиненность Персии влекла за собой религиозное согласие армян с персами, что означало разрыв с Византией. Нежелание армян мириться с отменой христианства привело к восстаниям против Сасанидов (450–451, 482–484 и 571–572 гг.) . В VI–VII bb. Византия отвоевала большую часть персидской Армении, а оставшаяся часть в 645 г. вошла в состав арабского Халифата, разгромившего Сасанидскую династию (630 г.). Восстания против жестокости арабских сборщиков налогов (VIII b.) в Армении привели к миграции населения. В дальнейшем территория Армения «распределялась» между Византией, арабским халифатом и даже грузинской монархией…

http://bogoslov.ru/article/2302835

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010