В 1923 году Патриарх Константинопольский Мелетий, воспользовавшись тяжелым положением Православной Церкви в России, незаконно провозгласил юрисдикцию Константинопольского Патриархата на территории независимой Эстонии, преобразовав Эстонскую Автономную Православную Церковь в Эстонскую Митрополию Константинопольского Патриархата. В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием «Эстонская Апостольская Православная Церковь»(ЭАПЦ), в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию. В декабре 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться «Эстонская Православная Церковь». Собор Эстонской Православной Церкви 29 апреля 1993 года принял решение руководствоваться в церковной жизни приходов в Эстонии Уставом ЭАПЦ от 1935 года. Это решение единодушно было принято всеми участниками Собора. Однако группа нескольких клириков вскоре заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. 11 августа 1993 года был зарегистрирован «Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви»(от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского «Синода ЭАПЦ», и этой структуре были переданы права на всю церковную собственность. Так был спровоцирован церковный раскол в Эстонии. 25 мая 1995 года Константинопольский Патриарх Варфоломей, находясь в Финляндии, обратился по радио с воззванием к православным верующим Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с Вселенским Патриархатом». Это обращение еще более обострило противостояние в церковной жизни страны.

http://patriarchia.ru/db/text/4923053.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Эстонская Православная Церковь попросила власти Эстонии продлить вид на жительство митрополиту Таллинскому Евгению 2 мин., 02.02.2024 Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на своем чрезвычайном заседании 30 января 2024 года принял Постановление, в котором попросил власти Эстонии продлить вид на жительство митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Евгению. Как отмечается в документе , чрезвычайное заседание Синода состоялось по той причине, что «Департамент полиции и пограничной охраны начал производство по отказу в продлении временного вида на жительство» владыке Евгению. Участники заседания напомнили, что митрополит Евгений был избран Предстоятелем Эстонской Православной Церкви на ее Соборе 29 мая 2018 года путем тайного голосования; на тот момент многие из священнослужителей Эстонской Церкви знали его как ректора Московской духовной академии, а также архипастыря, который часто приезжал на церковные торжества в Эстонию – «поэтому при выборе Предстоятеля ЭПЦ МП делегаты Собора руководствовались, в том числе и некоторым знанием личных качеств архиерея». Члены Синода подчеркнули, что за годы своего служения в качестве Предстоятеля Эстонской Церкви владыка Евгений «показал себя ревностным проповедником Евангельского учения, поэтому среди нашей многонациональной паствы, в т.ч. и эстоноязычной, он нашел полную поддержку и понимание». Кроме того, авторы документа отметили, что именно по благословению митрополита Евгения с самых первых дней военного конфликта Эстонская Церковь «стала оказывать посильную материальную помощь беженцам, утешать страждущих и возносить молитвы, чтобы долгожданный мир наступил в Украине». Также на каждой Литургии Церковь молится и о самой Эстонии. Сегодня же, продолжили члены Синода, когда в адрес митрополита Евгения звучат «необоснованные претензии, что он представляет угрозу безопасности Эстонии», участники заседания засвидетельствовали, что Предстоятель Эстонской Церкви «всегда ответственно относился к своим словам, что и предотвратило разделение его многочисленной паствы, куда входят люди с самыми разными взглядами».

http://foma.ru/jestonskaja-pravoslavnaja...

