В связи с очередным отказом в регистрации Устава было созвано заседание Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Позиция Синода изложена в письме митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия министру внутренних дел Эстонской Республики от 3 мая 2001 г. Причиной фактического срыва переговоров об урегулировании ненормального статуса Эстонской Православной Церкви, как указано в этом письме, «является не чья-либо оплошность или недоработка, не выяснение вновь открывшихся обстоятельств, а определенная деятельность влиятельных лиц, занимающих деструктивную позицию». Предстоятель ЭПЦ МП с сожалением отмечает, что решение Министерства внутренних дел «провоцирует очередной виток напряженности в области межцерковных и церковно-государственных отношений», а также вредит политическому облику Эстонии в глазах международного сообщества. Митрополит Корнилий и члены возглавляемого им Синода убеждены: «Те, кто провоцирует конфликт, искусственно политизируя ситуацию... совершают действия, позорящие Эстонию». «Вы в очередной раз пытаетесь принудить нас регистрироваться в качестве новообразованной структуры, – говорится в письме. – На наш взгляд, неизжитый балласт тоталитарного общества... у некоторых влиятельных лиц проявляется в этом стремлении подавить и унизить Церковь ». Предложенную в письме министра Т. Лоодуса «трехстороннюю встречу между представителями государства и духовными руководителями двух православных структур разных юрисдикций» митрополит Корнилий считает действительно необходимой и предлагает соответствующие шаги по ее подготовке. Однако результативной и уместной встреча духовных руководителей двух юрисдикций может стать лишь тогда, когда Церковь , возглавляемая митрополитом Корнилием, «приобретет, наконец, тот юридический статус, которого она была лишена в нарушение как юридических, так и канонических норм». «Итак, препятствием для начала конструктивного процесса урегулирования конфликта является продолжающееся беззаконие в отношении большинства православных жителей Эстонии», – сказано в обращении главы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата к министру внутренних дел. «В Вашей компетенции убрать с дороги этот камень преткновения. С нашей стороны было сделано все. Учитывая Ваши прежние рекомендации, Устав ЭПЦ МП был откорректирован, и на сегодняшний день, по нашему мнению, он соответствует законодательству Эстонской Республики».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 грудня 2007 р. 16:08 13 декабря — память апостола Андрея Первозванного [Стаття] Св. апостол Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на Киевских горах, на месте будущего града Киева. 6 грудня 2007 р. 21:40 7 декабря — память святой великомученицы Екатерины [Стаття] 7 декабря (24 ноября по старому стилю) Православная Церковь чтит память великой святой первых веков христианства — великомученицы Екатерины. Несмотря на широкое почитание этой удивительной угодницы Божией, храмов, освященных в ее честь, по всей России немного. 30 листопада 2007 р. 18:26 1 декабря Русская Православная Церковь вспоминает святых мучеников Эстонской земли [Стаття] Празднование Собору Святых земли Эстонской установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, и Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. 30 листопада 2007 р. 14:37 О Ризе Господней [Стаття] 1 декабря ковчег с фрагментом Ризы Христовой будет вынесен и помещен в Храме Христа Спасителя для поклонения. Патриархия.ru републикует статью архим. Августина (Никитина) о величайшей святыне христианской Церкви. 26 листопада 2007 р. 19:46 Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления [Стаття] Портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии» 26 листопада 2007 р. 12:00 «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы». Доклад председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла [Стаття] 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошли торжества, посвященные 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В Заявлении подробно рассматривается история Православия на эстонской земле. " Православные общины на территории современной Эстонии на протяжении семи столетий находились в составе Русской Православной Церкви. Ее заботами и усердием были построены на этой земле все православные храмы " . Двойственность в каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии возникла в связи с политическими изменениями в начале ХХ-го века, а затем в связи с незаконной деятельностью печально известного Константинопольского патриарха Мелетия. Эстонская Церковь получила автономию от Русской Православной Церкви постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года. В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием " Эстонская Апостольская Православная Церковь " (ЭАПЦ), " в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию " . В июне 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться " Эстонская Православная Церковь " . Церковный раскол был спровоцирован следующим образом. Вначале группа из нескольких клириков вопреки решению Собора Эстонской Православной Церкви заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. Затем 11 августа 1993 года был зарегистрирован " Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви " (от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского " Синода ЭАПЦ " , и этой структуре властями были переданы права на всю церковную собственность.