Архив Пн Доклад юриста Церковного Управления ЭПЦ МП Сергея Чуркина на Соборе Эстонской Православной Церкви 3 июня 2008 года 13 июня 2008 г. 23:07 Во вторник 3 июня состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви . По благословению Святейшего Патриарха Алексия и содействием настоятельницы Пюхтицкого Успенского монастыря игумении Варвары он прошел в стенах святой обители. С докладом на Соборе выступил юрист Церковного Управления ЭПЦ МП Сергей Чуркин. Уважаемые участники Собора, В своем докладе хотелось бы остановиться на трех вопросах: 1) исполнение протокола о намерениях от 04.10.2002, подписанного с государством о передачи церковных храмов в пользование ЭПЦ МП; 2) результат работы комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП и типового устава приходов; 3) некоторые обобщения работы консультативной комиссии при Синоде ЭПЦ МП.   1. Исполнение протокола о намерениях К настоящему времени остались не переданными по протоколу о намерениях только таллинские объекты, а именно: Казанская церковь на ул. Лийвалайа, церковь Иоанна Предтечи в Нымме вместе с приходским домом и Никольская церковь на ул. Вене. Недвижимости, на которых расположены Казанская и Никольская церкви готовы к передаче, предположительно к осени будет решен и вопрос закреплении в собственности государства и недвижимости в Нымме, и тогда состоится подписание договоров на установление права застройки в пользу ЭПЦ МП. Таким образом, можно ожидать, что в этом году протокол о намерениях будет исполнен.   2. О работе комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП Согласно решению предыдущего Собора была создана комиссия по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП, которая на своих заседаниях выработала новый проект и представила его на обсуждение Синоду. Также новый проект был обсужден в порядке консультаций с юристом Московской Патриархии К.А. Чернегой. По результатам этих обсуждения проекта нового Устава были сделаны определенные поправки и дополнения. Однако, в связи с тем, что по информации К.А. Чернеги Архиерейский Собор РПЦ намеревается летом с.г. утвердить типовой приходской Устав, в результате чего по всей вероятности пришлось бы снова изменять Устав ЭПЦ МП, так как Уставом в значительной степени урегулированы правовой статус и деятельность приходов, то на Синоде приняли решение отложить принятие новой редакции Устава.

http://patriarchia.ru/db/text/421840.htm...

То же самое было и с приходами. Я сказал, что не могу начинать с их закрытия. Некоторые приходы в дальнейшем умирали естественным образом. Там уже не оставалось православных верующих. Многие я поддерживал искусственно или из епархиальных, или из своих средств, давая деньги на то, чтобы оплатить налог за строение, за землю и страховку в надежде, что, может быть, увеличится население, будут построены новые предприятия, которые иногда возводились на окраинах Советского Союза, возникнут новые рабочие места. Поэтому административными методами приходы в мою бытность не закрывали. Я понимал всю трудность епископского служения. Священник отвечает только за свой приход, епископ же – за всю епархию и духовенство. Причём в случае Эстонии духовенство двунациональное! Я поддерживал старое поколение эстонского духовенства, сегодня, к сожалению, почти полностью ушедшее в мир иной. Оно жило в тяжёлых условиях, но главное – у него не было морального удовлетворения, когда оно совершало службу Божию при пустых храмах. Я объяснял русским, что у них есть моральное удовлетворение – люди. А у эстонцев – пустые храмы. Тогда в быт эстонских священников вошла поговорка: «Сам служу, сам пою, сам кадило подаю». Некоторые эстонские священники работали кочегарами, работали в совхозах. И почти всех, ещё до достижения ими пенсионного возраста, я обеспечивал пенсиями из Московского Патриархата – тогда пенсии духовенству выплачивала Церковь . Тем самым эти люди не были связаны с необходимостью работать в светских учреждениях, для того чтобы прокормить себя и семью. Многие из них обслуживали по три-четыре прихода. Но, повторяю, в основном это были не приходы, а храмы. –  Была ли у властей сознательная политика уничтожать именно эстонские приходы? – Нет. Всё-таки в Эстонии не было такого разгрома Православия, как в Советском Союзе до войны или в хрущёвский период. Мне удавалось убедить эстонские власти в нецелесообразности такой политики. Скажем, в 1962 г., когда я только похоронил отца, сразу после отъезда делегации из ГДР уполномоченный предложил мне выбрать новый кафедральный собор в Таллине, поскольку молодёжь якобы хочет устроить в соборе Александра Невского планетарий, как в Риге.