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Ранее, в 1996 г., на имя Святейшего Патриарха Алексия II также поступил ряд откликов на направленное Предстоятелем Русской Православной Церкви извещение о вынужденном приостановлении евхаристического общения со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем в связи с неканоническими действиями последнего в Эстонии. Тогда Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист выразил сожаление, что не было найдено решения, позволяющего разрешить юрисдикционную проблему при полном учете необходимости канонического устройства и пастырской реальности. Блаженнейший архиепископ Кипрский Хризостом I в своем отклике также заявил о негативном отношении к недавно образовавшемуся неполезному положению в Эстонской Православной Церкви и вследствие этого прекращению евхаристического общения. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II сообщил, что считает целесообразным до принятия соответствующего согласованного решения воздержаться от односторонних действий. А именно к таковым, по мнению Московского Патриархата, надо отнести несогласованные попытки включения представителей церковной структуры, не имеющей общеправославного признания, в круг участников различных межправославных мероприятий. Тема церковного урегулирования в Эстонии была центральной в серии встреч между делегациями двух Патриархатов. Со стороны Московского Патриархата при этом проявлялась готовность к братскому диалогу и поиску взаимопонимания, несмотря на предпринятые Константинопольским Патриархатом действия, внесшие прискорбное разделение в жизнь православных верующих Эстонии. Православные общины на ее территории в течение семи столетий пребывают в составе Русской Православной Церкви, усилиями которой построены на этой земле все православные храмы. Вслед за провозглашением государственной независимости Эстонской Республики Московский Патриархат в 1920 г. предоставил Эстонской Церкви автономию. Однако в 1923 г. Святейший Патриарх Константинопольский Мелетий IV в нарушение священных канонов провозгласил эту автономную Церковь митрополией Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ранее, в 1996 году, на имя Святейшего Патриарха Алексия также поступил ряд откликов на направленное Предстоятелем Русской Православной Церкви извещение о вынужденном приостановлении евхаристического общения со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем в связи с неканоническими действиями последнего в Эстонии. Тогда Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист выразил сожаление, что не было найдено решения, позволяющего разрешить юрисдикционную проблему при полном учете необходимости канонического устройства и пастырской реальности . Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом I в своем отклике также заявил о негативном отношении к недавно образовавшемуся неполезному положению в Эстонской Православной Церкви и вследствие этого прекращению евхаристического общения . Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II сообщил, что считает целесообразным до принятия соответствующего согласованного решения воздержаться от односторонних действий . А именно к таковым, по мнению Московского Патриархата, надо отнести несогласованные попытки включения представителей церковной структуры, не имеющей общеправославного признания, в круг участников различных межправославных мероприятий. Тема церковного урегулирования в Эстонии была центральной в серии встреч между делегациями двух Патриархатов. Со стороны Московского Патриархата при этом проявлялась готовность к братскому диалогу и поиску взаимопонимания, несмотря на предпринятые Константинопольским Патриархатом действия, внесшие прискорбное разделение в жизнь православных верующих Эстонии. Православные общины на ее территории в течение семи столетий пребывают в составе Русской Православной Церкви, усилиями которой построены на этой земле все православные храмы. Вслед за провозглашением государственной независимости Эстонской Республики Московский Патриархат в 1920 году предоставил Эстонской Церкви автономию. Однако в 1923 году Святейший Патриарх Константинопольский Мелетий IV в нарушение священных канонов провозгласил эту автономную Церковь митрополией Константинопольского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207506...