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Эстонская Церковь пока не получила официального уведомления о передаче в аренду двух таллинских храмов 16 апреля 2007 г. 18:18 Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) пока не получила официальной информации об объявленном на прошлой неделе журналистам решении правительства Эстонии относительно передачи в аренду верующим двух православных храмов в Таллине. Юридические действия, которыми были бы удостоверены права аренды на Казанскую и Никольскую церкви, пока не совершены, сообщили «Интерфаксу» в церковном управлении ЭПЦ МП. Как уже сообщалось, правительство Эстонии на заседании в четверг приняло решение передать ЭПЦ МП Казанскую и Никольскую церкви в Таллине. Премьер-министр страны Андрус Ансип заявил журналистам, что храмы переданы в пользование на 50 лет. Решение принято в рамках исполнения протокола о намерениях, подписанного 4 октября 2002 года тогдашним главой МВД Эстонии Айном Сеппиком и митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием . Как разъяснили «Интерфаксу» в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, согласно этому документу эстонское государство четыре с половиной года назад обязалось передать ЭПЦ МП 18 церковных зданий сроком на 50 лет за символическую арендную плату. Большая часть из них была передана приходам в прошлом и позапрошлом годах. Вопрос пока не решен в отношении упомянутой в протоколе Иоанно-Предтеченской церкви в Нымме. Все упомянутые в протоколе храмы и приходские дома и ранее использовались приходами ЭПЦ МП. Однако в 1993 году Таллинский суд принял решение о передаче их в собственность Эстонской Апостольской Православной Церкви, перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата . После долгих переговоров эта церковная организация отказалась от юридических прав на не принадлежащие ей храмы, передав их в собственность государства за компенсацию в 35 млн. эстонских крон. Однако при этом константинопольская митрополия поставила государству условие, чтобы храмы не возвращались в собственность приходам ЭПЦ МП, которые совершают там богослужение. Передача допускается лишь в аренду, в отличие от митрополии константинопольского подчинения, которая получила многочисленные объекты недвижимости на правах собственности. Часть из них впоследствии была продана. Ранее в этом году митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий заявил в интервью газете «Молодежь Эстонии», что передача храмов — это «момент положительный», поскольку храмы передаются в ведение Церкви, и она получает возможность о них заботиться. «Но передаются они нам только в аренду. А сам по себе вопрос аренды для нас унизителен, потому что раньше приходы владели храмами, построенными на средства своих прихожан, а не арендовали их», — отметил митрополит. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/229717.htm...

Митрополит Волоколамский Иларион также рассказал о предстоящем в наступившем году визите Святейшего Патриарха Кирилла в Эстонию и выразил надежду на решение проблем, связанных с церковной собственностью Московского Патриархата в этой стране. «Я хотел бы отметить определенное позитивное развитие ситуации и сказать, что уже были предприняты определенные шаги для того, чтобы Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, которая включает в себя абсолютное большинство православных верующих Эстонии, могла беспрепятственно совершать богослужения в тех храмах, которые ей принадлежат. Но проблема заключается в том, что если Эстонская Апостольская Церковь Константинопольского Патриархата получила все используемые ею храмы в собственность, то Эстонская Церковь Московского Патриархата только арендует эти храмы на разных условиях либо у государства, либо у муниципальных властей. И мы глубоко убеждены в том, что эта ситуация требует корректировки», — сказал митрополит Волоколамский Иларион. Как было отмечено на пресс-конференции, немалая часть церковных построек в Эстонии была возведена в дореволюционный период руками верующих Русской Православной Церкви. «Полагаю, что эти вопросы будут ставиться и в ходе визита Святейшего Патриарха в Эстонию, — продолжил владыка. — Я надеюсь, что рано или поздно мы придем к положительному решению». При этом митрополит Иларион подчеркнул, что главной целью и основным содержанием визита Патриарха Кирилла в Эстонию станет посещение им своей паствы. «Православная паства Эстонии, как и Латвии и Литвы, очень ждет Святейшего Патриарха. Я в этом многократно убеждался, посещая эти страны», — сказал председатель ОВЦС. На вопрос о перспективах развития теологического образования в светских вузах митрополит Иларион ответил, что в числе других важных вопросов эта тема затрагивалась на Архиерейском Соборе, она также нашла отражение в соборных постановлениях. Он напомнил, что процесс создания теологических факультетов и кафедр идет уже давно и сейчас в Российской Федерации действует более сорока таких кафедр в различных светских университетах. Не так давно была открыта кафедра теологии в НИЯУ «МИФИ», как раз в эти дни она начала свою работу.