С другой стороны, отпадение маленькой Эстонской Православной Церкви заметно не уменьшит огромного величия Русской Церкви, объединяющей двести миллионов русских. Однако имеются все-таки личные возражения Его Святейшества Патриарха Алексия II, не в противостоянии вам, эстонцам, но ввиду его тесных личных связей с любимой родиной – Эстонией. Поэтому вы, отечественные эстонцы, сможете лучше, чем кто-либо иной, понять любовь Его Святейшества Московского Патриарха к Эстонии, к которой, действительно, склоняется его сердце. Он родился в Эстонии, прожил там большую часть своей жизни, там находятся могилы его родителей, там в 16-летнем возрасте он начал служение иподиаконом в Таллиннском Александро-Невском соборе. С 1961 г. он постоянно окормлял Эстонию как епископ; продолжал он управление Эстонской Церковью и когда его назначили в 1986 г. митрополитом Ленинградским, и с 1990 г., когда его избрали Московским Патриархом и интронизировали. Он никогда не хотел отделяться от своей любимой Эстонии. Как же мог бы он сделать это сегодня? Действительно, мы понимаем отношение Его Святейшества так же, как мы понимаем желание православных русских не отделяться от Святейшей Русской Церкви, которая на сегодняшний день определенно не находится под игом атеистических властителей, как это было в 1923 г. Однако мы не можем отрицать того, что если бы Эстонская Православная Церковь осталась в юрисдикции Русского Патриархата, то могли бы возникнуть весьма нежелательные последствия для будущего эстонского Православия. Эстонская душа связала свое подчинение Русской Церкви с оккупацией страны Советским Союзом. Русская Церковь страдала во время советской власти гораздо больше и дольше, чем Эстонская Церковь. Зависимость эстонского Православия от Москвы представляется последним остатком сталинской тирании. Однако же, если бы воспоминания о советском периоде могли в будущем изгладиться из памяти, мы хорошо знаем, что размеры и мощь русского гиганта будут казаться Эстонии угрожающими опасностью. Поэтому мы понимаем некоторые имеющиеся опасения, что если вы, православные эстонцы, будете продолжать находиться в зависимости от Русского Патриархата, то вас будут считать чуждыми эстонскому обществу, и даже сотрудниками опасного соседа. Мы знаем уже, какое преследование испытывали наши православные собратья в Польше, Словакии и в Западной Украине только потому, что в них видели орудие Москвы. Конечно, в Эстонии нет опасности преследования, но все же сохранение и развитие Церкви стоит под вопросом, если она не пользуется полностью народным доверием, если национальное достоинство ее членов будет ущемляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 40-х годов каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена. В 1944 году митрополит Александр эмигрировал за границу, где возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в изгнании. В 1978 году Димитрий I, Блаженнейший Архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх, официально признал возвращение Эстонской Церкви в лоно Святой Русской Православной Церкви, объявив недействительным, как написано у него, «...Наш Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви». В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим Томосом подтвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном. Вскоре после этого произошел раскол Эстонской Православной Церкви. Одна часть приходов перешла в каноническое окормление Константинопольского Патриархата. А другая осталась верной Матери-Церкви. Раскол очень тяжело переживался нашими прихожанами. В процессе имущественной реституции ЭАПЦ, входящая в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, была признана единственным собственником всего церковного имущества, имевшегося в Эстонии до 1940 года. Храмы, при которых были наши приходы, стали собственностью ЭАПЦ. И, хотя нас заверяли, что противодействовать нашим богослужениям в этих храмах не будут, такое положение дел не могло не повергать прихожан в уныние. Несколько лет ушло на трудные и напряженные переговоры на самых разных уровнях, прежде чем представители Московского и Константинопольского Патриархатов смогли подписать в Цюрихе соглашение, по которому стало возможным размежевание двух частей Церкви как в каноническом, так и в имущественных отношениях. — И потом еще годы ушли на подготовку следующего шага — регистрации ЭПЦ МП... — Да, и важно подчеркнуть, что после того, как эта регистрация была осуществлена, произошло много внешних изменений. Было восстановлено наше членство в Совете Церквей Эстонии, углубились контакты с государственными властями и общественно-политическими организациями. Неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов сыграл Патриарший визит в Эстонию осенью позапрошлого года, после которого отношение государственных и местных властей к нашей Церкви еще сильнее изменилось в лучшую сторону.

http://patriarchia.ru/db/text/166674.htm...

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

3. Никто никогда не ставил под сомнение и не пытался присвоить заслуги исторической миссионерской деятельности и многочисленные связи Русской Церкви с се непосредственными соседями – эстонским народом. Но давайте не будем, Брате, переносить тяжесть проблемы с чисто духовных и моральных просьб на исторические документы и другие виды деятельности, пусть даже церковной. В данный момент мы имеем дело с односторонне и насильственно упраздненной автономией Эстонской Православной Церкви, дарованной ей Вселенским Патриархатом в 1923 г. посредством Патриаршего и Синодального Томоса. 4. Поскольку же в Вашем письме Вы пытаетесь доказать, что Православие в Эстонии на протяжении веков было связано со Святейшей Русской Церковью и только в течение 17 лет (1923–1940 гг.) поддерживало связь с Церковью Константинопольской, мы братски напоминаем Вам, что в течение многих веков – по крайней мере до 1459 г.– вся Русская Православная Церковь находилась под омофором нашей Матери Церкви Константинопольской, и даже так называемый первый «автокефальный» митрополит Московский Иона (1448–1461 гг.) признавал Вселенского Патриарха своим отцом (здесь и далее выделено в документе. – Ред.) и считал непростительной дерзостью называть его «братом», о чем свидетельствует его послание к архиепископу Полоцкому Симеону (1450–1456 гг.). Следовательно, если мы начнем отсчет истории Православия в Эстонии с основания города Юрьева в 1030 г., то вплоть до 1459 г. имеем 429-летний период пребывания в юрисдикции Вселенского Патриархата. Как известно, Православие сохранилось в Юрьеве и после взятия города тевтонскими рыцарями в 1224 г.; около 1300 г. там существовал православный монастырь, игуменом которого был будущий архиепископ Новгородский св. Моисей, а православный приход продержался до января 1472 г., когда последние 72 православных христианина вместе со своим священником св. Исидором приняли мученическую смерть. В сравнении с 429 годами, проведенными эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, общее число лет пребывания православных эстонцев в юрисдикции автокефальной Русской Церкви, по-видимому, ненамного превышает 225(1459–1472 гг., около 1560–1570 гг., 1721–1923 гг.). Но как бы то ни было, время, проведенное эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, не ограничивается 17 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошло уже более пяти лет упорных усилий защитить свою Церковь . Мы проявили при этом немалое долготерпение и добрую волю, но так и не увидели понимания нашего элементарного стремления сохранить за приходами их храмы и святыни и то немногое имущество, которое было создано прихожанами и до 1917 г., и до 1923 г., и до 1940 г. для того, чтобы иметь возможность помогать несчастным и обездоленным. Вся проблема могла быть решена еще в 1994 г., если бы власти Эстонской Республики прислушались к предложению генерального секретаря Всемирного совета Церквей зарегистрировать нашу Церковь под названием «Эстонская Апостольско-Православная Церковь Московского Патриархата» (ЭАПЦ МП), а отделившуюся от нас – «Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского Патриархата» (ЭАПЦ КП), ведь существуют же в Эстонии и зарегистрированы политические партии, отличающиеся в сокращенном своем названии всего одной буквой – Русская Партия Эстонии (РПЭ) и Русская Партия Единства (РПЕ). Таким образом, христианскому миру наша позиция понятна, но министерство внутренних дел такое решение проблемы не устроило, то есть, вопреки логике восприятия светским государством религиозных обществ, факт духовной юрисдикции чиновники воспринимают, как факт светского права, и вынуждают нас перейти в Константинопольский Патриархат (прилагаю копию документа министерства внутренних дел в адрес правлений Таллиннского Александро-Невского и нарвского Воскресенского соборов). Чиновники министерства внутренних дел Эстонии совершенно игнорируют тот очевидный для всякого юридически грамотного человека факт, что мы действуем в полном соответствии с решениями своего собора (съезда православного духовенства и представителей приходов Эстонии), состоявшегося осенью 1993 г., на котором, кстати, с правом решающего голоса присутствовали и те, кто теперь считают себя относящимися к духовной юрисдикции Константинопольского Патриархата. А этот собор постановил, что наша Церковь будет регистрироваться под своим историческим названием – «Эстонская Апостольская Православная Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010