http://patriarchia.ru/db/text/2780007.ht...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 13 1920 г. 25 октября. – Письмо Патриарха Московского и всея России Тихона Синоду православной Церкви Эстонии с сообщением постановления Высшего церковного управления Российской Православной Церкви 20 Синоду православной Церкви Эстонии. По рассмотрении в Высшем церковном управлении Российской Православной Церкви доклада Синода православной Церкви Эстонии от 24 сентября 1920 г. за 2091 по делу о хиротонии в епископский сан избранного на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Паулуса постановлено 7/20 сего октября за 326. 1. Ввиду того что до разрешения на Всероссийском церковном Соборе вопроса об устроении православной Церкви в Эстонии Церковь эта признается пока автономною, а не автокефальною и этим не исключается для епископов Эстонской Церкви ни подчинение Патриарху Московскому и всея России, ни братское единение с епископатом православной Российской Церкви, изложить относящуюся к сему часть в чине исповедания и обещания архиерейского для епископов Эстонской Церкви для употребления впредь до решения дела на Всероссийском церковном Соборе следующим образом: «Обещаюсь и церковный мир соблюдати и твердо держати и ни единым убо нравом в чесом противная православней кафоличестей восточней христианстей вере мудрствовати во вся дни живота моего. И последовати ми во всем и повиноватися всегда Святейшему Патриарху Московскому и всея России, и Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом, братии моей, во всем согласну быти и купночинну по божественным законам и священным правилом святых апостол и святых отец, и любовь духовную вседушно к ним имети, и яко братию почитати». 2. Утвердить последовавшее на съезде (конгрессе) Эстонской Церкви избрание на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса с обязательством его принять до хиротонии во епископа рясофор, согласно ст. 17 определения Священного Собора православной Российской Церкви от 1(14), 7(20), 9(22) февраля 1918 г. об епархиальном управлении, и произнести пред хиротониею архиерейское исповедание и обещание в вышеуказанном изложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мэрия Таллина поддерживает реставрацию храма Рождества Пресвятой Богородицы в эстонской столице 4 мая 2018 г. 17:40 Председатель Таллинского горсобрания Михаил Кылварт и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы (Казанской церкви) Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата священник Виктор Мельник подписали договор о выделении городом 180 тысяч евро на продолжение реставрационных работ,  сообщает пресс-служба Таллинской мэрии. Это не первый подобный договор — в 2017 году мэрия столицы поддержала ремонт крыши в храме суммой в 50 тысяч евро. Реставрация храма началась в 2016 году, в соответствии с планом работы завершатся к 2021 году. Реставрация продолжится реконструкцией отопительной и вентиляционной систем церкви, также начнется реставрация внутреннего убранства церкви и памятников старины. «Казанская церковь представляет собой большую ценность и важна не только для православной общины, но в целом имеет неоспоримое значение для истории и культуры Таллинна», — отметил Михаил Кылварт. В последние годы Казанскому собору угрожает серьезная опасность — по соседству с деревянным зданием планируется возвести комплекс высотных офисных зданий. По мнению независимых специалистов, масштабная стройка может привести к случайным повреждениям старинного строения. Опыт прежних лет доказывает, что строительство в этом районе требует особой осторожности и внимания. Разрешение на возведение высотных зданий также дала таллиннская мэрия. В 2021 году церковь Рождества Богородицы отметит свое 300-летие. Храм Рождества Богородицы был построен в Ревеле (ныне — Таллин) в 1721 году, в год окончания Северной войны. Его строил сподвижник Петра I командир местного полка полковник Шаховской. Из Санкт-Петербурга сюда были доставлены список с Казанской иконы Божией Матери и древний воинский полковой складень с тем же изображением. Именно поэтому церковь называют Казанской. Сначала храм был полковым, его стены украшали воинские складни, эти иконы сопровождали солдат в походах. Были здесь и памятные доски с именами воинов, погибших во времена турецких войн, Отечественной войны 1812 года и Русско-японской. В 1920 году храм стал приходским. Настоятелем храма в XX веке долгие годы был протоиерей Михаил Ридигер — отец будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Здесь же в детстве служил в алтаре, был псаломщиком, а потом и диаконом Вячеслав Якобс, ставший затем митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием . «Спутник» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

1. Характеристику, данную эстонскому расколу митрополитом Александром и членами Синода, нельзя не признать изложенною очень смягченно. Правда, конечно, что эстонская иерархия пошла на раскол под давлением тогдашних политических обстоятельств (и, вероятно, еще более под давлением политических деятелей) и вопреки желанию православной паствы. Правда и то, что имя Святейшего Патриарха Тихона по-прежнему возносилось митрополитом Эстонским (конечно, лишь до кончины Святейшего 25 марта/7 апреля 1925 г.), а «в храмах Эстонской Церкви не переставали возносить молитвы о Русской Церкви и поминать ее святых». Но не подлежит сомнению и то, что из двух сторон, образовавшихся вследствие раскола: с одной стороны, Московская Патриархия, а с другой, отколовшиеся от нее Латвийская, Польская, Финляндская Церкви и эмигрантские группы в Европе, Америке и пр. – Эстонская Церковь все время неизменно держалась второй стороны, а не первой. Наиболее яркие примеры. А) По смерти архиепископа Латвийского Иоанна (Поммера) управление церковной Латвией Московская Патриархия поручила митрополиту Елевферию. Вопреки этому поручению латвийские политики приглашают Эстонского митрополита и он отнюдь не отказывается. Б) Хиротония нового Латвийского митрополита была грубым нарушением канонических прав Московской Патриархии и вместе вызывающей демонстрацией против Русской Церкви вообще. И среди совершителей хиротонии мы опять видим эстонских архиереев, хотя ни в первом, ни, в особенности, во втором случае участвовать им никакой необходимости не было: приехавшие греки совершили бы хиротонию и без эстонцев. Не будем доискиваться других примеров, чтобы показать, что Церковь Эстонская держалась раскола не в теории только, но и весьма практически, активно. Этой подробностью и нужно дополнить покаяние, принесенное Преосвященным митрополитом Эстонским и Синодом. Посему, имея полную уверенность, что такое добавление благодушно приемлется кающимися, предписать Преосвященному митрополиту Литовскому – экзарху Эстонии еще раз посетить г. Таллинн и по соглашению с Преосвященным митрополитом Эстонии совершить совместное с ним, с членами Синода и др. представителями православного духовенства Эстонии Божественную литургию, перед началом которой прочитать употребляющуюся у нас в таких случаях молитву и передать от Матери Церкви лобзание о Христе мира и любви воссоединяющимся как присутствующим в храме, так и отсутствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Никто никогда не ставил под сомнение и не пытался присвоить заслуги исторической миссионерской деятельности и многочисленные связи Русской Церкви с се непосредственными соседями – эстонским народом. Но давайте не будем, Брате, переносить тяжесть проблемы с чисто духовных и моральных просьб на исторические документы и другие виды деятельности, пусть даже церковной. В данный момент мы имеем дело с односторонне и насильственно упраздненной автономией Эстонской Православной Церкви, дарованной ей Вселенским Патриархатом в 1923 г. посредством Патриаршего и Синодального Томоса. 4. Поскольку же в Вашем письме Вы пытаетесь доказать, что Православие в Эстонии на протяжении веков было связано со Святейшей Русской Церковью и только в течение 17 лет (1923–1940 гг.) поддерживало связь с Церковью Константинопольской, мы братски напоминаем Вам, что в течение многих веков – по крайней мере до 1459 г.– вся Русская Православная Церковь находилась под омофором нашей Матери Церкви Константинопольской, и даже так называемый первый «автокефальный» митрополит Московский Иона (1448–1461 гг.) признавал Вселенского Патриарха своим отцом (здесь и далее выделено в документе. – Ред.) и считал непростительной дерзостью называть его «братом», о чем свидетельствует его послание к архиепископу Полоцкому Симеону (1450–1456 гг.). Следовательно, если мы начнем отсчет истории Православия в Эстонии с основания города Юрьева в 1030 г., то вплоть до 1459 г. имеем 429-летний период пребывания в юрисдикции Вселенского Патриархата. Как известно, Православие сохранилось в Юрьеве и после взятия города тевтонскими рыцарями в 1224 г.; около 1300 г. там существовал православный монастырь, игуменом которого был будущий архиепископ Новгородский св. Моисей, а православный приход продержался до января 1472 г., когда последние 72 православных христианина вместе со своим священником св. Исидором приняли мученическую смерть. В сравнении с 429 годами, проведенными эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, общее число лет пребывания православных эстонцев в юрисдикции автокефальной Русской Церкви, по-видимому, ненамного превышает 225(1459–1472 гг., около 1560–1570 гг., 1721–1923 гг.). Но как бы то ни было, время, проведенное эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, не ограничивается 17 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010